Вопрос. Иногда трудно бывает определить, что обозначает глагол — действие или состояние. Например: день заметно прибывает; вода прибывает; почки распускаются; трава растёт, зеленеет; дождь идёт; молния сверкает и т. п. Как различать эти случаи?
Ответ. Понятие действия в глаголе понимается в широком смысле, т. е. имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, иначе говоря, то, что делает предмет (учитель спрашивает, ученик отвечает), но и то, что делается с предметом (листья опадают, река замерзает).
Последнее значение близко подходит к понятию состояния; так, река замёрзла указывает не только на то, что сделалось с рекой, но и на её состояние; в предложении Старик сидит и дремлет состояние подлежащего сочетается с его действием, причём последнее имеет более общее значение. Акад. Л. В. Щерба отмечал: «В категории глаголов основным значением, конечно, является только действие, и вовсе не состояние… Когда мы говорим Больной лежит на кровати или Ягодка краснеется в траве, мы это лежание и краснение представляем не как состояние, а как действие».
Таким образом, трудно проводить резкую грань между значениями действия и состояния в глаголе: «Особенность глагола как раз в том и заключается, что состояние представляется в нём как протекающее во времени действие». Кроме того, различия между этими значениями не проходят последовательно через всю систему форм глагола.
Глаголы или непосредственно называют действия (дождь идёт, молния сверкает, вода прибывает, почки распускаются), или представляют в виде действия другие процессы, например: состояние (ученики сидят, ребёнок спит), проявление признака (трава зеленеет, роса блестит), изменение признака или состояния (трава растёт, день заметно прибывает), отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (любить родину, ненавидеть врагов, заботиться о детях) и др. «Все значения глагола, абстрагированные от частного и конкретного, объединяются в общей категории действия, что отличает глагол от других частей речи».
Следовательно, значение глагола шире обычного понимания слов «действие» и «состояние». Поэтому требовать от учащихся разграничения действия и состояния не нужно.
Этимология слова «глагол»соответствует понятию «речь, слово». Еще А.С. Пушкин употреблял понятие в данном значении: «глаголом жечь сердца людей». С древнерусских имен глагол как часть речи претерпел очень большие изменения. Это была самая сложная часть речи. В современном русском языке все упростилось, однако, остается еще много нюансов, которые необходимо знать о глаголе.
Значение глагола
Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Глагол имеет категории вида, переходности, возвратности (постоянные признаки), лица, времени, наклонения, числа (в отдельных формах), рода (в отдельных формах) – непостоянные признаки.
Формы глагола
Изменяемые формы
Спрягаемые формы глагола обозначают действие или состояние предмета, имеют категории наклонения, времени, лица, рода, числа, в предложении играют роль простого глагольного сказуемого.
Причастия бывают действительными и страдательными.
Образование причастий
Инфинитив – неопределенная (начальная) форма глагола. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Деепричастие – особая форма глагола.
Признаки глагола: вид, переходность, возвратность
Признаки наречия: неизменяемое.
Образование деепричастий
Спряжение глаголов
Наклонение глаголов
Наклонение – непостоянный признак глагола, обозначает, каким образом действие относится к действительности:
В соответствии с этим выделяют три наклонения:
Изъявительное наклонение
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени. Имеют категории времени, числа, рода, лица.
Настоящее время
Радую, радуешь, радуем, радуют, радуете
Прошедшее время
Радовал, радовала, радовали
Будущее время
Будем радовать, порадую, будешь радовать
Повелительное наклонение
Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, просьбу, приказ, совет, требование, пожелание и т.д. Имеют категории числа и лица.
Образование повелительного наклонения
Простая форма
Сложная форма
с помощью нулевого суффикса или суффикса–И,плюс постфикс–ТЕ(во мн.числе)
глагол 1 лица мн.ч. с добавлением слов ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ
глагол 3 лица мн.ч. с добавлением слов ПУСТЬ, ПУСКАЙ
Сослагательное (условное) наклонение
Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может быть совершено при определенных условиях, предполагаемое. Имеют категории рода и числа.
Образование сослагательного наклонения
Сослагательное наклонение образуется путем сочетания формы глагола прошедшего времени с частицами БЫ, Б.
глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы
Что делает? Что делают? Что делаешь? Что делаем? Что делаете?
от основ глаголов сов. и несовер.вида с помощью формообразующего суффикса –Л-
(не изменяется по лицам)
простое
глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы
Что сделает? Что сделают? Что сделаешь? Что сделаете? Что сделаем?
сложное
Глаголы несовер.вида с добавлением слов будет, буду, будем, будете, будешь
Лицо глагола в русском языке
Категория лица у глагола показывает, кто будет производить действие. Лицо глагола соотносится с личными местоимениями ед. и мн.числа. Это непостоянный признак глагола.
Правописание личных окончаний глагола зависит от спряжения.
Личные окончания глаголов
лицо
Ед.число
Мн.число
1 спр
2 спр
1 спр
2 спр
подумаю
говорю
подумаем
говорим
подумаешь
говорите
подумает
говорит
подумают
говорят
Безличные глаголы
Безличные глаголы называют действие, которое происходит само по себе, без участия лица (субъекта). В предложениях с безличным глаголом в роли сказуемого невозможно подобрать подлежащее.
Уже давно светало. Моей маме сегодня взгрустнулось. На душе у меня повеселело.
Безличные глаголы имеют категории времени и сослагательного наклонения.
Вечереть Вечерело – вечереет Вечерело бы
Скоро будет вечереть. Зимой быстро вечереет. Скорее бы уже вечерело.
Переходные и непереходные глаголы
Переходность – постоянный признак глагола.
Виды глаголов
Вид – постоянный признак глагола.
Глаголы могу составлять видовую пару, которая образуется разными способами словообразования.
Морфологические признаки глагола
Постоянные признаки глагола:
Непостоянные признакиглагола:
Морфологический разбор глагола
План разбора
Образцы разбора
Три дня сеял мелкий дождик-моросей.
Сеял – глагол
И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгутся безумной жаждой свободы света.
Способы глагольного действия: таблица, правила написания
Содержание:
Глагол в русском языке отличается многообразием выражаемых значений. Категория способов глагольного действия (СГД) характеризует значения, связанные с процессом действия, например: начало, продолжительность, законченность, интенсивность и т. д. Эти значения выражаются с помощью присоединения к основному глаголу словообразовательных морфем, приставок и суффиксов.
Глаголы действия и состояния в русском языке: сколько всего существует способов глагольного действия — таблица глаголов действия с примерами
Глаголы действия в русском языке связаны с проявлением категории вида, совершенного и несовершенного. Проиллюстрирует способы глагольного действия таблица:
Характеристики действия, не выраженные грамматически
Глаголы, обозначающие начало действия и другие способы его совершения, имеют определенные словообразовательные модели, как видно из таблицы. Однако это не единственный способ выражения подобных значений.
В русском языке существуют глаголы, способ действия в которых не выражен грамматически. Деление на группы в этом случае происходит исходя только из семантики. В лингвистике такие способы называют нехарактеризованными и выделяют несколько групп:
Глаголы действия и состояния в русском языке имеют различия не только семантические. Статальные глаголы можно заменить словосочетанием «быть в состоянии + однокоренное существительное», например: спать — быть в состоянии сна, болеть — быть в состоянии болезни. Кроме того, эти глаголы не могут сочетаться с наречиями, обозначающими развитие действия: быстро, медленно, постепенно.
Глагол — одна из важнейших частей речи в нашем языке. Недаром в старые времена использовалось слово «глаголить» в значении говорить, высказывать что-либо.
Глаголы в нашей речи не только позволяют обозначать действие или состояние, но и придают ей сильный, энергичный характер. Но важно правильно применять эти слова, иначе появятся ошибки и смысл повествования будет непонятен для окружающих.
Знание морфологии глагольных слов поможет избежать проблем с их употреблением.
Что такое глагол в русском языке
Глагол относится к знаменательным частям речи и служит для обозначения активности субъекта или его состояния с помощью категорий вида, времени, залога и т. д. Богатство категорий делают эту часть речи одной из самых сложных в изучении. В предложении глагол обычно выполняет функцию сказуемого.
Он может выражать как конкретное действие (писать, лепить), так и движение (идти, плыть), а также называть действие органов чувств (слушать, смотреть), смену состояния (толстеть, краснеть), выражение настроения (радоваться, грустить).
Глагол имеет несколько категорий, которые характерны только для него: залог, вид, время, лицо и наклонение.
Перечисленные категории определяют характер обозначаемого действия: когда оно произошло, как оно соотноситься с объектом, закончилось ли оно или продолжает и т. п. Некоторые категории имеются у всех слов, другие только у некоторых.
Формы глагола как части речи
Формами называются категории, которые имеют фиксированные грамматические признаки, но в то же время применяются в тексте по-разному. Большинство форм делится на два базовых вида: изменяемые и неизменяемые.
Изменяемые формы имеют постоянные и непостоянные признаки и преобразуются в зависимости от контекста предложения. К таким формам относятся:
Неизменяемые формы обладают только постоянными грамматическими признаками.
К ним причисляются:
Постоянные и непостоянные признаки глагола
Грамматические категории, присущие глагольному слову как части русской речи, называются признаками. Они делятся на постоянные и непостоянные.
Признаки, не подлежащие изменениям в зависимости от строя предложения, имеются у всех глагольных слов.
Сохраняющие постоянность признаки преобразуются в зависимости от типа предложения, контекста, они характерны причастий и спрягаемых слов.
Возвратные и невозвратные глаголы
Грамматическая категория, служащая для указания на направленность действия на субъект. Характерная особенность таких глаголов — это наличие окончания -ся/сь.
Возвратные глаголы обозначают действие, которое направлено на сам объект. Например:
Переходные и непереходные глаголы
Слова указывающие действие, которое не может переходить на объект, называются непереходными глаголами. Они не сочетаются с существительными в винительном падеже и выражают:
Переходные формы переходят на прямой объект, выраженный существительным в винительном падеже. Иногда прямой объект представлен существительным в родительном падеже. Переходные слова выражают:
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Категория вида необходима для обозначения различий в протекании действия (смотреть — посмотреть). Всего в русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.
Совершенные вид предназначен для обозначения целостного, ограниченного пределами действия, которое может закончиться (он запечатал письмо). Здесь запечатал выражает совершенное действие.
Несовершенный вид служит для выражения действия, не имеющего предела, выраженного в виде развития или процесса (он запечатывает письмо, он будет запечатывать письмо, он запечатывал письмо). В последнем случае действие происходило в прошлом, но указания на то, что оно завершилось нет.
Синтаксическая роль глагола
В синтаксисе предложения глагольное слово может выполнять одну из пяти ролей:
Наклонения глаголов
Наклонение показывает, как процесс или состояние относится к действительности. Так слово может обозначать действие существующее в реальности (смотрю, смотрел, буду смотреть) или же не существующее, но мыслящиеся (смотри, смотрел бы).
Если слово обозначает действие, которое совершается (совершалось когда-то, только будет совершаться) в реальности, то оно имеет изъявительное наклонение (пишу, писал, напишу). Действия же, только гипотетически возможные или желаемые, обозначают глагольными словами сослагательного (писал бы) и повелительного наклонения (пиши).
Спряжение глаголов
Система смены форм по числам и лицам называется спряжением, постоянным грамматическим признаком части речи. Всего существует два спряжения: 1-е и 2-е. Для определения конкретного типа необходимо обратить внимание на ударное окончание глагола настоящего времени:
В том случае если окончание безударное, то спряжение находится по инфинитиву.
Так ко второму относятся все слова на -ить (исключение стелить и брить), семь слов на —eть (вертеть колесо, видеть чудо, зависеть от тебя, терпеть боль, обидеть человека, смотреть кино, ненавидеть ложь) и четыре на -ать (гнать лошадей, держать слово, слышать пение, дышать кислородом).
Остальные же инфинитивы относятся к первому спряжению.
Безличные глаголы
Если глагол обозначает действие, которое происходит само по себе, без указания производящего его субъекта, то он называется безличным (смеркается, вечереет, рассветает). В предложениях с безличным словом не может быть подлежащего (на улице темнеет). Этот вид не изменяется по родам, лицам и числам.
Безличные слова можно употреблять во всех трех временах (вечерело, вечереет, будет вечереть), в сослагательном наклонении (вечерело бы), а также в инфинитиве (скоро начнет вечереть). От них не образуются причастия и деепричастия.
Также безличные слова не употребляются в значении личных глаголов. Но в то же время есть исключение, они называются безличными формами личных глаголов. И те и другие безличные формы обозначают следующее:
Морфологические признаки глагола
Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К первым относят: вид, спряжение, возвратность и переходность. Ко вторым: наклонение, время, род, число и лицо.
С помощью морфологических признаков выражается отношение действия к субъекту или объекту, характер протекания действия или процесса, соотнесенность с моментом речи, реальность или желаемость действия, отношение к говорящему лицу.
Такие признаки как вид и залог имеются у всех глагольных слов. Признака времени нет у деепричастия, инфинитива, а также у сослагательного и повелительного наклонения.
Самого наклонения не существует у инфинитива, причастия и деепричастия. Признаки лица присутствуют только у словоформ изъявительного наклонения, поставленные в настоящее и будущее время.
Неопределенная форма глагола (инфинитив)
Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).
Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).
В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:
Морфологический разбор
Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:
Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарьстучит:
Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.
В английской грамматике важно, что именно обозначает глагол: действие или состояние. Оба типа глаголов есть и в русском языке, но это не имеет значения для правильного построения русского предложения.
Итак, глаголы состояния («stative verbs») не обозначают действия, т.е. не могут меняться с течением времени. Это, например:
2. глаголы мнения и обучения «think/belive/agree/suppose/remember/know» и т.д.
3. глаголы эмоций «hate/like/love/adore/loathe/admire» и т.д.
4. другие глаголы «belong/own/seem/depend/possess/mean/need/prefer»и т.д.
Небольшой экскурс: в английском языке, при всей его академичности, не существует единой, официально принятой системы обозначений в грамматике. Каждый автор учебника использует удобные для себя обозначения. Так, я встречала учебник по грамматике, где артикли были отнесены к прилагательным, т.к. они определяют существительные.
1. Я вчера с двух до трёх читал.
2. Я вчера с двух до трёх разговаривал по телефону.
3. Я вчера с двух до трёх знал/принадлежал/предпочитал(?).
Имея дело с длящимися временами, необходимо всегда помнить не только о существовании глаголов состояния, но также и о том, что некоторые глаголы состояния употребляются в длящихся временах, приобретая при этом другой смысл.
Ни в коем случае не следует думать, что это исчерпывающий список глаголов, которые могут обозначать и действие, и состояние, принимая при этом разный смысл. Это просто наиболее распространённые примеры, на самом деле таких глаголов много.
А вот вам и упражнение: придумайте похожие примеры, где глагол обозначает и действие, и состояние с глаголами «admire» и «appear». Если вы напишете свои идеи в комментариях, будет здорово!
И последнее: именно от того, обозначает ли глагол «have» действие или состояние, зависит, можно или нет употреблять «have got».
Это такой крутое чувство!
Со smell всегда проблемы. Использую sniff)
Почему-то никогда не задумывалась об этом, изучая английский. То есть, не то чтобы информация нова, но она всегда относилась к тем знаниям, которые вроде как логичны и ты просто в курсе, не требуя объяснений. А теперь почитала и, внезапно, сложился паззл)
Отличные уроки. Вашим ученикам повезло.
He appeared near my house. I’m appearing at home tomorrow at six p.m.- можно так? Не действие, но форма Continuous.
I admire that picture. I’m admiring the sound of musik from my neughbout’s flat for last three hours.
ТС, поправь лажу, если есть, не только по временным формам, пожалуйста. Мне до «native speaker» как до Парижа, могу только в технический язык:(
Английский с нуля. Случайно благодаря. Урок 53 из 60
Как использовать by accident и by chance, owing to и due to.
Видео взяты из приложения Английский с Анной (в каждом уроке слова, задание на устный перевод, письменный перевод).
ВРЕМЕНА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Нам всем известно, что есть формы Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous.
Where have you bought this dress?
I realized I’d forgotten my keys at home.
She will have graduated from university by 2025.
Для каждого варианта действий в английском есть своя видо-временная форма. Конечно, у каждого времени есть свои нюансы и дополнительные варианты использования.
Во время написания созрел вопрос. Все мы в школе / университете / просто в жизни слышали фразы «Исключение лишь подтверждает правило». С чего вдруг исключение подтверждает правило? Как это работает?
Английский с нуля. Веди себя нормально. Урок 52 из 60
Как использовать фразу to behave oneself. Проходим распространенные национальности. Впервые знакомимся с герундием, проходим введение в герундий.
Видео взяты из приложения Английский с Анной (в каждом уроке слова, задание на устный перевод, письменный перевод).
P.S. Спасибо всем 4149 человек, кто подписался за доверие. Для меня очень радостно, что моя работа приносит пользу.
Английский с нуля. Тоже да и тоже нет. Урок 48 из 60
Два варианта произношения слова “тоже да”. Два варианта произношения “тоже нет”. Как используются эти слова в предложении. А также использование слова “никто” и двойное отрицание в английском языке. Что происходит, если перед глаголом мы ставим un, dis или in?
Задания ко всем 60 урокам расположены в приложении Английский с Анной (в каждом уроке слова, задание на устный перевод, письменный перевод).
P.S. Чем больше плюсов, тем охотнее я снимаю новые видео. Спасибо всем 3383 подписчикам, что учитесь по моим видео урокам.
Английский с нуля. Переделать, недоделать, слишком много сделать. Урок 47 из 60
Что происходит, если перед глаголом поставить re? Что происходит, если перед глаголом поставить over? Эмоциональное усиление с помощью нарушения правил построения утвердительного предложения настоящего времени Present Simple.
Задания ко всем 60 урокам расположены в приложении Английский с Анной (в каждом уроке слова, задание на устный перевод, письменный перевод).
P.S. Вы ведь посмотрели все прошлые видео из серии? Ведь правда? Если нравится курс, ставьте плюс.
Хау ту спик фром йор харт ин инглиш
Этот гайд я когда-то написал моему знакомому на его просьбу дать пару советов по изучению английского. Я много раз дорабатывал его по мелочам и сейчас решил запостить, ибо есть хороший повод: я сдал IELTS (это такой тест по английскому) на 8.0 из 9, что соответствует примерно С1+ (т.е. продвинутый уровень языка)
Помимо английского я знаю немецкий на очень хорошем уровне (DSH3, т.е. С1+ и 6 лет жизни в Германии) и французский на начальном уровне (где-то А2). Большую часть времени я занимаюсь самостоятельно и использую советы, которые я сейчас собираюсь здесь написать.
И не стоит воспринимать эти советы как что-то абсолютное. Способов изучения языка море. Они различаются в плане эффективности/интересности и зависят от личных хотелок/предпочтений/целей, поэтому все советы стоит подстраивать под себя. Я рассказываю о тех, которые очень хорошо работают на мне и дают максимальный эффект с учетом потраченного времени.
Для начала надо с чего-то начать
— Курс Петрова «Английский за 16 часов»
— Какой-то курс английского для новичков на ютубе
— Занятия с репетитором
Эти сайты/курсы нужны для того, чтоб получить какую-то базу: научиться читать, получить общее представление о том, как устроен. Серьезных знаний по ним не получишь (кроме репетитора, с ним можно), но для начала они отлично подходят, чтоб безболезненно ввести в курс дела.
А вот дальше нужно что-то более серьезное. Нужна система. Нужно тренировать все аспекты языка.
И это что-то — это учебник.
Качаешь учебник английского производства и начинаешь его проходить. По первости может быть трудновато разбираться в этом всем, что там от тебя хотят и как из этого можно пользу вынести, но вольешься и все будет нормально. Для менее проблемного вливания как раз отлично подойдут дуолингво/лингвалео/Петров, они дадут начальные знания и такого стресса не будет.
Английские учебники по английскому лучшие, ибо они дают возможность отработать все аспекты языка: и грамматика, и чтение, и говорение, и понимание на слух. Плюс ко всему живой словарный запас, которым пользуются и на котором говорят. К тому же они банально более-менее интересны. По тем же советским учебникам заниматься очень трудно, потому что они очень сухие и скучные, а вот английские более интерактивные.
Теперь вопрос: какой учебник?
Первый и второй в целом похожи друг на друга, но New Total English немного сложнее будет. В третьем идет особенный упор на говорение и слушание путем упражнений и просмотра видосиков, снятых специально для этого учебника. Четвертый сложнее остальных и самый основательный.
Поскачивай их, все они есть в вк/на рутрекере, полистай, какой больше приглянется, тот и бери. Можно не ограничиваться этими, есть куча других учебников для разных уровней, какие только душа пожелает: Cutting Edge, Face to face, Global, Solutions, Outcomes, да сотни их. Мне понравились эти учебники, но если тебе понравятся какие-то другие, то смело бери их.
По уровням они идут от Starter, который соответствует нулевому уровню, до Advanced, который соответствует С1. И каждый учебник базируется на учебниках предыдущего уровня. Одни и те же вещи попадаются в учебниках разного уровня, но каждый раз дают что-то дополнительное: новые детали, более сложную лексику, более сложную грамматику.
Теперь самое интересное:
Если опыта нет, то сначала это может показаться сложно. Но перестрадав первые пару уроков ты вольешься и сложностей не будет. Вот мои советы на эту тему:
Качаешь учебник, качаешь рабочую тетрадь, качаешь аудио. Открываешь учебник. Обычно он разбит на разделы, к примеру, 1А, 1В, 1С и т.д.
Открыл, значится, учебник, прошел первый раздел. Сделай все задания в этом разделе, послушай аудио, открой рабочую тетрадь и сделай упражнения, которые относятся к этому разделу учебника. Сделал все, выучил слова? Иди дальше к следующему разделу.
И так устроен учебник. Они разбиты на разделы, на прохождение каждого нужно час-два, и к каждому есть упражнения в рабочей тетради.
Старайся побольше с собой разговаривать. Если занимаешься с репетитором, то можно поговорить с ним. Если занимаешься сам, то разговаривать вроде как не с кем. А говорение-то тренировать надо как-то, иначе когда понадобится что-то сказать, то выдавишь просто «Ээыэыэыыыыыыыы». Это в лучшем случае.
Теперь подробнее о разных аспектах
1) Грамматика нужна.
2) Грамматика — это не самое важное в языке.
Грамматика — это инструмент, который позволяет тебе лучше понять сказанное и самому быстро и эффективно связывать слова в осмысленные предложения. Но на ней нельзя зацикливаться, чем очень грешат наши учебники по английскому вроде Бонка.
Для отработки очень учебники Мерфи. Каждый из них состоит из 100 блоков с упражнениями, которые относятся по теме. Но это не единственные учебники, есть много других.
Параллельно с обучением туда можно заглядывать, чтоб на некоторые темы под другим углом посмотреть/поделать пару упражнений на трудные моменты. Но упарываться грамматикой я категорически не рекомендую. В английском она не так страшна, да и не такое уж и интересное это дело.
Времена советую не зубрить (неправильные глаголы подзубрить надо бы только), а понимать. Они образуются грамматически элементарно, выбрать же нужно время может быть трудно. Чтоб реально понять времена советую это видео
Слушание советую качать либо прослушиванием аудиокниг, либо просмотром видео/сериалов. У аудиокниг куча плюсов:
+ они разбиты по уровням
+ их можно слушать фоном, пока что-то делаешь/куда-то едешь
+ к ним есть текст, который можно читать как обычную адаптированную книгу.
+ текстовый вариант этих аудиокниг пытается еще чему-то научить: дает упражнения, слова, выражения.
Большая коллекция тут https://english-e-reader.net/ и на рутрекере.
Еще мне очень зашли подкасты. На сайте https://www.radio-uk.co.uk/podcasts я нашел подкаст No Such Thing As A Fish и мне прям зашло. Необязательно слушать именно этот подкаст, главное найти тот, который нравится тебе и регулярно его слушать. Тематика подкастов огромная и есть много разных для новичков.
— Скачай аудиокнигу, читай саму книгу без аудио. Профит!
— Читай английский веб, вроде reddit.com или стотыщ других сайтов.
— Читай книги в оригинале. Можно начать с каких-то несложных или тех, которые ты хорошо знаешь и без перевода, у многих это Гарри Поттер
— Попробуй книги по методу чтения Ильи Франка. Вещь в целом неплохая, для тренировки словарного запаса и привыкания к языку самое то.
Если кто не знает, то суть чтения по этому методу заключается в том, что текст поделен на две части. Сначала идет адаптированный абзац с переводом, а потом этот же текст, но уже неадаптированный. Идея заключается в том, что ты сначала читаешь и разбираешь текст с чужой помощью, а потом читаешь его же без помощи. Слова и выражения повторяются в течении всей книги, поэтому достаточно быстро вливаешься и запоминаешь слова/выражения.
Как уже писал, говори сам с собой. Максимум упражнений делай устно (на сколько нервов хватит), отвечай на все вопросы. Еще важный момент: учись перефразировать. Если ты умеешь перефразировать свои мысли, то тебе незнание слов не так страшно, ты просто сможешь выразить эту же мысль, но с помощью тех слов, что ты знаешь. Пускай будет примитивно, пускай долго, но ты говоришь! Пересказывай тексты, которые попадаются. Хотя я сам это редко делаю, лень, но вещь очень полезная, чтобы научиться говорить.
Старайся брать некоторые предложения/фразы и переформулировать их так, как сказал бы их ты, с теми словами и фразами, что есть в твоем активном словарном запасе. Ну то есть не «Величественный король прискакал на своем храбром жеребце на бал!», а «Ну вот тот главный чувак в стране на лошади приехал на танцы». Звучит хуже, зато ты передал мысль.
Еще мне на удивление зашла серия vocabulary in use. Она устроена как учебники Мерфи, только вместо грамматики там дают лексику на те или иные темы. Я прошел полтора учебника на уровне upper intermediate и advanced, мне на удивление очень зашло.
А еще никто не мешает сделать небольшой погружение в языковую среду. К примеру, пройти игру не на русском, а на английском. Это и интересно, и полезно, почему б нет?
А тут есть разные полезные ссылки, может ты найдешь там что-то для себя:
Молодец, расскажи в комментах, как учишь и какими сайтами/учебниками/еще чем пользуешься ты.