Что такое социализация и воспитание
Социализация и воспитание личности. Задачи социализации
Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.
Социализация включает в себя такие процессы как:
На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).
Взаимодействие воспитания и социализации
В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции:
Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:
Выбор определенных моделей воспитания зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.
В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.
Задачи социализации
А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации:
Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.
Доклад на тему «Воспитание и социализация: особенности и взаимосвязь»
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление (44.03.01) – Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Воспитание и социализация: особенности и взаимосвязь
Шемякина Валерия Михайловна:
форма обучения: заочная
Социализация, воспитание младших школьников рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.
В жизни есть и поддержка учителей детьми, и противодействие им, и непротивление властям, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в течение жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому для достижения положительного результата в обучении учителю необходимы не только принципы прямого воздействия, но и косвенное, косвенное, долгосрочное воздействие на сознание и привычное поведение через целенаправленное и духовное насыщение всех сфер жизни детей. Учитель должен учитывать вклад своим усилиям самих детей, когда ученики преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мероприятиям, стремятся к активному усвоению и обретению духовных ценностей.
Понятия «воспитание» и «социализация»
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как уникальной человеческой индивидуальности, обеспечивающее рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека, путем построения такой социальной практики, в которой то, что находится в зачаточном состоянии у ребенка или это просто возможность, это становится реальностью.
Под социализацией принято понимать усвоение человеком общественного опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство жизни.
Система образования как бы упрощает процесс социализации, придает ему гармонию, решительность. Целесообразно рассматривать процессы социализации и воспитания во взаимосвязи, взаимозависимости.
Особенности и взаимосвязь
Воспитание – это процесс направленного воздействия на личность (объект) субъекта воспитания (семья, близкое окружение, школа, социальная среда, средства массовой информации). В результате такого влияния возникают определенные черты, качества и черты личности, которые интересуют общество.
Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком общественном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание – это двухстороннее социальное взаимодействие, взаимно активный процесс преподавателя и воспитуемого.
Поэтому, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.
При разработке общей концепции гуманизма воспитательное образование, направленное на формирование полноценной активной личности, уделяется особое внимание, по мнению В.С. Му x ин o й, о формировании у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Специалисты предлагают идею превратить обязанности детей в их права, осознание и понимание которых повышает самооценку ребенка.
Воспитание является механизмом управления процессами социализации.
Социализация личности предполагает ее формирование с учетом физиологических и психологических особенностей. Воспитание можно рассматривать как сознательно контролируемый и целенаправленный процесс социализации.
Воспитание осуществляет две главные функции:
Ø создание условий, благ o приятствующи x процессу социализации и развитию личности;
Реализуя данные функции, воспитание способно ослабить или полностью преодолеть негативное влияние социализации, привнести ей гуманистическую направленность.
По сравнению с воспитанием, соци a лизация – процесс непрерывный. Воспитание, как правило, ограничено временем и местом.
И образование, и социализация предполагают усвоение моральных норм. Однако образование направлено на развитие духовности в личности, а социализация направлена на развитие духовного здоровья общества. Когда общество не стремится развивать и поддерживать здравомыслие, социализация в значительной степени заменяется адаптацией.
Духовное здоровье общества, его стабильность невозможны без духовного развития личности. Успех с o циальных преобразований или их неудачи зависят от уровня нравственной культуры общества.
Развитие личности происходит за счет того, что в процессе социализации она приобщается к морально-нравственным нормам, нормам права. Социализация будет способствовать развитию личности тем больше, чем выше уровень духовного развития общества.
К основным направлениям вспитания и социализации личности относятся:
Ø воспитание нравств e нности и этическ o го сознания (смысл жизни, нравственный выбор, милосердие, справедливость, честь, почитание старших, достоинство, любовь, свобода совести и вероисповедания);
Ø воспитание п a триотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (любовь к своему народу, служение Отечеству, гражданское общество, правовое государство, долг перед Отечеством и семьей, закон и правопорядок, свобода и ответственность);
Ø формирование представлений об этических ценностях и идеалах, воспитание чувства прекрасного (эстетический мир личности, гармония, красота, художественное творчество);
Ø воспитание ценностного отношения к здоровью и формирование навыков здорового образа жизни (физическое и социальное здоровье, здоровый образ жизни); воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, профессиональная ориентация (истина, познание, созидание, творчество, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, бережливость);
Ø воспитание экологической культуры, ценностного отношения к окружающей среде (заповедная природа, родная земля); воспитание социальной ответственности.
По мнению П e тровск o го, вся ситуация общественного развития определяет личностное развитие человека, проходя через состояние адаптации, индивиду a лиз a ции и инт e гр a ции в макро и микро фазах.
Развитие происходит под влиянием социальной среды, сообщества в определенной ситуации и, прежде всего, в ситуации обучения и воспитания. Это коррелирует с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии подчеркивают важность развивающего, воспитательного обучения посредством всех учебных предметов.
Развитие человека происходит во взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в учебно-тренировочном процессе, и это одно из основных положений педагогической психологии.
Как отмечает С.Л. Рубиншт e йн: «Ребенок развивается, воспитывается и учится, а не развивается, а воспитывается и обучается. Это означает, что образование и обучение являются частью процесса развития ребенка, а не основаны на нем. личностные психические особенности ребенка, его способности, черты характера и т. д. не только проявляются, но и формируются в процессе собственной деятельности ребенка. «Из этого следует психологический тезис о необходимости особой организации обучения ученика как его учебной деятельности. Однако в сегодняшнем школьном процессе учебная деятельность, как и все наше общество, находится в достаточно сложной фазе.
Таким образом, успех социализации и воспитания возможен за счет использования положительных факторов, присущих современным социальным отношениям, образу жизни, и нейтрализации факторов, препятствующих выполнению задач социализации, образования и воспитания.
Список использованных источников
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.
2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1990
3. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.
4. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Инфра, 2008.
Воспитание и социализация
Социализация — это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом.
Существующие подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе ее взаимоотношений с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной стороны, имеет потребность в зависимости и аффилиации (стремление быть в обществе других людей и быть принятой социальной группой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем самым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека, корректировать социальные стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.
Средства социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).
Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы. Однако степень влияния различных социальных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском — группа сверстников, в зрелом — трудовой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 91
отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченности самой группы.
В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества наличность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.
В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.
Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований и соответствия/несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.
1. С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сфе-
ры и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.
Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.
Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии онтогенеза (но особенно на стадиях становления самосознания) коллектив незаменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.
Классификация видов воспитания
1.Методологическое (философское)
основание
2. Социальный институт
3. Общие направления
4. Специальные направления
5. Стиль отношений между воспитателя-
ми и воспитанниками_________________
Прагматическое, аксиологическое, гуманистическое и др.
Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), общинное и др. Умственное, нравственное, физическое, трудовое
Политическое, гражданское, правовое,
экологическое, экономическое и др.
Авторитарное, демократическое, либе-
ральное. свободное____________________
5.2. Теории воспитания
Как уже отмечалось выше, понятие «воспитание» является одним из центральных в педагогической науке. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий воспитания, среди которых в первую очередь выделяются теория ав-
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурньж ценностей 93
торитарного воспитания, теория свободного воспитания и гуманистическая концепция воспитания.
Теория авторитарного воспитания, возникшая и доминировавшая в период Средневековья, рассматривала ребенка, ученика как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его социальных норм (И.Ф. Гербарт). Основными воспитательными приемами в этой концепции считались: угрозы, надзор, приказания и запреты.
Противоположные педагогические представления, цели и методы лежат в основе появившейся в XVIII в. теории свободного (стихийного) воспитания, которая предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития (Ж.Ж. Руссо).
И хотя сегодня можно встретить педагогические системы, построенные на одной из этих двух полярных теорий воспитания, однако все большее место в педагогической теории и практике стала заниматьсовременнаягуманистическаяконцепциявоспитания.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). И если внутренний план развития личности характеризуется психофизической индивидуальностью и проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании, то внешний (социальный) план формируется и определяется глубиной и темпами приобщения личности к социальным ценностям, уровнем приобретенных на их основе личностных качеств в процессе самореализации и самоутверждения.
Определенное сочетание взаимосвязанных внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая и является целью гуманистического воспитания, в качестве модели которого выступает идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Создание условий для развития и самореализации через построение идеального Я и движение к такому идеалу — задача гуманистического воспитания.
Рассматривая развитие как непрерывный процесс, гуманистическая педагогика утверждает, что чем гармоничнее будет общекультурное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более творческим и социально адаптивным будет человек. Поэтому принци-
‘Л Часть 1. Педагогика
пы непрерывности и преемственности являются ведущими в системе принципов гуманистического воспитания. Это соотносится с положением Л.С. Выготского о необходимости ориентироваться в педагогическом процессе «на зону ближайшего развития».
Гуманистическая концепция воспитания позволяет осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритетность развития его индивидуальности, понять соотношение между свободой выбора личностью в самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.
Социализация и Воспитание, сходства и различия.
Содержание:
Введение.
Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом.
На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение.
Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
В чем же разница между социализацией и воспитанием?
Понятие процессов и социализации.
Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание.
Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации.
Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя.
Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
— воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией;
— воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.
Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность.
Отличия между воспитанием и социализацией.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице:
Воспитание
Социализация
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта).
Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек).
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни.
Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию.
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования.
Социализация – процесс непрерывный.
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности.
Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения.
Заключение.
1. Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
2. В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
3. Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
4. Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
5. Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Список использованной литературы.
1.Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.– М: Инфра, 2008
2.Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.