Что такое социалистическое государство
Социалистическое государство— государство нового типа, впервые созданное рабочим классом СССР вместо разбитой и уничтоженной проле^ тарской революцией буржуазной государственной машины.
Социалистическое государство является «государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)». По своей сущности социалистическое государство является диктатурой пролетариата (см.). Значение и роль социалистического государства состоят в том, что оно является главным орудием в руках рабочих и крестьян в борьбе за победу социализма и в защите социалистических завоеваний трудящихся от капиталистического окружения. Руководящей силой социалистического государства является Коммунистическая партия, направляющая всё развитие социалистического общества, Повседневная работа социалистического государства осуществляется при помощи «приводов», «рычагов», связывающих партию с трудящимися массами,— профсоюзов, Советов, кооперации, Союза молодёжи.
Со времени Октябрьской революции Советское социалистическое государство прошло в своём развитии две главные фазы. Первая фаза — период от Октябрьской революции до ликвидации эксплуататорских классов. Основная задача социалистического государства в этот период состояла в подавлениисопротивлениясвергнутых эксплуататорских классов, в организации обороны страны от нападения интервентов, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов. Сообразно с этим государство осуществляло в этот период две основные функции: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов внутри страны и оборону от нападения извне.
Наряду с этими, основными для того периода, функциями социалистическое государство осуществляло и третью функцию: хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную, но эта функция не получила в тот период серьёзного развития. Вторая фаза включает период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции и период строительства коммунизма. Основная задача государства в этот период заключается в организации социалистического хозяйства по всей стране и ликвидации последних остатков капиталистических элементов, в проведении культурной революции, в организации вполне современной армии для обороны страны.
Соответственно с этими новыми задачами изменились в этот второй период и функции Советского социалистического государства. Отпала функция военного подавления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуататоров больше нет. Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Своё полное развитие получЕла функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов. Главная задача Советского государства внутри страны во второй фазе состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно воспитательной работе.
Советская Армия, карательные органы, разведка обращены теперь своим остриём не во внутрь страны, а во вне страны и имеют своей целью охранять её от внешних врагов. В Великой Отечественной войне основной задачей Советского, социалистического государства была организация защиты Родины и разгрома врага. В условиях войны, как и в период мирного строительства, советский государственный строй доказал свою жизнеспособность, свои преимущества перед буржуазным государственным строем.Советское государство сумело быстро перевести на военные рельсы народное хозяйство, мобилизовать все резервы и возможности для достижения великой победы. В послевоенный период Советское государство развернуло невиданную ещё по размаху организационную работу, направленную к дальнейшему подъёму народного хозяйства, к подъёму культуры народа для успешного осуществления задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.
ной кооперативно-колхозной собственности. При социализме производственные отношения находятся в полном соответствии с характером производительных сил, так как общественный характер производства подкреплён общественной собственностью на средства производства. Целью социалистического способа производства является но прибыль, а человек,удовлетворение его разносторонних материальных и культурных потребностей. Существенными чертами и требованиями основного экономического закона социализма (см.) является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Социалистическое производство ведётся на основе объективного экономического закона планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.), который даёт возможность планирующим советским органам правильно планировать всё общественное производство.
Текущие и перспективные планы Советского государства, вся система планирования хозяйственного и культурного развития СССР является более или менее точным от-; ражением требований закона планомерного развития народного хозяйства, опирающегося на основной экономический закон социализма. В противовес капиталистическому строю с его анархией производства, экономическими кризисами, войнами и другими язвами капитализма социализм осуществляет непрерывный процесс расширенного воспроизводства, обеспечивает невиданные для буржуазного общества высокие темпы развития народного хозяйства. Поскольку при социализме существуют два основных производственных сектора — государственный и кооперативно-колхозный,— сохраняется и товарное производство, представляющее собой товарное производство особого рода, товарное производство без капиталистов.
Основной принцип социалистического общества состоит в том, что каждый работает по своим способностям и получает предметы потребления в соответствии с работой, которую он произвёл для общества. Поэтому мерилом оценки деятельности каждого человека при социализме является труд. Осуществление социалистического принципа распределения предметов потребления по количеству и качеству труда означаем, что производительность труда ещё не так высока, чтобы обеспечить изобилие предметов потребления.
Социализм враждебен мелкобуржуазной уравниловке, не имеющей ничего общего с марксистско-ленинским пониманием равенства людей, устанавливаемого социалистическим строем. «Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду. ». Социалистический строй, освобождённый от антагонистических противоречий, не знает экономических кризисов, безработицы и нищеты трудящихся масс; он обеспечивает каждому трудящемуся право на труд, право на отдых, право на образование и т. д. Лишь в социалистическом обществе каждый является свободным тружеником.
Победа социализма в СССР привела к уничтожению противоположности между городом и деревней, мел-еду умственным и физическим трудом. В советском социалистическом обществе остались существенные различия между городом (промышленностью) и деревней (сельским хозяйством), между умственным и физическим трудом, которые в процессе дальнейшего развития производительных сил, создания единой общенародной собственности и поднятия культурно-технического уровня трудящихся до уровня инженерно-технических работников также исчезнут.
С ликвидацией эксплуататорских классов в СССР и эксплуатации человека человеком изменилась классовая структура советского общества. Вместо пролетариата, лишённого при капиталистическом строе средств производства и жестоко эксплуатируемого капиталистами, появился новый класс, рабочий класс СССР, утвердивший социалистическую собственность па орудия и средства производства и направляющий социалистическое общество по пути коммунизма. Вместо единоличного крестьянства с его мелкими хозяйствами, эксплуатируемого при капитализме помещиками и кулаками, спекулянтами и ростовщиками, появилось в СССР новое, колхозное крестьянство, хозяйство которого основано на социалистической собственности, на коллективном труде и современной технике. Претерпела коренные изменения также и интеллигенция (см.).
В большинстве своём это интеллигенция, вышедшая из среды рабочего класса и крестьянства. Советская интеллигенция — это новая интеллигенция, кровно связанная с советским народом; она преданно и деятельно служит пароду, активно содействуя продвижению Советской страны вперёд, к коммунизму. Стираются, падают классовые грани и различия между рабочим классом и крестьянством в СССР, равно как между этими классами и интеллигенцией. В противоположность капиталистическому строю с его непримиримыми классовыми противоречиями социалистический строй представляет собой дружественное сотрудничество рабочих, крестьян и интеллигенции. При этом государственное руководство принадлежит рабочему классу (диктатура пролетариата) как самому передовому и революционному классу общества.
На основе победы социализма получили своё дальнейшее развитие движущие силы советского общества: морально-политическое единство (см.) советского народа, дружба народов (см.), советский патриотизм (см.). Советский социалистический строй утвердил и развил впервые в истории человеческого общества новый, высший тип демократии — демократии социалистической. Советская демократия дала подлинное равноправие всему трудящемуся народу. В противоположность лживой буржуазиой демократии, провозглашающей лишь формальные права граждан, советская демократия, основанная на ликвидации эксплуатации че» ловека человеком, на общественной, социалистической собственности, обеспечивает осуществление прав и демократических свобод советских людей всеми средствами, находящимися в распотрадиции искусства прошлого, особенно русского искусства— искусства Пушкина и Толстого, Гоголя и Некрасова, Репина и Сурикова, Чайковского и Глинки и др. Но реализм советского искусства есть качественно новая ступень в мировой истории искусства.
Это реализм, оплодотворённый коммунистической идейностью, борьбой за революционное изменение общества и построение коммунизма. Это реализм, базирующийся на идеях научного социализма, выросший на почве практического строительства социализма. Социалистический реализм преодолевает идейную ограниченность старого художественного реализма. Он вооружает художника способностью видеть движущие силы общественной жизни, решающую роль народных масс в истории, значение пролетариата — руководителя угнетённых масс в борьбе против капитализма. Именно поэтому социалистический реализм является самой последовательной и высшей формой художественного реализма.
Основное требование социалистического реализма — это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии. Правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм не исключает, а включает в себя как свою составную часть революционный романтизм, умение в зародышах и ростках нового видеть то, чему принадлежит будущее, ибо, как указывал А. А. Жданов в речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, «вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключается в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами».
Советские писатели, художники являются инженерами человеческих душ. Они воспитывают трудящихся в духе коммунизма, беззаветной преданности Коммунистической партии, в духе советского патриотизма (см.) и любви к великой социалистической Родине. Советские писатели и художники в своих произведениях должны активно бороться с пережитками капитализма в сознании людей (см.) и воспитывать в советских людях принципы социалистической морали. Социалистический реализм как основной метод советского искусства не только не исключает, а, наоборот, предполагает широкую инициативу художника в выборе разнообразных форм, стиля и жанров творчества. Социалистический реализм в корне враждебен формализму и теориям «чистого искусства». Социалистический реализм есть качественно новая историческая ступень в развитии искусства не только в отношении идейного содержания, но и в отношении художественной формы.
Новаторская сущность советской литературы, театра, кино, живописи, музыки проявилась в многочисленных первоклассных произведениях. Иными стали в советском искусстве по сравнению со старым искусством сюжеты, действующие лица, драматические конфликты, масштабы изображаемых событий и т. д. Советское искусство — глубоко народное искусство не только по своему идейному содержанию и направлению, но и по своей форме. Ленин говорил, что новое искусство должно быть понятно массам. В 1948 г. в постановлении ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» была дана ясная программная установка по этому вопросу.
В постановлении указывалось, что основами реалистического направления в советской музыке являются сочетание «высокой содержательности с художественным совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, её глубокая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, высокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музыкальных произведений». Метод социалистического реализма означает органическое сочетание национального и интернационального в искусстве. Советское искусство руководствуется марксистским положением о том, что советская культура — это культура социалистическая но своему содержанию и национальная по своей форме.
У истоков социалистического реализма стоит великий пролетарский писатель М. Горький, творчество которого ознаменовало наступление новой эпохи в развитии русской литературы. Метод социалистического реализма ныне становится достоянием деятелей искусства и в странах народной демократии, освободившихся от ига капитализма и строящих социалистическое общество, социалистическую культуру. Он становится также достоянием лучших представителей литературы и искусства, ведущих в капиталистических странах борьбу за свободу народов, борьбу за мир, демократию и социализм.
Социалистическое государство
Смотреть что такое «Социалистическое государство» в других словарях:
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — – государство нового, высшего типа, возникающее в результате победы социалистической революции и слома эксплуататорского государственного аппарата. С. г. является по своей сущности диктатурой пролетариата (см.) и имеет своим назначением… … Советский юридический словарь
СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — – см. Социалистическое государство … Советский юридический словарь
Социалистическое право — самостоятельная правовая система Советской России (СССР) после Октябрьской революции 1917 год. После Второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя С.п. несет на себе многие черты… … Википедия
Государство — основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти особой… … Большая советская энциклопедия
ГОСУДАРСТВО — – особо важная часть надстройки классового общества, «. машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 114). Вопрос о Г. является одним из центральных вопросов… … Советский юридический словарь
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ — Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных… … Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ — – см. Социалистическое государство … Советский юридический словарь
ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… … Философская энциклопедия
«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» — «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции», произв. В.И. Ленина о государстве, о диктатуре пролетариата, о со циалистич. революции, социализме и коммунизме. Книга создана в период… … Философская энциклопедия
Социализм
Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834). [4] [5] [6]
Содержание
Определения
М.Туган-Барановский писал, что создатели термина «социализм» хотели охарактеризовать им новое общественное направление, выдвигавшее значение общественного сотрудничества, в противоположность господствовавшей экономической школе, признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства. Социализм, таким образом, противопоставлялся индивидуализму. [7]
На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:
В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права индивидуальной частной собственности на средства производства при коллективном производстве продукта и частной и коллективной на общественные средства производства, в том числе и права государственных чиновников.
Отъём частной собственности на общественные средства производства и индивидуальной частной собственности на коллективные средства производства, и возвращение их в их действительное состояние, коллективной и общественной собственности, под общественный контроль, производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.
Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества.
По мнению И. В. Сталина, основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». [8]
История идей социализма
Античность
Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем
пусть участвует каждый.
Мы общественной сделаем землю,
Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем
собственник каждый владеет.
Утописты
Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.
Новое время
Всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
Социализм по Марксу
Для введения социализма Маркс предлагал следующие меры:
Пути перехода к социализму
Споры революционных анархистов и марксистов по вопросу об участии в парламентской борьбе, а также о захвате государственной власти привели к размежеванию этих двух течений (окончательно — в 1893-м году после долгих споров внутри уже Второго Интернационала, куда споры перекочевали из Первого Интернационала).
Государственный социализм
Коммунизм
Ведущим идеологом и практиком этого направления был В. И. Ульянов (Ленин), доктрину которого принято называть марксизмом-ленинизмом. Ленин подчеркивал отличия своей идеологии и практики от умеренного социализма (социал-демократии [Прим. 2] ) и для практического размежевания с последними в 1919 г. создал международную структуру — Коммунистический интернационал в отличие от уже существовавшего Социалистического интернационала.
На VII съезде РСДРП (б) было принято решение переименовать партию в коммунистическую, которая ранее называлась «Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)» (РСДРП (б)). В своём докладе Ленин сказал:
— В.И. Ленин. ПСС. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии. [17]
Социал-демократия
Социал-демократия — умеренный тип социализма. Основным отличием является отказ от насилия, как средства политической борьбы. Основными целями социал-демократии являются снижение имущественного неравенства путем законодательных реформ, в частности — изменения налоговой системы. Некоторые социал-демократические партии и в XXI веке употребляют в своих программных документах термин «Социализм»
В России
Национал-социализм
Существует мнение, что нацизм и коммунизм объединяло отрицание либеральной демократии и замена рыночной экономики государственным планированием [19]
Социалистические страны
«Социалистические страны» — термин, использовавшийся в СССР в соответствии с терминологией КПСС для обозначения стран, придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма, с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с Советским Союзом. В СССР не причислялись к социалистическим развивающиеся страны с марксистско-ленинскими режимами.
На Западе социалистические страны и «страны социалистической ориентации» обычно именовались термином «Коммунистические страны» (англ. Communist states ).
Советский Союз и социализм
Основные группы различных взглядов на советский строй [источник не указан 124 дня]
Существует мнение (пример — тот же «ранний» С. Платонов), что апологетика Советского Союза и попытка скрыть реальное положение привели, кроме прочего, к забвению самого духа марксистско-ленинского учения, в котором всегда подчёркивалась абсолютная важность опоры на науку и научности идеологии (не основанная на науке идеология у Маркса приравнена к идеализму), что выражалось в «схоластическом» следовании конкретным, частным положениям марксистских и ленинских учений о социализме, коммунизме, капитализме и так далее, и тиражировании идеологизированных представлений о них, вопреки реальному ходу событий в развивающемся мире, — при том, что классики писали свои работы в середине XIX — начале XX века, в соответствии с тогдашней обстановкой, и физически не могли с детальной точностью предугадать дальнейший ход мировой истории.
Например, широко применявшиеся в официальной советской идеологии термины «империализм» и «государственно-монополистический капитализм» на самом деле изначально характеризовали вполне определённые этапы развития общественно-экономических отношений в отдельных странах во времена Ленина, но впоследствии были стереотипно и некритично распространены «коммунистическими» идеологами на весь западный мир, хотя их актуальность к тому времени уже давно исчезла. С этой точки зрения, в СССР происходило негативное обратное влияние идеологии на науку, хотя по тому же Марксу идеология должна наоборот базироваться на выводах науки, донося её выводы до масс в «популяризованном», понятном им виде.
…наша теоретическая мысль в течение десятилетий фактически блокирована, что обрекает нас на необходимость двигаться «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»»
/автор цитируемого высказывания — Андропов/.
Современный «научный коммунизм», который многими ошибочно рассматривается как коммунистическая теория, на самом деле (в его части, касающейся деятельности уже победившего пролетариата) целиком относится к сфере идеологии, и слово «научный» в его названии не должно вводить в заблуждение.
Идеология, которая подвизается в несвойственной ей роли теории, то есть берется объяснять и предсказывать, неизбежно порождает фантастические представления о современном мире — и что самое опасное и печальное — творит идеологические мифы о нас самих.
Внешне сходная, но по сути противоположная точка зрения состоит в том, что с теми же целями подвергались умышленному искажению марксистские и ленинские представления, которые в данном случае часто трактуются как нечто заведомо верное и не требующее корректировок, как в общем, так и в частностях.
Так, с этой точки зрения постепенно становился всё более и более общепринятым тезис о том, что при социализме действие закона стоимости, наличие прибыли — нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному марксову пониманию:
Таким образом, с одной из точек зрения, представления о социализме, столкнувшись с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.
С другой точки зрения, раз советское общество было по сути капиталистическим, то и применять к нему представления о социализме было явно преждевременно, так как в нём в полном объёме продолжали действовать законы капиталистической экономики, которые её огосударствление (лишь «упразднение» частной собственности, а не её уничтожение) не «обмануло» и не отменило, а лишь сделало их влияние скрытым, малозаметным внешне, но от этого не менее действенным.
В целом и общем, можно сказать, что до определённой степени и со своей позиции по своему верна каждая из представленных выше точек зрения на эту проблему.
С. Г. Кара-Мурза считает, что «схоластический» спор о том, являлся ли советский строй социализмом или нет, и если да — о том, «какой» это был социализм — типичный пример гипостазирования и по сути своей лишён смысла. [26]
«Шведская модель социализма»
Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».
Шведская модель (в оригинальных терминах — «Народный Дом», Folkhem) исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка — в частности, безработицу и сильное неравенство — можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).
В реформистской идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм».
Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды.
На практике, однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа», так и «слева».
Критики «справа» (неолибералы) отмечают, что в сущности такая система осуществляет «скрытую экспроприацию», при которой имущие вынуждены платить за неимущих, и является тупиковой. Отмечается, что «конфискационное налогообложение» душит экономику и уже привело к прекращению экономического роста, а «государство всеобщего благоденствия» приводит лишь к массовому Иждивенчеству и апатии населения, большая часть которого живёт преимущественно на государственные дотации и не имеет никакого стимула к деятельности. [27]
С противоположной стороны, от более радикальных социалистов и коммунистов, в свою очередь исходят утверждения, что «шведская модель» — это «политическая маскировка буржуазного паразитизма» и «оправдание грабежа трудящихся», являющаяся лишь мелкой уступкой капитализма с целью сохранить текущее положение вещей. [28] Отмечается, что, во-первых, «шведская модель» никак не устраняет отчуждение и эксплуатацию трудящихся, что является одной из главных задач социализма, а лишь сглаживает их последствия, во-вторых — выгодна в первую очередь крупному бизнесу, так как создаёт ему стабильный рынок сбыта и поддерживает народные массы в относительном спокойствии, при этом все отрицательные явления бьют больнее всего по самим народным массам — «потери при капитализме всегда обобществляются, а прибыли остаются частными».
Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет — 50—65 %, служащего — до 80 %. [29] Вывод делается следующий:
Социальные, или как их именуют социал-демократы «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе — непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наемных работников. [29]
Американский социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»:
«Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит [англ. transfers] эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества. [29]
Лишена такая «перераспределительная» социальная система, стоящая на ориентированном на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ — в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народнохозяйственного организма.
Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизации, сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и так далее.
Социализм 21-го века
Социализм 21 века является проектом такого общественного государственного устройства, в котором главными принципами являются:
Термин «Социализм 21 века» введён Хайнцом Дитерихом, издавшем одноимённую книгу (1996). Книга базируется на идеях Арно Петерса. Переняв у Хайнца Дитериха термин «Социализм 21 века», президент Венесуэлы Уго Чавес сделал его своим политическим лозунгом и политической программой социалистических реформ в Венесуэле. Другими социалистическими государствами XXI века являются: Куба и Северная Корея.
В Российской Федерации термин «Социализм 21 века» является слоганом программ политических партий Справедливая Россия и КПРФ.