Что такое сотрудничество с родителями
Сотрудничество с родителями
Елена Гребенникова
Сотрудничество с родителями
Самое трудное в деятельности каждого педагога-работа с семьёй.
Ведь у каждой семьи есть свои обычаи и традиции, разный социальный статус.
К каждому из них нужен особенный подход.
Как привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами?
Для этого я использую разные формы работы с родителями:
родительские собрания в нетрадиционной форме,
выставки поделок родителей с детьми.
Оформляю информационные стенды, папки.
Веду совместную проектную деятельность с родителями по теме: «Искусство
сотрудничества с семьёй«.
На основе сотрудничества с родителями объединять свои усилия
и обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоционнальный комфорт,
интересную и содержательную жизнь, как
дома, так и в детском саду.
Традицией в моей группе стало оформление (совместно
с родителями) фотоальбомов с фотогафиями семей моих воспитанников,
поздравительных фотовыставок к праздникам.
Родители создают портфолио на своих детей, где собирают информацию
о процессе развития своего ребёнка,
фиксируют изменения его личностных качеств.
Родители моей группы принимают самое активное участие во всех мероприятиях
в акциях, которые регулярно проводятся в нашем детском саду.
Например, «Зелёный кошелёк», «Покормите птиц зимой» и многих других.
В своей работе я стараюсь сделать родителей своими помощниками
и единомышленниками, а для этого, самое главное, надо быть отзывчивым и
внимательным и к родителям, и к детям
Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.
Консультация «Сотрудничество с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни» Консультация для родителей, педагогов. Тема: «Сотрудничество с родителями в формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни».
Проект «Сотрудничество» с родителями воспитанников По ФГОСам педагогический процесс должен строится с большим акцентом на работу с родителями, и поэтому нашей целью было вовлечь родителей.
Сотрудничество ДОУ и семьи. Чем больше разнообразных мероприятий в детском саду, тем интереснее. Работая с детьми, нельзя не работать с их родителями. А чтобы найти.
Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в ДОО Цели: привлечь внимание воспитателей и родителей к проблеме взаимодействия ДО с семьями воспитанников, к использованию различных форм сотрудничества.
Сотрудничество с родителями по формированию навыков исследовательского поведения Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно.
Сотрудничество с родителями. Традиции нашей группы. Акция «Марафон добра» Это мир несовершенный Состоит из всех из нас. Он прямое отраженье Наших чувств и наших глаз. Этот мир не станет лучше И не станет он добрей.
Сотрудничество с виртуальными друзьями. Фотоотчет В ноябре исполнится два года, как зарегистрировалась на Мааме. Что же произошло за время моего пребывания на сайте? Парочка кастрюль, сковородок,.
Сотрудничество воспитателя с родителями по изучению лексической темы «Времена года» во второй младшей группе Проводя воспитательно-образовательную работу с детьми 3-4 лет, очень важно не заключать её в рамки занятий, а использовать свободное общение.
Различные виды взаимодействия с родителями
Вера Дёмина
Различные виды взаимодействия с родителями
«Различные формы работы с родителями»
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Детский сад входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни, здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому, приоритетным направлением деятельности ДОУ является внедрение инновационных технологий, которые подготовят ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий. У детей, посещающих ДОУ, происходит формирование здорового образа жизни.
Начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не только у детей, но и у родителей.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается : «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности. Что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей, а важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Ни одна, даже самая лучшаяфизкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в ДОУ не создано детско –взрослое сообщество: дети – родители – педагог.
Современные условия деятельности дошкольного учреждения выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения, и наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Способствуют формированию активной родительской позиции.
Работа с родителями строится по ряду принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьёй работы:
-единство целей и задач воспитания здорового ребёнка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приёмами оздоровительной работы в ДОУ);
— индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей;
-систематичность и последовательность работы в течении всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
-взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Такой подход позволяет нам приобщать родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребёнка дома.
Важным способом реализации сотрудничества педагога и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность ДОУ. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей. Характеризующая здоровье детей.
Диалог между ДОУ и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей и т. д. В такой позитивной роли педагог воспринимается как равноправный партнёр в воспитании.
Работа с семьёй является сложной задачей как в организационном, так и в психологическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
1й этап – демонстрация родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между родителями и воспитателем складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
2й этап – родителям даются практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка, при этом используются различные методы и приёмы : это могут быть общие и групповые родительские собрания, тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
3й этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребёнка; здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, но и попросить совета воспитателя по интересующим проблемам.
Содержательную сторону традиций физического развития в семье определяют различные его формы. Для достижения положительных результатов работы в ДОУ широко используются как традиционные,так и не традиционные формы работы:
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации (как устные, так и в письменном виде).
3. Участие родителей в подготовке и проведении праздников и досугов.
4. Общие и групповые родительские собрания.
5. Занятия с участием родителей.
6. Деловые игры и психологические тренинги с разбором проблемных ситуаций.
7. Оформление фотомонтажей, стенгазет.
8. Совместное создание предметно-развивающей среды.
9. Работа с родительским советом ДОУ.
10. Беседы с детьми и родителями.
11. Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале и на спортивном участке.
При организации активного отдыха детей для повышения эмоционального фона красочно оформляется место проведения (физкультурный зал, спортивная площадка и т. д.) в соответствии с содержанием мероприятия, а также используется музыкальное сопровождение.
Новое нетрадиционное оборудование, созданное руками родителей, интересно детям, они с удовольствием принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; такое физкультурное оборудование способствует развитию основных движений и позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки.
«Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ» Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами,.
Буклет как одна из форм взаимодействия с родителями В настоящее время все «педагогическое сообщество» находится в поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Это направление.
Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.
Различные виды театров нашей группы В своей работе я уделяю большое внимание развитию речи детей и в этом направлении широко использую театральную деятельность. В данном фотоотчете.
Организация взаимодействия с родителями Организация работы с родителями на сегодняшний день вызывает затруднения. Сложность заключается в занятости родителей и нехватке времени.
План взаимодействия с родителями в первой младшей группе План взаимодействия с родителями в 1 младшей группе Сентябрь: 1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей. Цель: нацелить.
План взаимодействия с родителями в подготовительной группе Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей.
Различные виды игры «Мемори» Хочу рассказать вам об игре, которая пользуется большой популярностью в нашей группе. Это игра «Мемори». Для игры нужен набор парных карточек.
Взаимодействие с родителями в детском саду
Елена Зятнина
Взаимодействие с родителями в детском саду
В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Свою работу с родителями я начинаю с подготовки перспективного плана.
Обязательно в начале каждого учебного года провожу анкетирование каждой семьи, чтобы знать индивидуальные особенности каждого ребенка, запросы и ожидания родителей в отношении образовательного процесса в детском саду.
И, самое главное, взаимодействие с родителями необходимо строить на основе сотрудничества и доверительных отношений. На все свои мероприятия я приглашаю родителей, не только в качестве зрителей, но и как участников.
На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействиядало определенные результаты:
родители с удовольствием приходят в группу;
многие родители дружат семьями;
предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;
в группе создана атмосфера доверия и взаимоуважения.
Перспективный план работы с родителями
СЕНТЯБРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема «Адаптация ребенка к детскому саду»
• Родительское собрание (организационное)
•Беседы: «Значение утренней гимнастики в жизни ребенка»
• Семейные газеты «Отдых летом»
ОКТЯБРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Значение режима дня в жизни ребенка»
• Выставка поделок из природного материала «Чудесница осени»
•Беседы: «Наши пальчики играют»
• Анкетирование родителей будущих первоклассников.
• Осенний досуг «Осень в гости к нам пришла», совместное чаепитие.
• Экскурсия в Белкинский парк
НОЯБРЬ • I тур интеллектуального марафона
Тема: «Одеваем ребенка правильно»»
• Подготовка к благотворительной ярмарке (изготовление поделок)
• Семинар-практикум «Полезные игрушки»
• Фотоотчет «Что мы делаем в детском саду»
• Экскурсия в городской музей
ДЕКАБРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Развитие мелкой моторики»
• II тур интеллектуального марафона
• Родительское собрание – «Круглый стол» с родителями:
Тема: «Кризисы детства»
•Беседы: «Культурно-гигиенические навыки»
• Подготовка к новогоднему празднику (пошив костюмов)
• Новогодний утренник, совместное чаепитие.
ЯНВАРЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Игры на развитие памяти»
• Подготовка и проведение колядок, сладкий стол
• Гость группы «Моя мама – повар», «Моя бабушка – врач»,
«Мой папа – милиционер»
• Поделки из снега – «Сказка зимнего двора»
• Семейные газеты «Наши путешествия»
ФЕВРАЛЬ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Простудные заболевания»
• Физкультурный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья»
• Родительское собрание – «Круглый стол» с родителями.
Тема: «Укрепление здоровья дошкольников»
Беседы: «Речевые игры для детей»
• Подготовка к конкурсу сказок (изготовление афиши, костюмов, декораций и пригласительных билетов)
• Экскурсия в городской музей
МАРТ •Индивидуальные консультации:
Тема: «Как заучивать стихотворение»
•Беседы: «Закаливание – первый путь к здоровью»
• Фотоотчет «Мы растем здоровыми, бодрыми, веселыми»
АПРЕЛЬ • Подготовка и проведение конкурса чтецов
Тема: «Готовность к школе – что это такое?»
• III тур интеллектуального марафона.
•Беседы: «Как найти время для игр с ребенком»
МАЙ • Экскурсия в музей солдата (Эврика)
• Экскурсия к вечному огню – возложение цветов
• Подготовка и проведение праздника «До свидания, детский сад!», совместное чаепитие.
• Родительское собрание
Тема: «Подведение итогов учебного года»,
•Беседы: «Игры с песком – полезные занятия»
• Фотогазета – подарок выпускникам «В добрый путь»
• Праздник «День защиты детей»
• Беседы с родителями о профилактике кишечных заболеваний
• Консультации «Одеваем ребенка правильно»
«Веселое лето!» Отчет о работе с детьми и родителями в детском саду В это лето мы с детьми реализовали проект «Порхающие цветы». В нем с удовольствием принимали участие и дети и родители. Мы ходили на экскурсиии.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду» Тема: «Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду». Период привыкания детей- неизменно сложная.
Опыт работы по работе с родителями в детском саду Публикация № 3 Опыт работы по работе с родителями в детском саду. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском.
Организация физминуток в детском саду совместно с родителями Мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Одной из форм работы в этом направлении являются совместные физкультурные.
Организация работы с родителями в детском саду В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.
Организация работы с родителями в нашем детском саду. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Работа с родителями в детском саду (фотоотчёт) Существует множество эффективных и разнообразных форм работы с родителями в детском саду. Я в своей работе применяю такие формы как анкетирование.
Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Поскольку это, как правило, первый опыт адаптации маленького.
Формы и методы активного сотрудничества с родителями
Выступление на педагогическом совете:
Формы и методы активного сотрудничества с родителями
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
Установить доброжелательные отношения с родителями.
Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремиться к повышению их педагогической культуры.
Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
Помощником в работе должен является родительский комитет.
Цель эффективного сотрудничества с родителями: Повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса.
Задачи, которые помогут прийти к поставленной цели:
1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;
2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Вся деятельность классного руководителя с родителями обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:
изучение семей и условий семейного воспитания;
составление социального паспорта
информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
взаимодействие с родительским комитетом;
совместная деятельность родителей и обучающихся.
Изучение семей и условий семейного воспитания
В Законе РК «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, классные руководители посещают семьи и знакомятся с ними в естественной и неформальной обстановке.
В ходе посещения классные руководители выясняют условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребенка, каков его круг общения. Классные руководители стараются понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовать жизнь и деятельность в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка.
В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребенка с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов, не превращаться в сплетника.
Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход классного руководителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» «Почему дети лгут?».
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе
На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.
На последующих родительских собраниях классные руководители информируют родителей об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них обучающихся.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Можно использовать сеть Интернет.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Самая распространенная форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся 4раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в классе, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребенка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.
Очень важным является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки.
Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребенка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждом классе классные руководители делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?», «Конфликты», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».
Взаимодействие с родительским комитетом
Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы.
Совместная деятельность родителей и обучающихся
Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей.
Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают классному руководителю в подготовке внеклассных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижается, когда дети переходят в среднее и старшее звено. Но даже единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Можно использовать следующие формы работы: