Что такое сочинение рассказ
Как писать сочинение-рассказ
Итак, сегодня попытаемся написать сочинение-рассказ. Что такое рассказ?
Рассказ – небольшое по объему произведение, в котором повествуется об одном, но важном событии (случае, эпизоде, происшествии) в жизни героя.
Особенность рассказа – кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Рассказ – это текст повествовательного характера, однако не исключающий использования и других типов речи, позволяющих проникнуть в атмосферу рассказа, показать или раскрыть характеры действующих лиц.
Схема построения повествовательного текста
Структура рассказа:
У любого жанра есть свои правила. Вот простые рекомендации, как написать рассказ самостоятельно:
Сюжет для своего рассказа ты можешь взять из жизни, со слов своих друзей и знакомых, используя собственные наблюдения, впечатления, полученные от поездки или посещения экскурсии.
Рассмотрим подробнее, из каких композиционных элементов состоит рассказ.
1. Вступление
Вступление, или начало повествования. Как правило, оно дает ответы на вопросы::
Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.
Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа.
«Знаете ли вы, что такое украинская ночь. »
Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так:
«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…»
Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»:
Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета.
2. Завязка сюжета.
Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится.
Как у Толстого в «Кавказском пленнике»:
Толстой в «Кавказский пленник»
Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.
3. Основная часть.
Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Здесь будет много глаголов при описании действий героев.
Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец.
На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.
4. Кульминация
Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
5. Развязка
Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.
Подсказка из книги “Как писать крутые тексты”. Очень рекомендую!
Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план (композиция) повествования, теперь смело приступай к написанию сочинения!
Специальные возможности
Привет!
Я учитель, добро пожаловать на мой сайт. Надеюсь, он будет полезен моим ученикам и их родителям, коллегам. Все пожелания вы можете оставить в комментариях или здесь
С уважением к вам, МТВ
Презентация к уроку русского языка на тему «Как написать сочинение в жанре рассказ?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как писать сочинение – рассказ?
Стиль речи Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля (чтобы передать особенности речи героев). Несмотря на то, что рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения. Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.
3 важных правила! 1 правило. У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!
2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ. > В рассказе должно быть много глаголов!
3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!
Вступление: или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.
Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь. » Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)
Завязка: Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома…» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.
Основная часть: Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.
Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
Концовка: как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось? Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-279433
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как Написать Сочинение, Рассказ, Книгу
Усвойте урок и, быть может, Вы напишите для BU:K magazine следующую статью!
Как писать сочинение-рассуждение?
Что же такое «рассуждение»:
Схема сочинения-рассуждения
Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
В роли аргументов могут выступать:
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом…
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
В этом легко убедиться, обратившись к…
По свидетельству (кого-либо)…
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится шедевр, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину.
Подготовка.
Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.
Написание.
Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.
Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало или трагедия героя, выраженная суицидальными мыслями…
Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Свежесть слога и выражений. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль.
3. Не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.
Редактирование.
После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а Вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы Вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда Вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты. В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что Ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.
Идея.
Подумайте, почему и для чего Вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым». А может быть, Вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах, открыть другую вселенную прошлого, настоящего или будущего? Или же это автобиография? Но с биографией аккуратно, скептики найдутся, чтобы сказать: «Слишком рано! Мало опыта! Кто это такой/такая. » Но критики везде есть. И Достоевского критиковали. Так что начинайте!
Начало.
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать. Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Процесс.
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь и сигареты в писательский процесс? А что, иногда с вином идет прекррррасно! Но это личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, Вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричесанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Атмосфера.
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает Вам писать? Тот же самый алкоголь или сигарета? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте все, чтобы обеспечить себе безупречные условия. Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажженная свеча была сигналом для мозга — время творить.
Обещание – значит не бросить!
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить ее к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут Вам расслабиться. Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у Вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Объем многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов Вы напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Заинтересовать.
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции, Вы не Оноре де Бальзак. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Вы еще не Достоевский. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства. Даже не открывайте Пушкина или Бродского!
Что такое сочинение рассказ
повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;
познакомиться с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.
закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;
формировать новое умение – создавать текст по памяти.
развиватье логическое мышление;
формировать умение самостоятельно выполнять задания.
— Как известно, понедельник – день тяжелый. После выходного так трудно взять себя в руки и заставить учиться, к тому же и погода не балует.
Что же может поднять нам настроение?
— Есть еще одно средство – приятные воспоминания.
П опробуйте отгадать слово нашего урока.
1. Для этого возьмите корень однокоренных слов «сказывать», «сказка».
2. Добавьте к нему приставку от слов «рассудительный», «расценить».
Какое слово у вас получилось?
Рассказ – это повествование о каком-либо событии, это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера.
Сегодня на уроке мы будем учиться строить и сочинять рассказы и устные высказывания.
Работа над темой урока
Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?
— Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.
Начните ваше предложение фразой «Как я однажды..». И вот начинается ваш рассказ..
Сегодня мы будем использовать тип речи повествование и разговорный стиль.
Какова структура рассказа?
Прежде всего, рассказ имеет сюжет.
В сюжете выделяют несколько структурных частей:
— Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?
Прежде всего, рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.
Подготовим письменный рассказ о себе – поработаем с планом:
— Как же начать свой рассказ?
Давайте обратимся к народной мудрости.
У страха глаза велики.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь – один отрежь.
— Как использовать одну из этих поговорок и пословиц?
В первую очередь, мы можем построить предложение с прямой речью.
и пишем ЗАВЯЗКУ (Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)
далее РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:
Затем, потом, после этого….
Используй глаголы совершенного вида!
Наступилов время для КУЛЬМИНАЦИИ
– Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)
Всё закончилось РАЗВЯЗКОЙ (Вот так я …)
Можем сделать вывод в ЗАКЛЮЧЕНИИ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)
В какой момент воспользуетесь словарями?
Понаблюдаем над текстом.
Прочитайте рассказ. Какова его тема, проблема, идея? Какую роль играет в тексте заглавие?
“Путешественники вышли из города”
Как-то писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман собирались на рыбную ловлю. С ними хотел пойти соседский мальчик. Мальчик этот писал стихи, намеревался стать писателем и вёл себя весьма самоуверенно.
— Скажи мне, друг мой, – обратился к нему Гайдар, – а почему ты решил стать писателем? Любишь литературу, что ли?
— Да! – ответил мальчик. – А потом, я думаю, что в жизни легче всего быть писателем.
Выслушав это, Гайдар предложил ему написать вместе с ним рассказ.
– Только, чур, уговор: ты начнёшь, а я закончу. Ты напиши только первую фразу, а я напишу вторую.
Мальчик, не очень долго раздумывая, написал в тетрадке “Путешественники вышли из города”.
– Вот и отлично! – обрадовался Гайдар. – Первая фраза у нас уже есть, а вторую… вторую я напишу завтра. Когда выйдем из города, я и напишу. Мы с тобой пойдём обратным ходом: что напишем, то и сделаем.
Утром, закинув на плечи рюкзаки и взяв удочки, они пошли пешком через весь город. Было очень жарко, мальчик быстро устал и предложил поехать на автобусе. Гайдар отказался.
– Вот когда мы выйдем из города и в самом деле сможем сказать, что путешественники вышли из города, тогда поедем.
Но мальчик испугался, что он ещё сильнее устанет. Ему уже не хотелось писать рассказ вместе с Гайдаром, он сел в автобус и уехал домой.
— Зачем ты это сделал, Аркадий? – спросил его Фраерман.
— Зачем, ты спрашиваешь? Он виноват вдвойне: он не знал того, о чём пишет, и не захотел узнать, что будет дальше. Что если он в самом деле станет писателем? – ответил Гайдар.
“Там, где касалось правды в искусстве, – вспоминал Фраерман, – Гайдар ничего и никому не прощал, даже такому мальчику”.
Теперь мы знаем, как должен строится текст-повествование и выполним работу по упражнению 619.
Во-первых, очень внимательно рассмотрите иллюстрации на странице 102.
Во-вторых, определите по сюжету, где завязка, развитие действия, кульминация, развязка и заключение.
В-третьих, составьте план будущего рассказа и запишите его (в нём должно быть пять пунктов).
В-четвёртых, в черновике запишите ключевые слова и фразы каждого пункта.
Посмотрите на свой черновик! Вы уже видите сюжет рассказа? Осталось доработать?
Этим вы займётесь в своей самостоятельной работе.
ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассказ по иллюстрациям упражнения 619.
Закончив работу, сфотографируйте её и отправьте на проверку учителю в личные сообщения.
Итак, я уверен, что вы легко справитесь с предстоящей работой, и мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными рассказами.