Что такое согласные звуки 2 класс
Урок русского языка во 2-м классе «Согласные звуки и буквы»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
II. Актуализация знаний о звуках русского языка. Постановка темы урока (10-15 мин.)
Работа по ленте букв и плакату «Согласные буквы и звуки»:
– На какие две группы делятся все буквы русского языка?
– Назовите гласные буквы. Сколько их?
– Назовите гласные звуки. Сколько их?
– Назовите все согласные буквы. (Приложение 1. Слайд 1)
– О каких буквах и звуках мы говорили на прошлых уроках?
– Как вы думаете, о каких буквах и звуках будем говорить сегодня?
– Мы с вами в 1-м классе уже кое-что узнали о согласных звуках. Мне хотелось бы проверить, что вы запомнили, для этого мы выполним такую работу (проводится диагностическое тестирование)
Физкультурная минутка
III. Работа по теме урока (15 мин.)
1. Звуко-буквенный анализ слова «ГРИБ»
Найдите разницу между написанием слова и е го произношением.
Объяснение учителя об оглушении парных согласных на конце слов.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
– Ребята, может быть кто-то вспомнит, что нужно сделать, чтобы согласные стали слышны ясно, какие буквы им могут помочь?
– Давайте попробуем изменить слово «ГРИБ» так, чтобы последняя согласная слышалась ясно.
2. Отработка навыков проверки правописания парных согласных.
(Приложение 1. Слайды 11, 12)
3. Игра «Светофор»
На слайде записан текст с ошибками:
(Приложение 1. Слайды 13, 14)
Я гнала гусей на прут,
Поломался тонкий прут..
На грядках зеленеет лук,
Похожи грядочки на лук.
4. Самостоятельная работа по карточке. (После написания работы карточки сдают учителю)
5. Работа с текстом.
Спишите текст. Подчеркните слова, которые оканчиваются парными согласными. (Приложение 1. Слайд 15)
Около дачи пруд. Там пляж. У воды дети нашли плот. Они поплыли на другой берег. Там растёт большой дуб.
В 3-м предложении подчеркнуть грамматическую основу.
IV. Подведение итогов работы
– какие понятия сегодня повторили на уроке?
– что понравилось, запомнилось?
– похвалить тех детей, которые активно работали, дать словесную оценку их работе.
V. Домашнее задание
Гласные и согласные.
Гласных букв 10: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, у, и.
Гласных звуков 6: а, о, у, ы, и, э
Называют согласные буквы.
О гласных.
О согласных.
Работа в паре
Учащиеся выполняют тест.
Коллективное обсуждение резудьтатов теста с использованием слайдов 2-9, в ходе которого уточняются знания детей о согласных звуках (согласные звуки произносятся с преградой; согласные звуки бывают звонкими и глухими, парными и непарными по глухости-звонкости; мягкими и твёрдыми).
Гриб – 4 буквы, 1 слог;
[г], [р], [и], [п] – 4 звука.
Последний звук: пишем букву Б, а слышим звук [п].
Сады
Запись в тетради –
Плоды – плод, сады – сад.
Работа в паре
Учащиеся должны с помощью пособия «Светофор» (карточки зелёно-красного цвета) просигналить, согласны они с написанным или нет и доказать правильность своего ответа.
Запись в тетради –
Пруд – пруды, прут – прутья,
Лук – нет лука, луг – луга.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 84. В мире звуков и букв
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое звук и буква?
2) Какие бывают звуки и буквы?
3) Отличие звуков от букв.
Звуки речи – звуки, произносимые человеком с помощью голосового аппарата.
Буквы – графические знаки, с помощью которых звуки обозначаются на письме.
Гласный звук – звук, образованный только голосом. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог.
Согласный звук – звук, образованный шумом и голосом или только шумом. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (зубы, губы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Гласная буква – буква для обозначения гласного звука.
Согласная буква – буква для обозначения согласного звука.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 126 – 127.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 77.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 60.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22 – 23.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 44 – 45.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человека повсюду окружают звуки: гудят машины, шумит ветер, льётся вода. Все эти звуки относятся к неречевым. Помимо неречевых звуков есть звуки речевые. Звуки речи – это звуки, произносимые человеком с помощью голосового аппарата.
Звуки речи бывают гласными и согласными.
Гласный звук – это звук, образованный только голосом, воздух при их произнесении не встречает преград. Гласных звуков в русском языке шесть: [А], [О], [И], [Э], [У], [Ы]. В слове один из гласных звуков выделяется голосом. Такой гласный звук называется ударным. Остальные гласные звуки в слове называются безударными. Для записи звуков речи придуманы специальные графические значки – буквы. Сколько гласных букв в русском языке? Несмотря на то, что гласных звуков всего 6, гласных букв – 10 (А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ю, Ё, Е). Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? Буквы Я, Ё, Ю, Я – это буквы с секретом. Они могут обозначать один звук – [А], [О], [Э], [У], а могут сочетание звука [Й‵] и этих звуков – [Й‵А], [Й‵О], [Й‵Э], [Й‵У]. Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если они стоят:
В остальных случаях эти буквы обозначают один звук.
Согласный звук – это звук, образованный шумом и голосом или только шумом. При произношении согласный звук встречает преграду. Преградой могут быть зубы, язык, губы, нёбо. Как понять, с помощью чего образован согласный – с помощью голоса и шума или только шума? У нас в горле есть специальные трубочки – голосовые связки. Когда при произнесении звука нужен голос – они работают. Их работу можно почувствовать, положив руку на горло – вы почувствуете вибрацию. Положите руку на горло и произнесите [б]. А теперь положите руку на горло и произнесите [п]. При произнесении звука [б] вы почувствовали вибрацию, значит, в образовании звука участвует голос и шум, при произнесении звука [п] голосовые связки не вибрировали, значит, этот звук образован только шумом. Согласные звуки бывают глухими (парными и непарными) и звонкими (парными и непарными). Звонкие согласные звуки образованы голосом и шумом, а глухие – только шумом.
Также согласные звуки бывают мягкими (парными и непарными) и твёрдыми (парными и непарными). Как же обозначить мягкий или твёрдый согласный звук на письме? На помощь тут приходят гласные. Сравните пару: «мал – мял». В первом слове буква «м» обозначает твёрдый звук [м], на это указывает буква «а». Во втором слове буква «м» обозначает мягкий звук [м′], на это указывает буква «я». Гласные «А,О,У,Э,Ы» обозначают твёрдость предшествующего согласного. Гласные «Я, Ё, Е, Ю, И» обозначают мягкость предшествующего согласного.
Иногда для обозначения мягкости согласного звука требуется ещё одна буква – «ь». Эта буква не относится ни к гласным, ни к согласным. Дело в том, что буква «ь» не обозначает никакого звука. Ь нужен, чтобы показывать мягкость согласного. Например, в словах день, тень, пень, пальто.
Ещё буква «ь» может быть разделительным знаком. В случае, когда буквы Я, Ё, Ю, Е, И должны обозначать два звука, употребляют разделительный мягкий знак. Например, в словах ручьи, льёт, колье, вьюга. Какая ещё буква в русском языке не обозначает звуков? Это ъ. Например, объявление, объясни, съел, съёмка. Буква «ъ» тоже нужна для того, чтобы показать, что буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают в слове два звука.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Буквы гласные и согласные.
Обведите гласные буквы красным цветом, согласные буквы – синим.
А, С, Э, Ы, Г, Я, Ж, Н, Й, У
Подсказка: вспомните, что гласные буквы обозначают гласный звук, а согласные – согласный звук.
А, С, Э, Ы, Г, Я, Ж, Н, Й, У
Задание. Добавьте гласную букву.
Допишите гласную букву так, чтобы согласный звук в слоге изменился на твёрдый, а гласный звук не изменился.
ня – н_, сё – с_, лю – л_
Подсказка: вспомните, как обозначается на письме твёрдость согласных.
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Признаки согласных звуков:
Таблица согласных букв и звуков:
Буквы | Звуки | |
твёрдые | мягкие | |
бэ | [б] губа [губа] | [б’] бег [б’эк] |
[п] зуб [зуп] | [п’] дробь [дроп’] | |
вэ | [в] вол [вол] | [в’] ветка [в’этка] |
[ф] шов [шоф] | [ф’] бровь [броф́] | |
гэ | [г] гамак [гамак] | [г’] гиря [г’ир’а] |
[к] порог [порок] | [х’] лёгкий [л’ох’к’ий́] | |
дэ | [д] дар [дар] | [д’] день [д’эн’] |
[т] лодка [лотка] | [т’] медь [м’эт’] | |
жэ | [ж] жаба [жаба] | |
й | [й’] мой [мой’] | |
ка | [к] кол [кол] | [к’] кеды [к’эды] |
эль | [л] лук [лук] | [л’] лепка [л’эпка] |
эм | [м] мама [мама] | [м’] мел [м’эл] |
эн | [н] нос [нос] | [н’] песня [п’эсн’а] |
пэ | [п] полено [пол’эно] | [п’] пение [п’эн’иэ] |
эр | [р] роль [рол’] | [р’] речь [р’эч’] |
эс | [с] соль [сол’] | [с’] сено [с’эно] |
тэ | [т] стул [стул] | [т’] тень [т’эн’] |
эф | [ф] фазан [фазан] | [ф’] кофе [коф’э] |
ха | [х] хорёк [хор’ок] | [х’] хитрый [х’итрый’] |
цэ | [ц] цирк [цырк] | |
че | [ч’] чайник [ч’ай’н’ик] | |
ша | [ш] шишка [шишка] | |
ща | [щ’] щука [щ’ука] |
! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:
помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
парные | непарные | ||
---|---|---|---|
твёрдые | мягкие | только твёрдые | только мягкие |
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [ж], [ш], [ц] | [ч’], [щ’], [й’] |
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
Согласные звуки и буквы
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.
Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.
Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».
Согласные звуки обозначаются буквами:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Всего в русском языке есть 21 согласная буква.
Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:
Твёрдые | [б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мягкие | [б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые | [ж] | [ш] | [ц] |
---|---|---|---|
Мягкие | [ч❜] | [щ❜] | [й❜] |
Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.
Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.
Согласный звук не бывает ударным или безударным.
В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].
Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.
► Читайте также похожие темы:
Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»
- Что такое сустейн в музыке
- Что такое всд в медицине симптомы и лечение у взрослых