Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Сотрудничество и соперничество.

Характеристика и сущность сотрудничества и соперничества.

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество и соперничество.»

Конспект урока по обществознанию 6 класс

Сотрудничество и соперничество.

Цели и задачи: Познакомить обучающихся с понятиями, отличительными чертами; исследовать сферу как основу взаимоотношений; определить факторы способствующие или препятствующие их эффективному применению.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты: Обучающиеся должны характеризовать сущность и виды сотрудничества и соперничества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Понятия и термины: Сотрудничество, соперничество, конкуренция, конфликт.

Давайте вспомним тему прошлого урока.

-Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.

-Что включают в себя межличностные отношения?

Взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимодействие и т.д.

-Какие бывают межличностные отношения?

Деловые, приятельские, личные, семейные.

Сейчас я вас прошу послушать притчу и ответить на вопрос:

— Как вы поняли смысл этой притчи?

2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…

в) радуешься чужому несчастью (3)

3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…

б) помогаешь другу (1)

в) говоришь, что занят (3)

4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…

Источник

Сотрудничество и соперничество

Урок 20. Обществознание 6 класс ФГОС

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Конспект урока «Сотрудничество и соперничество»

Каждый из нас, хочет он того или нет, постоянно взаимодействует с другими людьми. Такое взаимодействие ещё принято называть социальным, а основными его формами выступают сотрудничество и соперничество.

Давайте попробуем с вами разобраться в том, что же принято понимать под этими терминами.

Как правило, под сотрудничеством понимается конкретный тип взаимодействия, при котором люди осуществляют определённые действия для достижения общей цели.

Американский писатель Наполеон Хилл говорил: «Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо».

В большинстве случаев сотрудничество является обоюдно выгодным для всех сторон. Например, такая взаимная выгода свойственна сотрудничеству в рамках бизнеса. Возьмём трёх предпринимателей: у первого есть деньги, которые он готов вложить в дело, у второго есть продут, который востребован потребителем, а у третьего – производственные мощности для выпуска большого количества товара.

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Объединив свои возможности и договорившись о дальнейшем взаимодействии, каждый из партнёров будет получать определённый доход. Как мы видим, такое сотрудничество можно назвать взаимовыгодным, так как каждый из участников сделки получает определённый, устраивающий его доход.

Суть сотрудничества неплохо отражена в притче о двух лошадях.

Один богатый человек ехал в роскошной карете, запряжённой шестёркой породистых лошадей, купленных в разных странах. На одном из поворотов карета застряла в грязи, и сколько кучер не погонял лошадей, они не смогли сдвинуть карету с места. Мимо проезжал крестьянин на телеге, которую тянула пара обычных лошадей. Телега с лёгкостью проехала через грязь.

Богач удивился и спросил крестьянина: «В чём сила твоих лошадей?» На что крестьянин ответил: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом».

Для сотрудничества людей также характерно стремление к согласованной, слаженной работе с другими людьми, готовность поддержать и оказать им помощь даже в безнадёжной ситуации.

Неслучайно же работающих вместе в офисе или на заводе людей принято называть сотрудниками.

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Ведь от их слаженной совместной работы, начиная от простого охранника и заканчивая директором, зависит прибыль компании, и соответственно, материальное благополучие сотрудников.

Понятие соперничества прямо противоположно понятию сотрудничества. Под этим термином принято понимать такие взаимоотношения между людьми, которым свойственно состояние явной или скрытой борьбы, конкуренции с кем-либо.

Особенность соперничества состоит в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют не общие, а исключительно личные интересы.

Например, несколько строительных компаний участвуют в конкурсе по застройке городского квартала. Одна из них предложила построить большой парк развлечений, а вторая застроить данный квартал офисными и жилыми зданиями.

Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Смотреть картинку Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Картинка про Что такое сотрудничество и соперничество обществознание. Фото Что такое сотрудничество и соперничество обществознание

Цель у обеих компаний одна – выиграть конкурс и получить заказ на строительство, а вот интересы совершенно разные. Становится вполне понятным то, что конкурс выиграет та фирма, проект которой не только заинтересует

городские власти, но и предложит самые выгодные условия.

Например, японский писатель Ямагучи Тадао в своей книге «Путь к торговле» приводит вот такой пример:

«Ученик пришёл к учителю и попросил его совета касательно следующей ситуации. Придя к одному из своих постоянных клиентов, он увидел у него на столе договор, подписанный с его конкурентом. Заметив это, хозяину документа стало очень неудобно, он спрятал его под другие бумаги и попытался отвлечь своего гостя.

Учитель внимательно выслушал историю и спросил:

– Женат, – удивлённо ответил ученик.

– Вспомни, как ты ухаживал за будущей женой. У тебя же были соперники, но ты во многом превзошёл их, демонстрируя свои лучшие стороны.

Ученик на минуту задумался и улыбнулся.

Как мы с вами видим, соперничество характерно не только для сферы бизнеса, но и для простых бытовых взаимоотношений между людьми.

Соперничеству свойственно определённое равенство между оппонентами, согласитесь, что не может быть соперничества между национальной сборной Бразилии по футболу и вашей дворовой командой, а вот если вы однажды выйдете на поле со своими бразильскими сверстниками, тогда ваши команды по праву можно будет назвать соперниками.

Никогда не недооценивайте своего соперника. Помните, что даже слабый всегда может одолеть сильного.

Как это произошло в библейской притче о Давиде и Голиафе. Находясь в заведомо проигрышной ситуации, Давид смог одолеть очень сильного соперника, который уже заранее отпраздновал победу в поединке.

Стоит отметить, что для некоторых людей соперничество перерастает в манию. Такие люди готовы идти по головам, не обращая внимания на окружающих. Это происходит даже в тех случаях, когда сотрудничество является более выгодным и более близким путём для достижения цели.

В данном случае вспоминается следующая история.

Один рыцарь шёл по пустыне. Он шёл так долго, что неимоверно устал, но больше усталости его очень сильно мучала жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собравшись с последними силами, рыцарь подошёл к воде и увидел, что на берегу озера спит трёхглавый дракон. Рыцарь выхватил свой меч и начал сражаться с чудовищем. Несколько дней шла битва. Дракон и рыцарь, сражаясь друг с другом, устали настолько, что упали без сил. И тогда дракон спросил:

– Рыцарь, а ты чего хотел-то?

Так что в следующий раз перед тем, как кого-то объявлять своим соперником, подумайте о том, что, возможно, это не так уж и необходимо.

Сегодня учёные выделяют шесть разновидностей межличностных отношений, которые в той или степени характеризуют сотрудничество и соперничество:

· «Я выиграл, и ты выиграл»,

· «Я выиграл, а ты проиграл»,

· «Я проиграл – ты выиграл»,

· «Я проиграл, но и ты проиграл»,

· «Я выиграл, а интересы и проблемы другой стороны меня абсолютно не волнуют»,

· «Обе стороны заботятся не только о своей выгоде, но в случае сомнений в том, что кто-то не выиграет, решают не связываться».

Как вы думаете, что из этого перечня характерно для сотрудничества, а что для соперничества и почему? Поразмышляйте об этом на досуге.

Источник

Сотрудничество и соперничество как типы социальных взаимодействий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:40, доклад

Описание

Взаимодействия между людьми весьма различны, подчас причудливы.
Стремление приоткрыть завесу над будничными, но в то же время не всегда осознаваемыми повседневными взаимоотношениями между людьми побуждает нас разобраться в видах и формах социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество и конкуренция, власть и конфликт и др.

Работа состоит из 1 файл

сотрудничество и соперничество как типы социальных взаимодействий1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Алтайский государственный университет

Кафедра «Экономики, социологии труда и управления персоналом»

Сотрудничество и соперничество как типы

Выполнила студентка
2 курса,
Проверила ассистент

Взаимодействия между людьми весьма различны, подчас причудливы.

Стремление приоткрыть завесу над будничными, но в то же время не всегда осознаваемыми повседневными взаимоотношениями между людьми побуждает нас разобраться в видах и формах социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество и конкуренция, власть и конфликт и др. Изученные нами принципы взаимодействия, средства обмена всегда воплощаются в жизнь в каких-либо конкретных формах взаимоотношений.

Рассмотрим конкретные образцы социальных взаимоотношений. Выделим среди их многообразия два основных типа: сотрудничество и соперничество («ассоциация — диссоциация»).

Сотрудничеством называется систематическое объединение усилий для достижения общей цели. Чем больше степень объединения, тем интенсивнее сотрудничество. В группах и организациях сотрудничество может достигаться двумя путями: коллаборацией и координацией. Коллаборация подразумевает, что члены группы разделяют общую ответственность за результаты своей работы. Координация же предполагает прочную взаимосвязь между работниками, выполняющими отдельные части какой-либо задачи. Поскольку коллаборация требует от группы большей зрелости, сплоченности, взаимного доверия ее внедрение представляет для управленца достаточно сложную задачу. Тем не менее менеджеры, стремящиеся совершенствовать групповую динамику, должны обращать внимание на оба измерения сотрудничества.

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества:

— обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;

— возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;

— подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права, полномочия и др.).

Если сотрудничество строится на основе взаимоподдержки, стремлении учесть интересы партнера, чтобы упрочить, стабилизировать взаимодействие, то основу соперничества составляют:

— стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме;

— отсутствие общих, совместных целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т.д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели;

— подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность), сила проявлений которых зависит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (предложить более качественный или более дешевый товар, убедить избирателей, что предлагаемая им политическая программа более соответствует их интересам и т.д.). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие, агрессивные попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект, навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, а может быть, и вообще социально-статусно или даже физически устранить его.

Существуют и другие различия.

Конкуренция — это соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим): конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий на власть в государстве и т.д. Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, конкурс при приеме в вуз, участие в творческом соревновании пианистов и т.д.). Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции, — добиться признания третьими своих усилий, возможностей, т.е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба, спортивная игра и др.), а демонстрацию перед третьими своих возможностей.

Однако некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, прямое столкновение политических сил, гражданская война, физическое устранение соперника).

В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника, причин конфликта и ожидание ответных действий, противоборства. По мнению Л. Крисберга, «социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их несовместимы».

Не всякая конкуренция перерастает в конфликт, и, что еще важнее, не всякий конфликт есть порождение конкуренции.

Так, иногда конфликты возникают внутри системы взаимодействующих субъектов (назовем это внутрисистемным, внутренним конфликтом). Причины внутреннего (возникшего внутри данной системы взаимодействий) конфликта — это несогласие одной стороны (или обеих сторон) взаимодействия с правилами игры, критериями, по которым оценивается значимость, весомость их услуги, и в конечном счете ценностями.

Из этого можно сделать два промежуточных, но очень важных для понимания природы конфликтов вывода.

1. Конфликт — явление историческое и социокультурное: одни и те же правила игры, критерии в одной исторической или социокультурной ситуации могут стать яблоком раздора, порождая непримиримый конфликт, а в другой исторической или социокультурной ситуации конфликт может и не возникнуть.

2. В конечном счете внутрисистемные конфликты — это столкновение, противоборство идей, критериев приемлемости ценностей.

Проблема конфликтов весьма многообразна. Существует огромное количество видов конфликтов, их форм, причин возникновения и т.д., что крайне затрудняет их систематизацию и выявление общесоциологических аспектов анализа конфликтов. Но при всем их разнообразии можно констатировать, что любой «конфликт. есть одновременно развертывание действия и контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно сложное совместное действие по меньшей мере двух сторон, объединенных противостоянием».

Современная социология далека от идиллического умиления сотрудничеством и негативного отношения к соперничеству. Идео­логическая нейтральность, непредвзятость современной социоло­гии позволили ей выработать объективное отношение к этим видам взаимодействия, отрицающее однозначную похвалу или однознач­ное осуждение того или иного их вида, оценить их внутреннюю сложность и многозначность.

Прежде всего отметим, что в реальной жизни дружба может сочетаться с элементами внутренней конкуренции и, более того, иметь некоторый элемент статусного неравенства, статусного превосходства одного из партнеров, а сотрудничество со временем может перерасти в конфликт. Стремление же любой ценой сохранить сотрудничество, согласие, стабильность может привести к тому, что будет законсервировано такое сотрудничество, в котором одна из сторон чувствует себя несправедливо обделенной, а другая откро­венно паразитирует на активности, энергичности партнера. Подобное сотрудничество чревато неприятными последствиями — может произойти внезапный крах всей системы взаимодействий ввиду наличия скрытого конфликта. Поэтому нельзя однозначно позитивно оценивать любое сотрудничество, стремясь сохранить его любой ценой.

Также нельзя однозначно негативно оценивать и соперничество. Общепризнанна польза конкуренции для общества, если она ведется по определенным правилам. Чем шире область социальных взаимодействий, в которых установлены конкурентные связи, тем выше вероятность того, что наиболее подготовленные, конкурентоспособные люди, организации будут востребованы в этом обществе. Достаточное развитие конкурентных начал означает, что мы имеем дело с развитой в обществе достиженческой мотивацией (в противовес аскриптивной).

Сложнее обстоит дело с конфликтами, особенно с их крайними формами, характеризующимися высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических ресурсов.

Некоторые (например, К. Маркс) считали конфликты локомотивами истории, решительно разрешающей противоречия социальной жизни, осуществляющей коренные преобразования социальных связей и тем самым открывающей путь быстрому развитию производительных сил и общественных отношений. При этом, чем решительнее форма разрешения классового конфликта, порождением которого и является социальная революция, в ходе которой конфликт достигает своего апогея, чем последовательнее уничтожаются старые традиции в ходе революции, тем быстрее идет общество вперед.

Другие, подводя итоги череды французских революций XVIII— XIX вв., русских революций XX в. и ряд других, усматривают в любых революциях преимущественно деструктивное начало, что приводит к неправильной оценке конфликтов вообще. Утверждается, что история социальной эволюции свидетельствует о том, что все фундаментальные и по-настоящему прогрессивные процессы — результат развития знания, солидарности, концепции и мотива (т.е. ассоциаций), а не ненависти, зверства, сумасшедшей борьбы — неизбежных атрибутов любой великой революции.

2 Здравомыслов А.Г. Социология кофликта. – М., 1994.

3 Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654с.

Источник

Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки и др.

· обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон;

· возможна направленность на достижение возникающей совместной цели;

· подкрепление сотрудничества такими средствами обмена как верность, признательность, уважение.

Соперничествокак тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (авторитет, территория, властные права, полномочия, голоса избирателей и др.). Основа соперничества:

1. стремление отстранить, подчинить, уничтожить соперника;

2. отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя, властью и др.;

3. подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность), сила проявления которых зависит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

Конкуренция – соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим, например, конкуренция претендентов на должность, политических партий на власть в государстве). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (конкурс при приеме в вуз).

Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции – добиться признания третьими своих усилий, т.е. добиться предпочтения.Однако, некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, гражданская война, физическое устранение противника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт.

Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны:

· знание причин конфликта;

· ожидание ответных действий, противоборства

К. Маркс считал конфликты локомотивами истории, «повивальной бабкой истории», решительно разрешающей противоречия социальной жизни, осуществляющей коренные преобразования социальных связей и тем самым открывающей путь быстрому развитию производительных сил и общественных отношений. При этом, чем решительнее форма разрешения конфликта, порождением которого является социальная революция, в ходе которой конфликт достигает своего апогея, чем последовательнее уничтожаются старые традиции, тем быстрее идет общество вперед.

Другие мыслители, подводя итоги череды французских революций XVIII-XIX веков, русских революций XX в., анализируя более свежие события –социалистические революции в странах Восточной Европы после второй мировой войны, исламская революция в Иране и т.д. усматривают в любых революциях преимущественно деструктивное начало, что приводит к неправильной оценке конфликта вообще.

Утверждается, что история социальной эволюции свидетельствует о том, что все фундаментальные и прогрессивные процессы – результат развития знания, солидарности, а не ненависти и жестокости- неизбежных атрибутов любой революции.

«Революция есть худший способ улучшения политических и духовных условий жизни масс… Революции скорее… не увеличивают, а сокращают все базовые свободы, не улучшая, а скорее ухудшая экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»

Исторический опыт свидетельствует:

1.если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, именно конфликт становится фактором, как правило, конструктивных изменений, способствует установлению новых норм, критериев взаимоотношений, которые устаивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий.

2. если конфликтующие стороны идут на обострение своих отношений, рассматривая друг друга как непримиримых антагонистов, то подобные конфликты имеют, как правило, огромные разрушительные последствия (разрушается семья, гражданские войны уничтожают накопленные обществом ресурсы, вымываются целые социальные слои и др.).

Правда, истории известны случаи, когда разрешение конфликта, приобретшего разрушительные формы, приводило к созданию благоприятных условий для быстрого развития всего общества (война между Севером и Югом в США). В данном случае созидательный потенциал конфликта, несмотря на жертвы, превысил его разрушительные последствия.

Но чаще гражданские войны, смуты отбрасывали общество назад.

3. Никто не может предсказать, что перевесит – созидательный импульс или разрушительное начало конфликта. Это обнаруживается, как правило, постфактум. Рационально просчитать все последствия конфликта и управлять им в соответствии со своими планами невозможно.

Для компромиссного разрешения конфликта необходимы две основные группыусловий:

1.предконфликтная – накопление и обострение противоречий, социальная напряженность (фрустрация), неудовлетворенность, нарастание угроз;

2. конфликтная– острые разногласия, открытое противоборство (забастовки, голодовки, саботаж);

3. послеконфликтная – тенденция к нормализации, компромисс, переговоры, полное разрешение конфликта.

По отношению к конфликту можно занимать позиции:

· силового решения (давление);

Методы разрешения социального конфликта:

1. разрешение – заключительная стадия конфликтного процесса, осуществляется через изменение объективной ситуации, либо путем психологической перестройки субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Разрешение возможно:

· полное – прекращение конфликта на уровне внешнего противоборства, образ противника сменяется на образ партнера, установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество;

· частичное – исчезает открытое конфликтное поведение, но сохраняется внутренне побуждение к продолжению антагонизма, сдерживаемое либо волей, либо опасениями санкций третьей стороны;

2. компромисс – реализация интересов взаимных уступок;

3. переговоры – механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существуют взаимосвязь и расхождение интересов;

5. применение силы – власти, закона, традиции (когда стороны уверены в том, что способны навязать оппоненту свое решение);

6. отступление – умение своевременно отступить есть признак высокой культуры конфликтного поведения.

Отношения влияния и власти.

М. Вебер определил власть как способность субъекта навязывать свою волю другим даже в случае их сопротивления. Власть признается универсальным средством обмена: наделенный ею человек способен получить многие ценности.

Влияние предполагает учет одним человеком мнения другого при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, а значит, признание значимым для себя мнения этого человека, этой профессии. Влияние – переходная к власти форма взаимодействия.

Власть –такое взаимодействие, при котором один субъект способен тем или иным образом вызвать в поведении других изменения (уступки), желательные для него, даже в тех случаях, когда этого не желают те, кто должен изменить свое поведение. Власть является формой социальных взаимодействий и в то же время инструментом, обеспечивающим упорядоченный характер этих взаимодействий. Власть гарантирует соблюдение принятых правил игры, норм, упорядоченность действий отдельных индивидов. Власть – инструмент, препятствующий произволу и анархии. В этих целях она наделяется правом ограничения свободы действий отдельных индивидов, обладает силой принуждения. Социологов интересует проблема легитимности власти (признания ее законности), мотивы, которые заставляют одних людей подчиняться другим.

Главное не в том, почему люди борются за власть, упиваются ею, а в том, почему люди подчиняются. Власть есть всегда двустороннее, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, нет и власти. Подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от того, что ожидаемый положительный эффект услуги, которую оказывает властитель, превысит те издержки, которые он несет, подчиняясь распоряжениям властителя.

На чем основано доверие подчиненных к властителю, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь? Мотивация подчинения достаточно сложна. Здесь может быть и страх перед санкциями, долголетняя привычка к повиновению.

М.Вебер выделил три разновидности «легитимных оснований господства»:

1. харизматическое господство – подчинение (эмоциональное поклонение

личности, обладающей особым даром оказывать влияние на людей.

Харизмой обладают пророки, военные герои, вожди);

2. традиционное господство – подчинение, основанное на вере, что власть

священна. Но и властители должны заботиться о своих подчиненных

(традиционной является власть монархов в государстве, передающаяся по

наследству, власть старшего мужчины в патриархальной семье).

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому для с

стабильности демократии, считал М.Вебер полезно сохранение

наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства

многовековыми традициями почитания власти.

3. рационально-легальное господство – подчинение на основе признания

законности, обоснованности властных функций, их необходимости. Этот тип власти распространен в современном обществе: он лежит в основе государства, предприятий и организаций. Права и обязанности властителя и подчиненного при этом оговорены и защищены законами. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам. Данная легитимность характерна для демократических государств. Главный признак легальной легитимности – признание властных распоряжений разумными, обоснованными, так как они соответствуют законам, установленным правилам.

Таким образом, сущность общества предопределяется реализующимися в различных формах (сотрудничества и соперничества, господства и подчинения) социальными взаимодействиями, выступающими строительным материалом человеческой деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние на зарождение и развитие социальных отношений оказали природно-географические факторы?

2. Какие из биологических особенностей человека сыграли наиболее важную роль в его социальном становлении?

3. Что такое потребность? В чем сходство и отличие потребностей животных

4. По каким принципам строится пирамида потребностей А. Маслоу? В чем

5. Почему социальное действие считается одной из важнейших категорий

6. Как вы понимаете схему индивидуального действия Т. Парсонса?

7. Какую роль в социальном действии играет мотив?

8. Что характерно для сотрудничества и соперничества?

9. Чем конкуренция и конфликт отличаются друг от друга?

10. Каковы социальные последствия конфликта?

11. Почему власть считается универсальным средством обмена?

12. Что означает понятие «легитимация власти», и каковы ее типы?

Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

3. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

5. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

8. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

9. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *