Что такое согласные звуки 2 класс

Урок русского языка во 2-м классе «Согласные звуки и буквы»

Деятельность учителя

Деятельность учащихсяI. Организация начала урока (2-5 мин.)

II. Актуализация знаний о звуках русского языка. Постановка темы урока (10-15 мин.)

Работа по ленте букв и плакату «Согласные буквы и звуки»:

– На какие две группы делятся все буквы русского языка?
– Назовите гласные буквы. Сколько их?
– Назовите гласные звуки. Сколько их?
– Назовите все согласные буквы. (Приложение 1. Слайд 1)
– О каких буквах и звуках мы говорили на прошлых уроках?
– Как вы думаете, о каких буквах и звуках будем говорить сегодня?
– Мы с вами в 1-м классе уже кое-что узнали о согласных звуках. Мне хотелось бы проверить, что вы запомнили, для этого мы выполним такую работу (проводится диагностическое тестирование)

Физкультурная минутка

III. Работа по теме урока (15 мин.)

1. Звуко-буквенный анализ слова «ГРИБ»

Найдите разницу между написанием слова и е го произношением.
Объяснение учителя об оглушении парных согласных на конце слов.

Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

– Ребята, может быть кто-то вспомнит, что нужно сделать, чтобы согласные стали слышны ясно, какие буквы им могут помочь?
– Давайте попробуем изменить слово «ГРИБ» так, чтобы последняя согласная слышалась ясно.

2. Отработка навыков проверки правописания парных согласных.
(Приложение 1. Слайды 11, 12)

3. Игра «Светофор»
На слайде записан текст с ошибками:
(Приложение 1. Слайды 13, 14)

Я гнала гусей на прут,
Поломался тонкий прут..
На грядках зеленеет лук,
Похожи грядочки на лук.

4. Самостоятельная работа по карточке. (После написания работы карточки сдают учителю)

5. Работа с текстом.
Спишите текст. Подчеркните слова, которые оканчиваются парными согласными. (Приложение 1. Слайд 15)
Около дачи пруд. Там пляж. У воды дети нашли плот. Они поплыли на другой берег. Там растёт большой дуб.
В 3-м предложении подчеркнуть грамматическую основу.

IV. Подведение итогов работы

– какие понятия сегодня повторили на уроке?
– что понравилось, запомнилось?
– похвалить тех детей, которые активно работали, дать словесную оценку их работе.

V. Домашнее задание

Гласные и согласные.
Гласных букв 10: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, у, и.
Гласных звуков 6: а, о, у, ы, и, э
Называют согласные буквы.
О гласных.
О согласных.

Работа в паре
Учащиеся выполняют тест.
Коллективное обсуждение резудьтатов теста с использованием слайдов 2-9, в ходе которого уточняются знания детей о согласных звуках (согласные звуки произносятся с преградой; согласные звуки бывают звонкими и глухими, парными и непарными по глухости-звонкости; мягкими и твёрдыми).

Гриб – 4 буквы, 1 слог;
[г], [р], [и], [п] – 4 звука.
Последний звук: пишем букву Б, а слышим звук [п].

Сады
Запись в тетради –
Плоды – плод, сады – сад.

Работа в паре
Учащиеся должны с помощью пособия «Светофор» (карточки зелёно-красного цвета) просигналить, согласны они с написанным или нет и доказать правильность своего ответа.
Запись в тетради –
Пруд – пруды, прут – прутья,
Лук – нет лука, луг – луга.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 84. В мире звуков и букв

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое звук и буква?

2) Какие бывают звуки и буквы?

3) Отличие звуков от букв.

Звуки речи звуки, произносимые человеком с помощью голосового аппарата.

Буквы графические знаки, с помощью которых звуки обозначаются на письме.

Гласный звук звук, образованный только голосом. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог.

Согласный звук звук, образованный шумом и голосом или только шумом. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (зубы, губы, язык). Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Гласная буква буква для обозначения гласного звука.

Согласная буква буква для обозначения согласного звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 126 – 127.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 77.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 60.

4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22 – 23.

5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 44 – 45.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человека повсюду окружают звуки: гудят машины, шумит ветер, льётся вода. Все эти звуки относятся к неречевым. Помимо неречевых звуков есть звуки речевые. Звуки речи – это звуки, произносимые человеком с помощью голосового аппарата.

Звуки речи бывают гласными и согласными.

Гласный звук – это звук, образованный только голосом, воздух при их произнесении не встречает преград. Гласных звуков в русском языке шесть: [А], [О], [И], [Э], [У], [Ы]. В слове один из гласных звуков выделяется голосом. Такой гласный звук называется ударным. Остальные гласные звуки в слове называются безударными. Для записи звуков речи придуманы специальные графические значки – буквы. Сколько гласных букв в русском языке? Несмотря на то, что гласных звуков всего 6, гласных букв – 10 (А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ю, Ё, Е). Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? Буквы Я, Ё, Ю, Я – это буквы с секретом. Они могут обозначать один звук – [А], [О], [Э], [У], а могут сочетание звука [Й‵] и этих звуков – [Й‵А], [Й‵О], [Й‵Э], [Й‵У]. Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если они стоят:

В остальных случаях эти буквы обозначают один звук.

Согласный звук – это звук, образованный шумом и голосом или только шумом. При произношении согласный звук встречает преграду. Преградой могут быть зубы, язык, губы, нёбо. Как понять, с помощью чего образован согласный – с помощью голоса и шума или только шума? У нас в горле есть специальные трубочки – голосовые связки. Когда при произнесении звука нужен голос – они работают. Их работу можно почувствовать, положив руку на горло – вы почувствуете вибрацию. Положите руку на горло и произнесите [б]. А теперь положите руку на горло и произнесите [п]. При произнесении звука [б] вы почувствовали вибрацию, значит, в образовании звука участвует голос и шум, при произнесении звука [п] голосовые связки не вибрировали, значит, этот звук образован только шумом. Согласные звуки бывают глухими (парными и непарными) и звонкими (парными и непарными). Звонкие согласные звуки образованы голосом и шумом, а глухие – только шумом.

Также согласные звуки бывают мягкими (парными и непарными) и твёрдыми (парными и непарными). Как же обозначить мягкий или твёрдый согласный звук на письме? На помощь тут приходят гласные. Сравните пару: «мал – мял». В первом слове буква «м» обозначает твёрдый звук [м], на это указывает буква «а». Во втором слове буква «м» обозначает мягкий звук [м′], на это указывает буква «я». Гласные «А,О,У,Э,Ы» обозначают твёрдость предшествующего согласного. Гласные «Я, Ё, Е, Ю, И» обозначают мягкость предшествующего согласного.

Иногда для обозначения мягкости согласного звука требуется ещё одна буква – «ь». Эта буква не относится ни к гласным, ни к согласным. Дело в том, что буква «ь» не обозначает никакого звука. Ь нужен, чтобы показывать мягкость согласного. Например, в словах день, тень, пень, пальто.

Ещё буква «ь» может быть разделительным знаком. В случае, когда буквы Я, Ё, Ю, Е, И должны обозначать два звука, употребляют разделительный мягкий знак. Например, в словах ручьи, льёт, колье, вьюга. Какая ещё буква в русском языке не обозначает звуков? Это ъ. Например, объявление, объясни, съел, съёмка. Буква «ъ» тоже нужна для того, чтобы показать, что буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают в слове два звука.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Буквы гласные и согласные.

Обведите гласные буквы красным цветом, согласные буквы – синим.

А, С, Э, Ы, Г, Я, Ж, Н, Й, У

Подсказка: вспомните, что гласные буквы обозначают гласный звук, а согласные – согласный звук.

А, С, Э, Ы, Г, Я, Ж, Н, Й, У

Задание. Добавьте гласную букву.

Допишите гласную букву так, чтобы согласный звук в слоге изменился на твёрдый, а гласный звук не изменился.

ня – н_, сё – с_, лю – л_

Подсказка: вспомните, как обозначается на письме твёрдость согласных.

Источник

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Признаки согласных звуков:

Таблица согласных букв и звуков:

БуквыЗвуки
твёрдыемягкие
бэ[б] губа [губа][б’] бег [б’эк]
[п] зуб [зуп][п’] дробь [дроп’]
вэ[в] вол [вол][в’] ветка [в’этка]
[ф] шов [шоф][ф’] бровь [броф́]
гэ[г] гамак [гамак][г’] гиря [г’ир’а]
[к] порог [порок][х’] лёгкий [л’ох’к’ий́]
дэ[д] дар [дар][д’] день [д’эн’]
[т] лодка [лотка][т’] медь [м’эт’]
жэ[ж] жаба [жаба]
й[й’] мой [мой’]
ка[к] кол [кол][к’] кеды [к’эды]
эль[л] лук [лук][л’] лепка [л’эпка]
эм[м] мама [мама][м’] мел [м’эл]
эн[н] нос [нос][н’] песня [п’эсн’а]
пэ[п] полено [пол’эно][п’] пение [п’эн’иэ]
эр[р] роль [рол’][р’] речь [р’эч’]
эс[с] соль [сол’][с’] сено [с’эно]
тэ[т] стул [стул][т’] тень [т’эн’]
эф[ф] фазан [фазан][ф’] кофе [коф’э]
ха[х] хорёк [хор’ок][х’] хитрый [х’итрый’]
цэ[ц] цирк [цырк]
че[ч’] чайник [ч’ай’н’ик]
ша[ш] шишка [шишка]
ща[щ’] щука [щ’ука]

! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:

помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

парныенепарные
твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][ж], [ш], [ц][ч’], [щ’], [й’]

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Источник

Согласные звуки и буквы

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Из шума и голоса состоят звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р]. Эти согласные звуки называют звонкими.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу!».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Всего в русском языке есть 21 согласная буква.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Твёрдые[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
Мягкие[б’][в’][г’][д’][з’][к’][л’][м’][н’][п’][р’][с’][т’][ф’][х’]

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые[ж][ш][ц]
Мягкие[ч❜][щ❜][й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Что такое согласные звуки 2 класс. Смотреть фото Что такое согласные звуки 2 класс. Смотреть картинку Что такое согласные звуки 2 класс. Картинка про Что такое согласные звуки 2 класс. Фото Что такое согласные звуки 2 класс

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.

Читайте также похожие темы:

Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *