Что такое сочинительные союзы 7 класс
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы — это слова служебной части речи, которые соединяют однородные члены предложения и равноправные предложения в составе сложных.
Понятие о союзе
В морфологии русского языка разграничивают самостоятельные части речи и служебные.
В заповеднике охраняют животных и птиц, чтобы сберечь уголок живой природы для наших потомков.
По своим функциям союзы делятся на
Что такое сочинительные союзы?
Сочинительные союзы — это средство связи между равноправными членами предложения и простыми предложениями в составе сложносочиненных. Они соединяют слова, части предложений и целые предложения, между которыми существует равноправные отношения. С их помощью в высказывании оформляется сочинительная связь.
Какие бывают сочинительные союзы?
Сочинительные союзы выражают разные смысловые отношения между членами предложения и простыми предложениями. С этой точки зрения они делятся по значению на три группы:
Укажем список сочинительных союзов в соответствии с их значением и приведем примеры предложений.
Таблица
Соединительные | Противительные | Разделительные |
---|---|---|
и да в значении «и» тоже также ни. ни не только. но и если не. то не столько. сколько как. так и не то что. а хотя и. но | а да (в значении «но») но однако зато же только (в значении «но») | или либо то. то не то. не то то ли. то ли. |
Соединительные союзы
К этой группе принадлежат союзы, которые выражают перечисление однородных предметов, их признаков и качеств, одновременность или последовательность действия. Элементы предложений, которые соединены этими союзами, взаимно дополняют друг друга.
Укажем соединительные сочинительные союзы:
В эту группу отнесем также составные соединительные союзы:
Учитываем, что запятая ставится только перед второй частью составного соединительного союза.
Примеры
Редкие птицы и животные охраняются законом.
Пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и заблудилась.
Ты, кажется, уже все поняла, я тоже давно это осознал.
В воздухе парило, также день обещал быть жарким.
Ни огонька, ни лунного света нет в кромешной темноте.
Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветет ранней весной.
Противительные союзы
Эта группа союзов выражает противопоставление или сопоставление признака, действия, одного предмета другому и т. д.
Список противительных союзов:
Примеры
Висячий мост начинался на безлюдном берегу, а другим концом выходил на оживленную дорогу.
Она начала что-то объяснять, да неожиданно смолкла.
О Миклухо-Маклае написано много книг, но основа их одна.
Внешне он казался спокойным, зато пальцы рук выдавали его беспокойство.
Вера была весела, однако в глубине её глаз таилась грусть.
Солнце быстро высушило дорогу, только под деревьями было влажно и сыро.
Сельчане недолюбливали угрюмого старика, дети же тянулись к нему.
Разделительные союзы
Разделительные союзы используются в простом или сложном предложении для выражения выбора, чередования или взаимоисключения действия.
К этой смысловой группе отнесем сочинительные союзы:
С помощью разделительных союзов в предложении сообщается о взаимоисключающих событиях, несовместимых в одно и то же время явлениях или последовательно чередующихся, попеременно сменяющих друг друга.
Примеры
Над озером изредка слышно кряканье уток или резкий крик чаек.
Купи либо журнал, либо брошюру с кроссвордами.
В кустах пел соловей то громко, то тихо, то совсем замолкал.
Ноябрьским хмурым утром не то сыплет дождь, не то летят редкие снежинки.
На краю села то ли дуб, то ли ясень раскинул свои могучие ветви.
Видеоурок
Союз как часть речи в русском языке
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, части сложных предложений и фрагменты текста.
Союз как часть речи изучают в 7 классе. Союз имеет характерные признаки. В отличие от самостоятельных частей речи союз не обозначает предмет, как имя существительное (дом, огонь), признак предмета (горячий, дедушкин), как имя прилагательное, действие или состояние (бродить, волноваться), как глагол. Союз не изменяется, не имеет лексического значения и грамматических признаков.
Что такое союз?
Как лингвистический термин слово «союз» появилось в 17 веке. Оно было воспринято из старославянского языка. Это слово образовано с помощью приставки съ-, что по-русски значит «со-«, как и в словах «совладелец», «содружество», «согласие». Его этимологическими родственниками являются слова «узы», «связь», «вязать». В русском языке союз выступает в роли связующего звена между отдельными словами и предложениями.
Понаблюдаем:
Слова «пчелы» и «шмели» обозначают предмет, отвечают на один и тот же вопрос кто? и принадлежат сказуемому «вьются». Это однородные члены предложения, которые соединяются между собой союзом «и». Этот же союз может связывать более крупные объединения слов, выражающие законченную мысль, — простые предложения в составе сложного.
Сравним:
В этом сложном предложении содержится две грамматические основы:
Два простых предложения оформлены в одну законченную мысль с помощью союза «и«.
Союз обладает уникальной способностью соединять не только отдельные слова и части сложного предложения, но и предложения в тексте.
Нас окружает огромный мир зеленый растений. Еще первобытные люди интересовались растительным миром. Без растений человек не смог бы существовать на Земле. И люди всегда проявляли большой интерес к изучению растений.
Понаблюдав за ролью союза, дадим ему определение:
Союз как служебная часть речи является средством связи между различными компонентами словосочетаний и предложений.
Какие бывают союзы?
В русском языке союзы очень разнообразны. С точки зрения происхождения укажем непроизводные и производные союзы.
Непроизводные союзы не связаны с другими частями речи:
Производные союзы образованы от слов других частей речи:
По структуре различаем союзы:
По наиболее общим категориальным значениям и сфере синтаксического использования союзы делят на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы соединяют разные компоненты высказывания на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного из них.
По выражаемым им значениям сочинительные союзы делят на группы.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы используются для связи неравноправных частей сложноподчиненного предложения. Они указывают на зависимость одной части от другой.
Чувствуется, (что?) что здесь никто давно не был.
По значению подчинительные союзы делятся на группы.
Пунктуация
Перед сочинительными противительными союзами независимо от того, что они соединяют, однородные члены или простые предложения в составе сложных, ставится запятая.
Я слышал об этом много раз, а все же решил спросить у неё снова.
В постановке знаков препинания следует быть наиболее внимательным, если используется соединительный союз «и» или разделительные союзы «или», либо» и пр. Перед этими союзами запятая как ставится, так и не ставится в зависимости от синтаксической ситуации.
Запятая не ставится, если одиночный союз соединяет два однородных члена предложения или попарно соединенные члены.
Солнце и море привлекают сюда отдыхающих.
В этом лесу растут земляника и черника, брусника и голубика.
Настенька, ты хочешь яблоко или грушу?
В сложноподчиненном предложении перед союзами «и», «или», «либо» на границе двух равноправных частей поставим запятую.
Раздался шорох, и из зарослей выбежал охотничий пес Кузьма.
Снег заметает дорогу, или вьюга кружит в чистом поле.
В сложноподчиненном предложении перед союзами ставится запятая, чтобы разделить главную часть от зависимой.
Примеры
Послышался громкий хлопок, как будто лопнула шина автомобиля.
Я выключил телефон, прежде чем открыть дверь.
Стемнело быстро, так что пришлось идти почти на ощупь.
Застучал дождь по металлической крыше, словно палочки барабанщика
Видеоурок «7 класс. Союз как часть речи. Морфологический разбор»
Сочинительные и подчинительные союзы
Всего получено оценок: 536.
Всего получено оценок: 536.
В системе частей речи выделяются служебные части речи, среди которых есть союзы. В данной статье, предназначенной для учеников 7 класса, рассмотрим, что такое сочинительные и подчинительные союзы.
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы – союзы, которые связывают однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложносочиненных предложений.
Необходимо разграничивать понятия «сложносочиненное предложение» и «сочинительные союзы», терминов «сложносочинённые союзы», «сложно сочинительные союзы» в русском языке не существует.
Сочинительные союзы бывают соединительными, противительными и разделительными.
У соединительных союзов наблюдается общее значение соединения. Они используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений действительности. К таким союзам относятся: и; да (в значении и); ни..
У противительных союзов общее значение противопоставления. Они выражают отношения противопоставления или разграничения. К таким союзам относятся: а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.
У разделительных союзов общее значение разделения. Они вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличения. К таким союзам относятся: или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.
С сочинительными союзами связано следующее правило:
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.
Необходимо разграничивать понятия «сложноподчиненное предложение» и «подчинительные союзы», термина «сложноподчинённые союзы» в русском языке не существует.
Приведем подчинительные союзы с примерами:
Таблица
Чтобы наглядно показать деление союзов по значению, приведем таблицу «Сочинительные и подчинительные союзы», в котором показаны виды сочинительных и подчинительных союзов:
Виды союзов по значению
Сочинительные
Подчинительные
и; да (в значении и); ни..ни; тоже; также; не только, но и; не столько, сколько; не то чтобы, но; не то чтобы а и др.
когда, едва, пока, как только, лишь и др.
потому что, так как, ибо, оттого что и др.
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.
если, раз, если бы, коли и др.
несмотря на то, что; хотя, пускай
или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.
словно, будто, как, как будто и др.
что, чтобы, как, будто и др.
Что мы узнали?
Союзы бывают сочинительными (союзы, которые связывают однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложносочиненных предложений) и подчинительными (союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения). Сочинительные союзы бывают соединительными (общее значение соединения), противительными (общее значение противопоставления) и разделительными (общее значение разделения). Подчинительные союзы бывают: времени, причины, цели, условия, уступки, сравнения, следствия, изъяснительные.
Сочинительные союзы
Всего получено оценок: 517.
Всего получено оценок: 517.
Союзы по значению бывают сочинительными и подчинительными. В данной статье рассмотрим, что такое сочинительные союзы, какие бывают сочинительные союзы по значению и по строению.
Определение
Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложносочиненных предложений.
Из определения следует, что сочинительные союзы могут связывать однородные члены предложения (например: Мама принесла мне карандаши и фломастеры; Я, мама и папа отправились на прогулку), и могут связывать простые предложения, находящиеся в составе сложносочиненного предложения (например: Стало темнеть, и наступила ночь; Он пришел в класс, однако там никого не было).
В зависимости от вида по значению и вида по строению перед союзом может ставиться запятая, а может и не ставиться; правило правописания зависит от контекста.
В русском языке бывают следующие виды сочинительных союзов: соединительные, противительные, разделительные.
Соединительные союзы, имеющие общее значение соединения, используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений действительности. Например: В дверь постучали, и я посмотрел в глазок.
Противительные союзы, имеющие общее значение противопоставления, используются для выражения отношения противопоставления или разграничения. Например: Я только вышел из дома в школу, а мой друг пришел из школы домой.
Разделительные союзы, имеющие общее значение разделения, используются для выражения чередования, выбора, предложения, неразличения. Например: Он взял у меня две или три игрушки.
Деление сочинительных союзов на данные группы связано с тем, что все сочинительные союзы выражают разные смысловые отношения между членами предложения и простыми предложениями.
С помощью таблицы сочинительных союзов в русском языке приведем конкретные союзы:
Соединительные
и; да (в значении и); ни – ни; тоже; также; не только, но и; не столько, сколько; если не, то; как, так и; не то чтобы, но; не то что а и др.
Противительные
а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но), только (в значении но), же и др.
Разделительные
или, либо, то – то, не то – не то, или – или, то ли – то ли и др.
Виды по строению
Как и подчинительные союзы, сочинительные союзы могут быть простыми и составными.
Сочинительные союзы являются простыми, если они состоят из одного слова. К таким союзам относятся следующие: и, а, да, но, или, либо, зато, тоже, также, однако. Например: Он не пришел в школу, зато сделал все уроки.
Сочинительные союзы являются составными, если они состоят из двух и более слов. К таким союзам относятся следующие: да и; не только, но и; как, так и; если не, то; не столько, сколько; не то чтобы но; не то чтобы а. Например: Он выполнил не только нужные упражнения, но и дополнительные задания.
Запятая ставится только перед второй частью составного соединительного союза.
Сочинительные союзы также могут быть повторяющими, то есть такими, которые состоят из двух и более одних и тех же союзов. К таким союзам относятся следующие: и – и, ни – ни, не то – не то. Например: В гостях он увидел и бабушку, и дедушку, и тетю, и двоюродную сестру.
Что мы узнали?
Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложносочиненных предложений. По значению и выражению смысловых отношений сочинительные союзы бывают соединительными (и; да (в значении и); ни – ни; тоже; также; не только, но и; не столько, сколько; если не, то; как, так и; не то чтобы, но; не то что а и др.), противительными (а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но), только (в значении но), же и др.) и разделительными (или, либо, то – то, не то – не то, или – или, то ли – то ли и др.). По строению сочинительные союзы бывают простыми (и, а, да, но, или, либо, зато, тоже, также, однако), составными (да и; не только, но и; как, так и; если не, то; не столько, сколько; не то чтобы но; не то чтобы а), повторяющимися (и – и, ни – ни, не то – не то).
Сочинительные союзы. 7-й класс
Класс: 7
Тип: урок-исследование.
Вид: использование интерактивного и мультимедийного оборудования, работа в группах.
Образовательные цели урока:
Развивающие цели урока:
Воспитательные цели:
Оборудование:
Ход урока:
I Организационный этап:
Учитель:
— Добрый день, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Приготовьтесь к активному сотрудничеству.
II Сообщение темы и целей урока:
Учитель:
— Тема урока «Сочинительные союзы».
— На уроке мы с вами:
1) повторим понятие «предлоги», какие бываю предлоги; изученные орфограммы о союзах; будем закреплять знания о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях; говорить о роли союзов в предложении и поэтической речи;
2) будем исследовать, какие три группы составляют сочинительные союзы;
3) делать вывод и обобщать; 4) поговорим о проблеме охраны природы.
III Повторение.
Задание№1 «Четвертый лишний»
Учитель:
— Найдите лишнее слово, прокомментируйте ответ. (Задание на интерактивной доске)
а) несмотря на, благодаря, в течение, над;
б) (в) продолжение, (по) причине, (в) целях, (на) счет;
в) либо, потому что, зато, чтобы.
Задание№2 «Найди нужные предлоги»
(Каждая группа получает карточку, правильный ответ после проверки появляется на интерактивной доске).
Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под землей, отдыхать около реки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.
Учитель:
— Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?
Задание №3 «Составь предложения»
(Каждая группа получает карточку, нужно составить два предложения: 1) предложение, где данное слово- предлог, 2) предложение, где данное слово другая часть речи.
Правильный ответ появляется на интерактивной доске для проверки.)
на счет
насчет
наподобие
вследствие
Например:
На счет в банке положили крупную сумму.
Мы сегодня должны поговорить насчет поездки на экскурсию и т. д.
Задание №4 Работа с текстом.
(Текст записан на интерактивной доске.)
Учитель: Определите тип текста, стиль, главную мысль.
— Вставить орфограммы, объяснить.
(Пропущенные буквы дети пишут на интерактивной доске с каждой группы по цепочке)
Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли. То есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всегда в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь.
Поэтому землю надо беречь.
Учитель:
— Докажите, что это текст-рассуждение. Найдите: 1) тезис,2) аргументы и доказательства,
— Какова главная мысль этого текста?
— Нужно беречь богатства Земли!
Презентация слайдов о природе под музыку Э Грига «Утро»
— Осмыслите свое личное отношение к природе.
IV. Физкультминутка.
Учитель:
— Встали, закрыли глаза, написали слово «Земля» головой.
— Открыли глаза, посмотрели вправо, влево, вперед, вниз, посмотрели вдаль.
V. Изучение нового материала.
1. Исследовательская работа
Учитель:
— Давайте понаблюдаем, одинаковую ли роль играю союзы в данной записи?
— Попробуйте исследовать роль каждого сочинительного союза?
— К какому выводу вы придете.
Сочинительные союзы
ПЕТЬ
ПЛЯСАТЬ (союз и – соединяет глаголы)
не это
НЕ ПЕТЬ,
или это
ПЕТЬ,
или
Учащиеся делают вывод, что сочинительные союзы можно разделить на три группы
2. Работа по схеме.
Учитель по схеме обобщает выведенную теорию учащихся. Затем предлагает записать в тетрадях для конспектов.
3. Чтение теоретического материала по учебнику.
VI. Закрепление нового материала.
Задание №1. «Мнение группы»
Учитель:
— Продолжите мысль. Составьте сложное предложение. Каждая группа использует предложенный сочинительный союз.
I группа (разделительный союз)
II группа (соединительный союз)
III группа (противительный союз)
1) Мы должны бережно относится к природе.
Например: (или природа может погибнуть.)
2) За последние годы изменилось наше отношение к природе.
Например: (и об этом говорят результаты исследования…..)
3) Каждый человек обязан беречь богатства Земли.
Например: (а не убивать животных, губить деревья и цветы, загрязнять водоемы…)
Задание №2 «Союзы в поэтическом слове»
Работа в группах.
Учитель:
— Вряд ли мы найдем хоть одно художественное произведение без союзов.
На фрагментах поэтических текстов посмотрим, как действуют союзы, какую роль они играют.
(Каждая группа получает фрагмент стихотворения. Учащиеся анализируют стихотворение, говорят о роли союзов в поэтическом слове.)
I группа
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо в бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
А.С.Пушкин
II группа
По небу полуночи ангелы летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов
(В этом фрагменте тоже наблюдается анафора – одинаковое начало строк. Первый союз и соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)
III группа
Не много лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло безвозвратно.
Но близок день, лампада догорает.
А.С. Пушкин
(Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя. Как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает разщмышления, прерывает паузу обозначенную многоточием.)
Задание №3 «Угадай пословицу»
Учитель:
-Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза.
1)Не, словами, по, а, по, делам, судят;
2) Товарища, лучшие, себя, а, не, ищи, хуже;
3) Закалка, там, и, смекалка, где;
4) Легко, что, достается, ценится, дешево, то;
5) Мягко, да, жестко, стелет, спать.
VII. Домашнее задание
— Выучить схему: «Сочинительные союзы».
— Написать сочинение на тему: «Судят не по слова, а по делам». Используя в предложениях сочинительные и подчинительные союзы.
VIII. Итог урока
— Что нового, интересного узнали на уроке.
— Что особенно вам понравилось на уроке?
— Какие пожелания у вас есть для соседних групп?
IX. Выявление результативности урока
В каждой группе лежат прямоугольники трех цветов:
(Каждый ученик в группе оценивает себя и выбирает соответствующий цвет).