Что такое солея в храме

Внутреннее устройство храма

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.

Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.

Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.

Источник

Две щепотки солеи

В Церкви много терминологии, разобраться в которой непросто. Для этого мы придумали проект «Очень странные церковные слова», где будем максимально коротко объяснять значение специфических терминов. Кстати, свои «странные слова» можно предлагать в комментариях — будем использовать их в следующих выпусках.

Антиминс

Прямоугольный плат из шелка или льна со вшитой частицей мощей. Лежит свернутый на престоле и разворачивается только в определенные моменты Божественной литургии — именно на нем происходит превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На нем изображено положение Спасителя во гроб после Креста и четыре евангелиста — апостолы Марк, Лука, Иоанн и Матфей. Традиция зашивать мощи в антиминс пошла от древней практики служить литургии на гробницах мучеников. Без антиминса совершать литургию нельзя.

Солея

Солея (греч. «возвышение») — возвышение перед иконостасом. Как правило, это одна или несколько ступенек, по которым нужно подняться, чтобы зайти в алтарь.

Иконостас

Иконостас — стена с иконами между храмом и алтарем, в которой есть двери (врата). Обычно состоит из нескольких ярусов икон.

Потир

Потир (греч. «чаша») — металлическая чаша (обычно из драгоценного металла) на высокой ножке. В ней на литургии совершается превращение (пресуществление) вина в Кровь Христову. Из потира причащаются священнослужители (в алтаре) и миряне (в храме).

Экзархат

Экзархат (от греч. έξαρχος,- «глава, руководитель») — административная единица Поместной Церкви за границей страны, где находится Патриарх. В Русской Православной Церкви есть три экзархата — Белорусский экзархат, Экзархат в Западной Европе, Экзархат в Юго-Восточной Азии. У каждого экзархата есть свой Синод (высший орган церковного управления) и глава — Экзарх, но они подчинены Патриарху и Синоду Поместной Церкви.

Источник

Чем отличаются амвон и солея?

Какая разница между амвоном и солеей, и какое назначение они имеют?

Солеей называется находящееся пред алтарем возвышенное место, ко­торое иногда бывает лишь у Царских врат, обычно же простирается от южной до северной стен храма. В древности солея предназначалась для преподания народу св. Евхаристии. «Иподиаконам и чтецам, — говорит блаженный Симеон, архиепископ солунский, — место вне алтаря, вокруг возвышения (солеи), которая и называется возвышением чтецов».

Вместе с тем солея нужна и для поддержания порядка церковной службы, препятствуя молящимся толпиться у иконостаса и тем самым мешать совершать выход и каждение.

Амвоном называют часть солеи, пристраиваемую к ее середине в виде полукружия или прямоугольника со срезанными углами на равной с ней высоте или в виде возвышения, «кам­ня». По толкованию св. Германа, амвон является «образом того камня, который отвален был от дверей гроба Христова ангелом и с которого он проповедовал мироносицам о воскресении Спасителя». Слово «амвон» происходит от греческого «анабаино» — «восхожу» — и значит восход или возвы­шенное место. Он был в церквах еще в самые древнейшие времена. О нем упоминается в постановлениях апостольских и в посланиях св. Киприана. Он сделан для того, чтобы чтение слова Божия, пение псалмов и возгласы диаконов были слышнее предстоящим. И в наше время с амвона возглашают ектении, читают св. Евангелие с той целью, чтобы возглашаемое ими было слышнее и внятнее для народа, так как и Сам Господь проповедовал большею частью среди народа и с возвышенных мест.

Журнал «Слово Церкви», № 40, 1915 г.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

Солея

Соле́я (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, осно­ва­ние; пол) – пред­став­ляет собой внут­рен­ний эле­мент про­стран­ства храма, воз­вы­шен­ное место, рас­по­ло­жен­ное перед ико­но­ста­сом, про­сти­ра­ю­ще­еся от север­ной части храма до южной, сов­па­да­ю­щее по уровню с полом алтаря, что в неко­то­ром смысле слова делает солею частью алтаря, выхо­дя­щую за ико­но­стас. Суще­ствует мно­же­ство вари­ан­тов испол­не­ния солеи во внут­рен­ней архи­тек­туре храма: высо­кая и низкая, с тем или иным коли­че­ством сту­пе­ней (обычно две или три). В ново­по­стро­ен­ных храмах в России солея иногда не устра­и­ва­ется вовсе. Афон­ская тра­ди­ция хра­мо­стро­и­тель­ства знает также очень узкие солеи в неболь­ших храмах.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Солея в совре­мен­ном хри­сти­ан­стве

Иногда утвер­жда­ется, что в хри­сти­ан­стве солея выпол­няет роль своего рода просце­ни­ума (просце­ний, проске­ний (лат. proscaenium, от др.-греч. προσκήνιον), то есть перед­ней по отно­ше­нию к зри­телю части «сцены» (др.-греч. σκηνή). Такая орга­ни­за­ция хра­мо­вого про­стран­ства явля­ется тра­ди­ци­он­ной как для антич­ной греко-рим­ской архи­тек­туры (и не только рели­ги­оз­ной, но и свет­ской), так и для рели­ги­оз­ных куль­тов древ­него Ближ­него Востока. Вет­хо­за­вет­ная Скиния в древ­не­гре­че­ском языке обо­зна­ча­лась тем же словом, что и «сцена» (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр; палатка»). Несмотря на то, что Скиния не имела солеи в нашем при­выч­ном для нас архи­тек­тур­ном смысле, можно утвер­ждать, что свя­ти­лище (то есть внут­рен­ний двор) скинии выпол­нял роль «солеи», как просце­ни­ума.

Орга­ни­за­ция про­стран­ства хри­сти­ан­ского храма пред­по­ла­гает нали­чие трех ком­по­нен­тов: алтаря с пре­сто­лом и жерт­вен­ни­ком, средней/центральной части и при­твора. Солея в хри­сти­ан­ском храме высту­пает свя­зу­ю­щим звеном (как архи­тек­тур­ным, так и литур­ги­че­ским) алтаря и сред­ней части.

Цен­траль­ная часть солеи высту­пает в сере­дину храма по направ­ле­нию от Цар­ских врат и назы­ва­ется «амвон» (от др.-греч. ἄμβων — «выпук­лость, выступ, воз­вы­ше­ние»).

Функ­ци­о­нально солея делится на две части – боко­вые сто­роны солеи, как пра­вило, пред­на­зна­чены для певчих и чтецов, цен­траль­ная и амвон­ная часть солеи для свя­щен­но­дей­ствий во время бого­слу­же­ния (малый и вели­кий вход, выход свя­щен­ника и/или диа­кона для воз­гла­ше­ния, при­ча­ще­ние веру­ю­щих и пр.).

Во время бого­слу­же­ния в боко­вых углах солеи, там, где рас­по­ла­га­ются чтецы и певцы, также хра­нятся бого­слу­жеб­ные книги. В таких слу­чаях солея нередко отде­ля­ется от цен­траль­ной части храма круп­ной иконой в дере­вян­ном киоте.

Суще­ствует довольно много вари­ан­тов устрой­ства солеи в пра­во­слав­ных храмах. В част­но­сти, солея и амвон могут отде­ляться от цен­траль­ной части храма деко­ра­тив­ной огра­дой, кото­рая может быть метал­ли­че­ской, иногда мра­мор­ной, гра­нит­ной или дере­вян­ной), а могут и не отде­ляться. При отде­ле­нии солеи от основ­ной части храма огра­дой, в ограде дела­ется три калитки – одна на выходе с амвона и две по бокам напро­тив диа­кон­ских врат. Иногда помимо двух боко­вых кали­ток по бокам солеи можно наблю­дать двери, кото­рые ведут в тран­септ (от позд­не­лат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда»), то есть к боко­вым выхо­дам из храма или в боко­вые нефы, на коло­кольню – также рас­по­ло­же­ние дверей воз­можно лишь при опре­де­лен­ных архи­тек­тур­ных реше­ниях при стро­и­тель­стве храма и редко встре­ча­ется. Солея может усти­латься ков­рами или нет.

Как уже было отме­чено выше, сооб­разно одному из тол­ко­ва­ний, солея явля­ется как бы просце­ни­у­мом храма, а так как алтар­ная часть раз­ме­ща­ется выше основ­ной части, то солея сов­па­дает с уров­нем алтаря. В неко­то­рых слу­чаях алтарь раз­ме­ща­ется высоко, и солея имеет сту­пеньки (по всей про­тя­жен­но­сти, в том числе и у амвона, или только с цен­траль­ной и боко­вой части). Ширина сту­пе­нек подчас создает эффект мно­го­уровнев­ной солеи (напр. в кафед­раль­ном пат­ри­ар­шем храме Гру­зин­ской пра­во­слав­ной церкви Све­ти­ц­хо­вели, или в Вос­кре­сен­ском соборе Нико­ла­ев­ского бла­го­чи­ния г. Пуга­чева Сара­тов­ской обла­сти). Наи­бо­лее рас­про­стра­нены одно­сту­пен­ча­тые солеи. В редких слу­чаях солея или отсут­ствует или настолько мала, что пред­став­ляет собой, по сути, порог ико­но­стаса, теряя свое функ­ци­о­наль­ное зна­че­ние.

Также, суще­ствуют локаль­ные аль­тер­на­тив­ные кон­струк­ции солеи (напр. серб­ская или нов­го­род­ская) пред­на­зна­чен­ные для кафед­раль­ных собо­ров. Амвон на такой солее может пред­став­лять собой круг­лую пло­щадку в центре широ­кой солеи, зани­ма­ю­щей до трети хра­мо­вого про­стран­ства. В каче­стве при­мера можно при­ве­сти Ивер­ский собор Вал­дай­ского мона­стыря или храм свя­того Марка в Бел­граде.

Источник

Свято-Никольский женский монастырь.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Устройство храма.

Внутреннее устройство храма.

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в период между IV и VIII веками и не претерпевшему существенных изменений. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и Богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I-III вв.).

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Как ветхозаветная скиния, а потом и Иерусалимский храм, устроенные по повелению Божию (Исх.25:1-40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и традиционный православный храм состоит из трех частей — алтаря, средней части (собственно храм) и притвора (нартекса).

Притвор.

Площадка перед входом в храм называется паперть иногда притвор внешний, а первая от входа часть храма называется притвор или по-гречески нертекс, иногда внутренний притвор, предхрамие, трапезная. Последнее название происходит от того, что в древности, а в некоторых храмам и сейчас (как правило, в монастырских), в этой части совершалась после службы трапеза.

В древности притвор предназначался для оглашенных (готовящихся ко крещению) и кающихся (христиане, которые несли епитимию), и по своей площади почти равнялся средней части храма.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

В притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:

2) лития на вечерни;

5) панихида (краткое заупокойное Богослужение).

Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, да и перечисленные выше службы на практике чаще всего совершают в храме, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении.

Средняя часть храма.

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности состояла обычно из трех отделений (отделенных колонками или перегородками), называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный — для мужчин, северный — для женщин.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы, архиерейский амвон, аналои и подсвечники, паникадило, сидения, иконы, иконостас.

Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение пола перед иконостасом, составляющее продолжение алтаря. Отцы Церкви называли это возвышение солеей (от греч. [сόлион] — ровное место, основание). Солея служит как бы просцениумом (передняя часть сцены) для Богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Амвон (греч. «восхождение») — середина солеи перед царскими вратами выдвинутая в храм. Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на Литургии, вход с кадилом на вечерне; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого Богослужения.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

В древности амвон устанавливался посреди храма (иногда он возвышался на несколько метров, напр., в храме Святой Софии (537 г.) в Константинополе). Именно на амвоне происходила Литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь. Впоследствии на Западе его заменила «кафедра» сбоку от алтаря, а на Востоке амвоном стала служить центральная часть солеи. О старых амвонах напоминают теперь лишь «кафедры» (архиерейский амвон), которые ставят в центре храма при служении епископа.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Амвон изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень у святого Гроба Господня который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Христа. Иногда этот амвон называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном. В богослужебных книгах архиерейский амвон называется также: «место, где облачается архиерей» (Чиновник Большого Успенского Московского собора). Иногда Архиерейский амвон называют «кафедрой». На этом амвоне архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами (греч. [клирос] — часть земли, которая досталась по жребию). Во многих православных храмах за Богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители – впереди. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики (священно и церковнослужители).

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Аналой и подсвечники. Как правило, в центре храма стоит аналой (др.-греч. [аналогион] — подставка для икон и книг) — высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, на котором лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Паникадило. В современной церкви за Богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части Богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных Богослужений.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Главный светильник (люстра) храма называется паникадило (от греч. [поликандилон] — многосвечник). Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров. В Греческой Церкви в некоторых случаях центральное паникадило раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.

Сидения. Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей Богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты Богослужения, например при чтении Евангелия, во время Евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном Богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв. Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в Богослужении. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты Богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Иконы. Исключительное место в православном храме занимает икона (греч. [икон] — «о́браз», «изображение») — священное символическое изображение Господа, Божией Матери, апостолов, святых, ангелов, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен.

Икона передает не внешний вид святого или священного события, как это делает классическое реалистичное искусство, а его суть. Важнейшая задача иконы – показать, с помощью видимых красок, незримый внутренний мир святого или события. Иконописец показывает природу предмета, дает зрителю увидеть то, что «классический» рисунок скрыл бы от него. Поэтому во имя восстановления духовного смысла на иконах обычно несколько «искажена» видимая сторона реальности. Икона передает действительность, во-первых, с помощью символов. Напр., нимб — символизирует святость, на тоже указывают большие открытые глаза; клав (полоска) на плече Христа, апостолов, ангелов – символизирует посланничество; книга или свиток — проповедь, и т.д. Во-вторых, на иконе разновременные события часто оказываются объединены (совмещенными) в единое целое (в пределах одного изображения). Напр., на иконе Успения Богородицы помимо собственно Успения обычно изображены и прощание с Марией, и собрание апостолов, которых принесли на облаках ангелы, и погребение, во время которого нечестивый Авфоний пытался опрокинуть одр Богоматери, и Её телесное Вознесение, и явление апостолу Фоме, которое произошло на третий день, а иногда и другие подробности этого события. И, в-третьих, своеобразной чертой церковной живописи является использование принципа обратной перспективы. Обратная перспектива создается расходящимися вдаль линиями и развертками зданий и предметов. Фокус — точка схода всех линий иконного пространства — находятся не за иконой, а перед ней, в храме. И получается, что не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас; она как бы окно из мира горнего в мир дольний. И перед нами не моментальный «снимок», а как бы своего рода развернутый «чертеж» предмета, дающий разные виды на одной плоскости. Для прочтения иконы требуется знание Священного Писания и Церковного Предания.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Иконостас. Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом (греч. [иконостасион]; от [икон] – икона, образ, изображение; + [стасис] — место для стояния; т.е. буквально «место для стояния икон») — это алтарная перегородка (стена) покрытая (украшенная) иконами (в определенном порядке). Первоначально такая перегородка предназначалась для отделения алтарной части храма от остального помещения.

Из древнейших дошедших до нас литературных источников известие о существовании и назначении алтарных преград принадлежит Евсевию Кесарийскому. Этот церковный историк сообщает нам, что в начале IV века епископ города Тира «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться». Тот же автор, описывая храм Гроба Господня, построенный в 336 году святым равноапостольным Константином, сообщает, что в этом храме «полукружие апсиды (имеется в виду алтарное пространство) было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов». Таким образом, с IV по IX век алтарь отделялся от остальной части храма перегородкой, которая представляла собой низкий (около 1 м.) резной парапет, из мрамора или дерева, либо портик из колонн, на капителях которых покоится широкая прямоугольная балка — архитрав. На архитраве обычно размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей. В Западной Церкви открытый алтарь сохранился до настоящего времени.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Из жизни свят. Василия Великого известно, что он «повеле быти в церкви пред алтарем завесам и преградам». Завеса открывалась на время службы и задергивалась после. Обыкновенно, завесы украшались вытканными или вышитыми изображениями, как символическими, так и иконографическими.

В настоящее время завеса, по-гречески [катапетасма], находится за царскими вратами со стороны алтаря. Завеса знаменует покров тайны. Открытие завесы символически изображает открытие людям тайны спасения, — то, что было открыто всем людям. Закрытие завесы изображает таинственность момента, — то, что лицезрели лишь немногие, или — непостижимость тайны Божией.

В IX в. алтарные преграды стали украшать иконами. Появился этот обычай и получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора (II Никейский, 787 года), утвердившего иконопочитание.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

В настоящее время иконостас устраивается по следующему образцу.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются три двери. Средние двери иконостаса — широкие, двухстворчатые, против святого престола, называются «царскими вратами» или «святыми дверьми», потому что предназначены для Господа, через них на Литургии (в образе Евангелия и Святых Даров) проходит Царь славы Иисус Христос. Также их называют «великими», по величине их, в сравнении с другими дверями, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении. В древности еще их называли «райскими». В эти врата входят только лица, имеющие священный сан.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

На царских вратах, напоминающих нам здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещаются обычно иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Потому что через Деву Марию в наш мир пришел Сын Божий — Спаситель, и от евангелистов мы узнали о Благой Вести, о наступлении Царства Небесного. Иногда на царских вратах вместо евангелистов изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Боковые двери с левой и правой стороны от царских врат называют «северными» (левые) и «южными» (правые). Также их называют «малые врата», «боковые двери иконостаса», «пономарская дверь» (левая) и «диаконовская дверь» (правая), «дверь жертвенника» (ведет к жертвеннику) и «дверь диаконника» («диаконник» — это ризница или сосудохранилище). Прилагательные «диаконовская» и «пономарская» могут использоваться во множественном числе и употребляться в отношении обеих врат. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (святой первомученик Стефан, святой Лаврентий, святой Филипп и др.) или святые ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Но бывает благоразумный разбойник, а также ветхозаветные сцены.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Над царскими вратами обычно помещается изображение Тайной Вечери. По правую сторону от царских врат всегда находится икона Спасителя, по левую — Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя ставится икона святого или праздника в честь которого освящен храм. Остальное место первого ряда занимают иконы особо чтимых в данной местности святых. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются «местными».

Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов.

К XII веку относят появление второго яруса с изображением двунадесятых праздников. Иногда еще и великих.

В это же время появился и третий ярус «деисисный ряд» (с греческого [деисис] — «моление»). В центре этого ряда помещена икона Спасителя (обычно на троне) к Которому обращают свои молитвенные взоры Божия Матерь и святой Иоанн Креститель – это изображение собственно и есть деисис. Далее в этом ряду стоят ангелы, потом апостолы, их преемники — святители, а потом могут быть преподобные и другие святые. Святой Симеон Солунский говорит, что этот ряд: «означает союз любви и единство во Христе земных святых с Небесными… Посередине между святыми иконами, изображается Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, ангелы и апостолы, и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на Небесах со Своими святыми, и с нами теперь. И что Он еще должен прийти».

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

На рубеже 14-15 веков на Руси к существующим чинам добавляется еще «пророческий ряд», а в 16 веке «праотеческий».

Итак, в четвертом ярусе помещаются иконы святых пророков, а посредине обычно изображение Богоматери с Младенцем Христом, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Обычно это образ Знамения Божией Матери, переложение пророчества Исайи: «Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:13-14).

Пятый верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, а посередине изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Высокий иконостас возник на Руси, впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек и Андрей Рублев. Полностью сохранившийся высокий иконостас (5 ярусный), исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (верхний (5-тый) ярус добавлен к нему в 17в.).

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

В 17 веке над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа). Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою.

Иконостас является как бы раскрытой книгой — перед нашим взором вся священная история Ветхого и Нового Заветов. Другими словами, иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами Его явления на земле; предсказания о Нем пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на Небе вне исторического времени.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Иконостас также свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, с кем составляем единую Церковь Христову, с кем участвуем в Богослужении. По словам Павла Флоренского: «Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого…».

Алтарь и его принадлежности.

Алтарь является наиболее священным местом православного храма — подобием святого святых древнего Иерусалимского храма. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова «alta ara» — возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма — одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает на то, что он знаменует горний мир, означает Небо, означает место, где особо присутствует Бог. В алтаре помещаются важнейшие священные принадлежности.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Престол. В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол (с греч. «трон»; у греков он называется — [трапеза]) является наиболее священным местом алтаря. Он изображает Престол Божий (Иез.10:1; Ис.6:1-3; Отк.4:2), рассматривается как престол Господа на земле («престол благодати» — Евр.4:16), знаменует ковчег завета (главную святыню ветхозаветного Израиля и храма — Исх.25:10-22), саркофаг мученика (у первых христиан престолом служил гроб мученика), и символизирует присутствие с нами Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться только священнослужители; мирянам это запрещено. Мирянин также не может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих (также как и католических) храмах распространены прямоугольные престолы, по форме напоминающие продолговатый стол или саркофаг, поставленный параллельно иконостасу; верхняя каменная доска престола покоится на четырех столпах-колоннах; внутреннее пространство престола остается открытым для глаз. В русской практике горизонтальная поверхность престола имеет, как правило, квадратную форму и престол полностью покрыт индитией — облачением, соответствующим ему по форме. Традиционная высота престола — аршин и шесть вершков (98 см). В середине под верхней доской престола ставится столбец, в который при освящении храма архиереем вкладывается частица мощей мученика или святого. Эта традиция восходит к древнехристианскому обычаю совершения Литургий на гробах мучеников. Так же Церковь в данном случае руководствуется Откровением святого Иоанна Богослова, который видел на Небесах жертвенник и «под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9).

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Горнее место. Место за престолом по направлению к востоку называется горним, то есть высшим. Святитель Иоанн Златоуст называет его «горним престолом». Горнее место — это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище (греч. [кафедра]) для епископа. Седалище на горнем месте для епископа высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками устраивалось уже в катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах. Архиерей на горнем месте восседает в определенные моменты Богослужения. В Древней Церкви на это же место возводился новопоставленный епископ (сейчас только патриарх). Отсюда и происходит слово «интронизация», по-славянски «воспрестолие» — «настолование». Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать Богослужение в храме.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

На горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это вместе взятое называется сопрестолием, оно предназначается для апостолов и их преемников, т.е. священнослужителей, и устраивается по образу Царства Небесного описанного в книге Апокалипсис св. Иоанном Богословом: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на Небе… и вот, Престол стоял на Небе, и на Престоле был Сидящий… И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Отк.4:1-4 – это представители ветхозаветного и новозаветного народа Божия (12 колен Израиля и 12 «колен» апостольских). То, что они сидят на престолах и носят золотые венцы свидетельствует о том, что они обладают властью, но власть им дана от Сидящего на Престоле, т.е. от Бога, т.к. далее венцы свои они снимают и полагают перед Престолом Божиим Отк.4:10). Епископ и сослужащие ему изображают святых апостолов и их преемников.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

*«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр.4:5); «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа…» (Откр.1:4,5); «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела…» (Откр.3:1). Здесь непривычное для нас указание на троичность Бога. Разумеется, Иоанн, живший более чем за два столетия до I и II Вселенских соборов, конечно же, не мог еще пользоваться понятиями и терминологией IV века. Кроме того, язык Иоанна особенный, образный, не скованный строгой богословской терминологией. Поэтому и упоминание Бога Троицы у него так необычно сформулировано.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

Жертвенник. Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем престол, имеющий такие же одежды. Жертвенник предназначен для совершения подготовительной части Литургии — проскомидии. На нем приготовляются дары (вещество) для священнодействия Евхаристии, то есть здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. На жертвенник также помещаются Святые Дары в конце Литургии, после причащения мирян.

Что такое солея в храме. Смотреть фото Что такое солея в храме. Смотреть картинку Что такое солея в храме. Картинка про Что такое солея в храме. Фото Что такое солея в храме

В Древней Церкви христиане идя в храм приносили с собой хлеб, вино, елей, воск и т.д. — всё необходимое для совершения Богослужения (самые бедные приносили воду), из которых лучшие хлеб и вино отбирались для Евхаристии, а прочие дары использовалось в общей трапезе (агапе) и раздавались нуждающимся. Все эти пожертвования по-гречески назывались просфорами, т.е. приношениями. Все приношения ставились на особом столе, получившем впоследствии название жертвенника. Жертвенник в древнем храме находился в особом помещении вблизи от входа, потом в комнате слева от алтаря, а в Средние века его перенесли в левую часть алтарного пространства. Это стол был назван «жертвенник», потому что на него складывали пожертвования, а также совершали бескровную жертву. Жертвенник иногда называют предложением, т.е. столом, где полагаются Дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *