Что такое солярные знаки в искусстве

Солярные символы славян

Это тема, которая будет всегда иметь много вопросов. Солярные символы имели широкое применение. Рисунки можно встретить на посуде, символы вышивали на рушниках, а мастера использовали их в архитектуре. Если вспомнить Трипольскую культуру, то уже в ней можно найти отражение солярных рисунков. Их можно было встретить в любой сфере жизни. Не стоит полагать, что они наносились без определенной цели. Каждый узор имел свое предназначение и мог выступать оберегом. С помощью древних солярных символов люди защищали свои дома. Появление завистников неблагоприятно влияло на судьбу. Человек, подверженный сглазу или порче, мог долг болеть, и потом вовсе умереть. Здесь на помощь приходили символы. Солярная символика занимала важную роль в жизни каждого народа. В буддизме солярный символ-Свастика представлял круговорот Вселенной. В Индии можно найти солярные символы солнца на стенах храмов и жилищных домов.

Роль солярных символов в жизни человека

В течение многих лет солярные символы оказывали сильное влияние на людей. Их начертание влияло на мышление человека.

Могли меняться цели, человек получал огромный прилив сил. Раскрывался внутренний потенциал на благо себе и своему Роду. К свастике обращались как выше поставленные личности, так и обычные люди. Свою популярность символы солнца получили в политической деятельности.

Из преданий мы можем узнать, что наша галактика имеет форму Солярного символа. Галактика (древнее название – Свасти) воспринимается как Млечный путь, в котором мы живем. Найти доказательства существования славянских символов можно в исторических источниках.

Например, у князя Олега был щит, который он прибил на врата Константинополя (в те времена Царьграда). Мало кому известно, что изображалось на знаменитом щите. На нем можно было обнаружить Свастику. В центре располагалась девятиконечная звезда Инглии – символ веры, а окружало это большой круг покровителей, излучающий свет. Всю символику можно связать с физической силой, которая была положена на защиту родного края.

Древние солярные символы как талисманы

Талисман – это то, что приносит удачу. У каждого человека имеется свой собственный предмет, дарующий везение. Если сейчас это может быть любой предмет, то раньше талисманом считались именно славянские символы. Люди верили, что символы солнца приносили удачу и благополучие.

На Древней Руси было поверье, что если нарисовать на ладони Коловрат, то должно повезти.

Студенты перед экзаменами занимались рисунками на ладонях, остальные жители украшали дома узорами и верили, что счастье обязательно прибудет. Солярные символы можно встретить и в виде рун.

Значение солярных символов

Солярные символы обладали огромной тайной. Одно из значений солярных символов – это помощь в открытии мироздания. Изображая в каком-либо месте солярный символ, вы открываете для себя что-то новое. Подходить к изучению символов солнца нужно с чистым сердцем и добрыми помыслами.

Символы, которые часто используются в культурном и бытовом обиходе:

Коловрат — самый знаменитый символ. Символ удачи и победы добрых сил над тьмой, вечной жизни над смертью. Имеет значение и цвет Коловрата: красный(огненный) символизирует Возрождение, черный- появление изменений, а голубой(небесный) – обновление.

Инглия – символ Божественного Огня. Из Огня Творения появилась наша Вселенная. Если рассматривать солярный знак-символ как оберег, то он имеет значение чистоты. Чистота, которая защищает мир от темных сил.

Сваор – это нескончаемое движение. Круговорот жизненных сил. Считается, что если Сваор изображен на домашних вещах, то в доме будет царить счастье и достаток.

Свадебник – семейный оберег. Слияние двух систем в одно целое, где мужское начало соединяется с женским. Свадебник можно встретить на кольцах молодоженах. Наличие солярного знака-символа гарантирует гармонию в отношениях молодых.

Свастика – солярный символ креста представляет круговорот Вселенной. Он включает закон, которому подвластно все живое. Огненный знак люди использовали как оберег. Данный символ хранил жизнь своего хозяина.

Цветок папоротника – чистота Духа. Символ обладает целительными свойствами. Другое название- Перунов цвет. Он способен исполнять желания и раскрывать духовные силы человека. Солнечный крест использовался как нательный. Оберег считался символом духовной силы. Небесный крест – символ единства. Человек, носивший такой оберег, был под защитой.

Светоч — соединение Земного и Божественного. Такое слияние порождает вихрь Преображения, дающий человеку знания о своем бытие.

Валькирия – хранитель мудрости. Знак особенно почитаем у воинов. Использовался для сохранности Вед.

Сварожич – символ небесной силы. Сварожич оберегает от деградации.

Источник

Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси

Небесные верования славян, среди которых выделяется аграрный культ Солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных идеограммах, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусской орнаментики. Зародившись в глубокой древности, они постепенно с изменением религиозных представлений претерпевали изменения как со стороны формы, так и содержания. Тем не менее основные формы этих знаков и смысл, в них заключавшийся, были одинаковы везде, где важную роль в религии играли астральные верования.

Так, уже в бронзовом веке колеса, круги, звезды, свастики употреблялись как изображение солнца (рис. 1).

Все эти символы оказались настолько устойчивыми, что в качестве декоративных элементов сохранились в народных узорах (резьба по дереву, вышивка) до наших дней, что было отмечено многими исследователями.

Рис. I. Языческие символы небесных светил в древнерусских украшениях. / — общин вид украшении, //—схема орнамента на них, /// — знаки, употреблявшиеся как солнечные символы в бронзовом и железном веке (по Ж. Дешелетту)

В восточнославянских археологических материалах, относящихся главным образом к X—XIII вв., мы находим много вариантов этих знаков, которые воплощают целый комплекс космических верований языческих славян. Большинство их связано с украшениями женского костюма (подвески к ожерельям, бляшки, височные кольца), где они играли магическую роль оберегов. На рис. 1 дан генеалогический ряд этих знаков по степени усложнения форм, хотя как простые, так и сложные формы зачастую синхронны.

Крест — древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов. Первоначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем солнца как огня небесного. Как и огонь, солнце умирает и возрождается в процессе движения по небу. Крест как эмблема солнечного божества становится языческим очистительным символом воскресения и бессмертия задолго до христианства.

В древнерусских курганных древностях X—ХШ вв. повсеместно распространены подвески-крестики разнообразных форм (рис. I, 4—12) многие из которых не имеют никакого отношения к христианству. Подвески-крестики XI в. найдены в земле радимичей в костромских курганах XI—XII вв. где язычество было еще в то время очень сильно. Иногда они встречаются на одной цепочке с другими амулетами (коньками, ложечками, зубами зверя). Некоторые экземпляры имеют аналогии в древностях финно-угорских племен.

Крест являлся одновременно и символом солнца. В древности были широко распространены представления о небесном происхождении земного огня. Огонь считался посланцем небес, даром неба, низведенным на землю. В свою очередь небесные светила считались средоточием небесного огня. У татранских словаков существовали предания о том, что огонь породил и солнце, и месяц, и звезды. У других славян существовали подобные же поверья.

Форма круга издавна связывалась с постоянно наблюдаемой формой солнечного диска. В восточнославянских курганных древностях известны круглые подвески без орнамента, возможно имитирующие солнце. Аналогичную роль могли играть серебряные монеты, употреблявшиеся в качестве подвесок. Известно, что у прибайкальских народов серебряные монеты иногда относятся к числу культовых принадлежностей связанных с солнцем.
Крест и круг — два основных элемента, из которых посредством их сочетания и видоизменений образуются остальные солнечные символы.

Крест в круге (рис. 1, 13—24). Этот древний знак, возможно вначале воплощал идею о неразрывной связи небесного (солнце) и земного огня, затем — повсеместно распространенная идеограмма солнца. Иногда такой крест видоизменяется в четырехлепестковый цветок (рис. 1 20). Подобные формы непосредственно переходят в розетку.

Розетка (рис. 1, 28—30) уже в древнейших культурах Востока была эмблемой солнечных богов. Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку (рис. 1, 31). В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца.
Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца (рис. 1, 34—37). Загнутые в одном направлении спицы символизируют движение. Фигура близка криволинейной свастике. Эта форма обычна в современной резьбе по дереву.

Таким образом, композиция из луны с крестом могла обозначать неразрывность, единство мужского(месяц) и женского (солнце) начал, быть символом супружества. Быть может, такие подвески носили только замужние женщины, хотя это еще предстоит доказать. Этот древний языческий символ дожил до последнего времени в крестах с полумесяцем под ним на куполах русских церквей (рис. 2). Позднее такая композиция воспринималась как символ победы христианства над магометанством Дальнейшее усложнение этого мотива представляют собой подвески где луна с крестом заключается в ободок (рис. 1, 48). Особенно интересна подвеска (рис. 1, 49), воплощающая целый комплекс космических верований древних славян, соединяющая в одном символе все «небесные» элементы. Она представляет собой крест внутри лунницы, от которой рас-ходятся 12 лучей. Вся композиция помещена в круглый ободок. Семантика луны с крестом выявлена выше. Что же означают остальные элементы композиции?

Иногда из этой композиции выпадают отдельные элементы; например у подвески, изображенной на рис. 1, 38, сохранились лишь два ободка с 12 маленькими лучами между ними. Иногда во внутренний ободок вписывается крест (рис. 1, 39). На рис. 1, 40, 41 представлены три концентрических ободка с 12 лучами между ними и с крестом внутри. Это как бы две небесные сферы с солнцем в центре. Возможно, подобные подвески отражали более сложные представления о небе. Так, в ряде народных сказаний небесный круг делится на две части: летнюю и зимнюю. Возможно, средневековые схоластические сказания о многочисленности небес имели древнюю языческую основу, что и нашло отражение в данной композиции.

Таковы основные «небесные» символы, известные в древней Руси. Их магические функции закономерны, так как солнце и луна представлялись добрыми божествами, карателями всякой нечистой силы и зла; их появление приносило жизнь, здоровье, благополучие. Эти свойства были перенесены на условные изображения этих светил, игравшие роль чудесных оберегов.

Солярная символика в домовой резьбе

Глухая резьба. Наличник в Истринском музее деревянного зодчества.Истра

На основании этнографических материалов отчасти можно судить о том, на какие предметы наносился этот узор в древней Руси, причем его связь с определенными предметами указывает на первоначальную охранительную роль этих знаков, которые и теперь иногда называются «солнце», «звезды» и т. д.

На посуде они оберегали пищу. На мебели (скамьи, кровати, столы) солнечные знаки должны были охранять ее владельцев при пользовании ею; на сундуках, ларях для зерна, муки и т. д. они берегли крестьянское добро от порчи. На светцах эти символы были связаны с их непосредственным назначением источника света, подобно тому как на античных светильниках часто встречаются изображения солнца и луны. Они покрывают сани, которые часто выступают в народной обрядности при праздниках солнца.
Особенно богата орнаментация орудий и принадлежностей для прядения и ткачества. Это прялки, донца, ткацкие станки и их детали и пр.Здесь нашел отражение миф об уподоблении солнца колесу прялки, причем солнечные лучи являются нитями, наматываемыми на веретено. Народная загадка уподобляет солнечный луч веретену: «Из окна в окно готово веретено». В славянских сказках сохранилось воспоминание о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых нитях, спускающихся, с неба. С бронзового века распространены пряслица с солярной орнаментацией. Подобные пряслица найдены в нижних слоях Псковского городища.
В заключение несколько слов о территориальном распространении и хронологии памятников со следами космических культов древних славян.

Говоря о хронологии, необходимо учитывать пережиточность религиозных верований, сохраняющихся сотни лет, постепенность их исчезновения. Поэтому возможна лишь очень приближенная хронология. Основным, что должно интересовать исследователя, является вопрос — отражают ли «небесные» символы, широко распространенные в древнерусской орнаментации, в каждом данном случае современные им представления, сохраняют ли они свою семантику и магические функции или утратили их.

Рис. 4. Солярная символика в народных деревянных изделиях
1-стол; 2-детский стульчик; 3,4-прялки; 5-донце; 6-светец; 7-санки; 8-расписная чашка; 9-ковш

Основная масса предметов с «небесными» символами (главным образом подвесок к ожерельям) бытует в границах X—XIII вв. Она найдена в составе деревенских курганных инвентарей в землях, наиболее замкнутых в культурном отношении племен — вятичей, радимичей, а также кривичей, новгородских словен, где и после проникновения христианства язычество в деревне оставалось слабо затронутым. Эти подвески бывают одиночными и занимают центральное положение в ожерелье, но могут чередоваться с другими или повторяться. Эта множественность не может указывать на утрату ими апотропейного значения, так как увеличение числа одинаковых амулетов в представлении язычника только усиливало их эффективность.

С упрочением христианства происходил постепенный длительный процесс отмирания языческих культов небесных светил, забвение семантики их идеограмм, утрата ими функций магических оберегов. Некоторые знаки переосмысливаются, получая новое содержание (крест, луна с крестом). Остальные приобретают чисто декоративный характер, сочетаясь с другими орнаментальными мотивами позднейшего происхождения. Уже в искусстве древней Руси один и тот же мотив мог восприниматься современниками как солнечный символ и просто как узор (например, пластинка от церковной алтарной преграды, найденная в Гродно, украшенная фигурой розетки).
Постепенно первоначальный смысл древних символов был забыт, хотя они и дошли в народном искусстве до наших дней, передаваясь по традиции от поколения к поколению.»

Источник

Что такое солярные знаки в искусстве

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Символика северной росписи

Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.

Громовой знак — резное или рисованное изображение шестилучевой розетки. Встречается под крышей на фронтонах изб, на прялках. Связан с древним святилищем славянского бога грозы Перуна, которое имело подобную форму. Был призван охранять дом от пожара, В более поздние времена трансформировался в шестилучевую звезду, которую и сейчас можно увидеть на фасадах старинных зданий.

Древо жизни в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет. Символическим изображением Древа изначально был «крин» — проклюнувшееся зерно. Такое изображение характерно для мезенской и пермогорских росписей. В городецкой — это чудо-дерево с растущими от одногокорня разными цветами, а в хох-ломской — растущими с одной веткикалинками-малинками. Наиболее очевидна идея Древа в городецкой росписи: по обестороны два коня — «каждой твари по паре», плотская ипостась, а на вершине —воплощенная птицей душа.

Вот как выглядят Древа жизни в разных росписях

В орнаменте широко представлены образы птиц.

Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях.
Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.

Также к солярным знакам в пермогорской росписи относят и вписанную в круг Птицу Сирин. Некоторые исследователи даже считают, что положение крыльев птицы указывает на разное положение солнца на небосводе: распростертые — зенит, приподнятые — восход, сложенные — закат.

Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей.
Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.

Во времена языческого поклонения божественным силам природы Сирин изображали с открытой грудью. Она как бы воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. После принятия христианства образ ее был несколько изменен, она превратилась в божью посланницу. Рядом с изображением Сирин писали:
«Райская птица зовомая Сирин, Глас ея в пении зело силен».
И хотя она и прилетала раз в столетие из Рая, ее надо было вовремя заметить и «перекричать», чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за ней следом, отчего обязательно бы погибли.
Мораль была такова: птица посылалась во искушение, но всякий должен оставаться на земле и делать свое дело до срока, пока Господь сам тебя не призовет. Поэтому часто можно увидеть птицу, смотрящую на нас строгим, испытующим взглядом. Традиционно птица с раскрытыми крылами символизировала власть солнца, а помещенная в круг (солярный знак), как бы усиливала это значение. Такое изображение очень типично для северных прялок, оно означало пожелание благополучия и счастья в доме.

Олень (лось) — знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.

Лев — страж дверей, сундуков и прочей утвари. Встарину художники знали и любили легенду о пустыннике и льве. Как-топовстречался отшельнику в глухих местах лев. Он страдал от попавшей в лапу занозы и страшно ревел. Но пустынник не испугался и помог ему. Благодарный лев не пожелал расстаться с добрым пустынником и поселился вблизи его обители. Он даже перешел на растительную пищу и стал помогать людям. Вот и рисуют часто льва-вегетарианца с листиком вместо кисточки на кончике хвоста и большими человеческими глазами. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Грифон — мифическое существо, олицетворение высших сил, союза неба и земли. Голова и крылья у него орлиные, а туловище — льва. Еще в книге XVIII века о природе Грифона описывали как реального обитателя сибирских лесов, стража природных запасов золота и серебра.

Грифон. Великий Устюг 17 век

Русалка-берегиня — хранительница вод. Ее распущенные волосы символизировали волны, а открытая грудь — питательную влагу Матери-Природы. В руках она держит водяные лилии.

Единорог. Великий Устюг 17 век

Источник

Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение.

Оглавление

Предисловие.

Эта статья появилась благодаря тому, что к статье «Солярные знаки вокруг нас» был проявлен повышенный интерес. Тема солнечных символов многим увлекает. Во-первых, своей древностью. Солярные символы появились с начала времен, возможно в тот самый момент, когда человек осознанно взглянул на сияющий огненный круг в небе, круг который мы зовем Солнце. Во-вторых, тем что это один из часто используемых славянами символов. В-третьих, тема солнца близка каждому, ну кто из нас не радуется когда солнышко выглядывает после длительного ненастья?

В современном рунете много разной информации по солнечным знакам и, поэтому очень важно «отделять зерна от плевел». Т. е. если вас интересует настоящая история эту статью можно и нужно читать, если вас устраивает псевдославянская клюква, то читать статью смысла нет, купите себе какую нибудь «Перуницу», «Звезду Лады» или «исконный славянский символ» «Коловрат» и успокойтесь. Тем, кто собрался дойти до конца, советую запастись терпением.

Культ Солнца.

Давайте поговорим, откуда мы знаем о солярных знаках, таких, какими их понимали и изображали праславяне, славяне а потом и русские люди. Источники наших знания это прежде всего археология и этнография. Археологические раскопки дают многочисленный материал: украшения, культовые предметы и предметы быта. Этнографы дают материал в виде домовой резьбы, резьбы по предметам быта, вышивке и устному творчеству, обрядам.

Считается что культы почитания солнца родились еще в неолите. А особый интерес вызывает то, что эти культы свойственны практически всем. И земледельцы, и скотоводы, и охотники-рыболовы почитали солнце похожим образом. Культы солнца были похожи у разных этнических обществ, проживающих порой далеко друг от друга и никак между собой не связанных. Очень похожи между собой и символические знаки, которые связывают с культом солнца. Эти знаки сохранились у многих народов мира в той или иной форме, как правило в виде орнаментики. В вышивке, народных промыслах, в быту.

Солярные знаки славян.

Оставим в покое далекое прошлое и поговорим о том, что по мнению историков происходило совсем недавно. О временах формирования Киевской Руси и первых столетиях формирования Русского государства. В частности нас интересуют настоящие артефакты прошлого, найденные учеными, а «нечто» выдуманное из головы современными затейниками.

Тему солярных знаков наиболее полно представил в свой книге «Язычество древней Руси» замечательный ученый Рыбаков Б. А.. В его книге прослеживаются несколько главных тезисов касающихся солярных знаков, которые использовали славяне.

Рыбаков считает что символы солнца использовались нашими предками не сами по себе, а как часть мироздания, которое восточные славяне представляли себе следующим образом : «земная твердь», с растениями, зверями и людьми была накрыта дугой небосвода, по которому двигалось солнце. При этом своем движении солнце изображалось в нескольких ипостасях – Утреннее, Полуденное, Вечернее, все три солнца вместе составляли Триединое солнце. Часто при этом, ниже уровня земли, изображалось Полуночное солнце, которое вечером, уйдя за один край земли, утром показывалось из-за другого края. Выше небосвода располагались «хляби небесные» в которых хранилась вся влага, выпадающая потом в виде дождя. Струи дождя связывали «хляби небесные» с землей.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Рыбаков предлагает различать солнечные знаки по форме. Например круг с четырьмя спицами он наполняет смыслом оберега «на все четыре стороны». Солярный символ с шестью спицами традиционно называет громовым колесом и соотносит его прежде всего с культом солнца. Солнечный знак со многими спицами или лучами Рыбаков соотносит не с Солнцем а с Белым Светом, понятие которого он отличает от понятия Солнца ( о Белом Свете читайте факультативно у Рыбакова). Солярные символы с восьмью спицами Рыбаков отдельно никак не определяет, говорит лишь о редкости их использования славянами.

Основные изображения солярных символов, которые использовали славяне в жизни и быту.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеСолярный знак «восемь спиц»Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеМноголучевой солярный знак.

Обереговое значение солярных знаков.

Поэтому солярные знаки несли в себе прежде всего обереговый смысл – извечную победу добра над злом. Какая темная тварь сунется туда, где изображено яркое и горячее солнце?

Таким образом можно заключить, что славяне а позднее русские люди, использовали многочисленные изображения солнца как мощнейший обереговый символ в надежде защитить себя и свой дом от всяких напастей «знаемых и незнаемых»

Защитная домовая резьба славян.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве
Резьба на причелинах. Иллюстрация из книги Рыбакова Б. А «Язычество Древней Руси»

Родной дом, святое для каждого человека место, надо было защищать прежде всего. При набеге врагов, мужчина брал в руки копье и шел в бой, пытаясь от стоять свой дом. Но как быть с напастями невидимыми, со злыми и злобными духами, навьями и упырями? Для защиты дома от этой угрозы славяне использовали хорошо разработанные методы домовой резьбы, обязательным элементом которой были изображения солнца.

Все входы в избу прикрывали как замками солярными знаками. В этот защитный комплекс прежде всего входила резьба на причелинах и резные наличники на окнах.

Рыбаков однозначно связывает орнаментальную резьбу на причелинах изб с пониманием славянами устроения мироздания.

Причелины воплощают собой небосвод, по

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве
Фрагмент резного наличника. Фотография из книги Чекалова А.К. «Народная деревянная скульптура»

Но, прикрыть от злых сил главный вход в избе было недостаточно. Надо было защитить и окна. Обереговую функцию для окон выполняли солярные знаки вырезанные на наличниках среди прочего орнаментального узора.

Помимо внешнего охранного комплекса создавалась еще и внутренняя защита избы. Потолочные брусы ( бревна) которые называли сволоки или матицы, несущие в избе большое бытовое и сакральное значение так же украшались обереговой резьбой, включающей в себя солярные символы.

Защитная бытовая резьба славян.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве
Зыбка (люлька) . Фотография из книги Чекалова А.К. «Народная деревянная скульптура»

Обереговая резьба славян распространялась на все аспекты жизни человека. Защитить избу было не достаточно. Поэтому защитные меры предпринимались и к предметам быта, которые использовали в своей жизни люди.

Символами солнца украшали многие предметы. Посуду – ковши, глиняные горшки, сундуки, лари. Солярными знаками украшались спинки кресел, детские колыбельки.

В ряду защищенных предметов быта и орудий труда особое место занимают те, что использовались при производстве ткани и одежды на всем протяжении цикла создания. Орудия и принадлежности для ткачества и прядения особенно густо украшались солярной символикой. Все предметы используемы в цикле создания ткани – вальки, мялки, трепала, чесала и другие несли на себе солнечные знаки.

Особенно щедрой резьбой украшались прялки, нередко представляющее собой истинное произведение народного творчества. Все работы с пряжей считались сакральными и нередко образы связанные с ткачеством использовались в различных магических ритуалах.

Рыбаков считал что обереговая резьба на лопатах прялок зачастую не просто несла в себе изображения солнца, но часто отражала славянское миропонимание, с его земной поверхностью, ходом солнца и «небесными хлябями» связанными с землей нитями дождя.

Предметы быта, украшенные обереговой солярной резьбой.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеЧто такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеЧто такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Предметы связанные с производством ткани. Прялки, вальки, трепало.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеЧто такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеЧто такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

На этой иллюстрации я хотел бы остановится подробнее. Она из книги Даркевича В. П. «Путешествие в древнюю Рязань». Рязань была разрушена войсками Батыя зимой в 1237 году. На этом месте города больше никогда не было. Та Рязань, которую мы знаем сейчас, была построена на другом месте.

Даркевич много лет возглавлял Старорязанскую археологическую экспедицию. Был найден богатейший материал, в том числе многочисленные донца горшков, несущие на себе клейма. Очень часто клейма представляли из себя солярные символы.

Обереговая защита одежды.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве
Подчелок. Женский головной убор, украшенный символами солнца. Фотография из книги Григорьевой Г. А. «Головные уборы русского Севера»

Защитив избу, предметы труда и быта надо было защитить и себя. Одежда человека, и мужская и женская покрывалась обереговой вышивкой или уже ткалась с обереговым орнаментом. Орнаментальные изображения солярных знаков, земли, засеянного поля защищали «отверстия» одежды – ворот, рукава у запястий, подол. Женская одежда была украшена тщательнее.

Обереговым орнаментом украшалась такая часть одежды как пояс. Без пояса не мыслился не один костюм славянина. Пояс был обязательной принадлежность костюма. Пояс часто использовался в народных обычаях, неся сакральный охранный и соединительный смысл. Появится на людях без пояса было немыслимо.

Еще одной сакральной частью костюма славян и русских был головной убор. Девушка, после замужества, всегда носила головной убор покрывающий голову и скрывающий волосы. Женщины в избе не снимали головной убор как мужчины. Женский головной убор так же как и одежда был богато украшен вышивкой и различными металлическими изделиями.

Часто головной убор женщины, особенно праздничный убор, представлял собой сложное в понимании изделие, каждая деталь которого несла тот или иной сакральный и обереговый смысл. Украшением ( особенно праздничного ) головного женского убора являлись и различные изделия из металла, но об этом ниже.

Количество различных вариантов и богатство украшения женских головных уборов поражают воображение. Но часто можно обнаружить символы солнца, охраняющие женщину от зла.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

А вот еще одна интересная иллюстрация. Слева прорисовка вышивки на сороках ( один из вариантов женского головного убора) из книги Григорьевой Г. А. «Головные уборы русского Севера».

Такую вышивку можно принять за какой то традиционный орнамент с расти тельными элементами.

Очень часто вместо традиционной окружности в качестве солярных символов в орнаментальной вышивке использовали свастический символ в виде четырехлучевого креста с загнутыми концами. Или различные комбинации соединения этих символов. Ученые традиционно включают этот свастический символ в группу солярных знаков, иногда говорят о втором смысле этого знака. Этот знак символизирует огонь. Впрочем знаки огня легко соотносятся с солнечными символами, так как солнце не что иное как «огонь небесный».

Присутствие в вышивке свастики ( традиционной, четырехлучевой) связано, как можно предположить, именно с техникой вышивания. Прямоугольные символы вышивать (ткать) проще чем круглые из них легко строить повторяющиеся сложные узоры.

Надо особо отметить, что все то богатство свастических символов, которые в наше время навыдумывали «неоязычники» и которыми набиты интернет магазины по продаже «псевдославянской клюквы», в народной вышивке отсутствует.

Обереговые ювелирные и металлические украшения.

В вопросе украшений несомненное первенство принадлежит женщинам. Именно женский костюм и, особенно, головной убор, обильно украшается металлическими изделиями, несущими в себе различный обереговый смысл. Практически всегда на украшениях изображаются солярные знаки.

Ожерелья, подвески ожерелья, височные подвески головного убора, браслеты, кольца часто несли на себе изображение солнца, дополнительно прикрывая хозяина от темных сил. Височные кольца женского головного убора так же можно соотнести с солярными символами. Интересно что спускаясь по обе стороны головы женщины подвески с изображениями солнца как бы прикрывали собой уши женщины. Ведь уши это отверстия в теле и через них возможно проникновение зла.

В этом месте будет интересно провести некую аналогию. В своей статье о языческих женских татуировках я писал о татуировках берберских женщин. Нанесением обереговых охранных татуировок берберские женщины защищали все отверстия своего тела. Эта деталь интересно совпадает с построением обереговой защиты славянского костюма, в котором вышивкой стараются прикрыть все отверстия, через которые темные силы могут получить доступ к телу человека. Видимо люди и в Африке и здесь, на территории занятой славянскими племенами думали одинаково.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусствеЧто такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Перстни с геометрическим орнаментом( см. слева). Большинство находок сделано в Московской области в бассейне верхней Клязьмы, ее притоках Уче и Воре, в бассейне средней Москвы реки. Все эти находки сделаны в погребениях, в курганах вятичей. Считается что время существования этих перстней начало третьей четверти XII века. Среди узоров легко вычленяются узоры содержащие в центре композиции солярные символы. (Т. В. Равдина «Древнерусские литые перстни с геометрическим орнаментом»).

Арабская цифра, справа от каждого рисунка перстня, означает количество найденных экземпляров.

Как можно убедится солярные символы и свастические были популярной частью орнаментов.

Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть фото Что такое солярные знаки в искусстве. Смотреть картинку Что такое солярные знаки в искусстве. Картинка про Что такое солярные знаки в искусстве. Фото Что такое солярные знаки в искусстве

Заключение.

Заканчивая тему обереговых солярных символов славян можно сказать следующее – против сил зла, против темных сил и разных напастей «знаемых и незнаемых» наши предки использовали могучую, если так можно выразится, «глубокоэшелонированную» оборону.

Первая линия обереговых символов защищала жилище.

Третья линия применялась для защиты людей и особенно тщательно женщины.

Можно предположить что эта обрядность защиты была выработана нашими предками еще задолго до времен Киевской Руси и использовалась еще долго после, уже в христианские времена, как хорошо зарекомендовавшая себя защита. Однако, сокровенное смысловое значение такой защиты стало постепенно теряться.

На самом деле была еще одна линия защиты! Но она уже не несла в себе вещественного изображения солнечных знаков, хотя прибегала к прямой защите солнца. Об этом ниже.

Дополнение для особо интересующихся, таких как я J

Обереговое значение солнца в заговорах.

Почти дописав эту статью, я задумался над тем, что такая могучая вера в добрую силу солнца должна была оставить следы и в устном творчестве русского народа. В поисках таких следов мы можем оперировать только тем, что собрали для нас этнографы в последние века существования царской России. Понятно, что мы не можем увидеть обереговые заговоры славян, в той форме, в которой они существовали в языческие времена. Века православной веры внесли в заговоры сильный христианский элемент и в обращениях к активной действующей силе фигурируют прежде всего Иисус Христос, Богоматерь и различные христианские святые. Это вполне понятно и объяснимо.

Но, можно найти следы солнечного культа в своем обереговом значении ( приведенные цитаты взяты из книги А.Л.Т опоркова «Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в.»). Заговоры приводить полностью не буду, только то что связано с нашей темой.

Заговор от колдунов, злых людей и порчи.

Говор(и) в ыванскую пят(ницу) поутру на замок. Господи, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб имярек, стану благословя(сь), пойду перекрестяс(ь), оболоку на себя красное солнце ( выделено мной), опояшус(ь) светлой зорей, поттычюс(ь) частыми звездами, возму в руке млад светел месяць, и пойду в чистое поле, и стречю своего аггела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюс(ь) и плачюс(ь): Покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуниц(ы), от ведуна и от вещ(ицы), и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли. …

Охотничий заговор Список с Тимошкина письма Полохова.

Господи Боже, благослови отче. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Святый Труфан залучает с рек и с озер и с мель мя ружень. И тот же святый Труфан залучает ко мне, к рабу божию имяреку сыну, со всех четырех сторон всякую утку к моим ко святым пленкам, у моих святых пленок естьва сахарная, на моих кругах на мой выр питье медвяное, и исти досыта и пити допьяна. Земля всякому человеку отец и мати, землею сь подопру, а небом ся отгорожу, зорею ся потпояшусь, красным солнцем от ведуны одежуся, от ведунов и от ведуньи, от всяково конново волхва и от всяково волхвина от белово и от черново, от черньца и от черницы и от девки головочески, от лихие крови и от завидости. …

Заговоры от стрел, пуль и супостатов.

Сей ас, раб Божий имярек, ограждаюсь солнцем, покрываюсь звездами, одеваюся виденец от кулдунов и от колдуниц. Стани около меня, раба Божия имярек, стена каминная от супостатов наших, кои на меня воюют. Заклинаю вас, железа и меть, и олова, всякия стрелы, летящая во дни и в нощи, на всякое время от пушечных пуль, от ножа и от топора, и от бердыша, и от сабли, и от копей, и от рогатины, и от шила, и от деревянаго удару. Аминь.

Вот такие заговоры. И в каждом из них присутствует солнце, как добрая и крепкая защита от темных и злых сил. Относительно формулы из первого заговора «…оболоку на себя красное солнце. » Топорков дает объяснения соотнося эту формулу с христианской основой ( Откровения Иоанна Богослова), может быть он и прав, только уж больно точно эта фраза попадает в нашу тему – солнца как оберега. В конце концов можно понять и буквально – одеть на себя одежду украшенную солярными символами.

Самое интересное что и это далеко еще не все.

Практически в каждом обереговом или охранном заговоре упоминается солнце. Почти всегда говорится о том что заговор произносится при свете солнца – «на заре, как встает красное солнце», «под красным солнцем», «поворотясь к солнцу», «в восточную сторону, под утреннюю зарю, под красное солнце». Т. е. произносящий заговор как бы призывает солнце в свидетели, а солнце, в свою очередь, освещает и в прямом и в божественном смысле, закрепляет данное магическое действие. Часто данное закрепление происходит действием, например обходом три раза по ходу движения солнца –«посолонь», человек, произносящий заговор имитирует ход солнца по небосводу, таким образом дополнительно закрепляя заговор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *