Что такое снв 3 между россией и сша
Что такое договор о СНВ-3: справка
Россия и США подписали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в 2010 году. Документ вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Он предусматривает сокращение ядерных арсеналов двух стран таким образом, чтобы через семь лет после подписания и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Сегодня это единственный договор об ограничении вооружений, который действует между Россией и США.
Среди российских вооружений под действие договора подпадают ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М», «Воевода» и «Ярс», баллистическая ракета «Булава» и тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Среди американских – межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен», ракета «Трайдент-2», а также тяжелые бомбардировщики Б-52.
Договор остается в силе до 5 февраля этого года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет (то есть до 2026 года) по обоюдному согласию сторон.
Администрация бывшего президента США Дональда Трампа считала, что в текущем виде соглашение не отвечает интересам Вашингтона. Белый дом настаивал на выработке нового договора с привлечением Китая или на продлении соглашения, но с дополнительными условиями, в частности, с заморозкой ядерных арсеналов. Москва предлагала пролонгировать договор без каких-либо условий, позже согласилась на годичную заморозку существующих вооружений, но эта инициатива не была принята администрацией Дональда Трампа.
СНВ-3: за и против
‘+ ‘ Подписание Договора СНВ-3.
Первым российско-американским документом, который уже в ближайшее время может быть подписан президентами двух стран, вполне может стать протокол продления Договора о стратегических наступательных вооружениях — ДСНВ-3. Срок его действия заканчивается уже 5 февраля. Но Договор можно продлить. Представители администрации Джо Байдена заявили, что президент согласен продлить этот Договор на пять лет. Однако в России в последнее время все чаще можно слышать мнения, что выполнять условия СНВ-3 нашей стране якобы не выгодно. Зато выгодно США. Именно поэтому Байден, став президентом, так спешно заявил о готовности продлить Договор СНВ-3.
Справка «АС»
Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) подписан в 2010 году. По его условиям, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу ДСНВ-3 и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, а также 1550 ядерных боезарядов на них. Договор остается в силе до 5 февраля 2021 года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет по обоюдному согласию сторон.
— Первоначально наша позиция была такой: продлить ДСНВ-3 без каких-либо предварительных условий на пять лет. Но администрация Трампа выставила свои условия — продлить его на год и при этом еще заморозить на это же время арсеналы ядерных вооружений, создав механизм проверки на местах всего того, что действительно заморожено.
Так как политический прогноз, как я понимаю, больше склонялся к тому, что Дональд Трамп сохранит свой президентский пост, то для того, чтобы не дать кануть в Лету этому Договору, пришлось согласиться с предложениями американцев. Правда, скорректировав их позицию. Они требовали верификационных проверок замороженных арсеналов. Мы, чтобы вновь не допускать их на наши базы, на это не согласились. Предложили взять на себя только политические обязательства.
Но при Джо Байдене все изменилось. Он ведь был вице-президентом, когда Барак Обама подписывал этот Договор с Дмитрием Медведевым в Праге в 2010 году. И сейчас, когда сам Байден шел на президентские выборы, он обещал, что в случае, если его изберут, он продлит этот Договор на пять лет. Теперь он дал понять, что готов это сделать. Нас это вполне устраивает. Тем более без всяких предварительных условий. То есть фактически он согласился с нашей первоначальной позицией.
Справка «АС»
«У меня есть предложение, а именно продлить действующий договор без всяких условий хотя бы на год с тем, чтобы иметь возможность провести содержательные переговоры по всем параметрам тех проблем, которые регулируются договорами подобного рода, чтобы не оставить и наши страны, и все государства мира, которые заинтересованы в сохранении стратегической стабильности, без такого фундаментального документа, как Договор о стратегических наступательных вооружениях».
В.Путин, 16 октября 2020 года.
— Сейчас очень часто от разного рода экспертов можно слышать о том, что нам, дескать, продление этого Договора совсем не выгодно. И вообще любые ядерные соглашения с американцами нам не выгодны, так как при их подписании все наше новейшее вооружение, которого пока нет ни у кого в мире, может быть взято под строгий контроль. Может, не стоит нам вообще идти на какие-то соглашения? Кому они выгоднее, нам или американцам?
— А ведь такие опасные случаи, когда действия противника с его ядерными силами могли быть неправильно истолкованы, были и после Карибского кризиса.
— Конечно. Я помню осень 1983 года, когда мы сидели за своими пультами на командных пунктах РВСН, а американцы неожиданно, без всякого уведомления начали проводить крупномасштабное учение со стратегическими наступательными силами. Тогда создалась очень опасная ситуация.
— Сейчас благодаря ДСНВ-3 обо всех таких пусках ракет и учениях стороны уведомляют друг друга. Все это предусмотрено в Договоре. То есть ДСНВ-3 обеспечивает прозрачность в отношении действий ядерных сил той и другой стороны.
В том числе этот Договор снимает озабоченности тех самых наших экспертов, которые сейчас нас пугают, заявляя, что американцы якобы могут неожиданно напасть и нанести удары крылатыми ракетами по объектам на нашей территории. Так вот Договор СНВ-3 позволяет избежать подобной опасности.
— Ракетный комплекс «Авангард» подпадает под сферу охвата этого Договора. И мы о нем уже официально заявили. В самом тексте Договора предусмотрено: если появляется какое-то новое подобное стратегическое средство, то оно охватывается Договором. Для этого в Протоколе к Договору прописана соответствующая процедура.
Мы свой «Авангард» заявили и показали американцам еще в конце 2019 года, во время постановки первого полка с этим ракетным комплексом на боевое дежурство. Так что у американцев на этот счет больше нет вопросов.
— А когда появится тяжелая ракета «Сармат», которая придет на смену «Сатане»? Она ведь, кажется, еще не прошла летных испытаний?
— Появится «Сармат», покажем и его. Это делается не когда комплекс создается, а в момент, когда он развертывается, поступает в войска и готовится к заступлению на боевое дежурство. Примерно так, как это и было в Домбаровской дивизии, где американцам показали первый полк с «Авангардом». Они тогда посетили эту воинскую часть, и никаких претензий у них не возникло. Вся процедура проверки, которую они провели в соответствии с ДСНВ-3, Протоколом описана. И если у американцев появится новый тип ракет, значит, они должны будут точно так же продемонстрировать его нам.
— При Трампе, отказываясь продлять ДСНВ-3, американцы выдвигали ряд дополнительных условий. В частности, они хотели бы охватить контролем такие наши перспективные типы вооружений, как автономный беспилотный подводный аппарат «Посейдон» или крылатая ракета неограниченной дальности «Буревестник». Теперь уже при Байдене о них идет речь в связи с продлением ДСНВ-3?
— Нет. Эти образцы вооружений под ДСНВ-3 не подпадают. Они — предмет будущих новых договоренностей.
Справка «АС»
«Сейчас у России намного больше ядерных боеголовок для систем нестратегического радиуса, чем боеголовок для систем вооружений, подпадающих под СНВ-3, и они каждый год добавляют все больше… Мы ясно говорили, что хотим продлить договор СНВ-3, но только если он будет сопровождаться рамочным соглашением, которое покрывает все боеголовки, а также развернутым режимом верификации».
Спецпредставитель президента США Дональда Трампа по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, 8 декабря 2020 года.
— Но ведь за эти пять лет, пока будем договариваться, и мы, и американцы успеем наделать кучу новых вооружений круче «Посейдонов» и «Буревестников». Или есть договоренность в течение пяти лет приостановить разработку новых вооружений?
Договор не накладывает никаких ограничений, кроме тех, которые определены его параметрами. То есть необходимо, чтобы соблюдалось закрепленное документом количество развернутых ядерных носителей — не более 700 единиц. А также число развернутых ядерных боезарядов оставалось не более 1550, а развернутых и неразвернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков — не более 800 штук. В этих параметрах должна оставаться каждая из сторон.
— Виктор Иванович, вот вы вспомнили про цифры. А как вообще с начала подписания ДСНВ-3 менялось количество боезарядов, носителей у нас и у американцев? Цифры были установлены такие, что поначалу, я помню, американцам приходилось сокращать свои ядерные вооружения, а нам, наоборот, чуть ли не увеличивать?
— Если говорить об общем количестве пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков — развернутых и неразвернутых, то и у России, и у США их тогда было более 800. У американцев — 1124, а у нас — 865.
Что касается только развернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков, то у нас их было менее 700. У американцев — около 900. Вот потому американцы развернутые пусковые установки и сокращали. А нам развернутые сокращать не пришлось. Причем мы до сих пор так и не доросли до цифры 700 развернутых носителей. Это происходит потому, что у нас снимают с вооружения старые ракетные комплексы, такие как «Тополь». Нам приходится компенсировать эту «естественную убыль» новыми ракетами. Теми же «Ярсами».
5 февраля 2018 года все контрольные цифры Договора были выполнены, и с этого момента они соблюдаются. То есть сейчас ситуация такова, что ни мы, ни американцы верхних планок, установленных ДСНВ-3, не достигли.
Но ведь их необязательно иметь именно 700 единиц. Каждая сторона просто не должна превышать это количество. А иметь можно хоть 500, хоть 400 — это дело каждого. У американцев, кстати, их тоже чуть меньше 700. Вот они, к примеру, вывели лодку на неплановый ремонт, и развернутых носителей сразу стало чуть меньше.
— А если ее снова введут в строй, то количество развернутых носителей опять увеличится?
— Да, но оно благодаря Договору СНВ-3 не превысит 700 единиц.
А мы вот, как и раньше, все еще только пытаемся добраться до этой цифры, так как темпы снятия старых ядерных вооружений у нас не компенсируются количеством ввода новых. Возможности ограничены как по финансам, так и по производству.
— Официальная позиция по этому поводу уже объявлена нашим президентом. Он сказал, что мы готовы вести переговоры по этим типам вооружений. Но вот как и о чем мы договоримся — это уже другой вопрос. Но мы готовы рассматривать все вооружения, которые решают стратегические задачи.
— Почему стратегические? Эти же вооружения не межконтинентальной дальности?
— Не пугайте поляков. Они и без того так перепуганы, что сами готовы платить за то, чтобы американцы разместили у них на территории свои базы.
— Это всего лишь пример военного стратегического решения.
— А что, на ваш взгляд, для американцев самое главное в исполнении Договора СНВ-3? Или в каком-то следующем ядерном договоре, который пока неясно, как будет называться? Наверное, режим верификации, то есть контроль?
— Самое главное и для американцев, и для нас — это, во-первых, ограничение развернутых стратегических ядерных вооружений, а во-вторых, прозрачность в отношении деятельности стратегических наступательных сил, а для нас — стратегических ядерных сил. Такая прозрачность позволяет не беспокоиться другой стороне. И в-третьих, это возможность контролировать развитие ядерных сил друг друга путем проведения инспекций на местах. И американцам сейчас выгодно это. Это для них — большой плюс.
— Почему?
— Согласно своей программе модернизации и обновления ядерных вооружений они начнут вводить в строй новые системы после 2025 года. Мы же это делаем уже сейчас. Им это важно контролировать.
Для нас тоже выгодно, чтобы американцы не выходили из Договора. Иначе, если они выйдут из него, то сразу увеличат количество развернутых ядерных боезарядов за счет возвратного потенциала. То есть за счет тех ядерных боеголовок, которые они сняли с нынешних носителей, но не уничтожили, а складировали. Они их снова установят, и будут превосходить нас по их числу более чем в полтора раза.
Мы такой возможности не имеем, так как у нас нет свободных мест на наших развернутых носителях. Количество таких носителей у нас менее 700. Причем намного. Согласно опубликованным данным, у нас 510 развернутых носителей. Так что продление Договора СНВ-3 и заключение новых ядерных договоренностей выгодно обеим сторонам — и России, и США.
«Согласовать интересы сторон»: что ждёт российско-американский договор СНВ-III в 2021 году
Российско-американский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II) был подписан 3 января 1993 года в Москве.
Он предполагал, что стороны сократят число ядерных боезарядов на стратегических носителях до уровня 3—3,5 тыс. единиц и ликвидируют все баллистические ракеты наземного базирования, оснащённые более чем одним боевым блоком.
Однако соглашение было подвергнуто серьёзной критике частью российской военно-политической элиты и экспертного сообщества, поскольку документ, в частности, вынуждал Россию в значительной степени изменить традиционную структуру отечественных стратегических наступательных вооружений, предполагая уничтожение многозарядных межконтинентальных баллистических ракет.
Договор СНВ-II был утверждён Москвой в 2000 году вместе с Нью-Йоркскими протоколом и договорённостями по ПРО — эти документы рассматривались единым пакетом и подлежали одновременной ратификации.
Однако американский конгресс, ранее приняв само соглашение, не приступил к ратификации Нью-Йоркского протокола и договорённостей по ПРО.
Кроме того, 13 июня 2002 года Соединённые Штаты вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Это было отнесено федеральным законом о ратификации СНВ-II к исключительному обстоятельству, дающему РФ право покинуть это соглашение, что Москва и осуществила уже 14 июня.
Российский МИД заявил, что «Россия отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления договора СНВ-II в силу и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот договор объекта и цели».
«Последний договор, ограничивающий крупнейшие ядерные арсеналы»
Таким образом, СНВ-II прекратил существование, так и не начав своего действия. На смену СНВ-I в 2009 году был разработан договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III).
Однако его действие также скоро истекает — в начале февраля 2021 года. Стороны могут пролонгировать СНВ-III ещё на пять лет. Москва неоднократно заявляла о готовности пойти на такой шаг. Так, 23 декабря российская сторона в очередной раз призвала Вашингтон продлить соглашение. Об этом сообщило посольство России в Вашингтоне в своём Facebook.
«Продление даст России и США время для нахождения точек соприкосновения по вопросу о способах адаптации режима контроля над вооружениями к нынешней обстановке в сфере безопасности. Призываем американскую сторону использовать тот небольшой промежуток времени, что остаётся до 5 февраля, чтобы сберечь договор СНВ-III во благо наших стран и всего мира», — отметили в ведомстве.
В посольстве подчеркнули, что предложение президента России Владимира Путина продлить соглашение без предварительных условий остаётся актуальным.
Кроме того, Москва добровольно расширила действие договора о стратегических наступательных вооружениях на гиперзвуковую систему «Авангард». Об этом 25 декабря заявил в интервью РИА Новости директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков.
«Сделано это было в духе доброй воли, несмотря на ряд вопросов правового характера, возникающих в том числе в отношении неконструктивных подходов США к контролю над подобными системами. Эти вопросы ещё предстоит урегулировать. В целом мы открыты к обсуждению данной проблематики и в многосторонних форматах», — сообщил Ермаков в интервью РИА Новости.
Напомним, СНВ-III был подписан президентами США и России в 2010 году сроком на десять лет и вступил в силу 5 февраля 2011-го. Это последний договор между Москвой и Вашингтоном, который ограничивает крупнейшие мировые ядерные арсеналы.
Однако американская сторона ещё не приняла окончательного решения относительно судьбы соглашения.
Как сообщил спецпосланник президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, Соединённые Штаты «не заинтересованы в том, чтобы просто продлить срок действия договора СНВ-III».
«Как я уже говорил, этот документ с трудом получил одобрение в сенате. Против было 27 голосов, а чтобы похоронить соглашение, достаточно 34. Принятие СНВ-III встретило столь сильное сопротивление в сенате как раз потому, что это соглашение для США было невыгодным. Под его действие подпадало около 90% (ядерного. — RT) арсенала США и всего лишь примерно 40% российских (ядерных. — RT) вооружений», — отметил Биллингсли во время беседы с экспертами Фонда защиты демократий. Соответствующая аудиозапись была размещена на сайте организации 22 декабря.
«Мы понимаем, что у России возникли современные гиперзвуковые системы, которых нет ни у кого в мире. Мы отдаём себе в этом отчёт. Мы же не против того, чтобы учитывать это обстоятельство. Но с нами до сих пор никто на этот счёт никак не разговаривает», — подчеркнул российский лидер.
Как заявила 10 декабря официальный представитель МИД России Мария Захарова, в вопросе о продлении СНВ-III «просматривается стремление переложить на российскую сторону ответственность за тупик, в который администрация США завела консультации по данной тематике своими бесконечными попытками «поднять планку» и выторговать для себя существенные односторонние преимущества».
«Долгая и кропотливая работа»
Однако, как прогнозируют эксперты, американский подход относительно ситуации вокруг СНВ-III может измениться с приходом к власти демократа Джо Байдена, инаугурация которого должна состояться 20 января.
Представитель Демпартии ещё до президентских выборов, в июле 2019 года, в своей предвыборной речи обещал продлить договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
29 декабря глава МИД России Сергей Лавров выразил надежду, что новая администрация Белого дома будет так же, как и российская сторона, «исходить из очевидности того факта, что продление договора СНВ без каких-либо дополнительных условий и желательно на максимально предусмотренный в нём пятилетний срок отвечало бы интересам безопасности обеих наших стран и всего международного сообщества».
«Судя по заявлениям для СМИ, команда избранного президента Байдена, в отличие от наших нынешних партнёров по диалогу, не заинтересована в том, чтобы превращать договор СНВ в заложника своих амбиций и пытаться «продавливать» заведомо нереалистичные запросные позиции. Если это действительно так, в чём ещё предстоит убедиться, то шансы на достижение договорённости о продлении договора до истечения срока его действия в феврале 2021 года по-прежнему сохраняются», — сказал министр в интервью МИА «Россия сегодня».
Научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин допускает вероятность того, что Байден продлит СНВ-III.
«По крайней мере, демократ утверждал, что хочет вести этот диалог с Россией, и даже обещал пролонгировать соглашение. К положительным обстоятельствам также можно отнести то, что договор был заключён администрацией Барака Обамы, а потому Байден не будет намеренно стремиться его аннулировать», — заявил аналитик в беседе с RT.
Более того, Байден, вероятно, не станет настаивать на подключении к СНВ-III Китая, как это делал Дональд Трамп, полагает Блохин.
Политолог Александр Асафов, в свою очередь, заявил, что мера России добровольно расширить действие договора о стратегических наступательных вооружениях на гиперзвуковую систему «Авангард» также может способствовать переговорному процессу.
«Это подача в сторону Соединённых Штатов, чтобы создать дополнительную возможность возвращения к обсуждению ряда договоров по ограничению конвенционального и неконвенционального вооружения. Будет ли этот шаг должным образом понят, трактован, будет ли на него ответная реакция — посмотрим. Подобное действие исходит от РФ, поскольку договорённости в рамках СНВ-III нужны для безопасности всего мира», — считает эксперт.
Блохин спрогнозировал, что договор в конечном счёте будет продлён на год, как и предлагала Москва, «в том варианте, в котором он есть сейчас».
«Это нужно, чтобы в течение 12 месяцев можно было согласовать интересы сторон для будущего договора», — пояснил аналитик.
Блохин отметил, что вокруг нового соглашения будет множество дискуссий.
«Это очень долгая и кропотливая работа», — сказал аналитик.
Схожей точки зрения придерживается и военный эксперт Иван Коновалов. По его мнению, продлением договора на год «Байден хочет создать переговорную ситуацию».
«Будут сформулированы новые требования, огромный список претензий и обвинений по отношению к России. Впрочем, это типичная позиция американской стороны. Новая администрация Белого дома вряд ли захочет отказываться от стратегии, согласно которой во всём виновата российская сторона», — отметил эксперт.
В случае непродления
Если же и новая администрация Белого дома не пойдёт на пролонгацию, договор СНВ-III будет разрушен, как и предыдущие соглашения, касающиеся сокращения стратегических сил.
Как отметил Константин Блохин, непродление СНВ-III приведёт к бесконтрольной гонке вооружений.
«Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений обеспечивает гарантии контроля, некоторую прозрачность: стороны посещают друг друга с инспекциями, осуществляют мониторинг количества вооружений. Если всего этого не будет, последует бесконтрольная гонка вооружений, которая впоследствии затронет и другие страны», — сказал эксперт.
Иван Коновалов, в свою очередь, обратил внимание на то, что Соединённые Штаты «последовательно уничтожили почти все договоры, которые поддерживали мировую систему безопасности».
«Были разрушены в том числе ПРО, ДРСМД, Договор по открытому небу, а теперь на очереди СНВ-III. Такая позиция в США была выработана отчасти экспертным сообществом, которое предъявило эту стратегию военно-политической страте, чтобы помочь Соединённым Штатам сохранить позиции гегемона», — заключил аналитик.
Бесперспективно: США и Россия по-разному видят будущее СНВ-3
Москва и Вашингтон продолжают по-разному оценивать будущее договора СНВ-3, истекающего в феврале следующего года. Так, в России уверены, что шансы продлить действие документа «стремятся к нулю» из-за позиции США. Американцы при этом утверждают, что страны уже достигли принципиального согласия и смогут утрясти все формальности до президентских выборов, которые пройдут в США через три недели. Что будет с соглашением и удастся ли его подписать до 3 ноября — в материале «Известий».
Джентльменское соглашение
«Я лично не вижу такой перспективы [продления договора СНВ-3. — «Известия»]. Мои коллеги, которые работают в межведомственном формате и встречаются с американской делегацией, тоже не видят такой перспективы. Хотя мы никогда не скажем, что мы хлопаем дверью и заканчиваем все контакты. Нет. Но мы просто объясняем, что невозможно вести разговор на основе выдвинутого ультиматума, полностью игнорирующего все те принципы, которые десятилетиями были признаны в качестве основы наших договоренностей по СНВ-1 и так далее», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью представителям радиостанций Sputnik, «Комсомольская правда» и «Говорит Москва».
Договор СНВ-3, подписанный между Россией и США, вступил в силу 5 февраля 2011 года сроком на 10 лет. Согласно этому документу, каждая из сторон сокращает и ограничивает свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы через семь лет (и в дальнейшем) суммарные количества вооружений не превышали 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Помимо этого соглашение обязывало Москву и Вашингтон дважды в год обмениваться информацией о количестве боеголовок и носителей.
В США тем временем заявляют, что Вашингтон и Москва уже достигли принципиального согласия по продлению договора СНВ-3. Спецпосланник президента по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли сообщил, что Вашингтон готов «уже завтра» продлить документ в обмен на обоюдную заморозку ядерных арсеналов. Вторым условием он назвал дополнительные существенные меры верификации всех ядерных зарядов, так как Россия, по его словам, «постоянно нарушает условия договора». Вашингтон надеется, что это «джентльменское соглашение» одобрит российский парламент, добавил Биллингсли.
Транспортно-пусковой контейнер комплекса РС-24 «Ярс»
Комментируя заявления американского коллеги, замглавы МИД России Сергей Рябков отметил, что Вашингтон не получит никакого соглашения по ядерным арсеналам, «если американцам нужно доложить своему начальству что-то, о чем они якобы договорились с Российской Федерацией до их выборов». Дипломат назвал предложение США о заморозке тактических вооружений РФ в рамках ядерной сделки неприемлемым для России, поскольку оно «учитывает только интересы Вашингтона». Он также отметил, что, заявляя о достижении «принципиального соглашения с Москвой по ДСНВ», США выдают желаемое за действительное.
Шансы стремятся к нулю
Сергей Лавров, в свою очередь, и вовсе назвал нечистоплотными заявления американского представителя о том, что Москва и Вашингтон «выходят на договоренности к президентским выборам в США», Россия «замораживает все ядерные боеголовки» и «очень хочет, чтобы Китай к этому присоединился». Глава российского МИДа пояснил, что в переговоры между Москвой и Вашингтоном американцы пока не включили свою программу молниеносного глобального удара — стратегические носители, которые, согласно целям этой программы, могут достигать любой точки земного шара за один час.
Тестовый запуск ракеты Trident II ВС США
При этом американские власти продолжают настаивать на том, что в последние несколько недель было достигнуто понимание между Москвой и Вашингтоном. Об этом, в частности, заявил госсекретарь США Майк Помпео. «Я надеюсь, что русские найдут способ согласиться с нашим предложением, которое, как я думаю, отвечает и их главным интересам, и нашим главным интересам», — отметил глава Госдепа.
В интервью американскому изданию The National Interest заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков и вовсе признал, что шансы на продление Договора о сокращении и ограничениях стратегических наступательных вооружений между Россией и США «стремятся к нулю». Из заявлений дипломата следует, что в Москве уже фактически не надеются, что Вашингтон согласится продлить этот договор еще на пять лет. «Я думаю, что 5 февраля 2021 года договор просто истечет, его действие прекратится. Никакого договора 6 февраля у нас уже не будет», — сделал пессимистичный прогноз замминистра иностранных дел.
«До выборов в США соглашений не будет»
Поводов для оптимизма американская сторона в последнее время действительно не давала. «Продлению договора мешает попытка текущей американской администрации решить этим свои внутренние проблемы, фактически они хотят получить к выборам некий документ, который можно представить своей победой. Но условия, которые они предлагают, неприемлемы», — уверен эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник.
По большому счету США пытаются выторговать у России определенные политические обязательства по формату и составу будущих переговоров о следующем договоре СНВ — взамен на согласие продлить действующее соглашение, полагает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Константин Богданов. «Сюда же относится и требование замораживания всех, а не только стратегических ядерных арсеналов и углубление мер верификации и контроля, а также попытки ограничить срок действия продленного договора СНВ не пятью годами, как предусмотрено соглашением, а 1–2 годами, чтобы держать Москву «в тонусе», — пояснил специалист. Россия, по мнению Богданова, не торопится подписывать документ на таких условиях. «Американцы всё сильнее демонстрируют свою зависимость от надвигающихся выборов: им нужна хоть какая-то «бумага» до голосования и они заметно нервничают. Именно поэтому прямо сейчас, до выборов, никаких соглашений на американских условиях не будет», — считает эксперт.
«Основа наших стратегических отношений»
Впрочем, если следующим президентом США станет Джозеф Байден, шансы на продление договора повысятся. Кандидат от демократов выступает за полномасштабное продление договора СНВ на пять лет без всяких предварительных условий. «С Байденом подписание документа будет более реально. Демократы считают, что договор важен, несмотря на их негативное отношение к России, они готовы его продлевать, готовы договариваться. Демократы могут оказаться Москве менее удобны, но не в случае с ДСНВ», — пояснила в разговоре с «Известиями» руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева.
Американист отмечает важность ДСНВ для России. «Мы заинтересованы в этом договоре по многим причинам. Во-первых, это принципиальная основа наших стратегических отношений с США, если ее не будет, отношения фактически сойдут на нет. ДСНВ — это единственное, что нас связывает на сегодняшний день, — отметила политолог. — Во-вторых, Россия считает, что этот договор стратегически важен с точки зрения глобальной безопасности в целом. Альтернативы ему на сегодняшний день нет».