Что такое сословно представительная монархия в истории
Сословно-представительная монархия
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление государством и изданием законов. Центральным политическим лицом в государстве остаётся царь. Сословно-представительная монархия являлась переходной формой от периода раннего феодализма к абсолютной монархии.
Признаки
Основным признаком сословно-представительной монархии являлось ограничение власти царя представительствами от сословий. Мировые примеры:
Рейхстаг и ландтаг
Венгрия, Чехия, Польша
Сословно-представительные собрания были основаны на договорном начале. Данная форма основывалась на необходимости придти к общему согласию по вопросам принятия тех или иных законов, установление сроков подати и налогов, и так далее.
Причины возникновения
Причины возникновения сословно-представительной монархии:
При этом власть оставалась в руках монарха.
Сословия хотели иметь прямые рычаги давления на решения, принимаемые государем. Некоторые сословия сосредотачивали в своих руках огромные средства. Например, было немало случаев в истории, когда отдельные армии сословий по численности превосходили королевские. Купеческие сословия могли с лёгкостью дать денег на поддержания жизни в королевстве.
Несмотря на это, никаких гарантий того, что государь примет непопулярное решение, не было. В этой связи создались первые предпосылки к появлению сословно-представительной монархии.
Примеры в разных странах
Стоит отметить, что в странах Западной Европы сословно-представительная монархия существовала в период с XIII по XV вв. В России этот период относился к 1549–1659 гг.
Примеры стран с сословно-представительной формой правления со своими особенностями:
Название сословного представительства, особенности
«Образцовый» парламент. Появился в итоге гражданской войны в 1295 году
Крупные духовные и светские феодалы
Определение размера податей, контроль за высшими государственными служащими, принятие законов
Генеральный штат. Фактически действовал от имени королевской власти
Дворянство, духовенство, «третье»
Совещательная функция заключалась в тесном сотрудничестве с королём о принятии законов, вводе налогов и т.д. Могли обращаться к представителям королевской власти с просьбами и протестами
Собирались два раза в год по приказу императора, имел минимальное влияние
3 курии: имперские города, имперские князи, курфюрсты
Прописанных функций не имел. Зачастую носил совещательную функцию по различным вопросам (территориальный, налоговый, внешнеполитический и т.д.)
Созывался по приказу царя
Боярская дума, духовенство, выборные дворяне и мещане
Избирание на трон государя, обсуждение важнейших государственных вопросов
Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии
Предпосылки возникновения сословно-представительной монархии:
Вследствие этих преобразований возникают предпосылки к возникновению сословно-представительной монархии и одновременному усилению королевской власти.
Алгоритм работы сословно-представительной монархии
Алгоритм работы сословно-представительной монархии во всех странах был примерно одинаковым:
Даты, причины и последствия возникновения сословно-представительной монархии
Представим это в виде таблицы.
Борьба феодальных сословий с королевской властью (катализатор – Гражданская война 60-х гг. XIII в.)
Перерос в парламент и дошёл до наших дней путём превращения договорного принципа в конституционное право
Значительные изменения в социальной и экономической сфере
Переход к абсолютной монархии
Ослабление императорской власти, снижение эффективности работы императорских институтов власти
В рамках Священной Римской империи в парламент не перерос. После её распада, сохранился в качестве названия парламента в Германской империи и Северогерманском союзе
Пополнение казны на военные и прочие нужды путём приглашения в Земский собор представителей купечества. Успокоение граждан.
Переход к абсолютной монархии вследствие реформ Петра I
Период возникновения и завершения
Периоды возникновения и завершения существования сословно-представительной монархии.
Сословно-представительная монархия
Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.
Содержание
В России
Примеры
См.также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сословно-представительная монархия» в других словарях:
Сословно-представительная монархия — (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение о … Энциклопедия права
Сословно-представительная монархия — (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение объема полномочий монарха и… … Большой юридический словарь
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ — – форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздроблённости и абсолютизмом (см.). С. п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные… … Советский юридический словарь
Сословно-представительная монархия — форма правления в государствах периода развитого феодализма; была переходной от раннефеодальной (сеньориальной) монархии к абсолютной. В осуществлении государственно властных функций монархи при этой форме правления опирались на органы,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Сословно-представительная монархия — форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI сер. XVII вв … Краткий словарь историко-правовых терминов
Монархия — (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права
Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия
Представительная демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия
монархия — (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь
Монархия — (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ
Характерной чертой С.-п. м. является то, что монархи, стоявшие во главе феодальных государств, в своей деятельности пытались опереться на представительство не только от господствующего класса феодалов (светских и духовных), но и свободных от крепостной и других форм зависимости горожан (гл. обр. купечества).
Стремление монархов в борьбе против крупных феодалов усилить свою власть встречало энергичную поддержку со стороны свободного городского населения (купцов и ремесленников), а также средних и мелких феодалов. При таких обстоятельствах создавались сословно-представительные учреждения, как, напр., в России Земские соборы (см.), во Франции Генеральные штаты (см.), в Англии парламент, в Испании кортесы и т. п., которые созывались монархами для одобрения их мероприятий по созданию армии, бюрократической системы управления, введению налогов и т. п.
Господствующей силой в сословно-представительной монархии становится дворянство (мелкие и средние феодалы). Особенно явственно это руководящее положение дворянства видно в Русском государстве. Русские цари, начиная с Ивана IV, в своей борьбе против крупных феодалов (княжат и бояр) опирались в первую очередь на поместное дворянство, а также на посадских людей (купцов и ремесленников).
При С.-п. м. феодальная раздроблённость полностью не преодолевается. Сохраняет ещё известное значение феодальная курия, т. е. совет крупных феодалов (напр., Боярская дума в России), не ликвидирована полностью дворцово-вотчинная система управления.
В Русском государстве С.-п. м. образуется при Иване IV, когда был созван первый Земский собор. Высшей степени развития она достигает в первой половине 17 в. Во второй половине этого века, начиная с царствования Алексея Михайловича, С.-п. м. сменяется складывающимся в Русском государстве абсолютизмом.
Полезное
Смотреть что такое «СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ» в других словарях:
Сословно-представительная монархия — (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение о … Энциклопедия права
Сословно-представительная монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демокр … Википедия
Сословно-представительная монархия — (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение объема полномочий монарха и… … Большой юридический словарь
Сословно-представительная монархия — форма правления в государствах периода развитого феодализма; была переходной от раннефеодальной (сеньориальной) монархии к абсолютной. В осуществлении государственно властных функций монархи при этой форме правления опирались на органы,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Сословно-представительная монархия — форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI сер. XVII вв … Краткий словарь историко-правовых терминов
Монархия — (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права
Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия
Представительная демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия
монархия — (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь
Монархия — (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия
Сословно-представительная монархия в России
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.
Экономические и политические предпосылки возникновения
В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.
Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.
Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.
Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.
Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;
Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.
Характерные черты сословно-представительной монархии в России
Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.
Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;
Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;
Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;
Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;
Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.
Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.
Земский собой 1549 г.
В 1549 году впервые был созван Земский собор по инициативе царя Ивана IV, его ещё называют «Собор Примирения». Он являлся сословно-представительным центральным органом, обладающим законосовещательными функциями.
Характерные особенности Земских соборов:
Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;
Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;
Отсутствие законодательной инициативы;
Земские соборы не ограничивали самодержавие.
На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:
В ходе первого созыва Земского собора, царь обвинил бояр в злоупотреблении должностными полномочиями, во лжи и нерадении. Бояре просили о прощении и поклялись исправиться. Царь принял их прощение и повелел впредь жить в мире и согласии.
Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:
Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии
В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.
В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.
Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:
После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.
Потеря значения, переход к абсолютной монархии
Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.
Первый созыв Земского собора Иваном IV. «Собор Примерения».
Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.
На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.
Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.
Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.
Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).
Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).
Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.
Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.
Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.
Итоги
Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.
Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.
Историческое значение
Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.
За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:
§ 2. Сословно-представительная монархия
§ 2. Сословно-представительная монархия
Изменения в правовом положении сословий в XIV–XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.
Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356–1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе среди самих феодалов, что было связано с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую власть.
В XIV–XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.
Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верховенства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.
С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Последнее не исключало того, что отдельные представители духовенства привлекались королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.
Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV–XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания.
Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.
Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать — герцоги, маркизы, графы, виконты и другие — претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.
В XIV–XV вв. в основном завершилось формирование и «третьего сословия» (tiers etat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как «неблагородные», не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.
Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало прежде всего как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.
Образование сословно-представительной монархии. В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представителъная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших «королевские случаи», существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII — началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309–1377 гг.) — так называемое «авиньонское пленение пап».
Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV–XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: «Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги».
В 1303 году была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве». Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора.
Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Генеральные штаты. Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т. д.), имевшие место еще в XII–XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название «Etats generaux» стало использоваться позднее — с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2–3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т. д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.
Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались «консилиум», «парламент» или просто «люди трех сословий». К середине XV в. стали употреблять термины «штаты Бургундии», «штаты Дофина» и т. д. Название «провинциальные штаты» закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.
Центральное и местное управление. Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.
Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.
Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т. д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.
Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян, — клерки, секретари, нотариусы и т. п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.
Прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального ополчения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.
Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т. д.
В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т. п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.
Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.
Организация финансового управления. Отсутствие стабильной финансовой базы долгое время сказывалось на общем положении королевской власти, тем более что огромных расходов потребовала Столетняя война. Первое время важным источником поступления средств в государственную казну оставались доходы с домена и от чеканки монет, причем короли, стремясь укрепить свое финансовое положение, нередко выпускали неполноценные деньги. Однако постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 году был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 года, когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. Размеры тальи неуклонно увеличивались. Так, при Людовике XI (1461–1483 гг.) она выросла в три раза.
В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие от бальи, и т. д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства (женералите) в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.
Организация вооруженных сил. Общая перестройка управления затронула и армию. Продолжает сохраняться феодальное ополчение, но с XIV в. король требует непосредственной военной службы от всего дворянства. В 1314 году крупные сеньоры оспорили этот порядок, но в годы Столетней войны он утвердился окончательно.
Постепенно достигалась основная цель королевской власти — создание самостоятельной вооруженной силы, являющейся надежным инструментом централизованной государственной политики. Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организованную в ударные отряды. В 1445 году, получив возможность взимать постоянный налог, Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были также расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.
Судебная система. Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.
Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. — в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимало участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год, как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело в конечном счете к конфликту с королевской властью.
Читайте также
Складывание сословно-представительной монархии
Складывание сословно-представительной монархии В XIV—XV вв. в Венгрии происходит бурное развитие горного дела, в частности, растет добыча драгоценных металлов и меди. Этому способствовали мероприятия королевской власти, заинтересованной в увеличении доходов от развития
МОНАРХИЯ И ПЛАН
МОНАРХИЯ И ПЛАН Современное человечество больно плановой лихорадкой. Все что-то планируют, и ни у кого ничего не выходит. Сталинские пятилетки в корень разорили страну и сконцентрировали в лагерях не то десять не то пятнадцать миллионов внепланово уцелевших людей.
§ 3. Сословно-представительная монархия
§ 3. Сословно-представительная монархия Особенности сословной структуры. В XIII в. соотношение социальных и политических сил в стране продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха.В качестве непосредственных
Монархия и полис
Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая
Гостеприимная монархия
Гостеприимная монархия «Если бы мне надлежало избрать жилище вне своей отчизны, я предпочел бы Брюссель», – написал в 1820 году в своем сочинении «Прогулка за границу» историк и публицист Павел Сумароков.В 1717 году в Бельгию с официальным визитом прибыл Петр I. Тогда страна
МОНАРХИЯ
МОНАРХИЯ Главой Вестготского государства был король (rex), и само государство являлось королевством (regnum). Вестготская монархия, как об этом подробно уже говорилось, формировалась постепенно. И можно считать, что процесс этого формирования завершился в правление Эйриха.
14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ
14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ С 1547 г. глава государства – монарх – получил новый титул – царский, что подчеркивало его возросшие влияние и престиж.Феодальная знать
22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ
22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий:
25. ГЕРМАНСКАЯ СОСЛОВНО– ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
25. ГЕРМАНСКАЯ СОСЛОВНО– ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была
Сословно-классовая структура римского общества в VI–III вв. до н. э
Сословно-классовая структура римского общества в VI–III вв. до н. э В процессе разложения родового строя в VI в. до н. э. в Риме формируется государство. Основными классами-сословиями римского общества в тот период были привилегированные патриции и юридически свободные, но
Глава VII Экономика и сословно-классовая структура римско-италийского общества во II–I вв. до н. э
Глава VII Экономика и сословно-классовая структура римско-италийского общества во II–I вв. до н. э В IV–III вв. до н. э. в Италии начинается (в городах Великой Греции), а во II в. до н. э. завершается переход от патриархального к классическому рабству. Это был глубокий
Сословно-классовая структура
Сословно-классовая структура Основными классами в римско-италийском обществе II I вв. до н. э. были господствующий класс (крупные и средние земле– и рабовладельцы, хозяева крупных ремесленных мастерских, богатые купцы), класс свободных мелких производителей (крестьяне,
XXXVII. Сословно-политические домогательства шляхты на сеймах 1547, 1551 И 1554 гг. и результаты этих домогательств
XXXVII. Сословно-политические домогательства шляхты на сеймах 1547, 1551 И 1554 гг. и результаты этих домогательств Просьба о подтверждении и выполнении земских привилеев. Двукратное подтверждение этих привилеев. Вопрос о хранении и публиковании привилеев. Ходатайства об
18 СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ ХVI—ХVII ВВ
18 СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ ХVI—ХVII ВВ В феврале 1613 г. в Москве был созван Земской собор для избрания главы государства – царя. Царем был избран представитель старого московского боярства – Михаил Федорович Романов.Его избрание обещало всеобщее
Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII в.)
Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII в.) Вариант 11. Родовая аристократия в средневековой Русиа) боярство;б) духовенство;в) помещики.2. Местничество – этоа) система получения должностей боярами по принципу знатности;б)