Что такое соц работа

Социальная работа как профессиональная деятельность. Содержание и структура социальной работы

В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе развернута в более чем 93 учебных заведениях. При этом ежегодно возрастает их число. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями их внутренней структуры: оформляются ориентированные на социальную работу учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры, лаборатории.

При рассмотрении категории «социальная работа» в данном исследовании используются психологические основы этого вида деятельности, раскрытые в исследованиях Боденко Б.Н., Варги А.Я., Масловой Н.Ф., Олиференко Л.Я., Торохтия B.C., Филонова Г.Н., Шапиро Б.Ю., Шевеленковой Т.Д., и др.

В исследовании также используется анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы, освещенный в трудах Андреевой И.Н., Бадя Л.В., Зимней И.А., Лаврененко И.М., Нещеретно- го Н.П., Торохтия B.C., Фирсова М.В., Чорбинского С.И., Шеляг Т.В., Шмелевой Н.Б., Яркиной Т.И. и других.

Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.

Можно сказать, что история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет, т.к. началом ее можно считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (10).

В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах.

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивей пробивалась идея развертывания государственной системы общественного призрения.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Адресность социальной помощи, поддержки особо проявилась в военные и послевоенные годы, когда осуществлялось всенародное социальное движение: поступление денежных средств для обороны, восстановления народного хозяйства, забота и лечение раненых, детей-сирот и т.д.

Радикальные экономические и политические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов, породили глубокие кризисные процессы. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Происходит трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, неуважение к закону (44).

Если в России социальная работа официально существует всего восемь лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране. Хотя, говоря о становлении социальной работы в России, нельзя не учитывать тот факт, что на сегодня наше государство является еще государством переходного типа.

Говоря о становлении социальной работы в нашей стране, необходимо помнить, что исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями.

Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.

Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:

— Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);

— Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).

В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.

Различные по своей философии, подходам и методам, два рассмотренных движения, зародившиеся в США, начали сближаться, а затем и работать вместе ради общей цели (170).

Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.

Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.

И.М. Лаврененко (82), кроме индивидуальной и групповой социальной работы, выделяет также семейную, общественную работу (с сообществом на макроуровне) и социальное администрирование.

Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.

Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Содержание социальной работы включает в себя:

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:

Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

— осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

— достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей)»(127, с.425). Следовательно, будучи руководителя группы, социальный работник способствует более эффективной работе ее участников, их раскрытию и коррекции, создает комфортную обстановку участникам тренинга, поэтому мы можем называть его фасилитатором.

К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора:

2. Принятие человека.

3. Эмпатическое понимание.

4 Действование с точки зрения своих чувств.

5. Возможность конфронтации и обратная связь.

6. Выражение собственных проблем.

7. Избегание планирования и «упражнений».

8. Использование терапевтического потенциала группы.

9. Лспользование физических движений и физического

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.

В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.

В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.

На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.

В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.

Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.

Источник

Социальная работа

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

Человеческое общество неоднородно. Оно состоит из множества групп и категорий, которые различаются по возрасту, полу, материальному положению и т.д. Различия между группами регулярно вызывают проблемы. Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на ликвидацию проблем общественных коллективов. Социальные работники могут помогать разным группам людей, оказывать специальные услуги, создавать нормальную психологическую атмосферу в определенных частях общества.

Что такое социальная работа

Социальная работа – сравнительно новый вид профессиональной деятельности. Первые школы для специалистов этого рода появились на рубеже XIX и XX веков в Европе и США. Но сама идея объединения различных групп общества, помощи «группам риска» зародилась гораздо раньше.

Ещё в Средневековье монахи и священники вели благотворительную деятельность – открывали приюты для вдов и сирот, собирали пожертвования для погорельцев, жертв эпидемий. За церковью в подобную деятельность включались правительства. В России, Франции, Англии, Германии монархи создавали дома для солдат-инвалидов, приюты, учебные заведения для сирот.

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

В наше время данная работа охватывает множество сфер. Среди них:

Предполагается оказание моральной поддержки тем членам общества, которые нуждаются в ней. Как правило, люди считают, что подобной деятельностью занимаются только органы социальной защиты. Но потребности общества гораздо шире. Социальные работники нужны в школах, домах-интернатах, в армии, тюрьме и т.д.

Профессия «социальный работник»

Работа в социальной сфере – широкое понятие. Оно включает в себя правовую защиту самых «слабых» в общем понимании слоев населения: сирот, военных беженцев, пленников, людей с ограниченными возможностями. Специалисты организуют материальную помощь (питание, одежда и обувь, финансы) и поддерживают морально-психологически. Они оказывают первую помощь людям, перенесшим психические травмы из-за природных катастроф, разного рода вооруженных конфликтов, семейных трагедий.

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа
Специалист по социальной работе должен иметь социологическое образование. Ему нужны хорошие знания социологии и психологии, а также смежных наук – медицины, этики, юриспруденции. В школах чаще всего работают люди, окончившие педагогические вузы.

Поскольку работники имеют непосредственный контакт с людьми, эта профессия требует особых личных качеств. Это:

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

Специальное образование даёт институт психологии и социальной работы. Подобные учебные заведения есть во всех крупных городах Европы. В них работают факультеты прикладной психологии и психолого-социальной работы. Студенты могут получить специальности «психология», «конфликтология», «социальная работа», «психология девиантного поведения» и др.
Работа в данной сфере объединяет в себе элементы работы юриста, психолога, социолога, медицинского работника. Работник социальной службы рассматривает все вопросы в комплексе. Кроме того, он часто выступает посредником, так как его клиенты не могут сами решить определенные задачи. Работники могут связываться от имени клиента со специалистами, с различными учреждениями, с другими клиентами.

В наши дни это востребованная работа — социальный работник найдет себе применение в государственной службе занятости, медицине, различных реабилитационных центрах, школах, отделах образования, армии, местах заключения. Существует специальная система учреждений соцзащиты. Учреждения соцзащиты действуют согласно государственной политике. Они помогают поддерживать устойчивость общества. Существует также обширная сеть общественных организаций, частных (светских, религиозных) учреждений.

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа
Непрофессиональная форма социальной работы – волонтерство, осуществляемое по добровольному желанию человека. Волонтеры могут быть людьми разных профессий, их деятельность носит благотворительный характер. Зачастую волонтеры помогают государственным и частным организациям.

Методы социальной работы

Специалисты применяют 4 группы методов:

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

По другой классификации выделяют 3 группы методов. Это:

Методы приходится выбирать по категории клиента. Различают индивидуальные групповые, общинные методы.

Индивидуальные методы используют в следующем порядке:

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

В индивидуальном методе главное – помочь клиенту преодолеть стресс, научить его принимать самого себя.

Групповой метод означает взаимодействие с малой группой. Возможности метода очень широки. Можно использовать опыт каждого члена группы, позволить людям выйти из роли слушателей, стать помощниками друг для друга. Активно используют эту работу с группами анонимных алкоголиков, жертв различных экстремальных ситуаций, сложных общественных отношений. В групповом методе применяют творческие методы, а также семейную терапию.

Метод общинной работы используется для совместной деятельности соц. службы и различных организаций, например, культурных, религиозных, экономических.

Технологии социальной работы

Технологии социальной работы могут включать в себя множество методов. Они подходят как для группового, так и для индивидуального воздействия. Это:

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

Существуют специфические технологии взаимодействия с людьми, склонными к суициду, безработными, асоциальными лицами, семьями, детьми группы риска и т.д.

Используются также технологии правового информирования, духовно-культурные технологии. Это может быть создание текстовых, фото и видео материалов, организация культурно-массовых мероприятий.

Важным средством передачи информации может стать сайт социальных работников. Такие сайты содержат специальные статьи для пожилых людей, инвалидов, жертв семейного насилия, бездомных и малообеспеченных людей. Здесь люди могут связаться со специалистами, узнать важные для себя психологические и правовые аспекты.

Психология социальной работы

Любой социальный работник использует в профессиональной деятельности методики психологического взаимодействия с клиентами. Это:

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

Социальная работа в школе

Одно из важных направлений деятельности — социальная работа в школе. Она призвана заполнить ту нишу, которая долго выпадала из поля зрения школьных учителей.

Это поддержка особых групп – многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, сирот и детей, находящихся на опеке, школьников, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Школам нужны связи с различными институтами общества – отделами опеки и попечительства, полицией, общественными и религиозными организациями.

Решением этих задач занимается социальный педагог. Работа социального педагога предполагает составление и пополнение баз данных учащихся и их семей, организация совместной деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами семьи и школы.

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

Социальные педагоги занимаются с «группами риска», используя профессиональные методы – диагностику, опрос, коррекцию, адаптацию, тренинги. Клиентами могут быть не только учащиеся школ, но и их родители, учителя.

Школьный социальный педагог ведёт учёт посещаемости, выясняет причины пропусков занятий. Он посещает проблемные семьи, ведет индивидуальную работу с детьми с девиантным поведением. В обязанности этого работника входит выяснять потребность семей и детей из групп риска в материальной помощи, организовывать её получение от отдела соцзащиты и благотворительных организаций. Он следит за внешним видом учащихся, предупреждает случаи жестокого обращения с детьми.

По мере развития общества социальная работа становится всё более актуальной. Человечество неуклонно приближается к идеалу гуманного социума, предоставляющего равные права всем своим членам. Социальная работа помогает приблизить достижение этого идеала.

Источник

Социальная работа

Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.11.2010
Размер файла25,8 K

Что такое соц работа. Смотреть фото Что такое соц работа. Смотреть картинку Что такое соц работа. Картинка про Что такое соц работа. Фото Что такое соц работа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.

Профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.

Проблему целостного постижения человека как объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления.

Важнейшим философско-социологическим основанием используемой в социальной работе системы гуманистической психологии является именно требование целостности осмысления человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.

Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.

Задачей настоящей работы является изучение структуры социальной работы. Ведь социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, функции.

1. Объекты и субъекты социальной работы

Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Рассмотрим некоторые объекты социальной работы.

1.Пенсионеры и инвалиды. Демографическая ситуация последних десятилетий характеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизации привлекает внимание к положению пожилых в современном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.

Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. Одной из эффективных мер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.

Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.

Субъекты социальной работы:

С принятием концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

3. Специалист по социальной работе

Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.

Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.

Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.

4. Общественные и благотворительные организации

Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной Думой.

Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан.

2. Основные функции социальной работы

Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной.

Понятие “функция” пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие основные функции этой работы:

3.Содержание и средства социальной работы

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и прочее.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д.

4. Управление и цели социальной работы

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.

Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.

К основным целям социальной работы можно отнести:

-увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

-создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

-адаптация или реадаптация людей в обществе;

Исходя из вышеизложенного, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, объекта, содержания, средств, управления, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.

Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.

Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме не создана.

Рассматривая систему социальной работы, важно понимать, что она сводится к системе деятельности. Её можно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах.

Список использованной литературы

4. Энциклопедия социальной работы: В 3т.-М.,1993.

5. Основы социальной работы: Учебник. Отв. ред. П.Д.Павленок.-2-е издание-М.:ИНФРА-М,2002.

Подобные документы

Социальная работа как область научного познания. Уровень логических построений и абстракций. Сущность теории социальной работы в системе наук. Межпредметные связи. Организационно-распорядительный метод социальной работы. Субъекты социальной работы.

контрольная работа [59,6 K], добавлен 17.01.2009

Сущность, субъекты и объекты социальной работы. Классификация социальных услуг по содержанию. Мировые исторические корни социальной работы. Становление и развитие социальной работы в Германии, степень защищенности населения. Проблемы социальной работы.

презентация [4,0 M], добавлен 09.12.2011

Теоретические основы социальной работы в здравоохранении, цели, функции и объекты. Социальная работа в наркологии, особенности разработки мероприятий по оказанию помощи наркозависимым. Организация медико–социальной работы и профилактики в онкологии.

реферат [22,6 K], добавлен 15.05.2010

Характеристика сущности социальной работы. Классификация объектов социальной работы, которые возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе. Группы населения, как субъекты социальной работы.

реферат [17,0 K], добавлен 29.11.2010

Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

реферат [25,6 K], добавлен 08.10.2014

лекция [18,2 K], добавлен 20.02.2010

Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

реферат [63,7 K], добавлен 13.10.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *