Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер

ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социализация

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социализация»

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей.

ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать еѐ. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой.

Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определѐнные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

21. Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

22. Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

23. Как, по мнению автора, социализация связана с исполнением социальных ролей? На примере любых двух социальных ролей подростка покажите эту связь (сначала назовите роль, а затем приведите соответствующий пример).

24. Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

Источник

Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер

Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос: объекты и агенты социализации.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Источник

Ответ на задание по тексту «Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами…»

Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер. Смотреть фото Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер. Смотреть картинку Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер. Картинка про Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер. Фото Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер

Прочитайте текст и выполните задания 21-24:

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)

Задание 21. Какой непреложный принцип развития личности назван в тексте? Как авторы раскрывают смысл десоциализации? В чём, по их мнению, заключается сущность ресоциализации?

Вариант правильного ответа:

1. Непреложный принцип развития личности: Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного.

2. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

3. Сущность ресоциализации заключается в усвоении новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Задание 22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная роль»? Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых? (Используя текст, приведите одно различие). О каком негативном последствии попадания человека в экстремальные условия пишут авторы?

Вариант правильного ответа:

1. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус.

2. В детском и подростковом возрасте социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм; со вступлением во взрослую жизнь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.

3. При попадании в экстремальную ситуацию десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей

Задание 23. На примере трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека.

Вариант правильного ответа:

1. Поступление в вуз (цикл студенческой жизни). Человек становится студентом, он должен более серьезно относиться к учебе, так как это будет его будущая профессия. Его образ жизни меняется и становится более ярким и насыщенным. это пары, лекции, студенческая жизнь;

2. Женитьба (цикл семейной жизни). На человека возлагается большая ответственность. Теперь он отвечает не только за себя, но и за свою семью. после женитьбы человек не может жить так, будто он свободный человек. Образ жизни женатого человека это работа, времяпровождение с семьей;

3. Выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл). Человек становится материально независимым, он зарабатывает себе на жизнь сам. Теперь какое-то время дня человек проводит на работе;

4. Служба в армии (армейский цикл). На человека возлагается обязанность служить стране и защищать ее. Образ жизни кардинально меняется, потому что человек находится вне своего дома и даже города. Его день проходит в военской части и на обучении навыкам, которым должны научиться люди, находясь в армии.

5. Выход на пенсию (пенсионный цикл). На человека не возлагаются такие обязанности как возлагались, когда он проходил более ранние циклы. Человек может жить и не работая, если есть внуки, человек находится рядом с ними, помогает своим детям в воспитании их детей.

Задание 24. В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.

Вариант правильного ответа:

1. Государство создает законы, тем самым пытаясь воспитать из нас законопослушных граждан.

2. Люди становятся конкурентноспособными, начинают проявлять инициативу благодаря того, что государство требует определенный уровень образования.

3. Государство воспитывает нас участниками политической жизни, проводя выборы, референдумы, обеспечивая свободу слова граждан.

Источник

Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер

Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос: объекты и агенты социализации.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Источник

Что такое социализация какие две стороны процесса социализации назвал автор к смелзер

Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос: объекты и агенты социализации.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *