Что такое соревнование зарница

Военно-спортивная игра «Зарница»

Разделы: ОБЖ

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарницаЧто такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

ЗАРНИЦА – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе. В ходе игры школьники 7-10 классов делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами, учащиеся 11 классов помогают педагогическому составу в проведении мероприятия. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Играющие делятся на пять команд с одинаковым количеством человек (команда составляет 25человек из разных возрастных категорий), учащиеся 11 классов отвечают за проведение этапов игры, а преподавательский состав, выступает в качестве начальников служб гарнизона. Команды выбирают себе командиров, название, эмблему. Проводится торжественная линейка, выносится знамя, звучит гимн. На трибуне ветераны дают наказ играющим, командиры сдают им рапорта, игроки приветствуют их. Объявляется военное положение и ставится задача, командиры получают боевые листы с маршрутом (Приложение 1). Команды вырабатывают тактику (участники между собой делятся на этапы, за которые они будут отвечать), начальники гарнизона приглашают участников на СТАРТ; ФИНИШОМ является стол на котором команда при помощи клея должна собрать символику атрибута игры (за каждый пройденный этап, команда получает один элемент пазла). Целью команд является – символика игры. Каждая из команд должна действовать слажено, на этапы приходить вместе, если кто задерживается – ждать.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарницаЧто такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, духовно-нравственных ценностей, ответственности.

Основные этапы игры:

Организация проведения мероприятия:

Участие в подготовке игры “Зарница” принимают :

– администрация школы,
– учитель ОБЖ,
– учителя физической культуры,
– медицинский работник школы,
– классные руководители,
– учащиеся 11 классов,
– начальная школа и 5-6 классы – болельщики.

Открытие военно-спортивной игры “Зарница” производится у центрального входа в школу под звуки аккордов торжественного марша. Директор школы открывает праздник, ветераны ВОВ поздравляют участников с началом игры.

I. Основные этапы игры.

1-й этап. “Представление – эмблема, приветствие соперников”

Каждый батальон, должен приветствовать своих соперников (заранее приготовленными приветствиями в стихотворной форме). Представить эмблему и рассказать о ее обозначении за это они получают пазл.

2-й этап. “Полоса препятствий”

Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий на время (на территории школы специально оборудованный участок). Подсчет времени всех участников суммируется и дается пазл.

3-й этап. “Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, ожогах, ранениях, кровотечениях”.

Команда получает задание, которое содержит в себе два вопроса (теоретический и практический). Читает и начинает оказывать мероприятия первой необходимой помощи. Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи (Приложение 2). Команда получает пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

4-й этап. “Переноска пострадавшего”

Участники должны перенести пострадавшего на носилках определенную дистанцию (четыре мальчика, одна девочка). Для начала они должны разложить носилки, уложить правильно пострадавшего (головой вперед) и перенести его. Организаторы учитывают правильность, время. Команда получает пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

5-й этап. “Строевая подготовка” Командир дает команду, по команде батальон должен показать свои навыки и уметь:

– строиться в одну шеренгу, в две, обратно;
– в одну колонну и по три;
– повороты: направо, налево, кругом, в пол оборота;
– движение строевым шагом с речевкой и песней.

Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи. Команда получает очки и пазл.

6-й этап. “Сборка автомата Калашникова”

В конкурсе участвуют – четыре мальчика и две девочки. Ребята на время должны правильно и быстро собрать автомат. Команда получает пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

7-й этап. “Одевание противогаза”

Участвуют пять человек от команды (четыре мальчика, одна девочка). По команде участники должны одеть противогазы правильно и быстро на время. Время засчитывается по последнему участнику. Команда получает очки пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

8-й этап. “Установка палатки”

Команды выбирают четырех человек, которые участвуют в конкурсе(три мальчика, две девочки). Участники конкурса, должны слажено и быстро, за короткое время правильно поставить и натянуть палатку. Команда получает пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

9-й этап. “Укладка рюкзака”

Участникам команд нужно выбрать по одному представителю от команды. Участник должен на время собрать рюкзак. Команда получает паззл (Приложение3).

10-й этап. “Розжиг костра и кипячение воды на время”

Четыре участника от команды, должны быстро разжечь костер и в котелке вскипятить воду. Та команда, у которой быстрее закипела вода, побеждает в этом конкурсе. Команда получает пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

11-й этап. “Ориентировка на местности по компасу”

Командам даются координаты спрятанных запасов противника. Участники должны по компасу ориентироваться и найти провизию. В этом конкурсе участвуют два мальчика и одна девочка. Команда получает сладкую провизию и пазл.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

12-й этап. “Инсценировка военной песни”

Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.

Жюри судит конкурс по следующим критериям:

– оригинальность оформления;
– костюмы;
– массовка;
– аранжировка;
– качество выступления
– выбор песни.

Команда получает пазл.

13-й этап заключительный. “Составление символики”(Приложение 4)

На заключительный этап вся команда должна прийти в полном составе, после чего начинает собираться картинка символики игры и склеивается. Начальники служб гарнизона оценивают конкурс.

Подведение итогов конкурса: победители определяются по времени секундомера и наименьшем наборе штрафных очков. Команды награждаются грамотами, ценными подарками. Также в соревнованиях выделяются и награждаются победители каждого этапа конкурса.

Источник

Зарница (игра)

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

«Зарни́ца» — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими похожими организациями.

Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».

Содержание

История

По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.

Своим приказом маршал поставил задачу создать юношеские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.

В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.

В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игра «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.

Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.

Правила игры

Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.

Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.

Источник

Генеральский жезл в школьном ранце

Но придумана была «Зарница» отнюдь не для развлечения.

Приказ маршала Казакова

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

«Тщательно проверить варежки!»

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Интересно, что такие игры «Пионерская правда» позже проводила и в условиях настоящей войны: «Рейд в тыл врага» (1942), «На разгром!» (1943), «На штурм!» (1944).

Военно-спортивная игра требовала определенных знаний и навыков, и дети к ней готовились по-взрослому: познавали азы военной тактики, мастерили «вооружение», тренировались в беге на лыжах, учились составлять и «читать» карту, ориентироваться по компасу, перевязывать и выносить раненых «с поля боя», то есть в развлекательной, ненавязчивой форме проходили ту самую допризывную подготовку.

Эту практику в 1960-е решено было вновь вывести на всесоюзный уровень.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Только без драк!

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

О том, какую роль отводили этой игре руководители страны, красноречиво говорит состав ее организаторов и кураторов: ЦК ВЛКСМ, министерство обороны и штаб гражданской обороны, министерство просвещения, ДОСААФ, Комитет по физкультуре и спорту, общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Игру в разные годы возглавляли Герои Советского Союза: маршалы В.И. Казаков и И.Х. Баграмян, генералы армии А.Л. Гетман и И.И. Гусаковский, не менее «звездным» был Главный штаб «Зарницы».

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Детский полк идет в атаку

Для многих из этих атакующих цепей с «Зарницы» началась военная карьера. Миллионы остальных и сегодня с ностальгией вспоминают захватывающее военное приключение.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

В наступлении войска.

Как лягушку, из болота

Даже девочкам не спится,

Им, медсестрам, не до сна.

Дядя Степа на пригорке

Наблюдает взглядом зорким

За сраженьем вдалеке.

Видит бывший старшина:

Хоть играют, а война.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

М. Пришвин. Из дневника. 1941 г.

1. Приказ N 4 Главнокомандующего игрой «На штурм»//Пионерская правда. 12 декабря 1940.

2. Поляков В. Зарница//Начальная школа. 1967. Вып. 1. С. 65.

3. Народное образование. 1978. С. 47-49.

Источник

Военно-спортивная игра «Зарница» (5-11 классы)

Зарница – это военно-спортивный праздник, который дает воспитанникам возможность реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, а также совершенствовать военно-патриотическую и спортивную работу в учебном заведении.

Цель: способствовать военно-патриотическому воспитанию кадет.

пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;

сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;

формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;

формирование у воспитанников навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях.

Форма проведения: военно-спортивная игра, состоящая из нескольких этапов (прохождение станций).

Оформление: каждая станция оформлена в соответствии с названием.

Станция «Огневая подготовка»

Станция «Санитарный пост»

Станция «Химическая защита»

Станция «Полоса препятствий»

Станция «Минное поле»

Станция «Военный эрудит»

Распределить ответственных за подготовку и организацию работы на станциях:

Условия проведения и требования к участникам:

Военно-спортивная игра проводится на территории учебного заведения, (спортивно-игровая площадка, спортивный городок № 1, плац СПбКВК).

Для участия в игре формируются команды 1-6 учебных курсов и обучающиеся ГОУ Специальная школа-интернат «Красные Зори».

Форма одежды: закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки), спортивный костюм, куртка, головной убор, перчатки.

За нарушения дисциплины и правил техники безопасности начисляются штрафные очки.

Продолжительность игры: 11.00-13.00 час.

Играют 7 команд, по одной команде от каждого учебного курса и одна команда воспитанников ГОУ Специальная школа-интернат «Красные Зори».

На каждом этапе (станции) играют 8 человек из числа команды, при прохождении следующих этапов, участники могут менять основной состав команды на наиболее подготовленного игрока.

Старт командам даётся одновременно. Время прохождения каждого этапа фиксируется и составляет 20 минут. Переход на следующую станцию осуществляется по звуковому сигналу.

Все задания на этапах (станциях) составлены с учетом возрастных категорий участников – 1-3 и 4-7 учебные курсы.

В маршрутных листах отмечается количество набранных баллов на этапе, и фиксируются штрафные баллы.

Порядок выполнения членами команд заданий на этапах устанавливается капитаном.

После выполнения задания, команда обязана поставить на места все используемые предметы.

По окончании прохождения всех этапов (станций) игры, команды сдают маршрутные листы в «Штаб».

Построение участников на строевом плацу для открытия военно-спортивной игры «Зарница».

Прохождение этапов военно-спортивной игры участниками.

Подведение итогов и награждение победителей и призеров.

Познакомить воспитанников с правилами игры.

Провести инструктаж по технике безопасности (соблюдение

правил игры «Зарница», о недопустимости применения грубой физической силы во время игры, о форме одежды и т.д.)

Ход военно-спортивной игры:

I.Организационная часть военно-спортивной игры «Зарница»

Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся на строевом плацу СПбКВК под звуки торжественного марша, звучит гимн. Слово предоставляется ЗНКВК по ВР.

Ведущий: Одной семьёй живут народы,
Крепка Россия как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит!
Кто умеет состязаться,
Кто без дела не сидит,
Кто хочет силой потягаться,-
Для вас наш праздник и открыт!
Итак, начинаем спортивные состязания «Зарница», посвящённые тем, кто служил, и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!
II. Вручение командам маршрутных листов

Командиры команд докладывают о готовности своей команды к игре ЗКВК по ВР: «Товарищ подполковник! Команда ____ учебной роты к игре «Зарница» готова. Капитан команды кадет________. Рапорт сдан!» ЗНКВК по ВР: «Рапорт принят, вольно!»

Педагог-организатор: Сейчас каждый учебный курс получит пакет с указанием маршрута, по которому он должен двигаться. На каждой станции вас будет ждать «постовой» (педагог-организатор). Он объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания, и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает баллы, если есть замечания, то рядом в маршрутном листе прописываются штрафные баллы. По музыкальному сигналу все команды отправляются дальше по маршруту.

(Капитаны получают пакет, команды разбегаются по своим маршрутам.)

III. Прохождение маршрутов по станциям
(У каждой команды свой маршрутный лист, для того, чтобы кадеты не сталкивались на этапах и проходили маршруты одновременно).

1.Станция «Огневая подготовка» (строевой плац СПбКВК)

Сборка и разборка автомата. Участвует команда из 8 кадет.

Старшая возрастная группа (8 – 11 кл)

Источник

Уютный регресс и бессильная гордость: как советская военная игра «Зарница» (не) возродилась в современной школе

Моду на советское мы наблюдаем уже давно — начиная с возвращения мелодии государственного гимна и заканчивая «тем самым» пломбиром и бесчисленными чебуречными «СССР». Однако в последние годы складывается впечатление, что «совьет-стайл» шагнул несколько дальше оформления кабинетов в Сандуновских банях и наборов забавных стикеров в телеграме. Фольклорист, старший научный сотрудник ЛТФ ШАГИ ИОН РАНХиГС Мария Гаврилова выяснила, как в российские школы вернулись советские военные игры — и почему их содержание изменилось до неузнаваемости.

Примечательно, что тяга к «старому доброму» сосредоточена преимущественно на советском детстве и советской юности. В ходе фольклорно-антропологических экспедиций мы с коллегами часто сталкиваемся с примерами низовой активности типа создания частных музеев пионерии и комсомола, ряжения старшеклассниц в советскую школьную форму с белыми фартучками, гольфиками и бантиками или торжественного празднования Дня пионерии пятидесятилетними людьми в красных галстуках. Особенно часто такое можно наблюдать в селах и малых городах — причем вероятность этого тем больше, чем депрессивнее местность в экономическом плане.

Из той же серии — попытки вернуть в современную школьную педагогику такие советские традиции, как детские военизированные организации в качестве реинкарнации пионерии, уроки гражданской обороны и игру «Зарница». Многие из нас испытывают по этому поводу противоречивые чувства — не зная, смеяться или плакать. С одной стороны, участие пионеров в крестном ходе или проведение «Зарницы» в честь сельского престольного праздника (и то и другое — реальные случаи) выглядит комично. С другой стороны, от вида детей, занятых сборкой-разборкой автомата Калашникова, ползанием в противогазе и маршировкой под воинственные песни, становится страшновато. Не удивительно, что многие, оценивая происходящее, считают, что «страна надела сапоги» и «власть готовит население к войне». Звучат даже опасения, что «всё это выливается в Керчь» — то есть что, вовлекая детей в игрушечную «войну», можно спровоцировать настоящие школьные шутинги.

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Попробуем разобраться, почему происходит это вторжение советского и действительно ли всё так страшно.

Читайте также

Однако расцвет школьного совка нельзя объяснить лишь навязыванием сверху. Часть наших сограждан искренне радуется тому, что советское воспитание вернулось в школы: они говорят, что благодаря ему дети «невольно пропитываются патриотизмом» вместо того, чтобы «заниматься чем попало». Да и впечатление, что возрождение советской НВП (начальной военной подготовки) началось недавно, ошибочно. Оно складывается потому, что лишь в последнее время всё это получило широкое освещение в СМИ и соцмедиа и поддержку властей.

На самом деле во множестве школ советские традиции и не прерывались: школа — достаточно консервативный социальный институт, к тому же огромное количество педагогов получили образование и трудовой опыт еще в Советском Союзе.

Судя по нашим наблюдениям и интервью, в «проклятые» и «бездуховные» 1990-е энтузиасты тоже сохраняли школьные музеи защитников Отечества, устанавливали мемориальные доски в честь местных героев Афганистана и Чечни, проводили «Зарницы» — причем делали это на свой страх и риск, без какой бы то ни было поддержки от государства.

Если инициативы властей отвечают какому-то реальному общественному запросу, то кем востребовано воспитание по советскому образцу и почему? Во-первых, это, конечно же, ностальгия — не столько по Советскому Союзу как таковому, сколько по детству и юности, которые в нем прошли. Во-вторых, запрос на советские воспитательные практики может быть связан с проблемой патриотизма.

Вот уже тридцать лет мы ищем ответ на вопрос: «Что нас, россиян, объединяет и куда мы все вместе идем?» — но пока так и не нашли. Это вызывает дискомфорт и во власти, и в обществе. Взрослые сегодня не способны предложить детям приемлемую модель поведения «настоящего патриота», причем ответственность за это они возлагают на саму молодежь. Старшее поколение приписывает младшему или недостаточную степень патриотизма, или какой-нибудь неправильный патриотизм — «пассивный» и «созерцательный» либо, наоборот, «ксенофобский» и «экстремистский».

Однако сегодняшняя реконструкция советских педагогических практик затрагивает только форму, но не содержание. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить старый и новый варианты одной из самых популярных таких практик — игры «Зарница».

В советской «Зарнице» участвовали две команды, одна из которых должна была захватить «штаб» и флаг другой. Чтобы отличаться друг от друга, игроки команд-противников пришивали на плечи цветные бумажные погоны, которые надо было срывать в ходе «рукопашной»: сорван один погон — игрок считается «раненым», оба — «убитым». Если прообразомом советской «Зарницы» послужила народная игра «в войнушку», то ее сегодняшние варианты скорее похожи на конкурсы, квесты и викторины. В современных «Зарницах» участвуют более двух команд, и они не только не захватывают «штаб» и флаг и не срывают погонов, но вообще практически не контактируют друг с другом.

Старый и новый варианты «Зарницы» — это, по сути, игры разных сюжетных типов. В советском варианте это антагонистическая игра: противник воспринимается как «враг». В современном варианте это состязание: противник является лишь «соперником». И действительно: в сегодняшних «Зарницах» «врага» нет. В «боевом задании», например, говорится: «похищены документы из штаба…» или «надо разминировать…», а кто похититель и кто заминировал — непонятно.

В СССР в «Зарницу» играли пионеры, то есть дети 9–14 лет. Участие в игре было обязательным, так она являлась частью НВП. Сегодня участие в «Зарнице» добровольное, но зато организаторы стараются вовлечь в игру всех подряд: и школьников, и студентов, и детсадовцев, и детей-инвалидов. Такая широта целевой аудитории возможна потому, что «боевые действия» в современной «Зарнице» весьма условны.

Вместо бега по пересеченной местности, «диверсий» друг против друга и «рукопашной» со срыванием погонов детям предлагают выразительно спеть «Катюшу», припомнить фамилии героев и даты сражений, собрать пазл с военной техникой — и всё это не выходя со школьного двора.

Как и в советской, в современной «Зарнице» есть викторины на военную тематику, но содержательно они весьма отличаются друг от друга. В методичке 1983 года детям предлагали ответить на вопросы типа:

* Отличия гладкоствольной винтовки от нарезной.

А в методичке 2014 года вопросы такие:

* Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

* Какие слова прозвучали в обращении правительства к армии и народу?

* Самый известный агитационный плакат того периода?

Может быть интересно

Бросается в глаза противоречие между показной воинственностью современных школьных милитари-шоу и навязчивым страхом за безопасность детей. В интервью многие педагоги заметно оживляются, вспоминая о собственных советских школьных «Зарницах» — с «рукопашными боями», «убийствами» и т. п. По их рассказам, раньше почему-то никто не боялся, что детей искусают клещи, что кто-то из них получит травму или потеряется в сугробе, — а потом они замечают, что сейчас учителей за такое наверняка бы судили.

«У-у-у, раньше так вспомнить — как там пацаны делились на две команды. Там штаб, флаг — и вот надо было захватить штаб, флаг захватить. Вот так вот. Раньше было человек 5–6 — разведка сначала, всё, старший…» (М., 46 лет).

«Там было зимой, были какие-то горы и сугробы, там стреляли, убивали. И крепости строили, и снежками. Очень здорово было, весело!» (Ж., 50 лет).

«Пришли домой — и, короче, нету двух человек… „Кто последний видел?“ — „Шурик“. — „Видел, мы вон там сидели“. Мы приходим, они там, ну как, замерзшие — до сих пор сидят, спрятались от этой атаки, которая на них шла в лесу… [смеется]. Их взяли, привезли, отогрели, никто не заболел, родители и слова не сказали. Сейчас бы прокуроры посадили» (М., 56 лет).

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

«Нам автомат запрещен вообще. Да давно уже — я в 1983-м начинал, у меня было шесть автоматов — в Ферапонтовской школе я начинал работать, — шесть настоящих, боевых. Ну, там запаяно было, но мы по крайней мере… Когда у нас пятидневные сборы 1 июня начинаются — с ребятами вот с этими, с десятиклассниками, — нам даже автомат не дают в руки, не говоря о винтовке — отстреливать. Всё запрещено в России. За-пре-ще-но» (М., 50 лет, Вологодская обл.).

Совершенно особая роль в «Зарнице» сегодня отведена Великой Отечественной войне. В СССР «Зарницу» было принято проводить 23 февраля, 22 апреля или летом в пионерлагере, а сейчас ее чаще всего приурочивают к 9 Мая. Игра открывается посещением местного мемориала ВОВ или «благословением» ветерана. Детям предлагают символически «прожить» войну: «пройти лес на лыжах, как партизаны», «съесть отравленный суп, как пионерка-герой, отравившая немцев», «вообразить себя на месте голодающих в блокадном Ленинграде», — чтобы заставить их прочувствовать солидарность с «дедами».

Наконец, в современной «Зарнице» большое место занимают разного рода творческие конкурсы. Дети и их родители шьют форму, изобретают командную символику, инсценируют песни военных лет. В советской «Зарнице» даже смотров строя и песни было на порядок меньше, поскольку это навык, далекий от гражданской обороны. Зато сегодня шагистика — умение, очень ценное для несения почетного караула у мемориала:

«Второй этап — это смотр строя и песни. Здесь ребята показывают свое умение маршировать и выполнять строевые команды, которые так нужны потому, что наши лицеисты несут Вахту Памяти у Вечного огня, участвуют в парадах и военно-спортивных конкурсах».

Похоже, что истинная цель возрождения «Зарницы» состоит именно в этом: если в СССР игра была средством НВП, то сегодня символическое в ней перевешивает практическое. Это больше не «войнушка», а праздник, драматическое представление, поминальный фестиваль. Когда-то в древности в честь особо важных покойников устраивали «ристания» — ритуальные спортивные состязания. Так вот, и «Зарница», и вообще вся остальная современная милитаристская школьная «патриотика» — явления того же порядка.

Читайте также

Мы видим, что власть хочет сделать детей патриотами, но толком не знает как. Она возлагает эту задачу на педагогов, а те пытаются решить ее привычными для себя способами. Они часто признаются в интервью, что просто не могут найти для детей никаких других мероприятий патриотической направленности, кроме советской «Зарницы».

«Был период в развитии постсоветского общества, когда дети… ну, они просто в никуда ушли. И вместе с военно-патриотическим воспитанием, вместе с тем желанием привлечь как-то к общественно-значимым мероприятиям — ну, вот решили возобновить всякие военно-патриотические штуки. Ну, у нас кроме „Зарницы“, как оказалось, ничего нету» (Ж., 55 лет).

Когда учителя пытаются решить проблему с символами национальной солидарности, они не находят другого события отечественной истории, кроме ВОВ, откуда можно было бы черпать патриотические ценности. Это не удивительно: судя по социологическим опросам, у большинства россиян гордость за страну вызывают только события прошлого, причем в основном военные — в качестве военной победы расценивается в том числе полет Гагарина в космос.

Поэтому если не устоит память о ВОВ, то гордиться вообще окажется нечем — а это невыносимо.

Таким образом, демонстративная память — жест отчаяния и страха. Старшее поколение очень беспокоит, что для молодежи ВОВ — уже не живая память, а история. Вовлекая детей в «проживание» событий войны, они пытаются внушать своим подопечным подобие такой памяти.

«Не обязательно одна война. Просто так получается, что патриотизма здесь больше. На самом деле чтобы дети хоть как-то не забывали, что ли. Есть многие — вообще не знают. Вообще не знают, что такое Великая Отечественная война, да. Ну что сейчас дается [на уроках истории]? Одна тема, прямо один урок — это мало. Как-то всё уже забывается. Не хотелось бы, чтобы забывалось» (Ж., 45 лет).

«Они уже далеки от этих событий на самом деле — ВОВ и так далее. Они уже… Еще пару лет, и они будут воспринимать как мы — Бородино. Я вот просто столкнулась у нас на игре, мы играли в Измайловском парке один из детей… залез на этот постамент, где Вечный огонь, и заглядывает туда. Учителя и я — мы так дернулись и говорим: „Как, это же Вечный огонь! Ну, это как Могила Неизвестного Солдата! Как ты можешь!“ А он спрашивает: „А что это?“ То есть меня вот это до глубины души…» (Ж., 40 лет).

Что такое соревнование зарница. Смотреть фото Что такое соревнование зарница. Смотреть картинку Что такое соревнование зарница. Картинка про Что такое соревнование зарница. Фото Что такое соревнование зарница

Кроме того, взрослым постоянно кажется, что наша коллективная память, а следовательно, и национальная гордость тоже, подвергается атакам извне. Всякий, кто не испытывает достаточного пиетета по отношению к войне — агент врага. На школьных военно-патриотических мероприятиях очень часто можно услышать слова вроде таких:

«Игра „Зарница“ была и остается настоящим уроком патриотизма и мужества для подрастающего поколения, ориентиром в плане нравственного воспитания молодежи, поэтому в настоящий момент, когда в мире повторяются попытки переписать историю, когда школьники и студенты уже не так хорошо знают имена героев, совершивших немало подвигов в годы войны и отдавших жизни ради спасения советского народа, она просто необходима».

В той картине мира, которую разделяют многие представители старшего поколения, граждане субъектностью обладать не могут — ею обладает только государство. Если человек не является послушным орудием родного государства, это значит, что он стал вражеским орудием. Поэтому выступление школьника из Нового Уренгоя, в котором он позволил себе сравнить советских солдат с солдатами вермахта, и вызвало в свое время такой скандал. И поэтому сегодня звучит так много слов о том, как важно доносить до детей «правильные» представления о ВОВ.

Может быть интересно

Итак, поминально-милитаристские мероприятия в советском стиле нужны для того, чтобы сделать детям «прививку» национальной гордости — иначе они не смогут противостоять угрозе враждебного идеологического воздействия. Это та цель, которую взрослые — власть и педагоги — готовы признать. Но под воинственностью и контролем, которые они из последних сил пытаются демонстрировать, скрывается букет плохо отрефлексированных эмоций: ностальгия по собственной юности, уязвленная гордость гражданина распавшейся империи, фрустрация в связи с настоящим и страх по поводу будущего.

В возрождении советских воспитательных практик нет ни идеологии — только чувства, ни системы — власть формулирует требования максимально туманно, а учителя реализуют их кто во что горазд.

В результате то, что на первый взгляд кажется возрождением, на деле является лишь имитацией и карго-культом. Взрослым выпало несчастье жить в эпоху перемен, которые они не заказывали и не в состоянии контролировать, — поэтому нет ничего удивительного в том, что часть из них стремится найти утешение и успокоение в уютном регрессе, выражающемся в косплее советского.

И те, кому нравятся советские воспитательные практики, и те, у кого они вызывают оторопь, согласны в одном: в убеждении, что дети — это пластилин, из которого взрослые способны слепить всё, что им хочется. Но на самом деле, соглашаясь играть по правилам, придуманным взрослыми, дети воспринимают происходящее очень по-своему. Для одних это часть искренне разделяемого ими культа «воевавших дедов», для других — лишь странная и забавная экзотика. Ну, а большинство просто хотят порадовать маму с папой или не хотят спорить с учительницей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *