Что такое сомон в монголии
Ховд (аймак)
Эта статья — о монгольском аймаке. Другие значения: Ховд (значения)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна | На западе граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, на северо-западе — с аймаком Баян-Улгий, на севере — с Убсунурским, на востоке и северо-востоке — с Дзабханским и Гоби-Алтайским аймаками Монголии. Аймак богат промысловыми и дикими животными. Выявлены месторождения нефти, угля, полиметаллов, золота, серебра и других полезных ископаемых. СодержаниеГеографияАймак расположен на территории Монгольского Алтая, Котловины Больших озер и большей части Гобийского Алтая. Самой высокой точкой является вершина Таван хумст горы Мунхайрхан — 4 204 м над уровнем моря. Самая низкая точка — Бот Цонжийн говь — 1 126 м над уровнем моря, расположена в оазисе Джунгарской Гоби. Реки и озераОзера Хар-Ус-Нуур, Доргон-Нур, Хар-Нуур и прилегающие к ним территории в 1997 году были отнесены к разряду особо охраняемых территорий. Кроме этих больших озер в Кобдоском аймаке расположены несколько озер, уникальных по разным характеристикам — Цэцэг-нур, Холбоо Хох-нур. Также, в аймаке протекают крупные реки — берущие начало в Монгольском Алтае — Ховд, Буянт, Булган, Бодонч, Цэнхэр. В устьях не замерзающих зимой рек Чоно харайх, Лун, Хом зимуют лебеди и утки. Самой крупной из названных рек является Ховд, длина которой составляет 516 км, ширина — от 80 до 140 м, глубина — от 1,5 до 3 м. Эта река несет свои воды в озеро Хар-Ус-Нуур. ФаунаПо мнению ученых, на территории аймака Ховд обитает более 330 видов позвоночных. Из них 90 видов млекопитающих, 220 видов птиц, 11 видов пресмыкающихся, 8 видов рыб, 1 вид амфибий. В Кобдоском аймаке зарегистрирован 71 вид позвоночных, которые редко встречаются в мире, и сейчас активно изучаются. ИсторияАймак Ховд образован в 1931 году. Город Ховд является старейшим в Монголии. Это административный, экономический, культурный центр аймака. История Ховда восходит к 1685 году, когда джунгарский Галдан-Бошогту-хан в целях противодействия маньчжурской агрессии основал здесь свою ставку. С 1762 на берегу реки Ховд уже появился настоящий город. НаселениеПо данным 2004 года население Ховдского (Кобдоского) аймака составляет 91,8 тысяч человек. Из них 50,8 % — женщины и 49,2 % — мужчины. Дети до 16 лет — 36,1 %; молодёжь до 36 лет — 35,4 %; взрослое население до 55 лет — 20 %; 8,5 % — пожилые люди старше 55 лет. Кобдоский аймак является единственным аймаком в Монголии, где проживают представители более 19 этнических групп. Так, халха-монголы составляют 25,6 % населения; захчины — 24 %; 10,1 % — казахи; 9,1 % — торгуты; 7,5 % — олёты; 7,1 % — урянхайцы; 4,7 % — мянгаты; 4,6 % — дэрбэты. Административно-территориальная структураСогласно указу N1 Великого Государственного Хурала от 2003 года Ховдский (Кобдоский) аймак был утвержден центром развития Западного региона Монголии. Структура органов управления представлена Хуралом представителей граждан и Губернатором. Президиум Хурала состоит из 30 депутатов, Председателя, Секретаря Президиума Хурала представителей граждан и аппарата Хурала. Губернатор осуществляет исполнительную власть, назначается и освобождается от должности по представлению Хурала Премьер-министром Монголии. В административно-территориальном отношении Кобдоский аймак делится на 17 сомонов, 91 баг, и 757 хозяйственных единиц, из которых 10 относятся к государственной и муниципальной собственности, 6 компаний, 156 кооперативов, 178 товариществ, 214 бюджетных организаций и 33 общественных организации. Сегодня в Ховдовском (Кобдоском) аймаке действуют коммерческие банки и их филиалы — Анод, ХААН, Хас, Хадгаламж, Зоос и Шуудан, которые могут производить денежные переводы в разные уголки мира.
ЭкономикаОбщая площадь Ховдского (Кобдоского) аймака — 7 606 038 га, 6 577 890 га находятся в сельхозобороте, 33 311 га — являются городской зоной. 16 295 га — земли специального пользования; 644 366 га занимают леса; 255 215 га — озёра, реки, ручьи; 4 637 га — государственный резервный фонд. В декабре 1995 года осуществлено соединение ЛЭП-220 КВ «Хандагайты-Улангом» и начаты поставки электроэнергии из ОЭС Сибири в западную энергосистему Монголии. Данный переток осуществляется несмотря на дефицит электроэнергии в республики Тыва, в виду неполной замкнутости внутререспубликанского энегетического кольца. Позже в аймаке была построена Дургунская ГЭС-1 мощностью 12МВт, что уже сейчас позволило значительно сократить поставки электроэнергии из России, а в будущем их прекратить. В связи с этим сложились благоприятные условия для создания малых и средних предприятий. В аймаке действует пищевой комбинат, предприятие по первичной обработке шерсти, пуха и шкур, предприятие по производству войлока и валенок, цементный завод, который производит 10-15 тысяч тонн цемента в год, и другие предприятия строительства, транспорта, связи (сеть «Мобиком»), оптовые фирмы и другие. Важное значение для развития туристического потенциала региона, имеет международный аэропорт в г. Кобдо. Сельское хозяйствоПомимо животноводства в Ховдовском (Кобдоском) аймаке активно развиваются другие отрасли экономики. Так, в прошлом году под пашни было обработано 200 тысяч га земли. С этой площади был собран урожай в количестве 12 920,8 тонн. Из них 702,6 т — зерна, 4945,7 т — овощей, 5806,9 т — картофеля, 1459,5 т — кормовых культур, 6,1 т — масленичных культур. ЖивотноводствоПо данным 2004 года поголовье скота в аймаке составило 17 884 372 голов. Из них 569 верблюдов (16,6 %), 73 182 лошади (73,2 %), 83 566 коров (82,6 %), 628 897 овец (62,9 %), 6 348 коз (98,6 %). По данным конца 2004 года 11 992 семьи имеют скот, из которых 2887 семей (24 %) имеют больше 500 голов скота, 3255 (27,2 %) — свыше 200 голов, 2493 (20,8 %) — свыше 100 голов, 1253 (10,5 %) — больше 50 986 семей скота не имеют. В прошлом году было зарегистрировано более 90 животноводов, имеющих свыше 1000 голов скота. КультураРазработана программа до 2010 г. улучшения качества обслуживания населения. В аймаке действуют 16 культурных центров, 3 учреждения культуры. В центе аймака работают драматический театр, Центральная библиотека, краеведческий музей. Культурно-исторические памятникиВ Ховдовском (Кобдоском) аймаке сохранилось множество культурно-исторических памятников. В частности, в городе Кобдо находятся остатки стен старой маньчжурской крепости «Сангийн хэрэм», разрушенной монголами после взятия крепости штурмом в 1912 году в ходе антикитайской освободительной войны. В сомоне Манхан расположены наскальные письмена — «Улан толгой бичгээс». В сомоне Уенч — наскальные рисунки в ущелье Ямаан ус. В сомоне Мост в долине реки Бодонч сохранились курганы и комплекс оленных камней. МедицинаВ аймаке активно развивается медицина и медицинское обслуживание. В 2001 г. был основан лечебно-диагностический центр Западного региона. Кроме того, действуют 4 частных больницы, 7 участковых медпунктов, в которых работают 382 медработника. В настоящее время на 1000 человек приходится 13,6 врача с высшим образованием, 42,8 со средним образованием. Соотношение врачей с высшим образованием, врачей со средним образованием и медсестер составляет 1:1:9. На одного врача приходится в среднем 735 пациентов, на одного фельдшера приходится 233 пациента. Образование71 % населения в возрасте от 16 до 49 лет имеют полное и неполное среднее, а также высшее образование. Каждый пятый учится. 89 % детей от 8 до 15 лет учатся в школе, а 45 % детей от 2 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения. В государственных и частных университетах обучаются более 2 500 студентов, в 23 школах учится 21 266 детей, в 25 детских садах воспитывается 2710 детей. В этих учреждениях работают более 1200 учителей и воспитателей. С 2004—2005 учебного года общеобразовательные средние школы начинают переходить на одиннадцатилетнее обучение. Поэтому 1495 учеников 7 лет уже обучаются в школе. 90 % преподавателей Кобдоского Государственного Университета имеют ученые степени кандидата и доктора наук, магистра. 48,7 % учителей средних школ имеют профессиональный разряд и 1,2 % имеют степень магистра. В отделе образования и культуры работают 16 методистов, а при отделе действует центр дистанционного обучения, центр повышения квалификации воспитателей детских садов и консультационный центр для студентов вузов. Сомон (административная единица)Сомон (для Тывы используется написание сумон) — составляющая часть кожуунов (районов) республики Тыва. Общее число в Тыве — около 100. Также, в прошлом, составляющая часть аймаков в Бурятии — в настоящее время сохранились в названии некоторых сельских поселений в Кижингинском районе республики (например, сельское поселение «Кижингинский сомон»). Слово сомон используется на неофициальном уровне применительно к муниципальному образованию с преобладающим коренным населением. На официальном уровне используется термин сельское поселение. Сомон — составляющая часть хошунов в дореволюционной Монголии, введённая манчжурским правительством после деления монгольских княжеств на хошуны/знамена. Сомон делился на баги и арбаны. Во главе сомона находился дарга (начальник), назначаемый князем-дзасаком (правителем) хошуна. Сомон (монг. сум ) — административно-территориальная единица, на которые разделяются аймаки Монголии с 1924 года. Всего в Монголии насчитывается 330 сомонов. В период социализма представляли собой центральные усадьбы коллективных хозяйств. Термин «сомон» является традиционным русским термином, который сформировался через посредство бурятского и тувинского языков, фонетически более корректным является написание сум, которое более точно передаёт звучание монгольского слова. В постсоциалистическое время, когда в административном делении Монголии были упразднены города (как административно-территориальные единицы), все города Монголии формально получили статус сомонов (часто названия сомонов отличаются от названий собственно городов). В некоторых случаях статус сомонов получили и посёлки городского типа. Сомоны подразделяются на баги, которые в период существования коллективных хозяйств в русскоязычных текстах именовали «бригадами». В большинстве случаев единственным постоянным поселением на территории сомона является посёлок — центральная усадьба, население которого обычно составляет от 500 до 1500 жителей. В редких случаях в составе сомона есть и другое постоянное поселение (если оно сопоставимо по численности населения с центром сомона, то именуется по-монгольски тосгон, то есть посёлок городского типа). Крупные центры сомонов могут состоять из двух или трёх багов. Все города, за исключением Улан-Батора, также подразделяются на баги. Национальный сомон
Но самой достоверной, основанной на устных преданиях самих хотонов и исследованиях учёных, является то, что во время правления Галдан бошогт хана они стали подданными Джунгарского государства. В те времена Галдан бошогт завоевал города восточного Туркестана и Уйгурии и переселял в разные места народы, занимающиеся земледелием. В рамках этих событий, есть предание, что на территории нынешнего Увс аймака Улаангом он расселил группу хотонов для возделывания земли. По данным перепеси населения 1928 и 1930 годов, было зарегистрировано намного больше хотонов, чем раньше. Поэтому в ходе реформы администартивного деления был создан Алтан тээлийн сомон для проживания хотонов. А в 1933 году данный сомон был переименован в сомон Тариалан. Считается, что в эти места более трёх веков назад их поселил джунгарский хан Галдан-Бошогту. По другой версии, хотоны являются потомками смешанного тюркского населения Синьцзяна, захваченного в плен войсками династии Цин в XVII — первой половине XVIII века. Академик Б. Я. Владимирцов, путешественники и исследователи П. К. Козлов и Б. Б. Барадийн, географ и этнограф Г. Н. Потанин в вопросе происхождения хотонов отдавали предпочтение кара-киргизскому элементу и отмечали преобладающую роль кыргызов в этногенезе хотонов. Один из крупнейших российских тюркологов первой половины XX века академик А. Н. Самойлович, проводивший исследования племени хотонов, также придерживался подобного мнения и писал по этому поводу: «. судя только по верованиям хотонов, допустимо, что в их состав вошли кара-киргизы, восточнотуркестанские сарты, и, может быть, казак-киргизы». При этом учёный на основе лингвистического анализа отдаёт предпочтение в вопросе происхождения хотонов кара-киргизскому элементу, в качестве доказательства ссылаясь также на приводимую Г. Н. Потаниным хотонскую легенду о происхождении рода сарыбаш (сравните с киргизским племенем сарыбагыш) от сорока девиц. Эта легенда, по мнению А. Н. Самойловича, имеет несомненно кара-киргизское происхождение. Аналогичной позиции придерживаются и многие современные ученые. Сегодня монгольских хотоны в полностью ассемблирование к монголам, и язык, обычай у них стали монгольскими.
В местах их расселения на конусе выноса реки Хархира ещё 300 лет назад были созданы оросительные системы, что определило значительные отличия от окружающего кочевого животноводческого населения. Эти отличия сохраняются и до настоящего времени, неслучайно району компактного проживания хотонов было присвоено такое наименование. Также заметное количество хотонов проживает в соседствующих с сомоном Тариалан сомоне Наранбулаг. Самыми первыми исследователями, обратившие внимание на хотонов были русские учёные Потанин и Владимирцов, побывавшие в здешних местах в 1910-х годах. Учёный Потанин путешесттвовал по местам проживания хотонов, знакомился с их бытом, языком. А учёный Владимирцов более глубоко изучал особенности языка хотонов. Также он записал со слов самих хотонов их легенды и эпосы. Из исследований Владимрцова стало ясно, что хотоны имеют тюркское происхождение. Он распознал в их языке более 100 слов из тюркского языка. Да и сами они говорили, что имеют разное с дербетами происхождение.
Хотоны отличаются от окружающего местного населения (и от всех монголов) антропологическим типом, так как несмотря на практикуемые смешанные браки, у них сохраняются черты памирского типа лица. Ранее хотонами использовался собственный язык тюркской группы — хотонский язык. В настоящее время хотоны полностью перешли на диалект калмыцкого (ойратского) языка, характерный для дербетов — основного этноса, населяющего Убсунурский аймак. Некоторые источники отмечают, что речь хотонов сохранила больше исконных ойратских черт, нежели говор собственно дербетов и баятов, испытавший значительное халхаское влияние. Исторически все хотоны были мусульманами, однако за века проживания в регионе, где окружающее население исповедует буддизм в сочетании с элементами шаманизма, хотонами было утрачено большинство исламских обрядов, от местного населения были восприняты обычаи, которые не совместимы с исламским вероучением. Тем не менее, в этой этнической группе сохраняется память как о тюркском, так и о мусульманском происхождении. В обрядовой практике продолжают использоваться отрывки исламских молитв (только на хотонском языке). Материалы по темеА вот ещё:Колонны Выборгского залива, часть 3После написания двух статей о колоннах в Выборгском заливе в которых раскрыты все геометрические и иные характеристики, остался ряд нераскрытых вопросов. Последние дни на тематических ресурсах я прочитал много версий о том как колонны могли там оказаться, как они перевозились, куда предназначались. В данной статье я попробую озвучить свои мысли по данному поводу. Теперь обо всем по порядку. Вернемся к нашей теме. По точке А я высказался. Она где-то в локации тех мест где колонны и сейчас находятся. Что касаемо точки Б то тут всё намного сложнее. Она может быть где угодно. И совсем не обязательно что это Санкт-Петербург. Шарик большой. В первой статье ]]> я обоснованно показал что вероятность того что колонны были произведены в близлежащем карьере (500 метров на юг, желтый квадрат) крайне мала, не логична. Скорее всего в данную точку они попали из района обозначенного оранжевым овалом. Вот схема с подписями, чтобы было наглядно. Серым пунктиром я обозначил предполагаемое место где шла выработка гранита данного паспорта и соответственно его обработка в формы. Судно с колоннами успело пройти по заливу порядка 3 км прежде чем по какой-то причине потеряло управление и его ветром снесло в бухту в которой эти колонны покоятся до сих пор. Тут можно строить много предположений. Могла быть самоходная баржа которая потеряла управление. Мог быть буксируемый «прицеп», который сорвался с троса и его унесло ветром. Сие нам не узнать никогда. Единственное что можно предположить как уточнение, это то, что колонны были аккуратно выгружены. Рядышком, ровненько. То есть их берегли и планировали забрать. Судно же, судя по всему, позднее удалось эвакуировать. Вы видите, что рядом с колоннами находятся каменные блоки, под которыми в свою очередь виднеются деревянные элементы. Сейчас я попытаюсь разъяснить что и как там появлялось. Конечно я со свечкой не стоял, я строю лишь логически обоснованную цепочку умозаключений на основе собственных знаний и опыта. Во ]]> второй ]]> статье я указал, что деревянные элементы это поддон, сделанный с целью изъятия колонн. Теперь подробно. Первое что нужно понимать, так это то, что блоки и колонны никак не связанные события. Все думают что колонны и блоки везли на одной барже, либо их там вместе складывали, либо это руины какого-то древнего сооружения и прочее и прочее. Версий я слышал уже много. Вплоть до того, что были огромные сани на которых по льду всё это добро возили аж в Петербург. В конце статьи я напишу почему версия со льдом ошибочная. А пока к колоннам и камешкам вернемся. Для визуализации и лучшего понимания моих мыслей в процессе повествования я буду рисовать принципиальные схемы. Сразу отмечу что версия предполагает погрузку колонн обратно на судно. В случае изъятия колонн на сушу всё было бы намного проще. Система лебёдок от ближайших деревьев и дело в шляпе. Правда потом совершенно невозможна их дальнейшая транспортировка без соотвествующей ландшафной проработки, следов которой нет от слова совсем. Представьте себя на месте прораба или инженера, которому поручили достать колонны и погрузить на судно. Что вы будете делать? Логично предположить что вам первым делом на дне рядом с колоннами придется соорудить какой-то настил, на который вы сможете поставить подъемный кран (механизм). И такой настил на дне был обнаружен во время экспедиции. Вот схема. Оранжевым цветом я обозначил колонны на тот момент. Они еще рядышком.
В конце концов стало понятно что таким образом колонны поднять и погрузить на судно не получится. Стали ломать голову что делать дальше и придумали другой вариант. Кардинально другой. Вот его принципиальная схема.
Тут стоит отметить то, что налицо спешная работа, без основательной подготовки. Торопились, возможно хотели втихаря, утайкой, малыми силами. Как я писал во второй статье, это действо происходило в 20 веке, скорее всего в 20-30 годы финнами или во время Великой Отечественной войны немцами. На самом деле, если по-серьезному подходить к вопросу изъятия колонн, то лично я не вижу особых проблем. Правда понадобится основательная подготовка и металлические механизмы. Если сейчас вдруг кто-то захочет колонны достать, то он это сделает. Хоть на берег вытащить и погрузить на шаланду, хоть на судно. Да, будет не дешево, да придется проделать определенные работы как на дне, так и на берегу, но всё технически исполнимо. Да, пока не забыл. Когда те кто понял что ни черта не получается, у них хватило ума блоки сложить кучкой у колонн, хотя один блок все-таки остался валяться примерно в десятке метров от кучи. На первом фото с квадрокоптера его видно внизу у обреза снимка. А теперь, когда я все подробно расписал и нарисовал, наложите мой рассказ на имеющиеся фото и вы поймете что я прав. Как минимум моя версия полностью соответствует тому что есть по факту. Один из рычагов при последнем варианте обломился и до сих пор его обломок торчит между колоннами. Напомню тем кто не читал вторую статью, древесина поддона достаточно свежая, хорошей сохранности. Её нельзя датировать периодом Российской империи. Возможны иные предполагаемые варианты? Конечно возможны. И мой вариант так же может корректироваться. Например я описал вариант с двумя подъемными механизмами, но их могло быть и больше. Запросто могло быть три и даже четыре. При том что два вида блоков видимых на фото как раз имеют по три единицы примерно одного размера. Правда второго уровня поддона мы видим все же лишь два. Но среднюю часть второго уровня на каком то этапе вполне могли разобрать и пустить в ход на настил последнего варианта при закатывании сразу на судно. К сожалению этого мы уже не узнаем никогда, так и будем лишь строить предположения. Кстати о предположениях. Я обещал рассказать почему версия со льдом ошибочна. Напомню, что я читал версии о том, что колонны и каменные блоки могли катать на санях или неких конструкциях по типу саней зимой по льду. Отвечу как местный рыбак. Следующее. Так же сейчас много идет разговоров о том, что древесина может быть более старой. Приводится в пример и морёный дуб, и Венеция (сибирская лиственница) и прочие примеры археологических находок. Тут так же нужно понимать что есть что и отделять мух от котлет. Древесина может долго сохраняться в среде с малым количеством кислорода. То есть должен быть некий консервант. Консервантом может быть лишь то, что исключает или снижает количество растворенного в воде кислорода. Например глина, выступающая гидроизолятором, или ил и торф которые активно пожирают свободный кислород. Там где лежат колонны нет ни глины, ни ила, ни торфа. Только песок. Песок хорошо пропускает воду, а вместе с ней и кислород. В данной локации нет условий для длительного сохранения древесины. При том что древесина в данном случае это обычная хвоя, как известно не отличающаяся особой стойкостью к гниению. Раз уж отвлекся на древесину, еще кое что скажу. Древесина бывает разной. Как по плотности и твердости, так и по химическому составу. Кроме того, разные породы дерева имеют разный электрический заряд. Древесина в воде гниет любая, но различные особенности могут уменьшать или увеличивать срок. Некоторые породы дерева при определенных условиях дубеют, кальцинируются. Всем известный пример с морёным дубом. Если дуб положить в воду и засыпать песком, да потолще, а лучше глиной или илом, то он каменеет. Но нужны многие годы. Сейчас в промышленных условиях этот процесс сокращен до дней путем нагрева, сушки, обработки паром и химикатами. При этом мало кто знает что ряд пород дерева в некоторых условиях по характеристикам превосходит мореный дуб. Например всем нам хорошо известная осина. Она очень мягкая, особенно верхушка дерева, при этом в естественных условиях гниет очень быстро, по-этому старых и толстых деревьев в лесу вы не найдете. Но, если дерево намочить, оно сильно разбухает, а при сушке сильно ссыхается. При этом имеется факт накопления. То есть каждый цикл разбухания и последующего усыхания будет плясать от последнего цикла с прогрессией к уплотнению. Так вот, после трёх таких циклов осина уже твёрже дуба. А после 10 циклов вы в неё даже гвоздь не забьёте. Самое интересное то, что осина не имеет предела сжатия. Даже после многих циклов сушки сохраняет способность к усыханию. Правда этот процесс крайне замедлен. При этом если окажется влажная среда, то будет так же впитывать влагу и разбухать. Даже покрытая лаком или воском. Ибо с годами лак, воск и прочие покрытия теряют свои свойства и увеличивают гигроскопичность. В общем со временем изделие из осины обязательно растрескается. Кстати, осина имеет отрицательный заряд и по-этому не дружит с хвоей. Вместе они не растут, осина угнетает хвою. А те ёлки что умудряются расти, имеют ветви в сторону от осины. Чёта Остапа понесло. Хватит. Да, у других пород дерева свои «тараканы». И последнее. Справа и слева от колонн имеется песчаная «отмель». Кое кто пытается это связать каким-то образом с руинами прошлых лет. Типа под песком что-то погребено. А колонны с блоками это лишь верхушка айсберга. Тепеь всё. Свои мысли по теме возможной принадлежности и транспортировке колонн я изложил. Равно как и наиболее вероятную причинно-следственную цепочку событийного характера. Всем спасибо за чтение. Добавлено 20.09.2020. В данный момент происходит процесс изъятия колонн. Блоки уже вытащены на берег, в скором времени вытащат и колонны. Планируется создание ]]> музея в Выборге ]]> где колонны станут одним из экспонатов. Хорошо это или плохо, я не берусь судить. Могу лишь предположить, что маленький песчаный пляж, который был жемчуженой залива, перестанет быть этой самой жемчужиной, если вообще останется.
|
---|