Что такое софинансирование гранта
Как получить грант на развитие бизнеса
У вас есть проект, который принесет большую пользу обществу, но нет средств претворить его в жизнь? Обоснуйте свои идеи, и государство может профинансировать ваш успех! В статье разберем, какие бывают гранты и условия их получения.
Что такое грант
Адам Смит, выдающийся экономист XVIII века, считал, что «невидимая рука рынка» может навести порядок в экономике государства без какого-либо вмешательства со стороны чиновников. Однако инновационные для своего времени идеи были справедливыми лишь отчасти. Мелкое предпринимательство далеко не всегда может завоевать место под солнцем в честной борьбе с крупным бизнесом.
Для преодоления конкуренции и запуска своего дела необходим стартовый капитал. Если говорить о коммерческих стартапах, обещающих серьезную финансовую прибыль в недалеком будущем, то они всегда могут рассчитывать на инвестиции со стороны венчурных фондов и просто богатых прозорливых инвесторов.
Но что делать, если главным достижением вашего проекта предполагается не преумножение финансов на банковских счетах, а некий социально-значимый эффект в масштабах города, региона или целой страны? Например, улучшение экологии или помощь гражданам, которые решили взять в свою семью ребенка из детдома.
В этом случае без вмешательства государства уже не обойтись. Согласно экономической стратегии России, поддержка предпринимательства – одно из приоритетных направлений работы нашего правительства.
Одной из форм государственного инвестирования в социальные проекты являются гранты – денежные дотации на открытие или развитие бизнеса. Их могут предоставлять как на региональном, так и на федеральном уровне. Некоторые частные фонды также выделяют денежные средства на интересующие их проекты.
В разных сферах общественной и экономической жизни страны своя политика стимулирования. Например, Министерство сельского хозяйства РФ выдает гранты для развития крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), Министерство РФ по развитию Дальнего Востока – для освоения диких территорий Восточной Сибири.
Получение грантов – один из основных способов привлечения средств для функционирования некоммерческих организаций (НКО).
Важно: одно из главных условий получения государственного гранта – значимый социальный эффект от реализации проекта.
Коммерческая идея – например, создание сети пекарен – будет иметь низкий приоритет по сравнению с организацией сети детских садов.
Важно: в отличие от финансовых кредитов, деньги, полученные в рамках грантовой поддержки, возвращать не придется. Государство или коммерческие фонды выдают их на безвозмездной основе.
Однако нужно быть готовым к тому, что грант не покроет все ваши расходы на открытие или развитие бизнеса. Часть затрат вам придется взять на себя. Если у вас нет свободных средств, чтобы выполнить план реализации проекта оформите кредит для бизнеса в Совкомбанке на выгодных условиях.
Взять кредит на 10 лет еще никогда не было так просто. Специальный калькулятор поможет рассчитать платежи. А Совкомбанк позаботится не только о выгодных условиях, но и вернет проценты.
При наличии обоснованной и проработанной идеи вы можете получить:
В 2017 году по инициативе президента нашей страны был создан соответствующий Фонд. За это время было выдано более 40 млрд рублей для реализации около 20 тысяч проектов. Средняя сумма президентского гранта – 2 млн рублей.
Каждый регион стремится стимулировать развитие бизнесов или проектов, которые могут привлечь дополнительные инвестиции или повысить их привлекательность. Обычно сумма варьируется в диапазоне от 300 тысяч до 1 млн рублей.
Кроме того, в ряде регионов вы можете получить субсидию на организацию собственного дела в размере около 60 тысяч рублей. Эта услуга доступна для граждан, состоящих на учете в центре занятости населения (на бирже труда).
Сумма, конечно, не слишком значительная, однако этого хватит на решение юридических вопросов (регистрацию ИП и т.п.), первоначальный взнос за аренду небольшого помещения или закупку недорого оборудования (например, б/у).
Также поощряется создание рабочих мест – аналогичную сумму вы сможете получить от Минтруда за прием на работу каждого нового сотрудника.
Большие шансы на успех имеют проекты, связанные с популяризацией этнокультурных традиций (как славянских, так и национальных меньшинств), а также патриотического воспитания молодежи.
Как получить грант
Для безвозмездного получения крупной суммы от государства нужно пройти отбор. В конкурсе принимает участие большое количество претендентов, каждый из которых по-своему амбициозен и считает свой проект достойным победы. Однако в 2021 году лишь пятая часть участников стала обладателями президентского гранта.
Зарегистрируйте ИП или ООО
Эта непродолжительная процедура оформляется в ФНС. Чтобы открыть НКО, обратитесь в территориальное подразделение Минюста в вашем регионе.
Важно: следует учитывать, что большинство государственных и коммерческих фондов не выдают гранты недавно созданным организациям.
Например, заявку на получение президентского гранта рассмотрят только в том случае, если НКО зарегистрировано не менее чем за полгода до даты окончания приема заявок на участие в конкурсе.
Если возраст организации составляет от 6 месяцев до 1 года, то она сможет рассчитывать на получение гранта в размере не более 500 тысяч рублей.
Обратитесь в Фонд поддержки предпринимательства
В каждом субъекте федерации есть организация, которая помогает подготовить проект к защите. Сотрудники фонда поддержки предпринимательства предварительно оценят ваш бизнес или проект, на основе своего опыта посоветуют, какие изменения следует внести.
Кроме того, они могут организовать встречи с заинтересованными инвесторами или представителями исполнительной власти. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Так вы сможете заранее познакомиться с людьми, которые будут принимать решение о выдаче гранта, и расширить горизонты своих представлений о бизнесе.
Уясните сроки реализации проекта
Если для получения ожидаемого эффекта вам требуется больше времени, то фонд откажет в выдаче гранта. Обычно разделяют среднесрочные проекты (до 18 месяцев) и долгосрочные (до трех лет).
Пройдите обучение
Вам предложат это сделать сотрудники Фонда, прежде чем принять заявку. Они должны быть уверены в том, что вы понимаете, как организовать бизнес или запустить проект. Это обязательное требование. Исключение могут сделать только для выпускников экономических факультетов вузов или бизнес-школ.
Бизнес-обучение может проходить как очно, так и онлайн. Продолжительность зависит от того, сколько времени в сутки вы можете этому посвятить, – если полный учебный день, то, как правило, не более одной недели.
На тренингах вас обучат, как анализировать и прогнозировать успешность бизнеса, составлять бизнес-модель, дадут основы финансовой деятельности организации.
Разработайте бизнес-план или бизнес-модель
Это основополагающий документ, в котором вы должны подробно описать и обосновать вашу идею. Целесообразно оформить его в виде презентации и наполнить инфографикой – так незнакомая информация легче усваивается.
Бизнес-план состоит из нескольких разделов:
Краткое описание – раскройте главную идею проекта и ключевые виды деятельности вашего бизнеса. Опираясь на факты и цифры, обоснуйте, в чем заключается социальная значимость и ценность. Объясните, почему вы полагаете, что ваш продукт (услуга, предложение) будет пользоваться спросом (это более актуально для бизнеса или коммерческого проекта), и в чем его конкурентное преимущество по сравнению с аналогами.
Обязательно приложите графики и расчеты. Если вы сможете убедительно показать выгоду для государства (региональной власти, муниципалитета) от реализации проекта, это сильно повысит ваши шансы на победу в конкурсе.
Маркетинговый план – опишите, каким образом вы намереваетесь продвигать свой проект и информировать заинтересованных лиц. Особый упор сделайте на каналы связи и продвижения продукта (услуги). Возможно, это будет прямая или имиджевая реклама. А может, вы захотите продавать товар через маркетплейс.
Производственный план – определите, что потребуется для реализации проекта, сколько единиц продукта вы сможете произвести и в какой срок, а также какие производственные мощности вы намереваетесь организовать на средства гранта. Если вы предоставляете услугу, стоит сделать упор на приобретении оборудования и способах аренды помещения.
Финансовый план – укажите, какой объем затрат вы намереваетесь покрыть с помощью гранта, а какой – за счет других источников финансирования. Оцените прогнозируемую прибыль и расходы на ближнесрочную (1 год) и среднесрочную (3 года) перспективу. Очевидно, что для коммерческого проекта прибыль должна значительно превышать затраты, иначе проект не согласуют.
Что касается социального проекта – все зависит от важности и значимости социального эффекта, финансовая прибыль в данном случае второстепенна.
План развития бизнеса (проекта) – предложите направления роста, порядок расширения бизнеса на другие рынки или дальнейшее развитие проекта.
Подготовка документов для получения гранта
Итак, обучение пройдено, бизнес-план разработан. Осталось подготовить пакет документов и направить их на рассмотрение комиссии.
Возможно, в случае регионального гранта вам придется защищать свой проект лично перед пулом экспертов. Но даже если оценка будет происходить заочно, вам следует внимательно отнестись к оформлению документов, поскольку даже незначительная ошибка может служить основанием для отказа.
Как правило, перечень необходимых документов можно найти на сайте фонда. Кроме того, вы всегда можете проконсультироваться с сотрудниками грантовой организации по вопросам подготовки и оформления бумаг.
План действий:
Поставьте себе цель подготовить их минимум за две недели до указанного срока. Примите во внимание различного рода проволочки – бюрократические нюансы (подготовка, согласование и подписание справок и выписок требует времени), неудовлетворительную работу почты (если комиссия не принимает документы в электронном формате), форс-мажоры и личные проблемы.
К примеру, если вы претендуете на президентский грант, то речь пойдет об объемном документе, который станет сокращенной версией вашего бизнес-плана.
Укажите основные мероприятия с подробным описанием каждого и сроками исполнения. Для наглядности можно исполнить его в форме дорожной карты.
Это будет подробный финансовый план, в котором отразятся затраты на проведение всех мероприятий, а также оплата работы сотрудников.
Для облегчения операционной деятельности вашего бизнеса вы также можете подключить расчетно-кассовое обслуживание.
Обязательства конкурсанта после получения гранта
Вы победили в конкурсе и стали обладателем значительной суммы денег? Поздравляем!
Но будьте очень внимательны к расходованию средств, потому что организация, выдавшая грант, будет пристально за этим следить. Полученные деньги вы можете потратить исключительно в рамках проекта и только на приобретение товаров и услуг, без которых его реализация невозможна.
Не стоит покупать на грантовые средства личный автомобиль. Вряд ли вы сможете оправдать затраты, даже если он окажется полезен при проведении некоторых мероприятий проекта.
Расходование средств должно соответствовать календарному плану и бюджету проекта. Конечно, допускаются некоторые отклонения.
Например, если вы не уложились в сроки проведения ремонта помещения по объективным причинам (задержка в поставке материалов или неудовлетворительная работа ремонтной бригады), опоздав на несколько дней, то комиссия пойдет вам навстречу и немного подкорректирует план.
Старайтесь придерживаться установленных сроков выполнения мероприятий. Чем чаще вы будете допускать просрочку, тем с меньшим доверием к вам будут относиться члены комиссии.
Будьте готовы к тому, что фонд потребует отчет по расходам. Бережно относитесь к любым кассовым чекам, квитанциям, приходно-расходным ордерам.
Удачи в конкурсе. Пусть победа послужит мощным толчком для развития вашего бизнеса!
Гранты НКО: виды грантов и как получить грант
Что такое грант
Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.
Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.
Проекты, получившие грант, имеют общественную значимость.
При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.
Система распределения грантов помогает некоммерческим ассоциациям, которые не финансируются государством. Это развивает экономику.
Часто основным или даже единственным источником дохода некоммерческой организации становится субсидирование грантами. При помощи грантов НКО покрывает расходы по аренде и содержанию помещения и техники, оплаты труда сотрудников.
Кто может получить грант
Грант может получить на конкурсной основе тот, кто занимается:
отстаиванием прав и интересов граждан
работой в области искусства, непрофессиональной физкультуры и спорта
социальной, культурной или издательской работой
управленческой или другой деятельностью
Виды грантов
В зависимости от периодичности проведения конкурсов гранты бывают:
Благотворительные фонды проводят конкурсы по размещению грантов самостоятельно. Для финансирования крупных проектов фонды объединяются.
Гранты подразделяются на:
В законах перечислены виды грантов:
Виды грантодателей
Виды фондов, выдающих средства на реализацию грантов:
По региональному признаку фонды делятся на:
Отдельная категория – президентские гранты. Заявка в фонд заполняется по специальной форме, бюджет проекта и статьи расходов экономически обосновываются, а проект имеет социальную важность. Средства гранта размещаются после оценки проекта специальным экспертным советом.
Выбор фонда
Чтобы получить грант, нужно выбрать подходящий фонд: от этого зависит утверждение проекта. При выборе фонда учитывайте:
Подбирайте фонд, близкий по характеру работы, требованиям, целям и задачам данному НКО. Фонды-грантодатели финансируют проекты в соответствии с приоритетными направлениями деятельности.
Составление заявки для получения гранта
У фондов есть установленные формы заявлений для получения гранта, которые могут отличаться.
Заявление для получения гранта должно содержать:
После оформления заявки перечитайте и проверьте информацию на соответствие рекомендациям грантодателя, а затем отправляйте в фонд.
Критерии оценки заявок
Заявления на получение гранта рассматриваются фондами на конкурсной основе. Учитывается убедительность обоснования проекта, адекватность расходных статей, уровень подготовки участника, срок действия результата и др. Грантополучатель отчитывается и предъявляет объективные результаты по предыдущим проектам (финансовая и статистическая отчетность, публикации научных работ и исследований).
Параметры оценки заявок:
соответствие задач, идей и целей некоммерческого проекта приоритетным направлениям и требованиям фонда;
важность решаемых проектом задач, актуальность для общественности;
экономическая оправданность вложений, обоснованность предлагаемых действий для достижения результата;
авторитет некоммерческой организации, направившей заявку;
общественная полезность результата проекта;
размер собственных вложений НКО и других организаций.
Отчетность по гранту
Некоммерческие организации отчитываются перед фондами об использовании полученных по гранту денежных средств. Фондам важно, чтобы предоставленные средства имели целевое расходование и соблюдался бюджет проекта. От правильности и честности отчета зависит репутация НКО и возможность дальнейшего получения грантов.
После утверждения проекта между НКО и фондом подписывается договор. В нем прописываются:
детали безвозмездной передачи ресурсов,
отчетность (форма и состав документов),
сроки передачи документов,
даты аудиторских проверок НКО (если сумма гранта крупная и возникла такая необходимость).
У некоторых фондов есть готовые формы отчетности, которой необходимо строго придерживаться. Важно учитывать все требования грантодателя, чтобы избежать проблем и затруднений в дальнейшем. Чтобы ничего не упустить из виду и составлять документы быстро и правильно, ведите учет в специализированных программах. Предоставляйте отчетность в полной мере и вовремя, сохраняйте репутацию и выигрывайте следующие гранты.
Отчет о целевом использовании средств фонда состоит из содержательной и финансовой частей.
Финансовая отчетность
Финансовую отчетность готовит бухгалтер некоммерческой организации, который был указан в заявке на грант. Финансовая часть рассказывает о выполнении сметы, указанной в заявке на получение гранта. Финансовый отчет формируется в соответствии с законодательством, бухгалтеру грантополучателя необходимо знать специфику работы с такими формами документов.
К финансовому отчету прилагаются:
заверенные копии платежных документов, подтверждающие реальные расходы;
основания расходных документов: товарные накладные, акты выполненных работ, платежные ведомости и т.д.;
другие бухгалтерские документы, подтверждающие законность расходных операций;
перечень всех предоставленных документов и копий.
Содержательная часть отчета
Содержательная отчетность составляется руководителем проекта или некоммерческой организации. Отчет содержит:
справочные сведения о проекте – цель, задачи, сроки выполнения, место проведения проекта;
состав участников, в том числе информация о других организациях, участвовавших в исполнении проекта;
отчет по выполненным мероприятиям: фотографии, цитаты выступлений, видео и аудиозаписи, стенограммы, упоминания в СМИ, сообщения в печатных и электронных новостных изданиях, ссылки на записи выступлений на радио или телевидении, экземпляр книги или ее верстку (в случае реализации издательского проекта), публикации в научных журналах;
итоги реализации проекта;
предложения и рекомендации;
другая информация, запрашиваемая грантодателем.
Отчетность об использовании гранта предоставляется в бумажном и электронном виде в сроки, утвержденные договором гранта. Фонд может потребовать дополнительную информацию, чтобы удостовериться в целевом освоении полученных средств.
После проверки отчетности НКО о целевом использовании предоставленной субсидии фонд утверждает отчет. Теперь некоммерческая организация может подавать заявку на получение нового гранта.
Дата обновления материала: июнь 2021.
Вам также может быть интересно:
Что такое софинансирование гранта
Прежде всего
Как подать заявку на поддержку проекта
Как правильно заполнить заявку
Рекомендации по формированию бюджета проекта
Как отправить заполненную заявку
Какие документы приложить к заявке
Статусы заявки и обратная связь
Коротко: формируйте бюджет, после того как запланируете все мероприятия проекта, а не наоборот — так бюджет получится честным и реалистичным. Помните, что бюджет проекта — это ответственность руководителя проекта, а не бухгалтера, поэтому составляет бюджет и отвечает за расходование средств именно руководитель.
Большая ошибка — отталкиваться от необходимой суммы гранта и потребности что-то приобрести и только потом пытаться подготовить заявку на основе проекта, который мог бы как-то обосновать эти расходы.
Подробнее о том, как правильно составить бюджет проекта, — в бесплатном уроке онлайн-курса фонда по социальному проектированию.
Основные принципы формирования бюджета проекта
Обоснованность. Бюджет должен обеспечивать выполнение всех мероприятий календарного плана. Соотнесите статьи расходов и мероприятия: каждая статья расходов должна соответствовать конкретному мероприятию.
Помните, что в бюджете не должно быть расходов, не связанных с конкретной деятельностью, описанной в календарном плане. Опишите каждую статью расходов так, чтобы было понятно, какому мероприятию она соответствует.
Реалистичность. Расходы по бюджету должны соответствовать рыночным ценам. Если в рамках проекта вы предполагаете закупку оборудования или оплату услуг, то в комментариях к соответствующим статьям расходов по возможности и при наличии такой информации укажите ссылки на стоимость подобных товаров и услуг в Интернете или приложите к заявке коммерческие предложения от потенциальных подрядных организаций или расценки на услуги физических лиц.
Четко опишите название и стоимость каждой позиции в комментариях к статьям бюджета, чтобы было ясно, из чего складывается итоговая сумма.
Не завышайте величину расходов в надежде получить грант побольше. Из бюджета должно быть очевидно, что вы используете оптимальный объем ресурсов, чтобы достигнуть результатов проекта.
Например, чтобы регистрировать участников семинара, будет достаточно обычного ноутбука; для этого не нужно покупать компьютер Apple последней модели.
Прописывайте каждую позицию детально, особенно если это сложный или составной товар, оборудование или услуга.
Например, недостаточно написать просто «рекламная конструкция», поскольку у каждой рекламной конструкции будут свои параметры, от которых будет зависеть стоимость. А вот «простая табуретка» написать можно — и приложить ссылку на конкретный товар в интернет-магазине.
Полнота. Бюджет проекта по определению не может быть равен запрашиваемой сумме гранта. В любом случае вы вносите в проект собственный вклад: это может быть труд волонтеров, уже имеющиеся у организации помещения, собственное оборудование, которое вы будете хотя бы частично использовать в рамках проекта, привлеченные партнерские и другие ресурсы.
Укажите в бюджете все затраты по проекту, включая софинансирование — собственный вклад организации и вклад партнеров проекта. Софинансирование также должно быть обосновано и реалистично: соответствовать мероприятиям календарного плана и рыночным ценам. Подкрепите договоренности о сотрудничестве письмами поддержки со стороны партнеров, чтобы эксперты убедились в реалистичности таких договоренностей. Помните, что не стоит искусственно завышать объем софинансирования; показывайте столько ресурсов, сколько у проекта действительно есть.
Важно правильно рассчитать собственный вклад организации, если вы используете ресурсы одновременно в нескольких проектах.
Например, если вы включаете в бюджет расходы на аренду помещения, рассчитайте, какую часть этого помещения вы будете использовать исключительно для проекта. Пример расчета софинансирования по проекту — в бесплатном видео-уроке онлайн-курса фонда по социальному проектированию.
Расходы по проекту учитываются по факту совершения. Это значит, что фонд не компенсирует «задним числом» те расходы, которые вы уже совершили до начала реализации проекта, и не выдает средства на те расходы, которые вы планируете совершить, после того как закончите проект.
Если вы оплатили авансом до начала проекта на год вперед аренду помещения, услуги связи или что-то иное, что будете использовать, в том числе для реализации проекта, допустимо указать часть этих расходов в качестве софинансирования — именно ту часть, которая соответствует месяцам реализации проекта, указанным в заявке.
Например, вы оплатили аренду офисного помещения в январе текущего года на 12 месяцев вперед. При этом проект будет длиться четыре месяца: с июля по октябрь. В качестве софинансирования в бюджете допустимо указать сумму аренды помещения только за эти четыре месяца.
Включите подобные расходы в статьи софинансирования.
На услуги подрядчиков — не более 30% расходов. Если за счет гранта вы оплачиваете услуги сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей, то общая сумма расходов на эти услуги не должна превышать 30% от запрашиваемой суммы гранта. В эти 30% не входят: офисные расходы, аренда помещений, покупка оборудования, иного имущества и имущественных прав, расходы на проезд, проживание, питание в составе командировочных расходов и расходов на проведение мероприятий.
Например, в рамках своего социального проекта вы решаете провести форум. Тогда организацией и непосредственным проведением форума должна заниматься ваша команда.
Если более 30% средств гранта вы планируете перечислить сторонним компаниям за оказание услуг по разработке программы, подбору спикеров и работе с участниками до и во время форума, становится непонятно, в чем тогда ваша роль в этом проекте: вашей команды, ваших волонтеров.
Подробнее о принципах составления бюджета проекта с примерами — в бесплатном видео-уроке онлайн-курса фонда по социальному проектированию.
Фонд не предоставляет гранты на обеспечение следующих расходов:
Капитальное строительство здания означает возведение объемного объекта, который прочно связан с землей, то есть так, что переместить его возможно, только причинив несоразмерный ущерб его назначению.
При этом здание должно отвечать ряду признаков, в том числе (1) включать помещения; (2) внутри должны располагаться сети и системы инженерных коммуникаций; (3) быть созданным в результате строительства.
По общему правилу, капитальным зданием может быть признано здание, которое прочно связано с землей фундаментом.
Фонд не рекомендует запрашивать средства гранта на следующие виды расходов:
Фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
(Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»)
Если вы включаете в бюджет подобные расходы, подробно обоснуйте, почему они необходимы для целевой группы и почему без таких расходов невозможно достичь цели проекта.
Подробнее о том, как составить реалистичный и обоснованный бюджет, — в бесплатном уроке онлайн-курса фонда по социальному проектированию.
Если вы уже узнали, как подступиться к формированию бюджета проекта, на что нельзя и на что не рекомендовано запрашивать грант, приступайте к детальному планированию каждой статьи бюджета.
Руководствуйтесь главным принципом: каждая статья бюджета должна быть связана с конкретным мероприятием в рамках календарного плана. Опишите каждую статью расходов так, чтобы было понятно, какому мероприятию она соответствует.
Помните, что бюджет проекта по определению не может быть равен только запрашиваемой сумме гранта. В любом случае вы вносите в проект собственный вклад: ресурсы организации и привлеченных к проекту партнеров. Поэтому в каждой таблице раздела «Бюджет» на сайте фонда обратите внимание на столбец «Софинансирование».
Софинансирование проекта включает в себя:
Заполняйте данные столбца «Софинансирование» отдельно для каждой статьи бюджета. Если по статье отсутствует софинансирование, укажите «0». Общую стоимость и запрашиваемую сумму по каждой статье информационная система портала посчитает автоматически — в столбцах «Общая стоимость» и «Запрашиваемая сумма».
В расходах на оплату труда указывайте только ту часть заработной платы, которую работник получит за фактически выполненную работу по заявленному проекту, включая НДФЛ.
Не должно быть заложено в расходах на заработную плату:
Заработная плата в месяц (в рублях, включая НДФЛ)
Общая стоимость
Как определить размер заработной платы
Устанавливайте заработную плату сотрудников по проекту с учетом средней заработной платы на конкретной должности в регионе реализации проекта.
Отпускные можно планировать в составе расходов на оплату труда только для проектов длительностью свыше 6 месяцев.
В случае если работник будет брать отпуск в течение проекта, то можно не планировать отпускные отдельно. Если работник будет работать по срочному трудовому договору и в конце проекта увольняться, запланируйте компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени в проекте. Выделять отпускные отдельной строкой не нужно.
Средствами гранта допустимо оплатить только ту часть отпуска, которую сотрудник использовал по факту в течение реализации проекта.
Например, к моменту начала проекта работник будет уже трудоустроен в организации и за 12 месяцев ему начислят заработную плату в размере 120 тысяч рублей, т. е. в среднем 10 тысяч рублей в месяц. При этом работник проработает в проекте только 6 месяцев и получит из средств гранта только 30 тысяч рублей — это только 50% от всей суммы расчета заработной платы. Значит, для планирования компенсации за неиспользованный отпуск в этой статье затрат надо запланировать 120 000 / 12 месяцев / 29,3 * 14 (дней отпуска из расчета 28 календарных дней за год работы, соответственно, за 6 месяцев работы необходимо компенсировать 14 календарных дней) = 4 778 рублей, а из средств гранта вы сможете запланировать уволившемуся после окончания срочного трудового договора работнику только 4 778 * 50% = 2 389 рублей отпускных. Оставшуюся часть отпускных необходимо планировать за счет средств софинансирования.
1.2 Выплаты физическим лицам
В этом разделе укажите выплаты физическим лицам, которых нанимаете исключительно для выполнения конкретной работы в определенный срок за установленную сумму в рамках заявленного проекта.
Выплаты за оказание услуг или выполнение работ необходимо закрепить в гражданско-правовых договорах с учетом НДФЛ.
Если ваша организация не имеет права на применение пониженных тарифов по страховым взносам, используйте следующую методику для подсчета.
В случае, если вы привлекаете человека по гражданско-правовому договору в статусе самозанятого, предусматривать страховые взносы с выплат такому человеку не нужно. О статусе самозанятого напишите в комментарии.
Если ваша организация имеет право на применение пониженных тарифов по страховым взносам, используйте следующую методику для подсчета.
Какие организации имеют право на применение пониженных тарифов по страховым взносам:
Более подробную консультацию по возможности применения пониженной ставки конкретно для вашей организации получите в своей инспекции Федеральной налоговой службы.
Изучите способы начисления страховых взносов и расчета налогов, которые применимы к деятельности некоммерческих организаций, в бесплатном видеоуроке «Некоммерческие организации и налоги» в разделе «Онлайн-курсы» на сайте президентскиегранты.рф.
Эта статья подразумевает командировочные расходы сотрудников проекта, работающих по трудовым договорам, а также аналогичные расходы по гражданско-правовым договорам, связанные непосредственно с мероприятиями в календарном плане.
Командировочные расходы планируйте для тех, кто задействован в реализации проекта: сотрудников организации, членов команды, волонтеров, экспертов. Для участников мероприятий проекта запланируйте расходы на проезд, проживание и питание, если таковые предполагаются для достижения целей проекта, в статье 7. Расходы на проведение мероприятий и опишите порядок возмещения таких расходов в тексте договоров или других документов, которыми оформляете отношения с этими людьми.
Заполните командировочные расходы одним из двух способов.
Вариант 1 будет удобнее в том случае, если вы планируете более пяти командировок. Посчитайте общее количество командировок, командированных сотрудников, дней проживания и дней оплаты суточных и найдите среднее значение объема расходов на одного человека. Детальные расчеты опишите в столбце 7. «Комментарий».
Вариант 1: обобщённые данные
Вариант 2: подробные расходы по каждой командировке по отдельным статьям
Поездки должны быть экономически обоснованы. Зачастую эффективнее использовать современные инструменты получения, предоставления и обмена информацией: интернет-конференции, вебинары и другие удаленные способы связи.
Вносите в бюджет расходы на поездки только по территории России. Исключение в виде поездок за границу может быть сделано только для проектов по грантовому направлению «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников».
Что можно включить в состав командировочных расходов
Суточные для сотрудников организации, работающих по трудовым договорам, и компенсации, предусмотренные гражданско-правовыми договорами на питание исполнителей при оказании услуг вне места фактического проживания — в пределах допустимых сумм, не облагаемых НДФЛ:
Расходы на приобретение проездных документов
Для всех поездок выбирайте наиболее эффективный вид транспорта с точки зрения общих расходов на командировку и ее графика:
Фонд рекомендует резервировать билеты заранее, по наиболее выгодным и экономичным тарифам при условии, что это не налагает ограничений на маршруты и сроки командировки, а также ограничить приобретение дополнительных услуг в транспортном средстве, таких как питание и выбор места.
Расходы на проживание
Выбирайте категории гостиниц по уровню сервиса и цен таким образом, чтобы стоимость проживания в гостинице одного человека в отдельном номере не превышала 4500 рублей за ночь. Придерживайтесь этого ограничения, когда планируете поездки по всем направлениям России, кроме населенных пунктов районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (Якутск, Петропавловск-Камчатский, Южно- Сахалинск и др.) в течение всего года.
Недопустимо указывать в бюджете проекта в качестве командировочных расходов дополнительные расходы в гостинице, связанные с обслуживанием номера (уборка, химчистка, услуги носильщика), питанием в ресторане, баре, посещением оздоровительных площадок (бассейна, спортзала, сауны).
Транспортные расходы
В такие расходы при необходимости включите:
Допустимо включать оплату такси или аренды автомобиля в статьи командировочных расходов в тех случаях, где это обосновано: например, если до места проведения мероприятия не ходит общественный транспорт.
В случае если командировочные расходы отличаются от уровня, рекомендованного фондом, обоснуйте свой выбор по статье в столбце 7. «Комментарий». Имейте в виду, что во время оценки бюджета эксперт проверяет актуальный уровень цен на все командировочные расходы.
Аренда нежилого помещения
В комментарии укажите количество квадратных метров помещения, которое берете в аренду под нужды проекта. Размер такого помещения должен соотноситься с параметрами проекта — например, с количеством сотрудников проекта или количеством участников мероприятия. Если вы планируете использовать помещение в нескольких проектах, четко разделите расходы по аренде по каждому проекту и в бюджете проекта, представленного на конкурс, планируйте только ту часть, которая непосредственно к нему относится.
Коммунальные услуги
Включайте в эту строку расходы по оплате стоимости услуг по электро-, водо-, тепло- и газоснабжению и другие эксплуатационные расходы. Все расходы должны соотноситься с площадью помещений, задействованных в реализации проекта.
В случае если в бюджете проекта вы запланировали расходы, которые превышают стандартный уровень расходов организации по этой статье, укажите детальные расчеты в поле «Комментарий». Например, расходы на воду значительно увеличатся, если вы станете оплачивать коммунальные услуги бассейна в период реализации проекта.
Услуги связи
В эти расходы входят услуги телефонии, Интернета и других услуг связи.
В случае если в бюджете проекта вы запланировали расходы, которые превышают стандартный уровень расходов организации по этой статье, укажите детальные расчеты в поле «Комментарий». Например, для реализации проекта необходимо оплачивать систему смс-оповещения, работу сервисного центра, телефона горячей линии или проводить занятия, которые требуют использования объемного интернет-трафика.
Услуги банков
Услуга | Методика расчета | Стоимость услуги |
---|---|---|
Перечисление средств со счета в ПАО Сбербанк с использованием электронного документооборота (платежи контрагентам) | Сумма рассчитывается как произведение планируемого количества платежей на стоимость услуги. | 30 рублей за платеж (средний размер комиссии, отличается в разных регионах). Размер комиссии можно уточнить на сайте Сбербанка. |
Оплата электронного документооборота E-invoicing | Фиксированная сумма в месяц. | 295 рублей в месяц (фиксированный размер для всех регионов). |
Имейте в виду, что следующие услуги будут предоставлены проекту-победителю бесплатно:
В случае если вы используете зарплатный проект ПАО Сбербанк, не нужно дополнительно планировать в бюджете комиссии за перечисление выплат физическим лицам. В случае если ваша организация не планирует использовать зарплатный проект ПАО Сбербанк и вы планируете выплаты физическим лицам на их расчетные счета в других банках, запланируйте в бюджете проекта комиссии за перечисление выплат в размере до 1,5% от сумм перечисления (но не менее 150 рублей за каждый такой платежный документ).
Комиссия за использование услуги электронного документооборота E-invoicing в размере 295 рублей в месяц будет списываться автоматически со счета, который предназначен для получения и использования гранта.
Чтобы правильно планировать расходы по услугам электронного документооборота E-invoicing, учитывайте, что списание комиссии за такие услуги происходит в начале месяца, следующего за месяцем оказания услуги электронного документооборота. В последнем месяце реализации проекта списывается комиссия за предыдущий месяц, за текущий месяц и 1 рубль за месяц, следующий за последним месяцем реализации проекта.
Расчет наличными
Фонд не приветствует использование наличных расчетов. Допустимо сделать сотруднику компенсацию понесенных расходов по авансовому отчету, если перечислить сумму расхода на банковскую карту такого сотрудника. Рекомендуется тратить на такие расходы не более 10 000 рублей в месяц и не более 100 000 рублей за проект. Все расходы, связанные с использованием наличных, необходимо заранее согласовывать с фондом.
Операции в валюте
Расходы на конвертацию и валютные переводы, так же как и сами конвертация и валютные переводы, недопустимы для всех проектов, кроме заявленных по грантовому направлению «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников».
В том случае, если необходимо открыть валютный счет при реализации проекта по этому грантовому направлению, запланируйте в бюджете проекта комиссию за открытие и ведение валютного счета. Размер комиссии уточните на сайте Сбербанка.
Почтовые услуги
В случае если в бюджете проекта вы запланировали расходы по этой статье, укажите детальные расчеты и их назначение в поле «Комментарий».
Нежелательно выбирать дорогостоящих операторов (DHL, UPS и им подобных), а также ускоренные тарифы.
Компьютерное оборудование и программное обеспечение (включая справочные информационные системы, бухгалтерское программное обеспечение)
Группируйте однотипные единицы техники или программного обеспечения в одной строке расходов. Закупайте такое оборудование и программное обеспечение, которое действительно необходимо для достижения целей проекта. Укажите производителя и точную модель, дайте ссылку на конкретный товар в интернете или аналогичный ему.
Недопустимо закупать оборудование и программное обеспечение с избыточными потребительскими свойствами или непосредственно не относящееся к проекту. Например, не стоит планировать закупку сверхтонких ноутбуков с дисплеем последнего поколения, если вы собираетесь использовать их для регистрации посетителей мероприятия. В то же время допустимо запланировать покупку мощного компьютера, если для достижения цели проекта необходимо монтировать фильм силами вашей команды — вместо того, чтобы нанимать стороннюю организацию.
В случае если для реализации проекта необходимо использовать дорогостоящее оборудование или программное обеспечение, сравните такие расходы в бюджете с альтернативными вариантами аренды оборудования или приобретения ограниченной лицензии на временное использование программного обеспечения.
Канцтовары и расходные материалы
Соотносите объем планируемых в бюджете канцтоваров и расходных материалов с параметрами проекта — например, с количеством сотрудников или помещением, которое арендуете для проекта.
В случае если в бюджете проекта вы запланировали расходы, которые превышают стандартный уровень расходов организации по этой статье, укажите детальные расчеты в поле «Комментарий».
В этой статье расходов укажите узкоспециализированное оборудование или инвентарь, которые не входят в перечень офисных расходов, но необходимы для реализации проекта.
Допустимо сгруппировать однотипные единицы закупки.
Если для реализации проекта необходимо использовать дорогостоящее оборудование, рассмотрите вариант аренды в качестве альтернативы.
Наименование расходов | Стоимость единицы (в рублях) | Коли-чество единиц | Общая стоимость | Софинансирование (за весь период, в рублях) | Запрашиваемая сумма | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Разработка сайта |