Что такое соединительная связь
Сочинительная связь и сочинительные союзы
Сочинительная связь — это равноправная синтаксическая связь между однородными членами предложения или простыми предложениями в составе сложных.
Что такое сочинительная связь?
Любое высказывание состоит из минимальных значимых синтаксических единиц — слов, которые соединяются в предложение, представляющее собой законченное высказывание, с помощью двух видов связи:
Рассмотрим, что такое сочинительная связь.
Сочинительная связь в простом предложении
Этот вид синтаксической связи осуществляет равноправные отношения, во-первых, между членами предложения. В предложении подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены могут быть однородными, например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (М. Горький).
В этом простом предложении несколько пар однородных членов предложения:
Эти члены предложения не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Они связаны между собой сочинительным союзом «и» и перечислительной интонацией. Эти признаки указывают на то, что между ними существует сочинительная связь.
Сочинительные союзы
Равноправная синтаксическая связь оформляется между главными и второстепенными членами предложения с помощью сочинительных союзов. Перечислим их в соответствии с их грамматическим значением:
Сочинительная связь существует не только между второстепенными членами предложения, обозначенными отдельными словами, но и между однородными определениями, выраженными распространенными приложениями, причастными оборотами, или обстоятельствами — деепричастными оборотами, например:
Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»
Примеры простых предложений с сочинительной связью
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем (И. С. Никитин).
Лошадь упиралась, шла неохотно. Приходилось не только понукать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).
Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями (Л. Толстой).
Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
Этот вид синтаксической связи объединяет простые равноправные предложения в сложное, которое называется сложносочиненным.
Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако (А. Коптяева).
В сложносочиненном предложении уже не отдельные слова, члены предложения, а простые предложения объединяются в высказывание, выражающее законченную мысль. Их объединяет интонация и те же сочинительные союзы как признак синтаксического равноправия составляющих компонентов сложного предложения.
От простого предложения отличаем сложносочиненное по наличию в нём двух и более грамматических основ.
Между простыми предложениями с сочинительной связью существует значение одновременности, последовательности, чередования действия, взаимоисключения и пр.
Примеры сложносочиненных предложений
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Аксаков).
Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
В сложноподчиненном предложении сочинительной связью соединяются однородные придаточные части одного вида с помощью сочинительных союзов, например:
Вода в затоне задымилась, точно её подожгли или словно над плёсом поднялась водяная пыль (Е. Пермитин).
Придаточные части сравнения соединены с главным предложением подчинительными союзами «точно» и «словно», а между собой — сочинительным разделительным союзом «или».
Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
А когда листья высохнут и трава сделается похожей на молодое сено, запах станет эфирно-легким и особенно душистым (М. Алексеев).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только к олотушка сторожа доносится с деревенской околицы (К. Паустовский).
Только некоторые из окрестных жителей умели по приметам пробираться через это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника и тростник скрывает ямы (М. Лермонтов).
Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»
Что такое сочинительный и подчинительный тип связи
Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).
Сочинительная связь
Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.
Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».
Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.
Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.
Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не тоне то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).
Важно знать! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.
Подчинительная связь
Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с подчинительной связью.
СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.
Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».
Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.
Это интересно! Как определить однородные члены предложения и что это такое
Определить такой тип взаимодействия можно:
На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.
Типы подчинительной связи
Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.
Придаточное может быть нескольких типов:
Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.
Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:
Это интересно! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры
Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».
Типы связи в СПП
Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:
Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.
Тонкости пунктуации
Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.
Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.
К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.
Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.
Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:
Это интересно! Как составить предложения с обращением: конкретные примеры
Полезное видео
Подведем итоги
Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.
Сочинительная связь и сочинительные союзы
Сочинительная связь — это равноправная синтаксическая связь между однородными членами предложения или простыми предложениями в составе сложных.
Что такое сочинительная связь?
Любое высказывание состоит из минимальных значимых синтаксических единиц — слов, которые соединяются в предложение, представляющее собой законченное высказывание, с помощью двух видов связи:
Рассмотрим, что такое сочинительная связь.
Сочинительная связь в простом предложении
Этот вид синтаксической связи осуществляет равноправные отношения, во-первых, между членами предложения. В предложении подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены могут быть однородными, например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (М. Горький).
В этом простом предложении несколько пар однородных членов предложения:
Эти члены предложения не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Они связаны между собой сочинительным союзом «и» и перечислительной интонацией. Эти признаки указывают на то, что между ними существует сочинительная связь.
Сочинительная связь выражает синтаксически равноправные отношения между членами простого предложения или простыми предложениями в составе сложных с помощью интонации и сочинительных союзов.
Сочинительные союзы
Равноправная синтаксическая связь оформляется между главными и второстепенными членами предложения с помощью сочинительных союзов. Перечислим их в соответствии с их грамматическим значением:
и, да (в значении «и»), ни…ни, да и; тоже, также; не только…, но и
а, но, да (в значении «но»); зато, но зато, однако, а то; а не то; частица «же» в значении союза
или, либо, не то…не то; то…то; то ли…то ли
Сочинительная связь существует не только между второстепенными членами предложения, обозначенными отдельными словами, но и между однородными определениями, выраженными распространенными приложениями, причастными оборотами, или обстоятельствами — деепричастными оборотами, например:
Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»
Примеры простых предложений с сочинительной связью
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем (И. С. Никитин).
Лошадь упиралась, шла неохотно. Приходилось не только понукать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).
Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями (Л. Толстой).
Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
Этот вид синтаксической связи объединяет простые равноправные предложения в сложное, которое называется сложносочиненным.
Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако (А. Коптяева).
В сложносочиненном предложении уже не отдельные слова, члены предложения, а простые предложения объединяются в высказывание, выражающее законченную мысль. Их объединяет интонация и те же сочинительные союзы как признак синтаксического равноправия составляющих компонентов сложного предложения.
От простого предложения отличаем сложносочиненное по наличию в нём двух и более грамматических основ.
Между простыми предложениями с сочинительной связью существует значение одновременности, последовательности, чередования действия, взаимоисключения и пр.
Примеры сложносочиненных предложений
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Аксаков).
Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
В сложноподчиненном предложении сочинительной связью соединяются однородные придаточные части одного вида с помощью сочинительных союзов, например:
Вода в затоне задымилась, точно её подожгли или словно над плёсом поднялась водяная пыль (Е. Пермитин).
Придаточные части сравнения соединены с главным предложением подчинительными союзами «точно» и «словно», а между собой — сочинительным разделительным союзом «или».
Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
А когда листья высохнут и трава сделается похожей на молодое сено, запах станет эфирно-легким и особенно душистым (М. Алексеев).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только к олотушка сторожа доносится с деревенской околицы (К. Паустовский).
Только некоторые из окрестных жителей умели по приметам пробираться через это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника и тростник скрывает ямы (М. Лермонтов).
Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»
Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений
В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное — которое состоит из нескольких частей, но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».
Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов — сочинительные и подчинительные. Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.
Подчинительная связь в сложном предложении
Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений. Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.
Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», ««Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».
Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая — придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:
Сочинительная связь в сложном предложении
О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и».
Примеры сочинительной связи:
Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».
Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка
Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».
Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».
Особенности пунктуации
Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз — это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет однородные члены предложения или два предложения, которые находятся внутри одного.
Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая. Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.
В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:
Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации, напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.
Средства и способы связи предложений в тексте
Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.
Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.
Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Способы связи предложений в тексте
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.
Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.
Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:
Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.
Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка
Сочетание разных способов связи
Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.
Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.
Средства связи предложений в тексте
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.
Лексические средства
Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.
Синтаксические средства
Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее: