Что такое составная рифма

составная рифма

Полезное

Смотреть что такое «составная рифма» в других словарях:

составная рифма — см. рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов

каламбурная — рифма составная рифма, образованная неожиданным сочетанием слов: “Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром”. Минаев. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — (иногда также поэтический язык), одно из важнейших средств художественного общения: языковая система, которая функционирует в обществе как орудие эстетически значимого, словесно образного (письменного) отражения и преобразования действительности… … Литературный энциклопедический словарь

Индийская литература — древнейшим памятником И. литературы являются веды (см.) и примыкающая к ним обширная прозаическая литература, разрабатывающая и дополняющая их содержание. Период, к которому относится создание собственно вед, или стихотворных их частей, так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поэзия — У этого термина существуют и другие значения, см. Поэзия (значения). Поэзия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями… … Википедия

Источник

Составная рифма

Согласно словарному определению, рифма – это сходное звучание слов в последних частях стихов в поэтическом произведении. Обычно рифма образуется благодаря частичному совпадению звуков в окончаниях слов. Но нередки ситуации, когда созвучны не только окончания, но и группы слов. Такое явление называется составной рифмой. Рассмотрим его подробнее и приведём примеры из русской поэзии.

Составной считается та рифма, которая образуется из двух-трёх слов. Чаще всего в неё входят:

В русской поэзии составная рифма не пользовалась большой популярностью вплоть до середины XIX века. В редких случаях она встречается у некоторых авторов. Вот несколько примеров:

Еллином богатств бог бе, наречённый Плутон.
Аз его именую: воистину плут он,
Плутает бо излиха и зело вплетает
в сети диаволския, яже уловляет.

«Из цикла «Богатство»», Симеон Полоцкий (XVII в.).

Пожаловал к вам кто-то на́ дом.
Не слушаю, под суд!
К вам человек с докладом.
Не слушаю, под суд! под суд!
Да обернитесь, вас зовут.

«Горе от ума», А. С. Грибоедов.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу».

«Сказка о попе и его работнике Балде», А. С. Пушкин.

Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?

С 1860-х годов составная рифма, в которой слова почти полностью совпадают по звучанию, получила широкое распространение благодаря юмористической поэзии Д. Д. Минаева и В. С. Курочкина.

Петров, Херасков и Державин –
Живая оных дней струна
Наш век и без поэтов славен.
– Литература не нужна.

«Нужна ли литература (Песня современного дельца-эпикурейца)», В. С. Курочкин.

Зол я впервые сегодня вполне;
Зол – оттого что нет злости во мне.

Я, встречаясь с Изабеллою,
Нежным взглядом дорожу,
Как наградой и, за белую
Ручку взяв её, дрожу…

Сладко ли, не сладко ли
Всё: по шее ль бьют,
Лупят под лопатку ли
Так не плачь кума,
Позабудь, Кондратьевна:
Нужно из ума
Гнать, и гнать, гнать его

«Избранные сатирические стихотворения», Д. Д. Минаев.

Из-за точности созвучий эти рифмы также называют омофоническими. А поскольку они часто встречаются в каламбурах, то прижилось и определение «каламбурная рифма».

Значительный вклад в развитие составной рифмы внесли поэты Серебряного века.

Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не вёрсты, не мили, солнце-радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я
Не докинул никто их до звёзд никогда!

Из сёл иди, из рощ иди
К широкой лобной площади,
Печальный, сирый люд.

«Воздвиженье», Игорь Северянин.

Белкой скружишься у смеха в колесе,
когда узнает твой прах о том:
сегодня
мир
весь – Колизей,
и волны всех морей
по нем изостлались бархатом.

Милостивые государи!
Понимаете вы?
Боль берёшь,
растишь и растишь её:
всеми пиками истыканная грудь,
всеми глазами свороченное лицо,
всеми артиллериями громимая цитадель головы –
каждое моё четверостишие.

«Война и мир», В. В. Маяковский.

Многие современные поэты также пользуются составной рифмой. Примеры употребления таких конструкций можно обнаружить в творчестве Вилли Мельникова, И. А. Бродского и др.

…перемена, связана с колкой дров,
с превращеньем мятой сырой изнанки
жизни в сухой платяной покров
(в стужу – из твида, в жару – из нанки),
с затвердевающим под орех
мозгом. Вообще из всех…

«Колыбельная трескового мыса», И. А. Бродский.

здорово тут, да? продравшись через преграды все,
видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.
да и какой тебе может даться любви и радости,
когда ты и яблока не умеешь.

Часто этот тип применяется в произведениях рэп-исполнителей и считается одним из наиболее сложных и эффектных способов зарифмовать строки.

Источник

Составная рифма

Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма

СОСТАВНА;Я РИ;ФМА — рифма, составленная из двух или трех слов. У русских поэтов первой половины 19 в. она встречается редко (А. Пушкин, А. Грибоедов). В 60-х годах19 в. С. р. получила широкое распространение в стихах поэтов-сатириков — В. Курочкина и особенно Д.Минаева; они вводили юмористические элементы самой формы стиха, в частности каламбурные рифмы,комизм которых заключается в точности С. р.:
Здесь обычай такой городничего:
Если в лавку поедет жена —
Говорит: «Ты, смотри, не купи чего.
Лавка даром давать мне должна».
(Д. Минаев)
Несравненным мастером С. р. стал В. Маяковский, расширивший ее смысловые возможности:
Дети,
чего испугались крови?
Отмойте
папе
от кро;ви щеку!

Строить лёгочь
небесных кровель
папе,
небесному кровельщику.
——
Юноше,
обдумывающему
житье,
решающему —
сделать бы жи;знь с кого,
скажу
не задумываясь:
— «Делай ее
с товарища Дзержинского».
Любопытно, что В. Брюсову, пытавшемуся под влиянием Маяковского ввести в свои стихи С. р., они неудавались; С. р. у Брюсова явно искусственны, неорганичны и труднопроизносимы:
Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце-радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, —
Не докинул никто их до звезд никогда!
. Так растопчем, растопчем гордость неоправдываемую!
Пусть как молния снидет из тьмы ночи ловец —
Брат наш воздух, наш фосфор, наш радий, радуя и мою
Скорбь, что в мире смирил умы не человек!

СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
«красиво»,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский «Война и мир»)

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка».

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу эти строки, стремясь РУКОЙ,
их выводящей почти вслепую,
на секунду опередить «НА КОЙ».
……….

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
(И. Бродский «Одиссей Телемаку»)

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Лекция 13. Составные и разноударные рифмы

СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
«красиво»,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский «Война и мир»)

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка».

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу эти строки, стремясь РУКОЙ,
их выводящей почти вслепую,
на секунду опередить «НА КОЙ».
……….

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

…. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
(И. Бродский «Одиссей Телемаку»)

Источник

I Простые (усечённые) рифмы.

Уж выдоен дух, как кОРОВА.
Его растворяют года.
Но мы знаем, кем он вОРОВАн,
и знаем, откуда – куда.

Затерявшись в мире жутком
средь божественных легенд,
Избалованным рассудком
тронулся интеллигент.

Где дом его? Как олово,
тяжёл, пройдёшь пешком.
Вскипающую гОЛОВУ
накроешь лоПУШКОМ.

В школу папа и сынок
шли гвардейским рядом.
Сын пока что соСУНОК,
впереди – вся радость.

Испортилась кровь от гниющих рубцов.
Чернела открыто и явственно.
Тогда на замену заветам отцов
пришла моя личная нравственность.

Людей постигал я вдоль и поперёк
с широких слоёв низовых.
Коль строки в тебе пробуждают порок, –
меня сопляком назови.

За чередою катастроф
не спрятаться, как мышь.
Я грешный мир бью силой строф,
как ты бьёшь силой мышц!

В государевой казне
уголовник шастал.
Коли вы плохой кузнец, –
что вам проку в счастье?»

Меня учите заново.
Не я горшки ваял.
Меж нас легла, как занавес,
проклятая вуаль.

Взметнёмся безудержным роем,
окутаем землю новьём:
и новые недра откроем,
и новых верёвок навьём!

Друзей бы верных там добыл;
хоть пару, хоть пяток,
чтоб силой слов в голов дубы
нам шпарить кипяток.

Кончайте лить слёзы в четыре ведра,
прибитые трауром лица!
. И в пекло своё молодые ветра
впустила глухая теплица.

Кто-то грустен, ты молчишь.
Не перечишь силе.
Я – порядочный мальчиш:
«А меня – спросили. »

Возьмусь для забавы – причина веска –
в измятой постели клопа мять.
Меня уж не сдавят в районе виска
ни стыд, ни воскресшая память.

. Он выбил всю дурь из густых ШЕВЕЛЮр.
Глупцов разумение ТУПО.
Я, вклиненный в бег, второпях ШЕВЕЛЮ
сознание, впавшее в сТУПОр.

Святые меня наставляют в МОЛЬБЕ,
шинкуют картошку, лучок.
А сгусток извилин спешит на МОЛЬБЕрт,
на жёлтой бумаги клочок.

«За правдой маршрут бесконечен и ШИБОК!» –
ответ лиходеям попы ткут.
Но жизнь гонит методом проб и оШИБОК
на очередную попытку.

Им виделась раньше картина ИНАЯ –
теперь видят груду раЗВАЛИн.
Они ворошили умы, вспомИНАЯ,
чьим именем Родину ЗВАЛИ.

Как ты посмотрела, вспоминаю, –
два таких чистейших ОЗЕРЦА.
Всё понятно мне, а ты – иная,
всё – обман, что прежде сОЗЕРЦАл!

«Кабинеты – как НОРА;
кашляем и мокнем.
Уплатите гоНОРАр
по разбитым окнам!

С нерушимого ПОСТА
дышим, как в аду, мы.
Разозлился суПОСТАт
и войну задумал.

Брось, братва, бедна, ТУПА,
тощие удила!
По такой земле сТУПАть
нам не доводилось.

Если тянет, как магнит,
жизнь тебя на ПАПЕрть,
ты тихонько подмигни
работяге-ПАПЕ.

И дело не в том, что кому-то нужда
челом отбивать в господской наЛОГОВОй.
Мне, по сути, не важно, кого будут ждать
подельником в волчье ЛОГОВО.

Как видно, «слово в слове» может стоять в начале, в середине, в конце «слова-оболочки». Очень яркий приём.

Как желтые крылья иволги,
как стоны тяжелых ВЫПЕЙ,
ты песню зажги и вымолви
и сердце тоскою ВЫПЕЙ!
Н.Асеев

Когда же настроились, раскрывши вежды,
прихлопнуть разбойничью НЕЖИТЬ,
отцы свои добрые взялись надежды
и воспоминания НЕЖИТЬ.

В глаз твоих загадочные ДАЛИ
верил, что когда-нибудь войду.
Мне и поболтать с тобой не ДАЛИ,
в страхе, что тебя я уведу.

Остынь, чудак гадающий!
След за собой ДОМОЙ.
Ползти тебе куда ещё,
раз не к себе ДОМОЙ?

Поскольку омоформы попадаются редко и в основном при находке напрашиваются сами собой, то использовать их надо умело, не доводя до банальности ни рифму, ни смысл строки.

II Составные рифмы.

Как упомянуто выше, составная рифма состоит из двух и более слов. Это подлинное раздолье для фантазии и тренировки навыков автора.

2) Далее следуют сложность и фантазия, не имеющие предела. Здесь составная рифма может сочетать в себе и более двух слов.

Данные примеры стали уже хрестоматийными:

Юноше, обдумывающему житье,
решающему, делать жизнь с кого,
скажу, не задумываясь — делай ее
с товарища Дзержинского.

Бутафор! Катафалк готовь!
Вдов в толпу! Мало вдов еще в ней.
И взвился в небо фейерверк фактов,
один другого чудовищней.

Сто лет взорвались! Рубанули с плеча.
Недолго величием хвастали.
Чего же теперь заходиться в речах,
что, мол, «Не прикрыты у вас тылы!»?

А там, на отшибе, на затхлом,
кого-то молотит шпана.
Но мы не воротим назад хлам,
себя не позволим шпынять.

С утра бодрит заря душком.
Страда как мир стара.
Стоят цилиндры рядышком,
хохочут мастера.

Составные рифмы могут также употребляться в виде рассечения слов по строкам:

Два балагура, на вид – несмышлёныши,
и в один год рождены,
новым дням доброе слово мы шлём и ши-
рокие любим штаны.

Воюй хоть на одной ноге,
шли пули наугад.
Твоё добро достойно ге-
роических бригад.

Но на одном только приёме развитие не оканчивается. Новым достижением стало использование составной рифмы в классических размерах. Первые опыты успешно ставил уже Маяковский:

Глазами взвила ввысь стрелу.
Улыбку убери твою!
А сердце рвется к выстрелу,
а горло бредит бритвою.
В бессвязный бред о демоне
растет моя тоска.
Идет за мной, к воде манит,
ведет на крыши скат.

В первых футуристических экспериментах новаторам приходилось отходить от строгих классических размеров стихосложения в пользу того эффекта, который придаёт стиху составная рифма. Но современная поэтическая техника спешит освоить составную рифму и применить её в более сложных конструкциях. Во многом на это влияет стремительное развитие рэпа, который успешно использует созвучие как согласных, так и гласных звуков, образуя целый звуковой ряд в одну или несколько строк В поэзии можно высоко оценить практику тех немногих новаторов, которым удаётся применять составную рифму в условиях классических размеров. Это новый, особенно сложный уровень техники. Одним из таких новаторов являлся, например, поэт Игорь Царёв, управлявшийся с составной рифмой в условиях строгого размера безупречно:

Соболиная, бобровая, тигровая,
Комариная, суровая, кедровая,
Из оленьих жил земля дальневосточная,
Если кто-то там и жил, так это – точно я.

Помню пади и болота с пряной тиною,
Глухариную охоту и утиную,
Поднималась на пути щетина трав густа,
Золотилась паутина в небе августа…

Вечным зовом из-за сопок длился вой ночной.
Жизнь казалась слаще сока вишни войлочной.
Обманув, не извинилась – ох, и вредная!
Лишь тайга не изменилась заповедная.

Те же гуси, вниз глазея, пляшут русскую,
Вертят гузкою над Зеей и Тунгускою,
Чешуей под рыжий сурик злой муксун горит,
Вольно плавая в Уссури да по Сунгари.

Семенами нас разносит в дали дальние,
Вместе с нами имена исповедальные –
Их в чужом краю, шаманя перед бурей, я
Повторяю: «Бурея, Амур, Даурия. »

Долго проходят в цеху деньки.
Въедешь – почувствуешь дно.
И всё такой же я худенький,
и никому не родной.

День живу волей, день без неё.
В мыслях – страна-лабиринт;
один другого любезнее:
«Хлебушка хочешь? Бери!»

Чёрны горячие вороты.
Сжаты обидой уста:
«Если заметил где вора ты, –
бей его, ради Христа!»

Сударь мой грозный, не лезь ко мне!
Будто я твой – это лесть.
Я побратался с железками:
кто заслужил, тот и ест.

Бьют ли, над ближним свирепствуя,
гонят ли бьющих в ответ, –
это причина и следствие
многих непознанных бед.

Важно ль, кто в силах, и чьи станки?
Взялся за сталь – и воюй!
Рожу умой – станешь чистенький,
душу увидишь свою.
С.Шамов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *