Что такое социальная идентичность
Социальная идентичность
Смотреть что такое «Социальная идентичность» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — (англ. social identity) один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные… … Большая психологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — (social identity) (социальная психология) аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними (например, жизненный путь, тендер, религия, занятие), становящиеся заметными в тех… … Большой толковый социологический словарь
ИДЕНТИЧНОСТЬ — (нем. Identitat, англ. identity, фр. l iden tite) как логическая категория И. означает отношение, члены которого тождественны друг другу (напр., понятия «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» идентичны оба означают планету Венера); в качестве… … Философская энциклопедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — см. Социальная идентичность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
Идентичность — 1. устойчивое представление индивида о самом себе. Нередко термин уточняется указанием на характер идентификации (полоролевая идентичность, групповая идентичность и т.д.); 2. глубинное тождество между внешне различными объектами, явлениями,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления… … Психология общения. Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия
идентичность — Ваш Я образ или Я концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. идентичность … Большая психологическая энциклопедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ — психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми … Энциклопедия культурологии
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — см. Социальная идентичность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ — (нем. Identitat, англ. identity, фр. l iden tite) как логическая категория И. означает отношение, члены которого тождественны друг другу (напр., понятия «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» идентичны оба означают планету Венера); в качестве… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия
идентичность — Ваш Я образ или Я концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. идентичность … Большая психологическая энциклопедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ — психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми … Энциклопедия культурологии
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — (англ. social identity) один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные… … Большая психологическая энциклопедия
идентичность — ИДЕНТИЧНОСТЬ (от лат. identicus тождественный, одинаковый) отношение, которое каждая вещь переносит на саму себя. Оно может быть выражена формулой а = b * > VF(a b). Идентичность а и b подразумевает и обусловлена принципиальной… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Идентичность — 1. устойчивое представление индивида о самом себе. Нередко термин уточняется указанием на характер идентификации (полоролевая идентичность, групповая идентичность и т.д.); 2. глубинное тождество между внешне различными объектами, явлениями,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Идентичность — (Идентификация) Психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет определенные нормы, ценности, групповые установки, а также то, как воспринимают человека окружающие, с какой из… … Словарь социолингвистических терминов
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — (social identity) (социальная психология) аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними (например, жизненный путь, тендер, религия, занятие), становящиеся заметными в тех… … Большой толковый социологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Исследования во множестве контекстов подтвердили уместность социальной перспективы идентичности в качестве объяснения внут-Ригруппового поведения: Браун (1978) о профессиональных группах, стремящихся сохранить разницу в заработной плате, Джилз и Джонсон (1981) о поведении этнолингвистических групп. Недавно подход был так же успешно использован для объяснения таких внутригрупповых процессов, как конформность, влияние меньшинства и поляризация группы.
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — (англ. social identity) один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные… … Большая психологическая энциклопедия
Социальная идентичность — 1. идентификация члена социальной группы с нею до степени деперсонализации, то есть созависимости. Собственная группа воспринимается как наиболее привлекательная, в то же время восприятие других групп сопровождается ощущением их чуждости или даже … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИДЕНТИЧНОСТЬ — (нем. Identitat, англ. identity, фр. l iden tite) как логическая категория И. означает отношение, члены которого тождественны друг другу (напр., понятия «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» идентичны оба означают планету Венера); в качестве… … Философская энциклопедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — см. Социальная идентичность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
Идентичность — 1. устойчивое представление индивида о самом себе. Нередко термин уточняется указанием на характер идентификации (полоролевая идентичность, групповая идентичность и т.д.); 2. глубинное тождество между внешне различными объектами, явлениями,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления… … Психология общения. Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия
идентичность — Ваш Я образ или Я концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. идентичность … Большая психологическая энциклопедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ — психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми … Энциклопедия культурологии
Понятие «социальная идентичность» и его связь с межгрупповыми отношениями
При исследовании межгрупповых отношений очень сложно обойтись без понятий «идентификация» и «социальная идентичность». Они тесно связаны между собой, но, если рассматривать их с точки зрения научной терминологии, есть существенные различия. Общий смысл понятия «идентификация» — уподобление чему-то. Существует несколько типов идентификации, они выделяются в психологии, социологии и других науках. Выделяют тождественную идентификацию, когда на основании совпадения главных признаков предмета его отождествляют, идентифицируют с другим предметом. Личная идентификация или самоидентификация – формирование отношения личности к себе.
З.Фрейд, основатель психоанализа, впервые вводит этот термин и рассматривает идентификацию как процесс подражания, но бессознательный, являющийся самозащитой личности и регулятором нравственной стороны психики человека. Нравственное поведение формируется через опыт, через присвоение поведенческих образцов и схем.
Несколько другое значение получает понятие «идентичность» в социальной психологии. Это важнейшее условие социальной адаптации, именно идентификация обеспечивает принятие социальных ролей, существующих в обществе, осознание принадлежности к какой-то социальной группе: по возрасту, этническим и расовым признакам, профессии, религиозным и политическим убеждениям.
В нашей стране сегодня идентификация скорее представляется явлением, которое мы можем наблюдать, оставаясь сторонним наблюдателем, констатируя, что есть процесс и результат. В целом, идентичность – состояние внутреннего мира человека, отнесение себя к определенным соц. группам, то есть отождествление себя с другими.
Теория социальной идентичности
Английский психолог Генри Тэджфел, внесший большой вклад в теорию социальной психологии, разработал данную теорию. На протяжении многих лет исследователь изучал межгрупповые отношения. Если опираться на теорию Я-концепции, личность можно представить в виде системы, регулирующейся на фоне социального поведения. Система включает в себя две подсистемы:
Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др. Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.
Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре.
В 1982 году Г. Теджфел издает книгу «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». В основе книги лежит теория социальной идентичности. Ученый предлагает модель для описания социально-психологических понятий и явлений. К ним относятся межгрупповые конфликты, межэтнические стереотипы, языковая дифференциация, социальная справедливость, ксенофобия. Исследования Г. Теджфела стали известны и популярны в научных кругах. Ученые, исследующие область социальной психологии, до сегодняшнего времени дискутируют о соотношении личностной и социальной идентичности.
Личностная идентичность
Традиционно под социальной идентичностью личности понимают совокупность индивидуальных свойств, которые выделяют одного человека и отличают его от других. Часто личностная идентичность рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к социальной группе. При этом у него появляются, свойственные этой группе, качества. В итоге не до конца понятно, что есть личностная идентичность в каждом конкретном случае.
Сегодня термин «идентичность» широко применяется в гуманитарных науках. С точки зрения методологии идентичность – предмет исследования, идентификация – объяснительный принцип. Но существуют и другие толкования этих терминов.
Личность одновременно может принадлежать к нескольким социальным группам, это существенно влияет на изучение социальной идентификации как явления. Идентичность не является изначальным свойством, она формируется и выражает некое отношение человека к себе в условиях многообразия окружающего мира. Есть точка зрения, что идентичность присуща только отдельным людям, группа не может обладать идентичностью, если только метафорически.
В 1980-х годах термин «идентичность» стал использоваться, когда речь заходила о субъектах международных отношений. Здесь имеется ввиду конкурирующая идентичность, например, христианская, исламская. Такого рода идентичности не являются устойчивыми, их нельзя использовать для исследований эмпирического характера. Поэтому предметом изучения становятся индивиды, а групповая идентичность остается абстрактным понятием, которое применяется в широком философском смысле.
Типы социальной идентичности
Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.
Этническая идентичность
В обществе изменилось отношение к национальной общности, к которой принадлежит человек, происходит угасание или, наоборот, яркое проявление этнической идентичности. Идентичность по этническому признаку чаще всего формируется не в результате наличия некоего национального качества, а в процессе индивидуального самоопределения. Так фамилия человека, имеющая ярко выраженный этнический признак, вовсе не определяет его идентичность. Для самоопределения человека по национальному признаку этого недостаточно, хотя, если в обществе имеются явные этнические противоречия, даже фамилия может иметь значение.
Гендерная идентичность
Данный тип социальной идентичности формируется в раннем детстве, по мере того, как происходит физиологическое развитие человека. Наиболее устойчивый тип, но может изменяться в силу определенных биологических причин и социальных факторов. Примером могут служить люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сексуальная идентичность – явление очень сложное, требующее пересмотра ценностей, смыслов. Этим объясняется противостояние в сегодняшнем обществе, а также борьба за установление норм и правил адекватной гендерной идентичности. Эта проблема существует за рамками социальной психологии и требует подробного анализа с учетом компетенций юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.
По результатам многочисленных исследований именно гендерная, возрастная, этническая идентичности являются центральными звеньями социальной идентичности личности в целом. Проблемы в этих звеньях могут приводить к тяжелым последствиям для полноценного развития и существования личности: разрушать психику, разум, здоровье.
Профессиональная идентичность
Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т.д.
Профессиональная идентичность зависит во многом от внешних причин еще и потому, что развивается экономика, появляются новые производства, меняются условия труда и содержание профессиональной деятельности. В этой сфере важны и полезны такие прикладные психологические направления, как профориентация и профконсультирование. Психолог, занимающийся этими вопросами, должен оказать помощь человеку в его профессиональном самоопределении.
Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.
Межгрупповые отношения рассматриваются социальными психологами на основе социальной идентичности. Тогда становятся понятны такие феноменальные явления, такие как этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность.
Если в структуре Я-концепции членов группы лидирующую позицию занимает социальная идентичность, возникают такие межгрупповые феномены. В малых и больших группах протекают процессы, не объяснимые с точки зрения межличностного взаимодействия. Необходимо учитывать явление социальной идентичности. Только тогда эти процессы получают теоретическое логичное объяснение. Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.
Социальные стереотипы
Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.
Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.
Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.
Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.
Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.
Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.
Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.
Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности. Человек стоит перед выбором социальной идентификации, он определяет беден он или богат, молод или стар, образован или невежественен и т.д.
Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм.
Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.
Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.
Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.
Социальная идентичность
Опубликовано 10.07.2021 · Обновлено 10.07.2021
Что такое социальная идентичность?
Социальная идентичность – это имидж организации или компании, основанный на ее отношениях с клиентами, поставщиками, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Таким образом, социальная идентичность организации определяется группами, к которым она принадлежит или к которым связана, ее структурой, отраслью, к которой она принадлежит, и другими социальными факторами. Социальная идентичность компании будет влиять, как это воспринимается потребителями, поэтому социальная идентичность влияет на компании нижней строке и должны быть тесно управлять.
Ключевые выводы
Понимание социальной идентичности
Социальная идентичность компании проистекает из ее отношений, связей и представлений, заложенных в умы заинтересованных сторон и наблюдателей. Это осуществляется посредством брендинга и маркетинга, а также через отделы по связям с общественностью, каналы социальных сетей, а также собственные продукты и услуги компании.
Например, некоторые компании считают себя экологически сознательными или «зелеными», поэтому они либо производят экологически чистые продукты, либо используют «зеленые» технологии в своих производственных процессах.
Так называемые критерии ESG инвестирования (экологические, социальные, корпоративные) используются социально сознательными инвесторами, чтобы гарантировать, что они вкладывают свои деньги в компании с экологически чистым социальным имиджем.
Компания имидж бренда также является частью его социальной идентичности и более удался частично в Интернете с помощью социальных медиа каналов, таких как Twitter и Instagram, а также с помощью традиционных форм средств массовой информации и каналов связи с общественностью.
Компоненты социальной идентичности
Создание стратегических альянсов или присоединение к профессиональным ассоциациям или платформам может быть важным сигналом социальной идентичности. Например, включение публичной компании в листинг для торговли своими акциями на Nasdaq или Нью-Йоркской фондовой бирже ( NYSE ) может считаться частью социальной идентичности этой компании, которая сигнализирует о легитимности, что привлекает инвесторов.
Будучи добавленным к важному индексу капитала, такому как S&P 500, добавляет дополнительную значимость. Социальная идентичность также может относиться конкретно к имиджу компании, отображаемому на веб-сайтах социальных сетей, таких как Twitter, Facebook и LinkedIn.
У компаний теперь есть собственные проверенные учетные записи в Twitter и Instagram, которые предоставляют своим подписчикам обновления, новости и рекламные акции. Ленты Twitter некоторых компаний создали социальную идентичность на основе критического юмора, например Wendy’s Inc., которая часто ловко реагирует на публикации в Интернете. Это привлекает клиентов и придает компании индивидуальность.
Краткий обзор
Когда социальная идентичность компании подвергается негативному влиянию, очень трудно вернуть ее в позитивном свете. Именно по этой причине и по своему влиянию на чистую прибыль компания всегда должна защищать свою социальную идентичность.
Один из самых известных примеров социальной идентичности – это Apple ( AAPL ) 80-х и 90-х годов. Apple изображала свою социальную идентичность в отличие от более крупной и успешной Microsoft ( MSFT ). Apple создала для себя идентичность аутсайдера, революционера и гораздо более «крутого».
Руководители компаний или другие важные лица также могут выходить в социальные сети от своего имени, но в интересах корпораций, которыми они управляют. Когда кто-то ложно выдает себя за человека или компанию в Интернете, это считается кражей социальной идентичности.
Социальная идентичность и финансовые результаты
Когда компания имеет позитивную социальную идентичность, это влияет на ее прибыль. По мере того, как мир становится все более и более социально сознательным, инвесторы и население в целом ищут компании, которые играют положительную роль в обществе. Люди предпочитают вести дела с компаниями, которые стремятся делать добро.
И наоборот, компании с плохой социальной идентичностью подвергаются критике, остракизму и часто становятся свидетелями сокращения своей клиентской базы, что приводит к снижению продаж. Хотя нефтяные компании финансово устойчивы и сильны и могут выдержать множество штормов, они часто подвергаются сильной жаре, когда происходит разлив нефти или когда они замечены как загрязняющие окружающую среду.
Они не только несут ответственность за миллионы или миллиарды долларов, потраченных на очистку, но и часто становятся свидетелями того, как пострадали их социальная идентичность и, следовательно, их бизнес. Это становится все более серьезной проблемой для нефтяных компаний сейчас, когда чистая энергия становится жизнеспособным вариантом для многих людей.
Например, после разлива нефти BP во втором квартале 2010 года компания зафиксировала убыток в размере 17 миллиардов долларов. Генеральный директор компании ушел в отставку в том же году, и выплаты дивидендов за этот год были остановлены. Кроме того, владельцы АЗС BP сообщили о снижении количества парусов после разлива нефти.