Что такое соревнования античных олимпийских игр
Соревнования Античных Олимпийских игр
Соревнования Античных Олимпийских игр — виды спортивных Олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры.
Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни мифического Геракла, которое сами же определили XIII в. до н. э. Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.
В «Илиаде» Гомера герой Ахиллес устраивает игры в память о погибшем Патрокле. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках (бокс), боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья. [1] Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э. (см. Олимпиада (хронология)).
Содержание
Единоборства
Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:
Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей.
Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец. [8]
Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в 3-й раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге. [9] Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.
Сострат из Сикиона получил прозвище Пальчик, потому что одержал победы в панкратионе на 3 Олимпиадах (начиная с 104-й), захватывая и ломая фаланги пальцев у соперника. [10]
Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника. [13] Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Затем он одержал победы в борьбе для взрослых на 5 последующих Олимпиадах, и потерпел поражение на 66-й Олимпиаде (516 до н. э.). Про Милона Павсаний рассказывает следующее: он обвязывал вокруг головы верёвку и, задерживая дыхание, рвал верёвку вздувшимися от напора крови венами. [14]
Пентатлон
Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника 3 вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара. [15]
Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.
Горг из Элиды был единственным атлетом, выигравшим 4 Олимпиады в пятиборье, а кроме того он также одержал победы в двойном беге и беге гоплитов. [16] Пятиборье для юношей проводилось только один раз, на 38-й Олимпиаде, видимо из-за ограниченности времени, в течение которого шли игры.
Конные бега
Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с 2 лошадьми в упряжке. Аналогично как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы.
В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.
На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком. [17]
Соревнования трубачей и герольдов
Античные Олимпийские игры
Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια ) — величайшие из эллинских национальных празднеств.
Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).
Содержание
История игр
Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).
Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. ἐκεχειρία ), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι ) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ἱερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.
В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί ) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.
Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (ἀγὼν Ὀλυμπιακός, ἀέθλων ἅμιλλαι, κρίσις ἀέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. ἑορτή ) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.
О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования античных Олимпийских игр».
Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Ἑλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд ἀλύται, с ἀλυτάρχης во главе. Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα ), дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодиками в Олимпийской гимназии.
Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα ). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος ), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους ἐπίχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.
Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году (см. Олимпийские игры).
Олимпийские игры в Древней Греции, история античных Олимпиад
Олимпийские игры пришли к нам из Древней Греции. Название Игр связано с древнегреческой мифологией.
История Олимпиад уводит нас в священную долину – Олимпию. Здесь находилось древнее святилище и проводились ритуальные состязания, посвященные Зевсу. Здесь же был сооружен первый олимпийский стадион.
В 776 году до нашей эры в Олимпии началась легендарная эра – эра античных Олимпиад.
Олимп и Олимпия – как появилось название Игр
Почему Олимпийские игры так называют? Название связано со священными для древних греков местами — Олимпом и Олимпией.
Олимп, это горный массив. Расположен в северной Греции. Здесь, по мнению греков, жили боги.
Олимпия, это культовое место на территории южной части Греции. Здесь богам приносили жертвы, за долго до появления Олимпиад.
Гора Олимп и Олимпийские боги
Олимп – мифологический и природный символ Греции. Это не отдельная гора, а горный массив. Протяженность горной цепи составляет более 20 километров.
Всего Олимп насчитывает 52 вершины. Три самых высоких пика носят названия: Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м).
Пик Стефани имеет другое название – «Трон Зевса». Вершина, если смотреть на нее под определенным углом, действительно напоминает спинку гигантского трона.
Олимп является самым высоким горным массивом на территории Греции. Здесь обитали греческие боги во главе с Зевсом – властелином грома и молнии. Простой смертный не мог подняться в жилище богов. Когда нужна была божественная помощь, греки молились и приносили жертвы богам в священных местах.
Религиозные центры были разбросаны по территории всей Греции. Одно из самых почитаемых святилищ находилось далеко от горы Олимп.
Священная Олимпия
В северо-западной части Пелопоннесского полуострова, между реками Алфей и Кладеон, находится огороженная холмами долина – Олимпия. Здесь находился знаменитый на всю Грецию алтарь верховного бога.
К священному алтарю съезжались со всех греческих городов. Громовержцу привозили дары, приносили жертвы, в честь него проводили ритуальные состязания.
Древние греки соревновались в беге, метали диск, стреляли из лука. Богатые граждане устраивали гонки на колесницах. Победу посвящали Зевсу. Таким способом греки благодарили высшие силы за удачу и просили о помощи в будущем.
Согласно легендам, состязания, посвященные Зевсу, проводили на регулярной основе. Кто стал организатором священных Игр точно не известно. Один из мифов гласит, что первые «регулярные» соревнования организовал легендарный Геракл, еще в XIII веке до нашей эры. С этой легендой также связывают появление слова «стадион».
Дистанцию для бега Геракл отмерил собственными стопами. Эту дистанцию (600 стоп) назвали «стадией». Прошло время и место проведения соревнований по бегу стали называть стадионом.
Игры проводились раз в пять лет. Но из-за постоянных воин, который греки вели друг с другом, традиция была прервана. Через несколько столетий Олимпия вновь стала центром священных Игр.
Возобновление древнегреческих Игр
Греческие города-государства постоянно враждовали между собой. Самым грозным государством была воинственная Спарта. В IX веке до н. э. спартанцы покорили все соседние города и подошли к границам полиса (государства) Элида. Священная Олимпия находилась на территории Элиды.
Царь Элиды Ифит понимал, что спартанцев ему не одолеть. Ифит решил обратиться за советом к предсказателям и отправился в знаменитый Дельфийский оракул. Обратился к Пифии (жрица-предсказательница) с вопросом: «Как прекратить войну». Получил ответ: «Возобновить Олимпийские игры, в честь Зевса».
Древние греки верили, что через Пифию вещает один из верховных богов – Аполлон. Ослушаться такого совета никто не посмеет. Царь Ифит рассказал о предсказании уважаемому в Спарте человеку – Ликургу, человеку, создавшему спартанские законы.
В итоге – Спарта отказалась от завоевания Элиды. Объявила Олимпию нейтральной землей и взяла ее под защиту. Стараниями Ифита и Ликурга древние Игры возобновили. На время проведения Игр объявили перемирие. Соблюдение мира и безопасность состязаний гарантировала грозная Спарта. Игры назвали Олимпийскими.
Достоверные даты жизни Ифита и Ликурга неизвестны. Не сохранились и точные сведения о возрождении античных состязаний. По одним данным Игры возобновили в 884 году до н. э., по другим в 828.
Прошло время, греки осознали важность этого события. Древнегреческие историки восстановили ход событий и составили хронологию Олимпийских игр.
Общегреческое значение Олимпийских игр
Весть о возобновлении состязаний, посвященных Олимпийским богам, быстро распространилась по всему античному миру. Вскоре религиозный праздник перерос в масштабное мероприятие. Олимпийские игры стали самым значимым событием в жизни древних греков.
Священные Игры – время перемирия
Во время Олимпийских игр прекращались войны на территории всех греческих полисов. Заключалось священное перемирие – экехерия.
На Олимпийские игры приезжали жители не только Балканского полуострова, но и представители городов-колоний, расположенных во всех районах Средиземноморья: на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке, Малой Азии.
Представители враждующих городов проводили в Олимпии мирные переговоры, улаживали конфликты. Свободные граждане использовали перемирие, чтобы совершать торговые и другие сделки. Знаменитые философы, поэты, художники знакомили публику со своими произведениями. Число зрителей и участников Олимпийских состязаний росло с каждым годом.
Олимпия приобрела значение духовного центра Древней Греции. Здесь греки чувствовали себя единым народом – с общей культурой, историей и традициями. Олимпийский праздник дарил людям мир. Всеобщие распри прекращались, обиды забывались. Эллины понимали, что несмотря на все раздоры, Эллада – их общая Родина.
Как создавалась история
Со времен Ифита и Ликурга состязания проводили регулярно – раз в четыре года. Вначале Игры не нумеровались, а назывались по имени победителя. Имена победителей заносили в специальный список – бассикалий.
В V в. до н. э., современник Сократа, философ Гиппий (около 460 – 400 г до н. э.) упорядочил список победителей. Расставил по порядку и пронумеровал Олимпийские игры. На список Гиппия, ориентировались многие античные историки и философы, включая Аристотеля (384-322 г до н. э.).
Древнегреческий историк Тимей (около 356 – 260 до н. э.) использовал список олимпийских победителей для составления хронологических таблиц. Так появилось «олимпийское летоисчисление».
Летосчисление по античным Олимпиадам
В современном языке Олимпиада и Олимпийские игры – синонимы. В Древней Греции эти слова имели разное значение.
Олимпийские игры, в понимании греков, это праздник, который длился пять дней.
Античная Олимпиада – это четырёхлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Так древние греки называли временной интервал между спортивными состязаниями.
Древнегреческие историки все события связывали с Олимпиадами. Например, 490 год до нашей эры (Марафонская битва) был записан, как «3-й год 72-й Олимпиады».
Ещё один пример. 621 год до нашей эры – афинский царь Дракон принимает законы, ставшие нарицательными. В античном летоисчислении дата значилась, как «4-й год XXXIX-й Олимпиады». А если точнее: «Четвертый год после победы на Олимпийских играх Рипсолея из Лаконии». Вспомните, Гиппий пронумеровал Олимпиады только в V в. до н. э..
776 год до н.э. – первые Олимпийские игры
Отсчёт древнегреческих Олимпиад античные авторы установили с 776 до н. э. Имена победителей более ранних Игр не сохранились, поэтому их решили не учитывать. Победителем первых Олимпийских играх считают жителя Элиды – Кореба. Его имя и дата Игр были высечены на плите, найденной в древней гробнице.
В 394 году, христианский император Феодосий, запретил Олимпийские игры. Античные храмовые сооружения были сожжены. Олимпия пришла в упадок.
Землетрясения и наводнения завершили разрушение легендарного святилища Древней Греции. Эпоха античных Олимпиад закончилась.
Всего в период с 776 года до н.э. до 394 год было проведено 293 Игр.
Олимпийские виды состязаний в Древней Греции
Олимпийские состязания были посвящены богам. Но выбор соревнований определялся земными возможностями и потребностями. Что должен был уметь человек в Древней Греции? Поймать добычу, убежать от хищника, одолеть врага. Олимпийские игры включали в себя набор необходимых упражнений: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.
Как проходили античные состязания
За несколько месяцев до начала Игр по всем греческим городам из Олимпии разъезжали послы, приглашая принять участие в состязаниях. Герольды (глашатаи) возвещали: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».
Олимпийский праздник длился пять дней. В первый день, участники Игр приносили жертвы и клятвы богам. Состязания начинались во второй день праздника. По словам Павсания (древнегреческий историк) первое время все соревнования проводили в один день. В 472 до нашей эры состязания распределили на три дня. Первым состязанием был бег. Вторым прыжки в длину.
Выполняя прыжок в длину, атлеты использовали камни (позже свинцовые гири). Камни зажимали в кулаки. В момент отталкивания, прыгун резким движением выбрасывал руки вперед. Считали, что утяжелители создают инерцию и усиливают длину прыжка.
Программа состязаний со временем менялась, добавлялись новые виды соревнований. Неизменным оставалось одно – первый и последний день посвящали богам. В завершающий, пятый день праздника устраивали торжественное шествие и награждали победителей. Заканчивался праздник всеобщим пиром и подношениями Зевсу.
Бег на одну стадию (192 метра) – являлся единственным видом состязаний на первых 13-и Олимпиадах.
Двойной бег – добавили на 14-й Олимпиаде (724 г до н.э.). Атлеты пробегали одну стадию, разворачивались вокруг столба и возвращались к старту. Получалось две стадии – 384 метра.
Долгий бег – бег на 7 стадий (1344 метра). В программу соревнований включили на 15-й Олимпиаде (720 г до н.э.). В последующие годы длина дистанции увеличилась до 24 стадий (до 4608 м).
Бег гоплитов – бег на две стадии в полном вооружении: со щитом, в шлеме и поножах (защита голени). Добавлен в Олимпийские состязания в 520 до н. э, на 65-й Олимпиаде. Позднее из вооружения оставили только щит.
Пятиборье
Пятиборье (пентатлон) добавили в программу античных Олимпийских игр в 708 до н. э., на 18-ых Играх. Многоборье включало в себя: бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу.
Все виды состязаний проводили в один день. Атлеты делились на пары и соревновались между собой. Начинали с прыжков. Тот, кто выигрывал три вида состязаний, становился победителем пары и переходил в следующий круг соревнований. Так, до тех пор, пока не оставалась одна – финальная пара.
Единоборства
Борьба – в 708 до была включена в состав пятиборье, а также стала самостоятельной дисциплиной. Правила определяли две основные позиции: в стойке и на земле.
Кулачный бой – добавили в олимпийские состязания в 688 до н. э. (23-я Олимпиада). Правилами запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Поединок завершался сдачей соперника. Побеждённый поднимал руку, когда был не в силах продолжать бой. Гибель атлета в поединке не являлась редким событием.
На 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) в программу состязаний включили ещё один вид единоборства – панкратион. В рукопашном бою, борцовская техника соединялись с ударами руками и ногами. Разрешено удушение, запрещены укусы и выдавливание глаз.
Конные бега с колесницами
На 25-й Олимпиаде (680 до нашей эры) были введены гонки квадриг – двухколёсная колесница с четырьмя запряженными конями. В 648 до н. э. (33-я античная Олимпиада) к ним добавлены скачки на лошадях. На 93-их Олимпийских играх (408 до н. э.) появились гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке.
Конные бега с колесницами – это единственный вид состязаний в Древней Греции, в котором женщину могли объявить победителем. Дело в том, что чемпионом объявляли не жокея, а владельца колесницы и лошадей.
Первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр стала спартанка Киниска – родная сестра спартанского царя. Её упряжки победили на играх в 396 и 392 годах до н. э.
Состязания трубачей и герольдов
В 396 до нашей эры (96-я Олимпиада) в программу античных Игр включили соревнования трубачей и герольдов (глашатаев). Выступления музыкантов и ораторов являлась логическим следствием мировоззрения эллинов. К состязаниям атлетов древние греки относились, как к искусству. Победителей чтили, как национальных героев.
Олимпионики – победители античных Олимпиад
Олимпионик – так в Древней Греции называли победителя Олимпийских игр.
Атлета награждали оливковой ветвью. Оливковый венок («Котинос» – от греч. κoτινος) появился чуть позже. Традиция венчать победителя венком была установлена на VI античной Олимпиаде.
Олимпионики до конца жизни были окружены всеобщим почётом и уважением. Поэты посвящали им стихи. Их имена высекались над воротами родных городов. Герою воздвигали статую на родине, а в честь трехкратного чемпиона – в самой Олимпии.
Древние греки считали победу, знаком расположения богов – вниманием Зевса к атлету и его родному городу.
Кто мог участвовать в Играх
К участию в Олимпийских играх допускались только греческие граждане. Рабы и варвары (лица не греческого происхождения) участвовать в Играх не могли. После завоевания Греции Римом, исключение сделали только для римлян.
Когда Александр Македонский пожелал принять участие в состязаниях, ему первоначально отказали. Македонскому пришлось доказывать свои греческие корни. «Судьи признали эллинское происхождение Александра. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. «История»).
Женщины не могли присутствовать на античных Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Ослушавшимся грозила смертная казнь. Исключение было сделано лишь для жрицы богини Деметры.
Один из мифов рассказывает о том, как однажды мать олимпийского чемпиона, хитростью проникла на стадион. Легендарная Каллипатера, уроженка острова Родос, была дочерью и сестрой олимпионика. Она верила, что её сын Посейдор, тоже станет олимпийским чемпионом. Мать хотела любой ценой увидеть триумф сына. Прибыв в Олимпию Каллипатера надела мужское платье и примкнула к группе педотрибов. (Педотриб – учитель гимнастики, тренер в Древней Греции).
Посейдор стал олимпийским чемпионом в кулачном бою. Когда объявили победителя, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну. От стремительного бега мужской наряд слетел. По закону, женщину следовало сбросить со скалы.
Тогда Каллипатера объявила из какого она рода, кто её отец, брат и заявила, что она сама тренировала своего сына. Мать олимпионика помиловали.
Чтобы подобное не повторилась, было принято новое правило. Отныне – тренер, находившийся в непосредственной близости от участников состязаний, обязан быть обнаженными.
Как готовились к Олимпийским играм
Атлеты, желавшие принять участие в Олимпийских играх, готовились к ним задолго до начала состязаний. К тренировкам приступали за 10-12 месяцев до открытия Игр. Будущие чемпионы, тренировались в государственных гимнасиях и палестрах (частная гимнастическая школа). От зари до зари атлеты оттачивали своё мастерство, развивая силу, ловкость и выносливость.
Древние правила требовали, чтобы последний месяц тренировок проходил непосредственно в Олимпии. Поэтому кандидаты съезжались сюда заранее. Но попасть в финальную часть состязаний было тяжело. Отбор участников соревнований был суровым.
Чтобы попасть на Игры, претенденты сначала сдавали экзамен особой комиссии. Затем, прошедшие отбор, ещё месяц тренировались по специальной программе уже в самой Олимпии. Отбор кандидатов проходил под руководством элланодиков.
Античных судей назначали при помощи жребия, из числа самых уважаемых граждан Элиды. На первых Олимпиадах судейский комитет состоял из двух человек. Затем количество элланодиков неоднократно изменялось от 8 до 12 человек.
Перед началом состязаний, участники соревнований приносили жертвы богам и клялись соблюдать правила. Отцы, братья и гимнастические учителя атлетов также клялись в том, что они не виновны ни в каком противоправном деянии.
К участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления. Честность и безукоризненность являлись обязательной чертой будущего олимпионика.
Прославленные атлеты Древней Греции
Милон из Кротона – самый знаменитый борец Древней Греции. (Кротон – греческая колония на юге современной Италии). Милон единственный атлет в истории, которому удалось победить в шести античных Олимпийских играх.
Свою первую победу борец одержал на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он еще 5 раз завоевал титул чемпиона – уже среди взрослых атлетов.
Когда Милон готовился к своей первой Олимпиаде, он использовал для тренировок теленка. Взваливал на плечи и ходил кругами. Теленок вырос и превратился в крупного быка, а олимпионик продолжал носить его на плечах. Когда в честь олимпийского чемпиона отлили бронзовую статую в полный рост, он вскинул ее на плечо и сам принес в храм.
Орсипп из Мегар – с именем бегуна связана традиция наготы. Почему изображения олимпийцев Древней Греции предстают перед нами обнаженными? Мифы связывают этот обычай с именем античного легкоатлета.
По преданию, инициативу подхватил спартанец Акант. На тех же играх он одержал победу в двойном и долгом беге. Спартанец тоже финишировал голым. После этого случая все атлеты стали выступать обнаженными (кроме состязаний в конных бегах).
Леонидас с Родоса – прославленный бегун стал четырехкратным триастом.
Леонидас установил своеобразный античный олимпийский рекорд, который продержался до 2016 года. Легендарный атлет, четыре Олимпиады подряд, побеждал в трех дисциплинах. В период с 164 по 152 г. до н. э. античный спринтер завоевал 12 оливковых венков (аналог современных золотых медалей).
Философы – олимпионики. В числе участников и победителей Олимпийских игр были также известные мыслители античности. Например, Платон и Плутарх выигрывали соревнования по панкратиону.
Постскриптум
Античные Олимпийские игры не избежали участи языческого культа. Нападки религиозных христиан, уничтожение построек, землетрясения, наводнения – люди и природа сравняли Олимпию с землей.
Олимпийский праздник Древней Греции мог навсегда кануть в историю. Более полутора тысяч лет мир жил без Олимпиад.
Возрождение олимпийской истории и современные Игры связаны с именем французского барона Пьера де Кубертена.