Что такое социальная идентификация
Социальная идентификация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие идентификации
В ходе процесса социализации происходит процесс непрерывной идентификации, осуществляющейся между людьми, которые живут рядом друг с другом.
В социологических исследованиях социальная идентификация понимается как процесс отождествления индивидом себя с другим индивидом, группой, эталоном, принятым в обществе, с помощью которого происходит приобретение и усвоение норм, ценностей, социальных ролей, моральных качеств свойственных членам той социальной группы, принадлежать к которой стремится индивид.
Формы осуществления социальной идентификации
Социальная идентификация может осуществляется в различных формах:
Неизменность идентификации обеспечивается действием механизма типизации, т.е.отнесения особенностей индивида к определенным типам личности, которые утверждены в данном обществе, общности, группе. Также на идентификацию влияет механизма индивидуализации, предполагающий придание личности индивидуального, неповторимого и уникального образа. Данные механизмы тесно взаимосвязаны и воздействуют на процесс распознавания человеком тех социальных черт, которые присущи ему как социальному субъекту и индивидуальности.
Все формирующиеся в процессе социализации личности идентификации тесно связаны с основными социальными институтами, принятыми в обществе – семьей, образованием, экономическим положением. Они находят свое проявление в соответствующем поведении личности, которое отвечает требованиям общественной жизни и существующих в ней социальных институтов. Именно поэтому нарушение функционирования какого – либо социального института приводит к разрушению самоидентификации.
Соотношение типичных и индивидуальных черт личности хотя и зависит от типа социальности общества, но в большей степени зависит от самого человека, его характерологических и личностных особенностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Идентичность может рассматриваться в нескольких аспектах. В работах Эрика Эриксона были выделены два аспекта идентичности:
Личная и социальная идентификация
Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, еще острее ставит проблему личностной и социальной идентификации. Личностная идентификация — это установление и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности, о котором человек может сказать — это я. В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей. Социальная идентификация — это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой.
Как пишет В. А. Ядов, «социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, а также в самореализации, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» — референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями — результат не только межличностного, межгруппового воздействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами
и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя
с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность «атрибутировать» себя, то есть объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы „почему это моя группа?“ и что из этого вытекает»[12].
Социальная идентификация может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной и т. п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет. По мнению Мукьелли, менталитет — это совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Такие приобретенные житейские навыки служат постоянными ориентирами в нашем восприятии вещей и оценку фактов, помогая нам строить свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение.
Этническая идентификация представляет собой важнейший элемент социальной идентификации в целом. Это становится особенно очевидно тогда, когда речь идет об идентификации себя с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе неприязненное или пренебрежительное отношение. Г. и Т. Леонетти показали, что принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед каждой личностью серьезные проблемы, связанные с самооценкой. Американские психологи еще в 1930-е гг. провели опрос чернокожих и белых детей: показывая им чернокожих
и белых кукол, их спрашивали, какие из них им нравятся больше. Большинство детей (и белых, и черных) высказались в пользу белых кукол. Затем детей спрашивали, какая из кукол больше всего похожа на них,
и чернокожие дети не могли дать ответа на этот вопрос, при этом проявляя сильную эмоциональную реакцию. С одной стороны, они не могли увидеть себя в белых куклах, с другой стороны, признавать себя в черных, означало отождествлять себя с куклами, которых все дети отвергали как «плохих» и недостойных любви.
Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблемы идентифицировать себя с группой. Оценивание составленного о себе образа в результате идентификации
с низко оцениваемой обществом группой человек воспринимает болезненно, и потому люди вырабатывают разнообразные стратегии, направленные на ослабление этого эффекта. Одна из таких стратегий заключается в «интернализации обесцененного образа» — принятии себя «плохим» без протеста. Такая стратегия проявляется на уровне поведения в стремлении уйти в тень, подчиняясь окружающим, в ощущении вины: человек старается стать незаметным, быть «как все», никому не мешать и не бросаться в глаза, занимать как можно меньше места. Он может также притворяться безразличным, делая вид, что не замечает по отношению к себе признаков дискриминации. Он решает свою проблему изнутри, не принимая никаких мер к тому, чтобы изменить свое положение или положение своей группы.
Другая стратегия состоит в активном протесте против такого обесценивания. Либо человек ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оценку с помощью насмешек и презрения. Либо он старается утвердиться «таким, каков он есть», акцентируя в себе именно те черты, которые негативно воспринимаются в доминирующей культуре. Такую стратегию используют чернокожие, когда заявляют, что «черные — это прекрасно» (Камильери)[13]. Третья стратегия — это стратегия ассимиляции, означающая отказ от собственной индивидуальности
и попытку как можно больше походить на доминирующий этнический тип как внешне, так и в культурном отношении. При этом используются такие банальные средства, как, например, окраска волос и осветление кожи с помощью косметических средств, изменение имени, активное выражение презрения к собственной этнической группе. Четвертый тип стратегии состоит в своего рода компромиссе, который Камильери называет «формированием критической личности», то есть в заимствовании некоторых черт доминирующей культуры при сохранении ряда особенностей, присущих родной этнической культуре. Это проявляется в согласии с некоторыми негативными оценками своей группы и несогласии с другими.
Болезненно проходит и для человека идентификация с непопулярными в обществе социальными группами. Прежде всего, речь идет о пожилых людях, вышедших из активного возраста. Отношение к старикам
в различных обществах очень сильно варьируется — от непререкаемого уважения к «аксакалам» на Востоке до изоляции и пренебрежения. Исторически человечество также знало разное отношение к старикам. Общеизвестно, что в первобытных обществах стариков убивали, когда они становились обузой для племени.
Несмотря на то, что в наше время старость является признанной социальной проблемой и старики находятся под опекой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий. Это связано, в первую очередь, с тем, что пожилые люди не могут в большинстве случаев удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «кто я такой» подменяется для них вопросом «кем я был».
Кризис личности у стариков часто порождается самим обществом. Многие из них старость воспринимают как потерю всего, что наполняло их жизнь прежде: социальной активности, доходов, прежних социальных отношений, здоровья, многих физических и социальных возможностей.
И все же важнее всего потеря ценностей социальной идентификации.
К. Симар справедливо отмечает, что «выход на пенсию, помимо биологического старения, отнимает у индивидов всякую возможность участия
в создании доминирующих ценностей нашего общества… Именно общество лишает пожилых людей возможности соответствовать ценностям, которые оно само и выработало»[14]. Драма пожилых людей в том, что они утратили элементы, составлявшие их личность.
Отсутствие значимых ценностей вызывает у пожилого человека различные чувства. Во-первых, это ощущение собственного физического обесценивания: он уже не может быть привлекательным, стройным
и энергичным, то есть не соответствует стандартам внешности, принятым обществом как ценность. Во-вторых, его умственные возможности также снижаются, поле получаемой им информации сужается и уменьшается способность усвоить и правильно — в духе активного поколения — эту информацию интерпретировать. В-третьих, общество имеет большой арсенал средств, чтобы показать человеку, что больше ничего от него
не ждет. В современном обществе существует негласная установка, что старый человек должен мириться с той долей социального внимания, которую ему оказывают, и не требовать большего, чтобы не мешать молодым.
Есть и такая поведенческая стратегия, которая сводится к саморазрушительному стремлению «не быть обузой», когда пожилой человек замыкается в себе, считая себя недостойным любви и заботы, иногда приобретает суицидальные тенденции.
В целом, потеря социальных и культурных ориентиров, коллективный отказ со стороны общества интегрировать пожилых людей и использовать их знания и возможности приводят к тому, что у них развивается кризис социальной идентификации.
Можно было бы отдельно остановиться на проблемах социальной идентификации представителей бедных слоев общества, представителях так называемых «непрестижных» профессий и т. д., но суть в этих случаях состоит в осознании человеком зазора между адекватной личной самооценкой и принадлежностью к социальной группе, не пользующейся общественным признанием, и выработке конкретного типа стратегии, позволяющей решить для себя эту болезненную проблему.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СООТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Идентификация и самоидентификация
Понятия идентичности и идентификации особенно важно разграничивать при изучении межгрупповых отношений. Они близки по значению, однако существенно различаются как научные термины. Идентификация в общем смысле является уподоблением чего-либо чему-либо. В гуманитарных и социальных науках, в частности, в психологии, выделяют различные виды идентификации. К примеру, ее часто определяют как установление тождественности неизвестного материального объекта объекту уже известному на основании совпадения тех или иных значимых признаков. Существует и такое понятие, как личностная идентификация, или самоидентификация. Это сложившееся отношение личности к себе.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые ввел понятие идентификации. Однако именно в социальной психологии оно получило наибольшее распространение. Фрейд первоначально рассматривал идентификацию в качестве бессознательного процесса подражания. Он считал, что это один из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком (прежде всего это касается детей) схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной, религиозной, политической, расовой, этнической), нормам которой нужно следовать.
Введение
Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленный эмпирический факт.
Формирование и развитие личности
Формирование и развитие личности На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы …
Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.
Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)
Цель настоящей работы – раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:
Система личности по Генри Тэджфелу
Генри Тэджфел, английский психолог, является создателем теории социальной идентичности. Он внес существенный вклад в изучение психологии отношений между группами. В соответствии с теорией Генри Тэджфела, можно представить «Я-концепцию» личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них – личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема – групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным, этническим и другим группам. Совершающийся в человеческом сознании переход от идентичности личностной к групповой соответствует переходу от различных форм межличностных социальных отношений к отношениям межгрупповым, и наоборот.
Работы Тэджфела получили большое распространение среди ученых. Кроме того, в социальной психологии они породили дискуссию о том, какое соотношение имеется между личностной и социальной идентичностью. Эта дискуссия продолжается и по сей день.
Социальная идентичность: понятие, характеристика, виды.
. Родоначальником постановки проблемы идентичности личности считают У.Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личностной и социальной.
Однако, впервые психологическое понятие «идентичность» появилось в работе Э.Эриксона «Детство и общество». Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я», что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона –адаптация.
Роль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную.
– это самоопределение различных личностных особенностей: физических, нравственных, интеллектуальных.
предполагает внутреннюю идентификацию человека с теми группами, членом которых он является.
М.Р.Битянова определяет социальную идентичность
как результат самоидентификации человека с различными социальными категорями (группами): большими социальными категориями (раса, национальность, класс, пол и т.д.) и малыми (референтные группы и группы реального членства). Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность является важным регулятором самосознания и социального поведения.
В социальной психологии наибольшее распространение получила теория социальной идентичности, разрабатываемой Г.Тэджфелом, Дж.Тернером и др. Важнейшие характеристики:
• Социальная идентичность складывается из тех аспектов «Я», которые являются следствием восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.
• Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки.
• Социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, во многих странах традиционно принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому.
• Оценка собственной группы человеком зависит от взаимоотношений с некоторыми другими группами. В зависимости от результатов сравнения определяется положительное или отрицательное отличие своей группы от чужой и своя группа приобретает высокий или низкий престиж.
Виды социальной идентичности:
В основании такого деления лежат те или иные виды социализации.
Ценностные ориентации личности как основания для принятия личностью решений о тех или иных действиях, формах и характере поведения. Система ценностей общества и ценностные ориентации личности.
— отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Сейчас более принятым и эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ценностные ориентации. личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Ценностные ориентации личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом.
Идентичность личностная и социальная
Самоидентификация — это понятие, которое в традиционном понимании является набором индивидуальных характеристик, отличающих конкретного человека от остальных людей. Что касается идентичности социальной, то ее часто рассматривают как результат осознания индивидом своей принадлежности к тем или иным социальным группам. В процессе этого осознания человек приобретает характеристики, свойственные данным группам. Следует отметить, что как на эмпирическом, так и на практическом уровнях порой бывает трудно разграничить такие понятия, как личностная и социальная идентичность. Исследователи часто вынуждены задумываться о том, с чем они имеют дело.
Типы социальной идентичности
Термин «идентичность» в современных гуманитарных и социальных науках используется очень широко. Следует понимать, что это не свойство, которое изначально присуще индивиду. Идентичность представляет собой отношение человека к себе в мире, формирующееся и развивающееся с течением времени в условиях взаимодействия с людьми. Целый ряд психологов полагает, что она присуща лишь отдельным субъектам. Они считают, что идентичность можно приписывать группам только в метафорическом смысле.
Ученые говорят об этнической, профессиональной, политической, региональной, возрастной, гендерной идентичности и т. д. Типы могут меняться, поскольку в структуре личности значение каждого из них бывает разным. Это зависит от временных и ситуативных факторов, таких как место проживания человека, род его деятельности, возраст, образование, мировоззрение и др.
Идентификация
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелатинского identifico — отождествлять),
1) в социологии — процесс самоопределения индивида (или определения другого) в социальном пространстве, в социальных группах и сообществах, а также в системе их взаимодействий. Результатом идентификации является осознание человеком своей идентичности. Понятие было введено 3. Фрейдом («Групповая психология и анализ Эго», 1914). В социологии проблемой идентификации занимались американские социологи Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, французский социальный психолог С. Московичи, британский социолог 3. Бауман, немецкий философ и психолог Э. Фромм. Социальный и психологический механизмы идентификации — соотнесение и отождествление себя (самоидентификация) или другого с теми или иными людьми или группами (реальными или воображаемыми). Индивид в процессе самоидентификации «примеряет» на себя различные социальные образцы (модели поведения, оценки, взгляды, ценности, нормы, интересы, роли, статусы), определяя «свою» группу, в рамках которой он будет чувствовать себя наиболее комфортно. В результате групповые признаки, интересы, мнения и т.д. превращаются в компоненты самосознания личности (Г. Тажфель), она усваивает социальные стандарты мышления и деятельности (немецкий социолог Х. Абельс). Социальная идентификация может также реализовываться как эмоционально-когнитивное отождествление себя с каким-то реальным или выдуманным лицом, подражание ему и прямое копирование, что особенно свойственно детскому и юношескому возрасту.
Объективное назначение идентификации — включить индивида в систему групповых и межгрупповых взаимосвязей и взаимодействий. Её субъективная необходимость обусловлена стремлением индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту его жизни, интересов, потребностей в развитии и самовыражении перед лицом реальной или мнимой опасности, исходящей от других общностей (В. А. Ядов).
В структурно-функциональных теориях решающее значение в процессе идентификации придаётся социализации (идентификация посредством социализации абсолютно доминировала в традиционном обществе, в котором человек практически не мог выйти за рамки сословия, местной общины, наследственного профессионального занятия.) В интерпретативной социологии, в частности в символическом интеракционизме, идентификация соотносится с осознанием своей социальной позиции через а) восприятие себя другими, б) противопоставление себя другим. «Перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя» (Дж. Мид). В интегративных теориях (французский социолог П. Бурдье) идентификация понимается как взаимодействие социальных механизмов с процессами конструирования индивидом социальной реальности с помощью личностных ресурсов и предпочтений.
Идентификация выполняет интегрирующую (объединение со своей общностью) и дифференцирующую (дистанцирование от других) функции. Для стабильных социальных ситуаций характерна иерархическая идентификация, когда человек осознаёт себя членом сообществ различного уровня (человечества, народа, нации, среднего класса и т.д.). В трансформирующихся обществах идентификации могут быть нарушены, слабо коррелировать друг с другом. Человек может ощущать свою одновременную принадлежность к несовместимым группам. Поскольку процесс социальной идентификации приводит в конце концов к осознанию людьми своих интересов как членов группы, его можно рассматривать как один из механизмов социального развития, формирования гражданского общества.
Лит.: Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2005.
Для признания итогов криминалистической идентификации в качестве доказательств по делу они должны быть выражены в процессуальных актах (протокол предъявления для опознания, заключение эксперта).
Лит.: Потапов С. М. Введение в криминалистику. М., 1946; Колдин В. Я. Идентификация и ее роль в установлении истины по уголовным делам. М., 1969; Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1987-1988. [Кн. 1-2].
Этническая идентичность
Она может активироваться или угасать в результате изменения отношения человека к национальной общности, к которой он принадлежит. Чаще всего этническая идентичность складывается не в результате «приписывания» другими людьми определенного национального признака (хотя и такое бывает). Она обычно появляется в процессе осознания, индивидуального самоопределения. К примеру, если фамилия человека имеет явные этнические признаки, это еще не означает его идентичности. Этого недостаточно для самоопределения индивида как представителя определенной национальности, хотя такое тоже встречается в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.
Идентификация в философии фрейдизма?
Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:
1. Анаклитическая
Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.
2. Идентификация с агрессором
Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.
В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.
Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.
Гендерная идентичность
Она создается еще в раннем детстве в ходе биологического развития человека. По всей видимости, она может определяться не только биологическими факторами, но и социальными. К примеру, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) – очень сложное для понимания явление, так как в обществе в наши дни происходит активная борьба за определение норм и условий гендерной идентичности. Данную проблему нельзя решить в рамках социальной психологии. Она требует проведения системного анализа с привлечением мнений большого числа специалистов – культурологов, биологов, психиатров, юристов и др. Индивид и группа в настоящее время вынуждены идти на компромисс, поскольку нетрадиционная социальная идентичность человека доставляет дискомфорт многим членам общества.
Профессиональная идентичность
Еще одна важнейшая задача, встающая перед индивидом на определенном этапе, — это формирование идентичности профессиональной. Часто ученые говорят о профессиональном самоопределении. Этот процесс не завершается в юности после выбора профессии или получения образования. Человек очень часто вынужден самоопределяться в своей деятельности в течение всей жизни. Это зависит не только от самого индивида, но и от внешних обстоятельств. В качестве примера можно привести экономические кризисы. Одни профессии в результате этих кризисов оказываются ненужными, а другие становятся более востребованными. Человек вынужден адаптироваться к изменившемуся рынку труда.
Социальные группы как субъекты и объекты социальной идентификации
Социальная идентичность – это понятие, которое в современной социальной психологии является центральным для понимания специфики межгрупповых отношений. Ведь это ключевой момент, который объединяет личность и ту группу, к которой она принадлежит. Следует отметить, что социальные группы общества – феномен крайне неоднородный. Поэтому важно определить, что мы подразумеваем под этим термином.
Данные объединения индивидов выделяются по самым разным характеристикам и параметрам, несмотря на то, что имеются общие признаки социальной группы. Поэтому было бы логично предположить, что процесс социальной идентификации в своей специфике определяется свойствами групп, к которым данная личность принадлежит.
Характерные признаки социальной группы следующие:
Список литературы
Статус группы и социальная идентичность
Ученые отмечают, что те, кто принадлежит к высокостатусным социальным группам, обычно меньше задумываются над групповым членством, чем относящиеся к низкостатусным. Дело в том, что членство в таких элитных объединениях индивидов является неким эталоном. Другие социальные группы сравнивают свою идентичность с этим эталоном.
Членство в стигматизируемых, дискриминируемых, низкостатусных группах ведет к появлению негативной социальной идентичности. Индивиды в этом случае часто прибегают к особым стратегиям. С помощью различных средств ими достигается позитивная социальная идентичность личности. Они либо стремятся покинуть эту группу и войти в более высоко оцениваемую, либо сделать так, чтобы их группа стала восприниматься более позитивно.
Как вы видите, формирование социальной идентичности — сложный и многоаспектный процесс. Безусловно, он требует дальнейшего изучения.