Что такое соц технологии 8 класс
Понятие социальных технологий и характеристика их особенностей
Понятие «социальные технологии» является одним из новых понятий в современной социологии. Оно применяется в отношении разъяснения особенностей управления как обществом в целом, так и определенными организациями, а также любым типом социальных объектов.
Применительно к обществу, проведение анализа данной категории становится возможным, основываясь на примерах поиска рационального типа организации управления социальной средой, культурой и экономикой.
В рамках других уровней общественной организации, социальные технологии находят применение в области управления страной, отдельными областями, краями, городами и районами, что, в свою очередь, связано с разрешением вопросов жизненных проблем людей, как конкретных административных единиц.
В случае, когда рассматривается конкретная организация, принято говорить о последовательности (алгоритме) решений в разрешении определенных социальных задач: повышения уровня квалификации или эффективности труда работников, совершенствование системы мотивации труда работников, укрепление продуктивности взаимоотношений трудящихся, создание эффективной корпоративной культуры – то есть оптимизация рабочего пространства в соответствии с актуальными потребностями работников, благодаря которым происходит создание духовных и материальных ценностей.
На практике, осуществление данных важных методических и методологических требований не отработано на необходимом практическом уровне и научно-теоретической базе, в связи с чем, на всех уровнях управления социальными процессами существует ряд существенных недостатков, выражающихся в произвольных решениях, либо полным отсутствием целей для продумывания и последовательного осуществления конкретных организационных мер.
В настоящее время не существует эффективного механизма защиты, и конкретных гарантий, защищающих от возникновения произвольных решений и ошибок, что возникает вследствие отсутствия ясности в исходных принципах реализации управленческих полномочий.
Таким образом, можно резюмировать, что в современной России, управление социальной сферой не обладает достаточной научной основы, что проявляется в отсутствии необходимых алгоритмов политических и социально-экономических процессов, которые необходимо воплощать в социальных технологиях.
Определение социальной технологии
В случае принятия за основу инженерного определения категории «технология», под ней принято понимать систему методов и средств получения, обработки и переработки материалов, сырья, полуфабрикатов, либо изделий, которые необходимы для получения необходимых результатов, которые будут сразу готовы к эксплуатации.
Также под технологией принято понимать определенную форму описания производственного процесса, совместно с инструкцией по введению в эксплуатацию, технологических правил, карт, графиков, поскольку для организации нормальных производственных форм необходимо соблюдение строгой последовательной операций, совместно с обеспечением стабильных критериев воздействия на предметы труда в рамках установленных пределов.
Благодаря научно-техническим и информационным преобразованиям появляются существенные изменения в общественной жизни, которые связаны с разработкой и последующим внедрением технологических новшеств в области биотехники, энергосбережения, выбросу отходов и иных.
Последние шаги в области научно-технического прогресса, основанные на внедрении «безлюдных» и «высоких» технологий нуждаются в принципиально ином подходе к решению социальных проблем: подготовки кадров, совершенствования профессионального образования, модификация стимулирования, содержании и условий труда.
При этом, изобретение социальных технологий было совершено много лет назад. Так, на протяжении многих веков людьми осуществлялось управление общественными делами, передача накапливаемых знаний и информации от одного поколения к другому. Вместе с тем, они всегда использовали технологии, которые чаще всего не были разработаны специально, и были весьма примитивными.
Непосредственно социальные контакты не нуждались в специальной технической модификации и могли осваиваться на интуитивном уровне, а также опытным и эмпирическим путем.
Развитие общества становилось возможным за счет следования апробированным правилам, предписаниям, традициям и культурным образцам, которые не были разработаны целенаправленно и осознанно, а также зачастую считались рутинными, однако их все же использовали на практике.
В ходе развития человеческого общества, происходило усложнение социальных связей, происходило увеличение их числа, в значительной мере возрастала динамика общественных процессов, что порождало возникновение новых требований в области совершенствования социальных технологий.
Вместе с тем, продолжали действовать общесоциологические закономерности, среди которых возрастание роли субъективных факторов в области развития мировых цивилизаций, что приводило к кардинальным переменам в практике и теории управления; а также внедрению методов социального воздействия, которые обеспечивают повышенный уровень качества социальных технологий.
Зачастую представленные требования вступали в противоречие с возникающими потребностями с одной стороны – в общественном развитии, а другой – с низким уровнем управленческого воздействия. Постепенно назрела острая необходимость использования некоторых последовательных формальных операций, основой которых является не только опыт, но также и научно обоснованные рекомендации, составляющие базу для социальной технологии.
Сущностью и предназначением любых технологий является оптимизация управленческих процессов, совместно с исключением из них всех видов операций и деятельности, не являющихся необходимыми для получения социальных результатов.
Применение технология является главным ресурсом, благодаря которому возможно снижение затрат на управление, совместно с повышением эффективности управленческой деятельности и ее значения в общественной жизни.
В обществе происходит непрерывный процесс поиска приоритетов не только в рамках технического прогресса, а также и в области социальных ориентаций, а также оптимизированного использования потенциала человеческих ресурсов.
Сущность и содержание социальных технологий
Российское социологическое сообщество, начиная от 1960-х годов активно начало исследовать проблемы социальных технологий, активно углубляясь в детали данной области. Согласно результатам проведенных исследований было выявлено, что введение социальных технологий, которые направлены на комплексное исследование интеллектуальных и творческих способностей человека могло бы способствовать увеличению промышленного производства на 20-25%, а в случае задействования резервов данные показатели увеличились бы на 40-60%.
В результате исследований было выявлено, что достижения Японии в большом количестве промышленных отраслей связаны с активным включением научных разработок в тщательное исследование социальных затруднений работников, эффективности коллективных форм организации работы трудящихся и иных организационных моментов.
Благодаря выполнению определенных мелких паттернов происходит формирование представлений о специфических элементах процесса технологизации в социальной сфере, среди которых: диагностика, последовательность операций, временные интервалы, предупреждение сбоев, возможность контроля всех действий в процессе реализации поставленных задач.
В представленных условиях возникает потребность в определении сущности и содержания социальных технологий. В ходе анализа предпринятых попыток было выявлено, что исследователи различным образом рассматривают сущность технологий.
Так, В. Г. Афанасьевым они определяются в качестве элементов управленческого механизма, а также способа перевода абстрактных научных определений во вполне конкретные понятия для того, чтобы достигнуть поставленных целей.
Согласно М. Маркову, технология – это средство осуществления конкретных сложных процессов средствами его разделения на комплекс взаимосвязанных и последовательных операций и паттернов, которые должны выполняться в строгом алгоритме.
А. К. Зайцев утверждает, что технология является совокупностью информации о средствах и способах организации различных социальных процессов, а также непосредственно этих действий, которые способствуют достижению поставленных целей.
В. Н. Иванов понимает технологии в качестве системы инновационных средств и методов решения сущностных противоречий между самореализацией и взаимодействием социальных субъектов в области коммуникации между природой и человеком.
Как утверждает В. В. Щербина, социальными технологиями можно называть такие средства упорядочения и организации целесообразных форм практических действий, совместно с системой приемов, которые будут направлены на преобразование, изменение, либо определение социальных объектов, а также на достижение заданных результатов.
Вместе с тем, можно также затронуть область специфических социальных средств. Особенностями технологий является то, что они алгоритмизируют все действия, исходя из чего могут использовать большое количество раз, а также растиражированы для разрешения схожих целей и получения необходимых результатов благодаря повышению профессиональной культуры.
Концепция зарубежного автора К. Поппера объясняет социальную технологию в качестве способа использования теоретических знаний в области практических действий. Исследователем она разделяется на две формы: утопическую (холистскую) и частичную.
В утопической (холистской) технологии происходят попытки разрешения поставленных задач с помощью социального преобразования в максимально сжатые сроки – с помощью одного алгоритма – революционного. Благодаря этому, согласно К. Попперу, в данной модели невозможен своевременный учет и предупреждение нежелательных вредных последствий необходимых мероприятий.
Частичная технология характеризуется не крупными целями и задачами, а реалистичностью и верной трактовкой того, что может быть выполнено благодаря имеющимся способам, методам и формам социального воздействия. В ее основе находится анализ реальных действий и процессов, совместно с последующим их осуществлением благодаря практическому преобразованию реальности.
Исходя из представленных определений, можно сделать вывод о том, что социальную технологию можно трактовать идентично категории «управление», однако окончательный смысл социальной технологии раскрывается исключительно благодаря выявлению и использованию потенциала социальных отношений и «человеческих ресурсов», что должно соответствовать целям и смыслом человеческой жизни, а также реализовываться благодаря общности процедур, методов, приемов и операций специализированной деятельности, которая предполагает использование потенциала творческой активности как в качестве субъектов управления, так и в качестве целостной социальной организации.
При этом, согласно социологическим источникам, существует также и расширенное понятие, в которое включены вопросы проектирования, экспериментирования и проектирования элементов управленческих циклов.
Определение социальных технологий близко к объяснению термина «организация» в том значении, в котором оно употребляется социологами, подразумевающими процессы фактического выполнения тех аспектов, которые были проработаны на предыдущих управленческих ступенях: в области планирования, проектирования и программирования.
Так, в рамках процесса управления существует определенная стадия, в которой необходимо воплощать на практике и организовывать процессы объективизации духовных и материальных идей.
Не во всех организационных процессах может осуществляться регламентация и алгоритмизация: в рамках процесса управления, деятельность руководителя и любого человека, который причастен к управлению всегда сопряжена с элементами творческой импровизации, а также предчувствия.
Из-за этого, деятельность руководителя и организатора может быть связана как наукой, так и с искусством. Вместе с тем, что не означает, что в данной масштабной области поисков рациональных форм организации управленческой деятельности существуют (или должны существовать) программы (алгоритмы) реализации последовательный действий для достижения заранее сформулированных целей.
Благодаря социальным технологиям создаются возможности тиражирования приемов и методов, совместно с многократным их повторением, а также применением в похожих ситуациях для других социальных ситуаций или в других процессах.
В алгоритмах управления, которые закреплены в технологиях, имеются также и негативные аспекты: они могут способствовать консервации приемов и методов, которые именно благодаря данным обстоятельствам на новых этапах могут обрекать разработчиков на неудачи и просчеты.
Великий создатель Г. Форд стал знаменитым благодаря собственным инновационным технологиям, которые успешно воплощались в жизнь на протяжении двадцати лет, включая 1930-е годы, что позволило разрешить большое количество различных социальных проблем. Благодаря консервации способов и методов достижения необходимых задач, к 1950-му году начался период существенных ошибок и просчетов, что в значительной мере стало снижать качество и эффективность производственной деятельности.
На основании обзора существующих позицию в данном вопросе, можно сделать вывод о том, что социальная технология представляет собой систему последовательных и целенаправленных действий, а также операций, которые могли бы воздействовать и реализовывать изначально сформулированные планы, программы и проекты для получения оптимальных социальных результатов.
Социальная технология является важнейшим элементом механизма управления, а также средством перевода с языка намерений на язык конкретно-прикладной язык. Это достигается во многом за счет формализации процессов социального управления, совместно с последующим расчленением на более мелкие элементы благодаря совершению процедур и операций.
Процедура – это комплекс действий, благодаря которым осуществляется управление конкретными процессами.
Операция – это форма непосредственных действий, а также путей решения конкретных задач в области определенной процедуры.
Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что социальные технологии представляют собой некоторое средство для достижения конкретной цели, который состоит из:
При этом, социальная технология может выступать в двух формах: в качестве проекта, в котором содержатся операции процедуры, и в качестве организационной деятельности, которая выстраивается на основании данного проекта.
Возведение Саяно-Шушенской ГЭС имело значительные отличия от похожих механизмов строительства ГЭС в Красноярке, создание которой началось в конце 1950-х годов.
Через 15-20 лет, Саяно-Шушенскую ГЭС стали возводить с использованием иных технологий: в начале был возведен город и построены дороги, были созданы все основные условия для проживания и соответствующая инфраструктура для выполнения культурных и социальных функций, и только после выполнения всех описанных действий был начат процесс построения непосредственно гидроэлектростанции, а также основного потребителя ее энергии – масштабного алюминиевого комплекса.
Таким образом, особую значимость приобретают процессы выявления исходных теоретико-методологических основ, совместно с уточнением категориального аппарата, а также видов и форм для классифицирования социальных технологий, совместно с выявлением принципов их создания и внедрения.
Технологическая карта к уроку технологии «Социальные технологии»
Тема урока: Социальные технологии.
— знакомство с понятием и содержанием социальных технологий;
— развитие познавательного интереса.
Материалы: рабочая тетрадь.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
— ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
-повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы,
-на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
-духовно-нравственное развитие детей посредством формирования уважительного отношения к своей работе.
— вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
— развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
-развивать способность смыслового восприятия художественного произведения;
-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
-адекватно оценивать свою творческую работу.
— проверка наличия художественных материалов
— подготовка рабочего места
Введение в тему урока
Тема, постановка целей и задач урока.
Учитель: Какие современные, новые технологии вы знаете?
Какова тема нашего урока, какие цели мы поставим перед собой? (Ответы учащихся).
Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Открытие нового знания
Социальная технология – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.
В бизнесе они используются для управления групповой коммуникацией, имеющей определенную цель (например, решение бизнес-задачи). Для этого могут использоваться технологии брейн-сторминга, ролевые, деловые игры, рефлексивная игротехника.
В политической сфере социальные технологии могут использоваться для идеологической работы и формирования общественного мнения.
В государственном управлении социальные технологии используются для разработки реализуемых программ социально-экономического развития, мастер-планов развития отраслей экономики, разработки новых законопроектов. Использование социальных технологий ускоряет процесс разработки важных государственных документов, и одновременно с этим, делает их более продуманными и системными, поскольку включение в коммуникацию большого количества экспертов и представителей различных государственных институтов позволяет учесть множество нюансов, что делает разработанный документ реализуемым.
В науке социальные технологии могут использоваться для разработки новых подходов к решению серьезных научных проблем и для активизации научного творчества и для всестороннего обсуждения научных подходов, что часто приводит к созданию новых научных направлений и школ.
Социальные технологии могут применяться и в других сферах, например, для решения общественно важных проблем.
-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
Познавательные – развивать способность смыслового восприятия информации;
-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Первичная проверка понимания
Соотнесите назначение социальных технологий и их применение в жизни общества:
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного; общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все проблемы победили,
Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)
Регулятивные– организация совместного действия:
-обмен способом действий.
Открытие нового знания
Применение социальных технологий приносит результат только в условиях коммуникации.
межличностная, межгрупповая коммуникация
публичная, массовая коммуникация
Рассмотрим примеры социальных коммуникаций.
Технологии социальной работы
Социальная работа в школах
В некоторых школах разработаны и применяются технологии сотрудничества обучающихся с детским домом или домом ветеранов. Учащиеся поздравляют подопечных с праздниками, организовывают концерты, проводят субботники по благоустройству территории, мастер-классы по изготовлению сувениров.
Знаете ли вы, какая социальная работа ведется в нашей школе?
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Отработка учебных действий
Вспомните, есть ли в вашем окружении люди, нуждающиеся в посторонней помощи?
Кто оказывает им помощь, в чём она заключается?
Класс делится на 3 группы. каждая группа получает «подопечного» 1 – многодетная семья, 2 – семья с ребенком-инвалидом, 3 – ветеран ВОВ.
Задание: составить план работы с «подопечным».
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
К оммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
Контроль усвоения,
обсуждение ошибок
и их коррекция
Группы представляют свою работу, обучающиеся подробно объясняют свои работы, предлагают параллельным группам свое мнение на их планы, вносят коррективы.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоконтроля, взаимоконтроля самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
— Что узнали на уроке?
— Что было для вас новое?
— способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Перечислите профессии, тесно связанные с социальными технологиями, запишите их в тетрадь.
Выполните сообщение об одной из этих профессий.
Урок 1
Специфика социальных технологий. Социальная работа. Сфера услуг
Раздел. Социальные технологии.
1. Специфика социальных технологий.
2. Социальная работа. Сфера услуг.
Тип урока: комбинированный.
по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению со спецификой социальных технологий;
по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с социальной работой, сферой услуг.
Содержание урока 1
Социальные технологии
§34. Социальная работа. Сфера услуг
Социальная работа
Социальная работа — это профессиональная деятельность, функцией которой является содействие людям в преодолении личностных и социальных трудностей путём поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Объектом социальной работы являются не только отдельные люди, но и социальные группы.
Цель социальной работы как профессиональной деятельности, с одной стороны, — удовлетворение интересов человека (клиента), а с другой — поддержание стабильности в обществе.
Виды социальной работы с конкретными группами населения (рис. 115):
— работа с семьёй и детьми;
— работа с инвалидами;
— работа с пожилыми людьми;
— психосоциальная работа;
— консультирование и посредничество в социальной работе.
Виды работы в определённой области деятельности:
— социальная работа в системе образования;
— социальная работа в системе здравоохранения;
— социальная работа в вооружённых силах.
Первоначально деятельность служб социального обслуживания заключалась в оказании помощи пожилым и инвалидам. В последнее время большое значение уделяют помощи семьям группы риска, безнадзорным детям, подросткам и т. п.
Принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению, следующие:
— недопустимость дискриминации клиентов по каким-либо признакам;
— оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав;
— принцип быстрого социального реагирования;
— принцип профилактической направленности (профилактика — система мер по предупреждению возникновения какого-либо обострения ситуации с клиентом);
— принцип опоры па собственные силы;
— принцип максимизации социальных ресурсов;
— принцип конфиденциальности (конфиденциальность — доверительность отношений между социальным работником и клиентом);
— принцип альтруизма (альтруизм — бескорыстное отношение к чему- либо);
— принцип толерантности (толерантность — терпимость к чужому мнению, верованию, поведению).
В настоящее время у нас в стране готовят специалистов с высшим образованием в области социальной работы. Особое внимание уделяется следующим специализациям: «Анализ, планирование и мониторинг социальной работы в организациях и учреждениях государственного и муниципального управления», «Менеджмент в социальной работе» и др.
C 2000 г. 8 июня в России отмечается День социального работника.
Сфера услуг
Сфера услуг — часть экономики страны, включающая в себя все виды услуг, которые оказывают гражданам предприятия, организации и частные лица. В развитых странах в сфере услуг занято более 60 % работающего населения.
В сферу услуг входят сфера обслуживания и социальная сфера.
Услуги сферы обслуживания:
— строительные услуги;
— жилищно-коммунальные услуги: электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и канализация;
— транспортные услуги и услуги технического обслуживания транспорта;
— услуги связи, телекоммуникации и услуги ремонта цифровой и бытовой техники;
— торговые услуги, услуги общественного питания;
— бытовые услуги (парикмахерские, по ремонту обуви, ремонту и пошиву одежды, по уборке помещений и т. д.);
— страхование и т. д.
Услуги социальной сферы:
— медицинско-санаторные услуги;
— образовательные услуги и просвещение;
— информационные услуги;
— юридические услуги;
— финансовые услуги;
— услуги аренды;
— услуги переводчиков;
— туристские и гостиничные услуги;
— услуги развлечения и отдыха, охранные услуги и др.
Запоминаем опорные понятия
Социальная работа, принципы социальной работы; сфера услуг, услуги сферы обслуживания; услуги социальной сферы.
Самостоятельная работа
Социальная помощь.
Выясните, какие пожилые одинокие люди живут с вами по соседству. Предложите одному из них свою помощь в выполнении посильной для вас услуги: вынести мусор, сходить в магазин, принести из почтового ящика корреспонденцию, выполнить уборку и др. Подготовьте к следующему уроку небольшое сообщение о результатах вашей работы.
Проверяем свои знания
1. Что такое социальная работа?
2. Как вы понимаете принцип толерантности в социальной работе?
3. Что включают в себя услуги социальной сферы?