Что такое собеседник в русском языке 3 класс
Урок русского языка в 3 классе на тему «Собеседники. Диалог»
3 класс. Русский язык. Урок 2. Дата: 5.09.17
Тема: Собеседники. Диалог.
Цель: повторить признаки и типы текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и составлять разные типы текстов; аргументированно отвечать и доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему; работать по алгоритму написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием.
Оборудование: карточки с заданиями.
1. Словарная работа
— Из отрывков прочитанных произведений выпишите слова с непроверяемым написанием. Подчеркните орфограммы.
Лечу я на своем коне,
Насос и клей всегда при мне.
Случится с камерой беда —
Я починю ее всегда.
Чтоб ботинки жили дружно,
Их поставить рядом нужно,
Посмотреть на них и, если
Их носочки будут вместе,
Надевай смелей на ноги —
Не поссорятся в дороге.
Где ночует ветерок?
У развилки трех дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
Как распустилась? Ты рада теплу?
Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел.
Крошка сын к отцу пришел,
Осень. Дожди. Плохая погода.
Завтра хлынет дождик быстрый.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
— Прочитайте слова. Назовите выделенную орфограмму. (Всегда, вместе, ветерок, здравствуй, сегодня, погода, завтра, приветливо.)
— Как можно проверить написание этих слов? ( Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя.)
— Запишите еще три слова с непроверяемым написанием.
2. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемым и непроверяемым написанием
— Какие орфограммы есть в словах «сады» и «привет»? ( Безударные гласные.)
— Как проверить эти безударные гласные? (В слове «сады» безударная гласная проверяется словом «сад», в слове «привет» гласная не проверяется, ее надо запомнить.)
— Сравните слова «здравствуй» и «поздно». Какие орфограммы есть в этих словах? ( Непроизносимые согласные.)
— Можно ли проверить их написание? (В слове «здравствуй» непроизносимую согласную проверить нельзя, ее надо запомнить, в слове «поздно» — можно, проверочное слово «опоздать».)
Итак, написание одних слов надо запомнить (это слова с непроверяемым написанием), других — можно проверить (это слова с проверяемым написанием).
— Спишите слова в два столбика: в первый — слова с непроверяемым написанием, во второй — с проверяемым написанием.
Сидит, макушка, радостно, завтра, солнце, здесь, потом, привет.
(Проверка. Ученик читает слово, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Самоопределение к деятельности
— Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? (Ответы учащихся.)
— Ответ каждого из вас на мой вопрос о 1 сентября — это небольшой текст.
— Прочитайте вопрос, который задает Совенок, в учебнике на с. 7. Это тема нашего урока.
Работа по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте строки из стихотворения Валентина Берестова «Первое сентября».
(По заданиям. Коллективно.)
(Учащиеся составляют предложения по вопросам упражнения.)
— Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения? (Имена нарицательные пишутся со строчной буквы, собственные — с заглавной.)
(Учащиеся записывают: мальчик Петя Иванов, подруга Галя Сидорова, учительница Нина Петровна.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
(Самостоятельно после предварительного разбора по шагам.)
К какому тексту подходит заглавие «Золотая осень», а к какому — «Поздняя осень»?
(Проверка. Ученик читает предложение, объясняет орфограмму. Остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
Какого типа текст вы записали? (Описание.)
Вспомните, какие еще типы текстов существуют. ( Повествование, рассуждение.)
Что такое текст? ( Текст — это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Их объединяет общая тема.)
Что такое тема текста? ( Тема — основное содержание текста, то, о чем в нем говорится.)
Что такое главная мысль текста? ( Главная мысль — это самое важное в тексте.)
(Учитель раздает детям распечатки текстов.)
Прочитайте, определите тип текста. ( 1. Описание. 2. Рассуждение. 3. Повествование.)
Волчье лыко цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Рас полагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков- цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.
К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.
Волчье лыко становится все более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так как отдельную ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, ведь оно небольшое.
Подведение итогов урока
— Какие типы текстов вы знаете?
— Какие орфограммы вспомнили на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— Что хотели изменить?
(Учитель предлагает подсчитать число плюсов в тетради, отмечает детей, набравших наибольшее их количество.)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме» Общение собеседников»
В конспекте урока по русскому языку в 3 классе подобран материал по теме «Общение». Изучены понятия: диалог, спор, собеседники.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме» Общение собеседников»»
Повторяем – узнаём новое.
Сформировать представление о схеме общения, его видах и формах.
Ввести правила ведения беседы.
Научить использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы.
Изучение схемы общения. Создание описательного текста с использованием текстов литературных произведений.
—формулировать правила позитивного диалога,
—строить диалог, используя вежливые слова.
-составлять и писать диалог, используя правила ведения диалога,
—составлять текст на заданную тему,
— использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний;
— писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);
— выделять главную мысль текста.
— возможность адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
— интерес к изучению темы;
— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета и схемы общения;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;
— отбирать необходимую информацию;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;
— научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, выбирая основания и критерии для указанных операций
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом;
— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;
— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— возможность формулировать цели урока;
-принимать и сохранять учебную задачу
— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре;
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речь для представления результата;
— возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Технология изучения темы.
Тема «Жизнь дана на добрые дела».
Тема «Современные виды связи».
Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь № 1, методическое пособие для учителя, Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки по русскому языку»4 класс,М, «ВАКО»,2014 год..
Комплект наглядных пособий «Вежливые слова диалога».
Карточки с индивидуальными заданиями.
Электронное приложение к уроку. «Цель речевого общения».
2.Другие формы работы:
-мотивировать к изучению темы;
-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме;
-выявить представления о схеме общения.
Общаясь друг с другом, люди ведут разговор.
-Как называется разговор двух людей?
-С какой целью люди вступают в диалог?
-Какой должна быть речь собеседника?
-Представьте ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали почитать ему интересную книгу. Он может попросить разными способами.
( Читают ранее подготовленные учащиеся.
Пожалуйста, дай мне книгу на несколько дней!
А ну –ка дай мне свою книгу немедленно!
Живо принеси книгу, а то получишь! )
-Составьте диалог на эту тему. ( Учитель обращает внимание учащихся на использование речевого этикета.)
Сегодня на уроке будем говорить о цели и результате общения.
— проявлять интерес к изучению темы;
— вести диалог в необходимой ситуации.
2 этап. Актуализация.
-повторить знания о ведении беседы, диалога;
-научить оформлять диалог на письме.
Введение новых слов: беседа, беседовать, прекрасный, прекрасно.
Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.
-прочитайте слова, определите количество слогов, ударные и безударные слоги, найдите « слабые» позиции в словах. Запишите в словарь.
-Объясните значение слов «беседа», «собеседник».
-Как в общении мы стараемся достичь цели?
Сравнить с речью И.И.Самоварова. стр.8.
Рассмотрите схему общения.
— развить желание научиться правильно вести диалог
— вести диалог в необходимой ситуации.
3 этап. Выявление места затруднения.
— о понятиях «диалог», «ссора»;
— о правилах оформления предложения на письме;
— о правописании изученных орфограмм;
— представления о формах речевого общения: беседа, дискуссия, пререкание, спор, ссора.
Сегодня на уроке научимся это делать.
Объясните значение слова «диалог» (от греч. «разделённая речь»).
Объясните значение выражения «речевой этикет».
Задание 2 Учебник, стр. 8 упр.9.
-Какой текст получился : научный или художественный?
Диалог ведут спокойно и доброжелательно. Надо слушать собеседника и понятно отвечать на его вопросы. Диалог может быть позитивный, в виде разговора, дискуссии (спора), и негативный, в виде ссоры. Для разговора характерна беседа, в которой участники обмениваются информацией, впечатлениями, добрыми словами. В диалоге следует терпеливо объяснять, убеждать собеседника, не вступать с ним в ссору, разговаривать нужно вежливо. Умело вести дискуссию — значит, исключить ссору, но позволить собеседнику вступить в спор и убедительно представить своё мнение.
— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру беседы и обосновывать своё мнение;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
— определять тему диалога;
— оформлять главную мысль ключевыми словами;
— восстанавливать диалог из отдельных предложений;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
Работа в группах по карточкам. (Приложение №1)
— отбирать необходимую информацию;
—обосновывать своё мнение;
— определять структуру диалога;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
5 этап. Первичное закрепление.
-определять слова, характеризующие диалог и ссору;
— восстанавливать текст из отдельных предложений;
— составлять текст на заданную тему, используя план и вопросы;
-отличать диалог среди других текстов.
Задание 1 Учебник, стр. 9 упр.10.
Конспект урока русского языка по теме» Собеседники. Диалог.»(3 класс)
Повторяем – узнаём новое.
Речь устная и письменная.
Сформировать представлениео диалоге и собеседниках.
Ввести правила ведения диалога и монолога.
Научить использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы.
Изучение различий в ведении диалога и чтении обычного текста. Создание описательного текста с использованием текстов литературных произведений.
Диалог, монолог, дискуссия, общение, речь, собеседник, текст, язык.
— формулировать правила позитивного диалога и монолога,
— строить диалог, используя вежливые слова.
— составлять текст на заданную тему, используя содержание литературных произведений,
— использовать слова для выбора при оформлении письменных высказываний;
— писать слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);
— выделять главную мысль текста.
— возможность адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
— интерес к изучению темы;
— желание помочь Ване корректно вести диалог;
— творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения.
— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета ;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру письма и обосновывать своё мнение;
— отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений и обосновывать своё мнение;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога с разными социальными службами;
— получит возможность научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, выбирая основания и критерии для указанных операций
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом;
— выполнять учебное действие в соответствии с правилами ;
— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— возможность формулировать цели урока;
-принимать и сохранять учебную задачу
— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
— учитывать мнение партнёра при работе в паре;
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога ;
— адекватно использовать речь для представления результата;
— возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;
-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Технология изучения темы.
Тема «Картины русской природы».
Тема «Современные виды связи».
Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь № 1, методическое пособие для учителя, Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки по русскому языку»4 класс,М, «ВАКО»,2014 год..
Комплект наглядных пособий «Вежливые слова диалога».
Карточки с индивидуальными заданиями.
Электронное приложение к уроку. «Речь устная и письменная».
2.Другие формы работы:
-м отивировать к изучению темы;
-с тимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме;
-в ыявить представления о возможном диалоге со службами экстренной помощи.
Ваня заболел и решил позвонить в поликлинику, чтобы вызвать врача домой.
— Я заболел, позовите врача.
— У меня болит голова, позовите врача.
— Назовите ваш адрес.
— Вызов принять не могу.
Ребята, почему Ване не удалось вызвать врача домой?
Школьники высказывали разные предположения, но пришли к выводу, что Ваня и регистратор не поняли друг друга.
Как надо правильно вести диалог со службами экстренной помощи? Дискуссия показала, что учащиеся пока не знают некоторых правил ведения диалога.
Есть ли у вас желание этому научиться?
— проявлять интерес к изучению темы;
— вести диалог в необходимой ситуации.
2 этап. Актуализация.
-повторить знания о ведении беседы;
Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.
-прочитайте слова, определите количество слогов, ударные и безударные слоги, найдите « слабые» позиции в словах.
-запишите слова в словарик.
Объясните значение слов «устная речь», «письменная речь», «диалог», «монолог».
Задание 2 Учебник, стр. 6, упр. 4.
Рассмотрите рисунки, определите тему беседы каждой пары и обоснуйте своё мнение.
Задание 3 Учебник, стр. 6, упр. 5.
Составьте текст беседы Ани и Вани о том, как они провели лето.
Аня: «Летом мы с семьёй путешествовали…»
Ваня: «Я всё лето провёл…»
Закончить высказывания в тексте упр.5
Определить в упр.4 и 5 диалог и монолог. Обосновать своё мнение.
— развить желание научиться правильно вести диалог
— вести диалог в необходимой ситуации.
3 этап. Выявление места затруднения.
А ктуализировать знания:
— о понятиях «беседа», «письмо»;
— о правилах оформления предложения на письме;
— о правописании изученных орфограмм;
— представления о формах речевого общения: беседа, письмо.
Объясните значение слов «записка», «письмо».
Задание 2 Учебник, стр. 7, упр. 7.
Как правильно составить текст? Обоснуйте своё мнение.
— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру письма и обосновывать своё мнение;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
— определять тему текста;
— оформлять главную мысль ключевыми словами из текста;
— восстанавливать текст из отдельных предложений;
— составлять текст на заданную тему, используя план и вопросы;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
Расскажите, что вы знаете о тексте.
Можно ли озаглавить текст, не определив его главную мысль? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 Учебник, стр. 7, упр. 6, с взаимопроверкой.
Определите тему текста.
Сформулировать правило о монологе и диалоге. Сверить с учебником на стр.7.
— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;
— обосновывать своё мнение;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И га землю тихо сели.
5 этап. Первичное закрепление.
-определять тему и основную мысль текста;
— восстанавливать текст из отдельных предложений;
— составлять текст на заданную тему, используя план и вопросы;
-отличать диалог среди других текстов.
Составьте текст описание о приметах осени, используя содержание прочитанных произведений А. Пушкина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова.
Начните свой текст так:
Вот и наступила осень…
— отбирать необходимую информацию;
— обосновывать своё мнение;
— определять структуру текста;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
5 этап. Самостоятельная работа.
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;
в новых словарных словах;
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Задание 1 Рабочая тетрадь, стр. 5, упр. 3, с взаимооценкой.
Я … (очень, не очень)доволен(льна) результатом твоей работы.(Почему?)
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
6 этап. Повторение пройденного материала.
Используя электронные ресурсы повторить :
— о понятиях «беседа», «диалог», «письмо»;
— о правилах оформления предложения на письме;
— о правописании изученных орфограмм.
— представления о формах речевого общения: беседа, письмо.
— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс. Тема «Речь устная и письменная.» Задание «Вежливые слова».
Выбрать слова и выражения, недостающие в диалоге.
— отбирать необходимую информацию;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— возможность адекватно оценивать свою деятельность;
-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
-чему научились на уроке;
-в чём были трудности.
— Какое задание было интересно выполнять?
-Где допустили ошибку7
-Кому нужна помощь учителя или товарища?
— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;
— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;
— определять структуру письма и обосновывать своё мнение;
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
8 этап. Подведение итогов урока.
Подвести итоги работы на уроке.
Проверить знания о диалоге и собеседниках.
Ответить на вопросы:
— Для чего людям нужна речь?
-Какой может быть речь?
-Какие средства помогают людям в общении7
-Какие орфограммы вспомнили на уроке?
— планировать своё действие в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.
9 этап. Домашнее задание.
Задание на карточке. (Приложение 1). Выставление оценок за работу на уроке.
Составьте диалог Вани с регистратором поликлиники и напишите его, используя вежливые слова.
Составьте и напишите диалог Вани и диспетчера службы пожарной безопасности, используя правила ведения диалога.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-650327
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.