Что такое социальная безопасность обж
Социальная безопасность
В настоящее время в России идет процесс осмысления новых подходов к обеспечению безопасности не только государства, но и общества, личности. Важное место в безопасности России занимает социальная безопасность жизнедеятельности
Просмотр содержимого документа
«Социальная безопасность»
Жданкин Валерий Игорьевич,
учитель ОБЖ МКОУ Алексеевской СОШ
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.
В XX в. в разных странах формировались собственные системы безопасности, которые включают силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. В конечном счете человечество осознало необходимость создания международных организаций, призванных обеспечить его безопасность. Первой подобной организацией стала ООН.
Общественная практика свидетельствует, что слабость системы безопасности оборачивается огромными бедами, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей безопасности, обречены на гибель. Для российского общества проблема безопасности социума приобретает особое значение.
Несмотря на то, что в настоящее время социально-экономическое, политическое и международное положение России несколько стабилизировалось, говорить о ее благополучии и безопасности преждевременно.
В настоящее время в России идет процесс осмысления новых подходов к обеспечению безопасности не только государства, но и общества, личности. Свидетельство тому – разработка и принятие Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрины, Доктрины информационной безопасности, федеральных законов и правительственных постановлений, регулирующих проблемы безопасности. В этих документах подчеркивается, что содержание политики обеспечения безопасности в России диктуется сложностями в различных областях общественной жизни, наличием острых социально-политических, экономических, демографических и экологических проблем.
В Концепции национальной безопасности РФ вполне определенно сформулированы реальные угрозы российской безопасности, к числу которых отнесены:
• состояние российской экономики, экономическая дезинтеграция, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны;
• несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;
• социально-политическая поляризация российского общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы;
• криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма;
• размывание единого правового пространства РФ, несовершенство правовой базы, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и т. д.;
• угроза физическому здоровью народа, вызванная кризисом системы здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотиков;
• сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, ослабление семьи;
• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала народа;
• угроза личной безопасности граждан и пр.;
• угрозы в международной сфере, связанные с продвижением НАТО на восток, притязаниями на российскую территорию, возникновением и эскалацией конфликтов вблизи границ РФ, международным терроризмом и пр.;
• угрозы в информационной сфере – попытки вытеснить Россию как с внешнего, так и с внутреннего информационного рынка, разработка рядом государств концепции информационных войн и т. д.;
• возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере, обусловленное переходом США и НАТО к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН;
• угрозы в пограничной сфере, связанные с экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций;
• активизация на территории РФ деятельности иностранных спецслужб и используемых ими организаций;
• экологические, техногенные угрозы.
выявились некоторые наиболее животрепещущие проблемы безопасности, носящие ярко выраженный социальный характер.
Во-первых, проблемы, связанные с терроризмом, который приобрел угрожающий характер не только в масштабах отдельных стран, регионов и стал серьезной угрозой национальной безопасности России, но и в планетарном масштабе, что вызывает настоятельную необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в борьбе с ним.
В-третьих, проблемы криминализации и наркотизации российского общества, вызывающие серьезную обеспокоенность как российской, так и международной общественности и требующие эффективных мер по их локализации.
В-четвертых, проблемы, обусловленные становлением информационной цивилизации, что требует поиска новых путей безопасности в условиях перехода России к информационной стадии развития.
Таким образом, можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает социальная безопасность жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 7
Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности
Вопросы для обсуждения
• взаимосвязь социально-экономического развития и национальной безопасности: Стратегия социально-экономического развития России;
• социальная безопасность и меры её обеспечения;
• государственная безопасность и меры её обеспечения.
Ключевые понятия темы:
глобализация; социальная безопасность; социальный институт; государственная безопасность.
Национальная безопасность России в современном мире — это важнейшее условие социально-экономического и культурного развития страны, роста благополучия её граждан, стабильности реализации их конституционных прав и свобод. В то же время уровень социально-экономического развития страны определяет качество сил и средств национальной безопасности.
Основу оценки национальной безопасности составляют экономические показатели, а именно:
• уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении к валовому внутреннему продукту;
• уровень ежегодного обновления вооружения;
• уровень обеспечения вооружённых сил военными кадрами;
• уровень безработицы;
• уровень дифференциации населения (соотношение бедных и богатых);
• уровень роста потребительских цен (потребительская корзина);
• уровень обеспечения граждан ресурсами здравоохранения, образования и культуры;
• уровень инфляции и другие показатели.
В 90-е гг. XX в. произошло резкое снижение темпов развития экономики и уровня жизни людей, что обусловило кардинальные социальные перемены в обществе: отстранение от власти первого и единственного Президента СССР М. С. Горбачёва, распад СССР на отдельные государства постсоветского пространства; сплочение демократических сил России под руководством Б. Н. Ельцина; образование нового демократического федеративного государства Россия, принятие Конституции Российской Федерации (1993); реформирование и модернизацию всей системы национальной безопасности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия социально-экономического развития страны — основополагающие документы, определяющие государственную и социальную (внешнюю и внутреннюю) политику развития общества и государства на ближайшую перспективу.
Стратегия социально-экономического развития России определяет стратегическую задачу внутренней политики общества — повышение качества жизни общества на основе устойчивого развития экономики при бережном отношении к природе, применении высокотехнологичных средств добычи, переработки, транспортировки, использования стратегических для национальной безопасности страны природных ресурсов (вода, лес, нефть, газ и др.).
Социально-экономическое развитие России проходит в условиях многополярного мира и глобализации.
Глобализация — процесс формирования единого мирового финансово-экономического и социокультурного пространства за счёт взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств разных стран в транснациональные корпорации, определяющие мировые тенденции экономического роста стран мира.
Глобализация — явление (процесс) интеграции природных, кадровых, технологических, научных, культурных, экономических и финансовых ресурсов разных стран с целью обеспечения экономической стабильности в условиях дефицита каких-либо ресурсов в каждой стране.
Глобализация даёт преимущества сильным экономикам мира, но усиливает зависимость развивающихся стран от иностранного капитала, который, как правило, обеспечивает стабильность одной отрасли хозяйства, но усиливает неравномерность развития других отраслей экономики страны. В то же время развитые страны обладают более сильными экономическими рычагами для влияния на решение вопросов мировой политики. Это обостряет противоречия между странами, которые стараются защитить свою национальную безопасность.
Следствие глобализации — тенденции в мировой экономике: усиление мирового разделения труда, миграция рабочей силы в масштабах планеты, перемещение трудоёмких производств из высокоразвитых стран в развивающиеся, доминирование информационных технологий в оперативном управлении финансовыми потоками, сырьём, ресурсами рабочей силы с учётом мировой конъюнктуры.
Стратегия социально-экономического развития России учитывает следствия глобализации при определении путей обеспечения социальной безопасности государства.
Социальная безопасность — это состояние защищённости социальной сферы жизнедеятельности общества от угроз, способных разрушить социальный уклад или обусловить его деградацию.
Объекты социальной безопасности — люди и их законные интересы (потребности), отношения, социальные институты: социализации человека (образование, воспитание, соцкультбыт); социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение, транспорт и др.), законодательной и исполнительной власти государства на международном, федеральном, региональном и местном уровнях её организации (главы, управы, полиция др.).
Социальный институт — форма организации, регулирования и упорядочения трудовой, бытовой и другой общественной деятельности.
Социальная безопасность — совокупный показатель состояния коллективного благополучия населения страны, при котором минимален риск угроз социального характера и оптимальна возможность граждан по реализации своих конституционных прав и свобод.
Социальную безопасность характеризуют показатели: средняя продолжительность жизни людей, состояние здоровья трудоспособного населения, рождаемость и смертность, баланс бедных и богатых, соблюдение основных прав и свобод человека, включая право на получение достоверной информации, вероисповедание, передвижение, выбор места жизни, работы, учёбы, труда и отдыха, предотвращение преступлений против личности и собственности, снижение рисков и возможного ущерба от террористических и иных угроз. Социальную безопасность обеспечивает совокупность мер по защите интересов людей в социальной сфере, повышению качества социального благополучия (качества жизни) населения.
Основные направления повышения качества жизни населения:
• совершенствование деятельности правоохранительной системы по защите конституционных прав и свобод человека;
• продовольственная безопасность (независимость отечественного производства продуктов от импорта продуктов питания и чистой воды);
• экологическая безопасность — защита окружающей природной среды, создание условий для здорового образа жизни человека и общества;
• информационная безопасность — реализация прав граждан на доступ к достоверной информации, на сохранение тайны личной информации;
• безопасность жизнедеятельности — совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности и мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• консолидация национального самосознания россиян в поликультурной многонациональной среде социальной жизни страны при государственной поддержке национальных культур и этнических традиций.
Важные индикаторы социальной безопасности — удовлетворённость людей своей жизнью, отсутствие социальных конфликтов, обеспеченность жильём, гарантии достойного пенсионного и медицинского обеспечения, доступность и качество образования и т. д.
Согласно теории государства и права государственная власть имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высший орган законодательной власти — Государственная Дума — разрабатывает и принимает федеральные законы и другие акты, которые поступают на утверждение Президенту Российской Федерации, а затем в исполнительную власть.
Исполнительная власть в России — Правительство Российской Федерации, которое осуществляет административно-распорядительные функции в сфере государственного управления, решает вопросы внешней и внутренней политики, национальной обороны и военной политики; государственной и национальной безопасности; экономической и социальной безопасности. Судебная ветвь власти обеспечивает решение гражданских и административных споров по соблюдению норм уголовного и административного права в обществе.
Социальная безопасность, национальная безопасность и национальная оборона — составляющие национальной безопасности, определяющие общий уровень её обеспечения.
Государственная безопасность — состояние защищённости государства от внешних и внутренних угроз. Это стабильность государственного строя, политической власти, экономической жизни страны, неприкосновенность её Государственной границы. Согласно Конституции Российской Федерации охрана государственной безопасности возложена на высшие органы государственной власти и управления.
Охрана государственной безопасности — совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и антигосударственных действий внешних и внутренних врагов.
Совет безопасности Российской Федерации — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз; по вопросам проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.
Взаимодействие всех ветвей государственной власти в осуществлении мер экономического, политического, социального и военного характера обеспечивает устойчивое развитие страны, сохранение политической независимости и суверенитета, конституционного строя, гражданского мира и направлено на повышение качества жизни российского народа.
Вопросы и задания
1. Что такое социальная безопасность?
2. Назовите показатели национальной безопасности и меры её обеспечения.
3. Назовите стратегические природные ресурсы России в обеспечении национальной безопасности.
4. Что означает понятие «государственная безопасность»?
5. Назовите основные функции государственной власти по обеспечению государственной безопасности.
6. Выясните, какие острые вопросы безопасности решались на последнем заседании Совета безопасности при Президенте Российской Федерации.
7. Выявите влияние проблем обеспечения государственной безопасности на социально-экономическое развитие нашей страны.
Темы учебного исследования
2. Самая дорогостоящая государственная граница в мире.
3. Самая «горячая» государственная граница в мире.
4. Пограничная полоса: методы обнаружения и обезвреживания врага.
Реферат Социальная Безопасность По Основам Безопасности Жизнедеятельности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елецкий Государственный Университет им. И.А Бунина
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Институт Физической Культуры, Спорта и Безопасности Жизнедеятельности
Кафедра: «Безопасности жизнедеятельности и основы медицинских знаний»
Направление подготовки: 050100.62-Педагогическое образование
Профиль подготовки: безопасность жизнедеятельности
Реферат по дисциплине:
На тему: «Социальная безопасность, сущность понятия»
Проверил: к.п.н. доцент
1) Понятие «безопасность», подходы к определению. Субъект и объект безопасности ………………………………………. ……………………………4
2) Критерии социальной безопасности……………..………………………….14
3) Особенности социальной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности ………………………..…………………………..20
В учебном пособии по курсу «Социальная безопасность» рассматривается широкий спектр угроз, которые человечество призвано преодолеть в условиях современного мира с целью обеспечения собственной безопасности и поступательного развития. В рамках курса рассматривается актуальная проблематика социальной безопасности на уровне государства, гражданского общества и личности. В пособии дается представление о базовых понятиях, концепциях, составляющих теоретическую основу курса «Социальная безопасность», освещены цели и задачи обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности, правовые основы обеспечения безопасности в современной России. Предмет учебной дисциплины «Социальная безопасность» является неотъемлемым в методологической системе социальной работы, а обращение к понятию «социальная безопасность» открывает значительные возможности в разрешении фундаментальных теоретических основ социальной работы. Необходимость обращения внимания к проблемам социальной безопасности была обусловлена характером социальной ситуации, сложившейся еще в первой половине XX в. под влиянием фундаментальных изменений в характере общественного производства и формирования глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.). Как и для социальной работы в целом, для современной теории социальной безопасности характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование тематики социальной безопасности в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной безопасности как науки среди гуманитарных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии, экономики и юриспруденции. Во-вторых, ведется поиск собственно теоретического обоснования социальной безопасности как специфического объекта исследования. В-третьих, выявляется взаимодействие социальной безопасности с другими науками о человеке и обществе.
2.Критерии социальной безопасности
Можно выделить по крайней мере четыре критерия сохранения социальной безопасности:
предотвращение возникновения ситуации социального взрыва,
недопущение деградации социальной структуры в смысле, как ее нивелирования, так и развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации,
обеспечение устойчивой социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности,
поддержание адекватной системы ценностных ориентаций и соответственно культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического.
Деградация социальной структуры более сложный и растянутый во времени процесс. Она может протекать в двух прямо противоположных направлениях. С одной стороны возможна нивелировка структуры, всеобщая уравниловка. Этот процесс обычно протекает в ходе крупных революционных потрясений, которые сметают старые элиты и обрушивают пирамиду социальной стратификации. Старые элитарные страты низвергнуты и экспроприированы, а новые еще не успели сформироваться. В отсутствии укоренившихся элит исчезают преемственность традиций, отождествление своих групповых интересов с интересами нации, теряются навыки культуры многих поколений, разрушаются личностные связи, лежащие в основе управления, подрываются стимулы и инициативы к труду и предпринимательству. Однако в недрах общества постепенно формируются новая социальная структура и новые социальные страты. Опасность заключается в том, что при этом могут нарушиться нормальные процессы социальной мобильности. Многие лучшие представители старых элит гибнут в борьбе или уходят от активной деятельности, а многие худшие представители низших страт поднимаются им на смену по социальной лестнице. В результате резко ухудшается качество социальной структуры и требуются многие поколения для его восстановления.
Именно нормально функционирующая социальная мобильность превращает мертвый, окостеневший социальный «порядок» в живую и гибкую социальную структуру. Важнейшую роль при этом выполняет не только вертикальная, но и горизонтальная мобильность, обеспечивающая перелив кадров из сокращающихся в прогрессирующие и развивающиеся сектора общества.
Состояние социальной мобильности имеет величайшее значение и для системы ценностных ориентации, и для общественного сознания. Если для наиболее одаренных из низших слоев открыт легальный путь в верхние слои, то это способствует их ориентации на стабильность и законопослушание. Если же легальный путь затруднен, то для них остается либо борьба против существующего общественного строя, либо уход в криминальные структуры.
Социальная мобильность имеет определенную связь с жизненным циклом индивидуума. Постепенное восхождение с течением лет, а затем обеспеченность в нетрудоспособном возрасте создают жизненную ориентацию на устойчивость и восхождение, способствуют укреплению трудовой морали и мотивации.
Разрушение нормальных форм социальной мобильности является одним из основных признаков смуты. Как уже говорилось, постепенный процесс фильтрации наиболее способных наверх и вымывания наименее способных заменяется мгновенным «опрокидыванием пирамиды». Массовый приток представителей низших страт буквально сметает старые элитарные слои. В этом потоке резко возрастает удельный вес криминального элемента, в особенности в периоды, когда упадок экономики сопровождается расцветом спекулятивной деятельности. Нарушается возрастная последовательность социальной мобильности. Последняя теряет связь с жизненным циклом. В итоге происходит быстрая деградация социальной структуры. В верхних эшелонах падает уровень культуры, образования и профессионализма. В нижних эшелонах быстро развивается субкультура бедности с соответствующими последствиями. Процессы имеют тенденцию к самовоспроизводству и быстрому нарастанию.
Система ценностных ориентации соответствует тому, что в обществе считается «хорошим» и что «плохим». Она дает ответы на вопросы об отношении к жизни и смерти, Родине, семье, материальному благополучию и духовным ценностям, коллективному или индивидуалистскому началу, культуре, традициям, истории, образованию, науке. В нормальном обществе существует более или менее единая, общая, исторически сложившаяся система ценностных ориентации, из которой исходят ценностные ориентации отдельных классов, страт и социальных групп. Из системы ценностных ориентации вытекают ролевые ожидания, социальные роли, бытовое, социальное, политическое и экономическое поведение.
3.Особенности социальной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности
Проблема безопасности России еще никогда в ее истории не стояла так остро, как в конце ХХ в. Поэтому при разработке ее концепции должны быть наиболее полно учтены все складывающиеся реалии и внутри страны, и за ее пределами. Необходимо четко осознать, что сегодня для России означает обеспечение национальной безопасности, и определить, какие ее аспекты следует выделить в качестве приоритетных.
Заключение
Важнейшими элементами механизма обеспечения социальной безопасности государства являются:
— непрерывный комплексный пространственно-временной мониторинг происходящих социальных явлений в обществе;
— разработка критериев, качественных и количественных индикаторов (пороговых значений) состояния социальной стабильности как всего государства, так и каждого субъекта;
Прогнозирование комплекса факторов, определяющих угрозу социальной стабильности в обществе;
— создание моделей социально значимых проектов; верификация моделей и выявление случаев, когда модель и фактические параметры социального развития приближаются к пороговым значениям
— разработка комплексных мер по выходу государства и целом или субъекта из зоны социальной опасности.
1) Волокитина А. Н. Социальная политика. М.: Кнорус, 2007. 300 с.
2) Истомин Н. Н. Социальное государство. М.: Норма, 2007. 287 с.
3) Павлюц И. И. Безопасность жизнедеятельности. М.: Кнорус, 2007. 435 с.
4) Мильчаков И. Ю. Реформирование социальной сферы. М.: Прогресс, 2007. 155 с.
5) Скибенко Н. К. Национальная безопасность. СПб.: Лань, 2007. 420 с.
6) Хвостов Н. Н. Социальные проблемы общества. М.: МЦИ, 2007. 195 с.