Что такое социальная философия кратко
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий.
В истории философской мысли выделяются два типа социальной философии, исходящие из разного понимания своих целей и задач.
Ценностная социальная философия исходит из понимания философии как мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обществе и истории. Соответственно, задачей социальной философии становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим (с точки зрения философа) ценностям человеческого бытия.
Ценностная социальная философия – от платоновских воззрений на государство до идеологем «Коммунистического манифеста», историософии Ф.Ницше, Н.А.Бердяева – альтернативна научному познанию общества, выступает как своеобразная форма «социального проповедничества». Ее суждения основаны на ценностных предпочтениях, которые могут быть квалифицированы как истинные или ложные лишь в том случае, когда касаются «ценностей – как средств», но не конечных «ценностей – как целей», свободно избираемых людьми. Общезначимость подобных целей, их адекватность задачам выживания не дает оснований для признания их гносеологической истинности, взаимосведéния должного к сущему.
Альтернативность науке – не недостаток, а достоинство ценностной социальной философии, которая обосновывает «суперсистемы человеческой культуры», состоящие из знаний, верований, образов и норм, осуществляет рефлексию ценностей существования и поэтому предстает как ценностное самосознание эпох человеческой истории.
В отличие от ценностной рефлективная социальная философия исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия, которая не зависит от ценностных предпочтений субъекта и является объектом верифицируемого знания.
Задача рефлективной социальной философии – анализ сущности и существования социальной реальности как подсистемы целостного мира.
Изучая сущность общественной жизни, социальная философия рассматривает ее как социум или надорганическую реальность – многообразный в своих проявлениях мир человека, выделенный из природы и отличный от нее. Практически все течения социальной философии связывают коренное отличие homo sapiens с наличием у него сознания [СОЗНАНИЕ] – способности к эвристическому символическому моделированию мира путем абстрактно-логического, вербального мышления. Становление этой способности означает преобразование биологической активности живых систем в деятельность человека.
Важнейшая проблема социальной философии – субстанциальная основа общественной жизни, которая придает социе-тальные свойства ее разнообразным субъектным, объектным, организационным проявлениям, обусловливает их качественную самотождественность и внутреннюю системную целостность.
Проблема субстанции социальной жизни вызывала и вызывает острые разногласия между философами. Одни считают такой субстанцией трансцендентальное сознание, другие – посюстороннее сознание, выступающее как система смыслов (идей, образов, ценностей, норм), которая интегрирует многообразие их носителей в социокультурные системы. Человеческая деятельность в подобном понимании выступает как модус идеальной субстанции, процесс объективации смыслов и их последующей социализации.
Альтернативная точка зрения рассматривает как социальную субстанцию предметную деятельность общественного человека. В качестве идеально-регулятивной подсистемы деятельности (совокупности ее мотивов, целей, программ) сознание обусловливает процесс целереализащш и существенно влияет на его результаты, диверсифицируя их в соответствии с присущей субъекту «свободой воли». Однако эта свобода не является абсолютной, поскольку содержание человеческих желаний, влечений, целей обусловлено системой материальных факторов деятельности. Прежде всего речь идет о потребностях человека как первопричин его активности.
Альтернативные трактовки социальной субстанции ведут к разному пониманию многих важнейших проблем социальной философии, начиная с вопроса о существовании специфических для общества форм пространства и времени и кончая проблемами социального детерминизма. Так, способность к прогностическому моделированию виртуальных состояний среды, присущая человеку, связана с вопросом о специфике причинно-следственных зависимостей (в условиях, когда причиной действия становится представление о его возможных последствиях). Способность сознания ранжировать детерминирующие его потребности ставит вопрос о соотношении необходимости и свободы, случайности и вероятности в человеческом поведении.
Особое значение обретает проблема закономерности [ЗАКОНОМЕРНОСТИ]социального процесса, наличия в нем объективных, устойчиво воспроизводимых, сущностных связей. Точке зрения, отрицающей сам факт существования законов в социальном процессе, творимом субстанциально свободной человеческой волей, противостоят концепции, в которых сфера закономерности не ограничена лишь царством природы. В одном случае социальную регулярность пытаются редуцировать к универсальным законам системной самоорганизации (синергетика), биологии (социобиология) или рассматривать ее как следствие детерминирующего воздействия внешней среды (географический детерминизм). В другом – вывести ее из имманентных регулярностей сознания (индивидуального или коллективного). В третьем – из факторов социального процесса, действующих помимо сознания и независимо от него (материалистическое понимание истории).
Анализ социальной реальности как подсистемы окружающего и охватывающего нас мира, не исчерпывает всей проблематики социальной философии, которая видит в обществе [ОБЩЕСТВО]необходимую организационную форму воспроизводства социальности.
Осуществляя такой подход, рефлективная социальная философия пересекается с теоретической социологией.
Разные течения социальной философии предлагают разное понимание природы человеческого общества. Сторонники номиналистической точки зрения фактически отказывают обществу в онтологической реальности, отличной от суммарной жизнедеятельности индивидов. Представители альтернативной точки зрения (социологический реализм) понимают общество как надындивидуальную систему, которая, складываясь во взаимодействии людей, обладает интегральными свойствами, отсутствующими у индивидов. Социальная реальность включает в себя устойчиво воспроизводимые системы отношений общественных [ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ],возникающих в процессе распределения труда, собственности и власти; безличные роли и статусы [СТАТУС],фиксирующие место индивидов в подобных отношениях; системные совокупности ролей, образующие социальные институты (см. Институт социальный [ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ]);надындивидуальные стереотипы культуры – шаблоны мышления и чувствования и т.д.
Некоторые философы и социологи (Э.Дюркгейм [ДЮРКГЕЙМ]и его последователи) «субъективируют» матрицы социального взаимодействия, превращая общество в самостоятельного интегра-тивного субъекта с собственной системой потребностей, интересов, целей, отличных от потребностей и целей индивида. Это стремление вызывает резкую критику сторонников «методологического индивидуализма» (от М.Вебера [ВЕБЕР М.]до К.Поппера [ПОППЕР]),отвергающих идею коллективного субъекта. Такой «индивидуализм» не отрицает наличие социокультурных структур, нередуцируемых к индивиду и влияющих на его поведение; он лишь настаивает на том, что эти структуры не могут действовать сами по себе, что способность к целенаправленной деятельности дарована только людям, а не обществу, государству или социальным законам.
Важнейшей задачей социальной философии является построение системно-структурной модели «общества вообще», которая должна свести воедино универсальные, исторически инвариантные признаки общественной организации, независящие от пространственно-временных форм ее существования. Это достижимо лишь при помощи системного анализа объектов с органическим типом целостности. Исходной задачей становится структурный анализ общества – установление реестра образующих социальную систему частей, выделение уровней структурной организации общества (его подсистем, компонентов и элементов), находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Оставляя конкретный анализ общественной структуры на долю социологии, социальная философия обсуждает вопрос о наиболее общих принципах «социальной статики», в частности – принципах выделения подсистем общества или сфер общественной жизни. Можно выявить различные подходы к вычленению различных сфер общества: 1) субъектный подход, при котором подсистемами общества считаются крупные группы людей (этносоциальные общности, экономические страты, политические союзы и пр.); 2) организационный подход, исходящий из институализированных систем общественных отношений (типа «базис» и «надстройка»); 3) деятельностный подход, который связывает подсистемы с типами совместной деятельности людей. Определение этих типов связано с установлением элементов совместной деятельности, без которых невозможно ее воспроизводство. К ним относятся человеческие индивиды, предметы практического назначения или вещи, создаваемые в материальном производстве; опред-меченная в символах и знаках информация, создаваемая в духовном производстве; наконец, субъект-объектные и субъект-субъектные связи и отношения. На правах компонентов в структуру общества входят различные социальные группы и стоящие за ними институты, связанные с распределением профессиональных, экономических, властных и культурных ролей-статусов между носителями соответствующих общественных отношений.
При обсуждении этой проблемы возникают острые споры между сторонниками монистического и плюралистического течений в социальной философии. Первые убеждены в том, что функциональные опосредования в обществе имеют субординационный характер, поскольку на каждом «этаже» социальной структуры можно выделить такие элементы, компоненты и подсистемы, которые наиболее важны для общества и оказывают постоянное детерминирующее воздействие на иные структурные уровни. Примером монистического подхода к обществу является марксистская социальная философия. Сторонники плюралистического подхода исходят из координационной природы функциональных связей, утверждают принципиальное равноправие между типами человеческой деятельности, социальными институтами и пр.
Еще одним аспектом социальной философии является социальная динамика, которая рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, изменяя свои качественные состояния. Различные направления соцальной философии по-разному решают вопрос об источниках социальных изменений, некоторые усматривают их в сфере духовных смыслов, считая изменение социальных систем (систем практического взаимодействия) следствием имманентного изменения культурных систем. При таком подходе становление, напр., капиталистической экономики понимается как результат изменения религиозно-этических установок (М.Вебер) или философских воззрений на окружающую действительность (П.А.Сорокин [СОРОКИН]). Альтернативная точка зрения ищет источник социокультурных трансформаций в неидеальных факторах деятельности (как это делал К.Маркс [МАРКС],считавший источником социальной динамики самовозрастание человеческих потребностей, а механизмом изменения – противоречие между производительными силами общества и его производственными отношениями).
Разная трактовка дается и инициирующим субъектам социокультурных изменений (проблема «героя и толпы», «классов и классовой борьбы»), их оптимальных, наиболее эффективных форм (эволюционное изменение или социальная революция) и т.д.
К проблемам социальной динамики примыкают проблемы философии истории [ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ],в которой предметом рассмотрения становится не общество, а история. Споры вызывает вопрос о принципах типологизации исторически конкретных форм общественной организации. Позиция философов, основывающих такую типологию на факторах культуры (социокультурные суперсистемы Сорокина и др.), альтернативна точке зрения, связывающей эту типологию с производственно-технологическими (У.Ростоу [РОСТОУ], Д.Белл [БЕЛЛ]и др.) или экономическими факторами (общественно-экономические формации Маркса). Острые споры вызывает и проблема направленности исторического развития или проблема общественного прогресса. Одни специалисты по социальной философии настаивают на исключении идеи прогресса из социальных теорий, полагая, что ученый обязан констатировать факт социокультурных изменений, но не имеет права оценивать их с позиций «лучшего» или «худшего». Другие считают, что функциональные институты, могут быть оценены по степени совершенства или несовершенства, по их соответствию собственному назначению. Третьи говорят о конкретном характере исторической эволюции человечества, выбирая между альтернативами прогресса, регресса или циклического изменения.
Прикладным аспектом философии истории является разработка методологических проблем исторического познания – таких, как вопрос о различении исторических «структур» и «событий», о природе исторического факта, о соотношении но-мотетических и идиографических процедур в познании истории, «объяснения и понимания» в нем и др.
Литература:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993;
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, – Избр. произв. М., 1990;
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991;
5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Они же. Соч., т. 3;
6. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1–2. М., 1992;
7. Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908;
8. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991;
9. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992;
10. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990;
11. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993;
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991;
13. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. N. Y., 1962, v. 1–4.
Основы социальной философии
Предмет социальной философии – это общество в виде целостной системы и законы, по которым оно развивается и функционирует. Наука изучает явления, происходящие на макроуровне. Это означает, что социальная философия не ставит целью изучить политические, экономические и другие явления общества. Цель данной науки – исследовать структуру.
Проблемы
К проблемам относятся следующие аспекты:
Общество и его функции
Общество имеет ключевое значение. Наука исследует его на следующих уровнях:
Функция имеет многоплановое содержание и включает в себя разнообразные сферы. Но основная задача этой науки состоит из двух неразделимых аспектов: объяснение бытия и изменение его в духовном и материальном плане. В жизни общества, имеют значение – реформы. Изменениям в общественной жизни предшествует разработка понятий, по которым будет происходить интеграция изменений в жизнь. В разработке коллективных идей, состоит главная задача рассматриваемой науки.
Современная
Прежде чем изучать особенности, следует конкретизировать, что имеется в виду под понятием «социальная». Это понятие рассматривают в широком и узком смысле. Понятие применимо как к любым процессам, происходящим в социуме, так и к тем, которые имеют отношение к данной сфере.
Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.
К главным задачам относят следующие:
Историческое развитие
Социальная философия, как самостоятельная наука, берет начало с Древнего мира. Ее называли по-разному: «этика», «политическая философия», «историософия». Так проявлялись разнообразные грани этой науки. Современное название наука получила благодаря французскому философу Огюсту Конту, который ввел такое обозначение в 40-х гг. ХIХ в. Термин получил распространение во Франции, после – в Германии, и в начале XX в. стал популярен в России.
Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов. В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:
Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.
Происхождение социума не подразумевает божественного начала. Индивиды – автономные «атомы», тогда как общество – совокупность этих атомов.
Модель и структура
Существуют следующие социально-философские модели:
Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:
Основы
Под социальной философией понимают изучение индивидов. Исследователи современности выделили возможные модели социальной реальности:
К областям исследования социальной философии относят социальное познание в целом. Социальная философия стремится к объективному знанию об истории социума.
Социальная философия
Социальная философия – это раздел философии, изучающий общество как сложнейшую саморазвивающуюся систему.
Социальная философия – это раздел и вместе с тем срез всего философского знания, она включает в себя:
— социальную онтологию, рассматривающую проблемы общественного бытия;
— социальную диалектику, изучающую типы социальной динамики, цель и движущие силы общественного развития;
— социальную гносеологию, выявляющую методы, способы и принципы познания общества;
— социальную аксиологию, исследующую социальные ценности (свобода, равенство, справедливость).
Кроме того, социальная философия неразрывно связана с философской антропологией. Невозможно изучать общество, не изучая человека, невозможно понять человека, не изучив общество. Аристотель считал социальность родовым свойством человека: «Человек своей природой предназначен жизни сообща». К. Маркс определил человека как «совокупность общественных отношений».
Общество – это совокупность объективных общественных отношений, которая существует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей. Общество как сложнейшая система включает в себя четыре основных сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Экономическая сфера (иначе сфера производства) – это та сфера социальной жизни, где создается материальный и интеллектуальный продукт, идущий впоследствии в общественное и личное потребление. Экономическая сфера состоит из двух основных элементов – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – система субъективных и объективных (вещественных) элементов, осуществляющих процесс производства. Производительные силы складываются из средств производства и целесообразной человеческой деятельности.
Средства производства разделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда – это то, чем обрабатывают, а предметы труда – это то, что обрабатывают. Средства труда, в свою очередь, подразделяются на орудия труда и инфраструктуру (транспорт, складские помещения и т.д.). Важнейшая роль в развитии производительных сил принадлежит технике. Главная задача техники – повышение эффективности человеческого труда и человеческой деятельности путем создания артефактов, воплощающих в себе эту эффективность.
Производственные отношения – это отношения людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления производимых ими благ или ресурсов. Центральную роль в производственных отношениях играют отношения собственности – отношения между людьми по поводу владения, распоряжения и пользования материальными и духовными благами.
Социальная сфера – это сфера разделения общества на социальные группы: классы и страты. Здесь определяются и выстраивают свои отношения основные структурные единицы, из которых состоит общество, а также определяется роль каждого из этих элементов в функционировании общества. Чем сложнее общество по своему уровню развития, тем сложнее оно структурировано.
Политическая сфера – это сфера существования социальных институтов, где главной целью социальных субъектов является борьба за власть, и, прежде всего, за политическую власть и государственную власть. Помимо самих субъектов политической власти, компонентами политической сферы являются политические идеологии и политические отношения. Ключевую роль в политической организации общества играет государство.
Государство – это политический институт, осуществляющий управление обществом посредством выражения воли всех граждан или их части, охрану его экономической и социальной структуры, а также подавление элементов, противодействующих данному государственному устройству, форме правления или политическому режиму.
Сфера права и правоотношений близко примыкает к политической сфере общества: функционирование политики как особого социального института невозможно без права, именно право образует фундамент, на котором строится функционирование политики. Право – это совокупность господствующих норм в обществе, имеющих характер юридического закона и подкрепленных опорой на вооруженную силу государства. Вокруг права складывается особый комплекс отношений – правоотношения. Правоотношения включают в себя механизм прав и обязанностей.
Духовная сфера – самая возвышенная сфера жизнедеятельности общества и человека, будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование общества как такового. Духовная сфера общественной деятельности существует в следующих формах: моральное сознание, эстетическое, религиозное сознание, политическое сознание и правосознание, научное и философское сознание.
В истории социальной философии существуют три основных направления понимания сущности общественной жизни: натурализм, идеализм, исторический материализм. Вплоть до середины XIX века основным направлением социальной философии был идеализм. Идеалистическое понимание истории предполагает, что функционирование и развитие общества определяется духовными факторами, либо волей и желанием выдающихся исторических личностей, либо изменениями в общественном сознании – политике, религии, науке и т.д., либо волей Высшего разума.
Натурализм в качестве определяющего фактора существования и специфических особенностей общества выделяет природу – либо внешнюю, естественную (географический детерминизм, климатический детерминизм, космизм), либо природу самого человека (биологический детерминизм). Основная идея исторического материализма (марксизма) выражается в законе об определяющей роли материального производства в развитии общества.
Одной из основных задач социальной динамики является конструирование концептуальных моделей исторического процесса, т.е. концепций предполагающих разделение мировой истории на различные эпохи и стадии.
Эти концепции можно разделить на три основных типа : линейный, циклический и хаотический.
1. Линейная концепция представляет развитие общества в виде последовательной смены основных фаз или стадий, причем эти фазы или стадии должны проходить все конкретные социальные системы. К линейной концепции относится марксистская теория общественно-экономических формаций – социально-политическое учение К. Маркса. История в марксизме рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций.
Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой. Карл Маркс историю развития общества сводил к пяти стадиям: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.
Исходной точкой социального развития служит бесклассовое общество – первобытный коммунизм. Затем в результате развития производительных сил создаются излишки продукции и формируется классовое общество, дальнейшее развитие которого определяется классовой борьбой. Классовая борьба выступает движущей силой социальных изменений. На первой стадии классового общества – рабовладельческой общественно-экономической формации противостоят друг другу рабовладельцы и рабы.
Власть рабовладельцев над рабами абсолютна. В результате дальнейшего роста производительных сил и классовой борьбы происходит становление феодального общества, также состоящего из двух антагонистических классов – земледельцев и крестьян. И здесь происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта, т.е. излишков сверх прожиточного минимума.
Но власть земледельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, по которой крестьянин прикреплен к данной территории и не может перейти в другое место. На следующем этапе общественного прогресса в процессе обострения классовой борьбы революционным путем происходит переход к следующей общественно-экономической формации – капиталистической.
Два новых антагонистических класса – буржуазия и пролетариат. Наемный рабочий формально свободен, но так как у него отсутствуют средства производства, он вынужден работать на капиталиста. Производство при капитализме приобретает общественный характер и обостряющееся противоречие между общественным характером производства и частнособственническим способом его присвоения, между ростом богатства у немногих и нищетой большинства разрешается в социалистической революции и построении коммунистической общественно-экономической формации.
В соответствии с третьим законом диалектики – законом отрицания отрицания – это есть возвращение на новом более высоком уровне к начальной формации – первобытному коммунизму. Коммунистическое общество – это бесклассовое общество, где отсутствует частная собственность на средства производства (средства производства принадлежат всем в равной степени), и соответственно нет эксплуатации. Лозунг коммунистического общества: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
2. Циклическая концепция предполагает, что каждый из социальных организмов проходит свой отдельный, локальный, не связанный с другими социальными организмами цикл развития, и никакого общего пути для всех социальных организмов не существует. К циклической концепции относится теория цивилизаций или «культурно-исторических типов».
Сторонником цикличного развития общества был Н.Я. Данилевский. «Всему живущему как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть … История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают – и умирают не от внешних только причин». Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по языку народов.
Данилевский выделяет такие культурно-исторические типы, как египетский, китайский, ассиро-вавилоснский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, славянский и другие. По Данилевскому необязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, в этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов.
Наибольшее распространение циклическая концепция получила после выхода книги Оствальда Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до гибели, подобно живому организму, и на этом пути она достигает расцвета, последующего упадка и крушения. Каждая культура представляет собой своеобразный организм, имеющий свою душу и характерные черты, но все типы имеют нечто общее, а именно: они проходят в своем развитии одни и те же фазы.
Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная и культура майя. Заключительная стадия развития культуры – это цивилизация. Основное проявление цивилизации Шпенглер выражает в понятии «мировой город», для которого характерны космополитичность, холодный практический ум, господство техники над духовным творчеством, деньги как основополагающий фактор. Основная черта цивилизации – империализм, который наступает, когда исчерпываются все возможности развития, и остается лишь возможность распространения вширь.
3. Хаотическая концепция исходит из принципа отсутствия всякого порядка в исторической смене социальных организмов и в невозможности теоретическим путем упорядочить общий «хаос» всех существовавших и существующих обществ. К хаотической концепции относится постмодернистская ризомная концепция.
Суть ризомной концепции в неопределенности исторического процесса. История здесь уподобляется слепому котенку, тыкающемуся во все углы своего возможного развития. Корни в принципе можно пускать в любом направлении, ведь реально история продолжается за счет перехода от одного направления к другому и в этом переходе вся суть, а сами направления не столь важны. В постмодернистском переборе они все равны.
В конечном счете, процесс исторического развития – это творческий процесс, люди именно творят историю, и будущее никогда не повторяет прошлое. Исторический процесс – это процесс создания нового исторического материала, который формируется непосредственно из жизни самих людей: ризома является своеобразным приглашением к индивидуальному историческому творчеству. Никаких ограничений на это нет.
Техника в современном обществе является важнейшим фактором социального развития. Современную цивилизацию смело можно назвать техногенной. Главное свойство техногенной цивилизации то, что техника в ней является фактором, определяющим социальное и индивидуальное бытие, она формирует среду обитания человека (т.е. техника – не просто то, что использует человек, а то, в чем он живет).
Стадии развития техногенной цивилизации базируются на основных стадиях развития техники. Разграничение стадий основано на том, что в истории человек постепенно передает технике свои трудовые функции, одну за другой.
На первом этапе от человека к технике передается функция непосредственного воздействия на объект, обработки материала. Техника в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной. На втором этапе технике передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII-XIX вв.
Стадия называется машинной. На третьем этапе человек передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине XX в. Стадия называется автоматической. В этой периодизации переход от первой стадии ко второй принято называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией (НТР).
Каждая новая стадия в развитии техники влечет за собой социальные изменения, т.е. меняется не только система производства, но и весь образ жизни людей.
В частности, социальными следствиями перехода от инструментальной к машинной стадии являются:
— урбанизация; миграции и усложнение социальной структуры;
— возможность женского производительного труда наряду с мужским, и как следствие новые взаимоотношения в семье;
— усложнение системы производства, возникновение безработицы как социального явления (поскольку человек перестал быть самодостаточным участником трудового процесса).
Социальными следствиями перехода от машинной стадии к автоматической являются:
— превращение интеллектуальных профессий в массовые;
— постоянное обновление рынка труда и универсальность многих квалификационных показателей;
— возникновение принципиально новых форм социальных коммуникаций;
— появление распределенных производственных структур и возможность дистационной профессиональной деятельности.
Таким образом, техника меняет не только систему производства, но и всю общественную жизнь. В техногенной цивилизации устанавливается технологическая детерминация развития социальной системы. Эта зависимость отражена в теории индустриального общества, в которой на трех указанных стадиях в развитии техники основывается выделение доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной стадии в развитии общества. Технологический детерминизм представляет собой один из вариантов линейной концепции социальной динамики. Классики технологического детерминизма – Д. Белл, З. Бжезинский, У. Ростоу, Д. Гэлбрэйт.
В современной социальной философии обсуждается вопрос о сущности стадии, в которую сейчас вступает общество и которая определяется как информационное общество. Информационным является общество, в котором нормой всякой деятельности является оптимизация локальных действий через обращение к глобальным информационным процессам. С гносеологической точки зрения информационным является общество, в котором базовое владение информационными технологиями переходит из разряда специальной подготовки на уровень обыденного знания.
С аксиологической точки зрения развитие техногенной цивилизации порождает усиливающееся расхождение двух мировоззренческих ориентаций – технократической и антитехницистской идеологии. Технократическая идеология основана на признании необходимости и правильности развития цивилизации именно в техногенных формах; антитехницизм связан с осознанием опасностей такого развития.
Вопросы для самопроверки.
1. Назовите основные проблемы социальной философии.
2. Выделите и охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.
3. Какие существуют концепции социальной динамики? В чем специфика каждой концепции? Назовите представителей этих концепций.
4. Какую роль в бытии современного общества играет техника? Какие периоды в развитии общества можно выделить в связи с развитием техники?
5. В чем специфика информационного общества?
Вопросы для размышления.
1. Как вы считаете, в каком направлении должно развиваться общество? Какие результаты развития вам хотелось бы увидеть?