Что такое сочинительные и подчинительные союзы 7 класс
Союз как часть речи в русском языке
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, части сложных предложений и фрагменты текста.
Союз как часть речи изучают в 7 классе. Союз имеет характерные признаки. В отличие от самостоятельных частей речи союз не обозначает предмет, как имя существительное (дом, огонь), признак предмета (горячий, дедушкин), как имя прилагательное, действие или состояние (бродить, волноваться), как глагол. Союз не изменяется, не имеет лексического значения и грамматических признаков.
Что такое союз?
Как лингвистический термин слово «союз» появилось в 17 веке. Оно было воспринято из старославянского языка. Это слово образовано с помощью приставки съ-, что по-русски значит «со-«, как и в словах «совладелец», «содружество», «согласие». Его этимологическими родственниками являются слова «узы», «связь», «вязать». В русском языке союз выступает в роли связующего звена между отдельными словами и предложениями.
Понаблюдаем:
Слова «пчелы» и «шмели» обозначают предмет, отвечают на один и тот же вопрос кто? и принадлежат сказуемому «вьются». Это однородные члены предложения, которые соединяются между собой союзом «и». Этот же союз может связывать более крупные объединения слов, выражающие законченную мысль, — простые предложения в составе сложного.
Сравним:
В этом сложном предложении содержится две грамматические основы:
Два простых предложения оформлены в одну законченную мысль с помощью союза «и«.
Союз обладает уникальной способностью соединять не только отдельные слова и части сложного предложения, но и предложения в тексте.
Нас окружает огромный мир зеленый растений. Еще первобытные люди интересовались растительным миром. Без растений человек не смог бы существовать на Земле. И люди всегда проявляли большой интерес к изучению растений.
Понаблюдав за ролью союза, дадим ему определение:
Союз как служебная часть речи является средством связи между различными компонентами словосочетаний и предложений.
Какие бывают союзы?
В русском языке союзы очень разнообразны. С точки зрения происхождения укажем непроизводные и производные союзы.
Непроизводные союзы не связаны с другими частями речи:
Производные союзы образованы от слов других частей речи:
По структуре различаем союзы:
По наиболее общим категориальным значениям и сфере синтаксического использования союзы делят на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы соединяют разные компоненты высказывания на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного из них.
По выражаемым им значениям сочинительные союзы делят на группы.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы используются для связи неравноправных частей сложноподчиненного предложения. Они указывают на зависимость одной части от другой.
Чувствуется, (что?) что здесь никто давно не был.
По значению подчинительные союзы делятся на группы.
Пунктуация
Перед сочинительными противительными союзами независимо от того, что они соединяют, однородные члены или простые предложения в составе сложных, ставится запятая.
Я слышал об этом много раз, а все же решил спросить у неё снова.
В постановке знаков препинания следует быть наиболее внимательным, если используется соединительный союз «и» или разделительные союзы «или», либо» и пр. Перед этими союзами запятая как ставится, так и не ставится в зависимости от синтаксической ситуации.
Запятая не ставится, если одиночный союз соединяет два однородных члена предложения или попарно соединенные члены.
Солнце и море привлекают сюда отдыхающих.
В этом лесу растут земляника и черника, брусника и голубика.
Настенька, ты хочешь яблоко или грушу?
В сложноподчиненном предложении перед союзами «и», «или», «либо» на границе двух равноправных частей поставим запятую.
Раздался шорох, и из зарослей выбежал охотничий пес Кузьма.
Снег заметает дорогу, или вьюга кружит в чистом поле.
В сложноподчиненном предложении перед союзами ставится запятая, чтобы разделить главную часть от зависимой.
Примеры
Послышался громкий хлопок, как будто лопнула шина автомобиля.
Я выключил телефон, прежде чем открыть дверь.
Стемнело быстро, так что пришлось идти почти на ощупь.
Застучал дождь по металлической крыше, словно палочки барабанщика
Видеоурок «7 класс. Союз как часть речи. Морфологический разбор»
Союзы как части речи
Друзья, вы когда-нибудь задумывались о том, как должна звучать и на письме выглядеть наша речь? Большинство людей ответят, что язык должен быть выразительным, правильным, красивым и насыщенным. Но достаточно ли точно выбрать и правильно употребить слова? Мы сможем ответить, если проанализируем текст следующего сообщения:
«Вчера смотрел очень занимательный, долгий фильм. Я поздно лег спать. Я просыпаюсь вовремя. Я забыл поставить будильник. Я проспал. Я не виноват».
Разве такая история не кажется бессвязной, разбитой на отдельные предложения, как будто говорит пещерный человек? Одни и те же предложения можно записать по-разному, например:
«Вчера я посмотрел очень занимательный, но долгий фильм, поэтому лег спать поздно. Но я бы проснулся, если бы не забыл поставить будильник! Итак, я проспал, но это не моя вина!»
Согласитесь, это звучит намного лучше и красивее! Мы превратили бессмысленные предложения представленных выше фраз в красивый и гармоничный текст, добавив подходящие союзы. Согласованность и структурированность языка — один из ключевых критериев его культуры, которые достигаются посредством союзов.
Союз в русском языке — понятие и определение
Союзы — это служебные части языка, функция которых состоит в том, чтобы связывать однородные члены как части простого предложения, простые предложения как части сложного предложения и различные отдельные предложения в тексте.
Следующие примеры наглядно продемонстрируют вам озвученное определение:
Вчерашняя ночь была удивительно звездная. А день выдался серым и мрачным.
Дети всей оравой бежали за соседской кошкой, но не догнали её.
Лес шумел, а мы тихо любовались его таинственной красотой.
Простые и составные союзы
Как следует из заголовка, группы союзов по своему строению могут быть:
С каждой из этих категорий союзов мы познакомимся более подробно в своё время.
Производные и непроизводные союзы
Непроизводные союзы – это слова, которые всегда относились к этой части речи (но, а, и).
Производные союзы — это слова, позаимствованные у других частей речи, которые в данном конкретном контексте выступают в роли союзов.
Производные союзы соотносятся:
Сочинительные и подчинительные союзы
Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненного; сочинительная связь – равноправная (и, а, но, или, либо, тоже, также).
Пример: Сегодня я купила туфли и джинсы.
Разряды сочинительных союзов
Приведём здесь лишь краткое описание разрядов, поскольку для более полного усвоения материала по сочинительным союзам у нас есть отдельный урок, итак:
Подчинительные союзы связывают главное и придаточное предложения в составе сложноподчиненного. От главного всегда можно задать вопрос к придаточному. (хотя, если, едва, для того чтобы, потому что, оттого что и др.)
Пример: Дедушка попросил не будить Олюшку, пока она сама не проснётся.
Разряды подчинительных союзов
Аналогично предыдущему пункту, ниже будут указаны разряды союзов в виде краткого списка, а полную информацию о подчинительных союзах мы предоставим в более развёрнутом уроке.
Союзы и союзные слова
Что из себя представляют союзы в русском языке мы уже разобрались. Чтобы лучше понять роль союзного слова и его отличия от союза, давайте дадим ему определение, а затем рассмотрим несколько примеров, в которых союзы/союзные слова соединяют части сложноподчинённого предложения.
Союзные слова – это местоименные наречия либо относительные местоимения, которые берут на себя функции союза.
Рассмотрим отличительные критерии союза от союзного слова. Существуют четыре основных:
Я шёл медленно, с трудом вспоминая, что вчера случилось.
Утром у меня было ясное предчувствие, что ко мне придёт незваный гость.
В доме было настолько светло и солнечно, что дополнительного света не требовалось.
В доме было настолько светло и солнечно, дополнительного света не требовалось.
Что — союзное слово, если его убрать, части предложения будут казаться бессвязными.
Существует лишь четыре слова, которые в зависимости от контекста могут выступать как в качестве союзов, так и в качестве союзных слов: что, когда, как, чем.
Морфологический разбор союзов
Как всегда, при морфологическом разборе имеет место план, индивидуальный для каждой части речи. Для союзов он будет иметь следующий вид:
Наглядно будет разобрать какой-нибудь пример:
Она лежала и думала, чем ей заняться: рисованием или вышиванием.
Видим в этом предложении два союза.
Таблица союзов русского языка
Чтобы представить весь изложенный материал более наглядно, давайте прибегнем к помощи таблицы. В неё мы постарались поместить все основные характеристики союзов, что позволит вам быстро освежить в памяти необходимые знания.
Тест на качество знаний по теме Союзов
Вот и подошёл к концу наш обзорный урок по теме союзов, тема достаточно лёгкая и интуитивно понятная, но тем не менее у вас может быть некоторое недопонимание материала. Чтобы убедиться в полном усвоении урока, предлагаем пройти финальный тест.
Урок «Сочинительные и подчинительные союзы». 7-й класс
Класс: 7
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока
1. Оргмомент. (1 мин.)
2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
3. Закрепление знаний на практике.(30 мин.)
4. Комментарий домашнего задания. (2 мин.)
5. Итог урока. (2 мин.)
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний учащихся. Терминологический диктант
– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока.
III. Объявление темы и целей урока
1. Запись предложений под диктовку
1) Небо потемнело, и пошел снег.
2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.
– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)
3) Небо потемнело, потому что пошел снег.
– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)
Микровывод: Nаким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы (Приложение 1, слайд 7)
– подчинительные союзы (Приложение 1, слайд 8)
Ориентируясь на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)
2. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.
1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.
Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.
(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному).
3. Графический диктант с взаимопроверкой
Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на слайдах)
1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.
1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.
4. Устная работа
Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.
1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.
5. Комплексная работа над текстом
1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.
4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.
6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.
Задания к тексту
Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.
1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова.
2. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з-/с-.
3. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
4. Выпишите из текста все сочинительные союзы
5. Выпишите из текста все подчинительные союзы
6. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.
7. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер.
8. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.
6. Проверочный тест (Приложение 1, слайды 21-27, Приложение 2)
IV. Итог урока
V. Домашнее задание. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.
Урок русского языка в 7 классе. Сочинительные и подчинительные союзы.
Открытый урок № 101 (3)
МКОУ СОШ № 7 с. Преградного
Учитель: Овсянникова Г.Н.
Русский язык 7 класс. Тема «Сочинительные и подчинительные союзы».
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
знакомство с типами союзов;
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.
воспитание любви и уважения к родному языку.
развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Структура урока:
2. Актуализация знаний учащихся. (4 мин.).
3.Объяснение нового материала. (2 мин.)
4.Закрепление знаний, умений и навыков учащихся на практике. (30 мин.)
5. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)
6.Домашнее задание (1 мин.).
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Объяснительный диктант.
Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; не медленно, а быстро.
Проверка домашнего задания.
Терминологический диктант. Ребята записывают в тетрадь только ответы.
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
Союзы бывают … (простые и составные).
– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока.
III. Объявление темы и целей урока.
1). Запись предложений под диктовку:
1) Небо потемнело, и пошел снег.
2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.
– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)
3) Небо потемнело, потому что пошел снег.
– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)
Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
– сочинительные союзы (Приложение 1, слайд 7)
– подчинительные союзы (Приложение 1, слайд 8)
Ориентируясь на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)
2). Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.
1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.
Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.
– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.
Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.
Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.
(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному).
IV . Закрепление знаний, умений и навыков учащихся на практике.
1). Графический диктант с взаимопроверкой.
Учащиеся составляют только схемы предложений. (схемы для проверки на слайдах)
1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.
1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.
2). Устная работа.
Учитель читает предложение. Ребята называют союзы и отмечают, какие они, сочинительные или подчинительные.
1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.
3). Комплексная работа над текстом.
1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.
4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.
6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.
Задания к тексту.
Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение.
Проверь себя: 1. Забирались, положил. 2. Исходил. 3. Тревожащие 4. И, но. 5. Что, как, когда, чтобы, пока. 6. Как паутинку, острым, как жало. 7. 7 8. 5
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
2. Укажите неверное утверждение.
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:
В) потому что, зато, но.
4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:
5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
6. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.
7. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Я оцениваю свои знания данной темы на…
2. Я смогу безошибочно найти союзы…
3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…
4. Я смогу объяснить товарищу данную тему…
5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…
V I . Домашнее задание: выучить §56, выполнить упр. №.322.