Что такое собственное и нарицательное имя существительное 4 класс
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 31. Собственные и нарицательные имена существительные
Вопросы, рассматриваемые на уроке
— узнаете, какие существительные являются собственными, а какие нарицательными;
— потренируетесь находить имена собственные и нарицательные в тексте;
— научитесь правильно обозначать имена собственные на письме
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
В современном русском языке принято разделять имена существительные на собственные и нарицательные.
Давайте разберёмся, какие же слова мы относим к собственным именам существительным, а какие – к нарицательным?
Например, слово «город» – нарицательное. Словом «город» можно назвать любой город на планете. А слово Москва – собственное. Москва – название столицы нашей родины.
Река – нарицательное, а Волга – собственное. Рек в мире много, а Волга – одна. И как у каждой реки у неё своё, собственное, только её имя.
Слово «богатырь» нарицательное, так мы зовём героев русских былин, богатырём мы можем назвать человека очень большой силы, стойкости, отваги. А Илья Муромец – имя собственное. Знакомы с этим героем? Знаете о его подвигах? Ни с кем не перепутаете.
Нарицательные имена существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся: фамилии, имена, отчества людей и клички животных; географические названия; названия планет, звёзд, спутников; названия праздников: названия газет, журналов, произведений литературы, искусства.
Нарицательные существительные легко могут становиться собственными (например: кот Бегемот, кролик Кочерыжка). А собственные – нарицательными. Например, слово хулиган. Когда-то это была фамилия английской семьи, которая имела крайне прескверную репутацию. Дурная слава о Хулиганах разлетелась по всей Англии. И вскоре так начали называть всех городских озорников.
А ксерокс. Сейчас мы называем так любое устройство для копирования документов. А раньше это было только название фирмы «Ксерокс», которая первая привезла в Россию эти копировальные устройства.
Запомните! Имена собственные следует писать с заглавной буквы. А имена собственные – названия газет, журналов, произведений литературы и искусства – с заглавной буквы и в кавычках
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Поэт Виктор Кротов написал стихотворение о своих любимцах-котах. Но коты растащили свои клички. Попробуйте восстановить текст.
Имена собственные и нарицательные
Богатство русского языка – это не только множество слов в словаре, но и огромное количество имен и названий. Учащемуся или человеку столкнувшемуся с основами грамматики, нужно знать, когда употребить имя собственное, а когда — нарицательное, в чем различия, как они пишутся.
Правила написания – это основное отличие, незнание которого приведет к грамматическим ошибкам. Собственные – пишутся с заглавной, нарицательные – с маленькой буквы.
Имя собственное
Узнаем, как определить нарицательное или собственное имя, для этого подробно рассмотрим каждое из них.
Существительные, которые указывают на единичные личности, на животных, конкретные предметы выделенные из однотипных – называются собственными (от старославянского «личное», перевод с греческого «искусство давать имена») и пишутся с Заглавной буквы.
Область языкознания, которая изучает собственные существительные, их происхождение, изменение – называется ономастика.
Учение содержит 12 направлений, рассматривающих собственные имена и названия:
Благодаря науке ономастике, имена собственные сохраняют значимость на века и тысячелетия. Ее разветвления помогают изучать историю даже пропавших поселений, расшифровывать языки исчезнувших народов.
Имя нарицательное
Происходит слово от старославянского – «говорить», переводится с латинского – «прозвище». ПРИМЕРЫ имен нарицательных:
Нарицательные имена по значению делятся на 4 категории:
Собственные и нарицательные существительные отличаются тем, что последние возможно изменять по числам ( стул – стулья; гриб – грибы; птица – птицы, сын – сыновья ).
Некоторые имена нарицательные имеют только единственное число ( молоко, мошкара, сырьё, родня, зверьё, розмарин ), а другие множественное ( ножницы, шахматы, помои, обои ).
Особенности собственных и нарицательных существительных
Их правописание – это не только большая или маленькая буква в начале слова. Чтобы писать без ошибок, нужно знать грамматические нюансы собственных и нарицательных имен.
Особенность собственных имен – при переводе на иностранный язык они транслитерируются, прописываются знаками соответствующими другой системе письма ( Караганда – Karaganda, Елена – Elena, Осирис – Osiris ).
Представлен не полный перечень собственных имен, а основные семантические группы, которые заключают в кавычки.
Собственные имена в основном употребляют в единственном числе, но есть исключения:
Русский язык – действительно могучий и великий, в нем личные имена без труда превращаются в нарицательные и наоборот.
Примеры
На приведенных ниже предложениях, ясно видно насколько нечеткая граница между собственными и нарицательными существительными. В первом случае – это собственное имя, во втором нарицательное.
А теперь обратный процесс, превращение нарицательных в собственные имена.
Тест. Укажите есть ли имена собственные в следующих предложениях
Задание № 1. Выделите имена собственные из приведённого списка слов
Море, Мальвина, Чемодан, Александр, Обь, Казахстан, «Карлик Нос», Смартфон, Кукушка, Венера.
Задание № 2. Выделите имена нарицательные из приведённого списка слов
Капитан, Евгений, Утро, Баба-яга, Ласточка, Котенок, Цветы, Варшава, Америка, Имя.
Существительные собственные и нарицательные (35 примеров)
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с прописной буквы, нарицательные — со строчной.
Имена существительные называют конкретные предметы (ручка, стол, доска), их составные части (дно, крышка, ножка), живых существ (лось, кошка, малыш, Витя, Степановна), действия и состояния (ходьба, бег, болезнь, удивление), свойства и количества в отвлечении от их носителя (долгота, ширина, вес).
Имена существительные обладают обобщенно-предметным значением. В связи с этим они делятся на нарицательные и собственные.
Нарицательные имена существительные
Нарицательные имена существительные — это разряд существительных, служащих обобщёнными наименованиями ряда однородных предметов и явлений, например:
Собственные имена существительные
Собственные имена существительные — это слова, называющие единичные предметы, выделенные из ряда однородных.
Например, именем нарицательным является слово «битва», а наименование «Бородино» является именем собственным, которое называет известное историческое сражение.
Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, чем они кардинально отличаются от имен нарицательных, то есть фактически прописная буква является графическим способом выделения индивидуальных названий — имен собственных, например:
Особенности собственных и нарицательных существительных
Любое имя нарицательное или сочетание слов, использованное в качестве названия, становится именем собственным, например:
Существует и обратный процесс, когда имена собственные становятся нарицательными, например:
Именами нарицательными стали существительные, обозначившие целый класс однородных предметов или явлений:
Некоторые существительные в зависимости от речевой ситуации могут быть как нарицательными, так и именами собственными, например: «солнце», «земля», «луна», «родина».
Примеры
Впрочем, крупнейшие мыслители древности понимали, что звездное небо, Солнце и Луна — это нечто большее, чем увеличенное подобие планетария (Х. Хабер).
Краешек солнца еще светился над лесом, но в кустах уже густели сумерки (Н. Сладков).
…была осень, луна над головой, и еще оттого, наверное, что во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине (В. Астафьев).
Руки человека, подчиняясь его воле и разуму, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды (В. Катаев).
Выяснилось, что большинство звезд небосвода оказались во много раз больше Земли (Х. Хабер).
Если имена нарицательные употребляются в формах единственного и множественного числа (семья — семьи, дом — дома), то имена собственные имеют, как правило, форму только единственного или форму только множественного числа.
Сравним:
Видеоурок
Имя существительное
Имена существительные — это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?
Предметы — это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же, как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:
комар, стол, врач, дом.
Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:
лежит ручк а, нет ручк и, ищу ручк у, рассказываю о ручк е.
Начальная форма имени существительного — это имя существительное в форме единственного числа в именительном падеже. Например:
дерево, чемодан, ложка — существительные в начальной форме.
Собственные и нарицательные имена
Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена — это существительные, называющие однородные предметы, например:
город, собака, мальчик.
Собственные имена — это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:
Москва, Дружок, Пётр.
Все собственные имена пишутся с большой буквы.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:
( кто?) комар, слон, врач, Женя.
К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:
( что?) чашка, стол, грусть, отъезд.
Синтаксическая роль
Имена существительные могут быть как главными (подлежащее), так и второстепенными (дополнение и обстоятельство) членами предложения. Существительные в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего. Например:
На столе стояла лампа.
Медвежата дружно следовали за мамой.
Имена существительные в форме косвенных падежей (всех падежей кроме именительного) являются второстепенными членами предложения: или дополнениями, или обстоятельствами. Например:
Осенью грибники собирают в лесу грибы.
Разряды существительных
Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:
Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:
сливки, кле́щи, вилы и так далее.
Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:
радость, покой, любовь, страх, счастье.
Вещественные существительные называют различные вещества:
нефть, соль, масло, кислород.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:
Степанова Елена Русский язык 4 класс «Собственные и нарицательные имена существительные»
Предмет: Русский язык
Школа: КГУ «Успенская осш»
ФИО практиканта: Степанова Е.В.
Раздел (сквозная тема):
В контексте сквозной темы «Ценности».
Собственные и нарицательные имена существительные.
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.1.3.1 прогнозировать содержание информации по заголовку, диаграмме/схеме/ таблице,
обосновывая свое мнение
4.2.5.1 находить информацию по трем и более источникам (словари, справочники, энциклопедии, детские познавательные журналы, газеты) на заданную тему и интерпретировать ее
4.3.4.1 создавать тексты (статья/ новости/проспект), аргументированно раскрывая тему и основную мысль в процессе предоставления информации, используя схемы/диаграммы/ таблицы
4.3.7.1 писать слова, произношение и написание которых расходится, используя известные способы проверки
1.3 Прогнозирование содержания информации
2.5 Извлечение необходимой
информации из различных источников
3.4 Написание текстов разных типов и стилей с использованием различных форм представления
3.7 Соблюдение орфографических норм
Вспомнить о написание собственных и нарицательных имен существительных, употреблении кавычек.
Предполагать о содержимом текста по заголовку.
Составлять предложения по рисункам.
Находить лексическое значение слов по словарю.
Находить в тексте имена собственные.
Рассказывать о газетах и журналах родного края.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Материал прошедших уроков:
Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. Звуко-буквенный анализ. Состав слова. Правописание суффиксов и приставок. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложения. Структурные компоненты текста, типы текстов. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Имя существительное. Лексическое многообразие имен существительных.
Запланированная деятельность на уроке
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап)
— Здравствуйте, ребята. Подойдите ко мне и возьмите по одной карточке. И вернитесь на свои места.
На обратной стороне написаны слова приветствия для наших гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.
Спасибо, присаживайтесь, картинки возьмите с собой.
Прикоснитесь ладошками с соседом и передайте ему своё тепло.
Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
— Начинаем с чистописания. Посмотрите на слайд, аккуратно перепишите пословицу
« Родина — мать, умей за нее постоять»
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
— К какой части речи относится слово «Родина-мать» из пословицы? (имена существительное)
— Давайте проверим, что вы о знаете имени существителльном.
Имя существительное обозначает признак предмета. (нет)
Имя существительное обозначает предмет. (да)
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (да)
Имена существительные имеют мужской, женский или средний род. (да)
Имена существительные обозначают действия предметов. (нет)
Существительные изменяются по родам? (нет)
— А давайте мы проверим поставим в женский род слово «стол».
III. Постановка учебной задачи.
— Назовите лишнее слово: кот, дерево, Москва, семья.
-Почему? ( потому что Москва пишется с большой буквы)
— Что общего в написании оставшихся слов? (пишутся со строчной буквы)
— Определите тему урока. (Если не скажут «Собственные», то «Давайте вспомним, какие слова пишутся с заглавной буквы).
— Значит темой нашего урока являются « Собственные и нарицательные имена существительные».
— Какие задачи поставим перед собой на уроке?
— Сегодня на уроке мы :
УЗНАЕМ (какие существительные называют нарицательными)
НАУЧИМСЯ (писать без ошибок)
— Давайте составим предложение из оставшихся слов у доски по очереди. (кот, дерево, семья).. Подпишите сверху имя существительное.
У нас во дворе ходит рыжий кот.
В школе растет много разных деревьев.
Наша семья поедет на выходных к бабушке.
— Этого человека называют «волонтёр»
_ Ребята, а вы знаете кто такой «волонтер»?
— Запишите это слово в свою тетрадь.
— Поставьте ударение в слове.
— Выделите орфограммы (непроверяемые безударные в корне)
— Предлагаю посмотреть мультфильм, который поможет вам больше узнать о добрых делах, волонтёрах.
РОЛИК о волонтёрах
— Ребята, назовите какие поступки совершает волонтёра.
— Как вы понимаете слово доброволец?
— А знаете ли вы, что 2019 год объявлен годом волонтёрства.
IV. Открытие нового знания
— Возьмите карточки с картинками, встаньте и найдите ребят с такими же карточками. (Слова приветствия помогут вам) У вас образовались группы.
— Посмотрите, что изображено на карточках?
1 группа выбирает слова, которые называют к имена, фамилии, отчества.( Гриша, дом, Иванович, телефон, доска, Иван, доброта, Савельев)
2 группа– клички животных, (Герда, цветок, Шарик, Барбос, песня, карта, Найда))
3 группа – географические названия.( Иртыш, Семей, дом, животное, растение, Алаколь, Бородулиха, )
— Один представитель от группы крепит их на доску. ( работают)
— Прочитайте слова. (оставить у доски)
-Какие слова еще остались?
-К какой группе их отнесём? Прикрепите.
-ЗАПИШИТЕ их в свои тетради в столбик.
-Внимательно рассмотрите таблицу, чем отличаются слова первых трёх столбиков от слов 4 столбика? И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД
— Давайте проверим наш вывод по учебнику, откройте учебник на стр.66, найдите условное обозначение ключик. (Чтение правила учеником в слух)
— Проверим как вы поняли.
Маша, трава, Юпитер, улица, Россия, кошка, телефон, Сылва, тучи, Пермь.
— Какие слова называют нарицательными, давайте прочитаем хором.
— Запишите слова в тетради во множественном числе. Один работает у доски. (трава- травы, улица- улицы, кошка- кошки, телефон- телефоны)
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Проверьте работу на доске.
— Какой вывод можно сделать? ( Нарицательные имена существительные изменяются по числам )
— Как вы думаете можно поставить в форму множественного числа собственные имена существительные – например Кунгур, Россия? (нет)
-Сделайте вывод? (Собственные имена существительные не изменяются по числам)
VI. Первичное закрепление
Возьмите карточку квадратной формы.
— Объединитесь в группы по цвету карточек. (3 группы)
— Рассмотрите пары слов.
— Почему одинаковые слова записаны по-разному?
— Сделайте вывод. Запишите его на карточку. (1 минута)
— Зачитайте ваш вывод. А у вас?
— СЛОВА РАЗНЫЕ, А ВЫВОД ОДИН!
— Имена существительные одновременно могут быть нарицательными и собственными.
— Присаживайтесь на свои места.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Сейчас мы поиграем в игру «Лови ошибку». Поработаем в парах.
Возьмите карточки зелёного цвета.
— Исправьте ошибки в предложениях и запишите их в тетрадь, сколько успеете за 3 минуты. Покажите, что ваша пара готова.
— Кто успел всё записать? Молодцы!
1) Иван блинов напёк для мамы блинов.
2) Наша поля вернулась с поля.
3) Коля арбузов купил для детей пять арбузов.
4) Серёжа морозов спасает птиц от морозов.
— Кто согласен? Кто не согласен?
— Чем занимаются все эти дети? (помогают)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
— Давайте подведем итог.
— Прочитаем хором тему урока.
IX. Домашнее задание
— Я благодарю вас за работу на уроке и дарю вам частичку своего сердца.
-На обратной стороне сердечка вы найдете д/з.
Задание 1: раскройте скобки и выберите верное написание. В каких случаях необходимо поставить кавычки?
Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, коренной (М,м)осквич, кинотеатр (С, с)лава, громкая (С,с)лава, завод (С, с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.
Задание 2: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки?
Ваня приехал к бабушк.. Елен.. Сергеевн.. в деревню (Ф, ф)едоровка. Она угощала внука румяными п..рогами и к..нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с с..бакой (А, а)лькой бегал на реч?ку (С, с)ульча. Там купался, загорал и ч..тал журналы Юный натуралист и Мурзилка.
Методист Наревская Т.А.:___________
Учитель Белова Ю.А.:___________
Практикант Степанова Е.В.:_______
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1392831
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.