Что такое солнечная система 4 класс краткое объяснение
О планетах Солнечной системы для детей 4 класса
Планеты солнечной системы. Описание для детей начальной школы
Солнечная система
Солнце
Солнце светит в небе уже 6 млрд лет. И за это время оно не израсходовало и половины своих запасов. Неровная поверхность Солнца находится в постоянном движении, вся она бурлит. Своим видом она напоминает кипящую рисовую кашу. При этом Солнце пульсирует, как сердце.
Множество интересных процессов наблюдают на Солнце учёные, устанавливая на своих телескопах специальные солнечные фильтры. Смотреть на него даже в обычный бинокль крайне опасно. Можно сильно испортить зрение. Вспомните, что даже с помощью обычной лупы солнечным лучом можно разжечь огонь, а ведь стёкла бинокля соберут гораздо больше света.
Планеты
«Планета» в переводе с греческого языка означает «блуждающая звезда». Древние астрономы заметили, что не все небесные тела занимают на небосклоне определённое положение. Некоторые небесные тела движутся по звёздному небу, блуждают среди звёзд. Происходит это потому, что планеты вращаются вокруг Солнца.
В отличие от звёзд, которые мерцают, планеты светят ровно. Они не излучают света, а, наоборот, согреваются светом звёзд. Поэтому отличить планету от звезды на небе очень просто. Это научились делать ещё в глубокой древности. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн были открыты много веков назад, ведь они прекрасно видны с Земли невооружённым глазом. Человечеству пришлось много веков ждать изобретения телескопа, после чего в 1781 г. была открыта новая планета. Продолжая традиции астрономов прошлого, её назвали Уран, в честь древнегреческого бога неба.
Через 100 лет открыли ещё одну планету, названную Нептун. Впервые в истории астрономии учёные смогли обнаружить новое небесное тело благодаря математическим вычислениям, а не наблюдениям за звёздным небом.
Какое-то время в состав планет Солнечной системы включали и Плутон. Он был обнаружен в 1930 г. Однако планетой Плутон оставался недолго. Недавно учёные лишили его этого звания и перевели в астероиды, которые отличаются от планет небольшими размерами.
Меркурий
В наши дни радиотелескопы и космические аппараты позволяют получать изображения далёких небесных тел, но из всех планет земной группы Меркурий изучен меньше всего.
Венера
Вся Венера окутана плотным слоем облаков, высота этого «одеяла» может достигать 100 км. Облака эти, как полагают, ядовиты, они состоят из капелек серной кислоты. Они всегда движутся с востока на запад, куда их несёт постоянный сильный ветер. Из-за этого плотного слоя облаков на Венере никогда не бывает светлее, чем в наш земной пасмурный дождливый день. При этом небо над этой планетой жёлто-зелёное, а не синее, как на Земле.
По своим размерам Венера очень схожа с Землёй. Но в отличие от нашей планеты Венера почти идеально круглая, а не сплющена с полюсов.
Земля
Земля сформировалась из плотного облака космической пыли. Сначала это было холодное и безжизненное небесное тело. Но под воздействием солнечных лучей, солнечного притяжения, столкновения с другими небесными объектами Земля начала нагреваться. И нагрелась настолько, что расплавилась. Некоторые её элементы опустились в глубину, а другие остались на поверхности. После чего Земля снова стала постепенно остывать.
Планета Земля изучена лучше всех остальных планет, и в этом нет ничего удивительного, ведь мы на ней живём.
Иногда на Марсе случаются пыльные бури, которые могут длиться месяцами. Это значит, что на планете есть огромные песчаные пустыни, именно поэтому он имеет светло- оранжевый цвет. Издревле эту планету называли красной. Древние астрономы поэтому и нарекли её в честь своего свирепого бога войны, которого всегда изображали в красных одеждах.
В телескоп на поверхности Марса можно разглядеть тёмные пятна. Учёные договорились называть их морями. Воды на Марсе очень мало, и в основном она замёрзшая. На полюсах Марса лежат белые ледяные шапки. Их толщина доходит до 2,5 км. На Марсе очень холодно. Температура никогда не поднимается выше О °С. Ночью мороз достигает минус 100 °С. Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, и получает намного меньше тепла. Небо на Марсе оранжевого цвета.
Юпитер
Пятая планета от Солнца Юпитер самая большая в Солнечной системе. Внутри Юпитера могли бы поместиться все остальные планеты. Настоящая планета-гигант. Назвали её древние астрономы в честь самого главного древнеримского бога-громовержца. Как и положено верховному божеству, Юпитер окружён свитой. Астрономы насчитали у него 63 спутника. Четыре его луны были открыты ещё Галилеем.
Поверхность Юпитера с Земли не видна даже в самый мощный телескоп. Он всегда окутан плотным слоем облаков. Поскольку все планеты-гиганты находятся очень далеко от Солнца, их температура чрезвычайно низка. У Юпитера она составляет минус 145 °С. Но это над облаками. А если опуститься поближе к поверхности, там окажется вполне комфортная для нас комнатная температура. Дело в том, что из недр этой планеты идёт мощный поток тепла.
В 1664 г. астрономы впервые наблюдали на Юпитере странный красный объект. Это знаменитое Большое Красное Пятно, которое представляет собой ураганный вихрь, такой же, какие бывают на Земле, но сила и размеры его колоссальны. Это самый большой атмосферный вихрь в Солнечной системе. Внутри этого Большого Красного Пятна с лёгкостью уместились бы три планеты Земля. Из-за такого размаха вихрь может бушевать на Юпитере по несколько веков подряд. Учёные наблюдают его в телескопы уже более 300 лет.
Твёрдой поверхности на Юпитере нет, планета покрыта огромным океаном жидкого вещества, которое похоже на кисель. Юпитер состоит в основном из водорода и гелия, так же как и Солнце. Когда-то Юпитеру не хватило совсем немного массы, чтобы стать звездой, подобной нашему светилу.
Сатурн
Сатурн очень быстро вращается вокруг своей оси, на один оборот уходит всего 10 земных часов. Высокая скорость вращения привела к тому, что Сатурн сильно сплющился с полюсов, своей формой (да и цветом) он напоминает тыкву. Вокруг Солнца он обращается почти за 30 лет.
На Сатурне холодно, температура опускается до минус 180 °С, ведь эта планета находится очень далеко от Солнца. Там постоянно сверкает множество молний, бушуют мощнейшие штормы, которые можно наблюдать даже с Земли.
Сатурн, наверное, самое эффектное небесное тело Солнечной системы. Он окружён кольцами. Первым их рассмотрел в свой телескоп Галилео Галилей. Но его оптика была ещё слишком слабой, и великий учёный решил, что видит спутники планеты. Впрочем, рассмотреть кольца Сатурна не всегда возможно даже с помощью самых мощных радиотелескопов. Каждые 15 лет кольца Сатурна поворачиваются к Земле ребром. И о их существовании напоминает лишь тоненькая тень на поверхности планеты.
В телескоп можно рассмотреть три кольца. Но на самом деле их намного больше. Эти тонкие кольца сплетаются как в косички, образуя те самые три кольца. Они состоят из миллиардов крошечных частиц, каждая из которых вращается вокруг Сатурна как миниатюрная луна. Скорее всего, «микролуны» состоят изо льда или камней, покрытых льдом. Многие звёзды мы видим через эти кольца. Звёздный блеск при этом ничуть не уменьшается.
Астрономы доказали, что на поверхности Титана есть вода. Атмосферные условия на этом спутнике Сатурна схожи с теми, что были на Земле 4 млрд лет назад, когда на нашей планете зарождалась жизнь. Но на Титане очень темно. Он всегда покрыт густой дымкой и плотным слоем облаков. С его поверхности не видны ни Солнце, ни звёзды. В полдень там так же светло, как в лунную ночь на Земле.
Несмотря на скромные размеры, некоторые из спутников играют очень важную роль. Например, очень маленький спутник Атлас не позволяет частицам одного из колец Сатурна покидать свои пределы. Ещё за двумя кольцами «следят» Прометей и Пандора. Такие спутники астрономы называют «пастухами». Открыты они были только в 1980 г.
Почти все из известных спутников Сатурна были обнаружены уже в наше время.
По своим размерам Уран занимает почётное третье место среди планет Солнечной системы, но из-за невероятной удалённости от Земли его нам очень плохо видно. Чтобы рассмотреть его даже в телескоп, нужно точно знать, где он находится в данный момент. Свой небесный путь Уран совершает на самом краю Солнечной системы.
На Уране Солнце встаёт на западе и заходит на востоке. Из-за своей удалённости от светила Уран получает почти в 400 раз меньше солнечного света, чем наша планета. Там всегда царят сумерки и страшный холод. Уран окутан густой газовой дымкой, отчего невозможно рассмотреть его поверхность. Только с помощью космических летательных аппаратов учёные смогли установить, что она состоит изо льда и скал.
Нептун
От светила эту планету отделяет настолько большое расстояние, что Солнце с Нептуна кажется лишь яркой звездой, а не жёлтым диском, каким его видим мы. И Солнце освещает Нептун почти в 1000 раз слабее, чем нашу планету. Нептун вечно погружён в сумерки. Средняя температура на этой планете минус 220 °С. Учитывая расстояние до Солнца, это не так уж и холодно. Учёные полагают, что Нептун источает тепло из своих недр. Однако пока они не могут ответить на вопрос, почему Нептун излучает больше тепла, чем получает. Вокруг Нептуна замечены и кольца, но о них учёным тоже мало что известно. Нептун прячется на своей самой отдалённой от нас орбите и не торопится раскрыть свои тайны.
Плутон
Начиная с середины XIX в. учёные высказывали предположение о существовании в Солнечной системе неоткрытой планеты. Они изучили небесный путь Урана и с помощью законов Ньютона рассчитали примерное положение неизвестной планеты на небе. Наконец в 1930 г. астрономам удалось разглядеть новый небесный объект в телескоп. По своим размерам он оказался меньше, чем Луна.
Удалённость Плутона от Земли затрудняет его изучение. Он расположен от нас в 40 раз дальше, чем Солнце. Рядом с Плутоном пока не было ни одной космической станции.
Доклад-сообщение «Солнечная система»
окружающий мир, астрономия
Человечество всегда горело желанием изучать окружающий себя мир. Люди с самых древних времен смотрели в небо и хотели узнать, что же там. Но время идет, человечество развивается и начинает отвечать на свои давние вопросы благодаря новым технологиям. Сегодня нам известно, что мы живем на планете Земля, которая крутится вокруг Солнца вместе с другими планетами, входящие в Солнечную систему. Ученые ее глубоко изучают и строят планы по ее освоению.
Солнечная система состоит из планет, их спутников, комет, астероидов, метеоритов и единственной звезды – Солнца. Оно излучает тепло, энергию и свет. Солнце появилось примерно 4,5 миллиарда лет назад, после взрыва сверхновой звезды. Температура ее поверхности равна 1 500 000° C.
Планеты Солнечной системы можно разделить на 2 вида: земные такие как, Земля, Меркурий, Марс, Венера, и на планеты гиганты – Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран. У планет первой группы есть каменистая почва и они располагаются близко к Солнцу. Со второй группой все наоборот, они состоят из газов и находятся значительно дальше от Солнца. Еще они отличны своими кольцами, которые состоят в основном из льда, и большим количеством спутников, которые притягиваются к ним из-за больших размеров. Плутон не входит ни в какую из этих групп. Он находится слишком далеко от звезды и считается карликовой планетой.
Меркурий
Венера
– вторая планета Солнечной системы и самая близкая к нашей планете. Хоть Венера и находится не так близко к Солнцу, температура здесь может достигать +500° C, это связанно с парниковым эффектом и большим количеством углекислого газа. Из-за этого атмосфера почти отсутствует и ничего не сдерживает от солнечного тепла.
Земля
– третья планета от Солнца и единственная где есть жизнь. На ней есть атмосфера, которая состоит из водорода и углерода. Благодаря озоновому слою на Землю не попадает много солнечной радиации, что способствует развитию жизни. 70 % территории Земли заполнена водой, а вся остальная часть занята континентами. Наличие кислорода и благоприятные погодные условия на планете повлияли на то, что живые существа развиваются на суше, в воде, в воздухе и даже под землей.
Луна является единственным спутником Земли. У нее нет атмосферы, а на ее поверхности много кратеров от многочисленных падений метеоритов.
Юпитер
– крупнейшая планета Солнечной системы, его диаметр достигает 143 000 км. Как и все планеты гиганты, Юпитер состоит из газов, которые находятся в постоянном движении. Оборот вокруг своей оси он проходит очень быстро – примерно за 10 земных часов. Юпитер имеет примерно 79 спутников, самыми большими являются Ио, Ганимед и Европа.
Сатурн
– вторая по крупности и, наверное, самая красивая и уникальная планета Солнечной системы. Его масса равна 95 массам нашей планеты, а полный оборот вокруг Солнца Сатурн проходит примерно за 30 земных лет. Планете дали название в честь древнеримского бога земледелия. Сатурн имеет 82 спутника, самыми большими являются Титан и Энцелад.
– это очень загадочная планета, была названа в честь древнегреческого бога неба. На нем очень красиво сочетаются синие и зеленые цвета. Из-за того, что ось Урана значительно наклонена, из-за чего с Земли невозможно полностью увидеть его полюса. Среди всех планет гигантов в Солнечной системе, Уран имеет наименьшую массу, хоть и по радиусу превышает Нептун. Насчитывается около 27 спутников, самыми известными считаются Титания и Оберон.
Нептун
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Что входит в Солнечную систему?»
Оборудование: плакат с изображением Солнечной системы, иллюстрации с изображениями планет Солнечной системы: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна(презентация к планете), Урана, Нептуна и Плутона; портреты Галилео Галилея, Николая Коперника, фотографии астероидов, комет, других небесных тел, модели Солнечной системы, выполненные руками детей.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку своих рисунков по теме: “Картины мироздания”.
Какой в древности представляли люди нашу Землю? (Изображение Земли на 3 китах, на 3 слонах и т.д.)
ІІІ. Повторение изученного материала
Ребус
–А что изучает наука астрономия? (Наука о небесных телах.)
– Это слово будет ключевым при решении кроссворда.
IV. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют Солнечной системой, что в нее входит.
V. Изучение нового материала
– Ребята, отгадайте загадку:
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет
Хороводы водят. (Планеты и Солнце.)
– Вы уже знаете, что Земля на которой мы живем, – это огромное шарообразное тело диаметром около 12750 км. Солнце также шарообразное тело, только очень горячее, раскаленное.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звезды, это огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330000 раз больше массы Земли!
Долгое время люди думали, что вокруг Земли движется маленькое Солнце, которое освещает и обогревает только одну Землю. Более 2000 лет назад польский ученый-астроном Николай Коперник (портрет на доске) утверждал, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля и еще 5 планет двигаются вокруг Солнца по круговым орбитам. А итальянский ученый Галилео Галилей (портрет на доске) утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца.
– Сегодня известно, что кроме Земли, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Но все они гораздо меньше Солнца и не излучают света.
Эти тела называют планетами. Земля также планета.
Планеты можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем. Планеты светят отраженным солнечным светом.
Планеты движутся на разных расстояниях от Солнца( плакат на доске).Посмотрите по плакату, как называются эти планеты. Каждая из планет, так же как и Земля, вращается вокруг своей оси.
– Чтобы запомнить названия планет, прочитайте стихотворение.
Учитель заранее готовит листы со стихотворением.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон –
Последней планетой является он.
– Подчеркните названия планет Солнечной системы.
– Давайте поближе познакомимся с другими планетами.
Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображениями планет, схему “Сравнительная величина Солнца и планет”.
1-й ученик – рассказ о Меркурии;
2-й ученик – рассказ о Венере;
3-й ученик – рассказ о Марсе;
Учитель: Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы, их еще называют каменными. Познакомимся с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми.
4-й ученик – рассказ о Юпитере;
5-й ученик – рассказ об Уране;
6-й ученик – рассказ о Нептуне;
7-й ученик – рассказ о Плутоне (уточнить, что в настоящее время Плутон не является планетой).
Презентация (планета Сатурн). Приложение 1
– Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)
Физкультминутка
– Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Пусть звезды опять нам назначат свидание,
(Выполняют ходьбу на месте.)
Мы слышим разряды космических вьюг.
(Выполняют круговые движения прямыми руками.)
Все ближе и ближе к нам небо бескрайнее,
(Выполняют круговые движения туловищем.)
И с нами испытанный друг!
(Выполняют прыжки.)
– Мы немного отдохнули и поэтому можем продолжить работу. Ребята, мы говорили, что Земля-это единственная планета, на которой существует жизнь.
– Как вы думаете, почему на других планетах не живут существа? (Там холодно или жарко, нет кислорода.)
– Кроме 9 огромных планет вокруг Солнца движется огромное множество небесных тел, не излучающих собственного света. Это планеты-крошки.
Иногда в небе появляются кометы. Это небесное тело назвали так потому, что оно имеет длинный красивый хвост. Хвост кометы – это поток газов и пылинок. Обломки комет, астероидов, упавшие на Землю, называют метеоритами.
Искорки, пролетающие по ночному небу яркими стрелками, – это песчинки и камешки величиной с булавочную головку. Они прилетают из космоса с огромной скоростью. От удара и трения о воздух они раскаляются и светят. Астрономы называют это явление метеорами.
Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, – планеты, астероиды, кометы, метеорные тела – образуют Солнечную систему.
– Далекие звезды, которые мы видим на ночном небе, входят в Солнечную систему? (Нет.)
– Прослушайте стихотворение. О чем в нем говорится?
А под Луной,
с Луной
И звездной тишиной,
Летит бескрайний
шар земной.
Летит Земля
с восхода до восхода,
Из года в год,
со скоростью мгновенной-
Великая! –
В ногах у пешехода,
И капельная точка –
Во Вселенной.
(И. Исаев)
– О каком небесном теле рассказывает стихотворение? (Ответы учащихся.)
– Луна – это естественный спутник Земли. Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру.
Как вы думаете, почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны.
Вы сможете ответить на этот вопрос, если выполните задание.
Задание. Расстояние от Земли до Солнца –150000000 км, а от Земли до Луны – 384000 км. Высчитайте, во сколько раз Луна ближе к Земле, чем Солнце.
Ответ: в 391 раз Луна ближе, а Солнце дальше. Поэтому Солнце и Луна кажутся нам одинакового размера.
Луна не излучает собственного света и кажется нам светящейся потому, что на нее падают солнечные лучи и отражаются от ее поверхности.
VII. Закрепление полученных знаний
Используя заготовки (вырезанные из бумаги изображения планет, Солнца, спутников, комет, астероидов), смоделируйте на доске Солнечную систему.
Какое место занимает Земля в ряде других планет.
Почему мы видим холодные космические тела-планеты и их спутники?(Планеты светят отраженным светом).
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок фильма ВВС о том, как люди исследовали другие планеты.
VIII. Подведение итогов
– Что входит в Солнечную систему? (Ответы детей.)
Загадочна, в белой вуали
Летит она в дальние дали.
И, может быть, даже красива,
Но в дымке едва различима. (Венера.)
Тепла, красива, зелена-
Для многих отчий дом она.
И много миллионов лет
От нас она хранит секрет. (Земля.)
Планета эта горяча,
К Солнцу ближе всех она. (Меркурий.)
Одному, конечно, скучно
Друга срочно вызвать нужно!
И не двух, не трех – за раз,
Тридцать – будет в самый раз!
Пусть кружат, летят вокруг,
Создавая плотный круг. (Сатурн.)
Это крошка меньше всех
И обижена слегка –
По орбите долог путь
И от Солнца далека. (Плутон.)
– Ребята, о каких планетах не было загадок? (Ответы учащихся.)
– Вы все молодцы, хорошо поработали!
IX. Домашнее задание
Рабочая тетрадь №1 (задание №35, 36),
учебник, стр. 62-64, придумать рассказ о путешествии на любую планету (по желанию).
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Солнечная система: Земля и другие…»
Оборудование: фотографии планет Солнечной системы; таблицы: расстояния планет от Солнца, диаметров планет, количества спутников, температур на поверхности планет; таблички-заголовки: Планеты-гиганты, Космические крошки, Планеты Земной группы; таблички-названия групп: Эксперты, Космонавты, Исследователи, Наблюдатели; конверты с заданиями каждой группе, компьютер, магнитофон.
I. Оргмомент
II. Введение в тему
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
III. Сообщение темы урока
Учитель. Тема урока: Солнечная система: Земля и другие… А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие группами. У каждой команды свое задание. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас. К любому путешествию надо готовиться. С собой мы лишних предметов не берем. Нам необходимы: карандаш, умения сплоченно работать, быть внимательными и конечно же знания. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.
– К путешествию готовы! Наступило время познакомить вас с заданиями
V. Задания группам
Учитель. Командиры получите задания и приступайте к работе. Желаю вам успехов!
1 группа. Космонавты
Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.
(У детей: фотографии с названиями планет, план ответа, таблица расстояний планет от Солнца)
План ответа:
1. Сколько планет движутся, как и Земля вокруг Солнца? ___________________________
2. В каком порядке?___________________________________________________________
Название планеты | |||
Юпитер | Диаметр планеты в км | Расстояние от Солнца в млн. км. | |
1. | Меркурий | 4 880 | 58 |
2. | Венера | 12 100 | 108 |
3. | Сатурн | 116 000 | 1 426 |
4. | Марс | 6 800 | 227 |
5. | Юпитер | 140 000 | 777 |
6. | Земля | 12 742 | 150 |
7. | Уран | 50 800 | 2 869 |
8. | Нептун | 48 600 | 4 496 |
1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________
Название планеты
1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?
Название планеты
Температура
на планете
Кол-во спутников
1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)
Дети оформляют свои ответы у доски.
VI. Физкультурная пауза
Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
VII. Отчеты групп
VIII. Вывод
Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в Солнечную систему.
Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.
Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!
IX. Релаксация
Отдых под музыку Л. Бетховина «Лунная соната» (картинки «Земных просторов).
XII. Закрепление. Игры
Учитель. Давайте поиграем.
2. Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
Стихи:
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
XI. Рефлексия
Учитель. Отгадайте загадку:
Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)
– Какой спутник у Земли? (Луна)
– Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают карточку Луны)
Учитель. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
XII. Задание на дом
– Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса. Урок окончен. Спасибо!