Что такое составные задачи 3 класс
Статья на тему «Разбор составных задач» (3-4 класс)
Способы разбора составных задач.
Существует три способа разбора задачи :
Образец полного анализа:
В. Что нужно знать для того, чтобы найти сколько карандашей в 2 коробках вместе?
О. Надо знать, сколько карандашей в первой и во второй коробках.
В. Известно, сколько карандашей в первой коробке?
В. А известно, сколько во второй коробке?
В. А что нужно знать для того, чтобы найти, сколько карандашей во второй коробке?
О. Надо знать, сколько карандашей в первой коробке и на сколько карандашей меньше во второй, чем в первой.
В. Известно, сколько в первой?
В. А на сколько меньше, известно?
Составляем план решения задачи:
Сколько карандашей во второй коробке?
Сколько карандашей в двух коробках?
Образец неполного аналитического разбора:
В. Можем ли мы сразу найти, сколько карандашей в двух коробках?
О. Потому что мы не знаем, сколько карандашей во второй коробке.
В. А можем найти, сколько карандашей во второй коробке?
Составляем план решения задачи:
Сколько карандашей во второй коробке?
Сколько карандашей в двух коробках?
Задача: На одном поле колхозники собрали 9 000кг пшеницы, а на втором на 1 320кг пшеницы меньше. После того как часть пшеницы увезли на элеватор, на первом поле осталось 2 360кг, а на втором 1 320кг. На сколько кг пшеницы больше отвезли с одного поля, чем с другого?
В. Нам известно, что с первого поля собрали 9 000кг и осталось ещё 2 360 кг. Что с этими данными можем найти?
В. Нам известно, что с первого поля собрали 9 000 кг и ещё известно, со второго поля собрали на 1 320 кг меньше. Что можно найти?
О. Сколько собрали с другого поля.
В. Известно, сколько собрали со второго поля и сколько осталось на втором поле. Что можно найти?
В. Известно, сколько отвезли с первого поля и сколько со второго. Что можем найти?
О. На сколько больше отвезли с одного поля, чем с другого. Составляем план решения задачи:
Сколько пшеницы кг пшеницы отвезли с первого поля?
Сколько собрали со второго поля?
Сколько отвезли со второго поля?
На сколько больше отвезли с одного поля, чем со второго?
Задача: Две девочки купили 8 м ленты по одинаковой цене. Одна из них уплатила 15 рублей, а другая 9 рублей. Сколько метров ленты купила каждая девочка?
В. Что надо знать для того, чтобы найти, сколько метров в первом куске?
О. Стоимость и цену.
В. Известна стоимость?
В. Что известно про цену?
О. Столько метров ленты было в двух кусках вместе.
В. Если бы мы знали, сколько стоят 2 куска, что бы мы могли найти?
О. Можно найти цену.
В. Можем теперь найти общую стоимость?
В. А можем найти количество метров ленты в первом куске?
Составляем план решения задачи:
Какова общая стоимость 2 кусков ленты?
Сколько метров ленты в первом куске?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-517735
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок математики в 3-м классе. Тема: «Решение составных задач»
Цель. Формировать у детей умение решать составные задачи.
Ход урока
1. Организационный момент
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
— Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.
2. Создание проблемной ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского “Октябрь”
Слайд 1. Улетели птицы
В тёплые края,
Листьями укрылась
На зиму земля.
— Сегодня на уроке мы заглянем в лес. Нас приглашает… Отгадайте: кто?
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг… (лесничий).
— Много дел у лесничего. Он следит за порядком в лесу. Лесничий приглашает вас в лес и просит в конце урока ответить на вопросы.
1. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
2. Помогает ли математика в изучении природы?
— Наблюдая за природой, мы будем вести записи в дневниках наблюдений (тетрадях). Проверьте посадку и запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания.
— Сегодня мы цифру будем писать, но постарайтесь её угадать.
— Перед вами избушка лесника. Отгадайте: сколько жильцов, кроме лесника, в этом домике. Какие числа нужно вставить в “окошечки” домика (дети угадывают число 6)?
Показ на доске написания цифры 6. Дети прописывают в тетрадях.
4. Актуализация знаний.
1. Повторение пройденного. Индивидуальная работа учащихся по карточкам у доски (дети решают задачи и примеры).
2. Тест-контроль.
— Прежде чем мы отправимся в лес, нужно проверить, насколько вы готовы к путешествию. Для всех объявляется тест-контроль. На партах у вас карточки-тесты. Вам необходимо находить правильные ответы и выписывать их в тетрадь в строчку через запятую.
Дети выполняют тест в тетрадях.
— Каждому числу соответствует определённая буква. Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, над какой темой урока мы будем работать.
Дети расшифровывают тему урока “Задачи”
3. Сообщение темы урока.
Решение составных задач.
— Тест-контроль прошли успешно. К путешествию готовы. Но что это за преграда (ворота)?
— Чтобы войти нам в “Храм природы”, надо помнить о правилах поведения в лесу, открыть замочки на воротах, а ключами от них будут ваши правильные ответы.
Учитель показывает на пример у замочка, дети абаком показывают правильный ответ. Замочек переворачивается обратной стороной, и на нём появляется значок об охране природы.
20 : 5 Х 4 = 36; 4 Х 6 : 8=3; 28 : 7 Х 5 = 20; 8 Х (90-86) = 32.
Задача. У зайчихи осенью родились зайчатки.
Десять деток.
Да беда: наступают холода.
Помоги зайчихе посчитать,
Сколько варежек ей вязать?
Задача.
Растёт на полянке
Берёза, рябинка,
А рядом в сторонке
Трепещет осинка.
Рябинка повыше осинки немножко,
И хоть не на много, но ниже берёзки.
Какое же дерево выше всех, дети?
Какое всех ниже?
Кто быстро ответит.
Слайд 9. Проверка задачи (нажмите сначала на слово “Задача”, >, потом на пустое место).
5. Физминутка.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
6. Работа по теме урока.
— Правила поведения в лесу мы все повторили, и хозяин леса приглашает вас войти под своды “Лесного храма” и полюбоваться его красотой.
А что даёт человеку лес?
1. Работа по учебнику. Коллективное решение задачи у доски с подробным разбором. (Учебник стр. 41 задача 2)
— Сколько звёздочек сделал мальчик? (6)
— Что сказано про хлопушки?
— Какой главный вопрос задачи?
— Можем ли мы сразу на него ответить?
Ученик у доски выполняет рисунок к задаче, краткую запись с подробным решением.
7. Закрепление новых знаний.
1. Дифференцированная работа по группам. Самостоятельное решение задач.
Первая группа самостоятельно решает задачу без краткой записи по действиям.
Слайд 11. “Ученики заготовили для птиц 9 кг семян липы, а рябины в 2 раза больше, чем липы. Сколько килограммов семян всего заготовили школьники?”
Слайд 12. Проверка самостоятельно по слайду.
1) 9х2=18 (кг)- рябины
2)18+9=27 (кг) – всего
9х2+9=27 (кг)
Ответ: 27 килограммов всего.
Вторая группа решает задачу по учебнику стр. 41 задача № 1 с предварительным разбором и схематич. чертежом. Проверка устно.
1) 6х3=18 ( р.) – в футбол
2) 18+6=24 (ч.) – всего
6х3+6=24 (ч.)
Ответ: 24 человека всего.
2. Работа с геометрическим материалом.
— Осенью люди сажают саженцы. Мы с вами сможем заняться полезным делом, посадив саженцы в лесу. Пусть наш лес будет ещё краше. Но прежде чем заняться посадкой, надо вычислить периметр участка, на котором будем высаживать саженцы. Каждая группа будет работать на своём участке.
Самостоятельное решение задач по группам.
1 группа. Длина участка 8 метров, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите периметр участка.
2 группа. Решение задачи по краткой записи.
Проверка самостоятельно по слайду 14.
3. Решение примеров по учебнику. (Стр. 41 №5 (3))
— Перед посадкой саженцев вспомним правила порядка действий в примерах.
Один ученик решает у доски примеры с объяснением.
4. Парно-групповая работа.
— Сажать деревца удобнее вдвоём, помогая друг другу. Предлагаю выполнить работу в парах. На партах у вас карточки. Каждый выполняет свой вариант. Затем вам нужно найти выражения с одинаковыми значениями, соединив их стрелками. Решив примеры, вы узнаете, у какого дерева самый звонкий голос.
Слайд 16. Проверка самостоятельно.
5. Домашнее задание (разноуровневое).
— Вот и подошло к концу наше путешествие по осеннему лесу. Пора и домой возвращаться. Дома вы продолжите работу в своих дневниках наблюдений, выполнив задание по выбору.
1. Стр. 41 задача №3, задание на смекалку.
2. Стр. 41 задача №3, примеры №5 (1-2 столбик)
8. Рефлексия.
— Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Помогает ли математика в изучении природы? Какие математические знания и умения помогли вам ответить на данные вопросы? Кому на уроке было трудно? Кому легко? Покажите геометрическими фигурами.
Закончить наш урок мне хочется словами замечательного писателя Н. И. Сладкова “Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать”.
9. Оценки.
Презентация по математике «Составные задачи 2-3 класс»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды задач Нахождение суммы Нахождение третьего слагаемого Нахождение остатка Нахождение неизвестного слагаемого На разностное сравнение Нахождение неизвестного уменьшаемого Нахождение суммы трёх слагаемых 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 3 4 3 3 3 3 3 3 4 4
автора шаблона: http://elenaranko.ucoz.ru/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1547877
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока математики в 3 классе по теме «Решение составных задач»
Тема урока: «Решение составных задач ».
Тип урока: « Комплексного применения знаний учащихся по решению составных задач».
ТДЦ : Обучающие: Учащиеся в конце урока должны:
— порядок выполнения действий.
— выделять простые задачи в составе сложных и решать их.
Оборудование: схемы – опоры для решения задач, карточки с заданиями для самостоятельной работы, презентация, индивидуальные оценочные листы.
— технология разноуровневого обучения.
1. Организационный момент
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
— Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.
2. Создание проблемной ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского “Октябрь”
— Сегодня на уроке мы заглянем в лес.
Но сначала проверим домашнее задание.
2.Проверка домашнего задания (фронтальная работа).
— Что было задано домой?
1.Найти ошибки в решении уравнений и решить их правильно.
2. Запомнить таблицу умножения на 6.
— Какие уравнения решены неправильно? Кто считает, что первое уравнение решено неверно? (показывают кружок красный)
— кто считает, что допущена ошибка в решении второго уравнения?( сигнал красный)
Почему? (во втором уравнении неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое, в учебнике ошибка: к сумме прибавляют известное слагаемое).
-Что можете сказать про третье уравнение?( третье уравнение решено правильно) Почему?
Проверка по слайду (на слайде правильное решение всех уравнений)
— У кого такая запись, покажите красный сигнал.
— Какое ещё было задание? (запомнить таблицу умножения на 6)
Как вы запомнили таблицу умножения на 6 мы проверим в течение урока?
— Теперь заглянем в лес. Перед вами лесная избушка. Какие числа нужно вставить в «окошечки» домика? Кто знает таблицу умножения, тому легко будет выполнить это задание, потому что оно связано с таблицей умножения. (дети угадывают число 6).
4. Актуализация знаний (Делимость чисел на 6)
— Проверьте посадку и запишите число, классная работа.
— Продолжим повторять таблицу умножения.
— На доске числа. Найдите среди них те, которые делятся на 6 без остатка (числа: 12, 20, 18, 21, 24, 27, 30, 36, 42,41, 48, 54 на доске на карточках разбросаны)
— Запишите самостоятельно эти числа в тетрадь в порядке убывания.
Проверка. Выставляют числа на наборное полотно (выходят к доске по одному)
— Сейчас мы решим задачи про лесных жителей. На партах у вас карточки-тесты. Вам необходимо находить правильные ответы и обводить их в кружок красным карандашом.
Ещё раз проверим все ответы (они на экране), если все числа выбрали правильно, ставим себе в оценочный лист красный кружок, если одно или два числа были неправильны, ставим синий кружок, если 3 и более желтый кружок.
— А сейчас мы выполним задание, которое поможет определить тему нашего урока.
— Каждому числу соответствует определённая буква. Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, над какой темой урока мы будем работать.
Дети расшифровывают тему урока “Задачи”
3. Сообщение темы урока.
Решение составных задач.
— Какие задачи называются составными?
— Какую тему мы сейчас изучаем? (табличные случаи умножения и деления)
— Повторим таблицу умножения.
— Перед нами ворота, закрытые на замок. Чтобы их открыть, надо решить пример и задачу и вспомнить правила поведения в лесу.
Учитель показывает на пример у замочка, дети называют правильный ответ. Замочек переворачивается обратной стороной, и на нём появляется значок об охране природы.
20: 5, 4 х 6, 28 : 7, 2 х 6.
На пригорке возле елок
Ежик яблоки считал:
Шесть в мешке за тем пригорком.
Сколько яблок, как понять?
Еж не может разобрать.
Помогите ежу сосчитать все яблоки. (6 х 3 = 18)
3. Парно-групповая работа.
— А теперь проверим, как вы знаете таблицу умножения. Работать будем в парах и каждый будет оценивать своего товарища. Открываем учебники на странице 41. Находим №5. Решаем примеры 1-го и 2-го столбиков. Сначала один из вас читает пример, другой записывает его и решает в тетради, затем меняетесь ролями. Поменяйтесь тетрадями, проверьте примеры, поставьте соседу кружок в оценочный лист. Поменяйтесь тетрадями. Покажите мне, какой кружок вы получили.
6. Работа по теме урока.
А что даёт человеку лес?(…….бумагу)
1. Работа по учебнику. Коллективное решение задачи у доски с подробным разбором. (Учебник стр. 41 задача 2)
Ученик у доски выполняет к задаче чертеж.
— О чем говорится в задаче? ( о звездочках и хлопушках)
— Что сказано о них? ( их делали мальчики)
Сделаем к задаче схематический чертеж.
— Известно ли, сколько звездочек сделали мальчики? (да 6) – Чертим отрезок.
— А что сказано про хлопушки? ( их сделали в 2 раза меньше) – как обозначим это на чертеже (разделим первый отрезок на 2 части и возьмем одну для обозначения хлопушек)
— Какой вопрос задачи? (сколько всего) – Рисуем фигурную скобку.
— Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему нельзя?
(это составная задача, она состоит из 2 простых)
-назовите первую простую задачу. ( Мальчики сдалали 6 звездочек, а хлопушек в 2 раза меньше. Сколько хлопушек сделали мальчики?
— Запишите решение к этой задаче. Это будет первое действие к задаче.(Один ученик записывает на доске)
— Составьте вторую простую задачу. ( Мальчики сделали 6 звездочек и 3 хлопушки. Сколько всего звездочек и хлопушек сделали мальчики?)
— Запишите решение к этой задаче. Это будет второе действие.
7. Закрепление новых знаний.
Самостоятельное решение задачи.(разноуровневые карточки трёх цветов)
Первая группа самостоятельно решает задачу.
Слайд 11. Ученики заготовили для птиц 9 кг семян липы, а рябины в 2 раза больше, чем липы. Сколько килограммов семян всего заготовили школьники?
1) 9х2=18 (кг)- семян рябины
2)18+9=27 (кг) – семян всего
Ответ: 27 килограммов семян всего.
Вторая группа решает задачу по условию и краткой записи.
Третья по краткой записи и действиям с пустыми окошками.
Кто решал задачу по красной карточке и выполнил правильно, ставьте красный кружок, по синей – синий кружок, по желтой – желтый.
— Чтобы лес нас всегда радовал своей красотой, надо подсаживать молодые саженцы. Для этого надо уметь находить периметр участка. Давайте решим задачу на нахождение периметра прямоугольника.
Самостоятельное решение по краткой записи и чертежу.
Решение задачи по краткой записи.
Проверка самостоятельно по слайду 14.
Кто решил сам правильно поставьте красный кружок в оценочный лист, кто затруднялся поставьте синий кружок, кто не решил – желтый.
— Посчитайте, сколько кружочков каждого цвета. Закрасьте пустой кружок тем цветом, каких кружков у вас больше.
Покажите нам какой у вас получился кружок.
Задача №1, примеры №5 3-й столбик по желанию.
Сегодня на уроке Я научился…
9. Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
— Сегодня на уроке все вы были просто молодцы.
Особенно я хочу отметить за активную работу на уроке…
10. Давайте покажем нашим гостям, с каким же настроением мы заканчиваем урок. На партах у вас лежат листочки, я попрошу прикрепить на наше дерево «Настроения» по одному листочку.
Оранжевый – настроение прекрасное.
Жёлтый – хорошее, как обычно.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-208356
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.