Что такое соц адаптация в колледже

Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже

Что такое соц адаптация в колледже. Смотреть фото Что такое соц адаптация в колледже. Смотреть картинку Что такое соц адаптация в колледже. Картинка про Что такое соц адаптация в колледже. Фото Что такое соц адаптация в колледже

Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13

Статья просмотрена: 2205 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже / С. И. Огородник, М. И. Масолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1024-1026. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25079/ (дата обращения: 26.12.2021).

Статья посвящена обсуждению проблем адаптации студентов первокурсников к условиям обучения профессионального колледжа. В ней отдельно рассматриваются трудности адаптации студентов из сельской местности. А так же в статье рассматривается система мероприятий, которые будут способствовать успешной адаптации первокурсников И. Б. Цилюгиной.

Ключевые слова: адаптация, первокурсник, профессиональный колледж, студент, социальный статус, дезадаптация, студенческий коллектив.

Проблема адаптации студента — первокурсника к условиям обучения профессионального колледжа всегда была актуальна, но никогда не стояла так остро, как в настоящее время. Происходят изменения социальной ситуации в жизни вчерашнего выпускника школы, он сталкивается с профессиональным обучением, иногда для этого меняет место жительства, которое приводит к отрыву от семьи, близких, смене привычного обихода и приспособлению к новым условиям быта. Смена статуса ученика на студента и приобретение свободы, оборачивается определенными обязанностями.

Становится очевидным, что далеко не каждый подросток, попадая в те или иные условия, способен быстро и успешно адаптироваться. Проблема адаптации студентов широко рассматривается в психолого-педагогических науках такими учеными как: Ж. Пиаже, Д. В. Колесовым, В. В. Богословским и при этом не теряет своей актуальности. Объясняется это быстрым современным ритмом жизни: развитие экономики и общественной жизни предполагает анализ новых аспектов адаптации человека к ним.

На сегодняшний день существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и узкий, направленные на раскрытие сущности адаптационного процесса от биохимического до социального характера. Так, психологи А. В. Петровский, В. В. Богословский, Р. С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки» [5, с.651].

Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже — это сложный и многогранный процесс и именно поэтому нужно помочь первокурснику повзрослеть. В первую очередь первокурсникам может помочь, педагог — психолог, и, конечно же, куратор. Во внимании и доверительной беседе нуждаются, прежде всего, те, кто испытывает трудности адаптации и по своим личностным особенностями находиться в группе риска.

Для дальнейшей учебы важен не только уровень учебной мотивации, но и сама структура мотивов учебной деятельности. Студентами чаще выбираются такие мотивы: стать высококвалифицированным специалистом и получить диплом, приобрести прочные знания, и в дальнейшем трудоустроиться. Однако, бывает такое, что старшеклассник, который не очень успешно обучался в школе, не может поступить обучаться на престижные профессии, на которые большой конкурс. И ему приходится выбирать учреждение для последующего обучения, по критерию — где меньше конкурс и больше шанс на поступление. Или же есть случаи, когда подросток выбирает профессию, которой обучают в другом городе, районе, области. Но родители по разным причинам не могут позволить своему ребенку там обучаться (причиной может быть отсутствие нужных материальных средств в семье, отсутствие знакомых и родственников в данной местности, гиперопека со стороны родителей…). Поэтому опять приходиться выбирать СУЗ из тех, которые находятся по месту жительства подростка. А такое изначально не замотивированное обучение, может привести к отсутствию интереса к обучению.

Даже если старшеклассник поступил обучаться на планируемую профессию и у него есть мотивация обучения, то все равно могут возникнуть проблемы с обучением и взаимоотношениями с одногруппниками в первые дни адаптации.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, быстрая усталость от деятельности, возрастание уровня тревожности, сонливость, заторможенность или, же наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.

В. А. Емельянов выделяет несколько периодов адаптации студентов к новой среде:

Также в современных экономических условиях развития страны все чаще наблюдается тенденция ухудшения материального положения студентов и вузов и сузов. По этой причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь и поэтому перед ними появляются еще более сложные задачи, которые в свою очередь усложняют процесс адаптации.

М. А. Чашуев отмечает, что на протяжении первого курса формируется студенческий коллектив, комплектуются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, складывается оптимальный режим труда и отдыха. Так же устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [7, с. 2].

Поэтому очень важно для студента «войти» в новую группу сокурсников, наладить позитивное общение и взаимодействие, сформировать мотивацию дальнейшего обучения. На первом этапе обучения могут возникнуть социально-психологические трудности обучения: вхождение личности в мир студенчества, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Все это в разной степени накладывает отпечаток на личность, сообщает ей внутреннюю динамику потребностей. На процесс внутренней адаптации личности оказывает также влияние факторы межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его требований. Так же сюда можно отнести и формирование у студентов потребности быть полезным обществу, иметь активную позицию в социуме, иметь ценностное отношение к труду, уметь организовать свой быт и досуг [4, с. 116].

Так же многие первокурсники ссузов на начальном этапе обучения испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: они не умеют работать с учебниками и первоисточниками, конспектировать лекции, анализировать информацию, полученную на занятиях, четко и содержательно излагать свои мысли, заданные рефераты и доклады стараются взять из интернета или заказать у частных фирм. Поэтому еще на первом курсе студентов необходимо обучить навыкам самостоятельной работы в учебной деятельности, а педагогам необходимо стараться контролировать, что бы студенты на занятиях смогли показать итоги самостоятельной работы.

Особое внимание педагоги должны проявлять к студентам из сельской местности. Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Студенты из сельской местности, приезжающие в город поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни. У студентов-сельчан на первом курсе происходит изменение привычного образа жизни, который связан с сезонными сельскими работами и помощью родителям и родственникам. К тому же, сельский образ жизни молодежи сильно отличается от городского образа жизни, включая безусловные отличия в свободном времяпрепровождении. По этой причине период адаптации сельских ребят, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Так, при переходе из одной социальной сферы в другую, при смене одного социального статуса на другой, а также резкого изменения образа жизни, вида деятельности, системы социальных коммуникаций возникает состояние социально-психологической дезадаптации [2, с. 97].

Важно помнить, что студенты — это люди, находящиеся в юношеском возрасте. А для юношества характерна неустойчивая психика. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью и т. п.

Поэтому в условиях колледжа должна четко планироваться система мероприятий, которые будут способствовать успешной адаптации первокурсников. К числу наиболее важных мероприятий канд. пед. наук И. Б. Цилюгина, относит работу по формированию и комплектованию групп, ритуал «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей колледжа, выпускниками, прославившими его, организация психологического сопровождения студентов. Также должна осуществляться совместная деятельность педагога и студента. Для создания благоприятного климата адаптации студентов рекомендуется проводить тренинги, которые будут способствовать более тесному контакту студентов и педагога. Что поможет сплотить коллектив, установить доверительные отношения, научить общаться в группе, находить общий язык с однокурсниками. И именно эффективно организованная работа студента и педагога может явиться залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста [6, с. 42].

Современное общество и деловой мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых принять правильное самостоятельное решение и нести за это ответственность, уметь реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях связанных с поиском и выбором своей профессиональной карьеры, которая начинается со студенческой скамьи. Поэтому знание проблем адаптации студентов-первокурсников учреждений средних профессиональных учреждений, выявление студентов, имеющих трудности в адаптации, а так же знание и применение различных методов и форм работы педагогического коллектива, психолога и куратора со студентами, позволит организовать процесс адаптации студентов более успешным.

Источник

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Что такое соц адаптация в колледже. Смотреть фото Что такое соц адаптация в колледже. Смотреть картинку Что такое соц адаптация в колледже. Картинка про Что такое соц адаптация в колледже. Фото Что такое соц адаптация в колледже

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Дата публикации: 08.11.2017

Статья просмотрена: 24422 раза

Библиографическое описание:

Сагитова, Л. А. Адаптация студентов-первокурсников в колледже / Л. А. Сагитова, Р. Н. Сагитов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2802/ (дата обращения: 26.12.2021).

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы куратора первокурсников является:

‒ создание условий для успешной адаптации студентов;

‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;

‒ дать соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;

Немаловажно для этого выполнение следующих задач:

‒ исследование психологическое состояние студентов в процессе адаптации;

‒ создание благоприятных условий для развития личности студента, свободного и полного раскрытия его способностей в условиях учебного процесса и дополнительного пространства для самореализации во внеурочное время;

‒ на основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям;

‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности;

‒ развитие навыков межличностного взаимодействия в новых условиях, повышение уверенности в себе;

‒ помощь в установлении и поддержании социального статуса студента в новом коллективе;

‒ на родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации;

‒ провести повторное исследование.

Для успешной оптимизации процесса обучения студентов–первокурсников необходимо:

‒ исследование уровня психологической адаптации;

‒ быстрое включение в учебно-воспитательный процесс:

Вот несколько рекомендаций, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий;

‒ проведение куратором психологических тренингов совместно с педагогом-психологом;

‒ тесная работа классного руководителя с преподавателями и родителями.

Формой работы при этом может быть выбран: классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги.

После проведения таких мероприятии студенты должны:

‒ овладеть знаниями об эффективных способах межличностного воздействия, расширить свое понимание о составляющих своего внутреннего мира;

‒ развить умения конструктивных способов общения, понимания друг друга;

‒ сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу.

Надо всегда помнить, что процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:

Что такое соц адаптация в колледже. Смотреть фото Что такое соц адаптация в колледже. Смотреть картинку Что такое соц адаптация в колледже. Картинка про Что такое соц адаптация в колледже. Фото Что такое соц адаптация в колледже

При этом выявляются следующие трудности в адаптации к обучению в колледже:

‒ недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

‒ выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

‒ боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

‒ социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень запросов и самооценки; способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях. Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже на первых зачетах и экзаменах становятся кандидатами на отчисление, поэтому соблюдение приведенных рекомендации способствует во-первых, оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям колледжа; во-вторых оптимизации учебной деятельности студентов, и наконец, в-третьих- развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала. При этом обеспечивается психолого-педагогическая поддержка, которая позволяет избежать первые и основные трудности адаптации с одной стороны, и успешно совмещаются усилия преподавателей и студентов в учебном процессе с другой стороны.

Работа куратора группы по адаптации первокурсника продолжается весь первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам:

1 этап-1 семестр

2 этап-2 семестр

Оценка соматического и психологического статуса первокурсников.

Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе.

Информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже

Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами и их родителями. Со студентами проводятся:

‒ беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;

‒ тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;

‒ диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

‒ посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.

На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя:

‒ особенности взаимоотношения с преподавателями,

‒ удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой;

‒ удовлетворенность организацией досуга;

‒ удовлетворенность отношениями с группой.

При этом определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.

Специальную работу по формированию благоприятного социально — психологического климата в группах организуют куратор и психолог колледжа. Работа в этом направлении начинается с составления календарно-тематического плана на первый год обучения.

Календарно-тематический план мероприятий по адаптации студентов-первокурсников вколледже

Время проведения

Наименование мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Внеклассные мероприятия на знакомство группы: диагностика личностных характеристик первокурсников; выявление творческих интересов

Классный час: тренинги, упражнения****, анкетирование *

Психолог, куратор группы, студенты первокурсники

Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая)

Классный час: тренинги****, анкетирование **

Куратор группы, студенты первокурсники

Работа с родителями

Родительское собрание: общеколледжное, групповое

Администрация, куратор группы.

Внеклассное мероприятие «Расскажи мне обо мне»

Классный час: занятие

Куратор группы, студенты первокурсники

Составление сводной ведомости по итогам диагностики социальной адаптивности обучения в колледже студентов-первокурсников

Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива****

Психолог, куратор группы, студенты первокурсники

Ознакомление студентов с рекомендациями

Классный час, беседа

Психолог, куратор группы

Повторное исследование уровня адаптации студентов — первокурсников

Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива анкетирование ***

Психолог, куратор группы, студенты первокурсники

Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей и преподавателей, работающих с данными студентами

Классные часы; беседы

Психолог, куратор группы

Деятельность куратора при реализации календарного плана должна опираться на ряд принципов:

Принцип

Деятельность

Обоснование

Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека.

Включение студентов в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений

Формирование у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.

Представляет единство обучения и воспитания. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника.

Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности. Главным в адаптации является процесс психoлогической перестpойки личности студента, его заинтересованности, а также желание пpиспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играет самостоятельная работа студента, а задачей является не только успешнее, быстрее и эффективнее адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научит «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни.

‒ не участвую совсем(почему)

‒ чаще хочется остаться дома

‒ вхождение в коллектив

Похожие статьи

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже. Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для

В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы.

Кураторство — профессиональная функция вузовского.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже | Молодой ученый. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Основные аспекты психоэмоциональной адаптации иногородних.

куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель. Понятие социальной адаптации студентовпервокурсников.

Социально-психологические проблемы адаптации.

Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже — это сложный и многогранный процесс и именно поэтому нужно помочь первокурснику повзрослеть. В первую очередь первокурсникам может помочь, педагог — психолог, и, конечно же, куратор.

Основные направления работы куратора по оптимизации.

Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе.

К вопросу об адаптации студентовпервокурсников к условиям.

вуз, адаптация, студент, дезадаптация, куратор, студенческая группа, студенческий актив.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению.

Особенности и трудности адаптации первокурсников.

группа, студент, адаптационный процесс, студент этой, социальная адаптация, проблема адаптации. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже.

Адаптации студентов первого курса в вузе | Статья в журнале.

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; 5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе; 6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Похожие статьи

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже. Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для

В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы.

Кураторство — профессиональная функция вузовского.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже | Молодой ученый. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Основные аспекты психоэмоциональной адаптации иногородних.

куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель. Понятие социальной адаптации студентовпервокурсников.

Социально-психологические проблемы адаптации.

Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже — это сложный и многогранный процесс и именно поэтому нужно помочь первокурснику повзрослеть. В первую очередь первокурсникам может помочь, педагог — психолог, и, конечно же, куратор.

Основные направления работы куратора по оптимизации.

Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе.

К вопросу об адаптации студентовпервокурсников к условиям.

вуз, адаптация, студент, дезадаптация, куратор, студенческая группа, студенческий актив.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению.

Особенности и трудности адаптации первокурсников.

группа, студент, адаптационный процесс, студент этой, социальная адаптация, проблема адаптации. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже.

Адаптации студентов первого курса в вузе | Статья в журнале.

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов; 5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе; 6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов.

Адаптация студентовпервокурсников в колледже. куратор группы, студент, колледж, классный час, учебный процесс, группа, адаптация первокурсников, условие обучения, первокурсник, преподаватель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *