Что такое социальная работа
Социальная работа
Что же такое социальная работа? Одни считают ее деятельностью по изменению социальных структур, которые способствуют угнетению тех или иных групп, другие – помощью индивидам в адаптации к конкретным обстоятельствам, а если люди не могут или не хотят подчиняться существующим социальным нормам – например, в поведении или методах воспитания детей, – социальные работники обязаны использовать властные полномочия.
Социальная работа зародилась в недрах благотворительных организаций в последней четверти XIX в. С самого начала она была основана на личном контакте добровольных помощников, предлагающих практическую помощь, совет и поддержку, и нуждающихся в этой помощи, например заброшенных детей, пожилых и немощных, бездомных, пострадавших, как тогда казалось, в результате быстрого роста промышленности. Таким образом, социальная работа была составляющей социальной реформы, начатой после того, как удалось документально зафиксировать последствия урбанизации, БЕДНОСТИ и депривации для жизни городской бедноты. Первые добровольные социальные работники были приписаны к больницам, судам и тюрьмам. Другие посещали людей на дому в рамках благотворительной жилищной программы. Их методы работы используются и поныне, в частности систематический расспрос, ведение записей и разработка простейших планов вмешательства. Кроме того, тогда же были проведены различия между «заслуживающими» и «не заслуживающими помощи», теми, кому можно и нельзя помочь, что оказало сильное влияние на последующую работу.
К середине XX в. социальная работа обогатилась психологическими аспектами. Под влиянием ПСИХОАНАЛИЗА социальные работники стали уделять больше внимания раннему семейному опыту, бессознательной мотивации и корням непоследовательного и иррационального поведения. Практическим следствием стала работа над отношениями, которые складывались с отдельными клиентами и семьями. Через эти отношения КЛИЕНТЫ компенсировали свои прежние переживания и осваивали стратегии преодоления трудностей. Хотя в социальной работе по-прежнему уделяется много внимания следствиям бедности, значительное место отводится психологическим проблемам клиентов.
В конце 1960-х – 1970-х гг. социальная работа, во всяком случае частично, затронула социальную депривацию и влияние общественного устройства на проблемы клиентов. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в этот период была посвящена выражению солидарности с рабочим классом, в частности сотрудничеству с центрами занятости, общественными движениями, консультативными центрами. Что касается индивидуальных клиентов, радикальные социальные работники разъясняли им социальные первопричины проблем. Каждый этап развития оставил след в социальной работе и породил множество критических выступлений как самих специалистов, так и не причастных к социальной работе лиц. По сути дела, социальная работа многообразна и многолика, ее цели подчас столь грандиозны, что свести их к простому перечню не представляется возможным. Попытки дать определение социальной работы предпринимались давно, вот, например, как считала в 1977 г. Британская ассоциация социальных работников: «Социальная работа – это целенаправленное и этичное применение личных навыков межличностных отношений для улучшения личного и социального функционирования индивида, семьи, группы или сообщества, что обязательно включает практический опыт создания социальных условий всеобщего благосостояния».
Поскольку социальным работникам трудно объяснить свою роль в обществе, эта сфера деятельности подверглась нападкам на протяжении 1980-х гг., когда политические силы ополчились против концепции процветающего государства. В современной социальной работе пришлось отказаться от некоторых высоких целей и смириться с тем, что ряд задач в перспективе будут определены как на правительственном уровне, законодательно, так и на уровне общества наиболее настойчивыми клиентскими группами. Проще помочь людям преодолеть проблемы, если: 1) помочь потребителям четко и ясно определить свои проблемы и наметить конкретные шаги к их преодолению; 2) договориться с потребителями о разбиении крупных задач на более мелкие, которые легче решить поочередно; 3) мобилизовать ресурсы и заручиться поддержкой значимых для клиента людей; 4) достичь намеченных целей, которые предварительно были согласованы с клиентом и сформулированы в письменном виде, при активном участии в принятии решений самого клиента.
Консультирование – вид деятельности, привлекательный для многих социальных работников, в настоящее время занимает все меньшее, но по-прежнему значительное место в работе. Это терапевтическое направление вызывает критику со стороны социальных работников и представителей других профессий, оно подверглось сокращению в ряде сфер деятельности, в частности при работе с трудными детьми и в больницах. На смену интенсивному личному взаимодействию с клиентами пришла управленческая работа. Так, организация и планирование медико-социального вмешательства, когда социальный работник занимается оцениванием потребностей и приобретением услуг, внесли заметное изменение в природу социальной работы. Предположительно, это главный источник изменений в социальной работе за последние пятьдесят лет. Повышенное внимание общественности к защите прав клиентов, выписанных из психиатрических клиник, а также детей, насильственно разлученных с семьями, заставило правительство регламентировать поведение социальных работников в подобных случаях, а местные департаменты социального обслуживания – вкладывать в это направление значительные ресурсы.
Полезное
Смотреть что такое «Социальная работа» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — (англ. social work) вид профессиональной деятельности, содержание которой определяется процессами, происходящими в социально экономической, политической и духовной сферах жизни общества. С. р. заключается в оказании государственного или… … Большая психологическая энциклопедия
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Социальная работа — – профессиональная сфера, которая объединяет психологию, социальную психологию и социологию. Обычно разделяется на три широкие области социальной работы: 1. изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом особое внимание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — Профессиональная сфера, которая объединяет психологию, клиническую психологию и социологию. Социальная работа направлена на применение социально научных принципов к социальным проблемам. Хотя эту область трудно ограничить, в частности, потому,… … Толковый словарь по психологии
Социальная работа — особый интегрированный, междисциплинарный видпрофессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественныхгрупп и удовлетворение потребностей граждан на создание… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Социальная работа в исправительном учреждении — представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию … Официальная терминология
Социальная работа с осужденными (психологический аспект — ). Комплексная деятельность по обеспечению социальной помощи, поддержки, защиты осужденных в целях их исправления в период исполнения уголовных наказаний и ресоциализации после освобождения. Социальная работа основывается на международных… … Энциклопедия современной юридической психологии
социальная работа с беженцами и иммигрантами — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… … Этнопсихологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ — а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ — – специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и включающей в себя комплекс правовых, социально медицинских … Терминологический ювенологический словарь
Социальная работа
Человеческое общество неоднородно. Оно состоит из множества групп и категорий, которые различаются по возрасту, полу, материальному положению и т.д. Различия между группами регулярно вызывают проблемы. Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на ликвидацию проблем общественных коллективов. Социальные работники могут помогать разным группам людей, оказывать специальные услуги, создавать нормальную психологическую атмосферу в определенных частях общества.
Что такое социальная работа
Социальная работа – сравнительно новый вид профессиональной деятельности. Первые школы для специалистов этого рода появились на рубеже XIX и XX веков в Европе и США. Но сама идея объединения различных групп общества, помощи «группам риска» зародилась гораздо раньше.
Ещё в Средневековье монахи и священники вели благотворительную деятельность – открывали приюты для вдов и сирот, собирали пожертвования для погорельцев, жертв эпидемий. За церковью в подобную деятельность включались правительства. В России, Франции, Англии, Германии монархи создавали дома для солдат-инвалидов, приюты, учебные заведения для сирот.
В наше время данная работа охватывает множество сфер. Среди них:
Предполагается оказание моральной поддержки тем членам общества, которые нуждаются в ней. Как правило, люди считают, что подобной деятельностью занимаются только органы социальной защиты. Но потребности общества гораздо шире. Социальные работники нужны в школах, домах-интернатах, в армии, тюрьме и т.д.
Профессия «социальный работник»
Работа в социальной сфере – широкое понятие. Оно включает в себя правовую защиту самых «слабых» в общем понимании слоев населения: сирот, военных беженцев, пленников, людей с ограниченными возможностями. Специалисты организуют материальную помощь (питание, одежда и обувь, финансы) и поддерживают морально-психологически. Они оказывают первую помощь людям, перенесшим психические травмы из-за природных катастроф, разного рода вооруженных конфликтов, семейных трагедий.
Специалист по социальной работе должен иметь социологическое образование. Ему нужны хорошие знания социологии и психологии, а также смежных наук – медицины, этики, юриспруденции. В школах чаще всего работают люди, окончившие педагогические вузы.
Поскольку работники имеют непосредственный контакт с людьми, эта профессия требует особых личных качеств. Это:
Специальное образование даёт институт психологии и социальной работы. Подобные учебные заведения есть во всех крупных городах Европы. В них работают факультеты прикладной психологии и психолого-социальной работы. Студенты могут получить специальности «психология», «конфликтология», «социальная работа», «психология девиантного поведения» и др.
Работа в данной сфере объединяет в себе элементы работы юриста, психолога, социолога, медицинского работника. Работник социальной службы рассматривает все вопросы в комплексе. Кроме того, он часто выступает посредником, так как его клиенты не могут сами решить определенные задачи. Работники могут связываться от имени клиента со специалистами, с различными учреждениями, с другими клиентами.
В наши дни это востребованная работа — социальный работник найдет себе применение в государственной службе занятости, медицине, различных реабилитационных центрах, школах, отделах образования, армии, местах заключения. Существует специальная система учреждений соцзащиты. Учреждения соцзащиты действуют согласно государственной политике. Они помогают поддерживать устойчивость общества. Существует также обширная сеть общественных организаций, частных (светских, религиозных) учреждений.
Непрофессиональная форма социальной работы – волонтерство, осуществляемое по добровольному желанию человека. Волонтеры могут быть людьми разных профессий, их деятельность носит благотворительный характер. Зачастую волонтеры помогают государственным и частным организациям.
Методы социальной работы
Специалисты применяют 4 группы методов:
По другой классификации выделяют 3 группы методов. Это:
Методы приходится выбирать по категории клиента. Различают индивидуальные групповые, общинные методы.
Индивидуальные методы используют в следующем порядке:
В индивидуальном методе главное – помочь клиенту преодолеть стресс, научить его принимать самого себя.
Групповой метод означает взаимодействие с малой группой. Возможности метода очень широки. Можно использовать опыт каждого члена группы, позволить людям выйти из роли слушателей, стать помощниками друг для друга. Активно используют эту работу с группами анонимных алкоголиков, жертв различных экстремальных ситуаций, сложных общественных отношений. В групповом методе применяют творческие методы, а также семейную терапию.
Метод общинной работы используется для совместной деятельности соц. службы и различных организаций, например, культурных, религиозных, экономических.
Технологии социальной работы
Технологии социальной работы могут включать в себя множество методов. Они подходят как для группового, так и для индивидуального воздействия. Это:
Существуют специфические технологии взаимодействия с людьми, склонными к суициду, безработными, асоциальными лицами, семьями, детьми группы риска и т.д.
Используются также технологии правового информирования, духовно-культурные технологии. Это может быть создание текстовых, фото и видео материалов, организация культурно-массовых мероприятий.
Важным средством передачи информации может стать сайт социальных работников. Такие сайты содержат специальные статьи для пожилых людей, инвалидов, жертв семейного насилия, бездомных и малообеспеченных людей. Здесь люди могут связаться со специалистами, узнать важные для себя психологические и правовые аспекты.
Психология социальной работы
Любой социальный работник использует в профессиональной деятельности методики психологического взаимодействия с клиентами. Это:
Социальная работа в школе
Одно из важных направлений деятельности — социальная работа в школе. Она призвана заполнить ту нишу, которая долго выпадала из поля зрения школьных учителей.
Это поддержка особых групп – многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, сирот и детей, находящихся на опеке, школьников, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Школам нужны связи с различными институтами общества – отделами опеки и попечительства, полицией, общественными и религиозными организациями.
Решением этих задач занимается социальный педагог. Работа социального педагога предполагает составление и пополнение баз данных учащихся и их семей, организация совместной деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами семьи и школы.
Социальные педагоги занимаются с «группами риска», используя профессиональные методы – диагностику, опрос, коррекцию, адаптацию, тренинги. Клиентами могут быть не только учащиеся школ, но и их родители, учителя.
Школьный социальный педагог ведёт учёт посещаемости, выясняет причины пропусков занятий. Он посещает проблемные семьи, ведет индивидуальную работу с детьми с девиантным поведением. В обязанности этого работника входит выяснять потребность семей и детей из групп риска в материальной помощи, организовывать её получение от отдела соцзащиты и благотворительных организаций. Он следит за внешним видом учащихся, предупреждает случаи жестокого обращения с детьми.
По мере развития общества социальная работа становится всё более актуальной. Человечество неуклонно приближается к идеалу гуманного социума, предоставляющего равные права всем своим членам. Социальная работа помогает приблизить достижение этого идеала.
Что такое социальная работа?
Вячеслав Николаевич Келасьев
Заведующий кафедрой теории и практики социальной работы
Доктор философских наук, профессор
Забота о человеке свята! Настало время ПРОФЕССИОНАЛОВ в этой сфере.
Социальный работник — тот МАСТЕР, который может реально изменить общество, повысить социальное благополучие и качество жизни россиян.
Смысл жизни человека в том, чтобы самореализоваться, раскрыть все свои способности и таланты. Социальный работник (соционом) помогает человеку в раскрытии его потенциалов. Он ориентирует человека на адекватное понимание жизненного успеха, помогает достичь личного благополучия и признания со стороны других людей. Одна из важных функций профессионала социальной работы также в том, чтобы помочь человеку избегать различных рисков и угроз современного мира, помочь выстроить траекторию своего жизненного пути, активизировать свои силы и ресурсы. Его усилия направлены как на повышение качества жизни отдельного человека, так и на достижение социального благополучия общества в целом. В его распоряжении арсенал методов по изменению социальной среды, улучшению ситуации в обществе. С моей точки зрения, все это позволяет социальному работнику чувствовать значимость своей профессии и наполняет его жизнь высоким смыслом.
«Если кто-нибудь скажет, что любовь и мир — это клише, которое ушло вместе с шестидесятыми, это будет его проблемой. Любовь и мир вечны». Джон Леннон
«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Марк Твен
«Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности». Наполеон Бонапарт
Ирина Первова, д. соц. н., к. психол.н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, координатор межвузовской программы российско-американского взаимодействия
В современном постоянно меняющемся мире с его нестабильностью, экономическими кризисами и блокадами, войнами и террористическими угрозами социальная работа занимает все более значимое место для населения всех стран. Население, особенно его наиболее уязвимые группы, не в состоянии самостоятельно справиться с вызовами современности, и роль социальной работы в качестве платформы, удерживающей отдельных индивидов и социальные группы, от проваливания в океан эксклюзии — объективна и признана.
Социальная работа в России, в ее настоящем прочтении, является относительно молодой дисциплиной, и поэтому опыт зарубежных стран в этой области социальной действительности чрезвычайно важен для дальнейшего развития, совершенствования технологий работы и научной деятельности. В связи с этим обмен знаниями и опытом с зарубежными учеными и практиками в виде совместных исследований, ознакомительных и учебных практик особенно важен как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов.
Имеющиеся научные связи кафедры теории и практики социальной работы со специалистами в данной сфере таких стран как Австрия, Великобритания, Индия, Испания, Италия, Португалия, США, Финляндия, Швейцария, ЮАР и др. взаимно обогащают научную и учебную деятельность соответствующих департаментов, способствуют более успешному и целенаправленному усвоению учебных пограмм как магистров, так и бакалавров, а также развитию их социальной активности и креативности.
Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях. Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом.
Современное понимание социальной работы закреплено в «глобальном» определении, сформулированном Международной Федерации социальных работников (IFSW):
«Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия» (International Federation of Social Workers (IFSW), Global Definition of Social Work, 2014).
«Социальная работа сегодня — это сфера инновационных технологий, креативных подходов, возможностей карьерного роста, и самое главное, социальная работа — это реальная помощь людям. в том числе нашим близким». Ольга Бородкина, д. соц. н., профессор кафедры теории и практика социальной работы, эксперт учебно-методического объединения вузов России по направлению «Социология и социальная работа», со-организатор Международной Летней Академии «Социальная работа и общество»
«Социальная работа — эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. В начале своего существования социологи-основатели хотели понять как можно переустроить мир, а сегодня социология отказалась от такой повестки и занимается только социальной диагностикой. А социальная работа занимается именно этим, т. е. улучшением общества, пусть и на микроуровне». Ирина Григорьева, д. соц. н., к. филос. н., профессор теории и практика социальной работы, член редколлегий «Журнала социологии и социальной антропологии», «Журнала исследований социальной политики»
«Социальная работа является деятельностью родственной врачеванию. Разновидностью социальной работы является медико-социальная работа, направленная на охрану и поддержку физического и психического здоровья (индивида, коллектива, населения в целом), способствующая достижению ими социального благополучия. Медико-социальная работа представляет собой организованную высокопрофессиональную деятельность в лечебно-профилактических учреждениях и вне их с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы». Василий Середа, д. мед. н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, президент Межрегионального общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века», консультант ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН ).
Социальная работа
Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.11.2010 |
Размер файла | 25,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.
Профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.
Проблему целостного постижения человека как объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления.
Важнейшим философско-социологическим основанием используемой в социальной работе системы гуманистической психологии является именно требование целостности осмысления человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.
Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.
Задачей настоящей работы является изучение структуры социальной работы. Ведь социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, функции.
1. Объекты и субъекты социальной работы
Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.
Рассмотрим некоторые объекты социальной работы.
1.Пенсионеры и инвалиды. Демографическая ситуация последних десятилетий характеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизации привлекает внимание к положению пожилых в современном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.
Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.
Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. Одной из эффективных мер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.
Субъекты социальной работы:
С принятием концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».
3. Специалист по социальной работе
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
4. Общественные и благотворительные организации
Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной Думой.
Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан.
2. Основные функции социальной работы
Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной.
Понятие “функция” пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие основные функции этой работы:
3.Содержание и средства социальной работы
Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.
На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и прочее.
В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.
Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д.
4. Управление и цели социальной работы
Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.
К основным целям социальной работы можно отнести:
-увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
-создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
-адаптация или реадаптация людей в обществе;
Исходя из вышеизложенного, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, объекта, содержания, средств, управления, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.
Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.
Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме не создана.
Рассматривая систему социальной работы, важно понимать, что она сводится к системе деятельности. Её можно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах.
Список использованной литературы
4. Энциклопедия социальной работы: В 3т.-М.,1993.
5. Основы социальной работы: Учебник. Отв. ред. П.Д.Павленок.-2-е издание-М.:ИНФРА-М,2002.
Подобные документы
Социальная работа как область научного познания. Уровень логических построений и абстракций. Сущность теории социальной работы в системе наук. Межпредметные связи. Организационно-распорядительный метод социальной работы. Субъекты социальной работы.
контрольная работа [59,6 K], добавлен 17.01.2009
Сущность, субъекты и объекты социальной работы. Классификация социальных услуг по содержанию. Мировые исторические корни социальной работы. Становление и развитие социальной работы в Германии, степень защищенности населения. Проблемы социальной работы.
презентация [4,0 M], добавлен 09.12.2011
Теоретические основы социальной работы в здравоохранении, цели, функции и объекты. Социальная работа в наркологии, особенности разработки мероприятий по оказанию помощи наркозависимым. Организация медико–социальной работы и профилактики в онкологии.
реферат [22,6 K], добавлен 15.05.2010
Характеристика сущности социальной работы. Классификация объектов социальной работы, которые возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе. Группы населения, как субъекты социальной работы.
реферат [17,0 K], добавлен 29.11.2010
Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.
реферат [25,6 K], добавлен 08.10.2014
лекция [18,2 K], добавлен 20.02.2010
Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.
реферат [63,7 K], добавлен 13.10.2008