Что такое социализм колганов
Что такое социализм? Марксистская версия
Скачать книгу (полная версия)
О книге «Что такое социализм? Марксистская версия»
Желание автора предложить российскому читателю учебное пособие, посвященное социализму, было вызвано тем обстоятельством, что на отечественном книжном рынке литература такого рода практически отсутствует. Значительное число публикаций работ признанных теоретиков социалистического движения не может полностью удовлетворить необходимость в учебном пособии. Появившиеся же в последние 20 лет в немалом числе издания, посвященные критике теории и практики социализма, к сожалению, в большинстве своем грешат очень предвзятыми, ошибочными, нередко намеренно искаженными, в лучшем случае — крайне поверхностными представлениями о социалистической теории и истории социалистических движений. Автор надеется, что данное пособие окажется полезным как для сторонников, так и для противников социализма. Первым оно даст наконец возможность ознакомиться с систематическим изложением основ социализма в их современном понимании, вторым — возможность уяснить себе, против чего же, собственно, они выступают.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей общественных наук, для тех, кто самостоятельно изучает социалистическую теорию, а также для всех интересующихся проблемами социализма.
Произведение относится к жанру Публицистика, История. Исторические науки, Политика, политология. На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Что такое социализм? Марксистская версия» в формате epub, fb2 или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Что такое социализм колганов
Желание предложить российскому читателю учебное пособие, посвященное социализму, вызвано тем обстоятельством, что на российском книжном рынке литература такого рода практически отсутствует.
Казалось бы, читатель может обратиться к изданным в советский период в огромном числе учебникам по научному коммунизму, диалектическому и историческому материализму и политической экономии. Однако эти издания излагали проблемы социализма лишь в рамках официальной идеологической доктрины КПСС, для которой был характерен отказ от свойственного марксизму критического отношения к действительности. К сожалению, даже у многих сторонников социализма сохраняются старые вульгаризированные представления о нем и не хватает интереса к глубокому изучению социалистической теории.
Появившиеся же в последние 20 лет в немалом числе издания, посвященные критике теории и практики социализма, вряд ли могут рассматриваться как хорошее подспорье для тех, кто решил самостоятельно разобраться в вопросе о том, что такое социализм. К сожалению, подавляющее большинство подобных изданий грешит очень предвзятыми, ошибочными, нередко намеренно искаженными и в лучшем случае крайне поверхностными представлениями о социалистической теории и истории социалистических движений. Зачастую эти издания не имеют ничего общего с научной критикой, а служат созданию извращенной картины, сея лишь путаницу в умах читателей.
В современной школе и в высших учебных заведениях также невозможно получить сколько-нибудь систематические и достоверные знания о социализме. Отсюда и необходимость в учебном пособии, ориентированном на самостоятельное изучение социалистической теории.
Поэтому появилось стремление дать нашим читателям возможность ознакомиться с идеями социализма из первых рук, изложив наше собственное понимание тех взглядов, которых мы придерживаемся. Я употребляю в данном случае местоимение «мы», поскольку, несмотря на то, что этот учебный курс написан в основном одним автором, и только я несу полную ответственность за изложенные здесь взгляды, они, тем не менее, в значительной мере отражают позицию широкого круга людей, придерживающихся социалистических убеждений. Эта группа определяет себя как сторонников школы постсоветского критического марксизма. Ее представители группируются вокруг выходящего уже 20 лет журнала «Альтернативы» (в Интернете его материалы можно найти на сайте www.alternativy.ru).
Введение
Данное учебное пособие представляет собой изложение основ социалистической теории в марксистском ее понимании. Для лучшего уяснения проблем социализма изложение его теоретических основ сочетается с обращением к эволюции социалистической теории, а также с рассказом о проблемах практического ее применения в социалистическом движении.
Я не претендую, однако, на сколько-нибудь полное и систематическое освещение истории социалистического, коммунистического или рабочего движения, а также и истории социалистической мысли. Это должно быть предметом самостоятельных специальных публикаций. Обращение к данным проблемам рассматривается лишь как необходимая составная часть изложения проблем развития социалистической теории, поскольку это развитие неотделимо от революционной практики.
Точно так же я буду обращаться к различным составным частям марксистской теории лишь постольку, поскольку это необходимо для изложения проблем социализма. Поэтому, например, вопросы марксистской диалектики в учебнике будут рассмотрены лишь вкратце. Более подробно преподносится материалистическое понимание истории, поскольку это ключевой пункт марксизма. Однако и в этом случае я прибегаю лишь к такой степени раскрытия проблем, которая необходима для учебной литературы. Хотя критика экономических противоречий капитализма и социально-политические выводы из нее, а также критика опыта «реального социализма» будут представлены более полно, но и в этом случае полнота изложения будет ограничена рамками необходимого для учебника.
Учебное пособие построено по схеме, близкой к схеме любого современного учебника: в нем даются основные категории (выделены полужирным шрифтом) и их определения (либо непосредственно в тексте, либо в специально выделенных иным шрифтом абзацах), дополнительная краткая информация и комментарии к некоторым проблемам (уменьшенным шрифтом). Каждая глава снабжена вопросами и аннотированным указателем литературы для дополнительного самостоятельного изучения предмета.
Для тех, кто хотел бы продолжить изучение вопросов социализма за пределы рекомендованного в данном учебном пособии, могу посоветовать следующее. Во-первых, можно (в том числе при помощи Интернета) провести поиск дополнительных работ тех авторов, которые упомянуты в этом учебном пособии. Для начала, можно приступить к проработке сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Троцкого, Сталина (но, разумеется, не ограничиваться ими). Во-вторых, полезно было бы изучить широкий массив исторических и социологических сочинений, посвященных периоду ХIХ-ХХ веков. В третьих, в сети Интернет существует немало сайтов с электронными библиотеками, содержащими огромное количество источников по проблемам социализма, например:
Что такое социализм? Марксистская версия [Андрей Колганов] (fb2)
Книга 452784 устарела и заменена на исправленную
[url=https://coollib.net/b/452784]
[b]Что такое социализм? Марксистская версия (fb2)[/b]
[img]https://coollib.net/i/84/452784/cover.jpg[/img][/url]
QR-код книги
Аннотация
Желание автора предложить российскому читателю учебное пособие, посвященное социализму, было вызвано тем обстоятельством, что на отечественном книжном рынке литература такого рода практически отсутствует. Значительное число публикаций работ признанных теоретиков социалистического движения не может полностью удовлетворить необходимость в учебном пособии. Появившиеся же в последние 20 лет в немалом числе издания, посвященные критике теории и практики социализма, к сожалению, в большинстве своем грешат очень предвзятыми, ошибочными, нередко намеренно искаженными, в лучшем случае — крайне поверхностными представлениями о социалистической теории и истории социалистических движений. Автор надеется, что данное пособие окажется полезным как для сторонников, так и для противников социализма. Первым оно даст наконец возможность ознакомиться с систематическим изложением основ социализма в их современном понимании, вторым — возможность уяснить себе, против чего же, собственно, они выступают.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей общественных наук, для тех, кто самостоятельно изучает социалистическую теорию, а также для всех интересующихся проблемами социализма.
Капиталистический способ производства знаменует собой кульминацию экономической общественной формации. В капитализме все свойства этой формации и присущие ей противоречия реализуются наиболее последовательно, выпукло и ярко. Именно поэтому капитализм выступает как завершающая стадия развития экономической общественной формации, как период формирования предпосылок новой общественной формации человечества.
«Что такое социализм? Марксистская версия.» (Андрей Колганов)
Так что если вы отрицательно относитесь к кумачовой пропаганде и хотите сменить заезженную пластинку «Сталин, ГУЛАГ, Религия, Отнять и Поделить» на что-то более предметное, более острое, то вам точно следует прочесть эту книгу. Она поможет точней и сильней бить.
В ней рассказывается что такое социализм, его развитие, его течения и ответвления, их прошлое, настоящее и прогнозы на будущее. Не во всём можно соглашаться с автором, но на мой субъективный взгляд книга стоящая.
В конце каждого параграфа даётся подробный список литературы по теме параграфа и при желании можно ознакомиться более подробно.
Андре́й Ива́нович Колга́нов (род. 22 мая 1955 года, Калининград) — советский и российский учёный-экономист. Доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник и завлабораторией экономического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института экономики. Заслуженный научный сотрудник Московского университета.
Книжная лига
12.8K пост 59.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
Интересно, не тот ли это Колганов, который автор «Жернова истории», весьма нетривиальных книг о попаданце в 20-30 годы? В книгах чувствуется хорошее знание экономических проблем той эпохи.
А Колганов не рассказывает, можно ли построить коммунизм БЕЗ уничтожения инакомыслящих, диктатуры и прочих няшек военного коммунизма?
Очень интересные теории, теоретики замечательные, можно даже не спорить с марксизмом. Главное, чтобы до практики не дошло
СССР показал на практике, что это такое, больше не надо.
Рецепт псевдоисторического бестселлера
В общем, не практической пользы ради, но сатирического обличения для соорудил я что-то вроде лайфхаков по написанию псевдоисторического бестселлера в духе Фоменко, Носовского, Резуна, Солонина или Понасенкова.
1. Идиотический вопрос в качестве главной «идеи»
Вот прям настолько нелепый, чтобы ребенок-второклассник знал ответ, но автор имел альтернативную позицию и в книге. Этакий кликбейт в духе: «А было ли монгольское нашествие? Ответ вас удивит». «Кто победил во Второй мировой? Ответ не столь очевиден!»
Но массовый читатель с историческими источниками не знаком, так что лапшу можно вешать смело!
Возможно, чтобы увеличить писательскую плодовитость, стоит как-то автоматизировать генерацию идей для очередных откровений. Например, использовать колесо фортуны или карточки бинго.
2. Приписывание «оппонентам» лживых утверждений и их героическое развенчивание.
Примерно из этой же оперы тезис о «сокрытии неудобной правды», которым сопровождают собственные домыслы о инопланетянах и пирамидах, древнеславянской империи на всю Евразию или идеи агрессивности СССР в Великую Отечественную.
3. Рисуем слонопотама
Идея есть, есть «некомпетентные официальные ученые», теперь можно творить всякое!
На основе ложных ссылок, выдернутых из контекста цитат, упоминания заведомо недостоверных сведений и подтасовки статистических материалов с экспертным видом обосновать свою изначально нелепую позицию, как правило, вынесенную в заголовок
Возьмем к примеру, наш бинго-прикол про Наполеона, который в Индии пытался отыскать руку Мидаса.
Злейший враг революционной Франции кто? Естественно, Англия (вообще-то практически все абсолютные монархии с прохладой относились к республиканскому государству, но мы будем делать акцент исключительно на англичан, ибо так выгодно для развития мысли). Опять же с англичанами испокон веков французы не ладили.
А как вообще небольшое островное государство может противостоять Франции да и в целом быть мощнейшей империей в Новое и Новейшее время? Магия? Конечно!
А кто там больше всех преуспел в колониальных захватах? Конечно, британцы! И именно они нашли артефакт, понемногу используя его для приумножения своего могущества (понемногу, чтобы не обесценить золото).
Представитель Ост-Индской компании находит легендарный артефакт, архивное фото, цвета восстановлены
Причем тут Индия, спросите Вы? Ведь Мидас вообще-то фригийский царь, то есть правитель земель в Малой Азии, во время ВГО и колониальных захватов это была территория Османской империи!
Да, французы тоже так поначалу думали! И пытались союзничать с османами, чтобы найти и выкрасть руку мидаса под шумок! Чем еще объяснить, например, заключенный Франциском I и Сулейманом Великолепным в 1528 году союзный договор? Или дипломатические связи Франции времен Людовика XIV со Стамбулом? А Вы слыхали про графа Клода Александра де Бонневаля? Это французский аристократ, генерал, который сражался за Турцию и прославился как Ахмет-паша!
Однако дипломатическим путем заполучить артефакт не удалось, Наполеон ради руки Мидаса предпринял поход в Египет (чтобы оттуда идти прямо во Фригию), однако потерпел неудачу. Зато он нашел древний рисунок на камне, описывающий перенос руки Мидаса в Индию. Так вот где его обнаружили англичане!
Естественно, я излагаю кратко и сумбурно, но ведь все это можно приправить документальными и не очень подтверждениями. Например, приплести европейские слухи времен ВГО о богатстве Индии, приплести Афанасия Никитина и его «Хождение за три моря». Упомянуть Трампа, который является не только обладателем чудной прически и статуса экс-президента, но и автором книги «Дар Мидаса» (читать ее не надо, просто приплести!)
И, обрушив поток этой чудовищной солянки на голову неподготовленного читателя, стоит переходить к следующему пункту.
Так что нагло обвиняем правительство/ историков/ экономистов или медиков в том, что им выгодно скрывать истину. В случае с рукой Мидаса, например, властители мира боятся признать, что воюют из века в век исключительно ради руки Мидаса, и что она иногда переходила из рук в руки (недавно, кстати, ее у Трампа отжали!)
И вот теперь, когда все стало понятно.
5. Пишем вторую книгу
Суровый викинг Гамлет
О Гамлете имеют представление практически все, даже те, кто не смотрел или читал пьесу, и не видел ни одной киноадаптации.
Неудивительно, ведь «Гамлет» одна из самых известных пьес Шекспира, и одна из популярнейших пьес вообще.
Но мало кто знает, что сюжет пьесы Шекспир не придумал, а позаимствовал из средневековой летописи датчанина Саксона Грамматика(ок. 1140 — около 1216) «Деяния данов». Там легенда о Гамлете занимает сравнительно мало места среди других событий двух толстых томов.
Сюжет о Гамлете переполнен суровым северным колоритом, а сам герой настолько не соответствует вечно сомневающемуся и философствующему шекспировскому, что я не мог удержаться и пересказать хронику хотя бы кратко.
Я немного слукавил в названии поста. Гамлет не был викингом в прямом смысле, то есть не ходил в викинг(морской набег), но жил в тех местах и примерно в ту эпоху. А уж наворотил такого, что парни в рогатых(нет) шлемах обязательно сказали бы «малаца».
Пасынок-племянник был для него очень опасен, потому что по средневековым понятиям Амлед был просто обязан отомстить дяде.
Амлед просек тему и притворился сумасшедшим, чтобы казаться неопасным. Он валялся в грязи, обмазывался нечистотами(проще говоря, дерьмом) и бормотал всякие бессмысленности.
Целыми днями принц мастерил и обжигал на огне деревянные крючья. Грамматик спойлерит, что они ему еще пригодятся.
Однако кое-кому из знати пришло в голову, что Амлед притворяется. Дядя решил проверить племянника, и поручил своим людям свести его с красивой девушкой. Ни один человек в здравом уме не устоит перед «венериными усладами». Если Амлед переспит с девушкой, значит он на самом деле вполне разумен.
По пути над Амледом смеются, он же отвечает на насмешки «исландской правдивостью». Скандинавы того времени считали что врать нельзя, а когда правду все же говорить было невозможно, они прятали истину путем умолчаний и иносказаний. Когда ему указывают на руль корабля и называют его огромным ножом, Амлед соглашается, и говорит что им режут поистине огромный окорок(море).
И вот, принца свели с девушкой, он уже собирается насладиться любовью. И попасться в ловушку. Но его молочный брат подал Амледу знак быть осторожным, направив в его сторону овода, проткнутого соломинкой(sic!).
Амлед все понял и утащил девушку подальше, где бы их никто не смог поймать с поличным. Сделав свои дела, Амлед попросил девушку ничего никому не рассказывать. Та согласилась, так как они вместе воспитывались.
Когда Амлед и девушка вернулись, принца принялись расспрашивать, повел ли он себя как мужик. Амлед опять залопотал разные глупости, девушка же факт соития отрицала.
Однако один из приближенных Фенго посоветовал королю проверить племянника еще раз и свести Амледа наедине с матерью. Разговор, естественно, подслушать. Уж с мамой-то принц будет разговаривать свободно, тут-то мы его и поймаем.
Король уехал по делам, а придворный спрятался в покоях в куче соломы. Амлед почувствовал, что что-то не так. Закукарекав как петух, принц принялся прыгать по этой куче и наткнулся на спрятавшегося. Тогда он вынул меч, истыкал придворного, разрубил на куски, сварил и вылил свиньям. Затем принц вернуля в покои, где мог теперь спокойно поговорить с матерью. Он осыпал ее упреками в предательстве убитого мужа и «кровосмесительстве» и признался, что притворяется, чтобы не быть убитым.
В Англии прислужники подали королю письмо, не зная, что отдают собственный приговор. Английский король не подал вида, приказав гостей как следует накормить. Но принц отказался от всех блюд. Желая узнать в чем дело, король подослал человека подслушать, о чем говорят гости.
Амлед объяснил спутникам, что не стал есть, потому что хлеб забрызган кровью, питье пахнет железом а мясо мертвечиной. У короля глаза раба, а у королевы-матери манеры служанки.
Король не стал сразу казнить дерзкого чужестранца, а решил все проверить, заметив, что принц либо совсем дурак,. либо, наоборот, очень умен.
Когда он расспросил гостя, почему мать короля похожа на служанку, тот привел несколько примет, в числе прочего, что женщина ковыряется в зубах и потом разжевывает, что наковыряла.
Наконец, Амлед возвращается на родину. Там по нему уже шли поминки. Амлед заявился на собственные поминки и гости были в полном ох. остолбенении. Когда гости успокоились, они принялись подшучивать над Амледом и спросили, где его спутники. Тогда он протянул им трости.
Все начали пировать дальше, Амлед усердно напаивал гостей. Наконец, вся знать перепилась до такого состояния, что валялась на полу, «во сне изрыгая хмель». Амлед начал действовать. Он покрыл приближенных дяди занавесками и закрепил их деревянными крючьями. А потом поджег крышу дворца. Все сгорели. Амлед явился в опочивальню дяди и заявил, что сжег всех его прислужников, а он здесь, чтобы отомстить. Фенго вскочил с кровати, но Амлед заколол его.
На этом приключения принца, а теперь короля данов далеко не заканчиваются. Но это уже выходит за рамки сравнения с шекспировским героем.
Что такое социализм колганов
Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить
Часть I. Возникновение социалистических учений
Глава I. Социальные конфликты как основа возникновения представлений о будущем справедливом обществе. Социализм как утопия
Глава 2. Появление и развитие социальных утопий
Глава 3. Социальные утопии нового времени: формирование утопического социализма и коммунизма
Глава 4. Анархическое течение в утопическом социализме
Глава 5. Условия возникновения марксизма. Предпосылки теоретического понимания перспектив и условий преодоления социальных конфликтов, свойственных современной эпохе
Часть II. Основы марксизма
Глава 6. Общая характеристика марксизма
Глава 7. Марксистский метод исследования
Глава 8. Социально-историческое учение марксизма. Источники и исторические этапы развития человеческого общества
Глава 9. Экономика и общество
Часть III. Социально-экономическое учение марксизма. Докапиталистические способы производства
Глава 10. Архаическая (предэкономическая) формация. Первобытный способ производства
Глава 11. Экономическая общественная формация. Азиатский и античный способы производства
Глава 12. Экономическая общественная формация. Феодальный способ производства
Глава 13. Становление капиталистического способа производства как господствующего
Глава 14. Система производственных отношений капитализма после промышленного переворота. Товар и Деньги
Глава 15. Система производственных отношений капитализма после промышленного переворота. Производство прибавочной стоимости
Глава 16. Система производственных отношений капитализма после промышленного переворота. Производство и обращение общественного капитала
Глава 17. Система производственных отношений капитализма после промышленного переворота. Основы социальной структуры
Глава 18. Развитие капитализма на собственной основе
Глава 19. Начало процесса разложения капитализма
Часть V. Теория социализма
Глава 20. Классовая борьба в капиталистическом обществе
Глава 21. Выход из капитализма: революция или реформа?
Глава 22. Скачок из «царства необходимости» в «царство свободы»: что это такое?
Глава 23. Границы капитализма и предпосылки социализма
Глава 24. Научный социализм и опыт «реального социализма»
Глава 25. Переходный период
Глава 26. Социально-экономическая система неполного коммунизма 26
Глава 27. Социально-экономическая система полного коммунизма
Глава 28. Социалистическое движение до Октябрьской революции 1917 года в России
Глава 29. Опыт революций первой четверти XX века. Окончательное оформление раскола в мировом социалистическом движении
Глава 30. Природа и ход русской революции
Глава 31. Незрелая социалистическая революция: предпосылки и исход
Часть VII. Социалистические движения в период строительства социализма в СССР и возникновения мировой системы социализма
Глава 32. Противоречия социалистического строительства в СССР и раскол в коммунистическом движении. Троцкизм и сталинизм
Глава 33. Эволюция советского строя от раскола ВКП(б) до конца Второй мировой войны
Глава 34. Социалистические и социал-демократические движения в XX веке
Глава 35. Фашизм и социализм
Глава 36. «Мировая система социализма». Развитие противоречий общества советского типа
Глава 37. Анархизм и анархическое движение. Другие немарксистские версии социализма
Часть VIII. Кризис социализма и вызовы XXI века
Глава 38. Кризис коммунистического движения и вырождение социал-демократии в конце XX века
Глава 39. Причины и последствия краха «реального социализма»
Глава 40. Социализм: ответ на вызов глобальных проблем
Глава 41. Политические перспективы нового левого проекта
Глава 42. Российский социум: социализм и проблема цивилизационного синтеза