Что такое социальная природа

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

Что такое социальная природа. Смотреть фото Что такое социальная природа. Смотреть картинку Что такое социальная природа. Картинка про Что такое социальная природа. Фото Что такое социальная природа

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

Социальная природа человека

Описание социальной природы человека начнём с определения личности и общества.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Инстинктом называется врожденная способность совершать известные действия, полезные для индивида или целого животного вида. Инстинкты образуются в результате длинного процесса приспособления животных к окружающей их среде. В основе их образования лежит передача по наследству известных особенностей физической и психической организации животного, а потому инстинкты отличаются необычайной устойчивостью.

В жизни людей, особенно культурных, инстинкты играют сравнительно незначительную роль. Тем не менее, и здесь с ними приходится серьезно считаться. Само общение людей покоится в значительной степени на безотчетном инстинктивном стремлении. В развитии человеческих обществ аналогичную с инстинктами роль играет еще другой консервативный фактор: культурная традиция. Так называются нравы и воззрения, закрепившиеся в известном обществе путем передачи из поколения в поколение. Такие традиционные нравы и привычные воззрения также имеют тенденцию закреплять то, что оказывается полезным для данного общества людей. Но, если традиция слишком долго держится, то она может оказаться вредной, так как продолжает охранять нравы и воззрения, которые уже перестали соответствовать изменившимся обстоятельствам. При этом сила сопротивления традиции всяким нововведениям может оказаться весьма значительною. – Однако, традиция легче поддается изменениям, нежели инстинкт. Это объясняется тем, что традиция представляет собою не результат биологической наследственности, но результат долговременной передачи воззрений путем воспитания, поддержания, вообще путем психического воздействия окружающей социальной среды.

Источник

Социальная природа человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек – это представитель вида Homo sapiens, который отличается от других живых организмов наличием высшей нервной деятельности и речевой функции обусловленной второй сигнальной системы.

Человека признают биосоциальным существом. Как биологический вид он имеет все признаки и свойства живого: от способности к дыханию, до обмена веществ. Кроме того, человек может вступать в различные отношения с другими живыми организмами, например, быть хищником или являться компонентом биоценоза.

Но при этом человек существует внутри социального пространства, что, безусловно, накладывает отпечаток на его развитие и формирует отличия от других компонентов биосферы. Описание социальной природы человека целесообразно начинать с определения общества.

Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления многообразия материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.

Подобные объединения существ возможны и в животном мире, но социальная природа человеческих контактов заключается в приобретении людьми возможности осваивать элементы общественной жизни.

Только общество может позволить человеку стать личностью, усвоив некоторые образцы поведения. При этом человек руководствуется не инстинктами, но и общественным мнением, социум позволяет людям обуздать зоологические инстинкты, выработать социальный язык, воспринять обычаи и традиции, а также накопленный годами опыт общественных отношений.

Социализация человека и становление его личности

Так как в обществе человек становится личностью, то целесообразно дать определение данному понятию.

Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, личностью называют человека и индивида, который обладает следующими характеристиками:

Индивидуальность личности формируется в ходе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью становятся, прежде всего, в процессе социализации.

Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни, даже в зрелом возрасте. Успех социализации зависит от того, насколько она может усвоить ценности и нормы поведения, которые приняты в данной культуре, а также сможет реализовать собственное «Я» в процессе жизни. Окружающая среда может влиять на целенаправленный процесс развития личности путем обучения и воспитания, или непреднамеренно.

Выделяют несколько стадий процесса социализации человека (или стадий жизненного цикла):

Эти жизненные циклы связываются между собой процессом смены общественных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Согласно степени достигнутого результата социализации она может быть начальной, ранней, зрелой, продолженной.

Многие ученые считают, что человек получает социальную природу с момента собственного зачатия, даже во внутриутробном развитии. Все это обусловлено наличием второй сигнальной системы. Такого элемента высшей нервной деятельности больше нет ни у кого из существующих биологических видов на Земле. Развитие социальной природы человека связано с возникновением у человека в процессе эволюции трудовой деятельности способности к речи. Ее развитие определяет возникновение внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.

Функция данных нервных центров заключается в анализе, понимании устной и письменной речи, в контроле осмысленного произношения слов. Человеческая речь уникальна по своей сути, и она может описать происходящее в будущем, настоящем и прошлом.

Наличие речи значительно повысило способность человека отражать происходящее во внешней среде, используя опыт поколений и продолжать становление сознания и мышления. Человек мыслит словами, они отражают уровень его сознания и мышления, являются проявлением умственной деятельности.

Человек также обладает способностью к мышлению, что иллюстрирует его биосоциальную природу. Мышление позволяет при помощи слов представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям, и состоянию собственного организма.

Мысль человека является обобщенным отражением действительности. Человек также обладает способностью к абстрактному мышлению. Оно позволяет развивать не только собственные способности, но и формировать культуру, устанавливать законы природы, использовать собственные знания в практической деятельности.

Проявление всей полноты мышления заключается в процессе овладения языком, логикой, понятиями, другими продуктами общественной деятельности, которые являются критериями истинности мышления.

Человек разумный является уникальным существом и обладает членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности, многообразию духовной жизни. Человек обладает базовыми биологическими потребностями в еде, крове, воспроизведении, но вместе с тем не менее важными для него становятся потребности в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Человека даже называют венцом творения природы, что в какой-то мере справедливо.

Таким образом, социальная природа человека позволяет трактовать его как элемент общественной жизни, который выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, приобретая при этом определенные навыки, обучаясь и развиваясь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *