Что такое солярные знаки дпи
Солярные символы славян и ариев
Славяне использовали солярные символы во многих областях своей культуры и быта: это и посуда (как дерево, так и керамика), и одежда (вышитые узоры), и архитектура (резные изображения), и предметы домашнего обихода (прялки, полотенца). Считалось, что они приносят удачу и счастье, а также оберегают человека и его дом.
Определение
Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло. Также эти символы олицетворяли всю Вселенную, галактику. Они обозначали и вечные процессы, животворящие, природные. И не напрасно, солярные символы славян часто использовались в качестве оберегов.
Терминология
Существует их великое множество. Древние славяне называли их яргическими (все-таки слово «солярный» пришло из латинского языка). Также можно услышать и другое название – свастика, свастичные знаки. Так древние славяне тоже не говорили. Корень слова «свастика» обозначает «связанный с благом», если переводить с индоевропейского.
Солярные символы славян и ариев можно было встретить абсолютно везде, на любой территории.
Изображение
Чаще всего славянские солярные символы напоминают по форме либо круг, либо крест (вращающийся – свастика). Крест символизирует четыре стороны света, а круг – солнечный диск.
Основные солярные символы солнца схожи между собой, но имеют разные названия. Например, Коловрат – свастика, движущаяся по часовой стрелке. Символизирует бога Ярило. Его цвет играет большую роль: красный – возрождение, синий – обновление, черный – изменения. А вот Инглия – свастика, движущаяся против часовой стрелки.
Свастика и другие солярные знаки могут иметь разное число лучей: два, три, четыре, пять, шесть, восемь и больше. В этом также заложен свой, глубокий смысл. Может быть, предки оставили нам их, чтобы мы разгадали какую-то загадку?
Предназначение и смысл
Солярные символы также служили для древних славян средством передачи информации. Например, между матерью и ребенком, предками и потомками.
Почему для славян такое большое значение имели именно «солнечные» знаки? Просто боги Солнца являлись самыми важными в мире Прави (Высшем мире). Ведь солнце – это источник жизни на земле, источник света и тепла.
Презентация к уроку » Солярные знаки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве»
это древние Славянские символы. Они содержатся на старых Славянских вышивках, орнаментах, предметах быта, архитектурных памятниках как на территории России так и по всему миру. Означают они суть мироздания.
Символика древних славян Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней.
Символы земли В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Символы воды В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.
Древняя богиня Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.
Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.
Образ коня Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Птица В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.
Древо жизни В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Алгоритм работы: Расположить картинку с изображением на листе бумаги. Дорисовать символы солнца, земли и воды внизу под картинкой. Оформить низ полотенца бумажным кружевом. Работу разместить на выставочной доске.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-231722
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Символика узоров народного орнамента. Солярные знаки.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ ИЗ открытый урок.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
.
Какая религия предшествовала на Руси христианству?
Описание слайда:
Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году.
Описание слайда:
Описание слайда:
Тема урока:
Символика узоров народного орнамента. Солярные знаки.
Цель: научиться понимать и объяснять символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративно-прикладном искусстве
Описание слайда:
Солярные знаки
— символы, несущие прежде всего обереговое значение.
Описание слайда:
Описание слайда:
Символика древних славян
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Описание слайда:
Образ солнца занимает одно из главных мест в символах славян.
Описание слайда:
Символы земли
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Описание слайда:
Символы воды
В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.
Описание слайда:
Древняя богиня
Женская фигура (Макошь) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.
Описание слайда:
Образ коня
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Описание слайда:
Птица
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.
Описание слайда:
Древо жизни
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Практическая работа
В паре нарисовать утиральник, несущий обережное значение.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание
Приготовить сообщение на тему:
Что можно было бы узнать по орнаменту одежды у человека?/подтвердить иллюстрацией или фотографией/.
Выбранный для просмотра документ Приложение к уроку.docx
Приложение к уроку
1. Прочитай, приготовься прочитать выразительно.
-Как предки наши жили?
— И, в сверхъестественное веря,
Молясь на солнце, небо, ветер!
Ведь от ветров и от дождя
Прося защиты у природы…
Изображали – всё, что видят.
-Приспособлялись, как могли…
— Жилище строить не умея,
Ища защиты от стихий,
Ещё не ведая – огня,
В лихие дни и непогоду.
Лишь заострённые каменья,
Спасли от голода тебя!
— Ещё на скалах высекали…
Ведь хищник крупным был тогда.
Всё, то, что рядом окружало,
Сейчас, наверно каждый слышал…
И смысл жизни обретало!
Что вместе…горе – не беда!
-Таинственных явлений полон…
— Рисунок первый появился,
Загадочный природы мир,
И стилизация возникла…
Отображался на посуде,
И в душу каждого проникло
От духов злых и чар хранил!
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.doc
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Учитель; Рыкованова Галина Витальевна
МАОУ СОШ №22 г. Тюмени
Тема урока: Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Символика узоров народного орнамента. Солярные знаки.
Цель: формирование представлений учащихся о мудром мироустроении, укладе жизни наших предков.
Тип урока: открытие новых знаний
-образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся об идее целостности мира, выраженной через символическую трехчастность;
-воспитательные: способствовать формированию у детей способности эмоционально-ценностного отношения к предметам материальной культуры своего народа, уважительного отношения к народному творчеству, к прошлому своих предков.
Предметные: обучающиеся научатся понимать и объяснять символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративно-прикладном искусстве; определять и характеризовать отдельные элементы/символы/ русского декаративно-прикладного искусства; создавать эскизы декоративного украшения утиральника/полотенца/.
Личностные: формирование умения самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения цели; принимать необходимые решения, умение осознанно действовать и осуществлять контроль соей деятельности, умение на основе сравнительного анализа делать обобщения, умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Основные понятия: солярные знаки, декоративно-прикладное искусство
Межпредметные связи: история, окружающий мир, литература.
Методы и формы урока:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: Б. А. Рыбаков « Язычество Древней Руси» М.,1988, В. Паршуткин «Архаичная символика ведийских славян» М. 2012, проектор, презентация: «Символика узоров народного орнамента. Солярные знаки», карточки с заданиями.
Проект технологической карты урока изобразительного искусства: «Солярные знаки»(декоративное изображение и их условно- символический характер) 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект технологической карты урока изобразительного искусства: «Солярные знаки»(декоративное изображение и их условно- символический характер) 5 класс Выполнила Ботвиновская Юлия Владимировна Учитель ИЗО и технологии МОАУ «СОШ № 76» г.Оренбурга
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (целевое назначение: первичное усвоение новых предметных результатов) Цель урока: Формирование представления о славянской орнаментальной символике
Задачи урока: Воспитательные: • формировать положительную мотивацию к учению и предмету «Изобразительное искусство», показать их социальную значимость; • формировать эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; • формировать уважительное отношение к культуре народного искусства и понимание роли культуры и искусства в жизни человека; • воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение добросовестно выполнять учебное задание • формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников
Развивающие: • формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • формировать умение оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок; • формировать умение анализировать, классифицировать, обобщать, извлекать необходимую информацию из различных источников; • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, решать учебные проблемные ситуации и задачи; • формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на уроке, разрешать конфликты; • развивать мелкую моторику рук, память, фантазию, творческое мышление. • формировать навыки работы с таблицами, шаблонами.
Коррекционно-развивающие: • развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий-понимаю или не понимаю, могу или не могу); • обогащать чувственный познавательный опыт; • развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие; • формировать умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
Обучающие: • раскрыть сущность и значение прикладного народного искусства в жизни человека; • познакомить с ключевыми понятиями ДПИ, стилизация, солярные знаки, орнамент; • формировать представление о славянской орнаментальной символике; • закрепить умение и навыки работы с графическими и живописными материалами.
Панируемые результаты: Положительная мотивация к учению и предмету «Изобразительное искусство»; эстетическая потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; уважительное отношение к культуре народного искусства и понимание роли культуры и искусства в жизни человека; дисциплинированность, аккуратность, умение добросовестно выполнять учебное задание умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников Личностные
Метапредметные Регулятивные УУД: Умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Умение оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок Познавательные УУД: Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; создание, применение и преобразование знаков и символов Находить варианты решения различных художественно-творческих задач Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные Знают значение прикладного народного искусства в жизни человека. Владеют ключевыми понятиями ДПИ, стилизация, солярные знаки, орнамент. Имеют представление о славянской орнаментальной символике. Умеют работать с графическими и живописными материалами.
Методы и технологии обучения: Словесные методы (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение; объяснение; вступительная беседа, беседа – сообщения новых знаний, закрепляющая беседа, контрольно-коррекционная беседа; работа с учебником и книгой (конспектирование Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация) Практические методы и упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые) Технология разноуровневого обучения ИКТ
Образовательные ресурсы (оборудование) Учебник Б.Н.Неменский «Изобразительное искусство 5 класс»; Презентация «Солярные знаки»,компьютер, проектор, экран, рабочие тетради учащихся «Изобразительное искусство» 5 класс, раздаточный материал – шаблоны круга, ромба. Иллюстрации, детские работы. Основные понятия: декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор, солярный знак, стилизация. Межпредметные связи: история, краеведение, география, литература, искусство, МХК
Ход урока I. Вводная часть урока. Мотивация к деятельности (осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» Этап формулировки темы Целеполагание («что я должен сделать. ») Актуализация ранее приобретенных знаний II. Основная часть урока Учебно-познавательная деятельность (освоение способов деятельности) Интеллектуально-преобразовательная деятельность (применение способов деятельности) Заключительная часть урока Контроль и оценка результатов деятельности («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») Домашнее задание.
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство, 5 класс.
Урок 1. Древние образы в народном искусстве
Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа
Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки
Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.
узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни
научимся понимать язык образных знаков
сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.
Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.
Цвет имеет символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.
Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?
Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.
Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.
Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.
Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.
Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.
Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.
Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.
Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы
Что означает слово декор в переводе с латинского языка?