Что такое событие обществознание

Что такое обществознание?

Что такое событие обществознание. Смотреть фото Что такое событие обществознание. Смотреть картинку Что такое событие обществознание. Картинка про Что такое событие обществознание. Фото Что такое событие обществознание

Содержание

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Что такое событие обществознание. Смотреть фото Что такое событие обществознание. Смотреть картинку Что такое событие обществознание. Картинка про Что такое событие обществознание. Фото Что такое событие обществознание

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Источник

Что такое событие обществознание

1.ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.Главные ФОРМЫ научного познания: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

а) Научный факт — это отражение и интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом.

б) Эмпирический закон — обобщение эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и процессами.

в) Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа.

г) Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов.

д) Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности.

2.К основным МЕТОДАМ научного познания относятся наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, аналогия, абстрагирование, дедукция и индукция, исторический и логический методы.

Исторический метод описывает развитие того или иного процесса или явления во времени, выделяет и объясняет различные этапы развития в их хронологической последовательности и конкретных формах проявления. Логический метод воспроизводит на теоретическом уровне сущностное содержание исторического процесса в абстрактных понятиях и категориях.

В одной из североафриканских стран начался вооружённый конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

1) Описываемое в задании явление — СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ; одна из её форм — МИГРАЦИЯ.

2) ХАРКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ приведённой формы социальной мобильности:

а) групповая (охватывает множество людей);

б) территориальная (географическая; люди меняют местожительства);

в) горизонтальная (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Источник

Словарь терминов по обществознанию

Словарь по обществознанию от А до Я.

Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

Выборы — это демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на должности президента, депутата или губернатора

Геополитика (от греческого земля + государственные дела) — это общественная наука о контроле над пространством.

Гипноз — это внушение норм поведения через погружение человека в транс.

Импичмент (англ. impeachment — обвинение, осуждение) — процедура отстранения от должности президента страны парламентом.

Коацерваты — это протоклетки, органические структуры, окружённые жировыми мембранами.

Мистика (от греческого — «тайный») — это сверхъестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхьестественными силами.

Опрос на выходе, или экзит-полл — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

Панславизм —это культурное и политическое течение среди славянских народов, в основе которого лежат идеи об этнической и языковой общности славян, необходимости их политического объединения.

Панки (от англ. punk — отбросы, подонки) — контркультура, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма

Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

Источник

Что такое событие обществознание

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

Что такое событие обществознание. Смотреть фото Что такое событие обществознание. Смотреть картинку Что такое событие обществознание. Картинка про Что такое событие обществознание. Фото Что такое событие обществознание

Юридический факт это конкретное жизненное обстоятельство, влекущее за собой юридические последствия.

Не всякий жизненный факт является юридическим. Таковым может быть обстоятельство, предусмотренное нормами права.

Юридические факты являются предпосылками возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Юридические факты, их характер, перечень определяются соответствующими нормами права.

Примером может служить норма гражданского права, предусматривающая, что в случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом. Здесь явка и обнаружение местопребывания гражданина, объявленного умершим, являются конкретными жизненными обстоятельствами, которые влекут за собой такое юридическое последствие, как отмена судом решения о его смерти.

Следовательно, юридическими фактами являются те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены в гипотезе нормы права.

Как и правоотношения, юридические факты классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, зависят они от воли людей или нет, юридические факты подразделяются на юридические события и юридические действия.

Юридические действия это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. К ним относятся различные поступки людей, имеющие правовую значимость.

По количественному составу различают простые и сложные юридические факты.

Простой юридический факт представляет собой одно обстоятельство, влекущее юридическое последствие. Например, неявка на работу без уважительных причин, переход улицы в не установленном месте и т. д.

Сложный юридический факт состоит из двух и более жизненных обстоятельств, каждое из которых или в совокупности порождают юридические последствия.

Так, для получения пенсии по старости требуется:

1) наличие трудовой книжки;

2) достижение определенного возраста;

3) решение органа социальной защиты о назначении пенсии.

Такой сложный юридический факт получил наименование «юридический состав».

По характеру действия такой юридический факт можно классифицировать на правомерное (дозволенное) и неправомерное.

Правомерные действия это такие поступки людей, которые согласуются с предписаниями норм права.

Разновидностью правомерного действия является юридический поступок.

Юридический поступок это действие, которое вызывает наступление юридических последствий независимо от того, предвидел ли их субъект права, совершавший его, или нет. Например, драматург пишет пьесу по заказу определенного театра (намеренные действия). Но постановка пьесы другим театром порождает для автора пьесы субъективное право на денежный гонорар в размере, указанном в законодательстве, хотя драматург и не предвидел такого результата.

Другой разновидностью правомерного действия является юридический акт.

Юридический акт это форма поведения субъекта права, направленная на достижение определенных правовых результатов (заключение договоров, совершение сделок, возбуждение уголовного дела, решение суда и т. д.).

Неправомерные действия это другая разновидность юридического факта. Она представляет собой запрещенные нормами права формы поведения субъектов права. Они нарушают предписания юридических норм.

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки.

Источник

Что такое событие обществознание

Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям. В том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку.

По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие.

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и y тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор.

Какие виды юридических фактов по волевому признаку выделил автор? К какому из этих видов относятся поступки и проступки? Используя текст, объясните различие между поступком и проступком. Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— события и действия;

2) ответ на второй вопрос:

3) объяснение, например:

— поступок — правомерное действие, проступок — противоправное.

4) Объяснен смысл понятия, например:

— преступление— виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий.

В правильном ответе должны быть названы виды юридических фактов и приведены соответствующие примеры:

1) правообразующие (например, граждане Иван и Марья вступили в брак);

2) правоизменяющие (например, работник предприятия Семенов был повышен в должности);

3) правопрекращающие (например, собственник Аркадий продал принадлежащую ему квартиру).

Могут быть приведены другие примеры.

Автор указывает, что юридические факты — важная сторона в существовании правоотношений. Что такое правоотношения? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других элемента правоотношений и кратко поясните каждый из них.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: правоотношения — юридическая связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях;

(Сущность правоотношений может быть определена иначе).

2) элементы правоотношений и краткие пояснения:

— субъекты (участники правоотношений — физические лица и организации, включая

— объект (материальные и нематериальные блага, на которые направлена деятельность субъектов правоотношений);

содержание (юридическое содержание составляют права и обязанности субъектов,

— материальное содержание — действия субъектов, направленные на реализацию своих прав и обязанностей).

Могут быть названы другие элементы правоотношений, даны другие пояснения

Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Преступление — виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, c которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

2) ответ на второй вопрос:

(Могут быть названы другие примеры юридических фактов.)

3) ответ на третий вопрос:

— фактический состав — совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям. В том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку.

По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие.

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и y тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор.

Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, c которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

2) ответ на второй вопрос:

(Могут быть названы другие примеры юридических фактов.)

3) ответ на третий вопрос:

— фактический состав — совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Какие виды юридических фактов по волевому признаку выделил автор? К какому из этих видов относятся поступки и проступки? Используя текст, объясните различие между поступком и проступком. Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— события и действия;

2) ответ на второй вопрос:

3) объяснение, например:

— поступок — правомерное действие, проступок — противоправное.

4) Объяснен смысл понятия, например:

— преступление— виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор указывает, что юридические факты — важная сторона в существовании правоотношений. Что такое правоотношения? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других элемента правоотношений и кратко поясните каждый из них.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: правоотношения — юридическая связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях;

(Сущность правоотношений может быть определена иначе).

2) элементы правоотношений и краткие пояснения:

— субъекты (участники правоотношений — физические лица и организации, включая

— объект (материальные и нематериальные блага, на которые направлена деятельность субъектов правоотношений);

содержание (юридическое содержание составляют права и обязанности субъектов,

— материальное содержание — действия субъектов, направленные на реализацию своих прав и обязанностей).

Могут быть названы другие элементы правоотношений, даны другие пояснения

Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Преступление — виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

В правильном ответе должны быть названы виды юридических фактов и приведены соответствующие примеры:

1) правообразующие (например, граждане Иван и Марья вступили в брак);

2) правоизменяющие (например, работник предприятия Семенов был повышен в должности);

3) правопрекращающие (например, собственник Аркадий продал принадлежащую ему квартиру).

Могут быть приведены другие примеры.

Какие виды юридических фактов по волевому признаку выделил автор? К какому из этих видов относятся поступки и проступки? Используя текст, объясните различие между поступком и проступком. Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям. В том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку.

По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие.

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и y тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор.

Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, c которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

2) ответ на второй вопрос:

(Могут быть названы другие примеры юридических фактов.)

3) ответ на третий вопрос:

— фактический состав — совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий.

В правильном ответе должны быть названы виды юридических фактов и приведены соответствующие примеры:

1) правообразующие (например, граждане Иван и Марья вступили в брак);

2) правоизменяющие (например, работник предприятия Семенов был повышен в должности);

3) правопрекращающие (например, собственник Аркадий продал принадлежащую ему квартиру).

Могут быть приведены другие примеры.

Автор указывает, что юридические факты — важная сторона в существовании правоотношений. Что такое правоотношения? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других элемента правоотношений и кратко поясните каждый из них.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: правоотношения — юридическая связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях;

(Сущность правоотношений может быть определена иначе).

2) элементы правоотношений и краткие пояснения:

— субъекты (участники правоотношений — физические лица и организации, включая

— объект (материальные и нематериальные блага, на которые направлена деятельность субъектов правоотношений);

содержание (юридическое содержание составляют права и обязанности субъектов,

— материальное содержание — действия субъектов, направленные на реализацию своих прав и обязанностей).

Могут быть названы другие элементы правоотношений, даны другие пояснения

Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Преступление — виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— события и действия;

2) ответ на второй вопрос:

3) объяснение, например:

— поступок — правомерное действие, проступок — противоправное.

4) Объяснен смысл понятия, например:

— преступление— виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор указывает, что юридические факты — важная сторона в существовании правоотношений. Что такое правоотношения? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других элемента правоотношений и кратко поясните каждый из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям. В том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку.

По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие.

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и y тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор.

Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, c которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

2) ответ на второй вопрос:

(Могут быть названы другие примеры юридических фактов.)

3) ответ на третий вопрос:

— фактический состав — совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Какие виды юридических фактов по волевому признаку выделил автор? К какому из этих видов относятся поступки и проступки? Используя текст, объясните различие между поступком и проступком. Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— события и действия;

2) ответ на второй вопрос:

3) объяснение, например:

— поступок — правомерное действие, проступок — противоправное.

4) Объяснен смысл понятия, например:

— преступление— виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий.

В правильном ответе должны быть названы виды юридических фактов и приведены соответствующие примеры:

1) правообразующие (например, граждане Иван и Марья вступили в брак);

2) правоизменяющие (например, работник предприятия Семенов был повышен в должности);

3) правопрекращающие (например, собственник Аркадий продал принадлежащую ему квартиру).

Могут быть приведены другие примеры.

Используя знания по обществоведческому курсу, объясните смысл понятия «преступление».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Преступление — виновно совершенное, общественно опасное противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: правоотношения — юридическая связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях;

(Сущность правоотношений может быть определена иначе).

2) элементы правоотношений и краткие пояснения:

— субъекты (участники правоотношений — физические лица и организации, включая

— объект (материальные и нематериальные блага, на которые направлена деятельность субъектов правоотношений);

содержание (юридическое содержание составляют права и обязанности субъектов,

— материальное содержание — действия субъектов, направленные на реализацию своих прав и обязанностей).

Могут быть названы другие элементы правоотношений, даны другие пояснения

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Причём только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения.

Правонарушение — это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Правопорядок как наиболее общий объект правонарушения характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе. Понятно, что любое правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из-под него то или иное основание, разрушает то или иное звено.

Поэтому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, а в конечном счёте — правопорядку.

Кроме этого общего объекта правонарушения, теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т. д. Важно подчеркнуть, что объект правонарушения — это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент — противоправность того или иного действия (бездействия) — прежде всего характеризует правонарушение.

Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона, в свою очередь, представляет единство трёх элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причинённым вредом.

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом либо лицо без гражданства.

Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет‚ а по некоторым преступлениям — 14 лет.

Наконец, субъективная сторона. Она характеризуется виной — психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам.

Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный момент, по мнению автора, прежде всего характеризует правонарушение?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) виды объектов правонарушения:

— конкретные права и свободы;

(Виды объектов могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) формальный момент:

— противоправность того или иного действия (бездействия)

Какие три элемента объективной стороны правонарушения выделил автор? Какова связь деятельности правоохранительных органов с объективной стороной правонарушения? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «юридическая ответственность».

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— противоправное поведение, вред и причинная связь между действием (бездействием) и причинённым вредом;

2) ответ на второй вопрос:

— правоохранительные органы устанавливают, квалифицируют и оценивают объективную сторону правонарушения.

3) Дано объяснение смысла понятия, например:

— юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения в установленной законом форме, имеющих неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, к лицу совершившему правонарушение.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент за и один аргумент против мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность

за одинаковые правонарушения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— до определённого возраста дети не могут правильно оценивать свои действия и нести за них ответственность (например, гражданско-правовую);

(Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.)

2) аргумент «за», например:

— это справедливо, так как нарушены те же права, совершены аналогичные действия и причинён равный вред;

3) аргумент «против», например:

— противоправные действия несовершеннолетних, как правило, являются следствием тяжёлых условий жизни в семье и недостатка родительского внимания, воспитания; кроме того, чрезвычайно важно не просто наказать, а исправить поведение несовершеннолетнего, чтобы в дальнейшем он мог вести нормальную жизнь.

Могут быть приведены другие аргументы «за» и «против».

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «юридическая ответственность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения в установленной законом форме, имеющих неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, к лицу совершившему правонарушение.

Могут быть высказаны такие суждения:

1) юридическая ответственность правонарушителя должна быть неотвратимой;

2) государство должно проводить политику борьбы с безработицей и бедностью;

3) необходимо выявлять неблагополучные семьи и помогать им вернуться к нормальной жизни, реабилитировать детей из неблагополучных семей.

Могут быть высказаны другие суждения

Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент за и один аргумент против мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность

за одинаковые правонарушения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Причём только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения.

Правонарушение — это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Правопорядок как наиболее общий объект правонарушения характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе. Понятно, что любое правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из-под него то или иное основание, разрушает то или иное звено.

Поэтому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, а в конечном счёте — правопорядку.

Кроме этого общего объекта правонарушения, теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т. д. Важно подчеркнуть, что объект правонарушения — это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент — противоправность того или иного действия (бездействия) — прежде всего характеризует правонарушение.

Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона, в свою очередь, представляет единство трёх элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причинённым вредом.

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом либо лицо без гражданства.

Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет‚ а по некоторым преступлениям — 14 лет.

Наконец, субъективная сторона. Она характеризуется виной — психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам.

Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный момент, по мнению автора, прежде всего характеризует правонарушение?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) виды объектов правонарушения:

— конкретные права и свободы;

(Виды объектов могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) формальный момент:

— противоправность того или иного действия (бездействия)

Какие три элемента объективной стороны правонарушения выделил автор? Какова связь деятельности правоохранительных органов с объективной стороной правонарушения? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «юридическая ответственность».

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— противоправное поведение, вред и причинная связь между действием (бездействием) и причинённым вредом;

2) ответ на второй вопрос:

— правоохранительные органы устанавливают, квалифицируют и оценивают объективную сторону правонарушения.

3) Дано объяснение смысла понятия, например:

— юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения в установленной законом форме, имеющих неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, к лицу совершившему правонарушение.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

Могут быть высказаны такие суждения:

1) юридическая ответственность правонарушителя должна быть неотвратимой;

2) государство должно проводить политику борьбы с безработицей и бедностью;

3) необходимо выявлять неблагополучные семьи и помогать им вернуться к нормальной жизни, реабилитировать детей из неблагополучных семей.

Могут быть высказаны другие суждения

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «юридическая ответственность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения в установленной законом форме, имеющих неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, к лицу совершившему правонарушение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— до определённого возраста дети не могут правильно оценивать свои действия и нести за них ответственность (например, гражданско-правовую);

(Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.)

2) аргумент «за», например:

— это справедливо, так как нарушены те же права, совершены аналогичные действия и причинён равный вред;

3) аргумент «против», например:

— противоправные действия несовершеннолетних, как правило, являются следствием тяжёлых условий жизни в семье и недостатка родительского внимания, воспитания; кроме того, чрезвычайно важно не просто наказать, а исправить поведение несовершеннолетнего, чтобы в дальнейшем он мог вести нормальную жизнь.

Могут быть приведены другие аргументы «за» и «против».

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВХАРАКТЕРИСТИКА
.Порождённые фактами последствия не зависят от воли людей
ДействияПравовые последствия фактов зависят от воли людей

Юридические факты — обстоятельства и поступки, которым закон придает юридическое значение. Юридические факты делятся на две группы: юридические события и юридические действия.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВХАРАКТЕРИСТИКА
.Порождённые фактами последствия не зависят от воли людей
ДействияПравовые последствия фактов зависят от воли людей

Юридические факты — обстоятельства и поступки, которым закон предает юридическое значение. Юридические факты делятся на две группы: юридические события и юридические действия.

Установите соответствие между юридическими фактами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) рождение человека

В) голосование на выборах

Г) покупка квартиры

Д) истечение срока полномочий парламента

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Событие не зависит от воли, но порождает последствия. Действие совершается сознательно.

А) наводнение — событие.

Б) рождение человека — событие.

В) голосование на выборах — действие.

Г) покупка квартиры — действие.

Д) истечение срока полномочий парламента — событие.

Найдите в приведённом списке юридические факты-события. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) заключение брачного договора

2) нарушение правил дорожного движения

3) наступление страхового случая в связи с падением дерева во время урагана

4) достижение возраста совершеннолетия

5) вступление в силу завещания

юридические факты — события и действия.

Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. купила в магазине кефир

2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта

3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

Событие — из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К событиям относятся естественные, природные явления, протекающие помимо воли людей.

1) гражданка М. купила в магазине кефир — нет, неверно, это действие.

2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта — да, верно.

3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг — да, верно.

4) супруги К. купили загородный дом в кредит — нет, неверно, это действие.

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла — да, верно.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОВ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТВИД
ХАРАКТЕРИСТИКА
СобытияФакты, происхождение которых не связано

с волей участников правоотношений

___________________________Факты, связанные с волей участников

Деяния — факты, связанные с волей участников правоотношений. Выделяют активные деяния или действия и пассивные деяния или бездействия.

Запишите слово, пропущенное в таблице

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫХАРАКТЕРИСТИКА
ДействияЯвляются результатом волевого поведения человека
.Явления, не зависящие от воли людей

Явления не зависящие от людей в юридической науке называются событиями.

Найдите в приведённом ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов.

2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте.

3) В результате падения дерева повреждён кузов машины.

4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта.

5) Супруги В. купили загородный дом в кредит.

6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство.

Юридические события происходят помимо воли людей.

1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов — да, верно.

2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте — нет, неверно.

3) В результате падения дерева повреждён кузов машины — да, верно.

4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта — да, верно.

5) Супруги В. купили загородный дом в кредит — нет, неверно.

6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство — нет, неверно.

Как можно купить дом помимо воли?

Это 5, он и не относится к правильным

Тогда почему не подходит 6 ответ? Подача документов на наследство дело каждого.

Гражданин подал документы, то есть совершил волевое действие.

Какие три компонента правовой культуры названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите объяснение того, какую роль играет каждый из этих компонентов в обеспечении правопорядка.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Правовая идеология, охватываемая понятием «правовая система», представляет собой активную часть правосознания. Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определённой среде – экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому). Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание.

Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.

Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.

Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

«Правовая культура» – явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре – высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.).

Какое определение правосознания дано автором? Что автор считает главной чертой правосознания?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— под правосознанием автор понимает отношение людей к праву;

2) ответ на второй вопрос:

— главной чертой правосознания автор считает осознание людьми ценностей права и представления о том, насколько действующее позитивное право соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Назовите три сферы действия правовых норм, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну сферу действия правовых норм, не указанную в тексте.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) сферы действия правовых норм по тексту:

— экономическая, политическая, нравственная;

2) сферы действия правовых норм не по тексту:

— может быть названа социальная сфера.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) Правовая воспитанность означает готовность человека соблюдать правовые предписания, уважать законные права и интересы других людей, что ведёт к снижению числа правонарушений, а значит, и к повышению уровня правовой культуры.

2) Результатом правовой воспитанности человека является активное правовое поведение, умение использовать правовые средства в повседневной жизни, например, умение составлять элементарные юридические документы, знание, как вести себя в определённых ситуациях, возможность понимать смысл юридических документов, всё это ведёт к общему повышению правовой культуры общества.

3) Правовая воспитанность предполагает знание своих прав и готовность активно защищать их. Это способствует снижению в обществе уровня произвола, коррупции, числа нарушений прав граждан, что также ведёт к общему повышению уровня правовой культуры.

Могут быть приведены другие объяснения.

Назовите три сферы действия правовых норм, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну сферу действия правовых норм, не указанную в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) сферы действия правовых норм по тексту:

— экономическая, политическая, нравственная;

2) сферы действия правовых норм не по тексту:

— может быть названа социальная сфера.

В правильном ответе должны быть названы три компонента правовой культуры и приведены соответствующие примеры роли названных компонентов в обеспечении правопорядка:

1) состояние законодательства (например, широта охвата законодательством общественных отношений, упорядоченность законодательства, реалистичность законов, их соответствие принятым в обществе понятиям о справедливости);

2) положения и работа суда и других правоохранительных органов (например, независимость судов, исполняемость судебных решений, возможности доступа граждан к квалифицированной юридической помощи, уровень коррупции в правоохранительных органах);

3) правосознание всего населения страны (например, отношение населения к закону и власти, законопослушность, уровень преступности).

Могут быть приведены другие примеры роли различных компонентов правовой культуры в обеспечении правопорядка.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «субъективные права». Как автор объясняет тот факт, что и статус субъекта права, и субъективные права имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка? Как он характеризует различие частного и публичного права?

Прочитайте текст и выполните задания 21−24.

Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это не дозированные «кусочки самостоятельности», на которые даёт разрешение чиновник. И это не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами всё же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами.

При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т.е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы».

Своеобразие частного права отчётливо проявляется при его сопоставлении с публичным правом (первому присущи юридическое равенство и координация; второму – отношения «власть – подчинение», субординация). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права – государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка.

Ведь частное право предоставляет отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, возможность в определённом круге отношений быть «собственным господином». При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения.

Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие её отношения, отторгается (скажем грубее – изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов.

В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как частных лиц – договоры, односторонние акты собственника и т.д. – приобретают «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение. Государство, которое изначально «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано – не парадокс ли? – признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.

Какое определение свободы в области частного права приведено в тексте? Какие действия государства, по мнению автора, позволяют договорам, односторонним актам собственника и т. д. приобретать «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение? (Назовите любые два действия.) Что автор называет центральной категорией публичного права?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами;

2) ответ на второй вопрос, например:

– признавать частноправовые отношения;

– защищать их всеми законными способами;

– реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании двух или более действий из указанных в тексте.)

3) ответ на третий вопрос: государственную власть.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Назовите любые три субъективных права граждан как субъектов частноправовых отношений и проиллюстрируйте примерами реализацию каждого из этих прав. (В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе должны быть названы три субъективных права и проиллюстрирована примерами реализация каждого из этих прав, допустим:

1) право на защиту своей чести, доброго имени и деловой репутации (например, в газете была опубликована статья, содержащая непроверенные факты о работе известного в городе врача; врач воспользовался правом на защиту своей деловой репутации и обратился в суд);

2) право частной собственности (например, Пётр приобрёл участок земли в садовом товариществе, построил дом, отдыхает там в выходные дни);

3) авторство (интеллектуальная собственность) (например, Михаил Михайлович написал роман, который был опубликован в издательстве; как автор произведения в соответствии с договором он получает вознаграждение, проводит встречи с читателями).

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы другие права.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Автор пишет, что частное право предоставляет людям возможность быть «собственным господином». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три условия, при которых гражданин сможет реализовать эту возможность. Объясните каждое из них.

В правильном ответе должны быть названы и пояснены три условия, допустим:

1) осознание гражданином целей своей деятельности (необходимо для планирования шагов по реализации своих прав, наиболее эффективного использования доступных ресурсов);

2) самостоятельность в принятии решений (способность своей волей принимать и проводить в жизнь важные решения, нести за них ответственность, следовать взятым обязательствам);

3) эффективность судебной системы (необходима для защиты прав граждан, оперативного разрешения правовых споров);

4) свобода хозяйственной инициативы (реализация многих прав в сфере частного права связана с участием гражданина в экономической жизни);

5) высший уровень правосознания общества (минимизирует количество правонарушений).

Могут быть приведены другие объяснения, указаны и объяснены другие условия.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «субъективные права».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Субъективные права — мера возможного поведения лица в отношении реализации своих законных интересов.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение, например: мера возможного поведения лица в отношении реализации своих законных интересов;

(Может быть дано другое объяснение.)

2) ответ на первый вопрос: они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы»;

3) ответ на второй вопрос, например: частному праву присущи юридическое равенство и координация; публичному праву – отношения «власть – подчинение», субординация).

(Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании различия.)

Приведённые экзаменуемым черты только публичного/частного права без указания соответствующей черты частного/публичного права не засчитываются при оценивании.

(Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста).

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *