Что такое социальная перцепция
Социальная перцепция
Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.
Для социальной перцепции характерны следующие функции:
Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.
Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:
С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.
Механизмы социальной перцепции
Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:
Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.
Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.
Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.
Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.
Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:
В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.
Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:
При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.
Эффекты социальной перцепции
На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:
Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.
Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.
Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».
Педагогическая социальная перцепция
Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.
Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
перцепция социальная
Полезное
Смотреть что такое «перцепция социальная» в других словарях:
Перцепция социальная — (лат. perceptio восприятие и socialis общественный) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин П. с., ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения … Психология общения. Энциклопедический словарь
Перцепция социальная — [лат. perceptio восприятие и socialis общественный] восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин П. с. ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для… … Психологический лексикон
Перцепция социальная — процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия:… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.). * * * восприятие, изучение, понимание, оценка людьми, социальных обьектов (других людей, самих себя, групп, социальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.); факт социальной обусловленности восприятия … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) — (от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц.… … Российская социологическая энциклопедия
социальная перцепция — Автор. Дж.Брунер (1947 г.). Категория. Феномен восприятия. Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) Андреева Г … Большая психологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия
Социальная перцепция в местах лишения свободы — Процесс и результат формирования у человека перцептивного образа другого человека, протекающий под влиянием субкультуральных стереотипов и включающий ряд взаимосвязанных этапов: от нерасчлененного восприятия (слитности элементов и аспектов,… … Энциклопедия современной юридической психологии
Социальная перцепция
Под влиянием социальной перцепции мы разделяем людей на хороших и плохих, умных и глупых, мудрых и невежественных. Это помогает выстраивать взаимоотношения, дружбу, создавать бизнес и, в конце концов, просто радоваться жизни. Однако в феномене социальной перцепции есть много подводных камней, о которых мы и поговорим в этой статье.
Согласно Википедии, социальная перцепция (социальное восприятие) – это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Также это наука о том, как люди формируют впечатление и делают выводы о других людях как о независимых личностях.
Мы узнаем о чувствах и эмоциях других людей, принимая во внимание информацию, которую собираем из:
Реальным примером социального восприятия было бы понимание того, что люди не согласны с тем, какими они предстают в глазах других. Это говорит о подавляющей субъективности нашего образа в наших же глазах. Чтобы получше разобраться в феномене социальной перцепции, давайте посмотрим, как именно мы принимаем решение о том, что за человек перед нами.
Механизмы социальной перцепции
Существует шесть основных компонентов социального восприятия: наблюдение, атрибуция, интеграция, подтверждение, рефлексия и идентификация. Давайте рассмотрим каждый компонент отдельно.
Наблюдение
Процессы социального восприятия начинаются с наблюдения людей, ситуаций и поведения, чтобы собрать доказательства в поддержку первоначального впечатления.
Лица – физическое влияние
Хотя общество учит нас не судить других по их физическим данным, мы не можем не составлять мнение о людях, исходя из цвета их волос и кожи, роста, веса, стиля одежды, тональности голоса и многого другого во время первой встречи.
Мы склонны судить других, связывая определенные черты лица с конкретными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, угловой подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб.
Ситуации – контекст предыдущих опытов
Люди могут легко предсказать последовательности или результаты события, исходя из степени и глубины их прошлого опыта с аналогичным событием. Способность предвосхищать результаты ситуации также сильно зависит от культурного фона человека, поскольку это неизбежно формирует типы переживаний.
Поведение – невербальная коммуникация
Невербальное общение помогает людям выражать свои эмоции, ощущения и отношение. Доминирующая форма невербальной коммуникации – микровыражения лица. Другие невербальные сигналы: язык тела, зрительный контакт, интонации. Мы пытаемся «считывать» подобные сигналы, чтобы понять для себя, что это за человек, как к нему относиться и как вести себя.
Атрибуция
После того, как мы провели наблюдение за человеком, считав сигналы, наступает время выработать выводы для определения его внутренних диспозиций.
Теория атрибуции
Значительным компонентом социального восприятия является атрибуция. Атрибуция – это использование информации, собранной посредством наблюдения для того, чтобы понять и рационализировать причины своего поведения и поведения других. Люди создают атрибуты, чтобы понять окружающий мир.
С этим феноменом связана фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей объяснять действия или поведение других людей их внутренними чертами, а не внешними обстоятельствами. Например, если человек беден, мы склонны считать, что он сам виноват в этом, хотя во многих случаях это не так. Но что более любопытно – происходящее с нами самими, мы объясняем внешними факторами. Такое отношение к другим может препятствовать появлению эмпатии.
Интеграция
Если из наблюдений людей, ситуаций или поведения не было вынесено суровое суждение, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.
Теория информационной интеграции
Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию информационной интеграции в 1981 году. Он утверждает, что впечатления человека формируются при помощи личных диспозиций восприятия и взвешенного среднего по характеристикам целевого индивидуума.
Люди используют себя в качестве стандарта или системы отсчета при оценке других. Эти впечатления, сформированные о других, также могут зависеть от текущего, временного настроения воспринимающего.
Эту теорию еще называют праймингом. Прайминг – это тенденция менять свое мнение или впечатление о человеке в зависимости от того, какие слова и образы были недавно вами услышаны и восприняты.
Неявная теория личности
Неявная теория личности – это тип модели, которую люди используют для объединения различных личностных качеств. Люди обращают внимание на различные сигналы, в том числе визуальные, слуховые и вербальные, для прогнозирования и понимания личностей других людей, чтобы заполнить пробел неизвестной информации о человеке, который помогает в социальных взаимодействиях.
Определенные черты рассматриваются как особенно влиятельные в формировании общего впечатления человека; они называются центральными признаками. Другие черты менее влияют на формирование впечатлений и называются периферийными.
Подтверждение
После создания и интеграции атрибутов люди формируют впечатления, которые подкрепляются подтверждениями и самоисполняющимися пророчествами.
Компетентность как социальное восприятие
Несмотря на то, что люди зачастую подвергаются когнитивным искажениям, они могут судить и правильно.
Рефлексия
Рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Кажется, что рефлексия имеет отношение исключительно к пониманию самого себя, однако это не так. При взаимодействии с другим человеком у нас в психике формируются предубеждения, убеждения, впечатления и когнитивные искажения. Чтобы избавиться от них и начать воспринимать информацию более объективно, нужно научиться рефлексировать.
Например, задавать себе такие вопросы:
Благодаря рефлексии вы можете понять, к примеру, что относитесь плохо к человеку по причине того, что вам испортили настроение раньше. Или что слишком идеализируете собеседника, потому что только что узнали хорошую новость, а он вам первым встретился.
Помните, что на ваше восприятие могут влиять: мышление, механизмы восприятия, поведенческие шаблоны, эмоциональное реагирование, когнитивные искажения и многое другое.
Идентификация
Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Проявляется как защитный механизм или адаптивный процесс, например, у родителей, когда они воспринимают детей как продолжение своего «я».
Адаптивный процесс формируется с самого детства. Мы хотим вобрать в себя поведение других людей, что абсолютно нормально: сначала принимаем примитивные структуры, затем – более сложные. Проблемы возникают, когда мы хотим перенять черты характера, ценности и нормы.
В нашем случае имеет значение вот что: когда мы имеем дело с человеком, на которого хотим быть похожими, то склонны идеализировать его, причем даже те черты, которые нам не нравятся.
Факторы, влияющие на социальное восприятие
Таких факторов существует два: точность и неточность.
Несмотря на то, что стремление к точности является похвальным, для нее нужны эксперименты. Разумеется, в повседневной жизни это невозможно. А на неточность целиком влияют эффекты социальной перцепции, о которых мы сейчас и поговорим.
Эффекты социальной перцепции
При контакте с другим человеком мы склонны подвергаться эффектам социальной перцепции, которые еще называются когнитивными искажениями. Это те эффекты, которые оказываются ошибками мышления, вследствие чего мы принимаем неточные решения и неправильно воспринимаем человека.
Как видим, на наше восприятие людей влияет огромное количество факторов. Вывод можно сделать лишь один: не торопитесь выносить вердикт – и уж точно не убеждайте себя, что уж вы-то точно никогда не судите людей. Все это делают в той или иной степени. Поэтому будьте аккуратны и в первую очередь освойте навык рефлексии – так вы сможете задавать себе правильные вопросы относительно того, почему вы относитесь к человеку именно так, а не иначе.
Перцепция: что это простыми словами, примеры и виды, факторы
Чувственное познание – важнейший источник полезной информации для человека. Все знания мы получаем при помощи зрения, слуха и остальных чувств. И хоть наши глаза, уши и другие органы восприятия не участвуют в мышлении, именно в них начинается важнейший когнитивный процесс – познание. Часть познания, сосредоточенная в органах чувств, называется перцепцией, и именно о ней мы будем говорить сегодня.
Что такое перцепция?
Перцепция – это процесс восприятия внешних раздражителей органами чувств, непосредственно предшествующий апперцепции. По сути, перцепция – это этап восприятия, на котором ощущение уже воспринято, но ещё не осознано и не идентифицировано. А апперцепция – это этап, на котором происходит осмысление ощущения, «дорисовывание» недостающих элементов и формирование целостного образа.
Термин «перцепция» образован от латинского слова perceptio, что переводится как «восприятие». По сути, эти слова являются синонимами, но в психологии обычно используется более узкий термин «перцепция». В широком смысле под перцепцией понимается весь процесс восприятия, включая достраивание недостающих элементов целостного образа, его идентификацию и осмысление.
Виды и примеры перцепции
Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.
Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:
Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:
В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.
Перцептивные факторы
В каждую секунду мы получаем огромное количество информации от всех органов чувств. Если бы наш мозг обрабатывал всё, его ресурсы быстро закончились бы. Поэтому он фильтрует информационный шум, выбирая лишь важные сигналы. А определить, какие сигналы важны, ему помогают перцептивные факторы, которые принято разделять на внешние и внутренние.
Внешние перцептивные факторы:
Стоит отметить, что два последних фактора не являются чисто внешними, поскольку зависят от особенностей индивида. И всё же они отражают свойства объекта, пусть и в субъективном восприятии, поэтому относятся к внешним.
Внутренние перцептивные факторы:
Социальная перцепция
Социальная перцепция – это восприятие индивидом общества, себя, окружающих, социальных групп, а также всевозможных явлений, происходящих в социуме. В качестве частного случая можно рассматривать межличностную перцепцию (которую называют также перцептивной стороной общения). Адекватная социальная перцепция существенно влияет на то, насколько успешной будет личность во всех сферах жизни.
Основные проявления социальной перцепции:
На социальную и межличностную перцепцию оказывает сильное влияние психологическая совместимость людей, а также наличие характерных черт, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.
Механизмы социальной перцепции
Механизмами социальной перцепции называют естественные способы, используя которые, люди формируют своё отношение к окружающим. В психологии рассматриваются такие механизмы как:
Очевидно, что каждый из перечисленных механизмов существует не в вакууме. Они действуют совместно, но в разных случаях их значимость различается. К примеру, стереотипизация и идентификация часто работают совместно, а эмпатия действует сильнее, когда уже возникла аттракция.
Раскрытие понятия «социальная перцепция»
Роль Дж. Брунера и П. Уилсона в открытии понятия «социальная перцепция»
Взаимное восприятие людей во время общения, вместе с общими характеристиками, которые свойственны восприятию различных объектов, имеет и ряд особенностей, позволяющих вести речь не просто о восприятии, а о социальной обусловленности восприятия, или иными словами, о социальной перцепции.
Американский психолог Дж. Брунер открыл понятие «социальная перцепция». Им он обозначал факт социальной обусловленности восприятия, его отношения к характеристикам субъекта восприятия, его прошлого опыта, целей, намерений, уровня социальной значимости ситуаций и пр.
Прикрепив к понятию слово «социальный», ученый обратил внимание на то, что независимо от всех индивидуальных различий, есть общие, которые вырабатываются во время общения или в совместной жизни, социально-психологические процессы восприятия. Брунер осуществил ряд экспериментов, посвященных изучению восприятия, и показал, что на восприятие предметов, других людей влияет не только индивидуально-личностные факторы, но и социокультурные. Существует неадекватное восприятие социально значимости или незначимости объектов. Например, дети, которые растут в бедных семьях, воспринимают размер монеты больше, чем она на самом деле есть, а дети, которые росли в богатых семьях, напротив, видели монеты меньше своих фактических размеров. Эксперименты П. Уилсона показали, что точно такой же деформации могут подвергаться и образы людей.
Ученый провел ряд экспериментов, направленные на определение роста человека, последовательно представляемого в различных студенческих классах в разных ролях. Где-то человека представляли, как лаборанта, где-то как преподавателя, доцента, профессора и т.д. Исследования показали, что чем выше становился социальный статус человека, тем более высокого роста он казался людям, находящимся в аудитории.
Социальная перцепция: понятие и особенности
Социальной перцепцией является целостное восприятие различных социальных объектов, под которыми, как правило, понимаются другие люди или социальные группы.
Субъектом и объектом социальной перцепции могут выступать не только отдельная личность, но и целая группа людей. Важно отметить, что при этом появляются эквивалентные личности.
Социальная перцепция может происходить как в межгрупповом, так и в межличностном виде.
Среди особенностей социальной перцепции выделяют:
Исходя из этого понятие «перцепция» приобрело в социальной психологии широкое толкование.
В состав социальной перцепции входит восприятие внешних качеств человека, соотношение их с его личностными особенностями, интерпретация и составления прогноза на данной основе его поступков.
Особенности межличностной перцепции
Процессом социальной перцепции является деятельность субъекта, который оценивает внешний облик, психологические особенности, действия и поступки наблюдаемого лица. В результате этих действий субъект социальной перцепции складывается определенное отношение к наблюдаемому и формирует конкретные представления о поведении определенных людей и групп.
Разберем более подробно, как происходит процесс восприятия одним человеком другого, который называется межличностной перцепцией.
Чтобы оценить другого человека, мы можем воспринять исключительно ряд внешних признаков и поведение. При восприятии данных качеств, наблюдатель производит их оценку и делает выводы (в большинстве случаев бессознательные) о внутренних психологических качествах человека, за которым он наблюдает. Полученный синтез качеств о наблюдаемом объекте, дает человеку возможность вывести определенное отношение к нему. Важно отметить, что данное отношение в большинстве случаев носит эмоциональный характер.
Существует несколько функций межличностной перцепции:
Во время межличностного восприятия происходит эмоциональное восприятие другого человека, предпринимается попытка понять причины его действий, прогнозируется его поведение, выстраивается собственная стратегия поведения.
Важно отметить, что ряд личностных особенностей субъекта восприятия сильно влияют на ход межличностного восприятия. Благодаря им мы воспринимаем других людей в определенном виде. Оптимисту свойственно воспринимать других людей с положительной стороны, пессимист, напротив, видит все негативное. Между этими двумя диаметрально противоположными точками восприятия есть реалисты, которым свойственно видеть ситуацию в объективном виде. К. Роджерс отмечал, что людям, которые могут реалистично оценить себя, свойственно более эффективно совершать действия, не обращать большого внимания на свои ошибки. Эти люди полностью понимают свои недостатки и преимущества.