Что такое событие в театре
ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
атмосфера – эмоциональная окраска каждого действия, сцены, эпизода, всего спектакля. Зависит от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, конфликта, темпо-ритма, «зерна», взаимосвязана со сквозным действием, зависит от действующего лица от его характера, способствует созданию целостности спектакля, фильма
борьба (в межличностном общении) – активное сценическое действие. Всегда предполагает преодоление препятствий на пути к достижению цели
вес (тяжелый, легкий, с достоинством) – подсознательное ощущение веса собственного тела относительно силы (душевной, физической) человека
внимание – активный познавательный процесс, необходимое условие органического действия, осуществляемого с помощью восприятия (зрения, слуха, осязания и т.п.)
воображение – умение фантазией воздействовать на окружающую сценическую жизнь и изменять ее в нужном направлении
второй план – это внутренний, духовный «багаж» человека-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он складывается из всей совокупности жизненных впечатлений персонажа, из всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений, его восприятий, мыслей и чувств (Немирович-Данченко)
демобилизация, мобилизация – происходит с изменением веса тела. При мобилизации следует конкретный поступок, при демобилизации действия не последует
динамика – выход и переход из одного статического положения в другое. Динамика необходима для двигательной ориентации в пространстве
жанр – это способ отражения действительности, угол зрения писателя, режиссера, артиста на жизнь, «преломленный», запечатленный в художественном образе
задача – хотение в действии, то есть выполнение своего хотения. Задача должна быть сознательна, а выполнение ее бессознательно. Чего я хочу, я должен знать, чтобы правильно исполнять задачу, но как я выполню то, что хочу, я не должен знать
зажим – это мышечное или умственное напряжение, мешающее органической, достоверной жизни на сцене, возможности думать и действовать на сцене свободно, целесообразно и продуктивно
исходное событие – событие, предшествующее сюжету/фрагменту, определяющее его дальнейшее развитие, оценку и поведение героев
конфликт – это столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в удовлетворении своих интересов
мизансцена – способ отражения сценического действия, способ передачи смысла поступков и чувств артистов-персонажей, образное отражение особо важных по смыслу моментов сценического действия. Мизансцена – есть расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля
мышечная свобода – умение актера естественно выполнять самые разнообразные движения
общение – процесс воздействия партнеров друг на друга, их взаимосвязь
перевоплощение – это явление временного перехода актера « в действительность» нового лица, в чужое «Я» – в психику и психологию другого человека, воспроизведение его в форме конкретного образа – в исполнении данной роли
предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (Станиславский)
психотехника актера – его нервная и физическая организация, влияющая на умение воспринимать, оценивать и осуществлять (внимание, мысль, эмоция, движение, речь) то или иное творческое задание
режиссерский замысел – это идейное и художественно-образное предвидение будущего спектакля во всей его целостности, рождаемое воображение режиссера
ремарка – авторское пояснение для режиссера, актера, читателя, дающее краткую характеристику места действия или особенностей поведения персонажей
сверхзадача спектакля – РАДИ ЧЕГО ставится данный спектакль. Что должно измениться в зрителе, в культурной жизни города, страны, мира.
словесное действие – есть высшая форма сценического действия, общения, самое эффективное средство воздействия на сознание собеседника, партнера
событие – это то, что меняет жизнь персонажа, его поведение
статика – включает в себя ряд застывших поз, имеющих целью воспитание скульптурности тела, и в то же время служит чисто техническим целям – выработке статического равновесия и развитию вестибулярного аппарата. От правильных ощущений рождается сознание неограниченных возможностей тела, его красоты
сценическая речь – выразительное яркое сценическое звучание голоса актера, которое обеспечивается безупречной дикцией, мышечной свободой и активностью гортани и глотки; повышенной выносливостью голоса, благозвучием тембровой системы, объемом звуковысотного диапазона; глубиной и объемностью голоса, и т.д.
сценический этюд – композиционно законченный эпизод/сцена, предполагающая исходное событие, завязку, кульминацию (конфликт) и точку (финал)
сценография – вид художественного творчества, оформление спектакля и создание его изобразительно-пластического образа: декорация, материально-вещественные атрибуты, костюм, грим, маска, другие элементы преображения внешности актера
сюжет – трактовка событий в зависимости от замысла автора: это связи, противоречия, симпатии, антипатии и исходящее из этого взаимодействие человека с другими людьми, ситуацией, обстоятельствами
театр – (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой
фабула – «сухой», объективный пересказ основных моментов действия, событий – в их естественной связи и последовательности
характерность – физическая характеристика образа, возникающая как результат, как форма проявления его внутреннего содержания
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
Современные театральные режиссеры: путеводитель по городам и именам
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
Глава 3: Понятие события. Основной событийный ряд
В первой главе затрагивались термины начальное событие, финальное событие. Но я не раскрыла эти понятие. Пришло время обратиться к ним.
Факт, выявляющий конфликтные отношения нескольких действующих лиц и побуждающий их к действию – является событием. Таким образом, можно сказать, что событие-это действенный факт.
Но как из нескольких важных действенных фактов выделить основной? Очень часто ступор наступает при определение основного события (действенного факта) на ряду с острыми и яркими предлагаемыми обстоятельствами.
Существуют такие виды драмы, где факты явны и ярки, событийность действия очевидна. В таких пьесах значение для действующих лиц того или иного случившегося факта далеко не всегда правильно оценить, поэтому не так то просто выделить основное событие. В таких случаях приверженец методики Станиславского, Г.А. Товстоногов заменяет «событие» ведущим предлагаемым обстоятельством. Сам же Станиславский не очень настаивал на терминологии «событие», заменяя его «действенным фактом» или «действенным событием».
Говоря о событии, как о совместной «со-бытности», б. Костилянец, перефразируя Аристотеля, заключает: «Драматическое событие или цепь событий – результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечение обстоятельств, случайностей и игры неподвластных человеку сил»[7]
Рассмотрим восприятие события (драматургическое, драматическое, театральное):
• Драматург видит событие как некий реальный факт жизни персонажей (драматургическое событие);
• Театр (режиссер и актеры) воспроизводят событие как действие, двигаясь от повода к игре к театральному воплощению (драматическое событие);
• Зритель видит сценическое событие (театральное событие);
Это можно перефразировать и по-другому:
Я буду рассматривать понятие событие с точки зрения режиссера. Понимание режиссером события, как действенного факта, позволяет ему говорить о его сценической природе, о возможностях и способах сценического воплощения, которые есть, т.е. реально существуют в пьесе, но подобный, функциональный подход не до конца позволяет проникнуть в сущность события. Но давайте вернемся к определению основного( главного) события пьесы. В результате размышлений, получается, что основное событие – это то событие, которое раскрывает мысль автора или режиссера, то есть поясняет сверхзадачу произведения. Основное (Главное) событие — самое последнее событие пьесы, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.
Продолжая, разбирать пьесу Островского «Бесприданница», я попробую выделить основное событие пьесы. Разобравшись во всех обстоятельствах, я пришла к выводу, что основным событием пьесы является момент, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому из них взять на содержание брошенную Ларису. Ведь теперь-то другого выхода у нее нет. Податься некуда! Выиграл Кнуров. А для Ларисы наступила ослепительная ясность: «Вещь! Я вещь! Слово для меня найдено!»
Событийный ряд
Перейдем к выделению этих событий в пьесе.
1. Исходное событие
2. Начальное событие
3. Центральное событие
4. Кульминационное событие
5. Финальное событие
Основное( главное) событие – это событие, где утверждается сверхзадача
Исходное событие.
Исходное событие находиться за пределами повествования. Это то, с чем приходят герои в пьесу. Полагают, что для того, чтобы определить «исходное событие» следует ответить на вопрос: «Без чего бы не началась история? Какое событие должно было произойти, чтобы она началась?» Но в таком способе определения исходного события, существует одна опасность: чтобы определить, где началась история, нужно видеть всю историю, т.е мы должны видеть начало, середину и конец истории. Станиславский полагал, что сразу же увидеть весь сюжет пьесы совсем не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Очень важно докопаться до истинной истории, а не сочинить ее за автора, поэтому Константин Сергеевич предлагал вскрывать события в их последовательности.
Способ определения начала действия пьесы через поиск единого, общего для всех лиц, открывающих действие пьесы, первого конфликтного факта представляется мне наиболее верным, прежде всего потому, что не дает возможности отклониться от сути единого действия предложенного автором. В таком случае можно задать вопрос: «Какое событие является поводом для поступков всех действующих лиц, открывающих пьесу?»
Начальное событие.
Это событие, с которого начинается пьеса. Но нужно тут учесть, что первое событие, это не обязательно первая сцена, т.к я уже разбирала, что не каждый факт или предлагаемое обстоятельство является событием. Начальное событие – это момент, с которого начинает явственно работать сквозное действие.
У Островского такой момент – это приезд Паратова в город Бряхимов. Он является отправной точкой. Если представить, что этого события не произошло, то события в пьесе будут развиваться совершенно по-другому и скорее всего, Лариса бы жила как типичная женщина этого города. А если рассмотреть, что начальным событием является «желание Паратова жениться на миллионной невесте». В этом случае, это неверный выбор, так как не все герои пьесы знают о его решении, и этот факт не выявляет конфликтные отношения всех действующих лиц и не дает начало работы сквозного действия.
Центральное событие.
Такое событие, которое является незаменимым. В него втянуты все участники пьесы. После свершения события действие начинает развиваться совершенно по новому направлению. Оно побуждает участников пьесы к действию. Где обостряются все взаимоотношения, и накаляется борьба сквозного и контрсквозного действия. Наиболее ярко проявляется конфликт пьесы.
В рассматриваемой пьесе центральным событием является- приглашение Паратова на обед к Карандашеву. Если бы этого события не случилось, то и дальше не произошло бы обеда. Здесь обостряются взаимоотношения всех участников пьесы.
Кульминационное.
Это событие является высшей точкой развития действия пьесы, пиком борьбы и естественно переломом в действии. Естественно, что в каждой пьесе развитие борьбы, приведшей к перемене, имело какой-то главный переломный рубеж, на котором, как правило, наиболее активно и выражено сходятся противоборствующие силы, позиции, идеи. На этом рубеже происходит их наиболее решительная схватка, определяющая перемену движения пьесы к главному событию. В нем проявляется качественно новый характер движения от того, что было, к тому, что будет, т.е. к главному событию. «Предел, с которого наступает переход к счастью от несчастья или от счастья к несчастью» [8]
Финальное событие. Через финальное событие наиболее полно раскрывается главный конфликт пьесы. Это то последнее событие, в котором как бы ставится авторский диагноз, оценка происшедшей истории. В этом аккорде, завершающем пьесу, дается всей истории беспощадная и безнадежная авторская оценка, открывающая дорогу для зрительского размышления и выводов. Здесь кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
Итак, событийный ряд пьесы Островского «Беспреданница»:
1. Исходное событие – предательство Ларисы Паратовым, в результате которого Лариса решает выйти замуж за Карандышева.
2. Начальное событие- Приезд Паратова в Бряхимов
3. Центральное событие – приглашение Карандышева Паратова на обед в честь Ларисы
4. Кульминационное событие – во время обеда согласие Ларисы на пикник за Волгой
Главное событие – Паратов и Карандышев разыгрывают Ларису. Она осознает, что она вещь!