Что такое сохраняемость автомобиля
Лекция №5 Долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость автомобилей
Продолжаем изучать составляющие надёжности.
Долговечность-свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения ТО и ремонта. К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс и средний срок службы, вероятность достижения предельного состояния. Эти показатели обычно рассматриваются как для отдельных деталей, так и для агрегатов, автомобилей в целом. Для автомобилей, кроме того, нормируются сроки службы до списания.
Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность)-свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, а также поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путём проведения ТО и ремонта. Показатели ремонтопригодности: средние продолжительность и трудоёмкость выполнения операций ТО и ремонта. Частные показатели: количество мест (точек) обслуживания на автомобилк, их доступность, трудоёмкость снятия агрегатов, число марок применяемых эксплуатационных материалов, номенклатура необходимого специализированного инструмента и проч.
Сохраняемость-это свойство автомобиля сохранять показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования. Характеризуется средним сроком сохраняемости изделия. Применяется для автомобилей, аккумуляторов, шин, материалов. Например, для сухозаряженных аккумуляторных батарей срок сохраняемости составляет три года, причём на сухозаряженность-один год.
К комплексным показателям надёжности относят коэффициент готовности-вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается.
где tраб–суммарная наработка всех объектов, ч,
tрем-суммарное время простоя из-за внеплановых ремонтов,ч.
Технические направления и системы обеспечения надежности
— обеспечение заданных уровней эксплуатационной надежности автомобилей при рациональных материальных и трудовых затратах;
— ресурсосберегающая и природоохранная направленность;
— планово-нормативный характер, позволяющий планировать и организовывать ТО и ремонт на всех уровнях;
— обязательность для всех организаций и предприятий, владеющих автомобильным транспортом, вне зависимости от ведомственной принадлежности;
— конкретность, доступность и пригодность для руководства и принятия решений всеми звеньями инженерно-технической службы автомобильного транспорта;
— стабильность основных принципов и гибкость конкретных нормативов;
— учет разнообразия условий эксплуатации автомобилей.
Как инструмент реализации технического направления можно выделить систему ТО и Р по наработке (пробегу) до отдельных видов воздействий, систему обслуживания по состоянию и смешанную систему, сочетающую элементы первых двух систем.
Суть системы по состоянию: техническое воздействие, включая ремонт, проводится при достижении контролируемым параметром критического состояния. Очевидно, данная система позволяет более полно использовать ресурс узла, однако она требует измерения диагностических параметров.При наличии методического обеспечения и контрольно-диагностического оборудования, система позволяет повысить среднюю наработку агрегатов без увеличения количества отказов. На Западе такая система известна под названием “Кэндишн Мониторин”.
Смешанная система в зависимости от метода установления периодичности и объема технических воздействий разделяется на среднестатистическую и диагностическую. В настоящее время в технической политике нашей страны, а также других развитых стран и фирм-производителей автомобилей преобладает среднестатистический подход.
Основой любой системы ТО и Р являются ее структура и нормативы. Структура системы определяется видами соответствующих воздействий и их числом. Нормативы включают конкретные значения периодичности воздействий, трудоемкости, перечни операций и ряд других. Перечень выполняемых операций, их периодичность и трудоемкость в целом составляют режим технического обслуживания.
Лекция №6. Действующая система технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР) автомобилей
Принципиальные основы системы изложены в докуненте «Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», введенном в действие Приказом №102 Министерства Транспорта Украины от 30.03.98 г.. В «Положении …» отсутствуют ссылки на научные истоки возникновения «Положения …», однако анализ содержания позволяет сделать вывод, что речь идет о планово-предупредительном принципе ТО и ТР автомобилей агрегатным методом. Все виды технических воздействий поделены на две группы: профилактические (техническое обслуживание) и ремонтные, представленные двумя видами ремонтов. Все виды технического обслуживания фактически делятся также на две группы: разовые и периодические (регулярные). Периодические виды обслуживания выполняются через определённый пробег или время работы. Ремонт выполняется по потребности после появления соответствующих отказов или неисправностей, а также по плану через определённый пробег(предупредительный ремонт).
Разовых ТО в «Положении …» предусмотрено четыре: подготовка к продаже, ТО в период обкатки, ТО во время консервации дорожных транспортных средств (ДТС), ТО и ремонт налинии.
Подготовка к продаже осуществляется торговой организацией сцелью введения ДТС в эксплуатацию. Осуществляется за счет производителя и по его требованиям к перечню и объёму операций ТО. Обычно это снятие с консервации, очистка, регулирование, заправка, смазка, проверка комплектности и работоспособности.
Перечень и объём работ ТО в период обкатки ДТС устанавливается заводом-изготовителем. Оставшиеся два вида разовых ТО призводятся в соответствии с требованиями владельцев ДТС и под их ответственность.
Все регулярные виды ТО по периодичности, перечню и трудоёмкости выполняемых работ делятся на следующие виды: ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное обслеживание
(СО). Периодичность проведения ЕО, ТО-1, ТО-2 представлена в таблице 1.
Тип ДТС | Периодичность видов ТО, км | |
ЕО | ТО-1 | ТО-2 |
Автомобили легковые, автобусы | Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен | |
Автоьобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобили полноприводные, прицепы и полуприцепы |
Примечание. Если определенная в таблице 1 периодичность обслуживания отличается от периодичности, определённой документацией завода-производителя, следует руководствоваться документацией завода-производителя.
ЕО проводится после работы с целью подготовки ДТС к дальнейшей эксплуатации. Оно предусматривает проверку технического состояния, выполнение работ по надлежащему внешнему виду, заправку эксплуатационными жидкостями, устранение выявленных неисправностей, санитарную обработку ДТС. При этом уборочно-моечные работы производятся по необходимости, но обязательно перед ТО и Р.
ТО-1 производится с целью обеспечения исправности узлов, влияющих на безопасность движения, а также снижения интенсивности износа за счет смазочных и очистительных работ.
ТО-2 производится с целью предупредить ремонт агрегатов автомобиля. Кроме контрольно-диагностических, крепёжных, регулировочных работ, предусматриваются также смазочные и очистительные работы (замена масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов).
СО осуществляется два раза в год и предназначено для подготовки автомобиля к сезонной эксплуатации. Агрегаты снимаются с автомобиля, производится предупредительный ремонт, обслуживаются системы отопления, вентиляции кузова, система пуска, аккумуляторная батарея и проч. При старшем ТО всегда выполняются все младшие ТО. В «Положении …» приведены примерные перечни операций для ТО-1, ТО-2, СО, а также трудоёмкости проведения работ этих видов обслуживаний, включая ЕО и ТР, для автомобилей различных классов. Так, для автомобилей среднего класса, характеризуемых рабочим объёмом двигателя 1,8…3,5 л и сухой массой от 1150 до 1500 кг трудоъёмкости составляют: для ЕО – 0,50 чел*ч, для ТО-1 2,9 чел*ч, для ТО-2 11,7 чел*ч, для ТР 3,2 чел*ч/1000 км.
Текущий ремонт выполняется по необходимости при наличии неисправности и предназначен для поддержания или восстановления работоспособности.
К текущему ремонту дорожных транспортных средств относятся работы, связанные с заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Любой ремонт агрегатов есть текущий ремонт. При текущем ремонте выполняются контрольно-диагностические, разборочно-сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, кузнечные, сварочные, жестяницкие, обойные, электротехнические, шиноремонтные и др. работы.
Капитальный ремонт выполняется по потребности по результатам диагностики и предназначен для продления срока службы дорожных транспортных средств. К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов. К базовым агрегатам относятся:
-двигатель с картером сцепления в сборе;
-коробка паредач, раздаточная коробка;
-кабина грузового и кузов легкового автомобиля;
-подъёмное оборудование платформы автомобиля-самосвала.
«Положение –98» имеет силу законы и является обязательным для всех предприятий и организаций, владеющих транспортными средствами.
Лекция №7.”Положение. ХНАДУ”
Нормы пробега автомобилей до капитального ремонта и периодичности обязательных работ для долгосрочного планирования составляются в километрах пробега, а для оперативного планирования-в литрах израсходованного топлива. Например, для легкового автомобиля среднего класса с рабочим объёмом от 1,8 до 3,5 л: долгосрочное планирование: Lкр=350 тыс.км; Lор-1 =5 тыс. км; Lор-2 =20 тыс км; оперативное по расходу топлива: Lкр=36,4 тыс. л; Lор-1=520 л; Lор-2=2080 л.
Организация работ по «Положению…» ХНАДУ
Организацию работ предлагается проводить по схеме, принятой для технических средств систем автоматического регулирования, рис 10. Здесь объект управления-это автомобили, датчик-станция диагностики, управляющий орган-отдел технического обслуживания и
О-объект управления, Д-датчик состояния объекта, У-управляющий орган, И-исполнительный орган.
Рис. 10. Организация работ по “Положению. ” ХНАДУ
ремонта, исполнительный орган-зона устранения неисправностей. В соответствии с предлагаемой концепцией, меняется и структура технической службы. В частности, дополнительно вводится отдел технического обслуживания и ремонта, куда входят два структурных подразделения: группа планирования, организации и управления, а также группа учёта и анализа. Типовой технологический процесс осуществляется следующим образом: автомобиль поступает на плановое обслуживание ОР и далее на Д-1 или Д-2. При положительном результате диагностирования автомобиль направляется на стоянку, в противном случае-на углубленное диагностирование (Д-2) и далее на устранение неисправностей (УН).
Методы определения периодичности технических воздействий
Периодичность- это нормативная наработка (в километрах пробега или в часах работы) между двумя последовательными однородными техническими воздействиями. Представляет собой очень важный фактор режима технического обслуживания, от которого зависит коэффициент технической готовности автомобилей и себестоимость перевозок. Для определения периодичности технических воздействий используются различные подходы. Рассмотрим некоторые из них.
Рис.11. К определению периодичности ТО по допустимому уровню безотказности.
Напомним, что площадь под кривой распределения равняется единице. Для представленного на рисунке закона распределения при пробеге Хср откажет половина эксплуатируемых автомобилей. Вполне понятно, что по этой причине средний пробег до отказа не может быть периодичностью обслуживания.
Из нормативных документов известно, что вероятность безотказной работы для агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения не может быть ниже Rд=0,9…0,98, а для прочих узлов и агрегатов 0,85…0,90. Такие значения можно получить при периодичности l0. Как видно из рисунка, эта периодичность значительно меньше средней наработки на отказ.
2.Метод по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния
Принципиальные основы метода иллюстрируются рис 12. Здесь по оси абцисс нанесен пробег автомобилей, а по оси ординат-величина характерного параметра, определяющего техническое состояние узла. Для группы деталей выведено среднее значение параметра, кривая 4.
Очевидно, что по ней и по заданному допустимому значению параметра Уд можно определить среднюю наработку до отказа Xср. Как видно из рисунка, изделия, у которых интенсивность изменения параметра выше, достигают предельного состояния раньше (X1,X2,X3). Поэтому у них при пробеге Xср с вероятностью 0,5 будет зафиксирован отказ. По аналогии с первым методом, в качестве искомой периодичности технических воздействий берут пробег l0, при котором Rд не опускается ниже требуемых значений.
Рис. 13. Определение периодичности ТО технико-экономическим методом
Здесь по оси абцисс отложена периодичность, а по оси ординат-удельные затраты. Кривая С1 показывает изменение удельных затрат при увеличении периодичности. Удельные затраты в чел*ч/км уменьшаются, поскольку растет знаменатель дроби при почти неизменном числителе. Удельные затраты на текущий ремонт, наоборот, растут, поскольку при большой периодичности профилактических мероприятий центр тяжести усилий по поддержанию коэффициента технической готовности автопарка перемещается в аторону ремонтных мероприятий. При этом увеличиваются тяжесть и трудоёмкость ремонтов. Изменение суммарных удельных затрат на ТО и Р показано на рис.13, кривая СI+СII. Как видно из рисунка, суммарные удельные затраты имеют минимум при некотором пробеге l0, который целесообразно принять за рациональную периодичность технических воздействий.
Сохраняемость автомобиля! Нужна теоретическая часть на диплом)) ) Может кто поможет. )))
Сохраняемость автомобиля — это характеристика его надежности, которая проявляется в способности не изменять технические параметры при транспортировке и хранении. Она обеспечивается противокоррозионной защитой, а также условиями хранения автомобиля. Следовательно, для поддержания сохраняемости необходима сеть пунктов противокоррозионной обработки кузова. При разных условиях эксплуатации требования к этой обработке могут быть разными. Так, в приморских городах и районах, где воздух насыщен солями моря и особенно коррозионно агрессивен, эти требования повышены. Повышенными они должны быть зимой и в условиях города, где дороги обрабатываются солью. А в регионах с сухим, жарким климатом требования к противокоррозионной обработке снижаются. Возникает также необходимость сохранения окраски автомобиля, т. е. защита его покрытия от агрессивного влияния среды. Для этого нужны мойка, полировка, защита краски от выгорания и механического влияния. Для хранения автомобиля нужен гараж.
Но, как известно, не все автомобили обеспечены ими не только у нас, но и в развитых странах Европы, Америки, Азии. В Японии, США, например, где на 1000 жителей приходится 750 автомобилей, также нет полной обеспеченности гаражами. Поэтому во всем мире широко внедряются противоугонные приспособления, которые обеспечивают сохранность автомобиля. Кроме того, существует система стоянок, которые являются надежным местопребыванием транспортных средств. В России основная часть автомобилей сосредоточена в городах, следовательно, проблема их хранения присоединяется к проблемам каждого города. Нас она интересует лишь в аспекте того, каким образом обеспечить удобство расположения гаражей и стоянок, чтобы автомобиль не превращался в недозволенную роскошь. Ведь не секрет: нередко затраты времени на то, чтобы добраться к гаражу или стоянке, столь значительны, что пользование автомобилем становится невыгодным.
Надежность автомобиля и ее основные характеристики
Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя значения установленных эксплуатационных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для автомобиля, так и для его агрегатов (систем, узлов и деталей), направленным на выполнение автомобилем рабочих функций с установленными показателями в течение ресурса до капитального ремонта.
Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока его службы. По мере изнашивания деталей, механизмов и агрегатов надежность уменьшается, так как вероятность выхода из строя деталей увеличивается. Новые автомобили всегда более надежны по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт. Следовательно, заданная степень надежности автомобиля рассматривается в связи с определенным пробегом. Надежность зависит также и от того, в каких условиях работает автомобиль.
При работе, например, на дорогах с твердым усовершенствованным покрытием надежность автомобиля больше, чем при работе по бездорожью. Надежность летом всегда выше, чем зимой, при прочих равных условиях. Поэтому, понятие «надежность автомобиля» тесно увязывается с условиями его эксплуатации. Надежность агрегатов и узлов определяется главным образом долговечностью деталей. Поэтому прежде всего необходимо широкое экспериментальное исследование, выявляющее детали, критические по надежности.
Современная наука и техника в области автомобилестроения позволяют обеспечивать ресурс основных агрегатов, в том числе двигателя до капитального ремонта и более, намного увеличивать наработку на отказ других агрегатов и механизмов. Повышение надежности автомобилей, обеспечение удобного доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам, их совершенствование для облегчения обслуживания и ремонта, уменьшение количества точек смазки, увеличение периодичности технического обслуживания позволяют сократить простои автомобилей в техническом обслуживании и ремонте и тем самым повысить их производительность.
Автомобиль, как правило, рассчитывается на длительную работу. Разностойкость сопряжений агрегатов автомобиля требует периодических остановок для его обслуживания и замены наименее стойких деталей. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы эти остановки были реже и требовали минимальных трудовых и материальных затрат. Следовательно, надежность должна содержать не только вероятность безотказной работы в течение заданного времени, но и показатели, характеризующие выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в кратчайшие сроки с минимальными трудовыми и материальными затратами.
Уменьшить объем работ по техническому обслуживанию и ремонту и их трудоемкость можно либо за счет увеличения долговечности деталей, либо за счет приспособления конструкции автомобиля и его агрегатов к быстрой замене износившихся сопряжений и узлов, т. е. за счет улучшения ремонтопригодности, либо за счет одновременного улучшения показателей долговечности и ремонтопригодности.
Долговечность деталей, узлов и агрегатов и ремонтопригодность конструкции автомобиля — это два мощных рычага, с помощью которых можно повысить его надежность на стадии проектирования и в процессе модернизации.
Проблема надежности обеспечивается на четырех основных этапах:
При конструировании автомобилей должно соблюдаться правило, чем меньше ожидаемая долговечность той или иной детали сопряжения, тем большей ремонтопригодностью должна обладать конструкция автомобиля. Поэтому надежность автомобиля — категория не только техническая, но и экономическая. Она должна отражать затраты общественно необходимого труда на создание автомобиля и поддержание его в работоспособном состоянии в процессе эксплуатации. Надежность зависит прежде всего от уровня технического оснащения завода-изготовителя, заводов — пocпоставщиков сырья, качества материалов, полуфабрикатов и готовых деталей. Решение сложных проблем надежности современных автомобилей невозможно без глубокого теоретического изучения физико-химических процессов, вызывающих износ и поломку деталей, и разработки на этой базе соответствующих практических рекомендации по конструированию, производству и эксплуатации автомобилей.
Принятые на серийное производство автомобили в течение всего времени нахождения их на производстве подвергаются заводами-изготовителями конструктивному улучшению с целью повышения качества и эксплуатационных показателей. Качество изготовления автомобиля определяется техническим и технологическим уровнями производства, квалификацией персонала, применяемыми материалами и уровнем организационно-управленческого регулирования производства. В условиях серийного и массового производства изготовить бездефектные автомобили практически невозможно, потому что всегда имеются случайные факторы, которые являются причиной появления дефектов. Такими факторами могут быть погрешности технологического оборудования, инструмента, приспособлений, режимов обработки, материалов (например, неоднородность структуры), настройки измерительных средств. Таким образом, дефекты и неисправности новых автомобилей — объективная закономерность их производства. Проведение же сплошного контроля качества автомобилей, сходящих с конвейера заводов, практически невозможно и экономически нецелесообразно. Поэтому для определения показателей надежности необходимо осуществлять систематическое наблюдение за работой автомобилей в различных условиях эксплуатации в течение всего гарантийного и межремонтного пробегов. В этих целях, а также для отработки обоснованных нормативов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, наиболее полноотвечающих условиям эксплуатации в различных географических и климатических зонах страны, организуется опытная эксплуатация автомобилей.
Термины надежности
Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.
Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем техническим требованиям, установленным нормативно-технической документацией как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.
Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией. Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться. Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.
Отказ и его виды
Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.
Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.
Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.
Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.
Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью индивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на работоспособность автомобиля, в отказы не включаются.
В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.
Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.
Эксплуатационные отказы — это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойственными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.
Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.
По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:
К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).
Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранспортное предприятие.
К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.
К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и устранение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, отслоение лакокрасочных покрытий и т. п.).
Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля. Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).
Характеристики надежности
Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплуатации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.
Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.
Количественные характеристики надежности одномарочных автомобилей, полученные различными автотранспортными предприятиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.
Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выявить узкие места в организации и технологии технического обслуживания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.
Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых показателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.
Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на проектирование и контролировались при разработке конструкции, изготовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны устанавливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.
Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:
Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.
Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Количественно оно оценивается средним временем восстановления, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.
При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня организации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговечность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с определением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.
Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.
Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам. Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содержание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации. Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.
Долговечность автомобилей повышается в результате совершенствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.
Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транспортной работы после определенного срока хранения.
Показателем сохраняемости является также средний срок сохраняемости автомобилей при длительном хранении.
Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.