Что такое соборные школы история шестой класс средних веков

Соборные школы

Полезное

Смотреть что такое «Соборные школы» в других словарях:

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ — кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр … Российская педагогическая энциклопедия

Соборные школы — в эпоху средневековья средние учебные заведения при Соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. С. ш. давали более широкое образование, чем Монастырские школы и Церковно приходские школы, (чтение, письмо, грамматика, счёт … Большая советская энциклопедия

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕХИЯ — (Cechy), Республика Чехия, гос во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч ща Становление шк. дела связано с деятельностью… … Российская педагогическая энциклопедия

Средние века — (педагогические аспекты) период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… … Педагогический терминологический словарь

Мусульманская культура — средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7 12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. М.к. сложилась в Халифате и… … Педагогический терминологический словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Источник

Соборные школы

Смотреть что такое «Соборные школы» в других словарях:

Соборные школы — кафедральные школы, в эпоху Средневековья средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 начале 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив… … Педагогический терминологический словарь

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ — кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр … Российская педагогическая энциклопедия

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕХИЯ — (Cechy), Республика Чехия, гос во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч ща Становление шк. дела связано с деятельностью… … Российская педагогическая энциклопедия

Средние века — (педагогические аспекты) период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… … Педагогический терминологический словарь

Мусульманская культура — средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7 12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. М.к. сложилась в Халифате и… … Педагогический терминологический словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Источник

Словарь по истории Средних веков (6 класс)

Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Смотреть фото Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Смотреть картинку Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Картинка про Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Фото Что такое соборные школы история шестой класс средних веков

Словарь по истории Средних веков (6 класс)

· Средние века – период всемирной истории (сер. V – сер. XV вв.), который изучает феодальное общество; называется так потому что лежит по середине между эпохами Древнего мира и Новой истории.

· Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи. С к. IV века от набегов на Римскую империю германцы перешли к завоеванию. Желая захватить плодородные земли и военную добычу, они целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далёкие походы. Толчком к переселению послужило вторжение гуннов. К н. VI в. германские племена расселились на всей территории Западной Римской империи:

— вандалы – в Северной Африке;

— вестготы – в Испании;

— англы и саксы – в Британии.

· Государство – особая организация общества, занимающая определенную территорию и возглавляемая царем, имеющая войско, казну и законы.

· Франки – германские племена, жившие до Великого переселения народов в нижнем течении реки Рейн.

· Замок – укреплённое жилище феодала.

· Турнир – военные состязания рыцарей в силе и ловкости.

· Феодал – владелец феода.

· Феод – участок земли, который давался за службу временно, затем стал передаваться по наследству.

· Феодальное поместье – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне (передавалось по наследству). Русский термин – вотчина.

· Повинности – принудительные обязанности крестьян.

· Налог – плата населения в казну государства.

· Оброк – плата крестьян феодалу частью урожая и приплода скота за пользование его землей.

· Барщина – работа крестьян в хозяйстве феодала.

· Десятина – налог, плата крестьян церкви десятой части урожая или приплода скота.

· Король – верховный правитель государства.

· Междоусобные войны – войны между феодалами.

· Дружина – постоянное войско при короле.

· Император – правитель империи.

· Империя – государство, в состав которого входят завоёванные территории.

· Сеньор – старший; сюзерен.

· Вассал – военный слуга.

· Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором всё необходимое производилось не на продажу, а для собственного потребления.

· Икона – живописное изображение Бога, Богоматери, «святых» и сцен из «священных» книг.

· Мозаика – картина из цветных стекол и камушков.

· Город – укрепленное поселение.

· Товар – продукт труда, созданный для продажи или обмена.

· Мастер – хозяин ремесленной мастерской.

· Подмастерье – главный помощник мастера в мастерской, получал за свой труд заработную плату; мог сам стать мастером, если изготавливал шедевр.

· Цех – союз ремесленников одной специальности, проживали в одном городе.

· Ярмарка – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран.

· Купец – торговый человек.

· Монастырь – поселение монахов.

· Монахи – христиане, уединившиеся для молитвы и служения Богу сначала в лесах и пустошах, потом в монастырях.

· Римский Папа – глава католической церкви (в Западной Европе), епископ Рима, считался приёмником апостола Петра, ближайшего ученика Христа.

· Духовенство – служители церкви.

· Католическая церковь – всемирная церковь с 1054 года (в странах Западной Европы).

· Православная церковь – истинная церковь с 1054 года (в Византии, в России).

· Патриарх – глава православной церкви.

· Индульгенция – грамота о прощении грехов.

· Инквизиция – специальный церковный орган дознания и суда.

· Еретик – отступник от веры.

· Крестовые походы – походы (1096 – 1270 гг.) на Ближний Восток, организованные католической церковью и феодалами. Захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных». Всего было 8 походов.

· Ислам – одна из мировых религий – вера в Бога Аллаха.

· Мусульмане – все те, кто принимал ислам.

· Коран – священная книга мусульман.

· Халиф – глава арабского государства.

· Мечеть – мусульманский храм.

· Сословия – это большие группы людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.

· Сословная монархия – государство, в котором власть монарха опиралась на собрание представителей сословий.

· Парламент – собрание представителей сословий в Англии.

· Генеральные Штаты – сословно-представительный орган во Франции.

· Жакерия – мощное народное восстание во Франции в 1358 году, во главе которого стоял Гильом Каль.

· Норманны – северные германцы, предки современных норвежцев, шведов, исландцев, датчан. На Руси были известны как варяги.

· Викинги – возглавляли военные походы норманнов.

· Феодальная раздробленность – распад государства на самостоятельные феоды-государства.

· Централизованное государство – единое государство с сильной властью короля.

· Хлодвиг – вождь племени франков; вV веке создал государство франков и стал королём. Из династии Меровингов.

· Карл Великий – король франков, совершил около 50 военных походов, в 800 году принял титул «императора». Династия Каролингов.

· Мухаммед – житель Мекки, в 610 году выступил с проповедью новой религии – исламом, основатель религии.

· Юстиниан I – император Византии. При нём христианство стало официальной религией. Вёл успешную внешнюю политику.

· Бируни – арабский астроном, учёный.

· Ибн Сина (Авиценна) – арабский врачеватель, свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских медиков.

· Григорий VII – Папа Римский, избранный в 1073 году (до 1085 года), стремился подчинить всех светских государей своей власти.

· Генрих VII Тюдор – основатель династии Тюдоров в Англии. Положил конец войне Алой и Белой розы. Его поддержали мелкие и средние феодалы, богатые горожане. Усилил королевскую власть.

· Фридрих I Барбаросса – воинственный император Германии, по прозвищу Рыжебородый, возглавил 3-ий поход крестоносцев на Восток (гг.)

· Ричард I (по прозвищу Львиное сердце) – король Англии из династии Плантагенетов (гг). Типичный средневековый рыцарь. «Всех хотел превзойти славой». Вёл войны, участвовал в Третьем крестовом походе в гг на Восток. На обратном пути попал в плен. Был освобождён за выкуп. Продолжал воевать, пока не был убит.

· Филипп IV Красивый – (гг.), король Франции с 1285 года. В 1302 году впервые созвал Генеральные штаты. В 1312г. при содействии папы римского упразднил орден тамплиеров.

· Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандии, который, пользуясь прекращением старой династии в Англии, при поддержке папы римского и многих рыцарей во Франции в 1066 году завоевал Англию.

· Робин Гуд – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, непримиримый враг богачей; разбойник, жил в лесу.

· Жанна д′Арк – крестьянская девушка, народная французская героиня, которая во время Столетней войны организовала патриотов Франции на борьбу с англичанами.(1гг. – время ее действий)

· Уотт Тайлер – предводитель восстания крестьян в Англии в 1381 году. Ремесленник, участник 100-летней войны. Был смертельно ранен во время переговоров. После его смерти крестьяне лишились вожака, и восстание было быстро подавлено.

· Людовик XIV – король Франции из династии Бурбонов. Правил с 1643 по 1715 гг. при нём абсолютная монархия достигла своего рассвета. Ему принадлежит известное изречение: «Государство – это я».

· Иоганн Гуттенберг – около 1450 года изобрёл станок для книгопечатания.

· Ян Гус – (гг), патриот, первый из чехов стал ректором университета, выступал с критикой церкви (против продажи индульгенций, платы за обряды), требовал реформы церкви. После расправы над ним в Чехии начались гуситские войны.

Источник

Образование в Средние века — истоки становления европейской науки

Падение Римской империи привело к глубокому упадку в культурной и научной жизни Европы. Восстановить свои позиции в этих сферах удастся, наверно, только к IX, X векам. В XI веке европейцы открывают для себя богатейший мир арабской и греческой культур. Дело в том, что арабы, захватившие большую часть бывшей Римской империи, смогли сохранить и приумножить достижения древних греков.

Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Смотреть фото Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Смотреть картинку Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Картинка про Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Фото Что такое соборные школы история шестой класс средних веков

Как начиналось становление европейской науки

XI век это время, когда начинают делается переводы. Появляются трактаты по таким дисциплинам, как математика, география, медицина. Интересный факт: важную роль в становлении европейской науки сыграли такие регионы, как Испания и Сицилия. Дело в том, что именно там пользовались значительной свободой образованные арабы, православные греки. Их соседство позволило значительно поднять научный культурный уровень.

Характерной чертой европейского общества эпохи Средних веков была его корпоративность. Каждый человек обязательно входил в какую-нибудь корпорацию. То есть некое сообщество людей, связанных единой профессией, едиными интересными. В научной сфере появляется своя корпорация. Она будет называться университеты. Вокруг университетов группировались люди, посвятившие свою жизнь великому делу науки.

Первые университеты

Преподавание велось на латинском языке, что сделало латынь универсальным средством общения. Таким образом, европейское образование Средних веков было свободно от такого явления, как национальные предрассудки. Обучаться в любых университетах могли самые различные люди. Причем важной ролью университетов являлось то, что они всеми силами защищали и своих профессоров, и учеников.

Боролись с городскими властями, добивались прав самоуправления, имели подчас собственный суд. Студенты родом из одной страны могли создать землячества, которые также защищали их интересны. В то время преподаватели, работающие в схожих дисциплинах, могли создавать факультеты. В Средние века наиболее распространенными были три факультета:

Университет возглавлялся ректором, которого выбирали совместно преподаватели и их ученики. К XV веку в Европе насчитывалось уже около 60 университетов. Особо славились парижский университет Философо-богословской школы, Болонской школы права, университет Салерно был лучшим в сфере медицины.

Схоластика

В XI — XIII веках в школах и университетах расцветает новое философское движение. Оно получит название схоластика. Схоласты говорили о том, что на их взгляд вера слабеет и причиной этому является, что людям нужны некоторые логические обоснования. Они призывали использовать логику и разум для того, чтобы понять, что есть Бог, как устроен этот мир, каково место человека в нем. Следовал вывод, что для того, чтобы реализовать оные положения, необходимо уметь рассуждать, выстраивать логические взаимосвязи, уметь с помощью качественных доводов опровергнуть мысли оппонентов. Собственно, схоластикой являлось искусство, соединившее в себе все эти три составляющих.

Учеными схоластами, которые стремились познать Бога, были такие выдающиеся средневековые мыслители, как Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абеляр и другие.

Появление точных наук

В Средние века пользовались популярностью не только гуманитарные науки. Правда, к числу точных мы будем вынуждены отнести, в данном случае, алхимию и астрологию. Астрологи занимались тем, что пытались выявить закономерности и последовательности влияния небесных тел на жизнь на планете. Алхимики стремились осчастливить все население земли изобретением философского камня, который по их замыслу должен был превращать любое вещество в золото.

Тем не менее, в ходе изучения указанных дисциплин ставились опыты, проводились наблюдения, благодаря которым была создана значительная научная база. Именно на ней будет строиться впоследствии такие дисциплины, как химия и астрономия.

Важнейшие исследования проводились в металлургии. В XIV веке были изобретены домны — огромные печи, которые позволяли выплавлять гораздо больше качественного металла. Соответственно, вскоре появляются и станки. Наибольшее распространение они получили в таких сферах производства, как стеклодувное и ткацкое.

Изобретение книгопечатания

С развитием наук и появлением новых знаний, все больше росла необходимость в образованных людях, а для того, чтобы таковые появились необходимо было обучаться. Обучаться на книгах и учебниках, которых катастрофически не хватало. Подобные издания можно было найти в редких библиотеках, монастырях и в еще более редких частных собраниях. Эту проблему немного решает изобретенная в XIV веке бумага. Она была значительно дешевле и доступнее, чем пергамент, который использовался ранее.

Однако, истинным прорывом станет изобретенное в XV веке книгопечатание. Слава создателя первых книг принадлежит немцев Иоганну Гутенбергу. Он стал отливать из металла буквы. Они назывались литера. Из таких букв создавались слова, строки текста или, даже, целые страницы. Впоследствии они прикладывались к бумаге и получался такой текст.

Так Гутенбергом был создан первый печатный станок. В 1456 году он издал первую книгу. Разумеется это была Библия. Успех был совершенно огромным. И к концу XV века издано уже выше 40 тысяч книг. Количество экземпляров превысило 20 миллионов. В целом стоит отметить, что научное развитие Европы в XIV и XV веках переживает огромный подъем. Именно в этот период будут заложены основы будущего превосходства Европы над остальным миром в техническом развитии. Европа окажется на пороге нового времени.

Источник

Особенности обучения в средневековье

Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Смотреть фото Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Смотреть картинку Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Картинка про Что такое соборные школы история шестой класс средних веков. Фото Что такое соборные школы история шестой класс средних веков

Прежде чем переходить к обучению в средневековье, необходимо дать определение самому средневековью, определить его рамки.

Средние века или же средневековье – это период мировой истории, датируемый с конца V по начало XVII века. Особенностью этого периода мировой истории является становление, развитие и упадок феодализма.

Особенности обучения в средневековье

Образование в средневековье косвенным образом зависело от христианской церкви, ведь она полностью контролировала данный процесс. В тот период религия занимала господствующее место в сознании человека, она определяла поведение человека, регулировала образ жизни, человеческие взаимоотношения. Это является главной, ключевой особенностью средневекового образования.

Если еще в шестом веке существовали школы античного образца, то уже в седьмом веке они полностью исчезли и были заменены школами соответствующими идеалам христианской церкви. С этого момента образование все больше и больше монополизировалось церковью. Школы начали сосредотачиваться в большой степени при монастырях.

В этот период обучением занимались только клирики, и обучали они будущих клириков. Но в период Каролингского возрождения в Европе была предпринята попытка сделать образование общедоступным для всех слоев общества. Но после смерти Карла Великого эта тенденция постепенно отходила в прошлое, вновь школы сосредотачивалось при монастырях, а образование получали в основном клерикалы.

В средневековье существовали школы различных уровней. Самыми высокими были монастырские школы, за ними шли соборные школы, а самыми обычными школами, где учились все остальные, были приходские школы, тут получали элементарное образование.

Когда начались развиваться и расти города, появились городские школы. Эти школы были менее подвержены влиянию церкви. Тогда же начались организовываться и частные школы. Уже в начале двенадцатого века существовали профессиональные учителя, они за свою деятельность получали жалование, причем довольно немалое.

Весь процесс обучение в средневековых школах велся исключительно латинском языке. И только в четырнадцатом веке начали появляться школы, где частично обучали на разговорном языке того или иного государства.

Особенностью средневекового образование было отсутствие деления образования на этапы обучения. Учеников не распределяли по возрастным, психологическим, умственным факторам. Распределять их могли разве что за становой принадлежностью.

На самом раннем этапе обучения учеников обучают основным нормам христианства, ученики читают и изучают Псалтырь. Затем их начинают обучать так называемым семью свободным искусствам. Эти искусства были унаследованы еще с античного Рима. В семь свободных искусства входили следующие дисциплины: риторика, диалектика, грамматика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия. Иногда, вместо диалектики могли преподавать логику.

Большая часть всего населения Европы, в основном это было крестьянство, оставалось неграмотным. Но, не смотря на это, все испытывали сакральное чувства к книгам.

После знакомства с мусульманской культурой, с расширением кругозора европейцев и ростом городов, начинается бурный скачок в области средневекового образования. Так школы, начались превращаться в университеты, а они уже были общедоступными, но подобное образование было нужно платить. Если до появления университетов, все книги были сосредоточены исключительно в монастырях, то после их появления книги стали распространяться, переписываться. Так они появились при королевских дворах, в домах крупных феодалов и других граждан у которых было состояние.

Отличалось также воспитание для женской половины населения. Прежде всего, их обучали послушанию мужчине, нравственности, занятию домоводством. Девочек грамоте могли и вовсе не обучать, это было необязательным. Большинство девочек воспитывалось на дому, но девушки из более богатых семей могли также ходить вместе с мальчиками.

Постепенно накапливались знания в медицине, химии, географии, техники и других науках. Все это повысило интерес человека к действительности, церковные идеалы постепенно отходили на второй план. Люди, считавшие подобным образом, жестоко наказывались, их могли отлучить от церкви и объявить еретиками, а затем казнить.

Уже с пятнадцатого века средневековые нормы обучения постепенно вытеснялись из-за эпохи Возрождения, окончательно они были искоренены после Реформации церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *