Что такое соц пакеты на работе

Условия получения и особенности социального пакета

Государство охраняет трудовые права граждан. Многие связывают соц. пакет с их реализацией. Но этот термин имеет более широкое определение и не всегда попадает под регулирование закона.

Нормативная база

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работеПонятие социального пакета не предусмотрено законодательством. Трудовой кодекс не содержит его описания и не регулирует порядок применения.

Но закон описывает основные трудовые гарантии (зарплата, отпуск и другие), указанные в V – VII разделе ТК РФ. Они являются базовыми и положены для всех трудоустроенных граждан.

Другие дополнительные условия государством не предусмотрены. Работодатель расширяет список привилегий для сотрудников по своему усмотрению.

Определение

Социальный пакет – это трудовые гарантии, положенные работнику при трудоустройстве. Однако не все работодатели его предоставляют. Причины:

Граждане, устраиваясь на работу, обращают внимания на вакансии с улучшенными условиями. Но при этом не все знают, что такое соцпакет.

Существуют два определения этого понятия.

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работеОбе точки зрения приемлемы. Но предпочтение отдается второй. Многие работодатели стремятся улучшить трудовые условия, что позволяет дополнительно мотивировать сотрудников и привлечь к себе на работу как можно больше соискателей. Поэтому в объем предоставляемых ими бонусов входит социальный пакет с повышенными привилегиями. Их перечень существенно шире, чем в стандартных и обязательных по закону гарантиях.

Базовый соцпакет

В полный социальный пакет входят следующие гарантии.

Все указанные условия должны соблюдаться работодателем. Они являются базовыми и охраняются трудовым законодательством. Если одно из них нарушено или не выполняется, следует обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работе

Дополнительные гарантии

Помимо базовых, некоторые работодатели предлагают сотрудникам дополнительные условия.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Руководство самостоятельно определяет условия, входящие в социальный пакет их компании.

Дополнительные трудовые бонусы не регламентированы законом и не обязательны для исполнения. Если в компании длительное время предоставлялись определенные привилегии, это не означает, что при их прекращении работник может обратиться за защитой своих прав в суд. Расширенный социальный пакет – это право, а не обязанность работодателя.

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работе

Социальный пакет бывает нескольких видов, однако разделение не регламентировано законом и приводится в справочных целях.

Таблица 1. Виды социальных пакетов

ВидОписание
СтандартныйНабор гарантий, предусмотренных законом. Не содержит дополнительных привилегий для сотрудников.
ПовышенныйРаботодатель повышает некоторые из базовых условий. Например, предоставляет дополнительный отдых или выплачивает повышенную компенсацию в период болезни.
ИндивидуальныйПри использовании этого социального пакета бонусы положены не всем сотрудникам. В зависимости от должности они назначаются индивидуально и могут быть разными.
КоллективныйПредполагает, что одинаковый соцпакет предназначен для определенной структуры в коллективе. Например, отделу или иной группе людей.
ПреимущественныйРаботодатель предлагает своим работником на выбор один или несколько бонусов из доступных вариантов.
ПерспективныйСоциальная гарантия предоставляется не сразу. У работника есть возможность получить ее за определенные трудовые достижения. Например, после успешной сдачи отчета директор выдает сотруднику служебный ноутбук для личного пользования.

Возможность отказа

Подписание трудового договора предполагает принятие всех его условий. В их число входит предоставление социального пакета.

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работеС первого рабочего дня сотрудник имеет право на трудовые гарантии. В зависимости от политики компании дополнительно к базовым ему могут предоставляться повышенные привилегии. Отказаться от социального пакета он может на свое усмотрение, но это повлечет определенные правовые последствия. Сотрудник не сможет ссылаться на нормы законодательства и обращаться за защитой в суд, поскольку он отказался от трудовых условий по своему выбору. Например, если работодатель предлагает выйти на больничный, а рабочий отказывается, право на лечение останется нереализованным. Но вины руководства в этом нет, а значит, закон нарушен не будет.

То же правило действует при отказе от дополнительных бонусов (бесплатное питание, корпоративные мероприятия и т. д.): в этом случае юридические последствия не наступят ни для одной из сторон.

Итак, социальный пакет – это совокупность государственных гарантий и дополнительных привилегий. Право на получение бонусов имеют не все сотрудники. Работодатель самостоятельно определяет их объем и порядок назначения.

Расширенный соцпакет всегда является инициативой руководства компании, в то время как базовые гарантии предоставляются согласно Трудовому кодексу.

Источник

Должна ли компания предоставлять соцпакет?

Нет, не должна. В подробном ответе эксперт по кадрам объясняет, что такое соцпакет, что можно в него включить и надо ли с него платить налоги

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работе

Ольга Семенова

Читательница Карина спрашивает: «Я открываю салон и планирую нанять в штат пятерых человек. В вакансиях часто пишут про соцпакет для сотрудников. Я заметила, что содержимое соцпакета сильно отличается, а и вовсе его не предлагает. Не понимаю, должна ли компания предоставлять сотрудникам соцпакет? Что туда входит?»

Нет, не должна

В трудовом кодексе нет определения социального пакета работника. Состав и условия соцпакета закон не регламентирует.

Что такое социальный пакет. По сути, это дополнительные бонусы, которые компания дает сотрудникам по своему усмотрению.

Отличие от социальных гарантий. Важно не путать соцпакет с обязательными выплатами — гарантиями и компенсациями. Они перечислены в трудовом кодексе. Гарантии и компенсации получают сотрудники, работающие по трудовому договору.

Примеры обязательных гарантий и компенсаций:Примеры дополнительных бонусов в соцпакете:
— оплата больничных;— ДМС;
— выплата отпускных;— оплата спортивных занятий и обучающих курсов;
— выплата выходного пособия;— оплата питания;
— выплаты по беременности и родам;— материальная помощь при рождении ребенка, вступлении в брак, смерти близких родственников;
— выплаты по уходу за ребенком;— путевки в санаторий;
— компенсация расходов во время командировок;— подарки детям сотрудников;
— отчисления в пенсионный фонд;— бесплатная вакцинация;
— предоставление учебного отпуска с сохранением места работы и среднего заработка— проезд на служебном транспорте до места работы и обратно

Гарантии и компенсации, описанные в трудовом кодексе, — это обязанности компании, а не соцпакет. Если их не предоставить, компания нарушит закон и будет наказана.

Компания предлагает сотрудникам бесплатный проезд на служебном автобусе утром и вечером. Офис находится в неудобном районе города. может добраться сам, желающие — на автобусе. Это соцпакет.

Сотрудник выезжает в течение дня к клиентам, чтобы оказать им услуги компании. Например, ремонт техники, заключение договора на обслуживание, осмотр пациентов. Поездки напрямую связаны с выполнением должностных обязанностей. Оплачивать или компенсировать проезд — обязанность компании. Это не соцпакет.

Компания перевела сотрудника в филиал в другом городе. Оплатить проезд сотруднику и членам его семьи — обязанность компании, а не соцпакет.

Соцпакет не обязателен, а потому компания может изменить или отменить соцпакет в любое время. Соцпакет для компании — это ее конкурентное преимущество в борьбе за привлечение и удержание кадров, не больше.

Что обычно входит в соцпакет

Работодатель сам решает, что включить в соцпакет. Главный критерий — бюджет компании. Компания определяет, сколько денег она может выделить на бонусы сотрудникам в течение года, и выбирает состав соцпакета исходя из этого.

В соцпакет можно включить ДМС, оплату занятий английским, фитнеса или питания, путевки в санаторий, билеты в театр, подарки детям сотрудников, оплату детского сада, подарки сотрудникам на личные праздники, материальную помощь и многое другое.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Как оформить соцпакет в компании

Обычно состав и условия соцпакета записывают в одном из двух документов:

Компания может перечислить бонусы для сотрудников в трудовом договоре. Например, в разделе об условиях работы. При этом нужно подробнее описать условия их получения в положении об оплате труда или других положениях компании.

В положении компания перечисляет бонусы и условия, как их получить. В тексте стоит пояснить, что компания предоставляет соцпакет только при наличии финансов. Это избавит работодателя от возможных претензий.

Для денежных бонусов уточните, до какой суммы возможна выплата. Например, не «2000 ₽ при рождении ребенка», а «до 2000 ₽ при рождении ребенка».

Это подстраховка компании. Ее суть — если деньги на бонусы есть, бонусам быть. Если компания не может предоставить бонус частично или в полном объеме, достаточно положения, что по решению директора этого бонуса не будет.

Что будет, если работодатель обещал, но не предоставил соцпакет

Жаловаться в трудовую инспекцию сотрудники могут, но вопросов к работодателю у инспекции не возникнет, ведь соцпакет не регламентирован в трудовом кодексе.

Если в положении было указано, что компания выплачивает материальную помощь за рождение ребенка, но в итоге не выплатила, требовать ее от компании нельзя. Компания может сослаться на отсутствие бюджета.

Заранее впишите в положение, что компания может отказать в выдаче бонуса при недостатке финансов.

Платит ли компания налоги с соцпакета

Большинство бонусов расцениваются налоговой как личный доход сотрудника. С суммы бонуса компания удерживает НДФЛ. По сути, этот налог платит сотрудник. Например, компания дает работнику материальную помощь на обучение детей — 50 000 ₽. На руки он получит 43 500 ₽, работодатель удержит налог 13% и заплатит его налоговой.

Другой пример. Компания заказывает 30 сотрудникам обеды, в месяц она платит за организацию питания 100 000 ₽. Из этой суммы 13 000 ₽ — это налог. В месяц компания удерживает с каждого сотрудника 433 ₽ — 13 000 ₽ / 30. Эти затраты компания включает в расходы и уменьшает налогооблагаемую базу.

Некоторые бонусы не учитываются в расходах компании. Например, праздник для сотрудников с едой и напитками. В этом случае с сотрудника нельзя удержать НДФЛ. Отнести затраты к расходам компании тоже не получится.

Налог зависит от вида бонуса в соцпакете и системы налогообложения компании. Если компания готова предоставлять сотрудникам соцпакет, то его содержание стоит обсудить с бухгалтером и юристом.

Юрист поможет правильно классифицировать и прописать бонусы во внутренних документах компании, а бухгалтер — разобраться с налогами и правильно оформить расходы.

Источник

Что такое соцпакет работника и что в него входит

Официальное трудоустройство, конкурентная зарплата, обширный соцпакет — три строчки, которые чаще всего встречаются в современных вакансиях. И если первые две понятны каждому, то слово «соцпакет» знакомо далеко не всем. Рассмотрим, что оно под собой подразумевает и какую ценность этот самый пакет в себе несет.

Значение слова «соцпакет» кроется в его формулировке. Под этим термином подразумевается набор социальных гарантий, не регулируемых на государственном уровне. Иными словами, в законодательстве нет конкретного перечня тех льгот, которые в обязательном порядке должны входить в соцпакет. Как, собственно, нет и четкого определения данного понятия. В Трудовом кодексе РФ указано, что социальный пакет устанавливается работодателем в трудовом или коллективном договоре либо в соглашениях и (или) локальных нормативных актах. Схожий принцип используется и во многих других странах постсоветского пространства.

Для самого работника соцпакет – это, прежде всего, фактор, влияющий на выбор работодателя. Особенно это касается квалифицированных кадров. Это некий стимул, непосредственно влияющий на результат деятельности человека в компании. Для самой фирмы — конкурентное преимущество перед другими участниками сферы в борьбе за профессиональных сотрудников.

Классификация государственных социальных пакетов

Социальный пакет состоит из обязательных и дополнительных гарантий. Обязательные пункты гарантирует не только работодатель, но и Трудовой Кодекс Российской Федерации – предоставление их каждому работающему гражданину обязательно на законодательном уровне.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Непременные требования к работодателю, такие, как своевременная выплата зарплаты не ниже минимальной, оплата больничных и отпусков и т.п. не принято называть социальным пакетом, хотя по форме такие гарантии относятся к социальной сфере. Традиционное определение подразумевает добровольно предоставляемые работникам дополнительные льготы за счет работодателя.

Государство может давать своим работающим гражданам обязательные преференции в трех основных формах.

Кроме гарантироанного социального пакета, который не принято так называть, работодатель нередко обещает своим сотрудникам так называемый конкурентный соцпакет – дополнительные льготы и гарантии, предоставляемые им по доброй воле и «от своих щедрот».

ВАЖНО! Конкурентный соцпакет не является обязанностью нанимателя, нельзя требовать его выдачи или высказывать претензии по его наполнению.

Из чего обычно состоит соцпакет

Стандартно расширенный список включает в себя следующие льготы и компенсации:

Важно! Соцпакет определяется каждым работодателем в отдельности. Государственные органы не могут заставить компанию или предпринимателя предоставлять работникам точный список социальных льгот. Набор компенсаций зависит от того, какой объем средств работодатель готов на них выделить, и его отношения к сотрудникам в целом.

Где указывается список льгот

Все социальные льготы должны быть прописаны в трудовом договоре, который заключают стороны. В случае несоблюдения условий этого договора работник вправе обратиться в суд, дабы тот обязал работодателя в принудительном порядке выполнять свои обязанности.

Список возможных льгот не ограничен. Компания может прописывать в договоре любые пункты, при условии, что они не ухудшат положение работника.

Обязательно! Уточняйте у работодателя, действительно ли те льготы, что упомянуты в договоре, являются бесплатными. Иногда случается так, что за дополнительные корпоративные бонусы высчитываются средства из самой зарплаты. В этом случае соцпакет – обычный фарс, эдакое стремление компании быть «на волне» актуальных корпоративных тенденций. Тогда как де-факто в денежном плане она себе этого позволить не может.

Подмена понятий

Работодатели часто вводят действующих работников и кандидатов на трудоустройство в заблуждение. Руководство позиционирует стандартные требования трудового законодательства как социальные стимулы от самой компании. 8-часовой рабочий день, компенсация больничного, оплачиваемый отпуск, командировочные и т.п. трактуются как составляющие соцпакета. Тогда как по факту они гарантированы каждому работнику в соответствии с его конституционными правами. Соцпакет – все то, что предоставляется сотруднику фирмы, помимо указанных пунктов.

Если же вам говорят, что именно отпуск и больничные – и есть ваш социальный пакет, а все остальное – так называемые компенсационные льготы, значит, вам врут. Есть законные права трудящегося, прописанные в законодательстве. Отпуск и больничный входят в их число. Остальное – социальные инициативы работодателя, именно они формируют одноименный пакет.

Вопрос: В связи с кризисом наша компания ищет способы экономить, в том числе на персонале. В связи с этим возник вопрос: обязана ли наша компания как работодатель выполнять обещания по социальному пакету, если он предусмотрен в трудовых договорах? Куда и как нужно внести изменения, чтобы отменить соцпакет работникам?
Посмотреть ответ

Соцпакет vs зарплата: что в приоритете для соискателя?

Вопрос более чем актуальный. Что лучше, получать больший оклад без социальных льгот либо все-таки иметь дополнительные корпоративные бонусы? На этот счет у работников двоякое мнение, но, согласно статистике, с каждым годом все больше людей выбирают именно второй вариант.

Наличие соцпакета – своего рода показатель того, что ты работаешь в надежной, стабильной компании, которая заботится о своих сотрудниках. Кроме того, когда человек получает на руки больше денег, далеко не факт, что потратит он их с той же пользой, как в случае с корпоративными бонусами. Плюс у компаний могут быть скидки в тех же туристических агентствах на покупку путевок или в фитнес-центрах на приобретение абонементов. Соответственно, вы получите нужные услуги дешевле, чем если бы оплачивали их сами.

Работнику на заметку

Если вы увидели в объявлении или услышали на собеседовании обещания привлекательного социального пакета помимо приемлемой зарплаты, это не всегда удачная находка. К сожалению, иногда такие посулы могут оказаться «бесплатным сыром» или остаться невыполнимыми. Чтобы не попасться на удочку пустых обещаний, рекомендуем обратить внимание на следующие нюансы относительно соцпакета.

Как сформировать социальный пакет. Советы работодателю

Существует три основных метода определения соцпакета:

Вариант №1. Больше заслуг – больше бонусов

Логика проста: чем выше должность сотрудника и чем дольше он работает в компании, тем больше корпоративных льгот ему предоставляется. Эти льготы можно разбить на несколько пакетов, которые, в свою очередь, будут закреплены за каждой категорией сотрудников. Главный плюс такого метода в его рациональности – вы не будете расходовать лишние средства на соцпакет для работников стартовой категории, где зачастую наблюдается более высокая текучка кадров.

Вариант №2. Собери себе сам

В рамках такого подхода работнику предоставляется возможность выбрать список бонусов на определенную сумму. Если человек не увлекается спортом, ему незачем абонемент в тренажерный зал, скорее, он выберет бесплатные курсы иностранного языка. И так каждый по своим интересам. С психологической точки зрения такой способ хорош, так как он лишний раз дает сотруднику возможность понять, что его мнение важно для компании.

Вариант №3. Главное и второстепенное

Льготы разбиваются на основные и дополнительные. Первый список доступен всем работникам фирмы, дополнительные же рассчитаны на определенную категорию. Это могут быть менеджеры высшего звена, лица, чей стаж в компании превышает n-ное число лет, и т.п. Такой подход важен, поскольку он дает работникам дополнительный стимул к развитию.

Залог успеха – отсутствие формальности

Парадокс, но для владельцев бизнеса соцпакет – это неплохая возможность сэкономить. При наличии льгот сотрудник не будет регулярно поднимать вопрос об увеличении зарплаты. У него в этом случае есть дополнительная мотивация, не относящаяся к размеру оклада.

Но это не значит, что саму систему социальных гарантий стоит рассматривать как способ экономии средств. Для руководителя компании это, прежде всего, инвестиция в продвижение бизнеса. Организовывая бесплатные курсы английского или тренинги по психологическому росту, он способствует развитию своих работников как профессионалов. Это в будущем, несомненно, повысит уровень фирмы в целом. Подход «постольку поскольку» здесь неуместен. Создайте такой пакет, который будет интересен и полезен и для сотрудников, и для самой компании.

Резюме

Соцпакет на сегодня – эффективная составляющая социально-трудовых отношений. Как фактор он является определяющим в плане оценки статуса компании. С точки зрения работников, это важнейшая мотивация для достижения результата. Что самое главное, данная мотивация может носить как материальный, так и нематериальный характер. Так, если вам выделяют средства на мобильную связь, значит, поощрение носит компенсационный характер. Если же работодатель предоставляет абонемент в бассейн, речь идет о мотивационном инструменте. Подобный тандем – идеальное сочетание, для того чтобы укрепить связь между компанией и сотрудником.

Как инструмент соцпакет поистине универсален.

Он выполняет не только мотивационную функцию, но и повышает общую производительность труда, формирует дружескую атмосферу в коллективе.

Соцпакет – это блюдо, которое нужно уметь правильно подать. Человек должен расценивать предоставляемые ему льготы так, чтобы видеть в них свою важность для компании как сотрудника. Люди ценят заботу, и ценят по достоинству. Задача работодателя – продемонстрировать свою готовность к тому, чтобы обеспечить надлежащий уровень труда и отдыха для своих сотрудников. Это гарантирует ему лояльное отношение и профессиональный подход к работе с их стороны, что в конечном итоге положительно скажется на общей деятельности компании.

Источник

Социальный пакет

Социальный пакет

Что такое соц пакеты на работе. Смотреть фото Что такое соц пакеты на работе. Смотреть картинку Что такое соц пакеты на работе. Картинка про Что такое соц пакеты на работе. Фото Что такое соц пакеты на работе

Похожие публикации

Часто в описании вакансии работодатели в преимуществах работы в компании указывают социальный пакет.

Соц.пакет, что это? Под этим понятием принято понимать набор определенных компенсаций, дополнительных бонусов, которые работодатель готов предоставить сотруднику при работе в компании.

Трудовое законодательство не содержит определения «социальный пакет», соответственно нет какого-то четкого перечня того, что социальный пакет включает в себя. Некоторые работодатели включают в это понятие оплату больничного, отпускных, официальную «белую» зарплату, компенсацию сверхурочной работы.

Но не стоит путать, что такое соц,пакет при устройстве на работу. Несмотря на то, что не все работодатели соблюдают закон, все вышеперечисленное не является дополнительными бонусами работы в определенной компании, а предусмотрено трудовым законодательством. Таким образом, корректнее называть это не соц.пакетом, а социальными гарантиями, которые предоставляются каждому сотруднику. Так что же такое соц.пакет? Давайте разберемся.

Что входит в социальный пакет?

Можно рассматривать соц.пакет, как совокупность социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, и бонусов, которые работодатель предоставляет своим сотрудникам свыше этих гарантий. В таком случае можно говорить, что полный социальный пакет это:

Многие работодатели считают, что в социальный пакет работника входит именно дополнительная «забота» о сотруднике, то есть гарантии, предусмотренные законом, в это понятие не включают. Стоит помнить, что работодатель не обязан предоставлять сотруднику дополнительные бонусы. Если работодатель указал в вакансии наличие социального пакета, то сотрудник вправе поинтересоваться на собеседовании, что входит в соц.пакет работника.

Со своей стороны, работодатель вправе самостоятельно решить, что включить в социальный пакет для сотрудников. Итак, соц.пакет: что в него входит? Обычно работодатели предоставляют работникам:

Виды социальных пакетов

Часто соц.пакет может различаться для сотрудников: это может зависеть от должности, которую занимает сотрудник, или от стажа работы в компании. Работодатель вправе дифференцировать бонусы и определить, в каком случае работник получает те или иные привилегии. Например, установить, что включает полный соц.пакет и разделить бонусы для разных категорий сотрудников.

Это может быть четкая структура льгот: работник знает, что входит в полный соц.пакет, и что после того, как стаж его работы в компании превысит, например, два года, ему будут оплачивать обучение иностранному языку и абонемент в фитнес-клуб, а полный соц.пакет будет ему предоставлен по достижении пятилетнего стажа работы в компании.

Кроме того, вопрос о предоставлении социального пакета может решаться с работодателем индивидуально: например, иногороднему сотруднику может быть предложена полная оплата жилья, а сотруднику, которому долго добираться до работы – корпоративная машина.

Не стоит недооценивать предоставление дополнительных привилегий сотрудникам – на самом деле это очень важно. Работники компании – это главный ресурс организации, забота работодателя о сотруднике значительно повышает его лояльность к компании. Кроме того, корпоративное обучение сотрудников, например, выгодно не только работникам, но и самому работодателю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *