Что такое сотрудничество пример
Сотрудничество ― это комплекс взаимовыгодных отношений
Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.
Что такое сотрудничество?
О сути сотрудничества
На самом деле сотрудничество — это процесс, в котором взаимодействующие стороны без применения насилия ищут способы удовлетворения общих интересов. Обстоятельства, в которых одна из сторон может достичь своих целей только в том случае, если того же может добиться и другой участник соглашения, можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством. Другими словами, цели партнеров должны быть связаны между собой.
Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей партнеров, ожидании конкретной выгоды от исполнения договоренностей, обоюдном получении пользы. Эти три момента являются фундаментальными для любого договора о совместной деятельности.
О международном сотрудничестве
Существует неточное понимание выражения «международное сотрудничество». Иногда под этим термином подразумевается отсутствие конфликта или же избавление от его крайних форм.
Сотрудничество ― это показатель взаимозависимости государств и организаций. Развитие международных отношений соорудило политические, экономические, природоохранные, культурные и религиозные системы взаимодействия. Например, в последнее время обостряются нерешенные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества. В этой сфере крайне объективно расширение международной деятельности, способствующей решению мировых проблем.
К элементам развития деловых отношений относят дипломатические средства, координацию усилий по обеспечению безопасности, планы по урегулированию военных конфликтов.
Почему международные связи интенсивно развиваются?
Существует целый ряд причин, заставляющих усовершенствовать формирование взаимовыгодных отношений. Вот некоторые из них:
Соглашение о сотрудничестве подразумевает активные действия государств-партнеров для взаимной координации в сфере экономики и политики, не приносящие вреда или отрицательных последствий тому или иному участнику соглашения.
Выводы
Поиск и развитие международных связей способствуют открытию доступа тому или иному государству-партнеру к мировому хозяйству, увеличивают экономический потенциал, обеспечивают ресурсные потребности нации. Итак, что же сегодня подразумевается под сотрудничеством?
Сотрудничество ― это комплекс отношений, развивающихся на основе взаимообмена. В условиях современной реальности международные отношения выглядят как процесс установления диалога, сопоставления интересов, достижения консенсуса, механизмов приспособления в случаях несовпадения ценностей и в конфликтных ситуациях между регионами, странами и организациями.
Стратегия сотрудничества в конфликте – в чём её суть и чему она приводит
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Конфликты – это не редкость в современном мире, где преобладают стрессы, нехватка времени и личные, а не коллективные соображения. Конфликты не обязательно должны восприниматься негативно, потому что, прежде всего, представляют собой фундаментальные различия во взглядах между различными сторонами.
Это хороший показатель, ведь не зря говорят, что в споре рождается истина. Только когда конфликт выходит за пределы объективного уровня и становится эмоционально детерминированным, конфликтующие стороны вступают на опасный путь.
Использование стратегии сотрудничество в первую очередь учит, как распознать конфликт на ранней стадии и как его можно целенаправленно разрешить. Хочешь узнать, как получить эффективный метод разрешения конфликтов и применить его на практике? Тогда читай дальше!
Сотрудничество при конфликте
Этот метод отличается тем, что участники конфликта не рассматриваются в качестве противников. Они – союзники, которые хотят найти решение, но при этом достичь своих целей. Часто результатом сотрудничества является компромисс, что говорит о том, что одна сторона попросту сдалась.
Однако, если использовать эту стратегию правильно, можно добиться результатов, которые будут выгодны для всех. Главное правило: при конфликте никто никому не враг. Сотрудничество позволяет разрешать конфликты на ранней стадии. Поскольку оно предусматривает открытое общение и общую цель, то сложная ситуация не успевает перерасти в спор.
Как определить, что ситуация является конфликтной
Первый шаг в разрешении конфликта методом сотрудничества – всегда идентифицировать его как конфликт. Если проблема остается незамеченной слишком долго, она покидает объективный уровень и может быть разрешена только с помощью извне. Это не всегда возможно, особенности в личных вопросах. Но как вообще человек может распознать конфликт и заявить о нем?
Конфликты очень разнообразны и могут иметь место на рациональном фактическом уровне, эмоциональном уровне или уровне социальных отношений. Хотя фактические конфликты с различными интересами обычно можно быстро выявить, социальные и эмоциональные споры часто имеют более глубокие причины на межличностном уровне.
Типичные сигналы конфликта включают, например:
Это может проявляться через жесты и мимику, поэтому важно быть внимательной к окружающим. Подобные сигналы помогают определить, что назревает конфликт, и даже предотвратить его.
Использование стратегии сотрудничество: конкретные шаги
Оптимальный совместный подход к целенаправленному разрешению конфликта зависит от текущего состояния конфликта. Исследователи определили три уровня эскалации и обнаружили, что возможности для совместного решения конфликта уменьшаются по мере увеличения уровня.
В то время как первый уровень конфликта по-прежнему характеризуется преимущественно объективным и фактическим обсуждением, партнеры переходят к эмоциональному, личному управлению конфликтом на втором уровне. С этого момента конфликтующим сторонам становится все труднее разрабатывать совместную стратегию разрешения конфликта. По этой причине также важно, чтобы не вовлеченные третьи стороны конструктивно участвовали в разрешении конфликтов и предлагали помощь.
Для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, нужно создать определенные условия для общения:
Стратегии поведения в конфликте
Противоборствующие стороны садятся «за один стол»
Первым шагом в разрешении конфликта всегда является установление диалога между вовлеченными сторонами. Если стороны уже покинули объективный уровень и уже не видят в другой стороне союзника, общение оказывается непростым.
Поэтому порой рекомендуется привлекать не вовлеченную в конфликт третью сторону в качестве посредника в случае конфликта определенной степени. Посторонний должен уметь самостоятельно выяснять интересы и налаживать диалог.
Определяется причина конфликта
Второй шаг – проработка различных интересов конфликтующих сторон. При этом они должны пролить свет не только на фактический уровень разногласий, но и на эмоциональные триггеры. В случае серьезных социально-эмоциональных причин конфликта снова рекомендуется использовать посредника.
Изменяются точки зрения
Испытанная и надежная, но требовательная методика – это изменение точки зрения. Обе стороны конфликта пытаются поставить себя на место другого и понять его аргументы.
Если оба собеседника готовы и хотят пойти на этот шаг, будет укреплено взаимопонимание и быстро найден выход из конфликтной ситуации.
Формулируются способы разрешения конфликта
На четвертом этапе на основе полученных знаний разрабатываются подходы к разрешению конфликтов. Решения должны быть сформулированы на фактическом уровне. Никто не должен быть явно ущемлен.
Выражается готовность к возможному компромиссу
Важнейшей предпосылкой разрешения конфликта является взаимная готовность к компромиссу. Решение, устраивающее всех, возможно только в том случае, если обе стороны готовы немного отклониться от своей точки зрения ради своего союзника.
Оцениваются стратегии решения и совместно выбирается лучший вариант
При использовании стратегии сотрудничество цель состоит в том, чтобы найти решение, с которым согласны все стороны конфликта.
Чтобы избежать дисбаланса между сторонами при оценке решения с самого начала, здесь также имеет смысл использование посредника. Или стоит хотя бы записывать то, к чему стороны пришли при обсуждении.
Наиболее многообещающее решение должно быть сформулировано участниками-союзниками в результате открытого диалога и обеспечено конкретными задачами и временными планами. Это обязательно нужно зафиксировать.
Стратегия решения применяется на практике
Последний этап этой стратегии разрешения конфликта обычно самый трудный. Здесь важно реализовать найденное решение и постоянно следить за прогрессом.
На этой фазе необходимо, чтобы общение так же дружески продолжалось и разговор возобновился, как только план по каким-то причинам перестанет исполняться.
Целевое разрешение конфликтов как основа для устойчивого сотрудничества: разработка стратегий разрешения конфликтов очень сложна, особенно в случае тупиковых споров между сторонами с отличительными чертами характера. Основным требованием для решения проблемы является готовность обеих сторон разрешить конфликт и начать беседу.
Во многих случаях использование третьей стороны доказало свою эффективность. Целенаправленный подход к выявлению конфликта и разработке стратегии является обязательным.
С другой стороны, конфликты всегда открывают перспективу беспроигрышного решения для обеих сторон. Если его проведение постоянно характеризуется определенной степенью самоконтроля, есть хорошие шансы на конструктивное разрешение. В лучшем случае, благодаря этому обе стороны станут сильнее и даже смогут качественнее контактировать в будущем.
Сотрудничество: определение понятия в психологии
В психологии принято выделять два основных вида человеческого взаимодействия в обществе: сотрудничество и соперничество.
Не стоит недооценивать сотрудничество людей в наши дни. На протяжении многих веков такой метод, как сотрудничество, помогал людям в достижении общих целей. Во все времена человечество стремилось наладить взаимовыгодную связь, которая является крепким фундаментом для быстрого и успешного развития общества.
Обыденное понимание термина «сотрудничество» включает в себя следующие характеристики:
Иными словами, сотрудничество является совместной деятельностью, в ходе которой все её участники получают пользу и выгоду.
С точки зрения психологии, понятию «сотрудничество» можно дать следующее определение: это способность нескольких людей работать вместе, чтобы достичь общих целей. Как писал один из ведущих психологов, Косолапов, плодотворное сотрудничество — это некий процесс позитивного и созидательного взаимодействия людей, в котором стремления и интересы участников частично или полностью совпадают, а осуществление поставленных целей одних участников возможно лишь благодаря удовлетворению интересов и устремлений других участников этого же процесса.
Истинная совместная деятельность – это искренняя радость за успехи других. Это мысль о том, что только работая вместе, можно достичь самых высоких результатов.
Это большой шаг прямиком от наших каждодневных эго-устремлений по направлению к взаимоуважению и взаимопомощи. Именно такой вид коммуникации способен вывести нас на дорогу, ведущую к великим свершениям.
Психологические исследования подтверждают, что при активном взаимодействии индивидуальные качества каждого члена команды усиливаются. То есть бывает так, что отдельная личность в составе группы выполняет намного больший объём работы, нежели человек трудился бы в одиночку.
Поэтому люди начинают общаться, вступают в союзы, создают организации. Иногда без соперничества не обойтись, но мудрый человек прекрасно знает, где провести грань между соперничеством и сотрудничеством.
Основные типы совместной деятельности
Каждый день мы взаимодействуем с огромным числом людей: дома с семьёй, на работе с коллегами, в транспорте с пассажирами, на улице с незнакомцами, в кафе с персоналом и так далее, поэтому формы сотрудничества между людьми многообразны.
Основные виды сотрудничества на сегодняшний день:
Список можно ещё долго продолжать, но пока мы остановимся на этом.
Настоящая взаимовыручка — это единство формы (объекта сотрудничества) и содержания (средств для обмена).
Любовь или дружба — это формы взаимодействия, в основе которых абсолютно отсутствуют такие проявления, как корысть, расчёт, эгоизм, в то время как экономическая сделка или деловое партнёрство строятся лишь на расчете и выгоде.
Международное сотрудничество демонстрирует нам взаимозависимость государств и организаций друг от друга. Развитие международных отношений способствовало созданию политических, экономических, природоохранных, культурных и религиозных механизмов взаимодействия.
Отличительной чертой положительного содействия является общая заинтересованность её участников, выгодное взаимодействие для всех членов. Никто не должен быть ущемлён, т.е. каждая сторона получает то, что признает для себя подходящим, достойным и обоснованным.
Следует отметить, что сотрудничество любого характера соответствует четырём характеристикам:
Хотелось бы отметить, что по-настоящему взаимовыгодное сотрудничество — это всегда коммуникация. Но это не обыденное общение, а создание по крупицам огромного пазла, в формировании которого участвует несколько лиц. В итоге получается прекрасная общая картина, плод этой деятельности.
Построение правильных взаимоотношений
Каким бы стрессоустойчивым и эмоционально стабильным ни был человек, когда он находится в конфликте с кем-либо, это вряд ли добавит ему энергии для выполнения поставленных целей. Постоянное напряжение в коллективе отражается на всех участниках, независимо от того, кто является зачинщиком ссоры. Конфликты при тесном сотрудничестве как минимум являются причиной плохого настроения людей, а в худшем случае ведут к прекращению взаимоотношений и сотрудничества вообще.
Существуют методы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и выстроить долговременное сотрудничество между людьми.
Очень важно наличие общей цели. Именно общей, которая желанна и для вас, и для ваших партнёров. На фоне грядущих достижений ссоры будут казаться пустяком, на который просто не стоит обращать внимания и который лишь мешает двигаться вместе дальше. Важно, чтобы каждый член группы чётко понимал свою роль и алгоритм действий по направлению к цели.
В цивилизованном мире все проблемы можно решить простым разговором. Например, собрать «круглый стол», сесть всем вместе и дать возможность каждому высказаться. Так можно избежать многих недомолвок в будущем и общими усилиями развеять сомнения товарищей.
Так как вы сотрудничаете с другими людьми, каждый из которых является личностью с особыми интересами и своей внутренней жизнью, необходимо быть толерантным по отношению к другим, следить за своим поведением, быть сдержанным, не высказывать жёсткой критики в адрес другого. Порой один недобрый взгляд может причинить оппоненту боль.
Если сотрудничество строится на взаимоподдержке, помощи, намерении считаться с интересами партнера, на желании укрепить, стабилизировать отношения, то подобная связь принесёт много плодов, и наверняка для ссор даже повода не возникнет.
Иногда очень важно идти на уступки во благо достижения совместной цели. Все люди не идеальны, каждый имеет свой взгляд на мир. Но порой стоит прислушаться к своим союзникам, а свою идею придержать на некоторое время. Это поможет избежать столкновения интересов при сотрудничестве. Очень важно подкреплять длительное взаимовыгодное сотрудничество такими методами взаимообмена, как верность, благодарность, уважение и поддержка.
Общие выводы
Сотрудничество является неотъемлемой частью нашей жизни. Чтобы сделать его успешным, приложить усилия необходимо всем участникам данного процесса. Если при взаимодействии участники демонстрируют свои чувства, благодарность, потребность во взаимодействии, желание уступить, внимательность по отношению к коллегам и целеустремлённость, то такое сотрудничество обязательно приведёт к осуществлению любых целей!
Плодотворное сотрудничество государств, компаний, организаций сделает наше общество более благополучным и развитым, а отношения, основанные на взаимообмене, лишь обогатят каждую из сторон. Благодаря сотрудничеству человек сможет взрастить в себе самые лучшие качества и использовать их на благо других. Автор: Дарья Сергеева
Компромисс и сотрудничество как стратегии поведения людей в конфликте
Пример. Потребительский спор
Автор Кирилл Карпенко
В зависимости от степени удовлетворения сторон можно выделить пять способов поведения в конфликте.
1. Уклонение. Это когда мы физически или внутренне отстраняемся от конфликта, выходим из конфликтной ситуации.
2. Уступка. В этом случае мы жертвуем своими интересами для выгоды другой стороны.
3. Подавление. Это противоположность уступки: мы реализуем свои интересы, полностью игнорируя нужды противника.
4. Компромисс. Взаимная уступка и взаимное частичное удовлетворение интересов.
5. Сотрудничество. Максимальное удовлетворение интересов обеих сторон. Основой сотрудничества является мировоззрение в духе «Выиграл/Выиграл».
Нельзя сказать, что один из этих способов лучше другого: всё зависит от ситуации. Во время Отечественной войны 1812 года русская армия уклонялась от боя с французами, что привело к победе. А в Великой отечественной войне советская армия активно подавляла врага, что в тех условиях было правильно. Когда мы изначально заняли неадекватную позицию, то разумно будет признать это и уступить. Во многих случаях нужно мыслить в духе выиграл/выиграл и стремиться к сотрудничеству. В определённых обстоятельствах оптимальным может оказаться компромисс.
Стратегии поведения в конфликте.
Однажды я купил смартфон. В нём оказался неисправен разговорный динамик. Я потребовал принять обратно смартфон и вернуть мне деньги: 10 000 рублей.
Если бы продавец исполнил моё требование, то это было бы нормальное сотрудничество в рамках закона о защите прав потребителей.
Однако компания заняла позицию уклонения: смартфон они сразу приняли, но деньги в установленный законом срок мне не отдали.
В этой ситуации я вынужден был перейти к подавлению: подал заявление в суд с требованием вернуть деньги за смартфон, а также уплатить штраф, неустойку и компенсацию морального вреда, — всего 50 000 рублей.
Магазин отказался уступить, и юрист компании предложила мне компромисс: они выплачивают мне 25 000 рублей за смартфон и доставленные неудобства, а я отказываюсь от остальных требований. Я сразу согласился, суд утвердил мировое соглашение на этих условиях и через пару дней продавец перечислил мне деньги.
Одна девочка хотела стать филологом. Её родители настаивали на профессии инженера.
Применяя уклонение, ребёнок просто избегал бы разговоров на эту тему, замыкался в себе.
В случае удовлетворения требований родителей, это была бы уступка.
В реальности девочка применила подавление, то есть поступила на филфак.
Компромиссом могла быть ситуация, когда ребёнок пошёл учиться на инженера, а затем заочно на филолога. А родители обязались помочь с получением филологического образования, оплатив часть стоимости обучения.
Сотрудничество было бы возможно в случае отхода от защиты позиций к рассмотрению настоящих интересов сторон. В конечном счёте, и дочь, и родители хотят для неё благополучия, успеха и счастья. Филология нравится девочке, но заработать на ней сложно. Инженер более уверенно чувствует себя на современном рынке труда, но нелюбимая работа делает человека несчастным и малоэффективным. С учётом этих обстоятельств родители могли бы оказать поддержку дочери, помочь поступить в лучший ВУЗ, оказать содействие в получении хорошей работы, что в результате привело бы к истинному благополучию ребёнка, что обе стороны изначально и хотели.
Компания Б обратилась к компании А с просьбой снизить стоимость услуг на 15 % в связи с тем, что единственный клиент компании Б уведомил о снижении оплаты на 15 %.
Компания А могла бы уклониться от решения этого вопроса, сообщив, что вопрос находится на рассмотрении.
В случае уступки компания А, уменьшила бы стоимость своих услуг на 15 %.
В реальности компания А применила подавление, предложив компании Б снизить объём поставляемых услуг на 15 %.
Для достижения компромисса компания А могла бы предложить снизить стоимость услуг на 7,5 %.
Сотрудничество было бы возможно, если бы компания А учла ряд обстоятельств. Компания Б много лет пользовалась услугами компании А. Компания Б всегда своевременно оплачивала счета. Компания Б покупала относительно большой объём услуг, была крупным клиентом. Компания Б регулярно заказывала дополнительные услуги, в отличие от многих других клиентов. В компании Б работали исключительно вежливые, культурные, профессиональные сотрудники, поэтому никогда не было претензий, жалоб, недовольств, конфликтных ситуаций. Иначе говоря, компания Б была идеальным клиентом компании А. Такие клиенты, как компания Б, являются основой успешного, стабильного бизнеса компании А. Кроме того, компания А часто предоставляла скидки другим своим клиентам, в том числе скидки более 15 %. С учётом всех этих обстоятельств компания А могла предоставить требуемую скидку 15 % либо бесплатно предоставить дополнительные услуги и рассматривать это не как уступку, а как сотрудничество, поддержку своего лучшего многолетнего клиента в трудное для клиента Б время. В этой скидке помимо благодарности клиенту Б для компании А были и дополнительные выгоды: гарантия, что клиент Б в связи с финансовыми трудностями не откажется от услуг компании А, а также увеличение лояльности клиента Б.
Литература
Виктор Шейнов. Управление конфликтами.
Кто и кому пишет
Письмо-предложение о сотрудничестве составляет уполномоченный на это сотрудник, который занимается развитием бизнеса или подобным направлением. Текст подобного письма обязательно должен быть согласован с руководителем организации. Подобные предложения может составлять и сам руководитель компании.
Письмо составляется на имя директора компании, с которой в дальнейшем планируется сотрудничество. Также адресатом может выступать замдиректора или любое лицо, которое занимается подобными вопросами и имеет полномочия принимать решения о возможных сотрудничествах. Но все деловые предложения о сотрудничестве в итоге рассматриваются руководством организации.
Отправление
Итак, каким способом лучше всего отправить письмо-предложение о сотрудничестве (образец представлен ранее)?
Сделать это можно по-разному, каждая организация выбирает для себя более приемлемый и удобный вариант. Рассмотрим самые распространенные:
Итак, теперь вы знаете что такое письмо-предложение о сотрудничестве, как его составить и отправить.
Психологическая модель конфликта
По моему опыту, люди, которые сопротивляются компромиссу, не нуждаются в большем давлении для компромисса. Но вместо этого должны поддерживать их сопротивление. Короче говоря, психологическое решение является полной противоположностью компромиссного решения — нам нужна поддержка, чтобы наше сопротивление компромиссу и поощрение были менее приятными.
«Я каждый день в течение последних десяти лет ориентировал свое расписание на других людей и то, что они хотят. Я устал от этого! »Дальнейшее разрешение этого конфликта означало бы помочь мне не соглашаться с такой готовностью встретиться во времена, которые на самом деле не работают для меня, и помочь вам быть менее согласными с тем временем встречи, когда вы не уверены, что я это сделаю появиться вовремя. Психологическое решение является полной противоположностью компромиссного решения — нам нужна поддержка, чтобы наше сопротивление компромиссу и поощрение были менее приятными.
Читать далее: Общение ребенка со взрослыми и сверстниками
Формула успеха
Поиски компромисса увенчаются успехом только в случае соблюдения сторонами двух основных правил:
Невыполнение данного условия влечет за собой отсутствие взаимопонимания между сторонами и, как следствие, невозможность достигнуть договоренности.
Главенствующая сфера
Бывают и случаи, когда одна сфера играет куда большую роль, нежели другие. Это нередкое явление. Примером взаимодействия сфер общества в истории является Святой Престол. Церкви принадлежала почти половина земель, она пользовалась колоссальным влиянием. Религия, однако, является частью духовной сферы общества. И в сложное для Европы время она сильно вырвалась вперед. Тогда же от слова духовенства зависел исход политических событий, социальные вопросы тоже курировались папством. Таким образом наличие главенствующей сферы, приводит к дисбалансу сил.
Однако здесь тоже не все так однозначно. Если одна из сфер будет краеугольным камнем, это может пойти на пользу. Так, к примеру, благодаря главенству политики как на дрожжах росла мощь СССР в 30-40 годах. Благодаря экономическому лидерству случался небывалый рост производства в США. Главенство социальной сферы позволяет создать правовое государство, стремящееся привести уровень дискриминации и несправедливости к минимуму, хорошим примером являются передовые страны Европы.
Дробление сфер
Каждая сфера, несомненно, подлежит дроблению на более мелкие составляющие, которые, подобно шестеренкам, взаимодействуют и позволяют обществу существовать. При отсутствии одной детали механизм перестанет работать. Сосуществование этих составляющих должно быть, как можно более выгодным.
Примером взаимодействия в социальной сфере общества можно назвать межклассовые взаимоотношения. От того, насколько хорошо различные классы будут ладить между собой, зависит продуктивность всей социальной сферы, конфликты составляющих которой способны сильно затормозить развитие всего общества.
Общество после распада СССР
Очень показательные примеры взаимодействия сфер жизни общества можно увидеть в России эпохи 90-х годов. Изначально пошло нарушение духовной сферы общества, идеологическая составляющая была подорвана, люди не знали во что верить и для чего жить, они были как будто брошены. Это повлекло негативные изменения в политике. К власти пришел олигархат. А так как уже две крупных сферы не функционировали, начинался процесс создания ОПГ, конкурирующих между собой и борющихся за влияние.
Отсутствие развитой духовной и политической сфер, как правило, подрывают социальную составляющую. Происходит миграционный кризис, актуальность института брака падает. Начинаются конфликты на национальной почве. Все это влияет на экономическую сферу, которая не справляется с проблемами. Начинается кризис, страна влезает в долги, население беднеет, его материальные нужды не удовлетворяются, следовательно, о духовности не может быть и речи. Фактически, это порочный круг, выйти из которого не так уж и просто.
Приоритетное взаимодействие
Общества могут взаимодействовать между собой парами. Так, к примеру, можно рассмотреть сотрудничество государя Российской Империи и Патриарха. Император мог потребовать уступок и помощи в политической сфере общества, а церковь через духовную старалась воспитать в людях нужные качества, порой влезала в политику, поддерживая или критикуя решения власти, других государств, интеллигенции.
Еще одним примером можно назвать взаимодействие экономической и социальной сфер. Адекватный социум является сильным подспорьем для экономики, материальные блага которой будут создавать комфортные условия для жизни, а значит, и создавать адекватный социум.
Все это, конечно же, немного утрировано. В действительности, участие во взаимодействии принимают всегда все четыре сферы, но у некоторых из них, оно иногда скорее косвенное, нежели прямое, поэтому и менее значительно.