Что такое собственная позиция
Как написать сочинение в задании С1? Часть 4
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
— Не знаю. Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
Композиция сочинения | Содержание части сочинения | Возможные клише к сочинению |
1. Проблема, поставленная автором текста(К1) | Вопрос, над которым размышляет автор. | Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)… |
Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…
В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)
«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)
Первый пример + пояснение к примеру
Второй пример + пояснение к примеру
Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращает внимание читателя на …
Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
В качестве примера автор рассматривает…
Пояснение к примерам:
Писатель убеждает читателя в том, что…
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
Автор неслучайно обращает внимание на…
Эти события(факты, примеры) помогают понять…
АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
Связь между примерами:
Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
Объясняя причину поступка героя, автор приводит….
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
Я согласен с мнением автора.
Нельзя не согласиться с мнением автора.
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
Когда-то и я впервые услышал о том, что…
Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
Как проявить свою гражданскую позицию и почему это важно
Что такое гражданская позиция
Для того чтобы разобраться в гражданской позиции, нужно определить, что вообще это означает. Позиция — это качества человека как индивида, выражающиеся в его отношении к себе и окружающей действительности. Также позиция включает в себя поведение человека для реализации его целей.
Позиция по самым разным вопросам формируется на основе многих факторов: на одни вопросы человек отвечает на основе профессиональных взглядов, на другие — на основе опыта и так далее. Но главное, что индивид может выразить свою позицию, а другие люди могут быть с ней согласны или не согласны, что порождает дискуссию для выявления истины.
Гражданская позиция — это взгляды человека на функционирование общества, в котором он проживает, а также определение своей роли в этом обществе.
Некоторые люди полагают, что выражать своё мнение по вопросам, в которых ты не разбираешься, глупо, и чаще всего так и есть. Но когда речь заходит о гражданской позиции и её высказывании, то нужно понимать, что все мы живем в обществе и имеем к нему непосредственное отношение.
Формирование и развитие
Гражданская позиция начинает формироваться с малых лет и может меняться на протяжении всей жизни. Особую роль на формирование оказывает образование, ведь именно оно помогает понять основы бытия и причины всех явлений происходящих в обществе. К тому же в процессе обучения человек примеряет на себя разные социальные роли, что позволяет развивать мнение о других людях.
Но если проблем с формированием позиции не возникает, то вот на счёт её выражения так не скажешь. Особенно это видно на примере школы, где закостенелая система не направлена на развитие критического мышления. Проявить своё «Я» через дискуссионные темы получается не у всех, так как даже при разборе литературного произведения есть точный ответ на вопрос «что хотел сказать автор?».
Так как проявить свою гражданскую позицию несовершеннолетним, кроме как через высказывания, не получится, то опыт, полученный ими в школе, оказывает сильное влияние на будущее. Боязнь высказать мнение, которое отличается от мнения большинства, приводит к многим проблемам в будущем.
Гражданская позиция часто основывается на жизненном опыте человека, поэтому после её окончательного формирования она не становится монументальной, а изменяется. Это связано с получением нового опыта и изменением общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то вряд ли его слова будут объективны.
Активная гражданская позиция
Разобравшись с тем, что такое гражданская позиция и как она формируется, можно говорить о её активной составляющей. Активной считается только та позиция, которую человек проявляет осознанно, а именно сам желает и участвует в жизни общества.
Важна цель действий человека. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Индивиду необходимо идентифицировать себя как часть общества и осознавать, что может принести пользу обществу. Главное, чтобы при этом личные ценности соответствовали ценностям общественным.
Осознание проблем общества и попытка их исправить своими действиями и является проявлением активной гражданской позиции. На словах это звучит легко, но на деле это требует сильных волевых решений, на что способны далеко не все.
Почему важна активная позиция
Очевидно, что если граждане не стараются проявить свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. И речь идёт не только о самых высших чинах, но и о местной власти. Конечно, многие скажут, что в этом нет смысла и всё уже решено.
Такая позиция строится на мысли о том, что государственная власть незыблема и нерушима, а повлиять на неё обычный человек не в состоянии. Но дело в том, что во власти нет единства, на политической арене люди сбиваются в недолговечные альянсы и выступают друг против друга. Такая ситуация свойственна всем политическим режимам, и даже в самом полицейском государстве несменяема лишь верхушка.
Да, голос одного человека не сможет повлиять на целую страну, но вот голос миллионов — запросто. Когда в стране происходят ужасные события, молчание общества приводит к повторению этих событий.
Самое сложное при этом — следить за событиями, которые происходят в стране. Часто в государствах, где не очень ценят больно умных граждан, многие СМИ подконтрольны власти и освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии.
Как проявить свою гражданскую позицию
Нельзя молчать, когда тебя что-то не устраивает. Человеческое общество устроено так, что если найдётся хотя бы один, кто возмутится происходящему, то его поддержат остальные. Многие люди при этом бояться того, что за их слова им придётся расплачиваться, — на это и делает ставку власть. Страх перед порицанием останавливает большинство людей, даже если они точно видят проблему.
Самым простым способом показать свою позицию являются социальные сети. Там можно высказаться и при этом найти солидарных с тобой людей или привлечь к проблеме остальных. Более резонансным будет организация и участие в массовых шествиях — такие действия оказывают наибольшее влияние. Отдельно стоят направленные к органам власти обращения и петиции.
Каждый способ проявить свою гражданскую позицию по-своему эффективен. Вот только после такого человек легко может оказаться «не угоден» и за вполне законные действия пострадать. Спасти от этого может только сплочённость среди выступающих. Если сейчас ситуация станет слишком острой и множество людей будет следить за её развитием, по-тихому заткнуть всех недовольных не получится, так как это может привести к еще большему негативу, чего власти очень не хотелось бы.
Презентация к уроку «Собственная позиция в сочинении №27 ЕГЭ»
Текст. Собственная позиция Одиннадцатое января
Текст. Собственная позиция
Одиннадцатое января
Развитие речи №
Сочинение в формате ЕГЭ 2020-2021
Сочинение в формате ЕГЭ 2020-2021
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 1. ПРОБЛЕМА (О
1. ПРОБЛЕМА (О ЧЁМ ТЕКСТ)
2. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ.
3. ПОЗИЦИЯ АВТОРА
4. СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА И ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, КОТОРЫЙ
1. ПРОБЛЕМА+ПОЗИЦИЯ АВТОРА
КОММЕНТАРИЙ – ЭТО АНАЛИЗ ТЕКСТА
КОММЕНТАРИЙ – ЭТО АНАЛИЗ ТЕКСТА ПОД УГЛОМ ЗРЕНИЯ СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОПИРАЯСЬ НА ТЕКСТ, СЛЕДУЕТ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС, КАК АВТОР ОТ ВОПРОСА (ПРОБЛЕМЫ) ПРИХОДИТ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ ОТВЕТУ (ПОЗИЦИИ АВТОРА) ДВИГАЯСЬ ПО ТЕКСТУ, МЫ БУДЕМ НАХОДИТЬ ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ.
КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН СВЯЗАТЬ ПРОБЛЕМУ
КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН СВЯЗАТЬ ПРОБЛЕМУ С АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ, ПОКАЗАТЬ ХОД МЫСЛИ АВТОРА: КАК ИМЕННО ОН РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ, ПОДВОДЯ ЧИТАТЕЛЕЙ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ ВЫВОДУ.
НАЙТИ В ТЕКСТЕ 2 ПРИМЕРА, ВАЖНЫХ
НАЙТИ В ТЕКСТЕ 2 ПРИМЕРА, ВАЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ПРОДУМАТЬ, В ЧЁМ ВАЖНОСТЬ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ПРИМЕРОВ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ МЫСЛИ АВТОРА. УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЕЁ. Примеры должны быть связаны с той проблемой, которую вы обозначили. (Иначе они не будут засчитаны)
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ КОММЕНТАРИЯ
КОММЕНТАРИЙ (ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ)
ПОДБИРАЯ ПРИМЕРЫ, ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ТЕМ,
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ О НИХ?
КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?
КАК ВЫ БУДЕТЕ ПОЯСНЯТЬ ЭТИ ПРИМЕРЫ?
В ЧЁМ ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПРОБЛЕМЫ?
КАКОВА СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭТИМИ ПРИМЕРАМИ?
Автор их сопоставляет, сравнивает, изображает, противопоставляет, они связаны, как причина и следствие, или потому, что автор хочет объяснить какое-то понятие.
Этот комплекс вопросов нужно держать в голове, когда ищешь примеры-иллюстрации для комментария.
ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЭТО ЗНАЧИМАЯ
ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЭТО ЗНАЧИМАЯ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИЯ ТЕКСТА, СОПРОВОЖДАЕМАЯ ПОЯСНЕНИЯМИ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЧТО ГОВОРИТ АВТОР? ЧТО ДЕЛАЕТ ГЕРОЙ? ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРУ-ИЛЛЮСТРАЦИИ – КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПОСТУПОК ГЕРОЯ, ТА ИЛИ ИНАЯ СИТУАЦИЯ, ОПИСАННАЯ В ТЕКСТЕ?
А) ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
А) ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ; Б) ЦИТИРОВАНИЕ; В) КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ; Г) ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕСКАЗА.
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ ССЫЛКА
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Автор не случайно так настойчиво повторяет слово «помните» (предложения 10,13,15). Это обращение к каждому из нас с требованием не забывать о подвиге наших предков, пожертвовавших своими жизнями во имя Родины.
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ КОСВЕННОЕ
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
Автор подчёркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь от гибели колонну советских солдат. Это настоящий подвиг самопожертвования, и только сильный духом человек мог совершить такой поступок.
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ПРИМЕРОВ-ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Автор не случайно приводит слова (кого?)…
Автор разделяет мнение (кого?)…
Автор спорит (с кем?)…
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
Особого внимания заслуживает мнение автора о …
Писатель изображает (кого? Что?)…
Герой говорит «…»
Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя, который…
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОЯСНЕНИЯ
ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОЯСНЕНИЯ К ПРИМЕРАМ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Писатель хочет сказать, что…
Этот пример показывает, что…
Смысл этого высказывания в том, что…
Эти слова убедительно доказывают, что…
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Поступок героя показывает…
Слова (мысли) героя позволяют увидеть…
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы…
УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ОЗНАЧАЕТ ЕЁ НАЗВАТЬ ( Например: «автор противопоставляет», «писатель сравнивает», «публицист объясняет»…) ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ОЗНАЧАЕТ РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЭТИХ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (Например: в чём смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.) ПРИОРИТЕТНЫМ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ. БЕЗ НЕГО УЧЕНИК НЕ ПОЛУЧИТ ИСКОМЫЙ 1 БАЛЛ.
КОММЕНТАРИЙ.
УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЕЁ.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. 2. СРАВНЕНИЕ (АНАЛОГИЯ)
1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. 2. СРАВНЕНИЕ (АНАЛОГИЯ). 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. 4. ОБЪЯСНЕНИЕ. 5. УКАЗАНИЕ НА ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ. 6. ВЫДЕЛЕНИЕ. 7. ДЕТАЛИЗАЦИЯ. 8. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ
ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.) автор хочет подчеркнуть…
С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
Благодаря антитезе, мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным
Сравнивая этих героев, мы видим…
Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) описываемой ситуации…
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
(1 пример вытекает из другого)
Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых события…
Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
(текст посвящён раскрытию какого-то понятия: благородства, честности, доброты, интеллигентности, предательства)
Автор пытается определить значение слова (раскрыть содержание понятия)
Эти примеры позволяют лучше понять значение слова…
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
ОБЪЯСНЕНИЕ
Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.) что-либо произошло…
Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
Проблема Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с её сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей?
Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с её сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей? Такова проблема, над которой заставляет задуматься текст Феликса Кривина.
Указание на смысловую связь между примерами.
Автор раскрывает проблему, противопоставляя двух героев. В олицетворённых образах камней без труда угадываются люди с противоположными взглядами на жизнь. Использованные писателем имена также подчёркивают различие между персонажами.( С самого начала комментария мы указываем на смысловую связь между примерами и протянем это через весь комментарий)
Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру.
Например, слово «Кремень» имеет переносное значение – «закалённый человек с твёрдым характером». Этот герой не боится жизненных бурь и штормов, смело идёт навстречу трудностям и преодолевает их.
Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру.
Совсем иначе изображён его друг: проведя жизнь в бездействии, он вообразил себя героем, некогда рисковавшим собой ради товарища. Сочетание «Растрескавшийся камень» передаёт негативную оценку пассивной жизненной позиции, указывает на несостоявшегося человека, не реализовавшегося как личность.
Анализ смысловой связи между примерами.
С помощью противопоставления Феликс Кривин показывает жизненные итоги людей с противоположными взглядами на мир и своё место в нём. Нетрудно заметить, что симпатии писателя на стороне тех, кто смело идёт к поставленной цели.
Итак, автор стремится донести до нас основную мысль текста: человек не должен быть равнодушным созерцателем, прячущимся от трудностей и невзгод. Только активная жизненная позиция, сопричастность всему, что происходит вокруг нас, делает человеческую жизнь полноценной и осмысленной. ( Ф.Кривин «Два камня»)
ОБОСНОВАТЬ КАКОЕ-ЛИБО СУЖДЕНИЕ
ОБОСНОВАТЬ КАКОЕ-ЛИБО СУЖДЕНИЕ ОЗНАЧАЕТ ПРИВЕСТИ ДРУГИЕ, ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ С НИМ И ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ЕГО СУЖДЕНИЯ Согласны ли вы с автором? Почему?
3. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА.
ОТСЫЛКА К ТЕКСТУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОТСЫЛКА К ТЕКСТУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНА ПОЯВИТЬСЯ ВНУТРИ ВАШЕГО РАССУЖДЕНИЯ КАК К АРГУМЕНТАЦИОННОЙ ЧАСТИ ВАШЕГО ОБОСНОВАНИЯ. НАПРИМЕР. Трудно не согласиться с автором. Равнодушие и невнимание больно ранят наших близких. Непонимание в отношениях между людьми в моём сознании прочно связано с рассказом А.П. Чехова «Попрыгунья». Главная героиня Ольга Ивановна ведёт себя легкомысленно и эгоистично: заставляет мужа выполнять свои прихоти, изменяет ему, и только в конце она раскаивается, осознавая свою косвенную причастность к смерти Дымова. Это произведение многое изменило в моём восприятии мира и помогло осознать, как важно быть внимательным к близким. Ведь человеческая жизнь слишком коротка и нужно уметь ценить людей, которые подарены тебе Богом, и согревать их своей любовью и заботой.
ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
НАПРИМЕР. Таким образом, автор считает, что человек должен занимать активную жизненную позицию
ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА
НАУЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ
ОБОБЩЁННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО ВЫВОДЫ
ОБОБЩЁННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО ВЫВОДЫ ИЗ ТОГО, ЧТО ПОМНИМ, ЗНАЕМ, ЧИТАЛИ… ПОМОГАЕТ РАЗВЕРНУТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДОСТАТОЧНО ШИРОКО. НАПРИМЕР. Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надёжных партнёров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путём можно добиться временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.
ОБОСНОВАНИЕ
С ОБОБЩЁННЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ НАД ЖИЗНЬЮ.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ОБОСНОВАНИЕ С ПРИВЕДЕНИЕМ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ.
Автор убеждён в том, что компьютер не заменит книгу
Автор убеждён в том, что компьютер не заменит книгу. Я не во всём согласен с писателем. Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь. Мне кажется, благодаря электронным носителям книга просто приобрела новый вид и даже стала доступнее для читателей.
ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ
НА СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. ШАГ 1
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
ПОДРОБНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ПРОБЛЕМА
ПОДРОБНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.
УКАЗАНИЕ НА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ.
ПЕРВЫЙ ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ.
ВТОРОЙ ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА.
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ (ВАША ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОЗИЦИИ АВТОРА).
ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ С ОПОРОЙ НА СВОЙ ПРИМЕР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.