Что такое сольфеджио объяснение для детей
Что такое сольфеджио: полное объяснение для родителей
Содержание
Многие взрослые первый раз в своей жизни вынуждены столкнуться с термином сольфеджио, когда их дети начинают заниматься музыкой профессионально, при обучении в музыкальной школе. Если родители не могут похвастаться музыкальным образованием, а понимание предмета им необходимо для того, чтобы иметь представление о том, что будет изучать их ребенок. Для того чтобы как всякий любящий родитель, иметь возможность поучаствовать в процессе, которым заняты их дети, тогда эта статья поможет им в этом.
Что вообще представляет собой этот предмет – сольфеджио?
Само слово «сольфеджио» пришло из итальянского языка и буквально его можно перевести как «петь по нотам». Целью при освоении этого предмета ставится развить у музыканта или вокалиста такое качество как музыкальный слух. Само искусство музыки, связанное с созданием произведений или с их исполнением, непосредственно опирается на него.
Активное восприятие звуков имеет ключевое значение для любого исполнителя музыки, будь он певцом или музыкантом. Развивает этот навык уроки сольфеджио. Невозможно исполнять музыкальное произведения, не попадая в ноты.
Овладеть новыми навыками за максимально короткое время позволяет развитое активное восприятие музыкальных звуков. Известно это ещё со времен изобретения нотной грамоты, поэтому уроки сольфеджио обязательны при обучении по программе музыкальной школы или класса, не важно начинающий ли это музыкант или певец.
Разделы сольфеджио как дисциплины обучения
Сольфеджио, как отдельная область музыкальных знаний и навыков включает несколько разделов, каждый из которых необходим к изучению и освоению:
Пение, при котором необходимо произносить ноты – называется сольфеджирование.
Диктанты по музыке. Они чем-то напоминают написание диктанта в общеобразовательной школе, только при выполнении музыкального диктанта ученику приходится на слух воспринимать ноты или все произведение, которое исполняет педагог. При исполнении последовательности звуков обучаемый должен записать все в виде нот, отмечая длительность и высоту каждой, а также интервалы между звуками, называемые в нотной грамоте – музыкальные паузы.
Любой музыкант может считаться им только в случае если он на слух может определить лады, темп, структуру, особенности ритма и общий характер услышанного музыкального произведения. Этому обучает раздел слухового анализа.
Навыки, которые развивает занятие сольфеджио
Несмотря на кажущуюся, сугубо творческую и неустойчивую структуру музыкальных произведений в их основе лежит строгие, во многом математические принципы, которые переложены на своего рода письменность, в виде нотной грамоты.
Обучаясь музыке человек усваивает себе ещё один тип мышления – музыкальное мышление. Для обеспечения, которого в головном мозге выстраиваются специальные нейронные связи, которых нет у человека, не владеющего музыкальным образованием. Такой дополнительный «ресурс» позволяет человеку мыслить более разносторонне и быть эффективней и при повседневной деятельности. Не зря, в прежние времена, музыка входила в обязательную программу образования аристократической элиты.
В дальнейшем уроки сольфеджио позволяют выработать навык чисто исполнить голосом любую мелодию не репетируя.
Музыкальные диктанты развивают у музыкантов умение в мысленных образах представлять структуру произведения для подбора его на слух на инструменте и последующей правильной нотной записи мелодии, которая была услышана. К тому же развивается навык подобрать на слух аккомпанемент к любой мелодии.
Что в этой дисциплине вызывает неприятие на начальном этапе обучения
Безусловно высокий результат, который дают уроки «пения по нотам», не всегда находит отклик в сердцах юных учеников. На начальном этапе профессионального обучения музыке сольфеджио зачастую не вызывает энтузиазма у ребенка.
Основных причин этого три:
Для достижения по-настоящему заметных результатов требуется регулярное, достаточно длительное выполнение специальных упражнений. Ребенку просто не хватает терпения и настойчивости, от этого кажется, что сольфеджио просто нудное занятие.
В свою очередь такое отношение может сформироваться от простого непонимания, что такое есть – это сольфеджио. Какие ценные навыки оно может дать если проявить упорство в его освоении.
Одним словом, ученика нужно настраивать на то, что без сольфеджио невозможно усвоить массу понятий, без которых стать профессионалом в мире музыки просто нереально.
Можно ли научиться играть музыку без сольфеджио?
Научиться игре на инструменте, например, на той же гитаре в принципе, конечно, можно. Однако без занятий сольфеджио процесс понимания музыки будет поверхностным, более на уровне чувств. Активизация глубинных процессов, которые сформируют абстрактные мысленные формы и связи, позволяющие осознать музыку доступно лишь музыканту, усвоившему эту дисциплину.
Даже на примере той же гитары можно отметить, что формирование устойчивых мысленных образов в сознании связывающих закономерности звуковых сочетаний, которое позволит облегчить обучение игре смешивая их и предоставляя возможности повторять или даже самому сочинять композиции и новую музыку намного легче будет даваться при условии изучения сольфеджио.
Техника игры на гитаре молодых любителей музыки, которые пренебрегают изучением сольфеджио, довольно быстро переходит к банальным «трем аккордам». Исполнение становится достаточно примитивным и однобоким, а процесс освоения чего-то нового для подобных «любителей», так же, как и их переучивание крайне сложным, а зачастую и вовсе не возможен.
Психофизиологические аспекты, которые следует учитывать у детей при изучении ими сольфеджио
Имеют место случаи, когда имеющий музыкальные дарования ребенок, страдает нарушениями речевой деятельности, например, дисграфией или дислексией. В этом случае он столкнется с теми же проблемами и при изучении нотной грамоты.
Кроме того, у ученика должны быть развиты способности сосредотачиваться на выполнении определенных инструкций и умение подчинить свои желания и побуждения наставлению педагога принимая, и понимая поступающие от него задания.
Кроме этого важно учесть и двигательное развитие ребенка, так как оно имеет большое психологическое значение. Мышцы руки должны быть достаточно крепки, мелкая моторика хорошо развита. Ребенок должен хорошо и правильно удерживать карандаш и авторучку и не уставать быстро при письме. К началу обучения у него должно быть сформирована внимательность при рассмотрении картины или предмета. Он должен уметь выделять отдельные детали в увиденном. Важна также зрительно – двигательная координация, связанная с согласованностью действий руки и глаз, при которой пальцы чувственно воспринимают сигналы, поступающие от глаз.
Все перечисленные аспекты физиологии и психической организации влияют на усвоение такой музыкальной дисциплины как сольфеджио ребенком, который связал свою жизнь с профессиональным занятием музыкой.
Что следует считать главным в этих знаниях
Самым главным моментом из всего изложенного станет тот факт, что новые нейронные связи сформированные в процессе обучения создадут возможность для ребенка обладать ещё одним способом строить модели реальности. Это значительно повысит эффективность его мышления. Даже если сами знания не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, навыки безусловно будут адаптированы мозгом для решения других задач стоящих перед человеком.
Для самого же успешного усвоения материала, главное – терпение, настойчивость, не «спускать на тормозах» то, что не было понято и устойчивая связь с педагогом!
Что такое сольфеджио?
Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.
Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.
Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.
Сольфеджио в музыкальной школе
Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе – на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров – отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.
С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.
Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.
При этом параллельно начинается собственно сольфеджирование – практическая часть – пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. Не стану сейчас писать тут о том, для чего всё это нужно – читайте отдельную статью «Зачем изучать сольфеджио». Просто скажу, что по прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги – ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты не достаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.
Что нужно для уроков сольфеджио?
Мы разобрались в том, что такое сольфеджио – это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина. Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).
Если вы искали ответ на вопрос, что такое сольфеджио, то вполне закономерно, что у вас может возникнуть вопрос: а какие ещё предметы изучаются при обучении музыке? По этому поводу читайте статью «Что дети изучают в музыкальных школах».
Обратите внимание!
Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио, которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.
В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).
Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)
Как объяснить ребенку длительности нот?
Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.
Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:
Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
До начала занятий
Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.
Музыкальные часы
Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.
В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.
В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.
Популярный метод «Яблоко»
Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).
Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.
Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:
Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).
Дополнительные рекомендации
Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.
Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).
Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?
Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.
Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.
При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.
ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ
Разноцветные веревочки или фантики
Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.
Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).
Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:
Нотки – это воздушные шарики!
Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.
После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.
Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ
В сказочном королевстве!
Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.
Например, действующие лица могут быть такие:
Распознаем доли и длительности
Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.
Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.
Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.
Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:
Шаги и длительности нот
Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.
Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».
Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:
Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).
При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).
Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?
Что такое сольфеджио и зачем его преподают в студиях детского вокала?
Многие родители думают над вопросом: «куда отдать ребенка на пение?» выбирает эстрадное направление, — джаз, — академический стиль. вообще решает отдать ребенка учиться игре на музыкальном инструменте. Но для того, чтобы достичь успеха в любом из этих направлений, необходимо изучить ноты и уметь ориентироваться в теории музыки. А значит, без сольфеджио никак не обойтись.
Что такое сольфеджио?
«Пение по нотам» — так переводится слово «solfeggio» с итальянского языка. Это дисциплина нужна для развития у детей слуха и памяти. Она включает в себя музыкальные диктанты, изучение нотной грамоты, слуховой анализ. Изучение этой науки помогает детям лучше понимать и чувствовать музыку, особенно это актуально при обучении эстрадному вокалу для детей.
В чем польза сольфеджио?
Зная ноты и легко воспроизводя по ним любую мелодию, ребенок может сам сочинять музыку. Его вокал будет звучать более гармонично и целостно.
Кому нужно обучаться сольфеджио?
К сожалению, многие не понимают и недооценивают важность сольфеджио в развитии певческого таланта у детей. Многих оно даже пугает своей сложностью. Эта дисциплина действительно требует усидчивости и терпения — результаты от неё бывают не сразу, а после долгой отработки упражнений. Однако польза пения для детей по нотам стоит затраченных усилий.
Обучаться этой дисциплине стоит каждому, кто решил связать свою жизнь с музыкой и хочет достичь профессиональных высот в пении. Также сольфеджио полезно тем, кто просто любит музыку и пение, но при этом не планирует заниматься ими профессионально. Обучение поможет более глубоко изучить музыкальную науку. В этом случае уроки вокала для детей 10 лет и старше принесут больше результатов.
Что такое ОКФ?
Общий курс фортепиано — так расшифровывается эта аббревиатура. Обучение игре на пианино полезно для детского развития. В будущем юный певец сможет сам аккомпанировать себе во время пения, но главная польза фортепиано для детей заключается в следующем:
Мы приглашаем ваших детей в Детский Продюсерский центр «Имена Продакшн» в студию детского вокала в группы: 3–5, 5–7, 7–9, 9–12, 12–18 лет. В ходе обучения ребенок раскрепощается психически и физически и приобретает такие важные качества как артистизм, уверенность в себе, целеустремленность, и развивает свой талант вокалиста.