Что такое социальная активность в чем она проявляется
В чем проявляется социальная активность общества
Содержание статьи
Особенности социальной активности
В социологии рассматривается несколько видов социальной активности – явление, состояние и отношение. С психологической точки зрения основным видом социальной активности считается состояние. Оно базируется на интересах общества и его потребностях в данный период времени и рассматривается как внутренняя готовность к действию.
Особенность социальной активности заключается в преобразовании убеждений и идей в действия общества. Социальная активность общества зависит от его лидера. Он оказывает сильное влияние на убеждения и идеи общества в тот или иной период времени. От этого зависит уровень социальной активности общества. Проявление социальной активности происходит, когда личность осознает свою общественную значимость и действует в совокупности общественных и личностных мотивов. Это невозможно без определенной свободы общества, которая состоит в том, что граждан имеет право участвовать в развитии общества или в местном самоуправлении, без принуждения.
Типы проявления социальной активности
Иждивенческая активность – жалобы и запросы, заключающиеся в требовании от административных органов, решить проблемы граждан. Зачастую это запросы и жалобы, которые не входят в компетенцию административных органов. Конструктивная активность – предложения и идеи изменения деятельности административных органов, для улучшения условий жизни населения и благоприятного устройства территорий. Партнерские отношения администрации и населения. Фиктивно-демонстративная активность – для повышения статистических данных привлекаются волонтеры. Оплачиваются определенные публикации в средствах массовой информации. Протестная активность – противостояние общества деятельности административных органов, не предлагая альтернативных решений. Представляется в форме митингов, забастовок, бойкотов или голодовок.
Социальная активность российского общества
В наше время социальная активность российского общества весьма низка.
Исключая выборы, всего четверть населения принимает участие в других формах социальной активности. Остальные граждане считают, что их социальная активность бессмысленна. Согласно исследованиям в России, социальная активность принимает фиктивно-демонстративную форму. Это объясняется тем, что большинство граждан считают, что все уже решено и осталось сделать видимость принятия решения. Из-за этого возникает низкий уровень социальной активности общества.
Что входит в понятие «социальная активность»
Содержание статьи
Социальная активность как метод самовыражения личности
Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.
Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.
Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.
Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен
Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.
С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.
Социальная активность человека — что это такое и каковы ее проявления?
Жизнь современного человека невозможна вне социума.
Взаимодействуя с обществом в целом и отдельными его звеньями в частности, мы обеспечиваем свой быт, удовлетворяем потребность в общении, личном развитии и самореализации.
Так в чём же кроется суть социальной активности человека, и каким именно законам она подчиняется?
Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие
Что такое социальная активность?
В общем смысле деятельность — это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.
Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.
К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.
Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.
Выделяют такие цели социальной деятельности:
В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.
Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны — исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.
Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.
К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.
Проявления
Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:
Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.
Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.
Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.
И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.
Структура и составляющие
В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном — в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.
Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:
Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.
Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.
Виды и формы
Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.
Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.
Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:
Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.
Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:
Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание.
В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.
На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.
Уровни и критерии
Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.
Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.
Так, любой результат может быть:
Консервативный результат — больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.
Социальный опыт
Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта. В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.
Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:
Вопреки расхожему мнению, социальный опыт — это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.
Деятельность — не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.
Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей, здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.
Что такое социальная активность и почему она важна:
Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность»
Дата публикации: 10.12.2014 2014-12-10
Статья просмотрена: 3374 раза
Библиографическое описание:
Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю. В. Каргаполова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 575-577. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13979/ (дата обращения: 26.12.2021).
Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, с целью занять определенное место в данной системе и удовлетворить свои потребности. Данный вопрос находится в центре внимания многих ученных в связи с тем, что понимание процесса формирования и проявления социальной активности содействует разработке более эффективных концепций упорядочивания общественных процессов государством. Проблема построения гражданского общества остается нерешенной до сих пор, возможно, ввиду недостаточной теоритической проработки вопроса, и как следствие отсутствия механизма управления процессом социальной активности граждан.
В социологической, психологической и философской литературе социальная активность личности определяется по-разному: как деятельность, как мера деятельности в обществе, мера направленности деятельности, как внутренняя способность человека, как качество личности, как совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью. Таким образом, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет. Все это логично объясняется тем, что в первую очередь нет единого понимания категории «активность».
Проанализировав концепции разных авторов можно сделать вывод, что в социологии понятие «социальная активность» рассматривается в рамках двух подходов: деятельностного и личностного.
Е. М. Бабосова, Г. Е. Зборовского, Е. М. Токареву, С. С. Фролова можно отнести к представителям первого направления. Они понимают социальную активность как меру, степень, характеристику целенаправленной деятельности человека, связанную с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности.
Социологи второго направления — Е. А. Якуба и А. А. Кратко — считают, что «социальная активность — это системное социальное качество личности, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей с социумом, уровень преобразования личности в субъект общественных отношений» [2, с. 46]. Еще один из авторов данного подхода А. Г. Ковалев утверждает, что «неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, и стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, — это и есть социальная активность. Когда говорят об активности личности, то имеют в виду меру участия в общественно-трудовой жизни» [5, с.75].
Близким к данному подходу является определение одного из современных авторов — Н. В. Пилипчевской. По ее мнению, «социальная активность — сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности» [6, с.18]. Это качество характеризует образ жизни социального субъекта (индивида, группы), сознательно определяющего направленность его деятельности и поведения в социальной среде. Такой образ жизни предполагает участие в решении актуальных социальных задач, проявление социальных инициатив, постоянное взаимодействие с другими социальными субъектами. Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности.
По определению С. Л. Комаровой, «социальная активность — это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности, предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества» [3, с.11]. Д. А. Леонтьев добавляет, что «для того чтобы почувствовать способность активно влиять на ситуацию, человек должен постоянно взаимодействовать с миром, формируя свою жизненную позицию, свои жизненные смыслы» [4, с.109]. А. А. Баранов отмечает, что именно «во взаимодействии человек начинает ощущать себя как часть реального мира, оценивать свои силы и активизировать свой социальный потенциал» [1, с.183]. По мере взросления ребенка активность, как природная способность преобразуется в социальную систему интересов и потребностей. Этот процесс включает в себя: а) осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений, социальных и нравственных ценностей общества; б) развитие социальных качеств и способностей личности, что в совокупности составляет основу развития социального потенциала личности; в) включение в практическую деятельность, освоение новых социальных ролей.
На наш взгляд, представленные выше подходы дополняют друг друга и никак не противоречат. Внешним проявлением активности является деятельность, а внутренним — осознание целей данной деятельности. Таким образом, основными характеристиками социальной активности являются:
Внутреннее побуждение (осознанная готовность к деятельности, понимание мотивов, определение подходящих форм деятельности);
Социальное взаимодействие (взаимосвязь личности с социумом, которая проявляется в социально продуктивной деятельности, общении, познании, результатом чего является развитие личности и изменение социальной среды).
Таким образом, социальная активность всегда проявляется в конкретном виде деятельности, во всех сферах жизнедеятельности общества. Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на трудовую, общественно-политическую, духовную, семейно-бытовую, досуговую активность. С. В. Тетерский выделяет следующие уровни и сферы социальных инициатив и, соответственно, социальной активности: человек-человек (благотворительный уровень), человек-природа (экологический уровень), человек-производство (социально-экономический уровень), человек-общество (культурный и информационный уровень), человек-государство (социально-политический уровень) [1, с.]. Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Причем все они существуют не просто как отдельные и тем более обособленные виды активности, а как проявления этого целостного, интегрального качества в различных видах деятельности.
Анализируя примеры каждого из видов социальной активности, можно отметить, что все они отражают глубину связей личности с социумом, осознанное отношение к обществу, проблемам его развития, превращение в субъекта общественных отношений. Основными признаками социальной активности являются целостное, устойчивое стремление влиять на социальные процессы и участие в общественных делах.
Для более точного определения понятия можно выделить три основных критерия социальной активности. Первый критерий выявляет характер потребностей, мотивов, ценностей и целей, лежащих в ее основе. Анализирую привычное употребление понятия активная личность, можно сделать вывод, что это личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь с учетом общественных интересов, включенная в движение и развитие общественных процессов. Следовательно, в основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Чтобы прогнозировать общие линии социальной активности личности в длительной жизненной перспективе, необходимо определить главную ценностную направленность, которая интегрирует в целостное единство все ценности и представления.
Второй критерий характеризует степень, глубину принятия и усвоения ценностей. На уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. Более глубокое и конкретное усвоение ценностей происходит на уровне знаний. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т. е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. То есть человек может принимать ценности на уровне чувств, знаний и волевых устремлений, и только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Выражением связи знаний, чувств и воли, обеспечивающим социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.
В качестве третьего критерия выступает форма реализации ценностей. Показателями являются характер и масштабы, результаты, формы деятельности. Необходимо не забывать, что социальная активность — это готовность, умение реализовать свои интересы и интересы общества, активная деятельность самостоятельного субъекта, а не только понимание и принятие устоявшихся ценностей определенных общностей. Важнейшими признаками социальной активности в таком случае является постоянное, сильное стремление влиять на социальные процессы и реальное участие в общественных делах, стремление укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны, а также внести позитивные изменения, усовершенствовать.
Таким образом, социальная активность — это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. Данное качество проявляется в усвоении социальных ценностей и реализации своих целей с учетом интересов общества. Для анализа характера, масштаба и уровня социальной активности личности необходимо выяснить, существует ли разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью. Не столько степень развития данных элементов, сколько характер их взаимосвязи, согласованность и единство свидетельствуют о высоком уровне социальной активности личности. Принятие данной концепции ориентирует на изучение целостной направленности, взаимосвязи, структурной упорядоченности, системности качеств личности и целостности ее деятельности.
1. Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. — М.: Изд-во Ижевск, 2002. — 422с.
2. Кратко А. А., Якуба Е. А. Социология. — Харьков: Изд-во Константа, 1996. — 192с.
3. Комарова С. Л. Оптимизация отношений субъектов политической деятельности: автореферат к дис. канд. психол. наук: 19.00.05. — М. — 2002. — 29с.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.:Изд-во Смысл, 2007, 1ое изд. — 513 с.
5. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Статус, 1995. — 217 с.
6. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. — Томск. — 2008. — Выпуск 2 (76). Серия «Педагогика». — С. 15–19.
Социальная активность личности: понятие, характеристика, условия реализации.
«Личность» – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.
Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.
Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.
Являясь объектом общественных отношений, личность вместе с тем является и их активным субъектом, способным изменять среду своего существования и самого себя.
В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.
Так, производственно-трудовая активность включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.
Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества.
Вторым важнейшим видом социальной активности является общественно-политическая социальная активность – мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.
Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире.
Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.
Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. С этой точки зрения социальная активность как значимый результат социального развития представляет собой социальное качество личности, отражающее отношение человека к социальной среде, к социальному опыту и способности самостоятельно разрешать проблемы социализации как свои, так и других, посредством оказания им помощи. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.
Личность активна, т. е. совершает некоторые социальные действия. Деятельность человека преобразует существующие условия. Действие – это проявление энергии, процесс совершения чего-либо, исходящий из потребностей субъекта. Действие имеет определенную структуру: субъект (совершающий действие, как правило, человек или целый коллектив. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности, например партии) и объект действия (то, на что направлено действие). Этапы действия: постановка цели; способы ее реализации; результат действия.
Действие вызывается потребностями субъекта. Существуют различные классификации потребностей, но все они имеют общие черты (потребностей много – от материальных до духовных. Их количество возрастает. и они удовлетворяются поэтапно). Самая известная модель потребностей – так называемая пирамида Маслоу. В общем виде она состоит из четырех уровней, первичными из которых являются физиологические потребности: пища, жилье, сон и др. Если они не удовлетворены, то о последующих потребностях – самореализация, общественное признание, самоутверждение и др. – не может быть и речи.
Характеристики субъекта действия: 1) уровень притязаний; 2) интересы (в узком смысле интерес – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение к чему-либо, т. е. это осознанное отношение субъекта к средствам удовлетворения его потребностей); 3) ценностные ориентации (значимые для субъекта жизненные явления и их иерархия, по которой судят о мировоззренческой составляющей человека).
Уровень притязаний во многом определяется социальным положением. Потребности, интересы и ценности выступают мотивами действия. Каждому действию соответствует множество мотивов, но один из мотивов, как правило, является доминирующим. Система мотивации динамична, т. е. часто и серьезно изменяется.
Уровни мотивации (выделяют в зависимости от уровня потребностей): 1) социально-экономический – мотив обеспечения жизненных благ; 2) гражданский, патриотический – связан с реализацией социальных норм; 3) стремления к социальной мобильности и преодолению конфликта.
Одно из центральных понятий социологии – «социальное перемещение», или «социальная мобильность». Она отражает возможность индивида сменить свой статус. Ее изучение было начато П. Сорокиным. Существуют два основных типа социальной мобильности. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример – смена места работы с сохранением статуса). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Типы мобильности: восходящая, нисходящая, добровольная, насильственная.
44.Менеджмент общественных связей в социокультурной сфере, его специфика и условия эффективности.
Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере о т носятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все
богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер
деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции,
а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства,
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.
Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.
Характерные черты менеджмента
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она
может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.
Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации
45. Политико-просветительная работа в Советской России 1917-41 гг.
Революционные события России начала 20 века изменили социальную направленность культурно-просветительской деятельности и досуговой деятельности.
Февральская революция 1917 г. Потребовала от новой власти выработки социокультурной политики, основанной на демократических началах. Временное правительство приняло ряд нововведений: 1) женщинам предоставились политические права; 2) Демократическое начало получили отражение во всех сферах жизни населения России. 3) Поддерживались народные инициативы в сфере социокультурной жизни.
Увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи.
Были предприняты попытки реорганизации управления социальной сферы, внешкольного образования. С Октябрьской революции в стране создается система политико-просветительной работы. Идеология новой власти реализуется в области просвещения, внешкольного образования, в СКД. Декреты государства и документы партийных съездов, совещаний, содержали массу указаний и директив: 1) по внешкольному образованию; 2) ликбезу;3) организации деятельности политпросветов и их реализации на местах.
Сфере культуры и просвещения, было, положено начало досрочн. эре установления идеологического диктата.
Возникшая в конце 19в. Методология образования должного развития не получила. Исследования внешкольного образования, замененное в 30х гг. внешкольным воспитание велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел разрыв теории от практики, что отрицательно сказалось на реорганизации воспитательных учреждений.
Деятельность наркомпросса, профсоюзов, пролеткульта и др. общественных организаций, соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга. Рассмотрению идеологических запретов способствовала и гражданская война. Централизованное управление охватила весь процесс идеологической работы. В 19-20 гг. при партийных органах создавались агитпроб отделы. А в 1920г, главпросвет. Как центр всей политико-просветительской и воспитательной работы в стране формируется система партийного руководства этой работы через наркомы и т.п. Одновременно наблюдается огосударствование профсоюзных, кооперативных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.
По всей стране культивируются массовые формы воспитания и перевоспитания: 1) митинги,2)Политико-агитационные программы, 3) массовые гуляния, 4) социальные соревнования, 5) субботники, воскресники.
В эту систему идеологического воспитания органично вписывается в деятельность: агитпароходов и т.п. В связи с осложнением экономических систем в культуре сокращается финансирование образования и культуры, заметно уменьшается количество школ, клубов и др.культпросвет заведений. В областях культуры и образования не хватает специалистов.
Для внешкольной работы: сотрудники подбирались по принципу партийности и классовой принадлежности. Тяжелым было материальное положение учителей. В сентябре 1922г.была выслана из России в Германию большая группа известных русских ученых, писателей. Культура, наука, досуг, вся Социокультурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем. Много всего закрывают. Новая власть рационализирует культурные ценности под школы и избы-читальни передаются церковно-приходские школы и барские поместья.
Политические результаты: 1. развивается сеть политико-просвеительских учреждений, активизируется работа в национальных регионах. 2. Расширяется сеть женских клубов в среднеазиатских республиках. 3. Семья и семейная политика характеризуется широким диапазоном крайности: от разрушения семьи до установления жестких семейных правил.
В течение 20-30гг понятие «политпросвет работа» переходит в другое содержание «культпросвет работа»
Появляются адекватные термины: «культурно-массовая работа» и «культурно-воспитательная работа». Ведутся исследования в области внешкольной работы. Исследования Блондского, Богданова, и т.д. Культпросвет работа рассматривается как разновидность педагогического труда. Большинство исследователе того времени считали, что культпросвет деятельность – это педагогическая деятельность организованная, свободная деятельность наседелния с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коммунистическое восприятие провозглашалось главной функцией. Эта функция конкретизировалась в виде: 1) просветительской (просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов). 2) коммуникативной (клуб-центр общение,, встреча с интересными людьми). 3) преобразовательная (клубные объединения, кружки технического творчества. 4) Ценностно-ориентировочная (объединяет любителей кино, театра и т.п.) 5) функция отдыха (придавала демократический характер клубной деятельности, где осуществлялась индивидуализация личности, социализация личности). В 20 гг. происходит развитие демократ. форм руководства политико-просвет. сверы.
Это положительно сказалось на клубной работа. Появились кружки: общественные, производственные, военные, рабкоровские.
Большой популярностью пользовались выступления синеблузников, инсценированные суды и т.д.
В конце 20-30х гг активизировалась борьба с пьянством, за ликвидацию безграмотности, хулиганством, беспризорностью, пропаганда ЗОХ и т.п. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Распространены олимпиады, смотры художественной деятельности. В это же время активизхируется борьба с религией, разрушаются церкви, памятники, идет борьба с революционными вредителями.
Предвоенные годы характеризуются творческим оживлением: возрастает роль печати, радио, кино, литературы и искусства. Появляются творческие союзы, зарождается государственное телевидение, появляются новые научные исследования.
В годы ВОВ культпросвет учреждения проводили свою работу в соответствии с требованиям военного времени. Использовали деятельность фронтовых армейских домов красной армии. Так же деятельность передвижных, культпросвет учреждений Деятельность фронтовых бригад, самодеятельность артистов. Церковь активизировала свою патриотическую благотворительную деятельность.
В период войны в тылу работа с молодежью исходила из задач военного времени. Основные направления: 1)агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа. 2) Проведение широкой справочной работы. 3) Учение культпросвет учреждений в подготовке рабочих массовых профессий. 4) помощь в развитии социальных соревнований. 5) организация отдыха си досуга. 6) Организация художественной самодеятельности как средство духовной поддержки.
46. Социокультурные технологии в работе с различными видами семей
Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями.
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
Обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.
Методы социокультурной реабилитации: