Что такое социальная культурология
Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы
Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.
Что такое культурология?
Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.
Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:
Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.
Объект и предмет культурологии
За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:
Цели и задачи культурологии
Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:
Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.
Функции культурологии
В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:
Структура культурологии
Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.
Философия культуры
Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.
Социология культуры
Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.
Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:
Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.
Антропология культуры
Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.
Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).
История культуры
Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.
Прикладная культурология
В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.
Методы культурологии
Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:
Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.
История становления культурологии
Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.
В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.
В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.
Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.
В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.
Заключение
Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.
Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.
Социальная культурология
Социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов.
Первый уровень исследования и обобщения в социальной культурологии связан с изучением закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий ее как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный аппарат культурологии, разрабатываются методология и методика исследования феноменов культуры, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры.
На втором уровне исследования предметом анализа являются культурные системы — конкретно-исторические культуры какого-либо народа, сословия, конфессии или иной социальной группы. Важнейшими характеристиками культурных систем являются универсальность, целостность, структурная организованность, способность к саморазвитию и самовоспроизводству. Для их изучения создаются:
§ социокультурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;
§ этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку;
§ историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем (индо-буддийский тип культуры, исламскую культуру и т.п.).
Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм — базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной культуре, — и стереотипов сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях (традиция приветствовать людей при встрече), эталонных образцов и стилей (господствующих художественных стилей) и т.д. Исследователи считают, что именно культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культу рные формы распространены так широко по всему миру, что их называют культурными универсалиями.
Семиозис – процесс формирования знака или знаковой системы. Согласно Моррису, существует три измерения семиозиса: синтактика, которая направлена на изучение отношений между знаками, закономерности их сочетания и композиции в языковых конструкциях; семантика, рассматривающая отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирующая отношения и смысл знаков; и прагматика, изучающая отношения «человек-знак» и ставящая в фокус внимания практические аспекты использования знаков, знаковых систем, языков в процессе коммуникации.
Каждый из компонентов отвечает за особую сферу отношений между знаками и некоторыми иными объектами.
Синтактика посвящена изучению закономерностей построения знаковых систем, их синтаксиса, т. е. структуры сочетания знаков, правил образования и преобразования этих сочетаний безотносительно к их значениям.
Семантика имеет дело с отношениями мира знаков к объектному миру, к тому, что они означают, к объектам, к которым они применяются. Она изучает законы образования и функционирования смыслов в опосредованных знаками социальных взаимодействиях. Важнейшая задача семантического измерения семиозиса – передать верное значение объекта, используя адекватное имя.
Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями – людьми и социальными общностями. Прагматические правила определяют условия, в соответствии с которыми знаковые единицы воспринимаются и функционируют как знаки. Прагматика показывает, каким образом субъекты ком-ции интерпретируют знаки, как они используют семиотические средства в различных ситуациях, как их установки, оценки и эмоциональные состояния влияют на отбор и применение языковых конструктов.
Эти три компонента образуют, согласно концепции М., единую систему – язык. Язык – это совокупность знаков, функционирующая в соответствии с семантическими, синтаксическими и прагматическими правилами.
Чтобы ком-ция состоялась и была эффективной, необходимо, чтобы ее субъекты умели использовать синтаксические, семантические и прагматические правила, принятые в данном обществе.
Формула эффективной вербальной ком-ции Грайса. Вклад спикера в вербальную ком-цию должен быть достаточным по количеству, удовлетворительным по качеству, релевантным по структуре и адекватным по способу ком-ции.
Категория количества связана с той формулой, что вклад субъекта в ком-цию по объему информации не должен быть ни чрезмерно ограниченным, ни искусственно избыточным. Это относится как к содержанию информации, так и
Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных(и именно поэтому попавших в исторические хроники, на которых строится вся историческая наука), а происшествий, ситуаций и форм по определениютривиальных, нормальных, обыденных. То есть феноменов культурных (в социальном и этнографическом смысле), а не шедевральных (в искусствоведческом смысле, хотя последнее вовсе не предполагает непременного высокого художественного качества рассматриваемого материала). Поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют какое-тоисторическое происхождение, а культурные процессы подверженыисторическим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентрируется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление в последние десятилетия получило название исторической культурологии. Она занимает «стыковое пространство» между философией истории и культуры (как направлениями философского знания), теорией культуры (культурологической наукой как таковой), классической историей культуры (как исторической наукой), отраслевыми историями различных специализированных сфер человеческой деятельности (как правило, разделами соответствующих профильных наук), а также социологией и этнографией. Бесценную роль играет культурология в современной образовательной практике, оставаясь (наряду с историей и филологией) основой идеи общей гуманитаризации содержания среднего и высшего образования, целенаправленной и регулируемой социализации и повышения уровня национально-культурной компетентности подрастающего поколения. На сегодняшний день единственной системно организованной дисциплиной комплексной социализации и инкультурации молодежи в системе образования осталась только культурология (теория и история культуры).
Историческая культурология является одним из наиболее перспективных направлений современной науки, преследующим цели комплексного изучения человека и общества путем анализа исторических процессов и результатовформирования, функционированияитрансляции культурыкак основного содержания совместной жизни и деятельности людей, создателей и трансляторов тех или иных компонентов этого опыта.
В силу комплексного характера исследовательских задач, историческая культурология неизбежно является межпредметной областью знаний, успешно синтезируя в себе западную социальную и культурную антропологию с отечественной традицией историко-филологического изучения культуры как особой модальности человеческого бытия. В своем развитии теория и история культуры тесно и успешно взаимодействует с философией, историей, филологией, социологией, этнологией, психологией и другими науками, изучающими феномен человека и его социально обусловленное сознание и поведение.
Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы. О двойственности мира догадывались древние, заметившие, что человек не сводим к мускулам, скелету и кровообращению. Так возникла идея дуализма души и тела в человеке.
Мир человека складывается из элементов:
· Сам человек как существо историческое;
· Произведения человеческой деятельности;
· Человеческая деятельность как таковая;
· Общественные формы, в которых совершается эта деятельность.
Человеческая деятельность, иначе называемая ПРАКТИКОЙ, есть деятельность творческая. Она содержит в себе: труд, управление, общение, но также и создание произведений искусства.
Человеческое познание начинается с изучения мира природы, с естествознания. Люди исследуют природу, руководствуясь практическими соображениями. Гуманитарное знание, обращенное к миру человека, первоначально не более чем придаток к знанию естественному. Гуманитарии XIX века стараются применить биологические методы, чтобы понять мир человека. Их предшественники прибегали к помощи механики.
Центральной фигурой человеческого мира является сам человек: существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим. Любые социальные реформаторы отступают перед непредсказуемостью и сложностью человеческой натуры. Эта сложность человека преломляется в сложность человеческого мира, по отношению к которому мир природы прост.
Мир человека неповторим и в каждом индивидуальном случае и в применении к его истории. Исторический факт, в отличие от факта физического, нельзя воспроизвести заново в другое время и в другом месте.
Исследователь не в состоянии изучать мир человека объективно. Он всегда погружен в этот мир, живет его проблемами, разделяет его предрассудки.
Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей.
Гуманитарные знания всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.
Таким образом, гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.
Продукт гуманитарной науки несет в себе отпечаток личностных свойств исследователя, его культуры, его социальных инстинктов, его художественных способностей, наконец.
Все это вместе взятое делает изучение гуманитарных наук занятием повышенной сложности. Особенно это касается новых научных дисциплин, в том числе и культурологии.
Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.
Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах.
Термин ввел Джеймс Фрезер, возглавлявший первую кафедру социальной антропологии в Ливерпульском университете. [источник не указан 647 дней] К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии. Данных исследователей относят к разряду «arm-chair anthropologists» (антропологи в креслах), так как они использовали для анализа чужие наблюдения, не отправляясь в «поле» самолично.
Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма Клод Леви-Стросс.
Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского.
Они также выступили невольными родоначальниками структурного функционализма в социологии, так как их работы впоследствии использовали уже социологи, в первую очередь Толкотт Парсонс.
Мертон, Роберт Кинг позже критиковал Малиновского и Брауна, обвиняя их в некорректном использовании термина «функция», что привело, по его мнению, к дальнейшему кризису структурно-функциональной теории.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Социальная культурология
Социальная культурология выявляет принципы понимания своего общества с его переплетением норм, ценностей и представлений и одновременно способствует восприятию людьми других обществ с присущим лм своеобразием в отношении к миру, целям человеческого бытия. Именно такое взаимное изучение должно обеспечить ту степень понимания и терпимости, которая необходима для налаживания гармоничных отношений и успешного развития различных обществ. [1]
Социальная культурология предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанном на объективном и аналитическом, не погруженном, а отстраненном взгляде на культурную жизнь общества. [3]
Задачей общего нормативного курса по социальной культурологии является и выявление тех исторических принципов, которые повлияли на складывание современных социокультурных систем, но вместе с тем и раскрытие новейших перспективных тенденций, формирующих облик постиндустриального общества. [5]
Как и всякая научная дисциплина, социальная культурология располагает своей системой научных категорий и понятий, собственной терминологией, адекватно выражающей сложившуюся систему понимания социокультурных явлений. [7]
Как и в других социальных науках, в социальной культурологии существует серьезная проблема соотношения между пониманием эмпирической реальности и теоретическими конструкциями. [8]
Уже в силу того обстоятельства, что важным измерением культуры является время и именно в культуре, прежде всего, обеспечивается связь времен, решается проблема преемственности и выхода в будущее, социальная культурология является также и исторической социологией. [9]
Социальная культурология дополняет гуманитарное культуроведе-ние в общем комплексе наук об обществе и культуре. Социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностных ориентации и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества. [10]
Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В социальной культурологии инновация понимается как изобретение новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, выработка новых форм деятельности, организации общества или его институтов, появление нового стиля мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы, правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиеся повысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем авангардом, диссидентами или маргиналами [ 6, с. Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а также представители активных слоев общества, не находящие себе достойного места в существующей общественной системе. [11]
Реферат: Предмет социальной культурологии
Название: Предмет социальной культурологии Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 05:24:45 15 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 266 Комментариев: 21 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |