Что такое собирательство 5 класс

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 3. Первобытные собиратели и охотники

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) – это период в истории человечества до изобретения письменности.

Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда и т. д.

Религиозные верования – это система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное.

Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Около 2,5 миллионов лет назад, согласно исследованиям, появились первобытные собиратели и охотники, которых принято называть древнейшими людьми. Останки австралопитеков и питекантропов – далёких предков современного человека – были обнаружены в Африке, которая считается прародиной человечества.

Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Основных теорий происхождения человека две: сотворение и эволюция. Рассмотрим их по порядку.

Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. В древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.

В XVIII веке возникла теория эволюции. Её суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались.

Приплюснутый широкий нос на грубом лице, массивный надбровный валик, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, – таков портрет древнейшего человека, очень похожего на обезьяну. Ходили люди еще не совсем прямо, походка была прыгающая. Длинные руки достигали колен. Разговаривать они еще не умели и, как животные, криками отпугивали хищников или звали на помощь в случае опасности. Следует отметить, что жили люди человеческими стадами, потому что выжить в одиночку было невозможно.

Одно из отличий человека от животного – это умение создавать нечто новое. Древнейшие люди уже миллионы лет назад научились изготавливать орудия труда. Давайте представим, как это было. Вот они подошли к речушке, отыскали на мелководье подходящие камни – гладкую округлую гальку. Именно из неё, ударяя одну об другую, наши далёкие предки изготавливали первые орудия труда: рубило, скребок, гарпун для ловли рыбы.

Род Homo продолжал совершенствоваться. Самый древний вид людей – австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий) и только около 40 тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.

Люди постепенно становились всё более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Её отличали несколько черт: наличие родственных связей, четкая внутренняя иерархия, общность жилища, пищи, запасов, совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Учёные полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

В первобытную эпоху зародилось и примитивное искусство. Ярким доказательством этого факта служит наскальная живопись, которую мы можем увидеть на стенах пещер. Самыми известными являются пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России.

Археологи находят и скульптуры – фигурки пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зародилась музыка, которая сопровождает человека уже на протяжении более 50 тысяч лет.

Вера в душу, колдовство, сверхъестественные силы принято называть религиозными верованиями.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

Пояснение: Этот ребус разгадать легко и вспомнить этот материк как прародину человечества.

Задание 2. Решите кроссворд.

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

1. Орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных.

3. Ручной топор – орудие труда первобытного человека.

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

Пояснение: Это довольно известные орудия труда, но если вопросы кроссворда вызывают затруднения, то необходимо обратиться к дополнительной литературе.

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

Урок 3. Первобытные собиратели и охотники

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) – это период в истории человечества до изобретения письменности.

Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда и т. д.

Религиозные верования – это система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное.

Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Около 2,5 миллионов лет назад, согласно исследованиям, появились первобытные собиратели и охотники, которых принято называть древнейшими людьми. Останки австралопитеков и питекантропов – далёких предков современного человека – были обнаружены в Африке, которая считается прародиной человечества.

Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Основных теорий происхождения человека две: сотворение и эволюция. Рассмотрим их по порядку.

Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. В древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.

В XVIII веке возникла теория эволюции. Её суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались.

Приплюснутый широкий нос на грубом лице, массивный надбровный валик, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, – таков портрет древнейшего человека, очень похожего на обезьяну. Ходили люди еще не совсем прямо, походка была прыгающая. Длинные руки достигали колен. Разговаривать они еще не умели и, как животные, криками отпугивали хищников или звали на помощь в случае опасности. Следует отметить, что жили люди человеческими стадами, потому что выжить в одиночку было невозможно.

Одно из отличий человека от животного – это умение создавать нечто новое. Древнейшие люди уже миллионы лет назад научились изготавливать орудия труда. Давайте представим, как это было. Вот они подошли к речушке, отыскали на мелководье подходящие камни – гладкую округлую гальку. Именно из неё, ударяя одну об другую, наши далёкие предки изготавливали первые орудия труда: рубило, скребок, гарпун для ловли рыбы.

Род Homo продолжал совершенствоваться. Самый древний вид людей – австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий) и только около 40 тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.

Люди постепенно становились всё более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Её отличали несколько черт: наличие родственных связей, четкая внутренняя иерархия, общность жилища, пищи, запасов, совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Учёные полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

В первобытную эпоху зародилось и примитивное искусство. Ярким доказательством этого факта служит наскальная живопись, которую мы можем увидеть на стенах пещер. Самыми известными являются пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России.

Археологи находят и скульптуры – фигурки пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зародилась музыка, которая сопровождает человека уже на протяжении более 50 тысяч лет.

Вера в душу, колдовство, сверхъестественные силы принято называть религиозными верованиями.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

Пояснение: Этот ребус разгадать легко и вспомнить этот материк как прародину человечества.

Задание 2. Решите кроссворд.

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

1. Орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных.

3. Ручной топор – орудие труда первобытного человека.

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

Пояснение: Это довольно известные орудия труда, но если вопросы кроссворда вызывают затруднения, то необходимо обратиться к дополнительной литературе.

Источник

Урок истории в 5 классе «Появление неравенства и знати»

5. 6. Тема урока: Появление неравенства и знати

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

Обеспечить усвоение понятия «неравенство», «со­седская община», «знать».

Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описы­вать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Учебное оборудование: карта мира, репродукции, иллюстрации учебника,

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

Вождь – глава племени.

Рабы – захваченные на войне пленники.

Города – крупные поселения.

Царь – правитель государства.

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земле­делия и скотоводства»

1. Подготовка устного ответа по карточкам № 5 и № 6.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как появилось земледе­лие и скотоводство?». Для этого вспомни:

На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

Какие первые культуры начал выращивать человек?

Как первобытные люди обрабатывали землю?

Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

Как поступали с детенышами убитых животных?

* Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (дере­вянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у че­ловека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие новые занятия появились у древних людей?». Для этого вспомни:

* Из чего люди делали посуду?

* Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых заня­тий для людей.

Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добав­ляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и ко­нопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возник­шего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения. 2. Подарок, прино­симый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление из нитей льняного полотна и шерстяной ткани. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечи­вающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколь­ко родовых общин, живущих в одной местно сти.

Карточка № 2. Найдите ошибки.

Один ученик был большим фантазером. Он написал сочи­нение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно.

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли соро­дичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и высту­пающими вперед челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

— Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.— У тебя серп же­лезный, а у них-то медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли ов­цы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними живот­ными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь тра­ву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.

Карточка № 3. Впишите недостающие слова.

Земледелие и скотоводство возникли в Западной более ________ лет назад.

Первые земледельцы вскапывали землю деревянной (мотыгой).

Колосья срезали (серпом).

Растирали зерна на (зернотерках).

Рубили деревья (деревянным топором).

Земледелие и скотоводство возникли в Западной (Азии).

Из глины научились делать (посуду).

Женщины научились (ткать) и (прясть).

Карточка № 5. Назовите, что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Карточка № 6. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Первыми занятиями древних людей были земледелие и скотоводство. Земледелие означает, что люди собирали то, что давала им природа. Скотоводство означает, что люди охотились на зверей, которые встречались в приро­де. Появление земледелия и скотоводства никак не изме­нило жизнь древних людей, так как они целиком зави­сели от природы.

Ответ. Первыми занятиями древних людей были охо­та и собирательство. Это собирательство, а не земледелие. Это охота, а не скотоводство. Жизнь людей зависела от труда, а не только от природы.

Карточка 7. Четвертое слово лишнее. Найди его и объясни почему.

Земледелие, мотыга, серп, палка-копалка.

Охота, скотоводство, земледелие, ремесло.

Женщина, собирательство, земледелие, охота.

Возможный ответ. 1. Лишнее слово палка-копалка, потому что ее использовали для собирательства. 2. Лиш­нее слово охота, потому что она не играла ведущую роль, когда появились другие из перечисленных занятий. 3. Лишнее слово охота, потому что она не связана с земледелием и собирательством.

Карточка 8. Вставь пропущенные слова в предложения.

Ответ: 1. Шерсти, льна и конопли. 2. Станок. 3. Плетение.

3. Работа с классом. Беседа по вопросам на стр. 22

4. Развернутый ответ учащегося по карточкам № 5 и № 6.

III . Переход к новой теме

Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты пи­тания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих заняти­ях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем дру­гие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызо­вет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению нера­венства среди людей.

Задача для учащихся: Что такое неравенство?

IV . Изучение новой темы

Распад родовых общин.

Появление неравенства и знати.

На доске записаны тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают но­вую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их мож­но было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, нем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 учебника)

— Как происходила отливка медного топора?

Самостоятельная работа со ст. учебника «Изобретение плуга» (стр. 23 – 24).

Задание классу: внимательно прочитать, ответить на вопросы:

Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, об­рабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

Решение творческой задачи.

Работа с новыми понятиями.

На доске и в тетради. Неравенство — появление богатых и бедных людей.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Ро­довая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к дру­гу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероят­но, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются бо­гатые и бедные, т.е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чи­новничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Вариант 2. Игровой урок

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить уче­никам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подгото­виться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни долж­ны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного уст­ройства.

Учитель на доске чертит таблицу:

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, дол­жны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебник ами, тетрадями и любыми доступ­ными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того, чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполага­ется, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следую­щему плану:

состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы — «соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

социальное положение (сторонники родовой общины скажут о се­мейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преиму­щества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны).

орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же — металлические);

V . Закрепление изученного на уроке

Задание 1. Решение кроссворда «Сумей прочитать».

Что такое собирательство 5 класс. Смотреть фото Что такое собирательство 5 класс. Смотреть картинку Что такое собирательство 5 класс. Картинка про Что такое собирательство 5 класс. Фото Что такое собирательство 5 класс

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

Задание 2. Впишите недостающие слова.

Новое ремесло — обработка металлов — появилось в _______ около _______ лет назад.

Задание 3. Установите последовательность в развитии ремесла: ткачество, изготовление каменных орудий труда, обработка металлов, изготовление изделий из глины

Задание 4. Подумайте, объясните, как связаны, начало применения плуга и переход к соседской общине.

Задание 5. Подумайте, объясните, как связаны, начало обработки металлов и увеличение количества продуктов у древнейших людей

Задание 6. Опишите, чем занимается ремесленник в отличие от земледельца и скотовода.

Задание 7. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Первыми занятиями древних людей были земледелие и скотоводство. Земледелие означает, что люди собирали то, что давала им природа. Скотоводство означает, что люди охотились на зверей, которые встречались в приро­де. Появление земледелия и скотоводства никак не изме­нило жизнь древних людей, так как они целиком зави­сели от природы.

Ответ. Первыми занятиями древних людей были охо­та и собирательство. Это собирательство, а не земледелие. Это охота, а не скотоводство. Жизнь людей зависела от труда, а не только от природы.

Задание 8. Закончи (допиши) предложения.

Ответ. 1. Передней Азии. 2. 10 тысяч лет назад. 3. Ре­меслом. 4. 7 тысяч лет назад.

Задание 9. О каком термине идет речь*? Найди соответствие.

А. Изображение бога. 1. Ремесло.

Б. Существо, по верованиям древних людей обитавшее в 2. Старейшины.

любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. 3. Племя.

В. Изготовление различных изделий. 4. Дух.

Г. Самые опытные и уважаемые родичи. 5. Бог.

Д. Самый могущественный дух. 6. Молитва.

Е. Просьба к богу. 7. Жертва.

Ж. Несколько родов, живших в одной местности. 8. Идол.

3. Места, где стояли идолы. 9. Святилища.

Ответ. А — 8, Б — 4, В — 1, Г — 2, Д — 5, Е — 6, Ж — 3, 3 — 9, И — 7.

Задание 10. Назови (напиши) термин.

1. Человек, занимающийся ремеслом. 2. Коллектив, в который входили не только родичи, но и соседи. 3. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий. 4. Разбогатевшие вожди и старейшины. 5. Несвободный че­ловек. 6. Правитель государства. 7. Царь, надсмотрщики, воины; сила, с помощью которой одни люди управляли другими людьми.

Ответ. 1. Ремесленник. 2. Соседская община. 3. Вождь. 4. Знатные люди (знать). 5. Раб. 6. Царь. 7. Государство.

Задание 11. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Даже если каждая семья в соседской общине самосто­ятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково богаты или одинаково бедны. Неравенство — это название одного из племен древних людей. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными дей­ствиями избирали царя, который постепенно становился вождем. Вождь племени, старейшины, их друзья и сорат­ники, бедные земледельцы приобретали известность и ста­новились знатными людьми. Знатность не передавалась по наследству.

Возможный ответ. Существовало неравенство, уже вы­делилась знать (а не все одинаково богаты или одинаково бедны). Неравенство — это неравное положение людей, связанное, в частности, с богатством (землей, скотом). Для руководства военными действиями избирали вождя. Вождь захватывал власть и становился царем. Бедные земледель­цы не становились знатными людьми. Знатность переда­валась по наследству: ребенок знатных родителей тоже был знатным.

— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов из­меняются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседс­кая, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей.)

V . Домашнее задание: 1. Прочитать § 5 учебника.

Повторить новые понятия из всего раздела: история, ис­торический источник, человеческое стадо, родовая об­щина, орудия труда, неравенство, религия, искусство.

Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «про­изводящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *