Что такое социализация детей дошкольников

Социализация дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:

— Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте.
Такой диагноз как СДВГ (ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) уже является нормой развития. Сейчас идет для детей большой поток информации ( шумы, книги, ТВ, гаджеты, звуки на улице) – в результате в головном мозге детей недостаточность нейронных соединения, выхода для этого потока информации нет и поэтому эта информация выходит у современных детей через поведенческие реакции или дети часто болеют. Так же нейронные соединения разрушаются и питанием современного ребенка, продукты содержащие ГМО. Дети все впитывают как губка до 5 лет, у них защитные механизмы не сформированы до 5 лет.

— Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора, кушать. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и
музыкальными роликами.

— Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

— У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.

— Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому современные дети рано научаются читать, писать, считать. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках. НО у большинства детей головной мозг не созрел для восприятия информации и особенно большого объема информации, что ведет к поведенческим реакциям, заиканиям, и др психическим проблемам.

— Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

— Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом.
Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

— На психические и личностные изменения современного ребенка, влияет ориентация общества, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения иразвитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть, исследования показали, что это происходит, из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Идет информационная загруженность родителей, приходя домой они не могут не думать о работе, работу несет домой.

— Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По наблюдениям, малая доля детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Психологические особенности социализации современных дошкольников
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад,, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества»
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие учёные. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и другие.

2. Средний дошкольный возраст. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём на свете!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом его общения.Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими (упрямство, строптивость, конфликтность и др.) постепенно уходят. Принимает участие в играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями. Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому.

3. Старший дошкольный возраст. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь взрослый — образец для подражания. Глядя на взрослых, копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности. Высказывает свою точку зрения. Способен достичь конечного результата, довести дело до конца. Оценивает свои поступки и поступки сверстников. Понимает настроение и предлагает помощь.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: общества, семьи, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его.

На уровне социальных контактов:
• неприсоединение к группе играющих детей;
• разные формы отказа от контактов с чужими незнакомыми людьми;
• нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
• нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
• неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет», при необходимости высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
• беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства
Каким должен быть выпускник ДОО?

• Проявляет инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности
• Доброжелательное отношение к себе и другим, к миру
• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
• Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения
• Проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым
• Способен ставить цели, делать выбор и принимать решение, оценивать свои действия
• Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними и устанавливать отношения с разными людьми
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности ребенка и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» 9 эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Источник

Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника

Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть фото Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть картинку Что такое социализация детей дошкольников. Картинка про Что такое социализация детей дошкольников. Фото Что такое социализация детей дошкольников Ольга Макайкина
Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Как охарактеризовал игру С.Выготский: «Игра—это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н. К.Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игрыимеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». 1. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

2. В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль,например: врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).

3. Настольные игры. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры- головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника

Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть фото Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть картинку Что такое социализация детей дошкольников. Картинка про Что такое социализация детей дошкольников. Фото Что такое социализация детей дошкольниковСюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в.

Детский сад и семья как единая социализация ребенка-дошкольника Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть фото Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть картинку Что такое социализация детей дошкольников. Картинка про Что такое социализация детей дошкольников. Фото Что такое социализация детей дошкольниковРазвивающие игры в жизни дошкольника В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного.

Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и.

Источник

Социализация детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть фото Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть картинку Что такое социализация детей дошкольников. Картинка про Что такое социализация детей дошкольников. Фото Что такое социализация детей дошкольников Ольга Мельникова
Социализация детей дошкольного возраста в условиях детского сада

На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех «на выходе» во многом зависит от «правильного старта». Чтобы справиться с такими задачами и быть эффективной, системе дошкольных учреждений нужны преобразования. В том числе, в части признания равноценной значимости различных источников образования — родительского дома, системы дополнительного образования, информационно-образовательной среды и, главное, собственной познавательной, творчески-преобразующей активности ребенка, формирующейся на этой основе компетентности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошкольного возраста.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, поэтому актуальным является совершенствование его деятельности по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, морально-нравственной, межличностной сторон жизни, познавательной, бытийной.

Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребенок учится, получает свое первое персонифицированное образование, формируется и проявляется его индивидуальный стиль деятельности, в целом вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реализованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребенка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования.

Подрастая, ребенок самоопределится и поставит себе цель стать «тем-то» и «таким-то», и многие обстоятельства как внутренние, так и внешние, будут преодолены, трансформированы и использованы как возможности.

Но для этого должно быть сделано самое главное. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими. Его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост, а актуальной «здесь и сейчас» информацией.

Содержание образовательной области «Социализация» в дошкольном образовании направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей младшего дошкольного возраста в систему социальныхотношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Овладение социальнымопытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями: оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт; овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение; социальный опыт складывается спонтанно.

Интегрированный характер развития ребенка предполагает одновременное развитие всей совокупности умений во всех видах деятельности (игровой, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой и двигательной). В свою очередь понимание того, что компетентность характеристика всегда личностная, индивидуальная (не может быть двух людей, у которых бы она проявилась одинаково, позволяет говорить о том, что образование и воспитание ребенка всегда индивидуализировано. В современном понимании дошкольное образование является условием и средством целостного непрерывного становления личности человека, обретения им себя, своей человеческой сущности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Она позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Это есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.

Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является – социализация. Так как к трем годам у детей складывается условно-предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру, то игра является основным средством социализации детей дошкольников.

Считается, что чем сложнее роль по своему социальному содержанию, тем больше знают о ней дети, тем более развита игра, так в игре в «дом», дети отображают содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», «ребенка».Этой позицией определяются и традиционно используемые нами методические приемы: ознакомление с окружающим, в основном с профессиями взрослых; подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей, например, чтобы дети играли в «строителей», их знакомим с профессией, элементарной строительной техникой (кран, трактор, экскаватор, самосвал, с процессом строительства.

Однако такой подход односторонен. Одного только накопления знаний, представлений о социальных ролях взрослых совершенно недостаточно для того, чтобы ребенок мог свободно реализовывать роль в игре, а тем более в совместной игре со сверстниками.

Чтобы правильно строить свою игру с ребенком, мы осуществляем подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.Обычно различают два типа ролей: «взаимодополнительные», которые требуют взаимодействия с другой ролью, и «независимые» роли, связь которых с другими является более опосредствованной.

Независимые роли (например, шофер, строитель и другие) связаны с, близкими по смыслу ролями более опосредствованно (не актуально, а потенциально). Их смысл может быть раскрыт в специфичных действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (так, шофер, управляющий машиной, может везти пассажира, а может везти груз — смысл его действий как шофера при этом не теряется).

Для формирования ролевого поведения мы начинаем совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности. Для начала мы используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике (к примеру, «семейные»роли: мама-дочка, бабушка-внучка, мама-сынок,а также пары: доктор-больной, продавец-покупатель). Парные взаимодополнительные роли ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Мы строим совместную игру с детьми, постепенно усложняя,в следующей последовательности: сначала мы берем на себя основную роль и втягиваем ребенка в совместную игру, предлагаем ему дополнительную роль; в дальнейшем мы подключаем к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаем ее другому ребенку, т. е. ориентируем детей друг на друга, «замыкаем» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

Например, достаем заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3-4 предмета – фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник, надеваем белую шапочку и на виду у детей начинаем играть, «приписывая» себе роль «доктора». Таким образом, пообщавшись с персонажем-игрушкой, вовлекаем в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц или другой персонаж).

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («Я доктор, полечу больного мишку»).

Аналогичным образом мы развертываем другие игры, где воспитатель-«продавец» продает игрушки «покупателям»-детям. При этом мы осуществляли лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание было направлено на взаимодействие, ролевой диалог с «покупателями».

При предоставлении детям «обыгранных» таким образом игрушек они начинают использовать в своей самостоятельной игре цепочки ролевых действий, внося в них свои вариации (ведь у каждого ребенка есть свой опыт общения с доктором, наблюдений за действиями продавца в магазине). В самостоятельной игре ребенок берет на себя более привлекательную основную роль (доктора, мамы, а действия его пока направлены на партнера-игрушку. У части детей появилась ролевая речь, обращенная к игрушечному персонажу. На этом этапе дети еще не обозначают вербально свою игровую роль (ребенок не испытывает в этом необходимости, так как его игра еще индивидуальна). Поэтому мы внимательно наблюдали за игрой детей и когда цепочка ролевых действий осуществлена ребенком,мы предлагали ему связать эти действия с называнием роли: «Ты как мама покормила дочку?», «Ты доктор? Лечил больного мишку?». Такие выводы важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее назывании.

При игре важно менять роли, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли, мы подсказываем детям возможность сюжет, не включать в игру новых участников, а меняться ролями или добавлять партнёра-игрушку.

Если просто «подсовывать» детям тематические наборы игрушек, соответствующие той или иной социальной роли, у них закрепляется ранее усвоенный способ построения игры — условное предметное действие, а осознанное принятие игровой роли,ролевой диалог с партнером могут долго не появляться: дети полностью поглощены действиями с игрушками.

Мы не удивились, когда после игры с детьми в игровом уголке появилось несколько «мам», «докторов», каждый из которых играет со своим игрушечным персонажем. В процессе таких «параллельных» действий дети подражают друг другу, их игровой опыт взаимообогащается.

В самостоятельной деятельности у детей появились не только основные роли из взаимодополнительных связок, использованных в игре воспитателем, но и «независимые» роли, если ребенку попалась на глаза игрушка, позволяющая реализовать какие-то значимые для него впечатления, переживания. Мы заметили, что «независимые» роли чаще появляются в свободной игре мальчиков (они «рулят», как шоферы, маршируют и стреляют, как солдаты). Однако такое ролевое подражание часто не сопровождается осознанием роли, ребенок затрудняется ответить на вопрос, кем он был в игре.

Простейшее ролевое подражание может возникнуть у ребенка по отношению к любой социальной роли, к сказочному, литературному персонажу, какому — дело непредсказуемое. Задача воспитателя — «угадать», что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль и действуя «изнутри» нее, развернуть ролевое взаимодействие. Мы понимаем, что наша цель — не унификация, приведение к единообразию игры всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Поэтому, подключаясь к игре детей как партнер – носитель дополнительной роли, мы используем тематику игры, интересующую каждого ребенка. Тогда отпадет и вопрос,вечно встающий перед воспитателем: во что играть с детьми.

Использование их собственных интересов позволяет нам расширить тематический круг игры и избавиться от обязанности всех детей играть в определенные педагогом сюжеты, развертывать предписанные роли. Чем разнообразнее игровые роли, привлекающие каждого ребенка, тем полнее в дальнейшем будет игровой опыт всех детей группы, когда они овладеют умением вступать в ролевое взаимодействие не только с партнером-взрослым, но и друг с другом.

Как присоединиться к уже начатой кем-либо из детей игре? Дети учатся это делать непринужденно и ненавязчиво. В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре.

Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек – телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Разумеется, использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют себе назначение настоящего телефона. Подбор ролей для каждой пары детей должен опираться на тематику, привлекающую именно данных детей.

Планируя свою работу по формированию ролевого поведения у детей мы играем каждый день с одним-двумя детьми (или с одной-двумя парами); играя с одним ребенком или парой детей уделяем до 7—10 минут в те отрезки времени, которые отведены режимом для самостоятельной деятельности детей.

В процессе работы над формированием элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми мы стараемся помочь детям увидеть в своих товарищах привлекательные черты, учим положительно оценивать добрые поступки, оказывать внимание друг другу и взрослым.

В совместной деятельности с помощью игрового приема (например: «Сегодня у нас в гостях игрушка Наташи» и т. д.) выбираю игрушки детей, прошу ребенка показать и рассказать, как он с ней играет.

Такая игровая форма как «Событие» помогает создать условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В словаре С. И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. В практике работы с детьми событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. С помощью этого метода мы развиваем у детей самостоятельность и уважение к себе; поддерживаем потребность в положительной самооценке; воспитываем желание этично вести себя по отношению к другим.

1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. – М. : ТЦ Сфера,2012.

3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М. :Линка-Пресс,2009.

4. Иванова И. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Интеграция в творчестве. //Обруч № 3, 2011.

8. Микляева Н.Образовательная программа ДОУ: проблема интеграции. // Обруч № 1, 20012.

12. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2008.

13. Трифонова С. Игровое пространство детства. // Обруч № 6, 2011.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада (средняя группа) Пояснительная записка Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.

Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть фото Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть картинку Что такое социализация детей дошкольников. Картинка про Что такое социализация детей дошкольников. Фото Что такое социализация детей дошкольниковПроект по адаптации детей раннего возраста в условиях детского сада «В детский сад с улыбкой» Полное название проекта; «В детский сад с улыбкой» МБДОУ «Детский сад № 10 «Кораблик» Красноярский край. г. Лесосибирк Автор проекта:.

Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада Опыт работы Воробей Альфии Галимзяновны педагога-психолога.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 » Дельфиненок» г. Минеральные Воды Консультация для родителей.

Организация работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях детского сада В настоящее время все чаще наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому перед педагогами, работающими.

План по самообразованию «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада» Актуальность темы Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения,.

Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть фото Что такое социализация детей дошкольников. Смотреть картинку Что такое социализация детей дошкольников. Картинка про Что такое социализация детей дошкольников. Фото Что такое социализация детей дошкольниковРодительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: 1. Расширить знания родителей о возрастных.

Социализация детей с тяжелыми нарушениями в условиях реализации проекта «Я, ты, мы» Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия.

Реализация индивидуального маршрута сопровождения детей с ОВЗ в условиях взаимодействия семьи и детского сада Подходы к взаимодействию с родителями в нашей стране и их статус менялись в зависимости от целей и задач в системе образования, сейчас они.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *