Что такое сорока в древней руси одежда
Сорока (головной убор)
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.
В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички.
Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сорока (головной убор)» в других словарях:
СОРОКА (головной убор) — СОРОКА, старинный русский головной убор замужних женщин вышитый чехол из холста, кумача или др. ткани, надевавшийся поверх кички … Энциклопедический словарь
Головной убор индейского воина — Головной убор индейского воина … Википедия
Головной убор — Различные головные уборы … Википедия
Головной убор — верхняя часть костюма, обычно укрывает (полностью или частично) волосы, оставляя открытым лицо. В домонг. Руси мужчины носили колпаки разл. типов из сукна или войлока, с околышем или без него. Замужние женщины закрывали волосы повойником плотно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кика (головной убор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кика. Вотячка в кике. 1838 год Кика (кичка) древнерусский женский … Википедия
Кокошник (головной убор) — Княгиня Орлова Давыдова на костюмированном балу 1903 года У этого термина существуют и другие значения, см. Кокошник. Кокошник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха … Википедия
Митра (головной убор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Митра (значения). Русская митра в Государственном историческом музее, Москва Митра (др. греч … Википедия
Балаклава (головной убор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Балаклава (значения) … Википедия
Колпак (головной убор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Колпак … Википедия
Цилиндр (головной убор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цилиндр (значения). Шёлковый цилиндр (Франция, 1 я половина XX века) Цилиндр (от нем. Zylinder) европейский мужской … Википедия
Сорока
Головной убор «сорока» из 3 частей. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть XX в.
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть
Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп марийцев и мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Сорока. Тульская губерния
Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.
Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Детали сороки
Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто, было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх—назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек.
Замужняя казачка в праздничном костюме с «сорокой». Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии. 1902[1]
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя её часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.
Позатыльник (позатылень, подзатылень, колодка) — прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой.
Русский народный костюм Алексеевского района Белгородской области
Налобник (налобень, подчелок, налысник) — неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.
Головной убор «сорока» из 3 частей. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть XX в.
Платок — необходимая принадлежность сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место полотенца, ширинки.
Сорока (Нижний Новгород) Село Криуша, Нижегородская область, 19 век.
Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями, называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
Девушка в национальном костюме. XIX в., Константин Маковский
Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 году эти края Н. М. Могилянский писал —
«Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».
Связанные статьи
Кокошник, Нижнетагильский округ, с. Черноисточинское, XIX в, ГИМ
Женский головной убор сорока
Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.
Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу. Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки часто завязывался платок.
Сороку женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Сороки разных губерний отличались друг от друга. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.
Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».
Каргопольская сорока состоит из 4-х деталей: очелья (1 дет.), крыльев (2 дет.) и затылочной части (1 дет.). Крылья, пришитые к очелью, закрывают виски и завязываются сзади, затылочная часть закрывает голову сверху и переходит в хвост.
Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.
Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.
К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.
Развертка самой сороки состоит из 3-х основных частей: очелья, позатыльня и специальной нашивки из основной ткани, которая удлиняет позатылень.
И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.
Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой двадцать сантиметров. Завязки шириной пять сантиметров из ситцевой ткани, крепятся к очелью.
Выкройка «сороки» и текст из журналов «Чудесные мгновения. Русский народный костюм».
Кичка, сорока или рога
СОРОКА (КИЧКА, РОГА) — головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, которые надевали на голову одну за другой. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укрепляли твердое возвышение, изготовленное из луба, деревянных дощечек, бересты, проклеенного или простеганного в несколько слоев холста, холщовых валиков, набитых соломой, куделью. Сзади кичка затягивалась на вздержку, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся «кичка» или «роги», «сдериха», «копыто», было различным по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх и назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). Тот или иной вариант кички трудно было связать с какой-то определенной территорией бытования сорок.
В одном и том же районе могли иметь распространение разные варианты кичек.
Сорока, называвшаяся также макушкой, привязкой, представляла собой верхнюю часть головного убора, чехол, надевавшийся поверх кички. Ее, как правило, изготавливали из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сороки сшивали обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась челом, очельем, челышком; боковые части — крыльями, задняя часть — хвостом. Их соединяли таким образом, что головной убор принимал форму шапочки с прямоугольным, овальным верхом или верхом, вырезанным по форме рогов. Крылья, сшитые с очельем и частично с хвостом, имели завязки, которыми сорока крепилась на голове поверх кички. Если хвост сороки был короткий, то его почти полностью сшивали с крыльями, если длинный — то значительная часть его спускалась на плечи.
Наряду с сороками в виде шапочек были распространены и сороки, сшитые не полностью: соединялись только очелья с хвостом и крылья с очельем. Такие сороки в распластанном виде напоминали птицу с длинным хвостом и распростертыми треугольными крыльями. Позатыльник, называвшийся также позатыльнем, подзатыль- нем, колодкой, представлял собой прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твердую основу из картона, бересты, простеганного холста. Его укладывали на голову сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывали тесемками вокруг кички под сорокой.
Налобник (налобень, подчелок, налысник) — это неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, которую укладывали вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывали под позатыльником. Платок был необходимой принадлежностью сороки. Он появился в составе этого головного убора, как полагают, в середине XIX в., заняв место полотенца головного. Способы завязывания платка поверх сороки были различны.
Наиболее распространенным был способ, когда платок, сложенный по диагонали в виде полосы в 7—15 см, укладывали вокруг головы, перекрещивая на затылке и поднимая концы вверх, где закладывали их около висков. Хорошо был известен способ, при котором сложенный платок завязывали узлом на затылке, а его концы спускали по спине. Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шили обычно из дешевого материала с минимальным количеством украшений и надевали, как правило, без позатыльника, а иной раз и без налобника.
Праздничные сороки, чаще всего у молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными, шелковыми нитками, гарусом, были унизаны блестками, бусами, бисером. Кроме того, их обшивали лентами, позументом, цветной тесьмой с блестками. Особенно нарядными были позатыльники. Помимо вышивки их украшали сетками и подвесками, низанными из красного, желтого, зеленого, синего, белого бисера, длина которых достигала иногда 50 см.
Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток; махры — помпон ы, кисти из разноцветного гаруса; косицы — кисточки из перышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Их прикрепляли к головному убору в области висков, иногда к позатыльнику. Во многих деревнях сороки декорировали цветами из бумаги, ткани, воска, перьями индюков, петухов, окрашенными в разные цвета, павлиньими перьями. Перья и цветы затыкали обычно за платок и прикалывали булавками. Некоторые сороки покрывали длинной кисеей, спадавшей на грудь, спину, плечи или окутывавшей всю фигуру женщины.
Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания, или на следующий день после брачной ночи. Обряд этот проходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодухе две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Их действия сопровождались пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась «со своей волей- волюшкой, девьей красой», стала замужней женщиной:
Вчера зайка, вчера серый
По подгорью бегал,
Сегодня зайка, сегодня серый
На блюдечке лежит.
Вчера наша Танюшка
Девицей была,
Сегодня наша Танюшка
Молодая княгиня.
Иногда свахи, расплетая девушке косу, надевая на нее сороку, приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться». Этот обряд, получивший название «окручивание молодой», осмыслялся как обряд, утверждавший окончательный переход девушки из одной половозрастной группы, группы девушек, в другую — группу замужних женщин. Сорока, закрывавшая волосы женщины, — знак того, что женщина замужем. На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку.
Одну она носила будучи молодухой, т. е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребенка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвертого-пятого ребенка. Старуха, т. е. женщина, уже не способная к рождению детей, надевала сороку, соответствующую ее возрасту. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка. Сорока — один из самых древних русских головных уборов.
Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII в., а возможно, и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху Средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и ее носили как в городах, так и в селах. В XIX в. сорока стала только крестьянским головным убором. Территория ее распространения оказалась достаточно обширной. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии. Однако наибольшее распространение сорока получила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин.
В конце XIX в. сорока стала постепенно исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа: наколками, повойниками, платками. Однако и тогда многие женщины носили этот старинный головной убор, считая его красивым и очень ценным. Еще в конце 20-х гг. XX в. во многих деревнях Южной России сорока продолжала бытовать в качестве свадебного головного убора, надевавшегося на молодуху на второй день свадьбы. В насмешливых частушках начала XX в. о таких стойких любительницах старины пелось:
Рязанские рога
Не кину никогда,
Буду есть одну мякину,
А рога свои не кину.
Путешествие к нашим истокам. Женский головной убор «сорока»
«Мы — русские! Какой восторг!»
Александр Васильевич Суворов
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно.
Тем более, что на наш современный взгляд, они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить, издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное — мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался — по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься»
Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».
«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры), то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».
Недаром славянки не ходили с непокрытой головой. И волосы убирали в косы с любовью и тщательно. Ладная причёска и ладный головной убор — это очень сильный оберег для женщины, а поскольку женщина по своей сути берегиня семьи и рода, то и для семьи.
От чего так? Волосы в порядке — мысли в порядке, и связь с любимым крепкая, ладная. В волосах большая сила и связь с родом заложены. Не стоит показывать их каждому, сила эта нужна в своей семье.
Старинный традиционный народный головной убор замужних женщин — сорока.
В XIX веке сорока была не только крестьянским головным убором.
Он был широко распространен в центральной России.
Сорока была самым богатым из женских головных уборов.
Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.
Традиционная «сорока» состояла из трех элементов:
Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника.
Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными, шёлковыми нитками, гарусом, были унизаны блёстками, бусами, бисером. Кроме того, они обшивались лентами, позументом, цветной тесьмой с нашитыми на неё блёстками. Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток; махры — помпоны, кисти из разноцветного гаруса; косицы — кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей.
Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно.
Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась » со своей волей волюшкой, девичьей красой», стала замужней женщиной.
На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т.е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребёнка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвёртого-пятого ребёнка.
Старуха, то есть женщина уже не способная к рождению детей, надевала сороку, указывающую на её возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.
Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества.
Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку — до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.
Сорока — один из самых древних русских головных уборов в народной традиции. Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII веке, а может быть и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и была известна как в городах, так и в селах.
Территория её распространения была достаточно широка. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии.
Однако наибольшее распространение она получила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин. В каждой местности сорока имела свои особенности.
Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильских казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 г.эти края Н. М. Могилянский писал: «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский «обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется всеобщим признанием. На помещенном здесь снимке изображена замужняя женщина в праздничном костюме; и в «сороке», головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих «золотных» головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».
Замужняя казачка в праздничном костюме с «сорокой». Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии. 1902 г.
Сороки разных губерний отличались друг от друга.
Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.
С середины 16-го и до начала 19-го века Каргополь был важным торговым центром северной Руси. Поэтому традиционный народный костюм, сформировавшийся там, был очень богатым и состоял из большого количества деталей. Самой сложной вышивкой и богатством отличались женские головные уборы. По ним определялся статус в обществе и имущественное положение семьи.
Полностью каргопольская сорока состоит из трех деталей. Сначала надевается шапочка-сдериха, которая, с одной стороны, выполняет роль повойника (стягивает и скрывает волосы), и с другой стороны, ее жесткий козырек («копытце») надо лбом создает жесткую основу для особой формы узорного очелья. Сдерихи полностью скрывались под следующими деталями, и поэтому шились из самых дешевых и доступных тканей.
Собственно сорока — это кумачовый платок сложной формы, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название), с богато украшенным очельем. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат малиновый, красный, голубой, белый). Украшалось очелье жемчугом и/или золотным шитьем.
Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.
К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.
Приглашаю вас познакомиться с уникальными традиционными сороками из коллекции Н. Л. Шабельской принадлежащих сейчас институту костюма при музее «Метрополитен Арт» (до 2009 года были в коллекции Бруклинского музея), чтобы увидеть своими глазами, какими живыми, красивыми, удивительными и женственными были головные уборы наших прапрабабушек.
Женские славянские головные уборы возвращаются в повседневный обиход в современном виде, удобном и подходящем для жизни и в городе и за его пределами. Потому что если уловить суть, то форму (ткани, украсы) каждая девица-красавица для себя сама найдёт.
Древний традиционный женский головной убор — это не только красота и женственность. Он также носит и глубокий сакральный смысл и значительно усиливает женскую энергетику. В нем ощущаешь себя тепло, комфортно и безопасно.
Традиционный народный головной убор сорока очень органично вписывается в современный стиль одежды как городской, так и сельской женщины учитывая все возрастающий интерес к народной одежде. Сорока смотрится очень красочно, привлекательно и женственно. В зависимости от выбранного материала этот головной убор уместен также для посещения храма.
Что даёт ношение такого головного убора? Самый простой способ узнать — это сшить себе или приобрести готовый и начать носить.
Выкройка «сороки» из журнала «Чудесные мгновения. Русский народный костюм».
Все фото взяты из интернета.
Источники
Традиционный народный женский головной убор «сорока», Н. Гусева
Журнал «Чудесные мгновения» (вып. 2, 2003 г.)
Маслова Г. С. «Орнамент русской народной вышивки». М., 1972
Материалы Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея
Могилянский Н. М. «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций». Архангельск, 1993