Что такое социальная гармония
ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. harmony, social; нем. Frieden, soziale. Соответствие, бесконфликтное сосуществование всех элементов соц. общности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Социальная доктрина ислама — Ислам воспринимается его последователями не только как учение, регламентирующее отношение человека к Богу, но и как образ жизни, как программа обустройства обва. В самом деле, Коран и сунна (сборник преданий о высказываниях и деяниях пророка… … Религии народов современной России
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
ФУРЬЕ — (Fourier) Франсуа Мари Шарль (7.4.1772, Безан сон, 10.10.1837, Париж), франц. утопич. социалист. Род. в купеч. семье, почти всю жизнь служил в торг. домах. На мировоззрении Ф. отразилось его глубокое разочарование в результате Великой… … Философская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Особенности современной социальной философии — кратко Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20 40 х гг. прошлого столетия. В то время ее обширная проблематика была представлена прежде всего в… … Малый тезаурус мировой философии
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия
ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. harmony, social; нем. Frieden, soziale. Соответствие, бесконфликтное сосуществование всех элементов соц. общности … Толковый словарь по социологии
Социальная доктрина ислама — Ислам воспринимается его последователями не только как учение, регламентирующее отношение человека к Богу, но и как образ жизни, как программа обустройства обва. В самом деле, Коран и сунна (сборник преданий о высказываниях и деяниях пророка… … Религии народов современной России
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
ФУРЬЕ — (Fourier) Франсуа Мари Шарль (7.4.1772, Безан сон, 10.10.1837, Париж), франц. утопич. социалист. Род. в купеч. семье, почти всю жизнь служил в торг. домах. На мировоззрении Ф. отразилось его глубокое разочарование в результате Великой… … Философская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Особенности современной социальной философии — кратко Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20 40 х гг. прошлого столетия. В то время ее обширная проблематика была представлена прежде всего в… … Малый тезаурус мировой философии
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия
LiveInternetLiveInternet
—Новости
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Приложения
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Социальная гармония
Вопросы социальной гармонии волнуют умы человечества с древнейших времен, и представление о социальной гармонии складывается уже в древнегреческой философии. Гармония[1] – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
Конкретного определения социальной гармонии как философской категории пока не дано, она считается «интуитивно понятной». Однако, в современном мире, при нестабильной геополитической ситуации, вопрос социальной гармонии требует специального рассмотрения. В данной статье предпринята попытка дать определение понятию социальной гармонии и рассмотреть наиболее существенные примеры её проявления.
При рассмотрении общества под гармонией чаще всего подразумевается отсутствие в обществе конфликтов. Однако отсутствие конфликтов ведет к застою и регрессу. В конфликте, несомненно, есть и позитивное начало, которое состоит, как отмечает А.В. Лукьянов в «…посягании человеком иного… В данном стремлении к неповторимому обновлению, к выходу за пределы природы, в сфере культуры проявляется позитивная сущность конфликта»[2]. Поэтому гармония в обществе – это скорее не отсутствие конфликтов, а грамотное их развитие и разрешение. Иными словами, социальная гармония – форма взаимоотношений между социальными группами, классами, имеющими различные интересы, которые способствуют целостности социального организма, стабильности его бытия и развития. Также социальная гармония – это форма разрешения противоречий, тем не менее, не снимающая их окончательно. Социальная гармония отнюдь не исключает классовых выступлений, демонстраций и т.п., однако исключительно в рамках закона. Социальная гармония в равной степени затрагивает все сферы общественной жизни, так что было бы неоправданным относить её исключительно к социальной сфере.
В экономической сфере социальная гармония предполагает следующие проявления:
1) справедливое распределение материальных благ;
2) продуманная и сбалансированная социальная политика;
3) объективной основой эволюции конкурентных форм является развитие производительности труда.
«Справедливость — это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли», пишет американский философ Джон Роулз в работе «Теория справедливости»[3]. Роулз выделяет два принципа справедливости: первый принцип заключается в том, что каждый человек, принимающий участие в деятельности той или иной общественной практики, или находящийся под ее воздействием, имеет равное право на наиболее обширную свободу, совместимую с аналогичной свободой для всех. Второй принцип – принцип различия – допускает неравенство, но только при условии, что оно является выгодным для всех и, что должности и общественное положение с которым оно связано, доступны для всех. Далее Роулз сделал попытку построить особого рода концепцию, которая утверждала бы, что люди стремятся к счастью, но не отождествляла бы счастье с некоторой суммой материальных благ, выпадающих на долю большинства членов общества. По мысли Роулза, его концепция должна обеспечить конструктивный подход к обоснованию моральных принципов, совпадающих с нашими моральными убеждениями, придающий независимый логический статус понятию права и опирающийся на фундаментальную доктрину о неприкосновенности и достоинстве моральной личности. В становлении роулзовской концепции можно выделить три различные модели, характерные для разных стадий ее развития[4]. На первом этапе Роулз рассматривает справедливость на микроэкономическом уровне. По его мнению, фундаментальным для справедливости является понятие честности — идея, основывающаяся, на принципе взаимного ограничения свободы, сформулированном известным теоретиком права и философом Хартом[5]. В отличие от Бентама, который утверждал, что от благосостояния всего общества зависит благосостояние каждого из его членов и что только максимизируя благосостояние всего общества можно улучшить благосостояние каждого в отдельности, Роулз предлагает иной способ распределения материальных благ. При этом на первый план выходит положение, занимаемое каждым в отдельности, ведь только улучшив положение каждого конкретного члена общества, можно максимизировать благосостояние общества в целом. Так Роулз пытается обосновать тот факт, что, делая выбор между практикой, характеризующейся равным распределением прибыли, и практикой, предусматривающей неравное распределение тех самых благ, рационально отдать предпочтение именно последней, но только при условии, что неравное распределение способствует улучшению материального положения каждогоигрока по сравнению с его положением в рамках практики равного распределения. Во второй модели Роулз посредством «завесы неведения»[6]намеревается исключить то, что он и другие моральные философы считают социально несправедливым — случайное наделение индивидов талантами, которые могут оказаться экономически выгодными.
Экономическое проявление социальной гармонии получает свое развитие в области политики.
В политической сфере социальная гармония выступает как форма развития диалектического противоречия «общество-индивид». Данное противоречие в его конкретно-исторических формах получает свое разрешение в одном из следующих основных «образов общественной жизни», по выражению Т.М. Махаматова, и формах и принципах организации общественного порядка: либерализм (анархизм), тоталитаризм и демократия[7].
3. Демократия. В демократической форме государственности происходит гармоничное разрешение противоречий общества, все принципы организации общественной жизни и институты государства проявляются и действуют во всей полноте, последовательности, во благо общества и его развития[12]. Демократический образ жизни – это диалектическое единство таких индивидуалистических начал, как признание ценности личности члена сообщества и ее свободы, частная собственность, публичное проявление личных взглядов, равноправие в общественной жизни, публичное поощрение героических деяний личности с общественными началами социального организма[13].Демократия и ее развитие обуславливаются этими имманентными противоречиями бытия общества. Об этом пишут многие отечественные специалисты философии политики, в частности Т. А. Алексеева, Г. Дилингенский, Т.М. Махаматов, И.К. Пантин, А. М. Салмин и другие. Например, Т.А. Алексеева описывает ситуацию следующим образом: «Демократия стремится расширить свободу и закрыть дорогу тирании, поддерживая выбор народа. В то же время свобода индивида требует свободного общества, которое, в свою очередь, невозможно без широко одобряемых социальных целей и ценностей, включая сущностно важные представления о справедливости и благе. Таким образом, неизбежно возникает напряжение между популистским демосом и эффективно управляемой республикой, волей и желанием отдельных индивидов и прерогативами сообщества. Такое напряжение естественно и закономерно, более того, именно оно лежит в основе процесса развития демократии»[14].
Проблема связи демократии, а также ее развития с социальными противоречиями также рассматривается в трудах таких западных исследователей, как У. Коннолли, Дж. Данн, А. Турен и других. Согласно Уильяму Коннолли, и индивидуалисты, и коммунитаристы разочарованы в демократии, потому что «десократическая теория и практика связаны с двусмысленностью «одновременной дифференциации и гармонизации» личности и общества. Подобное разочарование, по мнению У. Коннолли, проистекает из убежденности обеих сторон в том, что «эта двусмысленность должна получить решение, а не признание и выражение в институциональной жизни»[15]. Коннолли указывает на обусловленность демократии противоречиями между индивидуальными и общественными началами, но решения этих противоречий в демократии не видит.
Аналогичны взгляды Джона Данна и Алена Турена. Как считает А. Турен, демократия неизбежно связана с попыткой соединить явно противоречивые потребности: правление закона с представительством особых интересов – «гарантирование уважения к человеческой свободе» и в то же время «организация общества в соответствии с представлениями большинства о справедливости»[16].
Таким образом, демократический образ жизни, рождаясь как форма гармоничного разрешения противоречия индивидуалистического и общественного начал исторического бытия общества, перерастая в политическую форму своего осуществления, может породить ряд имманентных негативных противоречий. Диалектика этих фундаментальных противоречий такова, что изменения одной из сторон направлены против изменений другой стороны. Развитие индивидуалистических начал в обществе в своей крайней степени может значительно ослабить позиции общественных институтов, породить нестабильность и даже поставить под вопрос само существование организации. Аналогичным образом чрезмерный контроль коллектива за развитием личности, ущемление индивидуальности и свободы развития индивида приводит к затруднению функционирования системы и даже прекращению её развития. Социальный организм включает в себя самые разные (экономические, религиозные, политические и иные) общественно-исторические отношения и интересы индивидов и социальных групп, которые не в силах естественным путем достигать гармонии. Если же гармония воплощается на какой-то период времени, то он весьма недолог.
Противоречия социального организма и их обострения неизбежны, и в зависимости от усиления той или иной противоположности получают разрешение в форме тоталитаризма или анархизма, которые Т.М. Махаматов называет «отрицательными формами» разрешения противоречий, так как в одном случае стабильность перерастает в стагнацию, а во втором – общество может потерять единство и оказаться в хаосе. «Как свидетельствует история демократии, она в своих различных социально-исторических формах была и пока остается единственным прогрессивным способом разрешения противоречий исторического бытия общества»[17].
В духовной сфере социальная гармония проявляется, прежде всего, во взаимосвязанных между собой мировоззренческих установках человеческой личности, таких, как толерантность, взаимоуважение, правовое сознание и других.
Толерантность– стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений, или иными словами – допущение, признание и уважение различия. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
В противовес сложившемуся мнению о том, что толерантность равна терпимости, толерантность следует понимать как следствие взаимоуважения, потому что в противном случае постоянная терпимость к инакомыслию, воспринимаемому как зло, неизбежно ведет к нарастанию социальной напряженности, и, в конечном счете – социальному конфликту.
В социальной сфере социальная гармония также предстает как итог развития демократических начал, таких как равенство, гуманизм, право, свобода личности, гражданское общество и других, ставших объективно-историческими основаниями социальной гармонии. Говоря по существу, социальная гармония есть результат развития демократии как образа жизни.
Список использованной литературы:
Член МОО «ВЕЧЕ», Аспирант кафедры философии
Финансового университета при Правительстве РФ
[1]греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность.
[2]Лукьянов А.В. Попытка философской рефлексии над природой человеческого конфликта // Противоречия развития современного российского общества: конфликтогенность и поиск устойчивости. Уфа, 2006. С. 38.
soldier_moskva
Военно-политический журнал Владимира Орлова
Вопросы социальной гармонии волнуют умы человечества с древнейших времен, и представление о социальной гармонии складывается уже в древнегреческой философии. Гармония[1] – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
Конкретного определения социальной гармонии как философской категории пока не дано, она считается «интуитивно понятной». Однако, в современном мире, при нестабильной геополитической ситуации, вопрос социальной гармонии требует специального рассмотрения. В данной статье предпринята попытка дать определение понятию социальной гармонии и рассмотреть наиболее существенные примеры её проявления.
При рассмотрении общества под гармонией чаще всего подразумевается отсутствие в обществе конфликтов. Однако отсутствие конфликтов ведет к застою и регрессу. В конфликте, несомненно, есть и позитивное начало, которое состоит, как отмечает А.В. Лукьянов в «…посягании человеком иного… В данном стремлении к неповторимому обновлению, к выходу за пределы природы, в сфере культуры проявляется позитивная сущность конфликта»[2]. Поэтому гармония в обществе – это скорее не отсутствие конфликтов, а грамотное их развитие и разрешение. Иными словами, социальная гармония – форма взаимоотношений между социальными группами, классами, имеющими различные интересы, которые способствуют целостности социального организма, стабильности его бытия и развития. Также социальная гармония – это форма разрешения противоречий, тем не менее, не снимающая их окончательно. Социальная гармония отнюдь не исключает классовых выступлений, демонстраций и т.п., однако исключительно в рамках закона. Социальная гармония в равной степени затрагивает все сферы общественной жизни, так что было бы неоправданным относить её исключительно к социальной сфере.
В экономической сфере социальная гармония предполагает следующие проявления:
1) справедливое распределение материальных благ;
2) продуманная и сбалансированная социальная политика;
3) объективной основой эволюции конкурентных форм является развитие производительности труда.
«Справедливость — это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли», пишет американский философ Джон Роулз в работе «Теория справедливости»[3]. Роулз выделяет два принципа справедливости: первый принцип заключается в том, что каждый человек, принимающий участие в деятельности той или иной общественной практики, или находящийся под ее воздействием, имеет равное право на наиболее обширную свободу, совместимую с аналогичной свободой для всех. Второй принцип – принцип различия – допускает неравенство, но только при условии, что оно является выгодным для всех и, что должности и общественное положение с которым оно связано, доступны для всех. Далее Роулз сделал попытку построить особого рода концепцию, которая утверждала бы, что люди стремятся к счастью, но не отождествляла бы счастье с некоторой суммой материальных благ, выпадающих на долю большинства членов общества. По мысли Роулза, его концепция должна обеспечить конструктивный подход к обоснованию моральных принципов, совпадающих с нашими моральными убеждениями, придающий независимый логический статус понятию права и опирающийся на фундаментальную доктрину о неприкосновенности и достоинстве моральной личности. В становлении роулзовской концепции можно выделить три различные модели, характерные для разных стадий ее развития[4]. На первом этапе Роулз рассматривает справедливость на микроэкономическом уровне. По его мнению, фундаментальным для справедливости является понятие честности — идея, основывающаяся, на принципе взаимного ограничения свободы, сформулированном известным теоретиком права и философом Хартом[5]. В отличие от Бентама, который утверждал, что от благосостояния всего общества зависит благосостояние каждого из его членов и что только максимизируя благосостояние всего общества можно улучшить благосостояние каждого в отдельности, Роулз предлагает иной способ распределения материальных благ. При этом на первый план выходит положение, занимаемое каждым в отдельности, ведь только улучшив положение каждого конкретного члена общества, можно максимизировать благосостояние общества в целом. Так Роулз пытается обосновать тот факт, что, делая выбор между практикой, характеризующейся равным распределением прибыли, и практикой, предусматривающей неравное распределение тех самых благ, рационально отдать предпочтение именно последней, но только при условии, что неравное распределение способствует улучшению материального положения каждогоигрока по сравнению с его положением в рамках практики равного распределения. Во второй модели Роулз посредством «завесы неведения»[6]намеревается исключить то, что он и другие моральные философы считают социально несправедливым — случайное наделение индивидов талантами, которые могут оказаться экономически выгодными.
Экономическое проявление социальной гармонии получает свое развитие в области политики.
В политической сфере социальная гармония выступает как форма развития диалектического противоречия «общество-индивид». Данное противоречие в его конкретно-исторических формах получает свое разрешение в одном из следующих основных «образов общественной жизни», по выражению Т.М. Махаматова, и формах и принципах организации общественного порядка: либерализм (анархизм), тоталитаризм и демократия[7].
3. Демократия. В демократической форме государственности происходит гармоничное разрешение противоречий общества, все принципы организации общественной жизни и институты государства проявляются и действуют во всей полноте, последовательности, во благо общества и его развития[12]. Демократический образ жизни – это диалектическое единство таких индивидуалистических начал, как признание ценности личности члена сообщества и ее свободы, частная собственность, публичное проявление личных взглядов, равноправие в общественной жизни, публичное поощрение героических деяний личности с общественными началами социального организма[13].Демократия и ее развитие обуславливаются этими имманентными противоречиями бытия общества. Об этом пишут многие отечественные специалисты философии политики, в частности Т. А. Алексеева, Г. Дилингенский, Т.М. Махаматов, И.К. Пантин, А. М. Салмин и другие. Например, Т.А. Алексеева описывает ситуацию следующим образом: «Демократия стремится расширить свободу и закрыть дорогу тирании, поддерживая выбор народа. В то же время свобода индивида требует свободного общества, которое, в свою очередь, невозможно без широко одобряемых социальных целей и ценностей, включая сущностно важные представления о справедливости и благе. Таким образом, неизбежно возникает напряжение между популистским демосом и эффективно управляемой республикой, волей и желанием отдельных индивидов и прерогативами сообщества. Такое напряжение естественно и закономерно, более того, именно оно лежит в основе процесса развития демократии»[14].
Проблема связи демократии, а также ее развития с социальными противоречиями также рассматривается в трудах таких западных исследователей, как У. Коннолли, Дж. Данн, А. Турен и других. Согласно Уильяму Коннолли, и индивидуалисты, и коммунитаристы разочарованы в демократии, потому что «десократическая теория и практика связаны с двусмысленностью «одновременной дифференциации и гармонизации» личности и общества. Подобное разочарование, по мнению У. Коннолли, проистекает из убежденности обеих сторон в том, что «эта двусмысленность должна получить решение, а не признание и выражение в институциональной жизни»[15]. Коннолли указывает на обусловленность демократии противоречиями между индивидуальными и общественными началами, но решения этих противоречий в демократии не видит.
Аналогичны взгляды Джона Данна и Алена Турена. Как считает А. Турен, демократия неизбежно связана с попыткой соединить явно противоречивые потребности: правление закона с представительством особых интересов – «гарантирование уважения к человеческой свободе» и в то же время «организация общества в соответствии с представлениями большинства о справедливости»[16].
Таким образом, демократический образ жизни, рождаясь как форма гармоничного разрешения противоречия индивидуалистического и общественного начал исторического бытия общества, перерастая в политическую форму своего осуществления, может породить ряд имманентных негативных противоречий. Диалектика этих фундаментальных противоречий такова, что изменения одной из сторон направлены против изменений другой стороны. Развитие индивидуалистических начал в обществе в своей крайней степени может значительно ослабить позиции общественных институтов, породить нестабильность и даже поставить под вопрос само существование организации. Аналогичным образом чрезмерный контроль коллектива за развитием личности, ущемление индивидуальности и свободы развития индивида приводит к затруднению функционирования системы и даже прекращению её развития. Социальный организм включает в себя самые разные (экономические, религиозные, политические и иные) общественно-исторические отношения и интересы индивидов и социальных групп, которые не в силах естественным путем достигать гармонии. Если же гармония воплощается на какой-то период времени, то он весьма недолог.
Противоречия социального организма и их обострения неизбежны, и в зависимости от усиления той или иной противоположности получают разрешение в форме тоталитаризма или анархизма, которые Т.М. Махаматов называет «отрицательными формами» разрешения противоречий, так как в одном случае стабильность перерастает в стагнацию, а во втором – общество может потерять единство и оказаться в хаосе. «Как свидетельствует история демократии, она в своих различных социально-исторических формах была и пока остается единственным прогрессивным способом разрешения противоречий исторического бытия общества»[17].
В духовной сфере социальная гармония проявляется, прежде всего, во взаимосвязанных между собой мировоззренческих установках человеческой личности, таких, как толерантность, взаимоуважение, правовое сознание и других.
Толерантность– стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений, или иными словами – допущение, признание и уважение различия. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
В противовес сложившемуся мнению о том, что толерантность равна терпимости, толерантность следует понимать как следствие взаимоуважения, потому что в противном случае постоянная терпимость к инакомыслию, воспринимаемому как зло, неизбежно ведет к нарастанию социальной напряженности, и, в конечном счете – социальному конфликту.
В социальной сфере социальная гармония также предстает как итог развития демократических начал, таких как равенство, гуманизм, право, свобода личности, гражданское общество и других, ставших объективно-историческими основаниями социальной гармонии. Говоря по существу, социальная гармония есть результат развития демократии как образа жизни.
Список использованной литературы:
Член МОО «ВЕЧЕ», Аспирант кафедры философии
Финансового университета при Правительстве РФ
[1]греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность.
[2]Лукьянов А.В. Попытка философской рефлексии над природой человеческого конфликта // Противоречия развития современного российского общества: конфликтогенность и поиск устойчивости. Уфа, 2006. С. 38.